ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В.И. Павлов
В статье рассматриваются вопросы осуществления межпредметной связи в процессе формирования духовно-нравственной культуры будущих учителей.
Ключевые слова: профессиональное образование, межпредметная связь, духовно-нравственная культура, компоненты духовно-нравственной культуры, факторы, блоки учебных дисциплин, учебная и внеаудиторная деятельность, педагогические условия
Intersubject communication in developing of spiritually-moral culture of going-to-be teachers in educational process of high school. The article considers questions of fulfilling intersubject communication in the process of development of spiritually-moral culture of going-to-be teachers.
Key words: professional education, intersubject communication, the spiritually-moral culture, components of the spiritually-moral culture, factors, blocks of subjects, educational and out-of-class activity, pedagogical conditions
Особая значимость формирования духовно-нравственной культуры молодежи обусловлена тем, что в обществе отмечается усиление бездуховности, рост преступности, употребление алкоголя, наркотиков, кризис нравственных ценностей среди подростков и молодежи. Согласно опросу, проведенного нами среди 489 молодых людей в возрасте 20 - 28 лет, 57% готовы переступить через моральные нормы, чтобы добиться любыми путями успеха в реальной жизни. Молодые люди устойчиво демонстрируют значительно меньший уровень осуждения аморальных поступков по сравнению со старшим поколением.
В новой редакции "Закона об образовании" (2007 г.) среди принципов образования на первом месте стоит "приоритет общечеловеческих нравственных ценностей", а среди его целей названо " формирование духовно-нравственной личности". Организатором педагогического процесса выступает учитель. Как показал опрос 214 молодых учителей со стажем работы от 3 до 10 лет, 53% из них испытывают определенные трудности в организации духовно-нравственного воспитания учащихся в учебной и во внеклассной деятельности. В реальном педагогическом процессе современного вуза актуальной становится проблема выявления
педагогических условий эффективного формирования духовно -нравственной культуры будущих учителей, подготовке их к духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Мы в своем опыте исходим из того, что духовность является потенциальной сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы. «Вступая как сущность человека, духовность одновременно, является целью и результатом становление человека» [1; 3]. Духовно-нравственное развитие будущего учителя есть процесс освоения им высоких духовных и нравственных ценностей бытия, определение своего духовного идеала и стремление к нему, осознание высоких смыслов своей профессиональной деятельности, саморазвития и самосовершенствования.
Факторами развития духовно-нравственной культуры студента выступают внутренние факторы (потребность студента в общении, самопознании и самосовершенствовании; интерес к своему внутреннему миру и внутреннему миру других людей); внешние факторы (духовно-нравственная атмосфера образовательно-воспитательного пространства вуза в целом; деятельность профессорско-преподавательского состава, кураторов, деятельность обучающихся); формы и методы, запускающие механизм развития личности (идентификация, рефлексия, осознания и переживание, опосредование).
Мы исходим из того, что формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя происходит в целостном педагогическом процессе вуза, в ходе учебно-воспитательной деятельности, обновленного содержания образования, в котором выделяется три взаимосвязанных блока: общекультур-
ный, психолого-педагогический и предметный. Каждый из названных блоков включает ряд модулей.
Общекультурный блок призван обеспечить развитие мировоззрения будущего учителя, создать условия для его жизненного и профессионального самоопределения, овладения практической педагогикой, которая в своей основе имеет общую образованность учителя. Погружение студента в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусств, способов деятельности во всем их своеобразии требует разработки таких элементов общекультурного блока, как мировоззренческо-методологический, аксиологический, историко-культурный, социально-экономический, естественнонаучный, коммуникативный.
Психолого-педагогический блок направлен на развитие педагогического самосознания учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности. Поскольку становление "Я-концепции" учителя — это не единовременный акт, то данный блок может быть представлен такими модулями, как ориентирующий, теоретико-методологический, деятельностный.
Предметный блок ориентирован на освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности учащихся и общения с ними. Он предполагает разработку таких модулей, как общий, связанный с определенным направлением научных знаний (гуманитарные знания, естествознание и др.); интегрированный, объединяющий в единое целое те или иные отрасли научного направления;
специальный - в конкретной области научного знания (узкий или широкий профиль).
Системообразующим стержнем содержания педагогического образования, формирования духовно-нравственной культуры, является практическая деятельность студентов в вузе, микрорайоне, в детско-юношеских объединениях, во время педагогической практики в школах, летних оздоровительных, загородных лагерях, поскольку общечеловеческие и профессиональные ценности становятся достоянием личности учителя в том случае, если они присваиваются, вырабатываются в процессе не только познавательной, но и преобразовательной деятельности.
В ЧГПИ им. И.Я. Яковлева такая деятельность в каждом блоке представлена практикумами, спецкурсами, имеющими интегративный характер ввиду их целевой направленности, но различающимися по своему содержанию: социокультурными, психолого -педаго -гическими, предметными. Практикумы и спецкурсы позволяют обеспечить наглядность, конкретность, актуализацию и применимость теоретических знаний в различных педагогических ситуациях целостного образовательного процесса и тем самым усилить психолого-педагогическую подготовку будущего учителя. Осуществляется межпредметная связь изучаемых учебных дисциплин.
Так, в изучение курса «Истории Отечества» внесены коррективы с целью усиления духовно-нравственного воспитания будущих учителей. Обучение опирается: на государственный стандарт исторического образования; учебники, учебные пособия, учебные программы, изданные за последние годы; нормативные материалы (энцик-
лопедии, справочники и т. д.); статьи, посвященные новым достижениям исторической науки; труды классиков отечественной исторической науки Н. М. Карамзина, В.О. Ключевского, С. М. Соловьева, а также современных историков П.В. Волобуева, А.Ю. Головатен-ко, В.Б. Кобрина, Б.Н. Рыбакова и др., региональных историков В.Д. Димит-риева, П.В. Денисова, Т.С. Сергеева, Г.И. Тафаева, В.Ф. Каховского и др.
В качестве основных принципов для отбора научных знаний по истории выделены следующие: отбор материала должен образовать систему научных знаний, адекватную структуре соответствующей науки; реализация воспитательных возможностей материала; создание учебно-познавательной мотивации у студентов.
Специфические задачи программы сформулированы следующим образом:
1) обеспечить студентов правдивыми историческими данными, раскрывающими путь России в разные эпохи и периоды, цивилизации, основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии;
2) помочь будущим учителям приобщиться к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям россиян;
3) осознать необходимость патриотического служения Отечеству;
4) развить стремление к дальнейшему образованию и самообразованию [2].
Главная особенность преподавания истории - широко представленный теоретический и фактический материал патриотической, духовно-нравственной направленности, отражающий идеи русских философов, отечественных историков, судьбы из-
вестных исторических деятелей России и Чувашии, краеведческий материал об уникальном историко-культурном наследии региона.
В содержании программы выделено пять крупных тематических блоков, призванных охватить различные сферы воспитательно-патриотического воздействия истории на личность будущего учителя: пространственно-территориальный, временной, военно-исторический, культурно-исторический и духовно-нравственный.
Пространственно-территориальный блок ориентирован на формирование комплекса патриотических чувств по отношению к родным местам, пространствам, территориям. Он связан с введением в содержание исторического образования сюжетов и материалов, отражающих исторические особенности формирования и освоения национальных пространств и территорий. Важное место занимают сюжеты об особом территориальном статусе русского народа, обладающего самым большим в мире пространством. Отсюда и тема особой ответственности народа и государства за занимаемые огромные пространства планеты, за их социально-экономическое, геополитическое, культурное, экологическое обустройство. В этих сюжетах открываются скрепляющие звенья между родным малым и родным великим, образы Малой Родины, родного пространства, и великого пространства, Отечества.
Временной блок направлен на формирование патриотического чувства привязанности, чувство родства с историческим бытием народа во времени. Его главную часть составляют темы, формирующие чувство общности, переживание духовно-нравственного родства с ранее жившими поколениями,
чувства наследства, «сыновства» (Н.А. Бердяев). Как подчеркивают Т.С. Буто-рина, Н.П. Овчинников, «во временной цепи наследования угасшие жизни прошлых поколений не исчезают, а живут вместе с нами, укрепляя и поддерживая жизнь народа как в материальном (оставленный предметный мир), так и в духовном (духовные ценности) плане» [2,57]. Осознанию наследования служат темы, раскрывающие присутствие прошлого в настоящем.
Военно-исторический блок содержания программы направлен на формирование чувства гордости за боевые традиции русского народа, сложившиеся в ходе героической борьбы по защите Отечества от внешних врагов. Особое значение для формирования у современных студентов духовно-нравственных качеств, патриотизма имеют Невская битва, Куликовское сражение, борьба за независимость против иноземных захватчиков в начале XVII в., Северная война, Отечественная война 1812 г., оборона Севастополя, русско-турецкие войны, события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На занятиях студенты внимательно изучают афганские события конца ХХ века, борьбу с бандформированиями в современной Чеченской Республике, Дагестане, Кабардино-Балкарии и др.
Культурно-исторический блок в содержании программы ориентирован на изучение национальной культуры.
Национальными этическими ценностями являются бескорыстное служение Отечеству, самопожертвование, русское праведничество, милосердие, обостренное чувство долга. Воспитание приверженности к этим ценностям является важной частью программы.
Гуманизация исторического образования предполагает повышенное
внимание к личности, раскрытие идеи самоценности человека как субъекта социального развития. О роли выдающейся личности педагоги говорят в каждом блоке учебной программы.
В программе представлен круг имен государственных, общественных, религиозных деятелей, полководцев, деятелей культуры, в том числе религиозной, с которыми студенты подробно знакомятся во время изучения истории Отечества. Среди них князья, цари, императоры, политические и общественные и религиозные деятели, философы, педагоги, полководцы, вожди крестьянских выступлений, деятели науки и культуры. Особое место занимает изучение истории и культуры родного края, где рассматривается: Культура и история булгаро-чувашей с древности и до середины XVI века; Прототюркская эпоха (П тыс до н.э. -середина I тыс. до н.э.); Огуро-оногур-ская эпоха (середина I тыс. до н.э. -Ш век н.э.). Древнебулгарская эпоха (IV- VII вв.).; Булгарская эпоха (VIII в. -551 г.).; Культура и история чувашского края середины XVI - до сегодняшних дней.
При изучении истории и культуры родного края студенты знакомятся с национальной литературой, народным изобразительным искусством и ремеслами, музыкальным искусством, песнями, танцами, народными певцами и др.
Духовно-нравственный блок приобщает будущих учителей к духовным истокам святой Руси, к истории русского православия, русской философии, нравственно-этическим нормам и идеалам. Здесь особое место принадлежит учебной дисциплине «Религиоведение».
В ходе реализации задач формирования духовно-нравственного культуры личности студентов большое внимание в вузе уделяется изучению блока психолого-педагогических дисциплин, которые призваны вооружать студентов теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками организации духовно-нравственного, патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях и по их месту жительства. Конечно же, важная роль в духовно-нравственным воспитании принадлежит богатой традиционной культуре чувашского народа, которая на всем протяжении существования чувашей способствовала не только воспитанию привязанности к своей культурной среде, но и формированию у молодых людей гражданственности, которая является естественным основанием патриотизма. Любовь к Родине выступает духовной основой патриотизма, на личностном уровне определяет такие важнейшие качества человека, как нравственность, ответственность, коллективизм, трудолюбие, мужество, гордость за предков, толерантность, социальная востребованность. Ценность любви проявляется в отношении личности к обществу, людям, Родине, в способе соотнесения себя с другими. С учетом региональных особенностей, особенно ценным является учебный предмет «Этнопеда-гогика чувашского народа», преподавание которого осуществляется на всех факультетах нашего педвуза.
При изучении этого предмета, в ходе рассмотрения системы ценностей народа, заложивших основы исторически традиционных для чувашей принципов патриотизма, студенты особо выделили воинскую службу, земледелие и самоуправление. Изучая тради-
ции чувашского народа, студенты, например, узнают, что чуваши, издревле не выдавали дочерей замуж за человека, не прошедшего армейской школы жизни. И сегодня основой идеи патриотизма чувашей является отождествление мужчины как воина, защитника, труженика, хранителя семейного уклада, имеющего не только конкретные обязанности, но и строгие моральные принципы.
В педагогическом процессе, студенты через исторические документы, архивные источники, мемуарную и художественноую литературу, фольклор, живопись, народную музыку, искусство, родной язык, экскурсий и экспедиций по историческим местам, основательно знакомятся с историей своей страны, материальной и духовной культурой, трудовыми и боевыми традициями. Во внеаудиторной работе особо ценными являются такие формы работы, как «Вахта памяти», Книга Памяти о войне «И помнит мир спасенный...», выставки, конкурсы «Летопись моей семьи», «Корнями дерево сильно», проектная деятельность, встречи с ветеранами войны и труда, походы, экскурсии, шефство над ветеранами, детскими домами и интернатами, диспуты, конференции и т.д.[4].
Как показывает опыт, педагогическими условиями успешного формирования духовно-нравственной культуры будущих учителей являются:
- утверждение духовно-нравственных, гуманных отношений в образовательном пространстве вуза;
- усиление духовно-нравственного потенциала учебных дисциплин, спецкурсов, спецпрактикумов по духовно-нравственному воспитанию студентов;
- рефлексивно-перцептивный обмен духовно-нравственной информацией в ходе диалогического общения в системе «преподаватель-студент», «куратор-студент», «студент-студент»;
- участие студентов в разнообразной общественно полезной, научно-исследовательской, добротворческой, художественно-творческой, спортивной, проектной, поисковой деятельности;
- обеспечение индивидуально - психологической поддержки личности студента с учетом его потребностей в духовно-нравственном развитии;
- интеграция духовно-нравственных отношений путем осознания и переживания их как значимых для личности.
Литература:
1. Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя: Теория и практика / Е.И. Артамонова. - М.: Академия, 2010. -220 с.
2. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования /Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2004. - 224 с.
3. Ильичева И.М. Введение в психологию духовности.: учебное пособие. - М.: МПСИ, 2006. -349.
4. Павлов В.И. Духовно-нравственная культура будущего учителя: Учебное пособие / В.И. Павлов - Чебоксары: изд-во «Новое время», 2010. - 672 с.