Научная статья на тему 'Проблема духовного развития и воспитания личности в педагогических исследованиях и публикациях'

Проблема духовного развития и воспитания личности в педагогических исследованиях и публикациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2816
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT OF SPIRITUALITY / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL EDUCATION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ / EDUCATION OF SPIRITUALITY / РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ / PEDAGOGY OF SPIRITUALITY / ПЕДАГОГИКА ДУХОВНОСТИ / SPIRITUAL ADVANCEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Алла Григорьевна, Дудина Елена Николаевна

На основе анализа публикаций в научных журналах выделены основные направления современных исследований в русле духовной проблематики: сущность личностной духовности; специфика духовного развития личности; педагогическое обеспечение духовного развития личности в образовательных учреждениях; подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей. В рамках данных направлений рассмотрены следующие аспекты педагогического осмысления проблемы духовности: понятие «духовность»; компонентный состав личностной духовности; уровни и факторы ее развития; педагогические условия развития духовности; подходы в подготовке будущих педагогов к духовному воспитанию школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Алла Григорьевна, Дудина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SPIRITUAL ADVANCEMENT AND EDUCATION OF THE PERSON IN PEDAGOGICAL RESEARCH AND PUBLICATIONS

On the basis of the analysis of publications in scientific journals, the main directions of contemporary research were selected in line with the spiritual problematics: the nature of personal spirituality; the specificity of the spiritual development of the person; pedagogical maintenance of spiritual development of the person in the educational institutions; training of future teachers to the spiritual and moral education of children. Within these areas the following aspects of teaching spiritual understanding of the problem are examined: the concept of «spirituality»; component composition of personal spirituality; levels and factors of its development; pedagogical conditions of development of spirituality; approaches to the preparation of future teachers to the spiritual education of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Проблема духовного развития и воспитания личности в педагогических исследованиях и публикациях»

А. Г. Яковлева, Е. Н. Дудина. Проблема духовного развития и воспитания личности...

ОБЗОРЫ

УДК 37:001.127.18

А. Г. Яковлева, Е. Н. Дудина

ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ПУБЛИКАЦИЯХ

На основе анализа публикаций в научных журналах выделены основные направления современных исследований в русле духовной проблематики: сущность личностной духовности; специфика духовного развития личности; педагогическое обеспечение духовного развития личности в образовательных учреждениях; подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей. В рамках данных направлений рассмотрены следующие аспекты педагогического осмысления проблемы духовности: понятие «духовность»; компонентный состав личностной духовности; уровни и факторы ее развития; педагогические условия развития духовности; подходы в подготовке будущих педагогов к духовному воспитанию школьников.

Ключевые слова: духовность, духовное развитие, духовное воспитание, духовно-нравственное воспитание, воспитание духовности, развитие духовности, педагогика духовности.

Обзор научно-педагогических публикаций, посвященных духовному развитию и воспитанию личности, имел целью выявить основные аспекты педагогического осмысления данной проблемы. Анализ статей показал, что интерес исследователей к проблеме развития личностной духовности, педагогического обеспечения этого процесса в последние годы значительно возрос, что, на наш взгляд, обусловлено приоритетом духовного воспитания в модернизации отечественного образования. Об этом свидетельствует принятие Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выделение духовно-нравственного воспитания как отдельного направления деятельности образовательного учреждения.

Основываясь на публикациях в научно-педагогических журналах, выделяются основные направления исследований в русле духовной проблематики. На наш взгляд, таковыми являются: 1) определение сущности личностной духовности; 2) специфика духовного развития личности 3) педагогическое обеспечение духовного развития личности в образовательных учреждениях; 4) подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей.

1. Определение сущности личностной духовности.

В современных исследованиях духовность рассматривается с двух позиций: религиозной и научной, отличительной особенностью которых является ее источник. В первом случае - это Бог, во втором - сам человек. Как показал анализ публикаций, сложным, нередко спорным, противоречивым оказывается определение сущности духовности в ее светской транскрипции. Отсюда представляется интересным именно светский подход к рассмотрению духовности [1-17].

Исследуя сущность личностной духовности с разных методологических позиций, авторы публикаций определяют данный феномен как качество или интегральную характеристику личности [1-4]; качественную характеристику сознания и самосознания личности [5];

способность [6-10]; динамическое образование, активное деятельностное состояние, стремление [11-14]; высший уровень развития личности или человеческой саморегуляции [15, 16]; способ жизнедеятельности [17]. Таким образом, духовность понимается, с одной стороны, как данность и рассматривается в совокупности ее статических характеристик; с другой - как заданность и рассматривается с точки зрения ее динамических характеристик.

Интересны, с точки зрения педагогического осмысления, попытки структурирования духовности, понимаемого как «вычленение отдельных компонентов, содержательных сторон в способах ее проявления» [10]. Большинство исследователей, характеризуя феномен духовности, подчеркивают ее многокомпонентность, многоаспектность. Авторы публикаций обращают внимание на взаимопроникающий, взаимообусловливающий характер структурных связей компонентов, что позволяет рассматривать духовность как системное образование.

Анализ статей показал наличие двух подходов к определению структуры исследуемого феномена. Первый связан с признанием основных и второстепенных компонентов духовности. В частности, Г. Г. Абсалямова и Г. С. Байгулова рассматривают в качестве основных компонентов самодисциплину, осознанность, мудрость, любовь, самосовершенствование, самоконтроль, совесть [10]. С. А. Вальченко - интеллектуальный, этический, эстетический и религиозный компоненты [11]. Второй подход встречается чаще и предполагает равнозначность всех составляющих духовности [13-17].

Таким образом, духовность - это сложноструктурированное качество, включающее достаточно широкий диапазон составляющих. Их взаимодействие, гармонизация имеют большое значение в развитии духовности, так как, интегрируясь, они образуют особый, относительно самостоятельный план отражения, преобразования окружающего мира.

2. Специфика духовного развития личности.

Исследуя особенности развития личностной духовности, ученые фокусируют свое внимание на отдельных аспектах данного процесса. Так, Ю. А. Костюк рассматривает духовное развитие как собственно человеческий результат освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на высшие жизненные, общечеловеческие ценности [18]. В ряде статей [11, 19] развитие личностной духовности представлено в виде многоэтапного процесса, в котором духовность как сопутствующее личностное проявление в детском возрасте постепенно превращается в объект самостоятельного личностного творчества, а духовные ценности, начиная с подросткового возраста, составляют предмет особой заботы индивида. Для придания воспитательной работе определенной логики и системы авторами условно выделены шесть уровней развития духовности, пять из которых соотносятся с возрастными особенностями развития личности и присущи всем людям. Шестой, высший, уровень достигается не каждым человеком, поскольку требует постоянной и глубокой работы над собой. В качестве главных факторов развития духовности выделены среда, воспитание, наследственные свойства и индивидуально-личностный потенциал каждого человека, активность самой личности в работе над собой, своим постоянным совершенствованием.

3. Педагогическое обеспечение духовного развития личности.

Многие авторы публикаций сходятся во мнении, что воспитание духовности - процесс специфичный, требующий нетривиального подхода к его организации. Его специфичность, по утверждению З. З. Крымгужиной, определяется, во-первых, присутствием в природе человека, в его сознании, в морально-нравственной сфере не только рациональных, но и множества иррациональных моментов (самая рационализированная информация не может стать личностной, если она не прочувствована и не одушевлена); во-вторых, духовное -функция не субъект-объектного, а субъект-субъектного отношения (субъект-субъектный

характер взаимоотношений, в основе которых лежит «диалог», «взаимопризнание самоценности друг друга», духовно обогащает участников педагогического процесса, способствует раскрытию их потенциалов и усиливает субъектность воспитуемого); в-третьих, воспитание духовности осуществляется прежде всего в результате достижения духовной общности, духовного контакта воспитателя и воспитуемого [20].

По мнению исследователей, важнейшими педагогическими условиями развития духовности являются приобщение воспитуемых к традиционным, в том числе и христианским, духовно-нравственным ценностям и использование православно-ориентированной методики образования и воспитания [21-23]; обеспечение возможности приобретения ребенком нравственного и духовного опыта, где важная роль отводится методам, создающим проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии [3, 4]; целенаправленное развитие духовных способностей посредством тренировки «надситуативной активности», когда из двух альтернатив выбирается не самый «духовный» (поскольку это неопределимо), а самый сложный вариант [24].

В ряде статей [25, 26] обоснована совокупность педагогических условий духовного развития личности.

Интересной и перспективной, с точки зрения организации целостного учебно-воспитательного процесса, направленного на духовное развитие обучающегося, на наш взгляд, является сложившаяся в контексте Волгоградской научной школы традиция исследования проблем духовного воспитания с позиции гуманитарно-целостного подхода, который реализуется в русле нового научно-педагогического направления - педагогики духовности, основанного на интеграции идей православной и светской педагогики, философского и религиозно-православного знания. Целостный подход в педагогике духовности представляет собой совокупность принципов изучения духовности человека как целостного феномена, целостной системы, что необходимо для корректной организации деятельности по духовному воспитанию [27].

Педагогика духовности предлагает способы воспитания, направленные на совершенствование духовной (ценностно-смысловой) сферы человека, на становление тех качеств и свойств, которые составляют его подлинно человеческую сущность [28]. В статьях И. А. Соловцовой сформулированы основные законы духовной жизни человека, которые должны быть положены в основу его духовного воспитания: 1) закон относительной независимости (автономности) духовной жизни человека от биологических и социальных детерминантов; 2) духовное становление осуществляется не «благодаря», а «вопреки»; 3) закон независимости перспективы духовного становления от пространственных и временных условий; 4) закон возрастания потребности в Другом по мере восхождения человека к ценностям, культуре и самому себе, т. е. по мере развития в нем «светлой» духовности; 5) закон взаимной связи и взаимной зависимости духовности и нравственности [29]; представлены важнейшие характеристики духовного воспитания - связь с миром ценностей, культурологический характер, направленность на совершенствование и гармонизацию внутреннего мира человека, направленность на Другого); определены содержание, средства и механизм духовного воспитания [30].

В статье О. С. Карповой в качестве ведущего средства духовного воспитания с учетом специфики подросткового возраста рассматривается проблемная ситуация, акцентирующая внимание воспитанника на двойственности, антиномичности духовного мира человека и стимулирующая поиск им способов разрешения противоречий в ценностно-смысловой сфере. Кроме того, уточнен компонентный состав духовного воспитания подростка, включающий ценностно-смысловой компонент (направлен на разрешение противоречий в цен-

ностно-смысловой сфере подростка); рефлексивный (устраняет противоречия в его внутреннем мире); эмпатийно-эмотивный (разрешает конфликты в сфере взаимоотношений); самореализационный (актуализирует развитие способностей к духовному самосовершенствованию); определены критериальные основания духовного воспитания, которые, в свою очередь, раскрывают содержание компонентов духовного воспитания подростка. Критериями ценностно-смыслового компонента выступают ценностные ориентации: эмпатийно-эмотивного - эмпатийные способности и способность к ведению ценностно-смыслового диалога; рефлексивного - способность к рефлексии и осознание потребности в самосовершенствовании; самореализационного компонента - совершение духовного поступка и потребность в духовном самосовершенствовании [31].

В рамках гуманитарно-целостного подхода в исследовании проблем духовного воспитания в настоящее время выделены такие направления, как исследование разных видов ситуаций духовного воспитания, обоснование современных средств духовного воспитания, изучение механизмов духовного воспитания и педагогически целесообразных способов их «запуска», главным образом, организация смыслопоисковой и смыслотворческой деятельности, исследование проблем православной педагогики [32].

4. Подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей.

Закономерен исследовательский интерес к проблеме подготовки будущих учителей в контексте духовно-нравственного воспитания, определяемый как целенаправленный и организованный процесс, направленный на принятие духовно-нравственных идеалов и ценностей, формирование духовных потребностей и нравственных мотивов поведения, развитие нравственных чувств, нравственного сознания, выработку умений нравственного поведения, способностей к духовно-нравственному самоопределению, самореализации, самосовершенствованию в педагогической деятельности, обеспечивающий воспроизводство духовно-нравственного потенциала личности будущего специалиста [33].

Необходимость духовно-нравственного воспитания в качестве приоритетного направления в профессиональной подготовке будущего педагога отражена в публикациях, авторы которых базируются на понимании личности педагога как мощного фактора духовного развития воспитанника. В статье Н. Н. Дементьевой выделена совокупность педагогических условий, направленных, по мнению автора, на успешное духовное развитие студента педагогического вуза: 1) организация гуманистического общения преподавателей и студентов, ориентированного на свободное взаимодействие участников образовательного процесса и его диалогический характер; 2) наполнение образовательного процесса содержанием, побуждающим личность к выявлению смыслов своего развития, существования и порождающим потребность личности в профессиональном саморазвитии; 3) использование в учебно-воспитательном процессе вуза специально разработанной, целенаправленной системы ценностно-смысловых развивающих методов и форм (тренингов, упражнений, заданий), стимулирующих и корректирующих проявление личностной и духовной зрелости студентов. Содержание процесса развития духовности составляют когнитивный, рефлексивно-ценностный и личностный компоненты. Средствами развития духовности студентов являются образ духовного человека, соучастие, содействие, сотрудничество [15]. В. И. Павлов предлагает целенаправленное использование содержания обновленного гуманитарного образования, в первую очередь исторического; организацию в образовательном пространстве педагогического вуза активной, познавательной, научно-исследовательской, общественно ценной, добротворческой деятельности студентов; индивидуально-психологическую поддержку личности студента с учетом его потребности в духовно-нравственном развитии, стимулирование его стремления к самообразованию, самовоспитанию [34].

О. Н. Кудина рассматривает в качестве приоритетной задачи профессиональной подготовки актуализацию духовно-нравственного опыта будущих учителей и предлагает педагогическую модель поэтапного накопления такого опыта: 1) обогащение духовно-нравственных знаний студентов посредством их участия в факультативном курсе «Духовные основы нравственности»; 2) приобщение студентов к таким формам социального взаимодействия в процессе внеучебной деятельности, которые предоставляют возможность для совершения нравственных деяний по отношению к «ближнему»; 3) трансформация социального взаимодействия в социально-педагогическое сотрудничество. Результативность накопления будущими учителями духовно-нравственного опыта связывается с изменением духовного состояния, которое предлагается определять по трем критериям: когнитивному, поведенческому, эмоциональному. Они, по утверждению автора, позволяют устанавливать тенденции изменения духовного состояния от тревожного к статическому, от статического к предпочтительному, от предпочтительного к статическому, от статического к тревожному. Накопление духовно-нравственного опыта будущими учителями опосредуется педагогической рефлексией переживаемых духовных состояний, что определило включение в модель рефлексивного компонента, к которому отнесены метод самооценки будущими учителями характеристик своего духовного состояния и метод самонаблюдения [35]. Н. П. Шитякова формулирует такие принципы профессионально-педагогической подготовки, как принцип обеспечения ценностного самоопределения личности, принцип активизации смыслообра-зующего потенциала духовно-нравственных ценностей, принцип опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога, принцип учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества, принцип использования полярных ценностей [36].

В статье Е. Ю. Азбукиной, Л. В. Волошиной определены пути осуществления взаимосвязи личностного потенциала педагога и духовных ценностей через разработанность идей и механизмов непрерывного образования, ориентированного на развитие личностного потенциала, осмысление духовных ценностей, создание условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, создание единого научно-методического образовательного пространства как открытой среды, находясь в которой, педагог может определять варианты становления и развития личностного потенциала с учетом духовных ценностей, концепцию личностно ориентированного подхода, учитывающего ценностные ориентации и потребности педагогов в развитии своего потенциала, учет мотивов профессионального развития педагогов, позволяющий предлагать соответствующее содержание духовных ценностей, корректировать его [37].

Иной ракурс решения проблемы задан авторами публикаций, внимание которых уделено целенаправленной подготовке будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию обучающихся [38- 40]. В статьях Б. С. Туралиева [38], В. И. Павлова [39] перечислена совокупность педагогических условий, обеспечивающих данный процесс. Таковыми, по мнению, Б. С. Туралиева, являются: во-первых, организация учебного процесса в форме спецкурса, при котором будут уточнены понятия «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание»; во-вторых, использование традиционных духовно-нравственных ценностей русской классической педагогики; в-третьих, обеспечение специального условия педагогического сотрудничества социальных институтов, ориентированных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: педагогического вуза, школы, семьи и Русской православной церкви; в-четвертых, организация самостоятельной творческой деятельности студентов по реализации (апробации) полученных теоретических знаний духовно-нравственного воспитания на практике с обучающимися общеобразователь-

ной школы. По мнению В. И. Павлова, это развитие у будущих учителей положительной мотивации к педагогической деятельности; обеспечение единства и взаимосвязи учебной и внеаудиторной деятельности студентов, установление межпредметных и внутипредметных связей в ходе изучения учебных дисциплин ГОС ВПО, регионально-национального компонента образования, спецкурсов «Духовно-нравственная культура будущего учителя», «Деятельность куратора по организации духовно-нравственного воспитания»; включение будущих учителей в социокультурную жизнь учебного заведения, микросоциума, общества; ориентация их на общечеловеческие и национальные ценности; обеспечение активного участия каждого из субъектов образовательного процесса в социально-ценностной (учебной, внеучебной, добротворческой, художественной, спортивной, проектно-исследователь-ской, поисковой и др.) деятельности; оказание студентам индивидуально-психологической помощи и педагогической поддержки с учетом их потребностей в духовно-нравственном развитии; реализация активных методов обучения (проблемные лекции, дискуссии, ролевые игры, экскурсии и др.); насыщение духовно-нравственным содержанием студенческой среды вуза, непрерывной педагогической практики; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к студентам.

В статье Н. Г. Куприной раскрывается содержание образовательных программ бакалавриата и магистратуры «Педагогика духовно-нравственного воспитания», предусматривающих включение, с одной стороны, личности студента в процесс освоения духовно-нравственных ценностей культуры, с другой - освоение методики приобщения детей к духовно-нравственным ценностям на основе культурологического подхода [40].

Список литературы

1. Китаев Д. Г. Творчество в онтологической структуре духовности // Система ценностей современного общества. 2009. № 7. С. 6-9.

2. Чичканова Е. Л. Сущность духовно-нравственного воспитания детей // Вестн. Томского гос. ун-та. 2006. № 3 (43). С. 328-330.

3. Пац М. В. Философско-педагогические основы воспитания духовности // Казанский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 135-140.

4. Никитина Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы // Научно-просветительский педагогический журнал «Педагогика культуры». URL: http://www.pedagogika-cultura.ru/7-2008-g/333-nikitina-7 (дата обращения: 08.01.15 г.).

5. Чернова М. Б. Проблемы духовности и свободы личности в современном обществе // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 26-30.

6. Некрасова Н. А., Некрасов С. И. Природа и сущность духовности: феноменологический анализ // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2006. № 1. С. 561-566.

7. Буравлева Н. А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin).

2011. Вып. 12 (114). С. 189-192.

8. Хохлов С. И. К понятию духовности в образовании // Вестн. Московского гос. гум. ун-та им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 4. С. 34-39.

9. Костюк Ю. А. Феномен духовности и его место в развитии акмеологии // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 90-94.

10. Абсалямова Г. Г., Байгулова Г. С. О сущности и структуре духовности личности // Вестн. Череповецкого гос. ун-та.

2012. Т. 1. № 37-2. С. 104-107.

11. Вальченко С. А. Духовность личности: сущность, структура и уровни развития // Известия Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины. 2014. № 5. С. 5-9.

12. Борытко Н. М. Духовность в структуре этической позиции студента // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2012. № 1 (65). С. 82-85.

13. Волошина Л. В. Духовность: вопросы, суждения, мнения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review).

2013. Вып. 1 (1). С. 40-44.

14. Вовченко В. А. К вопросу определения понятия «духовность» // Общество и человек. 2010. № 1 (1). С. 144-151.

15. Дементьева Н. Н. Проблемы развития духовности студентов педагогического вуза // Поволжский педагогический поиск. 2013. № 1 (3). С. 104-108.

16. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Южного федерального ун-та. Технические науки. 2005. № 7 (51). С. 16-21.

17. Степанова И. Н., Шалютин С. М. Духовность личности как проблема философии образования // Вестн. Тюменского гос. ун-та. 2006. № 2. С. 99-107.

18. Костюк Ю. А. Феномен духовности и его место в развитии акмеологии // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 90-94.

19. Коваль И. А. Ценностная обусловленность развития духовности в отногенезе // Известия Воронежского гос. пед. ун-та. 2013. № 1 (260). С. 73-75.

20. Крымгужина З. З. Воспитание духовности учащихся как педагогическая проблема // Система ценностей современного общества. 2013. № 31. С. 162-165.

21. Костюкова Т. А., Шульгин А. Православная педагогика в современной духовной и культурно-исторической ситуации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 10. С. 25-30.

22. Костюкова Т. А. Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 13. С. 141-144.

23. Костюкова Т. А. Особенности отечественного опыта приобщения к традиции культуры в системе светского образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 133-135.

24. Березина Т. Н. О развитии духовных способностей человека // Вестн. Московского гос. гум. ун-та им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 2. С. 23-30.

25. Витрук Е. Е., Коллегов А. К. Сохранение духовно-нравственного здоровья субъектов педагогического процесса // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 158-162.

26. Репин М. В. Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза (на примере цикла естественно-научных дисциплин) // Казанский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 157-162.

27. Никитенко С. Н. Целостный подход в педагогике духовности // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2011. № 1 (55). С. 18-20.

28. Никитенко С. Н. Педагогика духовности: взгляд с позиций гуманитарной педагогической парадигмы // Грани познания.

2012. № 3 (17). С. 76-79.

29. Соловцова И. А. Духовное воспитание: аспект законосообразности // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2006. № 4. С. 40-45.

30. Соловцова И. А. Система духовного воспитания школьников: проблемы проектирования // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2006. № 2-1 (51). С. 47-51.

31. Карпова О. С. Модель применения ценностно-смысловой проблемной ситуации как средства духовного воспитания подростка // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2011. № 4 (58). С. 83-86.

32. Соловцова И. А. Проблемы духовного воспитания: концептуальные основания и направления исследования // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2011. № 8 (62). С. 86-91.

33. Бахчиева О. А. Проблема духовно-нравственного воспитания будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 4 (22). С. 122-124.

34. Павлов В. И. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание будущих учителей // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 139-146.

35. Кудина О. Н. Актуализация духовно-нравственного опыта будущих учителей в период вузовского обучения // Вестн. Северо-Восточного гос. ун-та. 2009. № 12. С. 76-80.

36. Шитякова Н. П. Сущность подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. 2006. № 16 (71). С. 145-149.

37. Азбукина Е. Ю., Волошина Л. В. Духовные ценности и личностный потенциал педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 38-41.

38. Туралиев Б. С. Педагогические условия подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 21. С. 21-26.

39. Павлов В. И. Педагогические условия формирования у будущих учителей компетентности в области духовно-нравственного воспитания в процессе профессиональной подготовки // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева.

2013. № 4 (80). Ч. 1. С. 123-130.

40. Куприна Н. Г. Культурологический подход в подготовке студентов педагогического вуза к духовно-нравственному воспитанию школьников // Педагогическое образование и наука. 2013. № 6. С. 134-138.

Яковлева А. Г., кандидат педагогических наук, доцент, профессор. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: yaag23@mail.ru

Дудина Е. Н., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: helen_dudina@mail.ru

Материал поступил в редакцию 10.06.2015.

A. G. Yakovleva, E. N. Dudina

THE PROBLEM OF SPIRITUAL ADVANCEMENT AND EDUCATION OF THE PERSON IN PEDAGOGICAL

RESEARCH AND PUBLICATIONS

On the basis of the analysis of publications in scientific journals, the main directions of contemporary research were selected in line with the spiritual problematics: the nature of personal spirituality; the specificity of the spiritual development of the person; pedagogical maintenance of spiritual development of the person in the educational institutions; training of future teachers to the spiritual and moral education of children. Within these areas the following aspects of teaching spiritual understanding of the problem are examined: the concept of «spirituality»; component composition of personal spirituality; levels and factors of its development; pedagogical conditions of development of spirituality; approaches to the preparation of future teachers to the spiritual education of schoolchildren.

Key words: spirituality, spiritual advancement, spiritual education, spiritual and moral education, education of spirituality, development of spirituality, pedagogy of spirituality.

References

1. Kitaev D. G. Tvorchestvo v ontologicheskoy structure dukhovnosti [Creativity in the ontological structure of spirituality]. Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva - The Value system of Modern Society, 2009, no. 7, pp. 6-9 (in Russian).

2. Chichkanova E. L. Sushchnost' dukhovno-nravstvennogo vospitaniya detey [The essence of spiritual and moral education of children]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2006, vol. 3 (43), pp. 328330 (in Russian).

3. Pats M. V. Filosofsko-pedagogicheskiye osnovy vospitaniya dukhovnosti [The philosophical and pedagogical foundations of education of spirituality]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal - Kazan Pedagogical Journal, 2010, no. 1, pp. 135-140 (in Russian).

4. Nikitina N. N. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye: sushchnost' i problem [Spiritual and moral education: the nature and the problems]. Nauchno-prosvetitel'skiy pedagogicheskiy zhurnal "Pedagogika kul'tury" - Scientific and Educational Pedagogical Journal Pedagogy of Culture, 2008, no. 7 (in Russian). URL: http://www.pedagogika-cultura.ru/7-2008-g/333-nikitina-7 / (accessed 8January 2015).

5. Chernova M. B. Problemy dukhovnosti i svobody lichnosti v sovremennom obshchestve [Problems of spirituality and freedom of the individual in modern society]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2014, no. 1, pp. 26-30 (in Russian).

6. Nekrasova N. A., Nekrasov S. I. Priroda i sushchnost' dukhovnosti: fenomenologicheskiy analiz [The nature and essence of spirituality: the phenomenological analysis]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo - Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 2006, no. 1, pp. 561-566 (in Russian).

7. Buravleva N. A. Ponyatiye «dukhovnost'» v sovremennoy psikhologii [The concept "spirituality in modern psychology]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 12 (114), pp. 189-192 (in Russian).

8. Khokhlov S. I. K ponyatiyu dukhovnosti v obrazovanii [To the concept of spirituality in education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova, Pedagogika i psihologiya - Bulletin of Sholokhov Moscow State University for the Humanities. Pedagogy and Psychology, 2010, no. 4, pp. 34-39 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kostyuk Yu. A. Fenomen dukhovnosti i ego mesto v razvitii akmeologii [The phenomenon of spirituality and its role in the development of acmeology]. Akmeologiya -Acmeology, 2012, no. 4 (44), pp. 90-94 (in Russian).

10. Absalyamova G. G., Baygulova G. S. O sushchnosti i strukture dukhovnosti lichnosti [About the essence and structure of the spirituality of the person]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Cherepovets State University,

2012, vol. 1, no. 37-2, pp. 104-107 (in Russian).

11. Val'chenko S. A. Dukhovnost' lichnosti: sushchnost', struktura i urovni razvitiya [Spiritual personality: the nature, structure and levels of development]. Izvestiya Gomel'skogo gosudarstvennogo universiteta im. F. Skoriny- Proceedings of Francisk Scorina Gomel State University, 2014, no. 5, pp. 5-9 (in Russian).

12. Borytko N. M. Dukhovnost' v structure eticheskoy pozitsii studenta [Spirituality in the structure of the student's ethical position]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2012, no. 1 (65), pp. 82-85 (in Russian).

13. Voloshina L. V. Dukhovnost': voprosy, suzhdeniya, mneniya [Spirituality: questions, judgments, opinions]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2013, no. 1 (1), pp. 40-44 (in Russian).

14. Vovchenko V. A. K voprosu opredeleniya ponyatiya "dukhovnost'" [To the question of the definition of "spirituality']. Obshchestvo i chelovek - Society and Man, 2010, no. 1 (1), pp. 144-151 (in Russian).

15. Dement'eva N. N. Problemy razvitiya dukhovnosti studentov pedagogicheskogo vuza [Problems of spiritual development of students of pedagogical high school]. Povolzhskiy pedagogicheskiy poisk- Volga Region Pedagogical Search, 2013, no. 1 (3), pp. 104-108 (in Russian).

16. Leont'ev D. A. Dukhovnost', samoregulyatsiya i tsennosti [Spiritual, self-regulation and values]. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskiye nauki - Izvestiya SFedU. Engineering sciences, 2005, no. 7 (51), pp. 16-21 (in Russian).

17. Stepanova I. N., Shalyutin S. M. Dukhovnost' lichnosti kak problema filosofii obrazovaniya [Spiritual personality as a problem of philosophy of education]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Tyumen State University (Scientific Journal), 2006, no. 2, pp. 99-107 (in Russian).

18. Kostyuk Yu. A. Fenomen dukhovnosti i ego mesto v razvitii akmeologii [The phenomenon of spirituality and its role in the development of acmeology]. Akmeologiya-Acmeology, 2012, no. 4 (44), pp. 90-94 (in Russian).

19. Koval' I. A. Tsennostnaya obuslovlennost' razvitiya dukhovnosti v otnogeneze [Valuable conditionality of spirituality in otnogenesis]. Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - News of Voronezh State Pedagogical University, 2013, no. 1 (260), pp. 73-75 (in Russian).

20. Krymguzhina Z. Z. Vospitaniye dukhovnosti uchashchihsya kak pedagogicheskaya problema [Development of students' spirituality as a pedagogical problem]. Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva - The Value System of Modern Society,

2013, no. 31, pp. 162-165 (in Russian).

21. Kostyukova T. A., Shul'gin A. Pravoslavnaya pedagogika v sovremennoy dukhovnoy i kul'turno-istoricheskoy situatsii [Orthodox pedagogy in modern spiritual, cultural and historical situation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta-TSPU Bulletin, 2010, vol. 10, pp. 25-30 (in Russian).

22. Kostyukova T. A. Traditsionnye dukhovnye tsennosti i sovremennaya obrazovatel'naya praktika [Traditional cultural wealth and modern educational practice]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 13, pp. 141-144 (in Russian).

23. KostyukovaT. A. Osobennosti otechestvennogo opyta priobshcheniya k traditsii kul'tury v sisteme svetskogo obrazovaniya [The features of national experience in formalization with cultural traditions in the system of secular education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 13 (141), pp. 133-135 (in Russian).

24. Berezina T. N. O razvitii dukhovnykh sposobnostey cheloveka [About the development of spiritual abilities]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova. Pedagogika i psihologija - Bulletin of Sholokhov Moscow State University for the Humanities. Pedagogy and Psychology, 2010 no. 2, pp. 23-30 (in Russian).

25. Vitruk E. E., Kollegov A. K. Sokhraneniye dukhovno-nravstvennogo zdorov'ya sub''ektov pedagogicheskogo protsessa [Maintaining spiritual and moral health of the pedagogical process subjects]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta-TSPU Bulletin, 2014, vol. 6 (147), pp. 158-162 (in Russian).

26. Repin M. V. Pedagogicheskiye aspekty dukhovno-nravstvennogo vospitaniya studentov v obrazovatel'nom prostranstve vuza (na primere tsikla estestvenno-nauchnykh distsiplin) [Pedagogical aspects of spiritual and moral education of students in the educational space of the university (on the example of the cycle of natural sciences)]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal -Kazan Pedagogical Journal, 2010, no. 1, pp. 157-162 (in Russian).

27. Nikitenko S. N. Tselostnyy podkhod v pedagogike dukhovnosti [A holistic approach in pedagogy of spirituality]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2011, no. 1 (55), pp. 18-20 (in Russian).

28. Nikitenko S. N. Pedagogika dukhovnosti: vzglyad s pozitsiy gumanitarnoy pedagogicheskoy paradigmy [Pedagogy of spirituality: the view from the position of humanitarian pedagogical paradigm]. Grani poznaniya - Facets of Knowledge, 2012, no. 3 (17), pp. 76-79 (in Russian).

29. Solovtsova I. A. Dukhovnoye vospitaniye: aspect zakonosoobraznosti [Spiritual education: the aspect of conformity to law]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2006, no. 4. pp. 40-45 (in Russian).

30. Solovtsova I. A. Sistema dukhovnogo vospitaniya shkol'nikov: problemy proektirovaniya [The system of spiritual education of schoolchildren: projection problems]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of the Orenburg State University, 2006, no. 2-1 (51), pp. 47-51(in Russian).

31. Karpova O. S. Model' primeneniya tsennostno-smyslovoy problemnoy situatsii kak sredstva dukhovnogo vospitaniya podrostka [The model of application of value-semantic problem situation as a means of teenager's spiritual education]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Ivzestia of the Volgograd State PedagogicalUniversity, 2011, no. 4 (58), pp. 83-86 (in Russian).

32. Solovtsova I. A. Problemy dukhovnogo vospitaniya: kontseptual'nye osnovaniya i napravleniya issledovaniya [The problems of spiritual education: conceptual bases and lines of research]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Ivzestia of the Volgograd State PedagogicalUniversity, 2011, no. 8 (62), pp. 86-91 (in Russian).

33. Bahchieva O. A. Problema dukhovno-nravstvennogo vospitaniya budushchego uchitelya v protsesse professional'noy podgotovki [The problem of moral education of the future teacher in the process of vocational training]. Nauka i biznes: puti razvitiya - Science and Business: Development Ways, 2013, no. 4 (22). pp. 122-124 (in Russian).

34. Pavlov V. I. Patrioticheskoye i dukhovno-nravstvennoye vospitaniye budushchikh uchiteley [The patriotic and spiritually-moral education of future teachers]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - The Siberian Pedagogical Journal, 2011, no. 2, pp. 139-146 (in Russian).

35. Kudina O. N. Aktualizatsiya dukhovno-nravstvennogo opyta budushchikh uchiteley v period vuzovskogo obucheniya [Actualization of spiritually-moral experience of future teachers in the period of university education]. Vestnik Severo-Vostochnogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of the North-Eastern State University, 2009, no. 12, pp. 76-80 (in Russian).

36. Shityakova N. P. Sushchnost' podgotovki budushchikh uchiteley k dukhovno-nravstvennomu vospitaniyu shkol'nikov [The essence of the training of future teachers to the spiritual and moral education of students]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovaniye, zdravookhraneniye, fizicheskaya kul'tura - The South Ural State University Bulletin. Series: Education, Health, Physical Culture, 2006, no. 16 (71), pp. 145-149 (in Russian).

37. Azbukina E. Yu., Voloshina L. V. Dukhovnye tsennosti i lichnostnyy potentsial pedagoga [Spiritual values and personal potential of teacher]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta-TSPU Bulletin, 2013, vol. 4 (132), pp. 3841 (in Russian).

38. Turaliev B. S. Pedagogicheskiye usloviya podgotovki budushchikh uchiteley k dukhovno-nravstvennomu vospitaniyu shkol'nikov [Pedagogical conditions of preparation of the future teachers to the spiritual and moral education of students]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii - Problems and Prospects of Development of Education in Russia, 2013, no. 21, pp. 21-26 (in Russian).

39. Pavlov V. I. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya u budushchikh uchiteley kompetentnosti v oblasti dukhovno-nravstvennogo vospitaniya v protsesse professional'noy podgotovki [Pedagogical conditions of formation of the future teachers' competence in the field of spiritual and moral education in the process of professional training]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva - I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 4 (80), vol. 1, pp. 123-130 (in Russian).

40. Kuprina N. G. Kul'turologicheskiy podkhod v podgotovke studentov pedagogicheskogo vuza k dukhovno-nravstvennomu vospitaniyu shkol'nikov [Cultural approach in the preparation of students of pedagogical high school to the spiritual and moral education of students]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka - Pedagogical Education and Science, 2013, no. 6, pp. 134138 (in Russian).

Yakovleva A. G.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: yaag23@mail.ru

Dudina E. N.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: helen_dudina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.