УДК 378.02 + 316.77 В.В. Корнилова
ценностный аспект нравственного воспитания Будущих специалистов по связям с общественностью
Раскрывается ценностный аспект нравственного воспитания студентов - будущих специалистов по связям с общественностью. Сформулированы отдельные педагогические условия формирования готовности обучаемого к нравственному самовоспитанию в профессиональной сфере.
Ключевые слова: нравственное воспитание, формирование, самовоспитание, специалист по связям с общественностью, педагогические условия воспитания нравственных ценностей.
Активное социально-экономическое развитие страны, современные условия жизни в России оказывают значительное влияние на изменение ценностных ориентаций человека, повышают требования к профессиональноличностным качествам современного специалиста, возможностям личности к саморазвитию, самовоспитанию, самореализации. Эта тенденция находит отражение в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, направленных на формирование в выпускниках не только профессиональных компетенций и качеств, но и личностных нравственных позиций, позволяющих молодому специалисту продуктивнее проходить процесс социализации, адаптации к социуму.
Примером особого внимания педагогики высшей школы к нравственному воспитанию специалистов новой формации могут служить требования, предъявляемые к подготовке кадров и по такой динамично развивающейся, престижной и социально значимой специальности, как «Связи с общественностью». Ее появление в образовательных программах высших учебных заведений России было продиктовано потребностями времени, преобразовывающегося рынка труда.
Квалификационная характеристика «Связей с общественностью» исходит из требований государственного образовательного стандарта высшей профессиональной подготовки, в рамках которой деятельность PR-специалиста направлена на создание и укрепление благоприятных отношений с общественностью, формирование и управление ее мнением. Поэтому будущему коммуникатору необходимо иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в современном мире, о социально-экономических и политических последствиях; уметь устанавливать связи с людьми, организациями; помимо Конституции Российской Федерации знать этические и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе и между обществом и природной средой, учитывать их в про-
КОРНИЛОВА Виктория Викторовна - аспирант ПИ ЯГУ, ст. преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью ФЛФ.
E-mail: v. komilova @ mail.ru
фессиональной деятельности; осознавать установленные кодексами профессионального поведения нормы и правила как эталон для рассмотрения своих качеств, что является основой кадровой философии. Однако «черные» PR-технологии, так часто используемые сегодня в российской практике, ставят под сомнение нравственные качества PR-менеджеров, нанося вред имиджу специальности в целом. Вследствие этого наряду с воспитанием профессионально значимых качеств будущих специалистов по связям с общественностью, таких как целеустремленность, способность убеждать и устанавливать взаимопонимание с общественностью и социальными группами, умение выделять наиболее актуальные проблемы современного социума, прогнозировать развитие и последствия ситуации, следует большое внимание уделять формированию нравственных ценностей будущих коммуникаторов: честность и порядочность; добросовестность и ответственность; сострадание и бескорыстность; нравственная чистота и устойчивая система норм и убеждений; «корпоративная чистоплотность».
Как видим, решение проблем профессионального статуса менеджера по связям с общественностью неизменно начинается с обсуждения вопросов этики. Специалисту по общественным коммуникациям часто приходится сталкиваться с этическими проблемами, порожденными конфликтом между целью профессиональной деятельности и этикой средств ее достижения. По мнению Кочетковой А.В. и др., «забота об этичном поведении в сфере связей с общественностью с моральной стороны этой сравнительно молодой профессии является основной» [1, с. 197]. Поэтому формирование в будущих PR-специалистах нравственных детерминант поведения позволит обучаемым осознать ответственность перед обществом и законом и определить основные принципы и нормы профессиональной деятельности.
Менеджер по PR в силу своей профессии должен исходить из общественного блага и не может наносить ущерб законным интересам, чести, достоинству человека. Его практическая деятельность должна строиться на соблюдении принципов добросовестности, достоверности и этичности передаваемой информации, соблюдении полной конфиденциальности принципа строгой секретности полученной от клиентов информации, неиспользования
методов, унижающих достоинство нанимателя; в отношениях с коллегами он не должен умышленно наносить ущерб профессиональной репутации или работе коллег, а также должен воздерживаться от любых действий, которые «могут нанести ущерб репутации профессии, эффективному выполнению ею своих функций и ее доброму имени» [2, с. 23]. Иными словами для осуществления профессиональной социально-безопасной деятельности специалисту по связям с общественностью необходимо знать профессиональные, общечеловеческие и этические требования и нормы поведения, формирование которых происходит в первую очередь в процессе воспитания в семье, школе и вузе.
В российской педагогике воспитание традиционно рассматривалось как совокупность таких основных направлений, как умственное, нравственное и физическое совершенствование человека, что нашло отражение еще в древнерусских памятниках: «Поучение» Владимира Мономаха, «Домострой» и др. В них определялись моральные ценности, нравственные принципы, правила поведения русского человека в семье, обществе, его взаимоотношений с другими людьми. «Идеи нравственности, наставления о внешности, о поведении отроков в училище, нравственных основах семейного воспитания развивались также в трудах Максима Грека, Симеона Полоцкого и других общественных деятелей русского просвещения XVII в.» [3, с. 68]. Знакомство с ними убеждает, что еще со времен Древней Руси воспитательный приоритет отдавался духовно-нравственной стороне бытия.
XVIII и начало XIX вв. характеризуются ростом количества учебно-воспитательных учреждений и попытками теоретического осмысления практической педагогической деятельности. Проблемы воспитания рассматриваются Н.И. Новиковым таким образом, «чтобы стараться образовать разум и сердце и чрез то самолучшим образом приводить его добродетели, религии и христианству» [4, с. 373].
В педагогической литературе XX в. нравственные ценности также являлись важным составным элементом ценностной системы воспитания. Так, К.Д. Ушинский был уверен, что «нравственное воспитание составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще» [5, с. 95]. В.А. Сухомлинский представлял процесс нравственного воспитания как передачу от поколения к поколению моральных ценностей человечества, подчеркивал необходимость воспитания элементарной моральной культуры, лежащей в основе высоких моральных истин, отмечал, что «моральный идеал - это и общественное, и вместе с тем глубоко сердечное дело: это преломление политических, моральных, эстетических принципов в личном» [6, с. 433]. «Золотым правилом воспитания», по его мнению, является осуществление большего числа поступков, «побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу» [6, с. 429].
К числу исследователей проблемы нравственного воспитания начала XX в. относится С.И. Гессен, утверждавший, что «целью образования является приобщение обучаемого к культурным достижениям человечества и одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности, развитие в человеке свободы, которая становится заданием воспитания» [7, с. 93].
Анализ педагогических исследований конца XX-нач. XXI вв., посвященных проблеме определения целей, задач и содержания нравственного воспитания, показал, что в обучении и воспитании человека принципиально важно определить ценностный аспект содержания образования и создать условия для формирования личности, ориентирующейся на нравственные ценности, выработанные в результате многовекового социокультурного опыта человечества. Особенно значимым для современной педагогики является тот факт, что в условиях глобализации мира, научно-технического прогресса, повышения требований к компетентности работников, их нравственным качествам, способностям осуществления нравственного выбора в различных социальных и профессиональных ситуациях становится актуальной проблема воспитания у обучаемых:
- нравственных знаний, моральных понятий, принципов, идей, выражающих требования общества к поведению людей данной профессии;
- оценки и самооценки, идейно осознанных оценочных критериев, используемых личностью в практической деятельности;
- нравственных чувств, отношений, убеждений и других компонентов сознания, оказывающих существенное воздействие на поведение личности, регулирующих его.
Помимо сказанного на эффективность процесса воспитания нравственных ценностей будущих менеджеров по связям с общественностью также влияет необходимость формирования нравственных ориентаций обучаемых с учетом их психологических особенностей, также рассматриваемых с точки зрения профессиональных требований. Содержание нравственного воспитания будущих PR-менеджеров определяется их целенаправленной профессиональной деятельностью и предполагает различение самодостаточных и инструментальных ценностей.
Ценности самодостаточного типа являются ценностями-целями в себе. К ним относятся творческий и многогранный характер работы специалиста по связям с общественностью, престижность профессиональной деятельности, общественная значимость труда специалиста данного профиля, большая ответственность перед обществом, самоутверждение в профессиональном труде, любовь к людям, обществу и др. Ценности этого рода находят свое выражение в целях профессиональной деятельности PR-менеджеров, связанных с развитием личности профессионалов в области связей с общественностью, развитием рабочего коллектива, окружающей деловой среды.
Ценности инструментального типа служат средством достижения ценностей-целей. В них нашли отражение такие нравственные нормы поведения и качества специалистов по связям с общественностью, как ценность гуманности, ответственности, порядочности, целеустремленности; общественное признание результатов труда, соответствие способностей и интересов личности характеру деятельности по связям с общественностью, профессиональный рост и др. Данные ценности предусматривают качественное овладение теорией, практикой деятельности в сфере общественных коммуникаций, базой профессионального образования специалистов по связям с общественностью. В основе выбора предложенных ценностей лежат морально-волевые качества PR-специалистов, нашедшие отражение в профессиограмме.
Из сказанного следует, что важным компонентом воспитания личности будущего PR-специалиста являются его профессиональная направленность и этическая ответственность в процессе утверждения и развития нравственных ценностей. Формирование этих качеств в процессе обучения в вузе возможно при создании условий для развития у студентов способностей к самостоятельному выбору нравственных ценностей, личных нравственных критериев, способностей к приданию нравственным установкам личностных смыслов, задающих правила профессионального поведения. Такими необходимыми психолого-педагогическими условиями воспитания нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью становятся:
- обеспечение профессионально-нравственного просвещения студентов;
- формирование навыков профессиональной деятельности и реализация их в сфере нравственных отношений;
- ознакомление с теоретическими и практическими вопросами самовоспитания;
- дифференцированная помощь студентам и стимулирование работы над собой;
- обучение посредством организации проектной деятельности, обеспечивающей процесс самовоспитания студентов.
Результатом нравственного воспитания должна стать дееспособная личность, PR-специалист, подготовленный к тому, чтобы направлять свои поступки в соответствии с требованиями общественной нравственности, способный ориентироваться и контролировать свою профессиональную деятельность, учитывать ее последствия, обеспечивать практическую реализацию нравственных норм и оценочных критериев в ситуациях морального выбора.
Чтобы определить уровень готовности студентов первого курса отделения рекламы и связей с общественностью (PR) филологического факультета Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова к реализации в своей профессиональной деятельности имеющихся нравственных ценностей, а также для определения места этих ценностей в иерархии общей систе-
мы ценностных ориентиров студентов, нами было разработано и проведено диагностическое исследование в форме анкетирования. Выбор респондентов обусловлен необходимостью анализа значимости для студентов профориентационного этапа обучения процесса самоосо-знания ценностей и смыслов будущей профессиональной деятельности.
В ходе мониторинга нравственных ценностей первокурсников (76 человек) мы применили методику Милтона Рокича «Ценностные ориентации» [8], основанную на ранжировании предложенных ценностей, адаптированных к целям нашего исследования. Также мы использовали рекомендации психолога Л.М. Смирнова [9]. В результате обработки данных в порядке важности их терминальных ценностей-целей в себе и инструментальных ценностей-средств для будущих специалистов получен рейтинг нравственных ценностей первокурсников (табл.).
Таблица
Рейтинг нравственных ценностей обучаемых
Терминальные ценности Инструментальные ценности
1. Здоровье 2. Личная безопасность 3. Свобода 4. Престижность профессии 5. Материально-обеспеченная жизнь 6. Наличие надежных друзей 7. Счастливая семейная жизнь 8. Творческий и разнообразный характер работы 9. Получение удовольствий 10. Самоутверждение в профессиональном труде 11. Жизнь человека 12. Любовь к людям 13. Интеллектуальное развитие 14. Корпоративная чистоплотность 15. Власть 16. Нравственная жизнь 17. Бескорыстное служение людям 18. Добросовестная профессиональная конкуренция 19. Профессиональная репутация 20. Самовоспитание 1. Предприимчивость 2. Целеустремленность 3. Общественное признание 4. Профессиональный рост 5. Независимость 6. Работоспособность и трудолюбие 7. Соответствие способностей и интересов личности будущей профессиональной деятельности 8. Напористость 9. Достоинство 10. Терпимость 11. Отзывчивость 12. Патриотизм 13. Порядочность 14. Справедливость 15. Честность 16. Ответственность 17. Добросовестность 18. Гуманность 19. Коллективизм 20. Самокритика
Как видно из материалов табл., наиболее значимыми для студентов целями индивидуального существования являются «здоровье» (выделяет 72,2% респондентов), «личная безопасность» (68,1%), «свобода» (67%), «престижность профессии» (62%), «материально-обеспеченная жизнь» (57,8%). При ранжировании они заняли пять первых мест. Такие ценности, как «здоровье» и «личная безопасность», заняли первые два места не случайно, так как
молодое поколение в условиях разразившегося мирового социально-экономического кризиса и потенциальных военных угроз ощущает опасность за свою жизнь. Выбор ценности «свобода» связан с изменением социального положения студентов первого курса - вчерашних школьников, с их естественным стремлением к самостоятельности взрослого человека. «Престижность профессии» и «материально-обеспеченная жизнь» прочно связаны в сознании молодых людей не с содержанием труда, а с материальным интересом. Ориентация студентов на такие ценности, как «наличие верных друзей» и «счастливая семейная жизнь», свидетельствует о потребности в осознании значимости для молодого человека ближайшего окружения и о его стремлении к созданию семьи.
Анализ данных выполненного диагностического исследования терминальных ценностей позволяет сделать следующий вывод: студенты еще не находят возможным сделать нравственный выбор. Это подтверждает тот факт, что по результатам нашего исследования такие ценности, как «нравственная чистота» (34%), «бескорыстное служение людям» (26,4%), «добросовестная профессиональная конкуренция» (21,4%), «профессиональная репутация» (12,4%), «самовоспитание» (8,5%), заняли 16, 17, 18, 19 и 20 места из двадцати предложенных. Таким образом, явно прослеживается приоритет материального интереса по отношению к нравственным установкам. А любое отступление от нравственных устоев в профессиональном поведении будущих специалистов по связям с общественностью - это очередной шаг к «разрушению личности», к профессиональной неудовлетворенности и в конечном итоге невостребованности.
По мнению студентов об инструментальных ценностях-средствах достижения профессиональных целей выявлено следующее предпочтение: наиболее значимыми для первокурсников являются «предприимчивость», «целеустремленность», «общественное признание», «профессиональный рост», «независимость», занявшие первые пять мест. Эти данные свидетельствуют о том, что студентов в первую очередь волнуют вопросы, связанные с формированием собственного «Я», касающиеся поведения и стремления занять определенную общественную позицию. Такие ценности, как «честность» (30%), «ответственность» (29,6%), «добросовестность» (27,4%), «гуманность» (24,2%), «коллективизм» (19,6%), значение которых особенно важно в нравственном становлении будущих PR-специалистов, занимают низкие места: 15, 16, 17, 18 и 19. Анализ инструментальных цен-
ностей выполненного диагностического исследования позволяет сформулировать следующий вывод: студенты первого курса имеют низкий уровень готовности к реализации в своей будущей профессиональной деятельности нравственных норм поведения и качеств специалистов по связям с общественностью.
Таким образом, становится очевидным тот факт, что в основу профессионального обучения будущих PR-специалистов необходимо с первого курса включать целенаправленное нравственное воспитание, следствием которого станет сознательнее соблюдение этических норм, реализуемых в процессе профессиональной деятельности. Перед преподавателем высшей школы стоит сложная задача формирования нравственных ценностей будущих менеджеров по связям с общественностью, нарушение которых может привести как к психологическому дискомфорту отдельных индивидуумов, так и к дестабилизации в обществе в целом. Необходим такой подход к обучению студентов, который бы значительно улучшил содержание нравственного воспитания будущих специалистов в области социальных коммуникаций, содействовал формированию общечеловеческих и этических правил и норм их поведения, потребности к дальнейшему самовоспитанию.
Л и т е р а т у р а
1. Кочеткова А.В., Филлипов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. - М. : ЗАО Издательский дом «Питер», 2006. - 240 с.
2. Иванова К.А. Бесценные советы для настоящего PR-менеджера. Устная коммуникация. - М. : ЗАО Издательский дом «Питер», 2006. - 144 с.
3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV- XVII вв. / Сост. С.Д. Бабикин, Б.Н. Ми-тюров. - М., 1985. - 363 с.
4. Новиков Н.И. Избранное / Сост. В. Мильчина. - М. : Правда, 1983. - 512 с.
5. Ушинский К.Д. / Сост. Лебедев П.А., Тубельский А.Н. -М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с.
6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения : В 3-х т. Т.1 / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М. : Педагогика, 1979. - 560 с.
7. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М. : Школа-пресс, 1995. - 448 с.
8. Rokeach M. Natur of human values. - N.-Y. : Free Press, 1973. - 438 с.
9. Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 1. - С. 157-168.
V.V. Kornilova
Moral education of future pR specialists: aspect of values
The article studies an aspect of values in moral education of PR students. It defines certain pedagogical techniques and grounds of moral self-education.
Key-words: moral education, formation, self-education, PR specialist, pedagogical conditions of moral values education.