в личности учащегося, с тем, чтобы использовать данные в процессе воспитания.
Литература:
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы) / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
2. Шилова, М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. - М: Педагогика, 1990. - 132 с.
3. Черепанов, В.С. Экспертные методы в педагогике: учебное пособие / В.С. Черепанов. - Пермь: Изд-во ПГПИ, 1989. - 84 с.
4. Масленникова В.Ш., Сутугин Н.Н. Синергетический подход к воспитанию // Казанский педагогический журнал. - № 4. - 2007, 0-с. 5-8.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА (на примере цикла естественно-научных дисциплин)
М. В. Репин
В статье раскрываются основные содержательные аспекты духовно-нравственного воспитания студентов. Основное внимание уделяется педагогическим направлениям, создающим условия для развития духовности молодого поколения в процессе изучения дисциплины естественнонаучного цикла «Концепции современного естествознания» (КСЕ) в вузе.
Ключевые слова: воспитание, образование, духовно-нравственное воспитание, педагогические условия
Major content aspects of spiritually-moral education of students are disclosed in the article. The attention is mainly payed to the pedagogical subject issues matters creating the conditions for spiritual development ofyoung generation in the process of "Concepts of Modern Science" studying at the University.
Key words: upbringing, education, spiritually-moral upbringing, pedagogical condition.
В современных условиях одной из важнейших задач высшей школы является эффективная организация образовательного процесса с целью духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, так как становление молодого поколения предполагает не только развитие умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих
ценностей, составляющих основу культуры.
В Концепции модернизации образования на период до 2010 года говорится, что «воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс
157
обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности».
В связи с этим в последние годы в педагогической теории и практике наблюдается активный переход педагогического сознания от сциентизма к духовности, то есть вектор процесса обучения направляется на духовное развитие и воспитание. Следует отметить, что проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы влияют на обучаемого как единое целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». В контексте вышесказанного перед педагогами высшей школы возникает задача целостной организации вузовского образовательного пространства, способствующего духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи.
На сегодняшний день существуют различные позиции относительно назначения воспитания студенческой молодежи. Сторонники традиционного подхода считают, что воспитание должно быть направлено на формирование личности студента в соответствии с заданным общественным идеалом. В другом случае, отстаивается взгляд на студента как сложившуюся личность, которая не нуждается во внешнем воспитательном воздействии. Одновременно для современ-
ной психолого-педагогической науки и практики доминирующее значение начинает приобретать понимание воспитания как средства, направленного на создание условий для саморазвития и самовоспитания личности студента, максимально полного освоения ею материальных и духовных ценностей, культуры общественного бытия (И.А.Зимняя, Н.И. Кочетов, Ю.М. Орлов, В.И. Слободчиков и др.).
Педагогическая теория определяет процесс духовно-нравственного воспитания как совокупность целенаправленных и последовательных взаимодействий ученического и педагогического коллективов в их личностной форме [1].
В рамках образовательного пространства вуза духовно-нравственное воспитание, на наш взгляд, следует рассматривать как целенаправленную содержательную профессиональную деятельность педагога, содействующую максимальному духовно-нравственному развитию личности студента, вхождению ее в коллектив современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойного человека. Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования социально-ориентированной личности, ее социально-нравственного становления.
Содержание духовно-нравственного воспитания в вузе предусматривает проектирование образовательного процесса с учетом возрастных характеристик студентов. Самая главная особенность юношеского возраста состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания. Таким
образом, юношеский период наиболее оптимален для духовно-нравственного становления. Студент испытывает большую потребность в самореализации, он должен стать творческой личностью, а творческая личность - это человек, созидающий добро. Духовно-нравственное воспитание формирует уверенность молодого человека в своих силах, дает возможность самостоятельного выбора целей, задач и средств решения.
Духовно-нравственное воспитание студентов в вузе должно подчиняться общим закономерностям. Это, прежде всего: единство целей, содержания, методов воспитания; единство обучения, воспитания и развития личности; воспитание в деятельности; активность воспитанников в процессе воспитания; единство воспитания и общения; воспитание в коллективе и через коллектив; зависимость воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Специфика воспитательного процесса в вузе накладывает отпечаток не только на содержание и формы воспитательной работы, но и на механизм генерации психологических новообразований. Традиционно воспитательный процесс в образовательных учреждениях строился в соответствии с мероприятийным подходом по последовательно-параллельной схеме. Однако известным советским психологом А.Н. Леонтьевым было показано, что каждое качество человека формируется в адекватной его природе деятельности.
Изученная теоретическая литература и анализ проведенного исследования по данной проблеме позволили нам определить, что ду-
ховно-нравственная сфера образовательного пространства вуза определяется учебными дисциплинами и образовательными программами (государственный образовательный стандарт гуманитарных, естественно-научных и социально-экономических дисциплин), освещающими ведущие мировоззренческие направления в рассмотрении основополагающих знаний антропологии человека, миропонимания и места человека в окружающем его мире в современных учебниках и учебных пособиях; реализацией антропологического, аксиологического и личностно- деятельнос-тного подхода в обучении студентов; высоким уровнем общей и духовной культуры педагога высшей школы. В рамках нашего исследования духовно-нравственное воспитание определяется как педагогический процесс взаимодействия преподавателя и студента на занятиях по изучению курса «Концепции современного естествознания» (КСЕ) с целью развития у студента духовно-нравственных качеств. Целью исследования является определение педагогических условий духовно-нравственного воспитания студентов вузов.
Нами рассматриваются два аспекта формирования и развития духовной (нравственной) личности студентов вуза при изучении курса КСЕ:
1) организация оптимальных условий усвоения духовно-нравственного содержания в формировании соответствующих знаний духовно-нравственной культуры, в умении их использования и автоматизации;
2) непосредственное общение с духовно-нравственной личностью, которая является для воспитуемого критерием собственного поведения,
его общения с окружающими, его этических оценок и суждений. Ввиду того, что духовность - существеннейший параметр общения и выявления себя в нем, она «заразительна».
Первый аспект реализуется в преподавании учебных предметов путем отбора содержания и способов подачи студентам учебного материала, отбора и построения соответствующей структуры учебных программ и должен быть связан с развертыванием проблемы взаимоотношения естественно-научных и гуманитарных знаний.
Второй аспект должен быть воплощен в процессе личностного, цен-ностно-ориентационного общения преподавателя со студентами. Поскольку духовное воспитание связано с ростом самосознания личности, то в качестве механизма этого процесса выступает рефлексия. Для качественной реализации своей профессиональной деятельности педагогу необходимо овладеть следующими рефлексивными умениями: анализ и оценка правильности педагогических задач, выбора методов, приемов и средств воспитания и обучения; анализ и оценка процесса и результатов воспитания и обучения студентов; анализ и оценка процесса и результатов интеграции различных компонентов личности обучаемых, их соотношений и тенденций развития.
Наиболее эффективными методами формирования духовно-нравственных, ценностных ориентаций выступают беседа, диалог, постановка проблемной ситуации, обсуждение темы и т.д., в ходе которых студент сам определяет личностно-значимые
для себя духовно-нравственные ценности.
Анализ специальной научной литературы и публикаций показал, что проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения на сегодняшний день особо актуальны. В связи с этим выделим ряд педагогических условий, необходимых для формирования ценностных ориентиров студентов вуза.
Первое - формирование духовно-нравственного воспитательного пространства в вузе. Ученые отмечают, что духовная атмосфера пространства воспитательной среды эффективно способствует духовно-нравственному становлению студентов. Воспитательное пространство - многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса и способное выступить интегрированным условием профессионально-личностного развития обучаемого. Одним из параметров воспитательного пространства является наличие единой педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического образования [2].
Второе - направленность образовательных программ вуза и учебных дисциплин в русло духовно-нравственного воспитания. Данное условие предполагает разработку новых учебно-методических комплексов и корректировку действующих программ обучения по дисциплинам базового цикла, внедрение новых инновационных форм, методов и технологий обучения, направленных на формирование личности, принимающей нормы и ценности образа жизни общества. Процесс обновления гуманитарной
подготовки студентов вуза должен носить массовый характер. Важное значение имеет духовно-нравственный потенциал учебных дисциплин.
Третье условие - педагогическая компетентность преподавателей вуза, которые в процессе предметного обучения работают в направлении ценностной деятельности. Учебный процесс необходимо рассматривать как основной воспитательный ресурс, который находится в руках профессорско-преподавательского состава. Главным субъектом учебного процесса выступает преподаватель, который должен в полной мере раскрыть и использовать тот воспитательный потенциал, который таится в знании, заложен в процессе обучения, в десятках и сотнях часов общения со студентами.
Таким образом, мы выделяем основные педагогические условия духовно-нравственного воспитания студентов вуза:
1) организация обучения как процесса освоения социально-культурного опыта человечества, где каждый студент имеет собственное целепола-гание;
2) содействие в выборе нравственных идеалов, духовных ориентиров, жизненных ценностей;
3) содержательная целостность процесса преподавания и обучения, направленная на формирование духовно-нравственной, интеллектуальной личности, у которого культура является ценностью человеческой жизни и выступает основой душевного и физического здоровья;
4) создание благоприятных предпосылок для понимания личностью
взаимообусловленности и взаимозависимости в системе «Человек=Человек-Мир-Природа-Культура».
При системном анализе курса КСЕ выявлены направления, которые имеют непосредственную связь с духовно-нравственным воспитанием студентов вуз:
- приобщение к естественнонаучной и гуманитарной культуре, то есть овладение способами мышления и способностями;
- обретение иных путей понимания и переживания знаний в изменяющемся мире;
- обеспечение многообразия систематизированных представлений об окружающем мире: предлагаются различные аспекты и направления познания и рассмотрение каждого явления во многих срезах и ракурсах (моделях).
Процесс изучения курса КСЕ содержит в себе антропокультурологи-ческий потенциал, который является основой для раскрытия способностей личности студента вуза в построении его жизнедеятельности, заимствования идеалов и духовно-нравственных ценностей.
В целом, педагогические условия духовно-нравственного воспитания студентов вуз способствуют интеграции наук с целью:
- формирования в сознании студента единого представления о человеке, сущности личности на основе единого антропологического подхода всех наук (человек - дух, душа, тело, причем, дух - главное);
- отображения на основе аксиологического подхода в изучаемых
предметах иерархии и сущности таких ценностей, как духовность - вера, добро, любовь, жертва, свобода, надежда, смирение, долг, ответственность; нравственность - соблюдение известных десяти заповедей; общечеловеческие ценности; мораль - соблюдение норм поведения в обществе в их взаимосвязи; патриотизм;
- убеждения на основе деятель-ностного подхода в необходимости развития врожденной потребности в личностной, в том числе в профессиональной и общественной самореализации на основе духовности.
Литература:
1. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т. И. Петракова; Институт общего образования МО России // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс].
2. Фролов В.И. Воспитательное пространство как многомерное и полифункциональное оразование./ В.И. Фролов // Казанский педагогический журнал. -2008.-№11. - С.88-89.
3. Морозова Е.А. Традиция как социально-психологический фактор формирования нравственных качеств личности. -2009. № 6. - С. 113-118.