УДК 37.034 + 37.017.92
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ
В. И. Павлов
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Рассматриваются сущность и содержание понятий: «духовность», «духовно-нравственное воспитание». Выявляется уровень готовности учителей школ к формированию духовнонравственной культуры учащихся.
The essence and the content of the concepts «spirituality», «spiritually-moral education» are considered. The level of readiness of school teachers to build spiritually-moral culture of pupils is revealed.
Ключевые слова: духовность, светская и религиозная духовность, критерии духовности, духовно-нравственное воспитание.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996 г.), в Государственной программе ««Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» сформулированы важнейшие задачи духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи: формирование национального самосознания, гражданской ответственности, социальной активности; воспитание патриотизма, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности; развитие способности к успешной социализации в обществе.
В литературе категория «духовность» рассматривается как свойство души, как отражение ценностей, чувств и убеждений человека, связанных с самопознанием, самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием личности (В. И. Андреев, В. П. Бездухов, С. К. Бондырева, С. И. Гессен, А. И. Кочетов, Н. А. Пархоменко и др.). Духовность человека проявляется в богатстве мыслей, силе чувств, убеждений, в широком кругозоре как в науке, так и в области культуры [5, 17]. По В. И. Далю «духовность - это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» [1, 88].
Духовный человек отличается от бездуховного душевностью, богатством внутреннего состояния, умением строить свое отношение с окружающим миром на основе добра, истины, красоты. Под «душевностью» понимается доброе, заботливое, внимательное отношение человека к людям и делу, социальная потребность жить и действовать «для других». Душевность - это черта психики индивида, определяющая такое важное его качество, как человечность. Слагаемыми духовности являются общечеловеческий принцип существования, человеческая потребность познания мира, подлинная любовь к Родине, культура межнациональных отношений в обществе, гармоническое сочетание эмоциональных и интеллектуальных начал, веротерпимость, добротворчество, созидание, воля к совершенству, потребность познания себя и смысла всей жизни, освоение новых форм
самоэтноидентификации, творчество человека, интеллигентность [2].
Принято выделять светскую и религиозную духовность. Светская духовность базируется на материалистическом понимании мира, религиозная - на учениях религии.
Основным критерием религиозной духовности является создание в человеке образа Божия через послушание и покаяние, освобождение от греха. Механизмами религиозной духовности являются: соблюдение религиозных обрядов и праздников, чтение религиозной литературы, использование религиозной символики [3, 36].
Основные ценности мировых религий, критерии религиозной духовности могут быть представлены следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Основные ценности мировых религий
Буддизм Христианство Ислам
Правильная речь, правильные действия, щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость, сострадание ко всем живым существам Человечность, связанная с любовью и жалостью, персоналистичность, доброволие, чувство стыда, благоговение перед святыней, патриотизм, мужество, понятие о грехе, близость с природой, жертвенность, осознание своей позиции и терпимость к другой, милосердие, хозяйственность, трудолюбие Социальная ответственность, доброта и уважительное отношение к другим (родителям, родственникам, соседям), покорность, скромность, сострадание, благородство, милосердие, совесть, созидание, справедливость и правдивость, чистота, терпение, непоколебимость в выполнении обещаний, стремление к знаниям
Основными религиозными чувствами выступают: стыд, совет, жалость, благоговение перед святыней, любовь и милосердие, толерантность, отзывчивость, щедрость, жертвенность, добротворчество и др.
Критериями светской духовности выступают созидательно-добротворческая деятельность на благо общества, других людей, созидание самого себя. Механизмами светской духовности выступают - воспитание, самовоспитание, т. е. усилия самой личности. Органом сверхсознания как проявления духовности «является сердце как центр эмоционально-мотивационной сферы» [2, 13].
Светское воспитание, следовательно, отличается от религиозного деятельностным характером созидания духовного человека. Если служители храмов, освобождая человека от власти греха, создают в нем образ Божий, то педагоги общеобразовательных школ, вузов призваны устранять в личности эгоистические начала и формировать альтруистические наклонности, т. е. добротворческую деятельность, направленную на благо общества, других людей и самого себя. Духовность тесно связана с нравственностью. Духовная нравственность - психологическое образование моральной сферы личности через усвоение социального морального опыта и формирование нравственных качеств, стремление жить «не для себя», готовность к ответственному нравственному поступку. Актами связи духовности и нравственности служат индивидуальное усилие и ответственный поступок. Слагаемыми духовной нравственности являются:
1) развитая потребность к познанию;
2) социальная потребность жить, действовать для других;
3) вечное движение мысли, творчество человека;
4) гармоническое сочетание эмоциональных и интеллектуальных начал личности;
5) умение разграничивать добро и зло в ситуации нравственного выбора;
6) умение выявлять сущность морального и национального конфликта, правильно выявить нравственный поступок;
7) умение жить в мире и согласии с другими людьми и народами, уважение к традициям многонациональной культуры и различным конфессиям;
8) умение принимать решения и реализовывать их в своей деятельности;
9) способность к проявлению добротворчества и милосердия;
10) постоянное стремление к самореализации, духовному прогрессу.
В структуру духовной нравственности входят: потребности, знания, понимания, стремления, поведение, то есть способность к проявлению волевых усилий в условиях, когда личность сталкивается с духовной безнравственностью. Основными критериями духовной нравственности выступают: 1) разум; 2) ответственный поступок; 3) созидательная, добротворческая деятельность в образовательном пространстве школы, вуза, города, республики.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовнонравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [4, 9].
В понятие духовной культуры входят: вековые достижения народной жизни, труда и духовности; социальные, национальные, общечеловеческие традиции, образ жизни, язык, литература, искусство, наука, религия, общество и государство [8, 9]. Социальнопсихологическими механизмами формирования духовно-нравственной культуры являются: убеждение, внушение, подражание, рефлексивность, идентификация, эмпатия, чувство долга и ответственности, верность заветам предков, уважение к традициям и родному языку и т. д.
Формирование духовно-нравственной личности осуществляется в конкретной образовательной среде: в семье, школе, вузе, детско-юношеских общественных организациях и т. д.
Методика исследований. В начале экспериментальной работы в целях выявления, как современные студенты понимают этические категории «духовность» и «нравственность», был проведен опрос студентов педагогического вуза. Из 428 опрошенных первокурсников 32% студентов ответили, что понятие «духовность» они понимают как веру в Бога, 27% - гуманное отношение между людьми, сочувствие людям, 41% - внутренний мир человека, состояние души, 33% - знание истории и культуры родного края, родного языка (один и тот же студент мог дать несколько определений). 17% студентов полагают, что этическая категория «нравственность» - это назидание старших, 83%- норма поведения.
Главными они признают следующие ценности: деньги (98%), образование (87%), любовь (87%), семью (81%), Родину (89%), мир (100%), труд (84%), природу (89%).
К наиболее значимыми качествам духовно-нравственной личности студенты относят: порядочность (99%), совесть (93%), долг и ответственность (87%), патриотизм (91%), трудолюбие (91%). Представление студентов о человеке, являющем собой пример (идеал) духовности, связано с образом конкретных людей: святых (6%), родителей (47%), героев войны и труда (83%), космонавтов 12%), литературных героев (49%), бизнесменов (63%). Студенты считают, что духовный человек должен помогать людям (91%), творить добро без корыстных целей (84%), заниматься искусством, творчеством (43%), жить, не совершая зла (91%), совершать благие дела (82%).
Вместе с тем из опрошенных первокурсников только 2,1% студентов посещали церковь, 3,6% - читали Библию, 1,2% - Коран. Изучение показало, что студенты не имеют достаточных знаний по истории и культуре отечества, региональной истории и культуре; не умеют связывать между собой исторические и современные культурные традиции (11%); не умеют обобщать полученные духовно-нравственные знания и использовать их в различных жизненных ситуациях (49%); считают, что в условиях современного рынка, коррумпированности всех социальных сфер, разгула преступности, наркомании трудно строить жизнь на духовно-нравственных ценностях (87%). 79% студентов выступают за введение в стране смертной казни за преступления, совершенные против личности и государства.
В связи с тем что в формировании духовной культуры будущих учителей немаловажное значение имеет усвоение ими основных понятий, входящих в те или иные духовные, нравственные категории, студентам было предложено раскрыть содержание следующих ценностей и негативных проявлений:
1) дух, духовность, душевность, духовная красота, духовный подвиг, духовная близость, духовная щедрость, духовная родина, русский дух, духовное величие, духовный облик, духовное здоровье, духовное бытие, духовная жизнь, сфера духа, духовное лоно, духовная конституция, духовный генофонд, духовная установка, духовный фон, духовное начало, духовные устои, духовное равновесие, духовное единство, духовное воззрение, духовный взор, глаз духовный, духовный свет, духовная жажда, духовный поиск, духовное руководство, духовные способности, деятельность духа, духовный уклад, сила духа, духовное развитие, духовный рост, духовное общение, духовный расцвет, духовное наследие, памятники духа, духовное царство, печать духа, культура духа, духовное самоопределение;
2) духовная слабость, духовное искушение, духовная спячка, нечистый дух, злой дух, духовный идол, духовное насилие, духовный геноцид, духовный кризис, духовное рабство, нищета духа, духовное ничтожество, духовный маразм, духовный разброд, духовная смерть.
Подавляющее большинство студентов (93%) не справились с заданием, не смогли раскрыть содержание вышеназванных понятий. Духовная культура школьника, студента формируется, прежде всего, в процессе осмысления и прочного усвоения понятий. Нужно помнить, что в работах психологов понятие определяется как форма мышления, как основная логическая «клетка поведения» [7, 312]. Процесс формирования понятий рассматривается как развитие мышления, как движение от неполных, бессистемных знаний к знаниям более полным и глубоким. Систематическая работа над усвоением и уг-
лублением нравственных понятий не только помогает осознавать, что такое духовность, духовный подвиг, сила духа, мужество, честь, совесть, долг перед Родиной, но и учит повседневно готовить себя к героическому, духовному, преодолевать безволие, малодушие, трусость, заставляет задуматься о глубинных истоках и смыслах этих понятий, стремиться к возвышенному - служению Родине [6, 68].
Изучение показало, что многие студенты недостаточно знают православную культуру, гражданский и уголовный кодексы, не умеют планировать и осуществлять духовнонравственное самообразование и самовоспитание. Все это вместе взятое свидетельствует о том, что современная общеобразовательная школа не уделяет должного внимания развитию духовно-нравственной культуры своих воспитанников. А первокурсники - это вчерашние учащиеся школ, конечный продукт деятельности (или бездеятельности) учителей.
В связи с этим в ходе исследования мы решили выявить готовность учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся и провели анкетирование 248 учителей, имеющих стаж педагогической работы от 2 до 4 лет. Готовность учителя к профессиональной деятельности мы рассматриваем как сложное индивидуально-личностное новообразование, отражающее его осознанное стремление к работе с детьми в школе, направленное на достижение личностно-профессионального результата в обучении и воспитании. Готовность к деятельности предполагает овладение учителем теоретическими, методическими знаниями и умениями организации педагогического процесса.
Уровень знаний и умений учителей, необходимых для организации духовно-нравственного воспитания учащихся, определялся по следующей шкале оценок: 3 - имеет хорошие знания и умения; 2 - имеет недостаточные знания и умения; 1 - имеет слабые знания и умения. В таблице 2 приведены данные, полученные нами путем выявления самооценки молодых учителей.
Таблица 2
Готовность молодых учителей к организации духовно-нравственного воспитания учащихся
Знания Самооценка учителей (в %)
3 2 1
- государственных документов по духовно-нравственному воспитанию учащихся 48,2 25,8 26
- целей и задач формирования духовно-нравственной культуры учащихся 29,3 43,6 27,1
- специальной литературы отечественных философов, педагогов и психологов по духовно-нравственному развитию учащихся 17,6 43,9 38,5
- литературы православных педагогов, религиозных философов по духовнонравственному воспитанию учащихся 5.4 13.3 81, 3
- содержания основных понятий «дух», «духовность», «нравственность», «духовная культура», «православная культура» 27,9 38,6 33,5
- содержания, форм и методов формирования духовно-нравственной культуры учащихся 16,3 33,2 50,5
- истории и культуры родного края 19,5 34,7 45,8
- родного языка 45 38 17
- методов педагогической диагностики духовно-нравственного развития учащихся 15,1 40 34,9
- современных педагогических технологий формирования духовнонравственной культуры 19,7 39,9 40,4
- основ этнопедагогики, этнопсихологии 15,1 34,7 50,2
Окончание таблицы 2
Умения
- применять методы педагогической диагностики для выявления уровня развития духовно-нравственной культуры 27,7 40,6 31,7
- планировать и осуществлять воспитание духовно-нравственной культуры учащихся 27,6 49,6 22,8
- использовать современные педагогические технологии в духовнонравственном развитии учащихся 29,3 51,4 19,3
- использовать учебный предмет в целях формирования духовнонравственной культуры у учащихся 34 47 19
- проводить интегративные уроки по развитию духовно-нравственной культуры учащихся 27,5 49,1 23,4
- организовать добротворческую деятельность учащихся 43,3 41,2 14,5
- вести пропаганду духовно-нравственной культуры среди населения 27,1 47,7 25,2
- управлять духовно-нравственным развитием учащихся 39,3 41,9 18,8
Полученные данные свидетельствуют о том, что в педагогическом вузе не на должном уровне проводиться работа по подготовке будущих учителей к формированию духовно-нравственной культуры учащихся. Современные выпускники школ недостаточно знают историю и культуру родного края, родной язык, религиозную литературу. В целом, высокий уровень теоретической и методической готовности к формированию духовнонравственной культуры учащихся имеют около 25% молодых педагогов, средний уровень
- 45%, низкий - 20%. В частности, учителя испытывают затруднения в выборе четких целей и задач, содержания духовно-нравственного воспитания. Ими слабо ведутся целенаправленное изучение и анализ состояния уровня сформированности духовнонравственной культуры учащихся с целью планирования и корректировки воспитательной работы.
Молодые учителя недостаточно используют межпредметные связи для формирования целостного мышления учащихся, более глубокого понимания причинно-
следственных связей окружающего мира и не всегда учитывают синергетические принципы саморазвития личности в процессе воспитательной работы; затрудняются в выборе активных методов формирования духовно-нравственной культуры учащихся, в том числе конкретных ситуаций нравственного выбора, оценки действий и поступков с точки зрения морали; недостаточно используют ситуативные задачи и ролевые игры, несущие представления о традициях духовной культуры Отечества.
В педагогическом процессе все еще слабо осуществляется связь между педагогами различных специальностей, не в полной мере используется потенциал этнопедагогики и этнопсихологии в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Преодоление этих недостатков требует от педагогов активных действий, объективного самоанализа своей работы, повышения педагогического мастерства, духовно-
нравственной культуры.
Результаты исследований и их обсуждение. На основе полученных в ходе исследования данных мы выделили репродуктивный, технологический и творческий уровни готовности молодых учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Репродуктивный уровень характеризуется низким уровнем теоретической и методической готовности к духовно-нравственному воспитанию учащихся. Молодые учителя данной группы пассивны в работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся,
у них нет четкости в планировании учебно-воспитательной деятельности, к своей работе они относятся формально.
Технологический уровень. Педагоги данной группы владеют определенными теоретическими, методическим знаниями, умениями и навыками организации процесса духовно-нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе. Они добросовестно относятся к своим обязанностям, однако в силу недостаточно глубоких знаний по этике, эстетике, православной педагогике, культурологии, духовно-нравственных проблем современности не всегда в должной мере используют учебные дисциплины, внеклассную работу в целях формирования духовно-нравственных качеств учащихся.
Творческий уровень готовности отличается высоким уровнем сформированности теоретических и методических знаний и умений в организации процесса формирования духовно-нравственных культуры у учащихся. Учителя данной группы хорошо владеют современным технологиями обучения и воспитания, знают передовой педагогический опыт и творчески используют его в своей практике. Учителя этой группы обладают хорошими аналитическими, проектировочными, организаторскими, прикладными, коммуникативными, коррекционными, творческими умениями, умеют создавать необходимые условия для духовного и нравственного саморазвития, самовоспитания учащихся.
Резюме. Полученные в ходе изучения данные взаимно согласуются, реально отражают состояние исследуемой нами проблемы и подтверждают наличие противоречий между возрастающими требованиями общества к духовно-нравственному воспитанию учащихся и уровнем подготовленности педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников. Знание состояния исследуемой проблемы помогло нам скорректировать учебно-воспитательный процесс по подготовке будущих учителей к формированию духовно-нравственной культуры учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - СПб. : Изд-во «Весь», 2004. - 736 с.
2. Духовный мир личности: становление и развитие : сб. науч. трудов / отв. ред. Л. Е. Шапошников -Н. Новгород : Изд-во НГПУ, 1998. - 214 с.
3. Корольков, А. А. Духовная антропология / А. А. Корольков. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 324 с.
4. Левчук, Д. Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: комплексное решение проблемы / Д. Г. Левчук, О. М. Потаповская. - М. : Планета, 2003. - 63 с.
5. Мурашов, В. И. Идея духовности / В. И. Мурашов. - М. : Геликос АРВ, 2000. - 198 с.
6. Павлов, И. В. Воспитание на традициях / И. В. Павлов. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 96 с.
7. Розенталь, М. Принципы дидактической логики / М. Розенталь. - М. : Просвещение, 1960. - 478 с.
8. Тодоров, Л. В. Понятие культуры и построение теории содержания образования / Л. В. Тодоров // Педагогика. - № 8. - 1999. - С. 9.