ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ PEDAGOGY: PROBLEMS OF EDUCATION AND TRAINING
УДК 37.017: 37.034: 373.3
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ооржак А.Б.
Кызылский педагогический институт ТувГУ, г. Кызыл
FORMATION OF THE SPIRITUAL AND MORAL PERSONALITY OF JUNIOR SCHOOLBOY IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY
Oorzhak A.B.
Pedagogical Institute of TuvSU, Kyzyl
Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственной личности младшего школьника в процессе учебно-воспитательной деятельности. В данной статье раскрываются понятия «духовность», «нравственность», также представлены результаты педагогического эксперимента.
Ключевые слова: духовность, нравственность, личность, духовно-нравственное воспитание, учебная деятельность.
The article is devoted to the problem of formation of the spiritual and moral personality of junior schoolboy, in the process of teaching and educational activity. In this article are presented the results of the pedagogical experiment, and also are revealed the concepts of "spirituality", "morality".
Keywords: spirituality, morality, personality, spiritual and moral training, educational activity.
В современном российском обществе происходят изменения в экономической, политической, социальной, культурной сфере жизни, которые затрагивают не только духовный мир человека, но и влияет на развитие личности подрастающего поколения. На сегодняшний день серьезной проблемой остается духовно-нравственное состояние детей младшего школьного возраста. Наблюдаются изменения в сменах ценностных ориентиров младших школьников, которые материальные блага ставят выше духовных ценностей.
В современных социокультурных условиях наблюдается кризис системы образования и духовности, которые проявляются в безнравственном поведении школьников, в низком уровне мотивированности в учебной и трудовой деятельности. В российском образовании происходят системные обновления, направленные на повышение качества обучения. Изменения произошли и в ценностных ориентирах образования, на смену знаниевой парадигме приходит гуманитарная. В связи с этим человек становится центром учебно-воспитательного процесса, направленный на развитие всесторонне развитой личности. Обновления в системе образования направлены не только на
формирование знаний, но и на развитие активной, жизнеспособной личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры и ценностями семьи, общества, подкрепленными законом «Об образовании в Российской Федерации» [6]. В соответствии с изменениями в законе особую роль в формировании и раскрытии духовно-нравственной личности младших школьников, их склонностей, способностей играет учебно-воспитательная деятельность.
Духовность является основополагающим качеством человека, свойством души. Она определяется как внутреннее совершенствование человека, высота духа, нравственный строй личности, в соответствии с нормами поведения [9, с. 30].
Л.П. Буева духовность рассматривает как проблему обретения смыслов, как показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов [4, с. 2].
Исходя из определений понятия «духовность» отличительными чертами духовного человека является: уравновешенность и целостность личности, самореализация, духовное здоровье, искренность, возвышение над своим предыдущим уровнем, полная гармония с самим собой и миром. Поэтому духовный человек не может быть безнравственным, злым, жадным, эгоистичным, потому что у него полная гармония с самим собой, жизнью и окружающим миром.
Сердцевиной духовности является нравственность, которая понимается как система правил и норм поведения человека в каком-либо обществе, духовные, душевные и моральные качества, совокупность обязанностей, обязательств и запретов [9, с. 47].
По мнению Я.А. Коменского в духовно-нравственном воспитании главную роль играет религия. Он считает, что основой в воспитании является формирование у детей трудолюбия, сострадания, бескорыстия, справедливости, а главное, - любви к Богу и к людям [8].
Мы считаем, что не только религия, но и семья играет большую роль в воспитании духовно-нравственной личности младшего школьника. Так как на развитие личности ребенка влияют ценностные ориентиры родителей, родственников, соседей.
У младшего школьника самосознание, ценностное отношение к таким понятиям, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «совесть», «честь», «ответственность» формируются через семью и социальное окружение.
В настоящее время дети приходят в 1 класс из детского сада, где они получают первичные представления о нравственности, добре и зле, о вредных привычках. Дети младшего школьного возраста отличают хорошие поступки от плохих, имеют навыки вежливого отношения к окружающим (здороваются, прощаются и умеют благодарить и т.д.). У них расширяется круг общения и обязанности. Главным для младших школьников становится учебная деятельность, а также они должны научиться строить нравственные отношения с одноклассниками, учителями.
На сегодняшний день, в содержании образования произошли большие изменения: увеличилось количество часов обучения в младших классах, усложнилась внутренняя структура, поэтому в духовно-нравственном воспитании младших школьников возрастает роль учебно-воспитательного процесса. Формирование духовно-нравственной личности происходит через многогранную деятельность (игровую, учеб-
ную), кроме того дети младшего школьного возраста в различных ситуациях взаимодействуют не только со своими сверстниками, но и с взрослыми.
Практическая часть исследования была проведена в МБОУ «Калмыцкой национальной гимназии» им. АюШю Кичикова города Элиста во время подготовки выпускной квалифицированной работы. В эксперименте участвовали учащиеся 4 класса в количестве 22 человек.
Экспериментальная работа проводилась в течение двух месяцев. Исследование состоит из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Целью констатирующего этапа эксперимента является выявление потенциальных возможностей духовного развития младших школьников через учебно-воспитательную деятельность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) осуществить анализ научной литературы;
2) разработать учебные задания, технологическую карту урока, сценарии для организации внеурочной и внеклассной работы, направленные на формирование духовно-нравственной личности младших школьников;
3) провести диагностику сформированности духовно-нравственной личности младшего школьника в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Для того чтобы определить достоверность и глубину поставленной проблемы мы использовали следующие методы исследования: наблюдение, беседа, диагностические методики.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели «Методику неоконченных предложений». В ходе, которого выявили, что младшие школьники затрудняются при объяснении таких понятий, как порядочность, враждебность, ненависть, открытость, совесть. Детям младшего школьного возраста легко было объяснять, такие слова, как дружба, зло, добро, любовь.
Учащиеся начальной школы понятие «дружба» объясняли так: «уважение друг другу», «помощь другу», «никогда не ссориться», «не ругаться с друзьями, со сверстниками, одноклассниками».
Проанализировав ответы младших школьников, относительно понятия «зло», пришли к выводу о том, что мнения детей разделились. Значительная часть детей под злом понимают действия: «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда делают больно кому-нибудь», «это когда бьют». Дети второй группы дают характеристику другого человека: «человек, который никому не помогает», «плохой человек», «злой человек».
Дети младшего школьного возраста при объяснении смысла понятия «добро» говорили, что это: «самый добрый человек», «человек, который помогает всем», «хорошие поступки», «всех защищает», «никого не обижает».
Нравственную категорию как «любовь» они понимают как: «любовь мамы к папе», «любовь мамы к ребенку», «забота о ком-либо».
В ходе проведения методики незаконченных предложений, мы выявили, что большинство учащихся четвертого класса пытаются объяснить сущность понятий честность, хитрость, наглость, но их определения далеко от действительного.
По результатам методики «Ранжирования понятий» пришли к выводу, что для младших школьников наиболее значимыми являются: богатство, друзья, общение, семья, а такие понятия, как здоровье, Родина оказались второстепенными.
Основное внимание в нашем исследовании мы уделили учебному заданию. На формирующем этапе эксперимента были проведены уроки и внеурочные мероприятия, в которые были включены разработанные учебные задания. При разработке учебных заданий было проанализировано состав учебных действий, лежащих в основе личностных результатов, способствующих формированию духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста. По нашим наблюдениям, дети младшего школьного возраста на этих занятиях были более активными, высказывали свою точку зрения и проявляли интерес к предмету (метапредметные и личностные результаты). Стеснительные и робкие дети поднимали руку и пытались ответить.
Примеры учебных заданий мы использовали на уроках и внеклассных мероприятиях.
Учебные задания направлены на формирование таких умений, как: умение устанавливать связи и отношения, объяснять поступки героев, ситуации, соотнося их с содержанием текста.
Задание 1. Прочитайте слова, которые характеризуют поступки людей:
A. добрый; Б. равнодушный;
B. внимательный; Г. чуткий;
Д. завистливый; Е. честный.
Отметьте слова, которыми можно охарактеризовать поступок Андрея.
Данное задание мы оцениваем в 1 балл, так как ответ ученика не предполагает выражения или оценки суждений. Задание направлено на формирования умений: понимать смысл нравственного содержания текста, делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Задание 2. Как вы думаете, какой из поступков Андрея может быть примером для других детей? Отметьте ответ.
A. Андрей предложил попросить деньги на концерт у мамы.
Б. Андрей нашел билет на концерт.
B. Андрей пошел искать человека, который потерял билет, чтобы его вернуть.
Г. Андрей украл деньги у своих родителей, чтобы купить билет.
Д. Андрей остался дома.
Это задание мы оценили от 1 до 3 баллов, если ответ ученика не полный (без аргументации), то мы ставили 1 балл. Но педагог может расширить данное задание, добавив следующие вопросы: «Как вы думаете почему?» или «Объясните свой ответ», в соответствии с полными (объясняют свою точку зрения) ответами учеников ставили 3 балла.
Следующее задание направлено на развитие умения анализировать свои эмоции и чувства.
Задание 3. Используя пластилин или глину, создайте объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцените свою композицию.
Задание оценено нами в 2 балла, потому что предполагает выражение или оценку суждений, однако не требует выражения собственного мнения и ее аргументации. Чтобы расширить границы данного задания в формировании нужного нам умения, необходимо добавить в него следующие вопросы: «Поясните, какие чувства вы хотели отобразить», «Какие чувства вы испытывали, когда делали композицию?». Умение: осознавать главные ценности жизни и видеть их в искусстве.
Задание 4. Рассмотрите предложенные вам восемь предметов. Выберите из них три, которые, по вашему мнению, отражают важные для любого человека вещи. Напишите, почему вы так думаете.
Это задание мы оценили максимально в 4 балла, так как требует аргументации собственной жизненной позиции.
В конце работы был проведен контрольный этап эксперимента, заключающийся в ретестировании учащихся по методикам, проведенным на констатирующем этапе эксперимента.
Исходя из результатов методики незаконченных предложений, мы сделали вывод о том, что после формирующего этапа эксперимента дети младшего школьного возраста понимают сущность всех нравственных понятий. Учащиеся научились правильно объяснять смысл сложных понятий, как ненависть, открытость, враждебность, совесть, порядочность, что на констатирующем этапе вызывало большие трудности.
После формирующего этапа эксперимента дети младшего школьного возраста под открытостью понимали - это когда не боишься показать, какой ты или открыто говоришь, все что думаешь.
При объяснении понятия «враждебность» дети понимают нравственную категорию, как черту характера человека: «когда человек плохо относиться ко всем людям, даже к незнакомым», «злость в человеке»;
Анализ понятия «совесть» показал, что дети младшего школьного возраста понимают как чувства, внутреннее состояние, переживания человека: «чувство стыда», «когда человек сделал что-то плохое и переживает»;
Под порядочностью они понимают: «когда ты со всеми правильно поступаешь», «когда ты говоришь человеку, что ты о нем думаешь»;
Под ненавистью понимают «плохое чувство, когда кто-нибудь тебе не нравится или когда очень сильно не любишь кого-то».
Кроме того, при обработке результатов ранжирования понятий, мы заметили значительные изменения, на первых местах у учащихся остались такие понятия, как друзья и семья, зато понятия, как здоровье, Родина переместились на более приоритетные позиции (здоровье с 6-го места на 4-е, Родина - с 5-го на 3-е). В ходе переоценки ценностных ориентаций такие понятия как слава, богатство оказались второстепенными.
Таким образом, сочетание урочной и внеурочной работы, взаимодействие и сотрудничество семьи и школы являются основными условиями в формировании духовно-нравственной личности младших школьников. Исходя из результатов исследования, можем сказать, что использование учебных заданий в образовательной деятельности, направленных на формирование духовно-нравственных качеств, позволяет
повысить эффективность процесса обучения и воспитания. Также учебные задания способствуют не только развитию личности (интеллектуального, коммуникативного, толерантного, познавательного), но и формируют навыки духовно-нравственного поведения.
Библиографический список
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2005. №11. С. 68-71.
2. Антонян Ю.М. Нравственность и глубинная психология // Нравственность для XXI века: Сб. ст. / Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: Аспект Пресс, 2008. 288 с.
3. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности / Н.А. Бердяев. М.: 1999. 384с.
4. Буева Л.П. Духовность проблемы современного человека // Вопросы философии. 1996. №2. 4 с.
5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение. 2011. 23 с.
6. Закон РФ «Об образовании». В редакции, действующей с 15 февраля 2011 г. М.: КНОРУС, 2011. 80 с.
7. Киргуева Ф.Х. Многоуровневое образование как путь модернизации подготовки учителя начальных классов // Человек и образование. №4. 2008. С. 49-54.
8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения // М: Изд-во АПН РСФСР, 1955. 765 с.
9. Панькин А.Б. Методология духовно-нравственного воспитания / А.Б. Панькин; под науч. ред. Проф. В.В. Серикова. Элиста: Изд-во Калм. Ун-та. 2014. 124с.
10. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для классного руководителя / И.Ф. Харламов. М., Просвещение, 1993. 160с.
Bibliograficheskij spisok
1. Averina N.G. O dukhovno-nravstvennom vospitanii mladshikh Shkolnikov // Nachalnaya shkola. 2005. №11. s. 68-71.
2. Antonyan Yu.M. Nravstvennost i glubinnaya psikhologiya // Nravstvennost dlya XXI veka: Sb. st. / Pod red. Yu.M. Antonyana. M.: Aspekt Press, 2008. 288 s.
3. Berdyaev N.A. O cheloveke, ego svobode i dukhovnosti / N.A. Berdyaev. M.: 1999. 384s.
4. Bueva L.P. Dukhovnost problem sovremennogo cheloveka // Voprosy filosofii. 1996. №2. 4 s.
5. Danilyuk A.Ya. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. M.: Prosveschenie. 2011. 23 s.
6. Zakon RF «Ob obrazovanii». V redaktsii, dejstvuyuschej s 15 fevralya 2011 g. M.: KNORUS, 2011. 80 s.
7. Kirgueva F.Kh. Mnogourovnevoe obrazovanie kak put modernizatsii podgotovki uchitelya na-chalnykh klassov // Chelovek i obrazovanie. №4. 2008. S. 49-54.
8. Komenskij Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya // M: Izd-vo APN RSFSR, 1955. 765 s.
9. Pankin A.B. Metodologiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya / A.B. Pankin; pod nauch. red. Prof. V.V. Serikova. Elista: Izd-vo Kalm. Un-ta. 2014. 124s.
10. Kharlamov I.F. Nravstvennoe vospitanie shkolnikov: posobie dlya klassnogo rukovoditelya / I.F. Kharlamov. M., Prosveschenie, 1993. 160s.
Ооржак Аржаана Болатовна - преподаватель кафедры педагогики Кызылского педагогического института ТувГУ, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Oorzhak Arzhaana Bolatovna - teacher of the Department of Pedagogy Pedagogical Institute of Kyzyl TuvSU, Kyzyl, E-mail: [email protected]