УДК 378.017 ББК 74.580.053 К 67
В.В. Корнилова
Старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью филологического
факультета Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова; E-mail:
v. kornilova@mail. ru
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье рассматривается технологический компонент модели формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью. Он способствует систематическому воздействию на сознание, чувства и поведение обучаемых, создавая предпосылки для формирования нравственных ценностей, соответствующих требованиям профессиональной этики.
Ключевые слова: технологический компонент, модель, концептуальные подходы,
нравственное воспитание, специалисты по связям с общественностью.
V.V. Kornilova
Senior Lecturer of Department of Advertisement and Relations with the Public of Philological
Faculty at M.K. Ammosov Yakutsky State University; E-mail: [email protected]
TECHNOLOGICAL COMPONENT OF A MODEL OF FORMATION OF MORAL VALUES IN THE FUTURE PUBLIC RELATIONS EXPERTS
Abstract. The paper examines the technological component of model of formation of moral values in the future public relations experts. It promotes regular influence on consciousness, feelings and behaviour of trainees, creating preconditions for formation of the moral values corresponding to requirements of a professional etiquette.
Keywords: a technological component, model, conceptual approaches, moral education, public relations experts.
В образовательном процессе высшей школы «воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти: свобода,
демократия, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель» [1, с. 12].
Изучение процесса нравственного воспитания и формирования его основного компонента - нравственных ценностей - способствуют достижению высокого уровня нравственной воспитанности личности, когда единство слова и дела станет частью повседневной нормы профессионального поведения будущего специалиста по связям с общественностью.
Связи с общественностью - паблик рилейшнз (public relations; PR) - как профессиональная деятельность в России длительное время была малоизвестна. В 90-е гг. XX в. в ней возникла необходимость в связи с зарождением новых экономических отношений, изменением в политической системе, вхождением в мировое информационное пространство и расширением роли средств массовой информации в обществе. За 20 лет существования связи с общественностью преобразовались в
национальную PR-логию, направленную на установление благоприятных отношений человека, организации, государства с внешним окружением.
С 1991 г. в России начали подготовку студентов по новой специальности в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО). Сегодня курс «Связи с общественностью» читается уже во многих вузах России. В Якутском государственном университете им. М.К. Аммосова (ЯГУ) подготовка будущих специалистов по связям с общественностью началась в 1999 г., что должно было восполнить пробел в подготовке специфических для Республики Саха (Якутия) кадров, способных формировать систему ценностей общества в едином направлении с государственными органами управления.
Квалификационная характеристика специальности «Связи с общественностью» исходит из требований государственного образовательного стандарта высшей профессиональной подготовки, по определению которого деятельность выпускников должна быть направлена на гармонизацию отношений с внешней средой, формирование и управление ее мнением. Вследствие этого будущему PR-специалисту необходимо иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в современном мире, о социально-экономических и политических последствиях; уметь устанавливать связи с разными социальными группами; помимо Конституции Российской Федерации, знать этические и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе, соблюдать их в своей профессиональной деятельности, ведущей к социально ответственному поведению и законности действий; осознавать установленные кодексами профессионального поведения нравственные ценности, такие, как ответственность, честность, порядочность, объективность, гуманность и др., необходимые для осуществления будущей профессиональной деятельности, что является основой кадровой философии. Поэтому основным вопросом образования PR-специалистов является формирование социально ответственного поведения, связанное с нравственной стороной этой сравнительно молодой профессии.
В связи с этим воспитание нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью есть перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения обучаемых и их неукоснительное соблюдение. Поэтому для нас особенно важно уделить внимание технологическому компоненту модели формирования нравственных ценностей студентов, представляющему собой систему воспитательных мероприятий и средств ее реализации в образовательном процессе вуза.
Цель технологического компонента модели нравственного воспитания студентов -способствовать систематическому воздействию на сознание, чувства и поведение будущих специалистов, создавая у них предпосылки для формирования нравственных ценностей, соответствующих требованиям профессиональной этики.
Методологическими ориентирами разработки технологического компонента модели формирования нравственных ценностей обучаемых являются системный, личностно-ориентированный, аксиологический и деятельностно-компетентностный подходы. Системный подход [2] требует комплексного изучения процесса формирования нравственных ценностей студентов в образовательном процессе как многомерного целого, что позволяет исследовать специфические его особенности и общие тенденции формирования и развития. Он находится в тесной взаимосвязи с личностно-ориентированным, что позволяет, по мнению Е.В. Бондаревской [3], всесторонне изучить процесс формирования нравственных ценностей студентов, обеспечивая гуманное отношение к личности, ее индивидуальности, свободе выбора содержания и путей получения образования, а также способов самореализации личности в образовательном процессе. Определить круг наиболее значимых аксиологических ориентиров позволяет применение аксиологического подхода [5], обусловливающего содержание и характер направленности технологического компонента модели формирования нравственных ценностей студентов, ценностное восприятие субъектами данного процесса. Вследствие модернизации образовательного
процесса в изменившихся социально-экономических условиях считаем особенно значимым деятельностно-компетентностный подход. Мы придерживаемся мнения Ф.Г. Ялалова [4] о неразрывной связи компетенций и деятельности: компетенции активно формируются в результате профессиональной деятельности, то есть в процессе получения знаний, умений, навыков и опыта с целью приобретения профессионально и социально значимых компетентностей. Поэтому с помощью деятельностно-компетентностного подхода станет возможным активное воспитание нравственных ценностей обучаемых.
В состав технологического компонента, помимо концептуальных подходов к осуществлению воспитательного воздействия на студентов специальности «Связи с общественностью», следует включать: педагогические условия, педагогические
технологии, формы организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов.
Педагогическими условиями формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью выступают:
- создание атмосферы духовности в высшей школе посредством организации отношений в диаде «преподаватель - студент» на нравственной основе взаимного уважения, понимания, доверия, терпимости, справедливости, признания самоценности субъектов общения;
- педагогическая поддержка студентов в определении нравственных ценностей профессиональной деятельности, обоснованная как деятельностная стратегия нравственного воспитания будущих PR-специалистов;
- создание воспитывающей среды в вузе, позволяющей реализовывать нравственные личностно-деятельностные проекты обучаемых для формирования нравственных ценностей.
Выделенные педагогические условия обусловлены требованиями современного общества к специалистам по связям с общественностью и способствуют успешному формированию нравственных ценностей, регулирующих поведение и поступки студентов, ведущие к нравственной самооценке, связанной с чувством долга и совести, выступающие важным инструментом самоконтроля в различных ситуациях.
Среди педагогических технологий, активизирующих процесс формирования нравственных ценностей, следует выделить:
- технологию личностно-ориентированного обучения [6], представляющую собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Своеобразие парадигмы данной технологии в нашей модели заключается в ориентации на формирование нравственных ценностей личности. Содержание этой технологии представляет проектную деятельность, в которой происходит становление и развитие личности будущего специалиста по связям с общественностью, которой свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, нравственные ценности, требования профессиональной этики;
- технологию проблемного обучения [1], предполагающую создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную работу студентов по их разрешению. В нашем исследовании к такой технологии относится проектная деятельность студентов, гармонично объединяющая в себе разнообразные формы образовательной работы, в максимальной степени активизирующая самоуправление и самостоятельный труд, презентацию результатов широкой общественности;
- технологию продуктивного обучения [7], направленную на создание продукта, позволяющего личности вынести из вуза практический объем нравственной воспитанности в процессе усвоения опыта предыдущих поколений. Продуктивную технологию можно комбинировать с проблемным обучением и наиболее эффективно решать задачу нравственного воспитания студентов, делая основной акцент на усиление роли практики -главной новации продуктивной технологии.
Для осуществления нравственного воспитания мы реализуем, например, такие формы организации деятельности студентов:
- аудиторная работа: лекции и практические занятия. Углубление нравственноценностного потенциала курсов дисциплин специальности «Связи с общественностью» осуществляется за счет наполняемости содержания занятий нравственно-ценностными аспектами: изучение и анализ нравственно-ориентированных текстов, материалов
периодической печати, электронных источников; написание и защита рефератов, курсовых и дипломных проектов этической направленности; подготовка и участие в семинарах, диспутах и коллоквиумах по социально-нравственной тематике; погружение в специально созданные ситуации - case-study, моделирующие реальность, в которых требуется сделать нравственный выбор. Это позволяет понять обучающимся специфику профессии, осмыслить основополагающие профессионально-нравственные ценности, осознать, что достижение материального благополучия ценой нечистоплотности в своих поступках не может быть критерием успешности в жизни, а отступление от нравственных ценностей -очередной шаг к «разрушению личности», к профессиональной неудовлетворенности и в конечном итоге невостребованности;
- внеаудиторная работа, осуществляемая в процессе научно-исследовательской деятельности студентов: профессиональная проектная деятельность, обеспечивающая закрепление теоретических знаний, способствующая более глубокой ориентации студентов в мире норм профессиональной этики; организация кружковой деятельности в виде создания Агентства студентов по связям с общественностью (АССО), способствующего осуществлению разнообразной познавательной, творческой деятельности, в процессе которой происходит познание студентами самих себя, выработка мышления, направленного на осознание нравственно-ценностной значимости своих поступков, стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и самовоспитанию.
Таким образом, технологический компонент модели формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью является сложной системой, интегрирующей все виды взаимодействий преподавателя и студента в целостный процесс, способствующей самостоятельному выбору и принятию студентами нравственных ценностей в качестве личностных ориентиров, определяющих профессиональное поведение; учитывает специфику профессиональной деятельности менеджеров по связям с общественностью; основывается на взаимосвязи теории и практики в процессе профессиональной подготовки выпускников, реализация данного принципа позволяет достичь целей нравственного воспитания студентов в образовательном процессе вуза.
Примечания:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
2. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1986. 399 с.
3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.
4. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 15 января. URL: http://www. www.eidos.ru/journal/ 2007/0115-2.htm.
5. Розов М.А. Проблема ценностей и развитие науки // Аксиология: частное и общее. Наука и ценности. Новосибирск: Наука, 1987. 242 с.
6. Якиманския И.С. Развивающее обучение. М., 1997. 154 с.
7. Подласый И.П. Педагогика. М.: Высшее образование, 2009. 540 с.
References:
1. Selevko G.K. Modern educational technologies. - М.: National education, 1998. - 256 p.
2. Kuzmin V.P. The principle of system in K.Marx's theory and methodology. Ed.3., remade and added. - М.: Politizdat, 1986. - 399 p.
3. Bondarevskaya E.V. Value bases of the personal-focused education // Pedagogy. - 1995. - No. 4. - P. 29-36.
4. Yalalov F.G. The activity-competence approach to the practice-focused education // Internet magazine :”Eidos”. - 2007. - January 15th. http://www. www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm
5. Rozov M.A. The problem of values and science development // Axiology: the particular and general. A science and values. — Novosibirsk: Nauka, 1987. - 242 p.
6. Yakimanskiya I.S. Developing training. - M., 1997. - 154 p.
7. Podlasy I.P. Pedagogy. - M.: Higher education, 2009. - 540 p.