Научная статья на тему 'Pedagogical modeling of students' moral education'

Pedagogical modeling of students' moral education Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЭТАПЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ / PEDAGOGICAL MODELING / MORAL EDUCATION / THEORETICAL MODEL / STAGES OF MORAL EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ORGANIZATION FORMS OF TEACHING STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Kornilova Viktoria Viktorovna

The paper highlights the problem of moral education of students who specialize in public relations. The theoretical model of students' moral education is presented and the content of its structural components is revealed. Pedagogical conditions of future PR specialists' moral education are defined

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Pedagogical modeling of students' moral education»

Воспитание и развитие личности В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Корнилова

(Якутск)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье актуализируется проблема нравственного воспитания студентов специальности «Связи с общественностью». Представлена теоретическая модель нравственного воспитания обучаемых и раскрыто содержание его структурных компонентов. Определены педагогические условия нравственного воспитания будущих специалистов по связям с общественностью

В контексте современных реалий демократическое преобразование российского общества могут обеспечивать люди с гуманным мировосприятием, социально активной жизненной позицией, добросовестным отношением к своей профессиональной деятельности, что обуславливает необходимость действенного нравственного воспитания личности, потому что люди, являясь членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы, согласуя свою деятельность в соответствии с определенными традициями, нормами и требованиями. Поэтому в обществе вырабатываются различные средства, регламентирующие поведение человека во всех сферах жизнедеятельности. Такими средствами выступают нормативные документы, постановления, распоряжения, уставы, кодексы, и в том числе, нравственность.

Нравственность, включающая совокупность норм, правил и требований, не имеет обязательного характера, и ее соблюдение зависит только от индивида, а если он нарушает общепринятые нормы поведения, то общество может воздействовать на него только силой общественного мнения: порицанием, осуждением, лишением доверия.

Осмысливая нравственность личности, И. Ф. Харламов [1] обращает наше внимание

на совокупность ее знаний, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм, правил и требований к ней. Такой подход к пониманию нравственности определяет важность и необходимость ее формирования, представляющего перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неукоснительное соблюдение. Это требует изучения ее специфики и разработки на этой основе теоретической модели нравственного воспитания студентов. Поэтому для нас важно обосновать педагогические условия нравственного воспитания ценностей, выбрать и охарактеризовать наиболее эффективную систему воспитательных мероприятий и средств по нравственному воспитанию будущих специалистов по связям с общественностью. Это является главной отличительной чертой современного PR-образования, в котором обращение к воспитанию студенческой молодежи стало насущной потребностью педагогической науки. «Вуз должен стать местом, где царит совершенно особая духовно-нравственная и интеллектуальная атмосфера, чтобы стены вуза «поднимали» человека, возвышали его личность» [2, с. 107].

Но при изучении специальных дисциплин будущие специалисты по связям с общественностью получают профессионально необходимые знания, в то время как их нравст-

венным качествам уделяется недостаточное внимание, важнейшие аксиологические положения не находят должного отражения в учебных пособиях для подготовки будущих специалистов по связям с общественностью, не являются основой их воспитания в процессе обучения. И это не смотря на то, что на данных специалистов возлагаются сложные задачи урегулирования сложных противоречий путем формирования общественного мнения в целях создания атмосферы взаимопонимания, гармонии и согласия, ориентации в процессе реализации профессиональной деятельности на нравственность. Вследствие этого выпускник должен иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в современном мире; знать этические и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе и между обществом и природной средой, учитывать их в профессиональной деятельности; уметь устанавливать и поддерживать связи с людьми, организациями; осознавать установленные кодексами профессионального поведения нормы и правила как эталон для рассмотрения своих личностных качеств, ибо использование некорректных PR-технологий, часто применяемых в российской практике, ставит под сомнение нравственные качества данных специалистов.

Поэтому при подготовке кадров новой формации преподаватель должен уделять повышенное внимание целенаправленному нравственному воспитанию будущих специалистов по связям с общественностью, созданию таких педагогических условий, которые способствовали бы достижению высокого уровня нравственной воспитанности личности, когда единство слова и дела стало бы частью повседневной профессиональной деятельности специалиста данного профиля.

В педагогическом эксперименте с целью проверить педагогические условия нравственного воспитания будущих специалистов по связям с общественностью в 2006 г. приняли участие 76 студентов 1 курса отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета. Были изучены индивидуально-психологические особенности, профессиональные намерения участников эксперимента; проанализировано влияние вузовской среды на нравственное воспитание обучаемых; определен исходный уровень нравственной воспитанности респондентов.

Педагогический эксперимент состоял из трех этапов: подготовительного, основного, заключительного. В ходе подготовительного этапа ОЭР применены такие методы исследования, как беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, ранжирование, статистическая обработка полученных результатов исследования. На основном этапе проводилась ОЭР по созданию педагогических условий нравственного воспитания студентов по специальности «Связи с общественностью», уточнялась концепция исследования. На заключительном этапе систематизированы полученные результаты ОЭР, обработаны и обобщены экспериментальные данные, уточнены педагогические условия внедрения теоретической модели нравственного воспитания будущих специалистов по связям с общественностью, определена их результативность, составлены учебно-методические рекомендации по совершенствованию процесса нравственного воспитания будущих специалистов по связям с общественностью.

Обобщение полученных данных показало, что до педагогического эксперимента 9,6% обучаемых активно проявляли нравственные чувства, переживания, свидетельствующие о гуманистической направленности личности, понимали роль и значение нравственности в профессиональной деятельности, совершали устойчивый нравственных выбор в любой ситуации и брали на себя ответственность за свои поступки. У 37,1% обучаемых практически отсутствовало представление о нравственности, стремление ею руководствоваться в профессиональной деятельности. Чаще всего студенты (53,3%] демонстрировали наличие недостаточно полных знаний о нравственности, при определении ее значимости ожидали помощи от преподавателя, обладали неразвитой потребностью в осмыслении нравственности, испытывали затруднения при определении нравственных смыслообразующих мотивов будущей профессиональной деятельности.

Мы рассматриваем нравственное воспитание будущих специалистов по связям с общественностью как целостный педагогический процесс, способствующий самостоятельному выбору и принятию нравственных ценностей в качестве личностных ориентиров, определяющих профессиональное поведение будущих PR-специалистов. Чем выше уровень организации нравственного воспитания в вузе, тем эффективнее процесс

формирования нравственного облика обучаемого.

С опорой на подходы известного методолога педагогики В. В. Краевского разработана теоретическая модель нравственного воспитания будущих специалистов по связям с общественностью, «представляющая четкую фиксированную связь элементов, предполагающая определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности» [2, с. 335] «по критериям целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий его протекания, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий] развития процесса во времени и др.» [3, с. 391-392].

Структурно теоретическая модель нравственного воспитания будущих специалистов по связям с общественностью включает следующие компоненты, состоящие из совокупности определенных элементов: целевой, содержательный, технологический, результативный, - дающие представление об этапах (циклах] реализации данной модели.

Целевой компонент теоретической модели представлен единством цели и системы задач, комплексное решение которых обеспечивает ее достижение на основе требований государственного стандарта образования высшего профессионального образования 350400 «Связи с общественностью [4], диагностики уровней сформированности нравственной воспитанности студентов данной специальности.

Цель теоретической модели - нравственное воспитание будущих специалистов по связям с общественностью. Для реализации цели в вузе конкретизированы и решены следующие задачи: сформировать у студентов понимание назначения профессии «Связи с общественностью» в процессе проектирования образовательно-воспитывающей среды в вузе; знакомить будущих PR-специалистов с нормами профессиональной этики; создать представление о нравственных понятиях, чувствах и убеждениях; приобщить к нравственным ценностям посредством включения в проектную деятельность; привить навыки нравственного выбора в своей деятельности; повысить осознание ответственности за свои поступки; развить потребность нравственного самовоспитания.

Содержательный компонент теоретической модели представляет собой «динамичный, быстро реагирующий на социальный

заказ общества и меняющийся в соответствии с требованиями времени» [6, с. 138] цикл, определяющий ценностно-смысловую наполняемость цели и задач нравственного воспитания студентов специальности «Связи с общественностью», характеризующий педагогические закономерности, принципы, функции нравственного воспитания.

Для достижения цели и задач следует учитывать соблюдение таких основных педагогических принципов, как гуманизация и гуманитаризация образования, целостность и последовательность, целенаправленность, структурность, вариативность, критериальное оценивание результатов, профессиональное саморазвитие, позволяющих отобразить общие устойчивые, повторяющиеся и существенные связи между созданными педагогическими условиями и результатом их внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза для определения общей стратегии нравственного воспитания студентов специальности «Связи с общественностью».

Выделенные принципы обеспечивают создание педагогических условий для оптимального функционирования модели и отражают основные требования к ее целевому компоненту соответствие: цели и задач модели организации действий по их достижению, образовательного процесса реалиям жизни с опорой на социальную практику, целей личности PR-специалиста целям общества. Иными словами, для осуществления профессиональной социально безопасной деятельности необходимо знать профессиональные, общечеловеческие и этические требования и нормы поведения.

Необходимость комплексного решения указанных задач обеспечивается реализацией следующих функций: диагностической, смыслообразующей, образовательной, развивающей, координирующей, интегрирующей, - обеспечивающих изучение индивидуально-психологических особенностей личности и воспитывающего потенциала вуза; мониторинг качества используемых содержания, форм и методов работы; диагностику уровней сформированности нравственной воспитанности студентов; поддержание динамики положительных изменений личности, выявление и развитие ее природных способностей, стимулирование ее к нравственному самосовершенствованию; этическую помощь со стороны преподавателя в решении учебных и личных проблем.

Технологический компонент теоретической модели обеспечивает систему взаимосвязанных процедур реализации данной модели и включает педагогические условия, педагогические технологии, формы организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов, основные этапы.

Для эффективного нравственного воспитания обучаемых следует применять следующий комплекс педагогических условий:

- создание в высшей школе атмосферы духовности на нравственной основе;

- проектирование образовательно-воспи-тывающей среды в вузе;

- осуществление педагогической поддержки обучаемых;

- включение студентов в социально значимую проектную деятельность;

- обеспечение рефлексивного нравственного самовоспитания студентов.

Как показывает педагогическая практика, включение студентов в социально значимую проектную деятельность становится результативным условием нравственного воспитания студентов, позволяет усилить профессиональную ориентацию, сформировать социально активную жизненную позицию, осознать необходимость соблюдения нравственных требований к специалисту по связям с общественностью, увидеть последствия безнравственного профессионального поведения, активизировать научно-исследовательскую деятельность, усовершенствовать прогностические, организационные и коммуникативные умения, осуществлять творческие мыслительные операции, принимать эффективные решения.

Педагогические условия обоснованы требованиями государственного образовательного стандарта к специалистам по связям с общественностью и определяют выбор педагогических технологий [8], активизирующих процесс нравственного воспитания будущих PR-специалистов: технология личностно-

ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология продуктивного обучения; технология проектирования.

Для эффективного нравственного воспитания будущих PR-специалистов в зависимости от формы обучения студентов выделена группа методов, которые следует внедрять в аудитории: лекционные (лекция-беседа, лекция-дискуссия и др.], семинарские занятия (семинар, самопрезентация, «круг-

лый стол», пресс-конференция и др.], практические занятия (кейс-стади, деловые и ролевые игры и т.д.] - и вне аудитории: самостоятельная работа и научно-исследовательская работа студентов.

В процессе аудиторной работы преподаватель подводит студентов к пониманию назначения профессии «Связи с общественностью», социально ответственного поведения и законности действий специалистов данного направления, формирует нравственные понятия о природе возникающих этических проблем, порожденных конфликтом между целью профессиональной деятельности и этикой средств ее достижения, развивает представления о нравственных формах взаимоотношений PR-специалиста с широкой общественностью; внеаудиторная работа, осуществляемая в процессе научно-исследовательской деятельности обучаемых, обеспечивает закрепление теоретических знаний, способствующих более глубокой ориентации студентов в нормах профессиональной этики.

Выбор методов обучения обусловлен основными положениями деятельностно-ком-петентностного подхода Ф. Г. Ялалова [9] о неразрывной связи компетенций и деятельности: компетенции активно формируются в результате профессиональной деятельности, то есть в процессе получения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью приобретения профессионально и социально значимых компетенций, это позволяет целостно реализовать технологический компонент теоретической модели, а систематизация методов обучения раскрывает содержательную сущность теоретической модели, ориентированную на нравственное воспитание обучаемых.

Технологический компонент теоретической модели предусматривает реализацию трех этапов, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

1] пропедевтический - состоит в определении критериев и показателей эффективности нравственного воспитания обучаемых, разработке теоретической модели нравственного воспитания студентов, диагностике состояния нравственной воспитанности будущих PR-специалистов, анализе состояния целостного педагогического процесса, создании профессионального PR-сообщества студентов;

2] формирующий - содержит утверждение приоритетных педагогических условий; экспериментальную проверку теоретической модели нравственного воспитания будущих специалистов по связям с общественностью, отработку вариативных педагогических технологий, аудиторной и внеаудиторной работы студентов; мониторинг целостного педагогического процесса;

3] констатирующий - обеспечивает коррекцию элементов педагогической деятельности, обновление содержания педагогического процесса нравственного воспитания студентов в вузе.

Реализация данных этапов позволяет добиться высоких показателей нравственного воспитания будущих специалистов по связям с общественностью.

Результативный компонент теоретической модели представляет собой критериально-оценочный аппарат, позволяющий обосновать критерии, показатели и уровни сформированности нравственных ценностей студентов специальности «Связи с общественностью» путем сравнения результатов на начальном и конечном этапе нравственного воспитания обучаемых.

В теоретической модели определены следующие взаимосвязанные критерии нравственной воспитанности будущих специалистов по связям с общественностью: когнитивный (отражает представления обучаемых о нравственных ценностях, систему опе-рациональности нравственных знаний, их глубину]; эмоционально-волевой (обеспечивает устойчивое эмоционально-волевое проявление нравственных чувств, качеств, убеждений, свидетельствующих о понимании роли и значения нравственных ценностей в профессиональной деятельности]; смыслообразующий (включает потребность в осмыслении нравственных ценностей, нравственных смыслообразующих мотивов профессиональной деятельности]; рефлексивный (содержит контроль, оценку, самоанализ применения нравственных ценностей в своей работе, осуществление адекватной нравственной самооценки]; деятельностный (обеспечивает устойчивый нравственный выбор в любой ситуации, умение отстаивать усвоенные теоретические положения на практике, ответственно относиться к будущей профессиональной деятельности].

Показатели каждого критерия конкретизируют уровни сформированности нравст-

венного воспитания будущих PR-специалистов: высокий, средний и низкий, - являющиеся характеристикой различной степени сформированности нравственного воспитания обучаемых, основанной на дифференцированном описании показателей их проявления, которые позволяют определить эффективность нравственного воспитания будущих специалистов по связям с общественностью.

Педагогический эксперимент был обеспечен научно-методическим сопровождением, необходимым для успешного нравственного воспитания будущих PR-специалистов, включающим учебные пособия, сборники научно-практических проектов студентов; интегративный факультативный курс «Технология PR-проектирования».

Количественный и качественный анализ результатов эксперимента показал положительное изменение сформированности нравственной воспитанности студентов 5 курса специальности «Связи с общественностью» в конце ОЭР на 32%, что доказывает эффективность теоретической модели и педагогических условий, которые способствуют нравственному воспитанию, в соответствии с чем PR-специалист может успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Характерным показателем нравственного поведения личности стало ее стремление к самовоспитанию, определяющееся актуализацией субъектной позиции студентов в ходе осуществления социально значимой проектной деятельности. В связи с этим в процессе реализации теоретической модели у студентов сформировался интерес к себе как личности, к проблеме самовоспитания, постановке цели и разработке этапов самовоспитания, развитию навыков самоорганизации, самооценки, нравственной рефлексии.

Таким образом, актуальность нравственного воспитания будущих специалистов по связям с общественностью определяется недостаточной сформированностью у них нравственных качеств, отсутствием комплексной системы нравственного воспитания данных студентов, недостаточной теоретической разработанностью способов педагогической деятельности по ее реализации в вузе. Педагогическое моделирование нравственного воспитания студентов специальности «Связи с общественностью» представляет собой целостное единство взаимо-

обусловленных, преемственно взаимосвязанных и динамически взаимодействующих в образовательном процессе вуза компонентов: целевого, содержательного, технологического, результативного. Данная ОЭР способствовала интенсификации процесса нравственного воспитания обучаемых. Его результатом стало обеспечение участия сту-

дентов в создании эффективных социальных коммуникаций в работе проектных команд; формирование готовности обучаемых нести ответственность перед обществом при решении социальных задач; мотивация студентов к осуществлению PR-деятельности с учетом этических профессиональных норм; активизация нравственного самовоспитания.

Литература

1. Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания: историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи.

- Минск: Изд-во БГУ, 1972. - 364 с.

2. Климов С. Н. Значение воспитательной работы: итоги между-нар. науч.-практич. конф. «Воспитательная работа в вузе: состояние, перспективы развития») // Педагогическое образование и наука. -2009. - № 5. - С. 107.

3. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. стер. - М.: Академия, 2008. - 400 с.

4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 256 с.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 350400 «Связи с общественностью» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.nntu.ru/RUS/ otd_sl/me-tod_uprav/ych_met_komp/standart.htm/

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

7. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические сочинения. - М., 1989. - 560 с.

8. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. - 304 с.

9. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Материалы V Международной научно-практической конференции (Нижнекамск, 27 апреля 2007 года). - Нижнекамск, 2007. - С. 16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.