УДК 373. 034+37.017.92
Павлов Владимир Иванович
Кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики и яковлево-ведения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, [email protected], Чебоксары
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Pavlov Vladimir Ivanovich
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Depigment of Pedagogics and Yakovlev Studies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical Univesity, [email protected], Cheboksary
PATRIOTIC, SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS
В государственных документах о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства, важнейшим качеством личности [2]. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, трудовых коллективов, образовательных учреждений по формированию у граждан высокопатриотического сознания и убеждений, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Любовь к Родине выступает духовной основой патриотизма, проявляется в ответственном отношении личности к обществу, людям, труду, порученному делу.
Патриотическое воспитание теснейшим образом связано с духовнонравственным воспитанием, с освоением человеком высоких духовных и нравственных ценностей бытия, определением своего идеала и стремлением к нему, осознанием высоких смыслов своей деятельности, саморазвитием и самосовершенствованием.
Важным фактором формирования патриотизма у растущей молодежи является историческое образование.
В последние годы под влиянием идеологии деполитизации и деидеологизации воспитательного процесса мы начинаем терять память о героическом прошлом нашей страны. В качестве основных причин можно выделить: тенденциозное, одностороннее освещение исторических событий, явлений в средствах массовой информации, использование в учебном процессе соросовских учебников, искажающих историю страны; слабую организацию духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
В ходе проведения опроса 528 первокурсников трех чебоксарских вузов (ЧГПУ, ЧГУ, кооперативный институт) выяснилось, что лишь 31% студентов знают полный и правильный ответ на вопросы: «Назовите имена
пяти героев Отечественной войны 1812 г.; пяти героев Гражданской войны 1918-1920 гг.; пяти дважды Героев Советского Союза; пяти командующих фронтами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; пяти дважды Героев Социалистического Труда; пяти первых советских космонавтов?».
Мы обнаружили, что 68% студентов-первокурсников не читали произведений Н. Островского «Как закалялась сталь», Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», А. Фадеева «Молодая гвардия», на которых воспитывалось не одно поколение советских людей. Большинство студентов также не могли четко раскрыть сущность и содержание таких понятий как отечество, нравственность, дух, духовность, патриотический дух, духовный сын, духовный подвиг, духовный облик, духовное наследие, духовное самоопределение, духовное единство, духовный поиск, духовно-нравственная культура и др.
Как видим, растет молодое поколение, слабо знающее подлинную историю страны, ее боевые и трудовые традиции, духовно-нравственные ценности, что является результатом недостаточной воспитательной работы школ и вузов по сохранению исторической памяти, а «без памяти (исторической) - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - народа (исторической личности)» [2, с. 34].
Мы не должны забывать слова Н. М. Карамзина о том, что «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие» [3;5].
В психологии память рассматривается как форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности, является необходимым условием единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.
Историческая память народа имеет сложную структуру. Она состоит из так называемых мест памяти - феноменов, устойчивых образов, вызывающих положительные или отрицательные ассоциации у большинства населения страны, отдельного региона. Из опрошенных нами 376 студентов, 67% считают общерусскими местами памяти Куликово
поле, Поле Полтавской битвы, Бородинское поле, Мамаев курган, Красную площадь, Московский Кремль, памятник Минину и Пожарскому, Ясную Поляну, Зимний дворец, Пискаревское кладбище, мемориальный комплекс Хатынь, космодром Байконур, города-герои Москва, Ленинград, Сталинград, Севастополь, Минск, Киев, Смоленск и др.
К региональным чувашским феноменам, местам памяти, будущие учителя отнесли памятники И. Я. Яковлеву, Н. Я. Бичурину, В. И. Чапаеву, В. И. Ленину, Ф. Э. Дзержинскому, П. П. Хузангаю, К. И. Иванову, Ю. А. Гагарину, А. Г. Николаеву, установленные в г. Чебоксары; музеи И. Я. Яковлева, Материнской славы, военного комиссариата, археолого-эт-нографический, национальный музеи и др. Чем больше памятных мест у человека, тем ближе он связан с малой и большой родиной, тем сильнее он ее любит.
Патриотизм - это одно из высших чувств, которое проявляется уже в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной и духовно-нравственной сфере жизни. Не случайно русский философ И. А. Ильин назвал любовь к Отечеству «творческим актом духовного самоопределения». Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека. Главным элементом Отечества является народ. У каждого народа своя многовековая история, свои герои, свои символы памяти, своя национальная система воспитания. Как подчеркивал К. Д. Ушинский, «воспитание, если не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью» [6, с. 162].
Патриотизм и национальное самосознание интегрируют Родину и народ в единый, неразрывный образ, высшую духовно-нравственную ценность. Поэтому патриотизм выступает делом совести каждого любящего Родину гражданина, его внутренним зовом и потребностью участвовать в решении судеб Отечества.
В патриотизме «закодированы» высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел, сохранением традиций старших поколений. Цивилизация сохраняется благодаря жизнетворной созидательной силе традиционных воспитательных средств (слово, дело, общение, религия, традиция, пример), призванных расширять, углублять и укреплять духовно-нравственную преемственность поколений.
Патриотизм - это стержень духовно-нравственного воспитания растущих граждан, важнейший ресурс социальной энергии, направленной на возрождение страны, ее экономики, культуры, обороноспособности.
Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками людей, осуществляемыми на благо Отечества.
По словам Л. Н. Гумилева, «именно выдающиеся личности, обладающие энергией и силой воли, продвигали и продвигают исторический прогресс
вперед». Такие личности, личности-символы, появляются в каждый «переломный» период мировой и российской истории. Память о них мы должны сохранить, на примере их героических дел и поступков обязаны воспитать растущие поколения.
Не случайно, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей речи в день избрания его предстоятелем Русской Православной церкви 1 февраля 2009 года особое место уделил вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи, отметил, что «пропаганда насилия и разврата похищает души. Государство и церковь должны идти навстречу молодым».
В своем опыте учебно-воспитательной работы со студентами исходим из того, что Память человечества хранится в знаниях, в исторических документах, произведениях художественной литературы, искусства, в материальных и духовных ценностях, традициях.
Образование призвано расширять систему мировоззренческих и ценностных установок современного человека-гражданина, патриота Родины, способствуя тем самым расширению и обогащению системы его отношений к малой и большой Родине, окружающему миру. Учитель был и остается главным хранителем исторической памяти, воспитателем личности гражданина Отечества, патриота Родины. От его гражданской позиции, целеустремленности, духовно-нравственной культуры, теоретической и методической подготовленности к организации учебно-воспитательного процесса, зависит успех в решении современных педагогических задач.
Привлечение студентов в процессе учебной работы к личностной и нравственной оценке тех или иных исторических явлений и действий представляет собой своеобразный вид социальной практики.
С учетом требований времени, в Чувашском государственном педагогическом университете имени И.Я. Яковлева, с нашим участием, была разработана и реализуется Концепция и Программа воспитания будущих учителей «Учитель-гражданин, патриот» [4]. В названном документе обоснованы цель, задачи, принципы, содержание, формы и методы, технологии патриотического, духовно-нравственного воспитания студентов на весь период обучения в педвузе. Определены функциональные обязанности преподавателей, кураторов студенческих групп, руководителей структурных подразделений вуза, органов студенческого самоуправления. Особое место уделено сохранению и развитию исторической памяти, формированию патриотизма, духовно-нравственной культуры у будущих учителей в процессе преподавания предметов «История Отечества», «История и культура родного края», «Родной языка и литература», «Религиоведение», «Этнология», «Этнопедагогика чувашского народа», «Педагогика», «История педагогики и образования», спецкурсов «Теория и практика подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся», «Духовно-нравственная культура учителя» и др.
Главная особенность в содержании учебно-воспитательной работы вуза-широко представленный теоретический и фактический материал патриоти-
ческой, духовно-нравственной направленности, отражающий идеи русских философов, отечественных историков и педагогов, судьбы известных исторических деятелей России и Чувашии, краеведческий материал об уникальном историко-культурном наследии региона.
В содержании исторического образования выделено пять крупных тематических блоков, призванных сохранить и развить у студентов историческую память, охватить различные сферы воспитательно-патриотического, духовно-нравственного воздействия истории наличность: 1) пространственно-территориальный, 2) временной, 3) военно-исторический, 4) культурно-исторический и 5) духовно-нравственный.
Пространственно-территориальный блок ориентирован на формирование комплекса патриотических чувств по отношению к родным местам, пространствам, территориям. Он связан с введением в содержание исторического образования сюжетов и материалов, отражающих исторические особенности освоения национальных пространств и территорий. Здесь рассматриваются исторические данные о традиционных русских пейзажах и ландшафтах, климатических и географических характеристиках национальных территорий, данные о топонимике русских пространств, о связи пространства с деятельностью, бытом, образом жизни, характером русского человека ит.д.
Временной блок направлен на формирование у студентов патриотического чувства привязанности, чувства родства с историческим бытием народа во времени. Его главную часть составляют темы, порождающие чувство общности, переживание родства с ранее жившими поколениями, чувство наследства, «сыновства» (Н. А. Бердяев).
Военно-исторический блок содержания программы направлен на формирование чувства гордости за боевые традиции многонационального российского народа, сложившиеся в ходе героической борьбы по защите Отечества от внешних врагов.
Культурно-исторический блок в содержании программы ориентирован на изучение национальной культуры, являющейся не только гордостью Чувашии, России, но и достоянием мировой цивилизации.
Духовно-нравственный блок приобщает студентов к богатой и напряженной духовной жизни России, к истории русского православия, русской философии, нравственно-этическим нормам и идеалам. Национальными этическими ценностями являются бескорыстное служение Отечеству, самопожертвование, русское праведничество, милосердие, обостренное чувство долга, честь, достоинство. Воспитание приверженности к этим ценностям является важной частью программы воспитания будущих учителей.
Важной стороной патриотического, духовно-нравственного воспитания является персонифицированный подход к изучению жизни и деятельности выдающихся государственных, общественных, религиозных деятелей, философов, русских полководцев, вождей крестьянских выступлений, деятелей науки, культуры. Конечно же, значительная роль в сохранении и
развитии исторической памяти, в патриотическом, духовно-нравственным воспитании студентов, принадлежит богатой традиционной культуре чувашского народа, которая на всем протяжении существования чувашей способствовала не только воспитанию привязанности к своей культурной среде, но и формированию у молодых людей гражданственности, которая является естественным основанием патриотизма.
Так, при изучении предмета «Этнопедагогика чувашского народа», в ходе рассмотрения системы ценностей, заложивших основы исторически традиционных для чувашей принципов патриотизма, студенты особо выделяют воинскую службу, земледелие и самоуправление. Изучая традиции чувашского народа, студенты, например, узнают, что чуваши, издревле не выдавали дочерей замуж за человека, не прошедшего армейской школы жизни. И сегодня основой идеи патриотизма чувашей является отождествление мужчины как воина, защитника, труженика, хранителя семейного уклада, имеющего не только конкретные обязанности, но и строгие моральные принципы.
Историко-педагогический анализ содержания традиционной культуры чувашей позволил студентам выделить следующие характерные черты, оказывающие существенное влияние на воспитание патриотизма, духовнонравственной культуры у молодых людей и проявляющиеся:
- в четкой обозначенности в структуре общей направленности и ориентации личности на военную службу, на защиту Отечества;
- в формировании у молодых людей с самого раннего возраста рациональных знаний, умений и навыков, выработанных эмпирическим путем и обеспечивающих сохранность и воспроизводство воинского и трудового опыта;
- в культивировании в чувашской среде с самого раннего возраста представлений о братстве, как неотъемлемой части народной культуры (принцип «сам погибай, а товарища выручай» редко когда нарушался). Если же это случалось, то позор падал не только на виновного, но и на членов его семьи, родственников и даже потомков;
- в формировании особого взгляда на жизнь и смерть, который является традиционным в сознании чувашей (смерть в бою считалась почетной);
- в формировании в качестве изначальных ценностей, защитниками которых видели себя чуваши, понятий «родной дом», «родная земля», «труд», «отечество» (а не государство), «народ православный»;
- в идеализации образа будущего, в стремлении жить «по совести», «по Христу»;
- в увязывании в общественном сознании православной религии как единства и нерасторжимости, включение бога, религиозных постулатов в ценностную систему мироощущения;
- в особом укладе семейной жизни чувашей, где преобладал совместный труд, почитание старших [5].
Таким образом, когда говорим о влиянии традиционной культуры чувашей на воспитание патриотизма, духовно-нравственной культуры у мо-
лодых людей применительно к современным условиям, мы полагаем, что наследование высокой духовности, нравственной чистоты общества, сыновнего чувства долга, служения на благо Отечества, памятования заветов прошлого и славы предков, не уронивших чести воинства, является основой для полноценного восстановления трудовых и боевых традиций как воспитательного института семьи, школы, вуза, несущих в себе патриотические идеи служения Отчизне в новых социально-экономических условиях.
В педагогическом процессе студенты через исторические документы, архивные источники, мемуарную литературу, фольклор, живопись, народную музыку, искусство, художественные произведения, проведение экскурсий и экспедиций по историческим местам, основательно знакомятся с историей своей страны, материальной и духовной культурой, трудовыми и боевыми традициями.
Одиннадцать тысяч уроков посещает ученик за годы учебы в средней школе. В своей работе со студентами мы стремимся к тому, чтобы вооружить их современной теорией и методикой преподавания предмета, чтобы уроки будущих учителей для учащихся стали уроками жизни, были событийными, оставляли глубокий след в душах и сердцах детей. Мы внушаем студентам мысль, что сам учитель должен быть патриотом, любить родину, окружающий мир, детей, хорошо и глубоко знать историю и культуру, традиции народа.
Во внеаудиторной работе особо ценными являются такие формы работы, как «Вахта памяти», Книга Памяти о войне «И помнит мир спасенный...», выставки, конкурсы «Летопись моей семьи», «Корнями дерево сильно», встречи с ветеранами войны и труда, походы, экскурсии, шефство над ветеранами, детскими домами и интернатами, беседы, чтение рассказов, обсуждение книг, диспуты, конференции, уроки мужества, дискуссии и т. д., которые способствуют формированию патриотизма у будущих учителей. При этом широко используем методы формирования положительного опыта в разнообразной, социально ценной деятельности; методы суждений, понятий, взглядов; методы стимулирования, упражнения в положительных поступках, решения проблемных задач, проектные методы и др.
В ходе исследования нами были выработаны следующие критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать эффективность патриотического воспитания студентов:
- когнитивный. Его показатели: знания, представления и понятия, которыми владеет студент о родном крае, Отечестве, своем народе, его культуре, патриотизме, духовно-нравственных ценностях; умение устанавливать связи между ними; самостоятельность и устойчивость суждений личности о нормах, регулирующих отношение людей друг к другу, к своей Отчизне, к историко-культурному наследию; умение использовать знания в различных жизненных ситуациях;
- оценочно-эмоциональный. Его показатели: оценочные суждения, характеризующие отношение к Отечеству; устойчивость, глубина, сила эмо-
циональных переживаний, связанных с жизнью страны, сочувствие, свидетельствующее о гуманистической направленности личности студента; эмоционально-ценностное отношение к себе, детям, другим людям и миру;
- мотивационно-поведенческий. Его показатели: устойчивая форма положительного поведения, действенно-критическое отношение к собственным поступкам; сопротивляемость внешним воздействиям, которые противоречат принятым обществе нормам; приверженность к педагогической профессии, стремление руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях.
Как показывает наш опыт, сохранение исторической памяти, формирование патриотизма, духовно-нравственного развития у студентов происходит успешно при условии, если обеспечивается:
- высокий теоретический и методический уровень готовности преподавателей и кураторов к организации патриотического, духовно-нравственного воспитания студентов;
- целенаправленное использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического;
- организация в образовательном пространстве педагогического вуза активной, познавательной, научно-исследовательской, общественно ценной, добротворческой деятельности студентов;
- индивидуально-психологическая поддержка личности студента с учетом его потребностей в духовно-нравственном развитии, стимулирование его стремления к самообразованию, самовоспитанию и др.
Библиографический список
1. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика [Текст]/ Г. Н. Волков. - Чебоксары, 2004. - 488 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. [Текст] - М.: 2006. - 14 с.
3. Карамзин, Н. М. История государства Российского [Текст]/ Н. М. Карамзин.
- М.: Эксмо, 2009. - 1024 с.
4. Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов - будущих педагогов «Учитель-гражданин, патриот». [Текст] - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002.- 102 с.
5. Павлов, В. И. Духовно-нравственная культура будущего учителя [Текст]/ В. И. Павлов. - Чебоксары: Изд-во «Новое время», 2010. - 672 с.
6. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст]/К. Д. Ушинский. Т. 2. - М.-Л., 1948. - 321 с.