Научная статья на тему 'Факторы формирования нравственных ценностей и антиценностей студенческой молодежи'

Факторы формирования нравственных ценностей и антиценностей студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2624
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / АНТИЦЕННОСТИ / ANTIVALUES / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / СТУДЕНТ / STUDENT / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулаева Залина Таймуразовна

В статье представлен анализ понятий "ценности", "антиценности", "псевдоценности". Автор выделяет негативные социальные, экономические, политические факторы, которые влияют на формирование нравственных ценностей студенческой молодежи. Выделены позитивные факторы, способствующие формированию и укреплению нравственных ценностей студенческой молодежи. Представлены негативные факторы, влияющие на формирование нравственных ценностей студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулаева Залина Таймуразовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of formation of moral values and anti-states of student youth

The article presents an analysis of the concepts of "value", "antiquity", "pseudo-value". The author singles out the negative social, economic, political factors that influence the formation of the moral values of student youth. Positive factors that contribute to the formation and strengthening of the moral values of student youth are singled out. Negative factors affecting the formation of moral values of student youth are presented.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования нравственных ценностей и антиценностей студенческой молодежи»

среде, которая способствует активации познавательной деятельности и развитию творческого потенциала личности студентов, их готовности к профессиональному саморазвитию. Информационно-образовательная среда понимается в качестве системно организованной совокупности информационно-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, неразрывно связанного с будущими педагогами как субъектами своего профессионального развития [3, 124]. Информационно-образовательная среда педагогического вуза представляет собой одновременно рабочую средупреподавателя и студентов, она обусловливает возникновение устойчивой мотивации студентов к сотрудничеству, развитие у будущих педагогов таких качеств личности, как организованность, дисциплинированность,умение планировать свою учебную деятельность, что является значимым для будущей профессиональной педагогической деятельности. При этом необходимым структурным компонентом информационной образовательной среды является электронная библиотека, представляющая собой "качественно иной уровень производства, хранения, организации и распространения самой разнообразной информации, а реализация технологических возможностей создания электронной библиотеки предоставляет широкие возможности для управления большими объемами данных и их обработки" [6].

Практико ориентированный компонент. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование" предполагает прохождение будущими учителями учебной, производственной и преддипломной практик. Практики представляют собой особый вид учебных занятий, которые непосредственно ориентированы на

профессионально-практическую подготовку будущих учителей в ходе закрепления знаний, умений и навыков в области вопросов информационной безопасности, приобретаемых студентами в результате первоначальной теоретической и практической подготовки в рамках аудиторных занятий в педагогическом вузе [7]. Для формирования культуры информационной безопасности у будущих учителей наиболее актуальной является производственная практика, в ходе которой студенты педагогического вуза отрабатывают элементы соответствующей работы со школьниками.

Литература:

1. Астахова Л.В. Сущность понятия "Культура информационной безопасности" и ее формирование у студентов вуза // Экономика. Информатика. Безопасность : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 2007 / науч. ред. В.А. Киселева, Л.В. Астахова. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. - С. 93-99. :

2. Введение в педагогическую культуру / под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону, 1995.- 357 с.

3. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. - М., 2002. - 243 с.

4. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993. - 411 с.

5. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

6. Маркарова Т. С. Создание электронных образовательных ресурсов в условиях традиционной отраслевой библиотеки // Информационные ресурсы России. - 2008. - №2. - С. 12-14.

7. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (направление подготовки: 44.03.05 "Педагогическое образование"; профили подготовки: "Математика", "Информатика"). ГБОУ ВО СГПИ. - Ставрополь, 2017. - 28 с.

8. Петровская Л.А., Спиваковская A.C. Воспитание как общение- диалог // Вопросы психологии. -1983,-№2.-С. 56-62.

9. Шаповалов A.A. Педагогические цели. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. - 73 с.

СО

1-Н

о си

-О X

9

г-

CU

си

ч

S

91

FACTORS OF FORMATION OF MORAL VALUES AND ANTI-STATES OF STUDENT YOUTH

Kulaeva Zalina Taimurazovna, Postgraduate student, North-Caucasian Social institute, Lecturer, Mozdok Mechanical and Technological College, Mozdok, Republic Of North Ossetia-Alania

The article presents an analysis of the concepts of "value" "antiquity", "pseudo-value". The author singles out the negative social, economic, political factors that influence the formation of the moral values of student youth. Positive factors that contribute to the formation and strengthening of the moral values of student youth are singled out. Negative factors affecting the formation of moral values of student youth are presented.

Keywords: values; antivalues; moral values; student; youth; value orientations.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ УДК 37.01

ЦЕННОСТЕЙ И АНТИЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВАК РФ 13.00.01 МОЛОДЕЖИ

В статье представлен анализ понятий "ценности", "антиценности", "псевдоцен- © Кунаева З.Т., 2018 ноет и". Автор выделяет негативные социальные, экономические, политичес-

кие факторы, которые влияют на формирование нравственных ценностей студенческой молодежи. Выделены позитивные факторы, способствующие формированию и укреплению нравственных ценностей студенческой молодежи. Представлены негативные факторы, влияющие на формирование нравственных ценностей студенческой молодежи.

Ключевые слова: ценности; антиценности; нравственные ценности; студент-молодежь; ценностные ориентации.

I

ЪС

LU

s: ъс и ш

<

О. ш

92

КУЛАЕВА Залина Таймуразовна, аспирант, Северо-Кавказский социальный институт, преподаватель, Моздокский меха ни ко-технологи ческий техникум, Моздок, Республика Северная Осе тия-Алания

В условиях нестабильности и трансформации современного общества вопросы нравственно-этического воспитания выходят на первый план во всех сферах. Существует необходимость анализа форм и методов нравственно-этического воспитания с целью определения нравственных ориентиров - ценностных ориентаций современной молодежи. Студенческая молодежь является наиболее активной, целеустремленной, образованной группой. И ценностные ориентации студенческой молодежи будут определять в дальнейшем вектор развития общества.

Понятия "ценность", "ценностные ориентации" являются одними из самых сложных для понимания и операционализации в педагогике, в философии и других науках.

Влияние нравственного воспитания на ценностные ориентации личности отмечали Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, В.В. Зеньковский, И.А. Зимняя, И.Г.Лаптев, Н.Г. Маркова, А.З. Рахимов и др.

B.В. Зеньковский [1, с. 86] пишет: "ценности - это средство для осмысления, познания нового и проектирования целостного образа мира, средство регуляции поведения, базис для выбора в сложных ситуациях".

Категория "ценности" может рассматриваться с двух сторон: как элемент когнитивной структуры личности, как компонент мотива-ционно-потребностной сферы личности. В педагогике категория "ценности" рассматривается через призму деятельности и поведения, через формирование ценностных отношений, анализ преобразующей деятельности.

C.Ф. Масленникова дает следующее определение ценностей: "Ценности - это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Ценности - материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов" [2, с. 85].

Д.Б. Мустафина [3] определяет ценность как "нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личность, и каждого события, и каждого поступка".

Изучив определения понятия "ценность", можно сделать вывод, что ценность - это нечто, имеющее особо важное значение как для каждого человека в отдельности, так и для общества в целом. Ценности - это ядро структуры личности, определяющее её направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности.

У каждого человека своя система ценностей, удовлетворяющая его потребности. Причем одна и та же ценность может восприниматься разными людьми по-разному. На индивидуальных ценностях каждого человека основывается иерархия ценностей.

Ценностные ориентации - основа сознания и поведения каждой личности, которая создает направление личностного развития. На

основе индивидуальной иерархии ценностей, выделяют следующие ценностные ориентации:

- ценности-цели (вечные ценности): в первую очередь к ним относятся сам человек и жизнь. И. Кант отмечал, что "человек является абсолютной ценностью, так сказать - самоценностью. Все что существует вне человека лишается всякого смысла". Во-вторых, к вечным ценностям относится общество;

- духовные ценности: идеи, теории, образы имеющие социальное, культурное значение; рассмотрение позиции человека в контексте добро-зло, истина-ложь, справедливость-несправедливость и т.д. В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия. К духовным ценностям относятся любовь, вера, добро, свобода, красота, смысл жизни, семья. Иными словами, духовные ценности - это моральные или этические ценности, которые являются своеобразным духовным капиталом человечества, накапливаемый тысячелетиями. Именно к таким ценностям относятся слова одного из крупнейших философов XX века А. Уайтхеда: "Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе вневре-менна и бессмертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах";

- материальные (инструментальные ценности) или ценности-средства. Это ценности в материальном виде. Они могут простейшими, такими как пища, одежда, предметы быта, или более высоко уровня (деньги, орудия труда). Материальные ценности являются средством достижения иных ценностей. Так, по мнению многих, имея деньги можно достичь благополучия и признания, имея пищу и одежду, можно сохранить здоровье, имея хорошую квартиру и машину, можно добиться положения в обществе. На сегодняшний день материальные ценности преобладают в системе ценностей молодых людей.

Наряду с ценностями существуют псевдоценности и антиценности.

По мнению Н.Х. Хакимова [8, с. 162], псевдоценности связаны с духовными феноменами, присущими индивидуальному, групповому и общественному сознанию. К ним он причисляет ошибки, заблуждения, предрассудки, иллюзии, мифы, области обмана, ненадежную и неверифицируемую информацию, квазинаучное и религиозное, "чудесные" исцеления, телекинез, телепатию, ясновидение, демоническую одержимость, эксорцизм, астрологию, нумерологию, гадание, оккультизм и т.п.

Антиценности - это не природные, а социальные явления, связанные с межличностными отношениями, отношениями в социуме. Антиценности - явления материальные, хотя и связанные с духовными отклонениями отдельных личностей и сообществ, организаций людей. Все они антигуманны, антисоциальны, представляют собой опасность для граждан, для общества, несут угрозу деградации и даже уничтожения человечества. Их источником является античеловечность, которая в сумме отрицательными качествами или потребностями человека дает большое разнообразие.

По мнению Ю.Ю. Степанюка [7], антиценности можно разделить на следующие группы:

1. Социальные антиценности: война, геноцид, убийство, насилие, враждебность, агрессивность, жадность, подозрительность.

2. Антиценности, появляющиеся в результате лжи и обмана: манипулирование, внушение, дезинформация.

3. Антиценности в системе "человек-окружающая среда": биоцид, экоцид, разрушение среды обитания.

4. Антиценности, направленные на личность: наркомания, алкоголизм.

5. Вредные привычки, относящиеся так же к антиценностям: лень, обжорство, неумение или нежелание соблюдать элементарные этические нормы (поведение в обществе, личная гигиена), неорганизованность.

На формирование нравственных ценностей студенческой молодежи влияют негативные социальные, экономические, политические факторы:

- деформация духовно-нравственных ценностей, устои морали, снятие ограничений для достижения личностного успеха;

- размывание понятия ответственного гражданского поведения, утрата навыков общественной деятельности, самоуправления;

- обострение проблем молодой семьи;

- снижение показателей здоровья (физического, психического) у молодого поколения;

- криминализация молодежной среды;

- деструкция системы занятости, разрушение трудовой мотивации молодых специалистов;

- недостаточная включенность студенческой молодежи в систему управления на раз-личныхуровнях (региональном, государственном и т.п.).

В то же время, в рядах студенческой молодежи укрепляются и позитивные факторы:

- интенсивное развитие инновационного капитала молодежи;

ЪС

I

lu

S

u uj

<

CI uj

94

- рост мобильности, практичности, самостоятельности, восприимчивости к новым тенденциям;

- рост личной инициативы в рядах молодежи как способ самореализации и достижения целей;

- рост престижности качественного образования и профессиональных знаний;

- переход от формально-статусного отношения к образованию, к практическому использованию полученных знаний;

- поворот к укреплению своего здоровья, интерес к ЗОЖ;

- поворот к международному молодежному сообществу (научному, профессиональному и т.п.), рост интеграционных процессов (экономических, политических, гуманитарных).

Нравственные ценности современной студенческой молодежи есть взаимосвязанная система ценностей, которая оказывает влияние друг на друга.

Саенко Л.А., Бобрышов C.B. [4, 5] отмечают, что для студенческой молодежи общими можно назвать следующие ценности: самостоятельность, престижная работа,успех,уважение, образование.

Следовательно, в организация профессионального образования, где обучается студенческая молодежь, воспитание по формированию нравственных ценностей не должно прерываться, а наоборот, должно усиливаться. Так как период студенчества - основа формирования ценности труда, ценности профессии, профессиональной ответственности, семейных ценностей.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что система ценностей человека имеет непосредственное влияние на его жизнедея-

тельность. Система ценностных ориентаций определяет направленность личности, составляет основу взаимоотношения между людьми и социумом в целом. Но лишь гуманистические ценности способны помочь развитию полноценного, здорового общества. И прививать нравственные ценности необходимо студенческой молодежи, являющейся фундаментом социума.

Литература:

1. Зеньковский В.В. Педагогика. - М., 1996. - 220 с.

2. Масленникова С.Ф. Воспитание нравственных качеств учащейся молодежи как педагогическая проблема // Цивилизационные перемены в России : сборник научных статей по материалам Научно-практической конференции ; Уральский государственный лесотехнический университет. -2013.-С. 84-87.

3. Мустафина Д.Б. Проблемы нравственно-этического воспитания в современном мире // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях. -2015.-С. 106-108.

4. Саенко Л.А., Бобрышов C.B. Методологическая оценка компетентностного подхода в подготовке специалиста // Вестник Академии права и управления. - 2016. - № 43. - С. 125-131.

5. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № б (67).-С. 136-137.

6. Саенко Л.А. Ценностные ориентации будущих педагогов в современном обществе // Журнал гуманитарных наук. - 2017. - № 18. - С. 22-23.

7. Степанюк Ю.Ю. Нравственное воспитание как залог формирования гражданственности молодежи // Высшая школа. - 2016. - № 8. - С. 88-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Хакимов Н.Х. Образование как важный фактор в нравственном воспитании учащейся молодежи // Проблемы и достижения современной науки. -2016,-№1 (3).-С. 162-164.

NETWORK TRAINING COURSE IN FORMING PROFESSIONAL AND CREATIVE COMPETENCE OF MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Kulibekov Asadulla Nurullaevich, Postgraduate student Vezirov Timur Gadzhievich, DSc of Economics, Professor

Department of Methods of Teaching Mathematics and Computer Science, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Republic Of Dagestan

The article deals with the pedagogical aspects of the use of the network training course, assesses some problematic trends in regulation, organization and in the provision of network technologies in the preparation of masters; proposals are made to establish the prerequisites for the use of the network training course and on the formation of motivation for the organization of network technologies in the process of forming the professional and creative competence of undergraduates in the direction of preparation. 44.04.0i "Pedagogical Education" (master's level) (master program "Information Technologies in Physico- mathematical education "). This competence is formed by using the network training course in the process of studying the discipline by choice "Portal technology in teacher education " in the educational process of the master's degree. The structure of the network training course is proposed.

Keywords: professional-creative competence; network technologies; network training course; master student; single information space; elective discipline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.