Научная статья на тему 'Проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современной России'

Проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9109
660
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ДУХОВНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЦЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНЫЙ ОПЫТ / СТАНОВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / ЦЕННОСТИ / EDUCATION / SPIRITUALITY / MORAL / SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION / UPBRINGINGLYEDUCATIONAL SPACE / PROBLEM OF SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION / SPIRITUALLY-IDEOLOGICAL CRISIS / PURPOSE OF SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION / EDUCATIONAL IDEAL / PERSONALITY / SPIRITUAL EXPERIENCE / FORMATION / DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL CONCEPTS / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гальцова Евгения Сергеевна

В статье анализируется состояние духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как педагогическая проблема по-прежнему остается в числе наиболее актуальных в нашей стране. Существующие в настоящее время возможности, которые личность использует в своем развитии и самосовершенствовании, не всегда оказываются полезными для ее духовной сферы, а подчас и вовсе ведут к утрате «человеческого в человеке». Итогом сложившейся ситуации стала дезориентация современной молодежи: у значительной части подрастающего поколения искажены либо вовсе отсутствуют основные представления о тех ценностях, которые составляют ядро нравственности личности. Использование методов культуро-педагогического и теоретико-педагогического обзора, оценки документов Министерства образования и науки РФ, изучение периодической печати и публикаций по вопросам духовно-нравственного воспитания делает проведенный анализ более объективным. Осуществленное исследование позволило обозначить и раскрыть основные проблемы духовно-нравственного воспитания девальвация ключевых педагогических категорий, отсутствие воспитательного идеала, малоэффективный характер нововведенного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе его вариативного модуля «Основы православной культуры». Основная же причина актуализации проблемы духовно-нравственного воспитания в настоящее время заключается в том, что до сих пор не сформулирована цель духовно-нравственного воспитания. В статье не только выявлены основные проблемы духовно-нравственного воспитания, но и обозначены пути решения этих проблем, направленные на духовнонравственное оздоровление российского общества. Представленный материал может быть использован в научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение духовно-нравственного становления и развития современной личности в воспитательнообразовательном пространстве России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This Article is devoted to the analysis of the state of spiritually-moral education of the personality in modern conditions. Spiritually-moral education of the younger generation as the pedagogical problem still is left among the most urgent questions in our country. Opportunities existing now which the personality can use in own development and self-improvement, not always are useful to her spiritual sphere, and sometimes at all conduct to loss «human in the person». The disorientation of modern young people became the result of current situation: at most part of the younger generation are distorted or are absented the main notions of those values which are the center of moral of the personality. Use of methods of the culturally-pedagogical and theoretically-pedagogical review, appreciation of documents of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, studying of periodicals and publications on the subject spiritually-moral education does the realized analysis to more objective. The accomplished research allowed to designate and to discover the main problems of spiritually-moral education devaluation of the crucial pedagogical categories, absence of the educational ideal, inefficient character of the newly introduced school course «Bases of religious cultures and secular ethics», including its variable module «Bases of Orthodox Culture». The main reason of actualization of the problem of spiritually-moral education is now that still the purpose of spiritually-moral education is not formulated. This article not only are revealed the main problems of spiritually-moral education, but and are designated solutions of these problems, aimed at spiritually-moral revival of the Russian society. The presented material can be used in the scientific-research activity directed on studying of spiritually-moral formation and development of the modern personality in upbringingly-educational space of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современной России»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2014. Вып. 1 (32). С. 25-32

Гальцова Евгения Сергеевна, соискатель кафедры педагогики и менеджмента в образовании Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина [email protected]

Проблемы духовно-нравственного воспитания

ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ России

Е. С. Гальцова

В статье анализируется состояние духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как педагогическая проблема по-прежнему остается в числе наиболее актуальных в нашей стране. Существующие в настоящее время возможности, которые личность использует в своем развитии и самосовершенствовании, не всегда оказываются полезными для ее духовной сферы, а подчас и вовсе ведут к утрате «человеческого в человеке». Итогом сложившейся ситуации стала дезориентация современной молодежи: у значительной части подрастающего поколения искажены либо вовсе отсутствуют основные представления о тех ценностях, которые составляют ядро нравственности личности. Использование методов культуро-педагогического и теоретико-педагогического обзора, оценки документов Министерства образования и науки РФ, изучение периодической печати и публикаций по вопросам духовно-нравственного воспитания делает проведенный анализ более объективным. Осуществленное исследование позволило обозначить и раскрыть основные проблемы духовно-нравственного воспитания — девальвация ключевых педагогических категорий, отсутствие воспитательного идеала, малоэффективный характер нововведенного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе его вариативного модуля «Основы православной культуры». Основная же причина актуализации проблемы духовно-нравственного воспитания в настоящее время заключается в том, что до сих пор не сформулирована цель духовно-нравственного воспитания. В статье не только выявлены основные проблемы духовно-нравственного воспитания, но и обозначены пути решения этих проблем, направленные на духовно-нравственное оздоровление российского общества. Представленный материал может быть использован в научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение духовно-нравственного становления и развития современной личности в воспитательно-образовательном пространстве России.

За XXI столетием уже давно закрепилось определенное название — это век информации, информационных технологий, цифровой эры. Стремительно развивающиеся ^-технологии, проникающие во все сферы жизнедеятельности современного человека, заставляют его становиться более мобильным и восприимчивым к явлениям действительности. Повышенная потребность в усвоении новой информации заставляет личность обращаться к быстрому заполнению информационных пробелов посредством постоянного самообразования.

Вместе с тем начало XXI в. ознаменовалось развитием глубокого духовно-мировоззренческого кризиса, охватившего все российское общество. В. И. Сло-бодчиков называет существующий в настоящее время кризис «мировоззренческой катастрофой»1. Ее признаками являются «разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно — призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни»2. В связи с этим экзистенциальные вопросы человеческого существования: для чего человек должен жить и что действительно может сделать его человеком — решаются, как правило, в соответствии с материальными и плотскими потребностями индивида. Результатом такого подхода к жизни становится тотальное разрушение духовной сферы личности.

Существующее на сегодня обилие информации различного рода усиливает этот процесс. Парадокс заключается в том, что поиск человеком ответов на извечные жизненные вопросы бытия связан с обращением не к подлинному знанию, которое личность может почерпнуть в ценностях и традициях отечественной культуры, а к псевдознанию. Последнее в настоящее время набирает стремительные обороты благодаря активному развитию и распространению всевозможной информации подчас бездуховного содержания, угрожающей целостности личности. Информационный голод, испытываемый индивидом ввиду постоянного наращивания объема информации, превращается в своеобразный ценностно-смысловой ориентир-руководство к построению человеческой жизни в XXI в., заменяя собой духовную жажду, утолить которую может и способен только духовный опыт. Именно он помогает личности понять смысл собственного предназначения. Еще в начале XX столетия И. А. Ильин определял духовный опыт как «опыт, открывающий человеку доступ к любви, совести и чувству долга, к праву, правосознанию и государственности, к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии»3. Только он способен указать человеку, «что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы, бороться и умереть...»4. Иными словами, духовный опыт формирует духовное ядро личности, воспитывает и развивает «человеческое в человеке».

Современное российское воспитательно-образовательное пространство также оказалось под влиянием духовно-мировоззренческого, духовно-нравственного кризиса. Об этом говорит тот факт, что воспитательное воздействие как элемент становления и развития «человеческого в человеке» сводится до минимального значения, уступая место исключительно интеллектуальному образованию. В результате в личности формируется духовная ограниченность. Более того, наблюдающаяся сегодня адаптация образования к законам рыноч-

1 Слободчиков В. И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. № 9. С. 34.

2 Он же. Духовно-нравственное становление и развитие человека [Электронный ресурс.] URL: http://arhiv.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=20&id_article=1126

3 Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 2006. С. 55.

4 Там же.

ной экономики рождает диссонанс в отношениях со многими нравственными общечеловеческими принципами. По словам И. А. Колесниковой, современные процессы воспитания и образования, превращаясь в придаток рыночных отношений, «утрачивают свое человекообразующее значение»5 и начинают угрожать целостности личности в ее полноте (духовно-душевно-телесной).

Полноценному становлению и развитию человека как «субъекта собственной жизни, как личности во встрече с другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного бытия»6 может содействовать только воспитание, опирающееся на ценности и традиции отечественной педагогической культуры. Такое воспитание выступает своеобразным иммунитетом в сохранении целостности личности. Оно — залог приобретения человеком духовного опыта, формирования его духовной сферы, ориентир к образованию в нем собственно человеческого. Отсутствие же на сегодняшний день четко выстроенной системы воспитания, предполагающей наличие определенного образа, идеала, которому следовало бы соответствовать и к которому стремиться, приводит к дезориентации современной молодежи. У значительной части подрастающего поколения искажены либо вовсе отсутствуют основные представления о добре, милосердии, чести, справедливости, патриотизме, которые в совокупности своей составляют ядро нравственности человеческой личности. В связи с этим современная отечественная педагогика поставлена перед необходимостью определить образ истинного воспитания на всех уровнях (государственном и личностном).

По убеждению В. А. Беляевой, образ истинного воспитания связан с воспитанием «внутреннего человека», «воспринявшего базовые основы культуры своего народа в ценностно-смысловом содержании как главный вектор в выборе своей жизненной позиции по отношению к окружающему миру, в выборе своих поступков и действий»7. Поэтому принятие ценностных ориентиров, которые имеют непреходящее значение и затрагивают духовную сферу человеческой личности, также рассматривается современной отечественной педагогикой в качестве одной из ведущих задач полноценного становления и развития человека. В настоящее время данным вопросам уделяется серьезное внимание: проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения по-прежнему остается в числе наиболее актуальных в нашей стране, в том числе и на государственном уровне. В 2007 г. была принята новая редакция Федерального Закона «Об образовании», признавшего за воспитанием на всех уровнях образования приоритетную роль. Тем самым было положено начало новому этапу государственной образовательной политики в отношении духовно-нравственного вос-

5 Колесникова И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008. № 9. С. 31.

6 Слободчиков. Духовные проблемы... С. 36.

7 Беляева В. А. Воспитательный идеал как фактор духовного единения русского народа // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: восьмые Международные Покровские образовательные чтения, 20—22 октября 2009 г. Рязань, 2010. С. 5-6.

питания, которая рассматривает последнее в качестве важнейшего национального приоритета8.

Согласно существующей законодательно-нормативной базе современная система образования как социальный институт призвана обеспечить «воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону»9. В то же время содержание образования направлено на «формирование духовно-нравственной личности»10. «Основы православной культуры», а также включенный Министерством образования и науки РФ в школьную программу учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (с 1 сентября 2012 г. этот предмет был официально введен во всех регионах страны) сегодня могут содействовать этому в незначительной мере. Как показывает практика, духовно-нравственного возрастания обучающегося практически не происходит: он по-прежнему остается в духовном вакууме собственной непросвещенности. В связи с этим В. А. Беляева отмечает, что «цель и задачи духовно-нравственного воспитания должны войти в систему непрерывного образования нашего государства не в виде деклараций и размытого в ценностно-смысловом содержании учебного предмета "Основы религиозной культуры и светской этики", а в форме учебной дисциплины "Основы православной культуры"»11.

Закономерным явлением для современной педагогической науки становится процесс девальвации смысла таких ключевых понятий, как «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственное возрождение», «духовно-нравственные ценности», «духовно-нравственная личность» и других. Представленное в настоящее время многообразие трактовок одних и тех же понятий («духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «ценность», «личность» и т.д.), авторских мнений и концепций рождает неразбериху в восприятии сложившихся категорий в связи с практикой их рассмотрения с разных позиций (светской и религиозной). Существующая взаимосвязь между понятиями «духовность» и «нравственность» в понимании большинства современных ученых, как правило, низводится до отождествления этих смыслопо-лагающих категорий в единое понятие исключительно светского содержания. В результате имеющаяся тонкая грань, разделяющая данные понятия в концептуальном наполнении и отвечающая за разные уровни духовного возрастания

8 См.: Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности / И. В. Понкин [и др.]. М., 2008. С. 16; Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М., 2009. С. 15.

9 Национальная доктрина образования в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 04.10.2000, № 751 [Электронный ресурс.] URL: http://www.dvgu.ru/umu/ ZakRF/doktrinl.htm

10 Об образовании: Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-Ф3. [Электронный ресурс.] URL: http://www.referent.ru/1/139344?l0#l0

11 Беляева. Духовно-нравственное воспитание человека и общества: проблемы и перспективы // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: десятые Международные Покровские образовательные чтения, 19-21 октября 2011 г. Рязань, 2012. С. 10.

человеческой личности, утрачивается, что, в свою очередь, приводит к появлению новых смыслов прежних понятий.

Следствием существующего в педагогической среде интерпретационного хаоса, девальвации ряда смыслополагающих категорий является отсутствие четко обозначенной цели духовно-нравственного воспитания, а также идеала, к которому процессы духовно-нравственного становления и развития личности в конечном итоге должны привести. На сегодняшний день главной целью воспитания в России признается создание «материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие»12. Однако данная цель выражена достаточно обобщенно и может подходить под любую воспитательную концепцию (личностно ориентированную, деятельностную, культурологическую, аксиологическую, гуманистическую и т.д.). Отсутствие же четкой конкретизации цели рождает множество направлений в воспитании, важнейшими из которых сегодня считаются формирование «духовно и физически здоровой личности; гражданина, патриота и гуманиста; трудолюбивой и конкурентоспособной личности; творческой, саморазвивающейся личности»13. Все это еще сильнее перегружает педагогический тезаурус духовно-нравственного воспитания, препятствуя выработке его цели. Следовательно, единодушие в принятии четко сформулированных категорий, которые признавались бы априори научным сообществом, исследующим проблему духовно-нравственного становления и развития личности, единство во взглядах и мнениях, согласованная конкретизация разрабатываемых воспитательных концепций и моделей — все это могло бы оказать значительное содействие формированию цели духовно-нравственного воспитания.

Воспитание, по словам Н. Д. Никандрова, — это «всегда воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, к себе, к другим, к Богу»14. Этот процесс изначально предполагает стремление к конкретному идеалу, определить который в современных условиях достаточно сложно из-за отсутствия ясно обозначенной цели духовно-нравственного воспитания. Некорректное оперирование основными понятиями в отношении проблемы духовно-нравственного воспитания, их затасканность в речевом обращении современного научного сообщества таят в себе, по убеждению А. В. Моторина, «опасность омертвления глубинных корневых смыслов этих слов, т. е. тех смыслов, которые развивались в течение многих веков нашей народной истории под солнцем православия...»15. Кроме того, данные процессы содействуют обмирщению педагогического идеала, которым длительное время в России выступал образ православного христианина. С начала своего существования христианство открыло человечеству

12 Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М., 2006. С. 228.

13 Там же.

14 Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. 2008. № 9. С. 4.

15 Моторин А. В. О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1365.htm

реальный идеал, к которому необходимо было следовать и стремиться. Его воплощением явилась личность Иисуса Христа.

В настоящее время проблема воспитательного идеала в свете духовно-нравственного становления и развития учащегося поставлена весьма остро. Выбор современного идеала, по словам А. Я. Данилюка, «осложняется глубокой фрагментарностью российского общества по этническому, конфессиональному, социальному, имущественному признаку»16. Вместе с тем научное сообщество пытается найти возможный вариант воспитательного идеала, который оказался бы приемлемым для каждого российского гражданина — как принадлежащего определенной конфессии, так и не поддерживающего ни одну из религий. В результате был предложен собирательный образ, получивший свое выражение в «национальном воспитательном идеале». Он трактуется как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»17. Однако такой идеал, по замечанию В. А. Беляевой, «не может стать значимым на личностном уровне», так как «происходит подмена духовных ценностей нравственными ценностями, которые "сами по себе, по воле человека" могут быть многомерными и перманентными»18. В связи с этим можно констатировать, что в воспитательно-образовательном пространстве России на сегодняшний день не существует общепризнанного воспитательного идеала, которому следовало бы соответствовать.

Таким образом, в настоящее время решение проблемы духовно-нравственного воспитания личности во многом зависит от решения существующих внутри этой проблемы вопросов — девальвация ряда смыслополагающих педагогических категорий, отсутствие воспитательного идеала, малоэффективный характер нововведенного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Основная причина заключается в том, что до сих пор не сформулирована цель духовно-нравственного воспитания, которая признавалась бы на всех уровнях (государственном и личностном) и стала бы ведущей в процессах духовно-нравственного становления и развития современной личности. Решение существующих в отечественном воспитательно-образовательном пространстве проблем дало бы возможность подойти к основательному решению проблемы духовно-нравственного оздоровления российского общества.

Ключевые слова: воспитание, духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, воспитательно-образовательное пространство, проблема духовно-нравственного воспитания, духовно-мировоззренческий кризис, цель духовно-нравственного воспитания, воспитательный идеал, личность, духовный опыт, становление, развитие, педагогические понятия, ценности.

16 Данилюк. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. 2008. № 9. С. 88.

17 Он же. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М., 2009. С. 11.

18 Беляева. Воспитательный идеал... С. 5.

Problems of spiritually-moral education

OF THE PERSONALITY IN MODERN RUSSIA E. S. Galtsova

This Article is devoted to the analysis of the state of spiritually-moral education of the personality in modern conditions. Spiritually-moral education of the younger generation as the pedagogical problem still is left among the most urgent questions in our country. Opportunities existing now which the personality can use in own development and self-improvement, not always are useful to her spiritual sphere, and sometimes at all conduct to loss «human in the person». The disorientation of modern young people became the result ofcurrent situation: at most part ofthe younger generation are distorted or are absented the main notions of those values which are the center of moral of the personality. Use of methods of the culturally-pedagogical and theoretically-pedagogical review, appreciation of documents of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, studying of periodicals and publications on the subject spiritually-moral education does the realized analysis to more objective. The accomplished research allowed to designate and to discover the main problems of spiritually-moral education — devaluation of the crucial pedagogical categories, absence of the educational ideal, inefficient character of the newly introduced school course «Bases of religious cultures and secular ethics», including its variable module «Bases of Orthodox Culture». The main reason of actualization of the problem of spiritually-moral education is now that still the purpose of spiritually-moral education is not formulated. This article not only are revealed the main problems of spiritually-moral education, but and are designated solutions of these problems, aimed at spiritually-moral revival of the Russian society. The presented material can be used in the scientific-research activity directed on studying of spiritually-moral formation and development of the modern personality in upbringingly-educational space of Russia.

Keywords: education, spirituality, moral, spiritually-moral education, upbringingly-educational space, problem of spiritually-moral education, spiritually-ideological crisis, purpose of spiritually-moral education, educational ideal, personality, spiritual experience, formation, development, pedagogical concepts, values.

Список литературы

1. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М., 2006.

2. Беляева В. А. Воспитательный идеал как фактор духовного единения русского народа // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: восьмые Международные Покровские образовательные чтения, 20—22 октября 2009 г. Рязань, 2010.

3. Беляева В. А. Духовно-нравственное воспитание человека и общества: проблемы и перспективы // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: десятые Международные Покровские образовательные чтения, 19—21 октября 2011 г. Рязань, 2012.

4. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. 2008. № 9.

5. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М., 2009. С. 11.

6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 2006.

7. Колесникова И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008. № 9.

8. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности / И. В. Понкин [и др.]. М., 2008. С. 16.

9. Моторин А.В. О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1365.htm

10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000, № 751 [Электронный ресурс.] URL: http://www.dvgu.ru/ umu/ZakRF/doktrin1.htm

11. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. 2008. № 9.

12. Об образовании: Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-Ф3. [Электронный ресурс.] URL: http://www.referent.ru/1/ 139344?l0#l0

13. Слободчиков В. И. Духовно-нравственное становление и развитие человека [Электронный ресурс.] URL: http://arhiv.oodvrs.ra/article/index.php?id_page=20&id_article=1126

14. Слободчиков В. И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. № 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.