УДК 37.034+37.017.92
ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
EXCURSION AS A MEANS OF DEVELOPING SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS
В. И. Павлов V. I. Pavlov
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Духовно-нравственная культура учителя рассматривается как интегральное качество личности и ее устремленность к духовно-нравственному саморазвитию. Раскрывается роль экскурсий в развитии духовно-нравственной культуры будущих учителей, приобщения их к общечеловеческим ценностям.
Abstract. The spiritual and moral culture of teachers is seen as an integral quality of the individual and his aspiration to spiritual and moral self-development. The role of excursions in the development of moral and spiritual culture of future teachers, bringing them to the universal values is under consideration.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, православная культура, экскурсия, духовные ценности.
Keywords: spiritual and moral culture, the Orthodox culture, excursion, spiritual values.
Актуальность исследуемой проблемы. В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования обозначено, что учитель должен уметь решать типовые задачи формирования у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений с использованием различных форм, методов, средств обучения и воспитания.
Вместе с тем содержание подготовки будущего учителя к решению этой задачи в этом базовом документе не получило должного отражения. Дидактические единицы курсов по педагогике, психологии не отражают значимости формирования духовнонравственной культуры студента, его подготовки к духовно-нравственному воспитанию учащихся. Так, в учебной дисциплине «Педагогика» не отражены такие важные категории, как дух, душа, духовность, духовно-нравственные ценности, духовнонравственная культура учителя. Совершенно не рассматривается в них православная культура, являющаяся составной частью духовно-нравственной культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт ценностного отношения к обществу, природе, родине, людям и самому себе. «В основе православной культуры лежат вера, любовь, нравственные нормы, принципы, идеалы» [1, 18].
В результате проведенного нами опроса 498 студентов четвертых курсов различных факультетов педвуза, проходивших педагогическую практику в образовательных учреждениях г. Чебоксары, 78 % затруднялись планировать и проводить работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся. В связи с этим возникает настоятельная необходимость в разработке и внедрении в учебный процесс педагогического вуза спецкурса «Духовно-нравственная культура учителя», помогающего приобщать будущих учителей к духовно-нравственным ценностям общества, подготовить их к духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Целью данного исследования является изучение влияния экскурсий в православные храмы республики на развитие духовно-нравственной культуры будущих учителей в процессе изучения спецкурса «Духовно-нравственная культура учителя».
Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ отечественной научной литературы, в том числе педагогической и психологической, использованы опросные (анкетирование, беседа, интервьюирование) и продуктивные (результаты деятельности студентов - сочинения, доклады, рефераты) методы исследований.
Результаты исследований и их обсуждение. Организация исследования потребовала от нас выявления сущности и содержания понятий «дух», «духовность», «духовно-нравственная культура учителя», «ценность». Анализ научной литературы показал, что существуют различные трактовки этих понятий.
В философской литературе термин «духовность» рассматривается как производное от слова «дух», которое, в свою очередь, определяется как понятие, означающее невещественное начало, в отличии от природного, материального [6, 179]. Для материализма дух - вторичное, производное, «высший цвет материи» [5, 417]. Понятие духа в идеалистических учениях выступает как первоначало мира, как особая инстанция, как синоним слову «личность».
Категория «духовность» в современной психолого-педагогической литературе определяется как отражение ценностей, чувств и убеждений человека, связанных с самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием личности (В. И. Андреев, С. К. Бондыре-ва, С. И. Гессен, И. М. Ильичева, А. И. Кочетов, Н. А. Пархоменко, Н. Д. Никандров и др.). Целью духовного совершенствования человека является стремление к гармонии (С. И. Гессен, А. Я. Данилюк, иерормонах Киприан (Ященко) и др.). Данная категория определяется двумя концепциями духовности: светской (ценностные качества личности) и религиозной (стремление к Богу, Истине и Любви). Светское понимание духовности рассматривается как интегральное качество личности на основе активного становления его «самости», которая объединяет в себе нравственные и интеллектуальные, этические и эстетические, ценностные и поведенческие установки человека. При этом стыд и совесть являются духовным механизмом, корректириующим поведение человека в рамках морально-этических норм.
Духовность является системообразующим фактором человеческой личности, ведущей силой в построении собственной жизни, «главным условием и итогом духовно-нравственного становления человека» [4, 214]. Духовно-нравственную культуру учителя мы рассматриваем как интегральное качество личности и ее устремленность к саморазвитию, духовно-нравственному росту. Проявляясь через иерархическую систему общечеловеческих и национальных ценностей, упорядоченную идеалом, она является «ядром» самосозидательной деятельности. Это ядро интегрирует целостность лич-
ности учителя. «Интериоризованные личностью духовные ценности, выступая в роли идеала и целей жизни, являются ценностными ориентациями» [2]. Ценность - это категория красоты, категория эстетическая. Главная цель духовно-нравственного воспитания студентов педвуза - формирование будущего учителя, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации [3, 499].
Духовно-нравственная культура будущего учителя не усваивается автоматически, а вырабатывается в процессе разнообразной, социально ценной деятельности, зависит от определенных условий: нравственно-психологического климата в коллективе,
высоконравственной среды учебного заведения, стимулирования самовоспитания и активной позиции, диалогового открытого общения, взаимопонимания педагогов, кураторов и студентов, от характера ценностных ориентаций.
Для целенаправленного развития духовно-нравственной культуры будущих учителей, формирования у них теоретической и методической подготовки к духовнонравственному воспитанию учащихся нами был разработан и внедрен в учебный процесс вуза спецкурс «Духовно-нравственная культура учителя». Программа спецкурса включает следующие темы: «Современные концепции духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи», «Сущность и содержание понятий “религиозная и светская культура”», «Ведущие религии мира и их роль в духовно-нравственном воспитании личности», «Историко-философские истоки духовной культуры», «Этическая культура личности», «Духовно-нравственная культура учителя», «Эмоциональная культура учителя», «Культура педагогического общения», «Культура поведения учителя», «Система работы школы по формированию духовно-нравственной культуры учащихся», «Особенности формирования духовно-нравственной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе».
Важной частью этого спецкурса стало изучение православной культуры, являющейся частью общечеловеческой культуры. Программой предусмотрена организация экскурсий в различные музеи, в том числе в православные храмы во внеаудиторное время, встречи с деятелями науки, культуры и искусства, священниками.
Несколько экскурсий студентов были посвящены теме «Православное зодчество и живопись». Местом проведения была избрана историческая часть г. Чебоксары.
Задачами экскурсий явились:
1. Ознакомление с архитектурой православных церквей и соборов.
2. Знакомство с внутренним устройством храмов.
3. Изучение основных типов икон Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых и др., символики храмов и живописи.
Готовясь к экскурсиям, студенты на занятиях спецкурса изучали происхождение различных мировых религий. Они обращали внимание на то, что на протяжении многих столетий Россия была православной державой, в которой формировались и крепли христианские традиции воспитания. Слово «Православие» в переводе с греческого означает правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении оно употребляется с эпохи Вселенских Соборов (1У-УШ вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей, доктрин, формулировали положения православной веры. Вера обеспечивала живую и крепкую связь между народами всей Руси, укрепляла любовь к родной земле. После принятия Русью христианства все вос-
питание, культура и искусство воздвигались на базе православной веры. С именем Бога растили хлеб, детей, отражались неприятельские атаки, сохранялась, приумножалась и крепла вся Российская держава. Люди мерили свою жизнь не по богатству, не по знатности, не по преуспеванию, а по святости угодников Божиих, людей, живших праведной жизнью. Они служили примером и вдохновляли русских на добрые дела на протяжении многих веков.
Православная Церковь укореняла в русском народе такие добродетели, как самоотверженность, жертвенность, терпимость, благословляла на священный долг перед Отечеством, его защиту. «Служить России, отвечать Богу» - таков был девиз наших предков, потому что для всех Отечество было понятием священным. Православная церковь всячески поддерживала и охраняла нравственные устои, духовное начало в русском человеке-христианине. Церковь объединяла людей, народы. При церквях строились школы для детей, дома для сирот и престарелых. Храм строили всем миром, его стены расписывали выдающиеся художники. В церквях зародилась письменность, литература, музыка, живопись, духовная культура.
В результате коллективного обсуждения на занятиях спецкурса студенты пришли к выводу, что православная культура - это составная часть духовно-нравственной культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством многовековой опыт ценностного отношения к обществу, природе, родине, людям и самому себе. В основе православной культуры лежат вера, любовь, нравственные нормы, принципы, идеалы.
Во время первой экскурсии студенты ознакомились с историей православных храмов старых Чебоксар, архитектурными особенностями собора Введения во храм Богородицы (1651), церкви Св. Архангела Михаила (1702).
На следующей экскурсии они знакомились с устройством и архитектурными стилями, символикой православного зодчества и живописи Чебоксарского Троицкого мужского монастыря, основанного в 1566-1774 гг.
Надолго осталась в памяти экскурсия в Цивильский Тихвинский Богородицкий монастырь г. Цивильска. Они встретились с настоятелем монастыря и прихожанами. Экскурсию провела доцент Сергеева О. Ю., которая много лет изучает историю создания и развития этого монастыря. Из ее рассказа студенты узнали, что история Тихвинского Богородицкого монастыря в Цивильске связана с крестьянской войной 16701671 гг. под предводительством Степана Разина. В октябре 1670 г. восставшие крестьяне окружили Цивильск. Попытка взять город-крепость штурмом не удалась, и «разбойники» решили захватить его измором. Когда жизненные припасы и порох истощились, а силы защитников крепости были на исходе, они решили оставить город. Но в ночь на 17 октября некая вдова Иулиания Васильева призвала всех решительно встать на защиту города. Горожане вышли крестным ходом с хоругвями и иконами навстречу неприятелю, и враг отступил. В память этого события ежегодно 30 октября в монастыре проводится богослужение.
Много повидали на своем веку древние стены монастыря - это и потоки богомольцев, и шумные, многолюдные, богатые ярмарки, названные народом в честь обители Вознесенскими; и посещение града императрицей Екатериной II, в годы правления которой г. Цивильск получил статус уездного центра. Не прошли стороной обитель и испытания: бунты окрестных крестьян, царские реформы, секуляризация монастырских земель
и другое. Но самым тяжелым испытанием стали для обители ежегодные разливы реки Большой Цивиль. Все это в совокупности привело монастырское хозяйство в полное расстройство, кельи и храм пришли в ветхость.
Посетивший в 1868 г. оскудевшую обитель Владыка Казанский и Свияжский Антоний дал указание упразднить монастырь, причислить имущество ко вновь устроенному Михаило-Архангельскому монастырю Козьмодемьянского уезда. Однако жители Ци-вильска обратились к духовным властям с просьбой сохранить монастырь. Владыка Антоний уважил прошение горожан. С 1871 г. начался новый период в жизни монастыря. За короткий срок были восстановлены обветшавшие здания и храм.
Будущим учителям интересно было узнать, что насельницы монастыря, помимо многочисленных работ по хозяйству, занимались рукоделием: вязали, стегали одеяла, вышивали бисером, занимались живописью, ухаживали за больными, а главное, совершали ежедневный молитвенный подвиг.
Велась в монастыре и большая просветительская работа. Так, в 1872 г. при помощи миссионерской организации «Братство Святителя Гурия» в обители была открыта школа для девочек, где преподавание Закона Божьего велось и на русском, и на чувашском языках. Программа обучения была составлена известным миссионером Н. И. Ильминским. В монастырской школе девочки обучались письму, счету, чтению Псалтири, Закону Божьему, церковно-славянскому языку, церковному пению и рукоделию. При школе была создана библиотека. Школа содержалась на монастырские средства.
Из рассказа экскурсовода студенты узнали и убедились в том, что Цивильский Тихвинский монастырь играл значительную роль в развитии культуры чувашского народа, а также в деле распространения христианства и утверждения света православия среди чувашского населения. Неоценимый вклад в благородное дело просветительства внесли настоятельницы монастыря игумения Херувима, игумения Антония, игумения Асенефа, протоиерей А. П. Билетов, учительницы Ольга Христофорова, Людмила Афонская и другие.
Размеренную жизнь обители прервали события 1917 г., трагическая участь всей Русской православной церкви не миновала и Тихвинский Богородицкий монастырь. Последние службы в храмах монастыря прошли в июле 1925 года.
В 1998 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Тихвинского Богородицкого женского монастыря в г. Цивильске.
Вновь зажглась лампада в обители, постепенно стала возобновляться монашеская жизнь. Ныне свой молитвенный подвиг в Тихвинской обители несут 35 насельниц, в том числе: 5 мантийных монахинь, 1 схимонахиня, 4 инокини, 4 рясофорных послушницы, 21 послушница. Об этом рассказала игуменья монастыря Нина.
Студенты увидели, что при монастыре существует приют милосердия, где пожилые насельницы живут в непрестанном чтении Псалтири. Здесь открыта Воскресная школа, создана богатая библиотека православной литературы.
В 2002 и 2006 гг. Цивильский женский монастырь посетили Патриарх Всея Руси Алексий II и Президент Чувашии Николай Федоров. Они оказали материальную помощь в восстановлении построек монастыря.
Знакомство студентов с историей Тихвинского монастыря помогло им ощутить себя частью чувашского народа, прикоснуться к святыням православной культуры. Вот что написала студентка Ольга М. о Тихвинском монастыре г. Цивильска после экскурсии:
«Купола церкви Тихвинского монастыря возносятся к небу, призывая посетителей к новым духовным высотам, толстые стены вокруг монастыря говорят о незыблемости векового уклада жизни, о ее вечности, а раздающийся на много километров вокруг колокольный звон заставляет заглянуть человека в свою душу и спросить себя: «А все ли правильно в моей жизни?». И слышится мне в этом колокольном звоне далекая история небольшого чувашского городка на берегу реки Цивиль, а за его историей угадывается многовековая героическая история моей великой страны - России».
Резюме. Проведенный анализ педагогической практики студентов в школах показал, что после освоения программы спецкурса «Духовно-нравственная культура учителя» будущие специалисты не только узнали много нового и интересного о жизни верующих, углубили свои знания по истории и культуре родного края, России, но и более успешно стали планировать свою деятельность по духовно-нравственному воспитанию учащихся, со знанием дела рассказывая им о светской, православной культуре, различных конфессиях, жизни выдающихся людей, внесших значительный вклад в объединение Русского государства, ориентируя жить по нравственным нормам, делать добро окружающим людям.
Развитие духовно-нравственной культуры будущего учителя есть процесс освоения студентами высоких духовных и нравственных ценностей бытия, определения своего духовного идеала и стремление к нему, осознания высоких смыслов, саморазвития и самосовершенствования, в котором немаловажная роль принадлежит экскурсии как познавательной и воспитательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильичева, И. М. Введение в психологию духовности : учебное пособие / И. М. Ильичева. - М. : МПСИ, 2006. - 349 с.
2. Киселева, О. Ф. Традиции православного воспитания / О. Ф. Киселева. - М. : Книжкин Дом, 2008. - 286 с.
3. Павлов, В. И. Образовательный процесс в поликультурной школе / В. И. Павлов, И. В. Павлов, И. И. Павлова. - Чебоксары : АН ЧР, 2009. - 672 с.
4. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1973. -
423 с.
5. Советский энциклопедический словарь. Изд. 3. - М. : Советская энциклопедия, 1984. - 528 с.
6. Философский энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.