Научная статья на тему 'Использование православно-ориентированных педагогических традиций в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних'

Использование православно-ориентированных педагогических традиций в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жерновая Светлана Владимировна, Кохан Ольга Николаевна

Среди огромного количества возникших проблем наиболее актуальной для всего педагогического сообщества является проблема сохранения духовно-нравственного и физического сохранения здоровья подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жерновая Светлана Владимировна, Кохан Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование православно-ориентированных педагогических традиций в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»

2. Егорова Л.С. Межпредметная интеграция в начальной школе в контексте требований ФГОС // Символ науки, 2016. № 3-2. С. 61-62.

3. Землянская Е.Н., Ситниченко М.Я. Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС // Наука и школа, 2013. № 5. С. 12-16.

4. Мендыгалиева А.К. Использование информационных компьютерных технологий на уроках математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО // Научно-исследовательские публикации, 2014. № 10 (14). С. 37-42.

5. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2013. № 6. С. 15-22.

6. Поварова Л.В. О роли учителя в преодолении затруднений учащихся по освоению ФГОС начальной школы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2014. № 4 (3). С. 25-29.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 марта 2010 г. № 12.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Жерновая С.В.1, Кохан О.Н.2

1Жерновая Светлана Владимировна - воспитатель; 2Кохан Ольга Николаевна - воспитатель, отделение реализации программ, Областное специализированное государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания системы социальной защиты населения Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних,

г. Белгород

Аннотация: среди огромного количества возникших проблем наиболее актуальной для всего педагогического сообщества является проблема сохранения духовно-нравственного и физического сохранения здоровья подрастающего поколения. Ключевые слова: православные традиции, культура, духовно-нравственное воспитание.

Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства и от того, каким оно было, зависит будущее. Дети, воспитывающиеся в реабилитационном центре, оторваны от детей и семей, у которых есть дедушки и бабушки, - потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Отсутствие опыта детско -родительских отношений в связи с ранним изъятием из кровной семьи, частой сменой воспитателей, отсутствием взрослых, воспринимаемых как родственники, ведет к искаженному представлению об основах семейной жизни, формирует чувство неуверенности в возможности построения собственной полноценной семьи. Изучая прошлое, можно не только открыть для себя что-то новое, но и расширить познания в уже известных сферах [3].

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка детьми активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Педагоги, изучая все лучшее, что было наработано, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность

Детский возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности [2].

В нашем Центре ведётся работа по нравственно - духовной направленности.

Цель данной работы:

Повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение воспитанников к основам православной культуры.

Задачи:

1. Приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к православным и народным традициям.

2. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных и народных праздников [1].

Формы работы с детьми:

• Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

• Проведение совместных праздников.

• Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

• Посещение Православных храмов, проведение православных обрядов.

Таким образом, прослеживается несколько направлений работы [4].

1. Духовно-образовательное направление (занятия, беседы, экскурсии).

Специалистами центра систематически проводятся с воспитанниками Центра

познавательные, этические беседы, раскрывающие основные базовые национальные российские ценности, формирующие нравственные чувства и этическое сознание.

Частыми гостями в нашем центре стали Настоятели Белгородских храмов, студенты теологического факультета БГУ, воспитанники воскресных школ. Ребята с удовольствием участвуют в беседах, конкурсах и других мероприятиях, которые проводят для них гости.

Стало традицией в нашем центре одно из важнейших христианских таинств -Крещение. С детьми систематически проводятся беседы, направленные на осознанное принятие Крещения.

Наиболее интересны для воспитанников экскурсии по храмам Белгородской области. Ежегодно для наших воспитанников проводятся экскурсии в Свято-Троицкий пещерный монастырь с. Холки, Борисовскую Богородицко-Тихвинскую женскую обитель и другие святые места Белгородчины.

2. Культурно-досуговое направление (праздники, концерты, развлекательные мероприятия).

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом, это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры. Так воспитателями нашего центра проводятся занятия и беседы, посвященные Православным праздникам:

«Рождество Христово», «Крещение», «Святая Пасха» и т.д. Дети с удовольствие разучивают колядки, стихотворения, песни, посвященные праздникам. Ежегодно готовятся праздничные концерты, посвященные великим православным праздником, на которые приезжают высокопоставленные гости [3].

Стало доброй традицией проводить в нашем центре совместные праздники для детей и их родителей («Рождественские колядки», «Масленица», «Где тепло - там и добро»). Эти мероприятия не только закладывают основы духовного развития личности воспитанников, но и способствуют оздоровлению внутрисемейного микроклимата.

3. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков к праздникам).

Данное направление призвано воспитать у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, трудолюбие, уважительное отношение к результатам труда, желание сделать приятное близким и родным.

К нам приезжает много гостей и каждый из них не уходит от нас без подарка, сделанного своими руками. Детские работы не только отражают символику православных праздников, но и всегда несут частичку души. Это и «ангелочки» к Рождеству, и раскрашенные своими руками яйца к «Пасхе», и белоснежные ромашки - символ праздника во имя Святых Петра и Февронии.

Душа каждого ребенка - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного в детские годы. Осознание этого и систематическая работа специалистов позволяют нам надеяться, что пусть в отдаленном будущем, но наша работа обязательно даст результаты.

Список литературы

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. России. М.: Просвещение, 2011.

2. Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников. Ж. «Воспитание школьников». № 9, 2010.

3. Мартышин В.С. Твоя родословная. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). М.: «Школьная пресса», 2000.

4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. Стандарты и мониторинг в образовании, 2003. № 3.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО

ЛОГОПУНКТА

Самарина Екатерина Александровна - магистрант, кафедра психолого-педагогических основ специального образования, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены исторические аспекты проектной деятельности. Использование проектной деятельности логопедами-практиками на коррекционно-развивающихся занятиях, с целью повышения качества логопедической работы и динамики роста успеваемости учащихся младшего школьного возраста. Деятельностный подход в обучении - залог успешной коррекционно-развивающей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.