Научная статья на тему 'Реализация воспитательного потенциала гуманитарно-художественных дисциплин в вузе технического профиля'

Реализация воспитательного потенциала гуманитарно-художественных дисциплин в вузе технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ГУМАНИТАРНОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / EDUCATION / SPIRITUALITY / VALUES / HUMANITIES / HIGHER TECHNICAL SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленникова Светлана Федоровна

В статье рассматриваются вопросы воспитательной работы со студентами технических вузов на основе дисциплин гуманитарно-художественного цикла. Определены пути и методы освоения обучающимися духовно-ценностной информации. Приведены результаты социологического исследования о влиянии гуманитарно-художественных дисциплин на нравственное становление студентов технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL REALIZATION OF THE HUMANITIES AT A HIGHER TECHNICAL SCHOOL

The article considers the questions of educational work with technical college students on the basis of the humanities. Ways and methods of spiritually-valuable information digestion by the students are defined. Results of sociological research about the influence of the humanities on higher technical school students’ moral formation are presented.

Текст научной работы на тему «Реализация воспитательного потенциала гуманитарно-художественных дисциплин в вузе технического профиля»

УДК 37.034:168.522 ББК Ч484(2)я43

Масленникова Светлана Федоровна аспирант г. Екатеринбург Maslennikova Svetlana Fedorovna

Post - graduate Yekaterinburg

Реализация воспитательного потенциала гуманитарно-художественных дисциплин в вузе технического профиля Educational Potential Realization of the Humanities at a Higher Technical School

В статье рассматриваются вопросы воспитательной работы со студентами технических вузов на основе дисциплин гуманитарно-художественного цикла. Определены пути и методы освоения обучающимися духовно-ценностной информации. Приведены результаты социологического исследования о влиянии гуманитарно-художественных дисциплин на нравственное становление студентов технического вуза.

The article considers the questions of educational work with technical college students on the basis of the humanities. Ways and methods of spiritually-valuable information digestion by the students are defined. Results of sociological research about the influence of the humanities on higher technical school students' moral formation are presented.

Ключевые слова: воспитание, духовность, ценности, гуманитарно- художественные дисциплины, студенты технического вуза.

Key words: education, spirituality, values, the humanities, higher technical school students.

На современном историческом этапе многие исследователи в области педагогики указывают на необходимость разработки новой отечественной концепции воспитания, отвечающей ценностным установкам демократического общества. Особенно остро встает проблема организации воспитательной работы со студентами технических вузов - будущими специалистами, которым придется руководить производственными коллективами в сложных экономических условиях. Поэтому в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» высшему профессиональному образованию ставятся задачи не только подготовки компетентного работника, но и высоконравственной, духовно развитой личности, обладающей «чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание» [2, c. 12].

Один подходов к определению понятия «воспитание» заключается в его рассмотрении как целенаправленного управления процессом развития личности. В русле данного подхода - трактовка воспитания Б.Т. Лихачевым как педагогической деятельности, представляющей «сознательное, на основе научных данных, целенаправленное, систематически и планомерно организованное воздействие, которое должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу, выраженному в форме цели сотворения личности» [3, с. 25].

Другой подход связан с рассмотрением воспитания как проблемы индивидуального саморазвития личности, при котором предполагается сотрудничество и сотворчество между педагогом и индивидуумом, находящимся в процессе своего личностного становления.

По мнению С.Н. Глазачева, узкая ориентация на индивида в воспитательном процессе, неучет интересов общества являются тупиковыми и для общества, и для индивида. Такая ориентация в воспитании в условиях кризиса «проявляет свою сущность игры общества «в поддавки» с человеком, которого готовят к легкости в жизни и успеху в ней. А между тем, в настоящей жизни неизбежны трудности и неудачи - особенно для того, кто ориентируется на поверхностные, формальные, бытовые, а не глубинные, сущностные, бытийные ее координаты». Необходимо разумное и взвешенное отношение к воспитательному процессу, которое обеспечивало бы «общественное воспроизводство, общественную саморегуляцию через регуляцию процесса воспроизводства личности» [1, с. 59].

Исследователями личностно ориентированного подхода к воспитанию подчеркивается, что в новых социально-экономических условиях важно воспитывать подрастающего человека как личность, обладающую теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. В исследовании В.М. Миниярова подчеркивается, что «цель воспитания третьего тысячелетия можно определить как формирование духовной и свободной личности, способной воспроизводить себе подобных. Под духовной личностью следует пони-

мать человека, способного отдавать предпочтение высшим нравственным ценностям, идеалам, чем сиюминутным потребностям и увлечениям» [4, с. 19]. Таким образом, ведущей тенденцией современного воспитания является переход к ценностной парадигме, к ориентации на ценностные установки общественного сознания.

Отсюда вытекают важные в контексте затронутой проблемы положения. Во-первых, ориентация на ценностные установки современного общественного сознания подразумевает анализ новых ценностных доминант, связанных с идеями устойчивого развития общества, с воспитанием человека, способного жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Во-вторых, акцентируются духовно-практические способы освоения информации об окружающем мире.

Выдвижение на первый план задач саморазвития и самореализации личности приводит к тому, что проблема воспитания выводится из плоскости обучающих задач. Задачи содействия формированию личности нельзя решать аналогично задачам обучения. Знаниям можно научить, но смыслу жизни, духовности научить нельзя, их можно взрастить в каждой индивидуальности. Процесс формирования личностной позиции по отношению к окружающему миру, становления ценностных ориентиров, установок, правил поведения может быть эффективен при опоре на духовно-практические способы освоения действительности.

Реализация данных положений педагогической науки в практике воспитательной работы технического вуза приводит к выводу о необходимости интеграции блока гуманитарно-художественных дисциплин (философия, культурология, этика, мировая культура и искусство и т.д.) на основе акцентирования в их содержании анализа ценностных доминант современного общества, духовного мира личности и противоречий, возникающих в нравственных, этических аспектах его взаимодействия с окружающим миром. Именно гуманитарно-художественные дисциплины с их ярко выраженной аксиологической направленностью способны дать студенту системное представление о ценностях со-

временного мира и месте человека в нем, сориентировать в обосновании правильного жизненного выбора. При этом необходимо преодоление практики, когда в преподавании дисциплин гуманитарно-художественного цикла делается акцент на описательности в анализе культурных артефактов в ущерб целостному образу художественно-исторических эпох, идеалов и представлений о мире, отраженных в культуре и искусстве прошлого и современности. Гуманитарно-художественные дисциплины в техническом вузе должны мыслиться, прежде всего, как предметы, связанные с освоением духовно-ценностного опыта человечества новыми поколениями. Это предполагает усиление внимания к формированию у студентов понятийных, системных представлений о культуре, тем более, что большинство обучающихся имеет скудный опыт общения с искусством как специфическим, художественно-образным способом освоения действительности.

С целью реализации воспитательного потенциала гуманитарно-художественных дисциплин в Уральском государственном лесотехническом университете подготовлен учебно-методический комплекс, включающий:

• разработки тематических направлений и отдельных тем по этике и духовно-нравственной проблематике в рамках дисциплин «Мировая культура и искусство», «История декоративно-прикладного искусства», «Народные промыслы Урала»;

• разработку сквозных тем, интегрирующих предметы естественнонаучного и художественно-гуманитарного циклов;

• практические рекомендации по организации воспитательной и культурно-просветительской работы со студентами;

• творческие задания, тесты и анкеты.

На занятиях рекомендуется использовать методы активного обучения, к примеру, проблемные лекции, в которых поощряются размышления студентов на заявленную тему; бинарные лекции, проводимые в диалоге преподавателей и раскрывающие грани нравственной проблематики с позиции разных дисциплин; лекции-визуализации с демонстрацией и анализом видеофильмов; творче-

ские задания в форме групповых проектов, анализирующих решения в ситуации нравственного выбора личности.

На материале дисциплины «Мировая культура и искусство» разработаны критерии сформированности духовно-ценностной культуры студентов:

• когнитивно-рефлексивный, включающий знания об этических категориях и общечеловеческих ценностях;

• мотивационно-смысловой, связанный с приобретением духовно-нравственного опыта в общении с искусством, нужного как для личностного, так и профессионального становления;

• деятельностно-практический, связанный с освоением способов духовной самореализации, отраженных в произведениях искусства, и решения на этой основе разнообразных задач личностной и профессиональной самореализации, начиная от организации личного досуга, и заканчивая выбором путей культурного и профессионального развития.

Эффективность воспитательной работы вуза на основе дисциплин гуманитарно-художественного цикла доказывают результаты нашего социологического исследования, проведенного в феврале 2009 г. В анонимном анкетировании принимали участие 70 первокурсников факультета механической технологии древесины. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

• Как повлияли гуманитарно-художественные дисциплины, преподаваемые в вузе, на Ваши отношения с ближайшим окружением; со знакомыми людьми, с соседями; к жизни Отечества?

• Повлияли ли гуманитарно-художественные дисциплины на понимание важности таких профессионально значимых качеств человека как трудолюбие, честность, ответственность, творчество, эрудированность, культура общения с другими людьми, стремление к инновациям, сохранение ценных традиций?

На первый вопрос ответы распределились следующим образом (табл. 1).

Второй вопрос анкеты предлагал респондентам задуматься над тем, повлияло ли изучение гуманитарно-художественных дисциплин на понимание

важности некоторых профессионально значимых качеств человека. Анализируя ответы студентов, мы получили следующие результаты о влиянии изучения вышеназванных курсов на профессионально значимые качества человека (табл. 2).

Таблица 1

Влияние гуманитарно-художественных дисциплин

на отношение студентов к обществу

Отношение к Изменение отношения, % от общего числа респондентов

улучшилось не изменилось ухудшилось

ближайшему окружению 70,1 29,9 0

знакомым, соседям 64,9 35,1 0

Отечеству 54,4 45,6 0

Примечание: к ближайшему окружению мы отнесли семью, близких родственников, самых лучших и верных друзей.

Таблица 2

Влияние гуманитарно-художественных дисциплин на понимание

важности профессионально значимых качеств личности

Профессионально значимое качество личности Влияние гуманитарно-художественных дисциплин, % от общего числа респондентов

да нет Затрудняюсь ответить

ответственность 84,2 12,2 3,5

культура общения 77,2 17,5 5,2

сохранение ценных традиций 73,6 10,5 15,8

трудолюбие 68,4 21,0 10,5

честность 68,4 19,3 12,2

эрудированность 68,4 17,5 14,0

творчество 66,6 24,5 8,7

стремление к инновациям 52,6 21,0 26,3

Оказалось, что гуманитарно-художественные дисциплины оказывают наиболее сильное влияние на такое профессионально значимое качество личности, как ответственность, что говорит о росте социальной зрелости. Респонденты отметили и позитивные изменения в культуре общения с другими людьми, стремлении к сохранению ценных традиций, что говорит о том, что первокурсники успешнее усваивают определенные нормы, ценности, образцы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Результаты исследования показывают, что разработанный учебно-методический комплекс в рамках гуманитарно -художественных дисциплин достаточно эффективно обеспечивает решение воспитательных задач в техническом вузе.

Библиографический список

1. Глазачев, С.Н. Социология духовной жизни как методология экологического образования [Текст] / С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова // Вестник Моск. гос. обл. пед. ин-та им. М.А. Шолохова. Сер. Экопедагогика. - 2004. - № 1. - С. 47- 65.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] / сост. Т.И. Тюляева // Гражданское образование в российской школе. - М.: Апрель, 2003. - С. 9-23.

3. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций [Текст] : учеб. пособие для вузов / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-Издат., 2003. - 607 с.

4. Минияров, В.М. Развитие эмоций дошкольника [Текст]: занятия, игры / В.М. Миния-ров. - М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.

Bibliography

1. Concept of the Russian Education Modernisation up to 2010 [Text] / Comp. by T.I. Tyu-lyaeva // Civil Education at Russian School. - М: April, 2003. - P. 9-23.

2. Glazachev, S.N. Sociology of a Spiritual Life as a Methodology of Ecological Education [Text] / S.N. Glazachev, O.N. Kozlova // Bulletin of МSRPI after M.A. Sholokhov. «Еcopedagogics» Series. - 2004. - № 1. - P. 47-65.

3. Likhachev, B.T. Pedagogics: Lecture Course [Text]: Studies Guide for Higher Schools / B.T. Likhachev. - М.: Yurait-Izdat, 2003. - 607 p.

4. Miniyarov, V.M, Preschool Child's Emotions Development [Text]: Lessons, Games / V.M. Miniyarov. - М: АЖТ1, 1999. - 48 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.