DOI: 10.15293/1813-4718.1806.10 УДК 378+65.0
Широкова Марина Сергеевна
Старший преподаватель кафедры профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-00018120-6761, Екатеринбург
Днепров Сергей Антонович
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0003-3968-6057, Екатеринбург
СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Аннотация. Проблема и цель. Общеизвестно, что экономика - это реализация системы знаний в целях улучшения качества жизни большинства населения. К сожалению, сегодня экономика России не стремится соблюдать интересы большинства. Она ориентирована на личностное обогащение отдельных граждан. Мировой исторический опыт показывает, что усиление социального неравенства неизбежно приводит к социальным катастрофам. Для того чтобы этого избежать, необходимо изменить мировоззренческие позиции будущих специалистов экономических сфер, в первую очередь финансистов. Одним из шагов, которые с этой целью можно предпринять, является формирование профессионально-нравственных ценностей в процессе высшего образования.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выяснить в первую очередь то, насколько хорошо студенты знакомы с ценностями профессионального сообщества.
По результатам был сделан вывод: уровень знаний профессионально-значимых понятий довольно низок. Студенты не видят в этих понятиях профессионально-нравственных ценностей. Необходимо продолжить исследование сформированности профессионально-нравственных ценностей будущих бакалавров по профилю «Финансовый менеджмент».
Ключевые слова: образование, студенты, уровень знаний, экономика, профессионально-нравственные ценности, финансисты.
Актуальность. В Послании к Федеральному собранию 2014 г. Президент РФ В. В. Путин отметил: «Качество, масштаб российской экономики должны соответствовать нашей геополитической и исторической роли. Надо вырваться из ловушки нулевых темпов роста, в течение трех-четырех лет выйти на темпы роста выше среднемировых» [13]. Среди резервов повышения эффективности национальной экономики важнейшую роль призваны сыграть кадровые резервы, которые обеспечат не только количественный рост экономики, но и качественный, когда коммерческие транзакции будут совершаться
не только ради получения максимальной прибыли, но и с обязательным учетом нравственных ценностей, нацеливающих предпринимателей на снижение социальных, экологических, политических и юридических рисков (осознанной угрозы) для репутации предприятий. Репутация предприятия становится важнейшим нематериальным активом предприятий. Как же репутация влияет на состояние финансов? Как обеспечить повышение репутации предприятия педагогическими средствами?
Общеизвестно, что неотъемлемой частью экономики страны и важнейшим инструментом реализации как государ-
ственной, так и экономической политики каждого предприятия являются финансы. Однако далеко не все участники рыночных отношений сознают, что финансы -это сфера морального долга, повышенной ответственности и особого риска всех участников этих отношений. Современные глобальные условия характеризуются частыми, иногда непредсказуемыми экономическими кризисами и длительными периодами стагнации экономики. Поэтому сегодня, как никогда раньше, важна работа финансового менеджера на основе нравственных ценностей. Соответственно повышаются требования к выпускникам вузов, обучающимся по профилю «Финансовый менеджмент».
Современный финансовый менеджер осуществляет свою профессиональную деятельность в условиях повышенных рисков доходящей до бесконечности информационной множественности, ситуативной неопределенности и жесткого ограничения ресурсов, в первую очередь временных.
Во-первых, для современной экономики характерна информационная множественность, когда в режиме реального времени на рынке предлагается не один десяток вариантов товаров и услуг, а сразу несколько сотен. Финансовому менеджеру необходимо решить проблему соотношения «цена -качество» не только в пользу более низкой цены, но и что очень важно - высокого качества, которое, в отличие от цены, не имеет количественного критерия, а во многом определяется субъективными признаками и показателями, среди которых важное место занимает репутация предприятия.
Во-вторых, совершение оптимальных финансовых транзакций затрудняет царящая в экономике ситуативная неопределенность, когда многие критерии и показатели производства и технические характеристики наукоемких товаров, играющие определяющую роль для совершения транзакций, изменяются почти молниеносно. Это положение характерно для быстроизменяю-
щейся экономики не только в ближайшей, но и в среднесрочной и особенно - в отдаленной перспективе.
В-третьих, несмотря на обилие предложений, финансовому менеджеру в современных реалиях приходится действовать в условиях острой нехватки ресурсов, в первую очередь - финансовых и временных. С одной стороны, кризисное развитие экономики ограничивает доступ к «дешевым» финансам, которые не так давно предоставляли западные банки, а с другой стороны - усиление конкуренции заставляет принимать ответственные решения в более сжатые сроки, а для этого приходится выполнять финансово-экономические, организационно-управленческие, научно-исследовательские проекты в сфере экономики.
Для противодействия неблагоприятным вызовам современной экономики финансовому менеджеру необходимо не просто обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально значимыми личностными качествами, сформированными на основе профессионально-нравственных ценно -стей, которые имеют дуальную природу. С одной стороны, они детерминированы потребностями, интересами, социальными установками индивида, а с другой стороны, ценности - это все, в чем человек видит индивидуальный личностный смысл или значимость - общественный смысл.
Профессионально-нравственные ценности, будучи проверенными практикой, приобретают для людей характер нравственных норм и поэтому выступают регуляторами отношений между ними, определяя формы их взаимоотношений и поведения.
Общепризнанные и устойчивые профессионально-нравственные ценности являются регуляторами профессиональной деятельности индивида и профессиональных команд, потому что становятся моти-вационной основой развития и становле-
ния профессионального мировоззрения. От того, какими профессионально-нравственными ценностями располагает индивид или производственный коллектив, всецело зависит личностный и профессиональный рост, модели поведения в конкретной реальной проблемной ситуации и тип отношений в профессиональной среде.
Научная экспозиция введение в проблему. Общеизвестно, что все специалисты в своей профессиональной деятельности, так или иначе, руководствуются ценностями профессиональных сообществ, к которым они относятся. В настоящее время существует немало исследований таких ценностей. Среди них большую долю занимает анализ профессионально-нравственных основ деятельности педагогов [3; 10; 14; 15], социальных работников [1; 9], медиков [2; 5], военнослужащих [7; 12; 16], полицейских [4; 6; 8; 11]. Такой интерес, очевидно, связан с высокой социальной ответственностью людей, занимающихся общественно-значимыми видами профессиональной деятельности.
Несмотря на большой путь развития, который прошло общественное сознание - от ненависти к недоверию; до уважения к профессиональной деятельности финансиста пока довольно далеко. Она до сих пор воспринимается многими людьми с негативным оттенком. Принято считать, что главной целью финансистов является лишь максимизация прибыли собственников предприятий любыми доступными средствами. Какую роль в их деятельности играют профессионально-нравственные ценности? Любое предприятие, каждая отрасль экономики и государство в целом не могут развиваться, да и функционировать без грамотно налаженной финансовой системы. Финансовый менеджер осуществляет управление этой системой финансовыми методами, с опорой на финансовые законы, а любые законы имеют в своей первооснове нравственность.
Исследовательская часть. Мы обрати-
лись к экспертам-практикам, менеджерам финансовых служб промышленных предприятий различных отраслей, бюджетных и финансовых учреждений Верхнекамского промышленного региона Пермского края. Все они имеют соответствующее профессиональное образование, стаж работы по специальности более 15 лет, занимают должности на различных уровнях управления и время от время выполняют экспертные функции.
Экспертам было предложено составить список из наиболее важных экономических понятий, в которых отражены профессионально-нравственные ценности в виде дескрипторов нравственно-правовых основ экономической деятельности [17]. Так, например, все эксперты-практики среди профессионально-нравственных ценностей в первую очередь выделили «первичную документацию» и «сводную бухгалтерскую документацию».
Первичная бухгалтерская документация является фундаментом бухгалтерского учета предприятия. На ее основе составляются бухгалтерские проводки и формируется сводная бухгалтерская документация, которая обрабатывается и обобщается в целях получения целого ряда экономических показателей, объективно характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Именно она ложится в основу годовой финансовой бухгалтерской отчетности.
Нравственная сторона этих профессиональных ценностей отражает порядочность, добросовестность и достоверность работы финансиста, что позволяет избежать искажения финансовой информации, недостоверности учета, отчетности предприятия и гарантирует «прозрачность» его деятельности как для надзорных органов, так и для деловых партнеров.
Вышеупомянутая годовая финансовая бухгалтерская отчетность так же является особой профессионально-нравственной ценностью финансиста. Нравственная
сторона этой ценности заключается в том, что в агрегированной форме проявляются результаты решений, принятых менеджерами в определенный период времени и оказавших непосредственное влияние на текущее и перспективное состояние предприятия.
Нравственная сторона такой профессиональной ценности, как «законодательные и нормативные акты» состоит в том, что морально-нравственные нормы тесно взаимосвязаны с правовыми нормами, лежащими в основе финансового законодательства, нарушение которого неизбежно влечет за собой конфликты интересов бизнес-партнеров. В настоящее время финансовые взаимоотношения, по причине недобросовестного отношения финансистов к соблюдению законодательства, нередко характеризуются частыми случаями хищений в форме финансового мошенничества.
Морально-нравственная сторона «денежных средств», которые были определены экспертами в качестве их профессионально-нравственной ценности, являющиеся инструментом осуществления финансовых операций, заключается в том, что они являют собой адекватное и справедливое мерило количества и качества труда человека и его ценности как для предприятия, так и общества в целом, обеспечивая, таким образом, достойное качество жизни человека. К сожалению, сегодня деньги рассматриваются многими не как инструмент и средство достижения цели, а как самостоятельная цель жизни, которая безжалостно подавляет все остальные ценности.
Эксперты-практики выделили такую профессионально-нравственную ценность, как «налоги, сборы и отчисления». Ее нравственная сторона отражена в принципах справедливости и добросовестности. Налоги являются основным источником дохода государства, эти принципы означают всеобщий характер налогообложения и такое же всеобщее равенство
перед налоговым законодательством всех налогоплательщиков. Справедливость -в установлении государством, в лице Министерства финансов, налогового бремени адекватного доходам налогоплательщиков, а добросовестность - в полном и своевременном осуществлении этих платежей налогоплательщиками. Следование принципу добросовестности говорит о высокой социальной ответственности предприятия, в лице его финансистов.
Такая профессионально-нравственная ценность финансиста, как «выручка», а точнее ее наличие или отсутствие, не просто является показателем выполнения плана реализации продукции или оказания услуг. Выручка - основной источник финансовых поступлений на предприятие, от своевременности этих поступлений напрямую зависит стабильность работы предприятия в целом. Именно этим и обусловлена нравственная сторона этой ценности. Выполнение плана реализации продукции гарантирует покрытие необходимых обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, своевременную выплату заработной платы сотрудникам, покрытие всех видов издержек, связанных с выпуском и реализацией продукции. А значит, добросовестная работа по четкому ее планированию и контролю, так же является свидетельством высокой социальной ответственности бизнеса.
Эксперты-практики к своим профессиональным ценностям отнесли «расходы» и «себестоимость». Главное их отличие в том, что себестоимость - это всегда расходы, но расходы - не всегда себестоимость. Себестоимость - это сумма всех затрат предприятия, непосредственно связанных с производством и реализацией продукции. Эти затраты покрываются из выручки, а все что остается после их покрытия - финансовый результат деятельности предприятия (прибыль или убыток). Нравственная сторона этой ценности определяется ответственностью финансиста.
Намеренное завышение показателей себестоимости приводит к занижению прибыли, и как следствие - занижению суммы налога на прибыль. Следует помнить, что прибыль - это не просто гарантия материального благополучия собственников предприятия, это в первую очередь - возможность его развития в технологичном, экологическом, интеллектуальном и других направлениях. Завышение расходов, напрямую не связанных с производством и реализацией продукции, сокращает для предприятия эти возможности, а иногда и вовсе лишает их.
Финансовый результат деятельности предприятия, конечно, также был определен экспертами в качестве их профессионально-нравственной ценности. Прибыль - основная цель любого предприятия. В погоне за прибылью (желательно сиюминутной) зачастую нарушается законодательство, попираются нормы техники безопасности и экологические нормы, вводятся в заблуждение потребители продукции и т.д. Такая философия сиюминутной выгоды, к сожалению, не редкость. Но на ней никогда не построить долгосрочного бизнеса с высокой репутацией.
Репутационый капитал предприятия (goodwill) является гарантом рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и высокой деловой активности предприятия. Благодаря репутации значительно упрощаются переговоры, поставщики охотнее предоставляют скидки на свои товары и услуги. Поэтому деловая активность предприятия сопряжена с его деловой репутацией. Чем выше репутация, тем выше уровень эффективности использования капитала предприятия. Поэтому эксперты практики включают ее в совокупность своих профессионально-нравственных ценностей. С точки зрения экономики она оказывает непосредственное влияние на показатели рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости
предприятия, а с нравственной точки зрения - характеризует качество управления предприятием. Вот почему понятие «репутация» относится к числу важнейших профессионально нравственных ценностей финансового менеджера, как и понятие «рентабельность». Им руководствуются все представители этой профессии в своей каждодневной работе, поскольку оно составляет регулятивную основу их деятельности. «Нравственность» этого понятия заключается в том, что оно отражает не только экономическую, но и обязательно -гуманистическую сторону предприятия, так как учитывает все расходы, в том числе на заработную плату, расходы на социальную сферу, поддержание благоприятной экологической обстановки и т. д.
Финансовая устойчивость как профессионально-нравственная ценность финансовых менеджеров характеризует, с одной стороны, самостоятельность и независимость предприятия, а с другой - роль менеджера как посредника в отношениях между предприятием и потенциальными кредиторами и инвесторами. Заемные и привлеченные средства вкладываются в различные виды ресурсов (материальные, трудовые, интеллектуальные и др.), в результате использования этих ресурсов улучшается качество производимой предприятием продукции (работ, услуг), а, следовательно, улучшается качество жизни конечного их потребителя. Основная задача финансового менеджера - скоординировать эти отношения таким образом, чтобы заемные источники финансирования привлекались предприятием лишь в тех пределах, в которых оно может обеспечить их полный и своевременный возврат.
Все рассмотренные понятия характеризуют уровень социальной ответственности, детерминированный профессионально-нравственными ценностями финансового менеджмента. К сожалению, профессиональное образование будущих бакалавров
менеджмента до сих пор осуществляется без опоры на профессионально-нравственные ценности профессионального сообщества. В процессе образования мы делаем главный акцент на запоминание и закрепление профессиональных понятий в системе профессиональных знаний будущих бакалавров, тогда как упор необходимо делать именно на объяснении ценности этих понятий, поскольку даже самое закрепленное понятие со временем может быть забыто, ценность же усвоенного смысла сохраняется надолго, если не навсегда.
Сегодня процесс разработки учебных планов высшего образования бакалавров и логика их построения отданы на откуп самим образовательным организациям. К сожалению, это существенно затрудняет создание опоры на профессионально-нравственные ценности. Перемена местами образовательных дисциплин в учебных планах или поспешная замена одной дисциплины на другую нарушают логику последовательности их преподавания и межпредметные связи, затрудняя усвоение студентами теоретического и практического материала, который должен раскрыть для них личностный смысл этих ценностей. Тем не менее, в процессе изучения экономико-правовых дисциплин существуют до сих пор нереализованные возможности формирования таких ценностей. Сегодня пока не используется ресурс интеграции морально-нравственной составляющей в профессиональное образование будущих финансовых менеджеров.
Формирование профессионально-нравственных ценностей затрудняется тем, что в настоящее время не существует универсальной методики выявления уровня их сформированности у будущих бакалавров. Необходимо выяснить, насколько хорошо с ценностями профессионального сообщества знакомы будущие финансовые менеджеры. С этой целью весной 2016 г.
студентам, обучающимся по направлениям, связанным с управлением финансами, была предложена открытая (т. е. без вопросов в тестовой форме) анкета, содержащая перечень профессиональных ценностей, определенных ранее экспертами-практиками. Задача студентов заключалась в том, чтобы самостоятельно раскрыть сущность каждого понятия и определить область его применения в профессиональной деятельности. Общее количество опрошенных студентов достигло 106. Все они студенты 3-4 курсов обучались на очных и заочных отделениях трех университетов: Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), Пермского государственного национального исследова-тельскогоуниверситета(филиалг.Березники) и Уральского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Екатеринбург). В процессе оценки знаний была применена пятибалльная шкала.
Результаты исследования. В результате обработки полученных данных, в качестве показателя, определяющего уровень знаний опрошенных, за каждое определение понятия была выведена средняя оценка (табл. 1).
Анализ оценки знаний опрошенных студентов в целом показал удовлетворительный уровень знаний. Самые серьезные затруднения у респондентов вызвала такая ценность, как «Сводная бухгалтерская документация», «Финансовая устойчивость» - средняя оценка 2,7 балла, и «Деловая активность» - 2,6. Лучше всего (3,3) опрошенные студенты знают, что такое «Выручка», «Себестоимость» и «Годовая финансовая бухгалтерская отчетность».
В табл. 2 приведены средние оценки, полученные опрошенными студентами в зависимости от формы их обучения.
Таблица 1
Средняя оценка ценности понятия
Ценности Средняя экспертная оценка значимости ценности Средняя оценка знаний опрошенных студентов
Первичная документация 2 3,1
Сводная бухгалтерская документация 2,6 2,7
Законодательные и нормативные акты 4,8 3,0
Денежные средства 3 3,2
Налоги, сборы, отчисления 3,4 3,1
Выручка 3,8 3,3
Расходы 3,5 2,9
Себестоимость 4 3,3
Финансовый результат деятельности предприятия 4,8 3,2
Годовая финансовая бухгалтерская отчетность 5 3,3
Рентабельно сть 5 2,9
Ликвидность 4,8 2,9
Финансовая устойчивость 5 2,7
Деловая активность 4,7 2,6
Таблица 2 Сравнительный анализ оценок опрошенных студентов в зависимости от формы их обучения
Профессиональные ценности Заочное отделение Вечернее отделение Очное отделение
Первичная документация 3,3 3,6 2,7
Сводная бухгалтерская документация 2,9 2,5 2,4
Законодательные и нормативные акты 3,2 2,1 3,2
Денежные средства 3,4 3,3 2,9
Налоги, сборы, отчисления 3,5 3,1 2,7
Выручка 3,7 3,3 2,9
Расходы 3,3 3,3 2,7
Себестоимость 3,5 3,4 3,0
Финансовый результат деятельности предприятия 3,5 3,4 2,8
Годовая финансовая бухгалтерская отчетность 3,6 3,1 3,3
Рентабельность 3,0 2,4 2,9
Ликвидность 2,9 2,9 2,9
Финансовая устойчивость 2,9 2,7 2,5
Деловая активность 2,9 2,5 2,3
Итого средняя 3,26 2,97 2,8
Как видно из табл. 2, самые худшие знания показывают студенты дневного отделения, их общий средний балл - 2,8. Самая низкая полученная ими оценка - 2,3, а самая высокая - 3,3.
Наилучшие знания выделенных профессиональных ценностей показали студенты заочники. Их общая средняя оценка 3,26 балла. У них самые большие затруднения с ответами вызвали такие ценности, как «Сводная бухгалтерская документация», «Ликвидность», «Финансовая устойчивость», «Деловая активность» (средний балл среди заочников 2,9). В общем же оценка знаний профессиональных ценностей студентов заочников укладываются в интервал (2,9 - 3,7).
Студенты вечернего отделения показали общий средний балл ниже, чем студенты заочники (2,97), и их оценки сводятся к интервалу (2,1 - 3,6). Всего 2,1 балла получили при определении такой профессиональной ценности, как «Законодательные и нормативные акты». Вечерники, показали довольно высокий балл, дали определение и указали область применения такой ценности, как «Первичная документация».
Как уже было сказано, в опросе участвовали студенты 3 и 4 курсов, в опросных листах им были предложены уже известные, изученные ими понятия. Почему же они показывают такой низкий уровень знаний?
На наш взгляд, такие расхождения в оценках получились потому, что студенты заочного и вечернего отделений имеют некоторое практическое преимущество перед студентами дневных отделений, поскольку большинство из них, как правило,
уже имеют среднее профессиональное образование и работают по специальности, а значит, имеют практические навыки и определенный опыт в профессии. Они основывают свои ответы именно на этом опыте, но он, как видно, недостаточен, из-за того, что выполняемые ими на рабочих местах финансовые операции, как правило, узкоспециализированные. Кроме того, эти операции автоматизированы. Финансисту, выполняющему их, важнее знать, что именно надо сделать, не задумываясь, почему это нужно делать именно так, а не иначе.
Теоретическая подготовка студентов очного отделения оказалась несколько лучше, поскольку у них довольно большой объем аудиторных часов по сравнению с заочниками и вечерниками, но практического опыта им не хватает. В результате чего, в случае, если теория позабылась -ответа нет.
Заключение. Необходимо отметить, что в целом все студенты, к сожалению, показали довольно невысокие знания профессионально значимых понятий, на этом основании можно предположить, что и ценность их тоже будет невысока. Мы продолжаем исследование в этом направлении, а пока, можно говорить о том, что, поскольку, оценивая уровень профессиональной подготовки студента-выпускника, работодатели обращают внимание на его умение применять на практике теоретические знания, то, на наш взгляд, необходимо больше внимания уделять организации практических занятий со студентами таким образом, чтобы формировалась осознанность значимости профессиональных понятий.
Библиографический список
1. Агронина Н. И. Особенности формирования профессионально-этической культуры специалиста по социальной работе в вузе // Социальная политика и социология. - 2010. -№ 4 (58). - С. 190-194.
2. Алипханова Ф. Н., Ярычев Н. У. Воспитание профессионально-нравственных качеств во
внеучебной работе у студентов медицинского колледжа. - М.: Московский институт государственного управления и права, 2017. - 156 с.
3. Бездухов В. П., Гущина А. В. Суть профессионально-нравственных аспектов воспитания будущего учителя [Электронный ресурс] // Воспитание в современном культурно-образо-
вательном пространстве: сборник статей. - Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2016. - С. 27-33.
4. Бурцева Е. В. Методические рекомендации по проведению занятий по профессионально-нравственному воспитанию с сотрудниками органов внутренних дел. - Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адм. Г. И. Невельского, 2011. - 41 с.
5. Вишневская Н. В. Теоретические основы реализации программы «Профессионально значимые ценности среднего медицинского работника» // Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монография. Сер. «Научные школы» / под ред. Н. А. Асташовой. - Брянск, 2013. - С. 152-164.
6. Денисенко С. В. Закрепление моральных ценностей в полицейском законодательстве // Онтология и аксиология права: тезисы докладов и сообщений Седьмой международной научной конференции. - Омск: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. - С. 99-101.
7. Долинский Н. И. Педагогическая система формирования нравственных качеств будущих офицеров [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2007. - 26 с. - URL: https://dlib.rsl.ru/ viewer/01003175437#?page=1 (дата обращения: 19.05.2018).
8. Ерошенков Н. В. Образовательная среда вуза МВД России в профессионально-нравственной подготовке будущего полицейского [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 11 (19). - С. 47-60. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18763982 (дата обращения: 19.05.2018).
9. Исмаилова Л. МПрофессиональная культура социального работника // Международный научно-исследовательский журнал. -2016. - № 11-1 (53). - С. 131-133.
10. Левченко Н. В. Духовно-нравственное воспитание будущих педагогов в условиях полиэтнического региона // Вестник тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 227-232.
11. МаюровН. П., Трофимова Т. А Роль тра-
диций в профессионально-нравственном воспитании сотрудника органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 2. - С. 285-287. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15273559 (дата обращения: 19.05.2018).
12. Мироненко Е. А. Духовно-нравственные ценности в воспитании военнослужащих российской армии [Электронный ресурс] // Становление и развитие профессионального образования в России в современных условиях: проблемы и перспективы: сборник научных статей межвузовской научно-практической конференции. - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2017. - С. 42-45. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=30501912 (дата обращения: 19.05.2018).
13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ law_171774/ (дата обращения: 27.11.2017).
14. Пояркова Н. В. Процессуальные характеристики профессионально-нравственного становления будущих педагогов // Известия волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 6. - С. 117-120.
15. Чеботарева И. В. Формирование системы профессионально-нравственных ценностей как основы профессиональной модели поведения будущего педагога // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Сер. Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - № 50-3. - С. 209-216.
16. Шадрин В. А. Актуализация патриотического потенциала воспитательной работы в военном институте как условие формирования готовности будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Сер. Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2016. -№ 53-11. - С. 200-205.
17. Широкова М. С., Днепров С. А. Профессиональные ценности - основа для формирования компетенций бакалавра менеджмента // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Сер.: Педа-
гогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2018. - in the Theory of Action // Toward а General № 59-4. - С. 378-388. Theory of Action. - Cambridge: Harvard UP,
18. K^khohn С. Values and Value Orientations 1951. - pp. 388-433.
Поступила в редакцию 20.09.2018
Shirokova Marina Sergeevna
Senior Lecturer of Department Professional Growth Russian State Vocational Pedagogic University, [email protected], Ekaterinburg
Dneprov Sergey Antonovich
Dr. Sci. (Pedagog.), Prof. of Department of Professional Pedagogy Russian State Vocational Pedagogic University, [email protected], Ekaterinburg
THE FORMEDNESS OF PROFESSIONALLY-MORAL VALUES OF THE FUTURE BACHELOR OF FINANCIAL MANAGEMENT
Abstract. The problem and purpose. It's common knowledge that economy is the implementation of the knowledge-based system meant to improvement life quality of popular majority. Unfortunately, as of today Russian economy is loathe to respect the interests of majority. Is oriented toward personal benefication some persons. The world historical experience is show that strengthening social disparity is necessarily lead to social catastrophe. With a view to prevent this today more than ever before take on a dimension to change the worldview of future professionals by economy area, primarily - financial industry experts. One of the moves, which we can do, is the development of professionally-moral values during the higher education.
Goal of research was that to enquire as students are competent in terms of financier's values. In accordance with any findings was made conclusion: level of knowledge professionally-valued concepts is relatively low.
It has allowed to develop a hypothesis: the students don't recognize in this terms the professionally-moral values. And in this direction we are continuing research.
Keywords: education, students, level of knowledge, economy, professionally-moral values financial industry experts.
References
1. Agronina, N. I., 2010. Formation of professional and ethical culture of future social workers. Social policy and sociology, 4 (58), pp. 190-194. (In Russ.)
2. Alipkhanova, F. N., Yarychev, N. U., 2017. Education professional moral quality in extracurricular activities have medical students. Moscow: Moscow Institute of Public Administration and Law Publ., 156 p. (In Russ.)
3. Bezdukhov, V. P., Guschina, A. V., 2016. Professional and ethical aspects of future teachers education. Education in contemporary cultural and educational space. Samara: Samara State Socio-Pedagogical University Publ., pp. 27-33. (abstract in Eng.)
4. Burtseva, E. V., 2011. Methodological rec-
ommendations upon conduction lessons at professionally-moral education with law enforcement officers. Vladivostok: Admiral Nevelskoy Maritime State University Publ., 41 p. (In Russ.)
5. Vishnevskaya, N. V., 2013. Theoretical foundations of implementation program «Profes-sionally important values of normal health work-er». Pedagogical axiology: the dominant values of modernity: a collective monograph. Ser. "Scientific schools". Bryansk, 300 p. (In Russ.)
6. Denisenko, S. V., 2015. Consolidation of moral values in the police legislation. Ontology and axiology of law: Talk abstracts of reports by VII international scientific conference. Omsk: OmA of MVD of Russia Publ., pp. 99-101. (In Russ.)
7. Dolinsky, N. I., 2007. Pedagogical system by
formation of moral quality future officer personnel: Cand. Sci. (Pedagog.). Saratov, 26 p. Available at: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003175437#?page=1 (accessed: 19.05.2018). (In Russ.)
8. Eroshenkov, N. V., 2012. Educational environment of the university the russian interior ministry in professional and ethical training of future police. Modern Research of Social Problems (electronic journal), 11 (19), pp. 47-60. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18763982 (accessed: 19.05.2018). (In Russ., abstract in Eng.)
9. Ismailova, L. M., 2016. Professional culture of social worker. International Research Journal, 11-1 (53), pp. 131-133. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Levchenko, N. V., 2013. Spiritual and moral education future teachers in a multi-ethnic regions. Bulletin of Tver State University. Ser.: Pedagogy and Psychology, 4, pp. 227-232. (In Russ., abstract Eng.)
11. Mayurov, N. P., Trofimova, T. A., 2010. Importance of traditions in the professionally-moral education law enforcement officer. Gaps in Russian legislation, 2, pp. 285-287. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15273559 (accessed: 19.05.2018). (In Russ., abstract Eng.)
12. Mironenko, E. A., 2017. Moral and spiritual values in the education of Russian forces militaries. Establishment and development of vocational education and training in Russia: problems and prospects: collection of scientific articles of the inter-university scientific-practical conference. St. Petersburg: Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen Publ., pp. 42-45. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=30501912 (accessed: 19.05.2018). (In Russ.)
13. Presidential Address to the Federal Assembly by 04.12.2014. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_171774/ (accessed: 27.11.2017). (In Russ.)
14. Poyarkova, N. V., 2008. Procession characteristics of professionally-moral establishment future teaching staff. News of Volgograd State Pedagogical University, 6, pp. 117-120. (In Russ.)
15. Chebotareva, I. V., 2016. Formation of professionally-moral values system, as foundation professional behavior pattern future pedagogue. Problems of modern Teacher Education. Ser.: Pedagogy and Psychology. Yalta: Academy (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University Publ., 50-3, pp. 209-216. (In Russ.)
16. Shadrin, V. A., 2016. Actualization patriotic potential of educational work in military institute as a condition of formation of readiness of the future officers to the patriotic education of servicemen. Problems of modern pedagogical education: a collection of scientific papers. Ser.: Pedagogy and Psychology. Yalta: Academy (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University Publ., 53-11, pp. 200-205. (In Russ., abstract Eng.)
17. Shirokova, M. S., Dneprov, S. A., 2018. Professional values - basis for formation management bachelor's behaviors. Problems of modern pedagogical education: a collection of scientific papers. Ser.: Pedagogy and Psychology. Yalta: Academy (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University Publ., 59-4, pp. 378-388. (In Russ.)
18. Kluckhohn, C., 1951. Values and Value Orientations in the Theory of Action. Toward aGeneral Theory of Action. Cambridge: Harvard UP Publ., pp. 388-433. (In Eng.)
Submitted 20.09.2018