УДК 376.5
Lyashenko M.I., postgraduate, Solikamsk State Pedagogical Institute, Branch of Perm State National Research University
(Solikamsk, Russia), E-mail: mariya852@mail.ru
INTEGRATION OF ORTHODOX AND EDUCATION VALUES TO WORKING WITH CHILDREN "AT RISK" IN THE AREAS LEISURE RESIDENCE. The article is dedicated to an issue of the search for effective forms, methods, techniques and technologies of valuable self-determination of minors accounting categories. The main contents of the study describes and analyzes the contents of the program of experimental work in the framework of the project "The guys from our courtyard" in an organization of student volunteers of the process of spiritual and moral education of children "at risk" in the summer on leisure venues in the community. The results of the study suggest that the organization of substantive moral and saturated leisure contributes to the spiritual growth of both the educators and students.
Key words: values, Orthodox values, spiritual and moral education of children "at risk", recreational area of residence, student volunteers.
М.И. Ляшенко, аспирант, Соликамский государственный педагогический институт, филиал Пермского
государственного национального исследовательского университета, г. Соликамск, Е-mail: mariya852@mail.ru
ИНТЕГРАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» НА ДОСУГОВЫХ ПЛОЩАДКАХ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме поиска эффективных форм, методов, приёмов и технологий ценностного самоопределения несовершеннолетних учетных категорий. Основное содержание исследования составляет описание и анализ содержания программы опытно-экспериментальной работы в рамках проекта «Ребята с нашего двора» по организации студентами-волонтерами процесса духовно-нравственного воспитания детей «группы риска» в летний период на досуговых площадках по месту жительства. Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать вывод о том, что организация содержательного нравственно-насыщенного досуга способствует духовному росту и воспитателей и воспитанников.
Ключевые слова: общечеловеческие ценности, православные ценности, духовно-нравственное воспитание, дети «группы риска», досуговая площадка по месту жительства, студенты-волонтеры.
Детям и подросткам в силу своего возраста и отсутствия устойчивой нравственной опоры сложно противостоять негативным влияниям, которых на сегодняшний день множество. Следствием этой нестабильности становится высокий уровень детской агрессии, чувство ненужности и безысходности, аддик-тивное поведение, трудности в определении перспектив дальнейшего жизнеустройства^]. Ситуация усугубляется состоянием института семьи, где зачастую забота о ребёнке ограничивается обеспечением его материальными благами. Занятые на работе родители делегируют процесс воспитания школе. В тоже время образовательные учреждения не всегда способны создать условия для духовно-нравственного развития личности учащегося, рассматривая воспитание как «адаптацию к социуму», снабжение необходимыми для сдачи экзаменов знаниями.
Сложившаяся ситуация в обществе, кризис нравственности подрастающего поколения и связанный с этим процесс духовной деградации говорит о необходимости духовно-нравственного воспитания, в ходе которого человек определяет, на основе каких ценностей будет выстраиваться его дальнейшая жизнь.
Вопросам формирования ценностного сознания, ценностного отношения и поведения личности в процессе воспитания и обучения посвящены работы Г.И. Чижаковой особое внимание автор уделяет образовательным ценностям. В.А. Караковский совместно с Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой разработал концепцию гуманистического воспитания, содержательной основой которого являются общечеловеческие ценности, а главным инструментом их воспитания - школьный коллектив. Создатель системно-ролевой теории воспитания - Н.М. Таланчук рассматривал становление личности ребёнка в процессе освоения социальных ролей, наследования и преумножения социальных ценностей, признанных всем мировым сообществом. Н.Е. Щур-кова представила в своих работах технологию формирования ценностного отношения воспитанника к себе, другим людям и миру через понимание образа жизни достойного человека. И. В. Метлик раскрыл сущность, условия и формы реализации процесса духовно-нравственного воспитания школьников современной России, обосновал содержания системы гражданских ценностей.
Теоретические вопросы интеграции православных и образовательных ценностей в содержании школьных программ рассматривают Т.И. Власова, С.Ю. Дивногорцева Е. Шестун, О.Л. Януш-кявичене В настоящее время настоятельной потребностью практики воспитания является поиск форм, методов, приемов,
технологий ценностного самоопределения детей во взаимодействии с окружающей средой.
Примером интеграции православных ценностей и образования является введение в школьную программу предмета «Основы светской и религиозной этики», однако данная дисциплина преподается в начальной школе в течение двух четвертей и не имеет дальнейшего практического продолжения. В тоже время педагоги, являясь носителями светской системы ценностей или либерального взгляда на жизнь, не всегда способны должным образом раскрыть суть православного миропонимания.
В рамках данного исследования мы будем опираться на определение ценностей как предельных нормативных оснований актов сознания и поведения людей, представленное в работах Н.С. Розова [2, с. 101]. Значимым становится лишь то основание, которое было пережито и осмысленно человеком в процессе его жизнедеятельности.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России семья - это первая ступень на пути нравственного становления человека, поэтому ценности, транслируемые ребёнку с первых дней его жизни в кругу близких людей, имеют непреходящее значение [3]. Важно, чтобы эти ценности были желательными и соответствовали общепринятым нормам, традициям национальной религиозной культуры. По данным исследовательского проекта «Ценностный атлас России», значительная часть подростков «воспроизводит гедонистическую структуру личности своих родителей», стремится к обеспеченной и беззаботной жизни, при этом не всегда способна соизмерять свои желания и возможности, что влечёт за собой сложности в определении жизненной перспективы и может стать причиной попадания несовершеннолетних в «группу риска» [1].
Данная проблема не имеет сиюминутного решения и требует продуманной стратегии, объединения всех общественных институтов, создания единого воспитательного пространства, где дети и подростки смогут получить положительный опыт самореализации, увидеть образцы нравственного поведения и осмыслить свою систему ценностей, определиться в собственном мировоззрении.
В ходе исследования автором были рассмотрены ценностные ряды, представленные в светских и религиозных источниках, православной литературе. В таблице 1 показаны примеры тех ценностей, которые предлагаются в качестве базы при организации духовно-нравственного воспитания детей и подростков.
Таблица 1
Ценностное содержание светских и православных воспитательных концепций
00 со
Автор/источник Ценностное отношение
к себе к семье к другим людям к Отечеству к природе к труду к миру
Метлик И.В (Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе) Ценность собственной жизни и здоровья, личная честь и доброе имя, вера в добро и справедливость, неприкосновенность; Родители, забота о членах семьи, дом, отцовство/ материнство, память предков; Жизнь любого человека, защита и поддержка нуждающихся, уважение человеческого достоинства; Любовь к Родине, уважение Отечества, предков, историческое и культурное наследие благополучие России; Сохранение природы, бережливость в использовании природных богатств; Трудолюбие, творчество Российский народ - часть мирового сообщества,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Личная свобода, свобода совести и вероисповедания, честь и достоинство; Любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших, продолжение рода; Доверие к людям, справедливость, милосердие,честь и достоинство; Любовь к России, к своей малой Родине, служение Отечеству Эволюция, родная Земля, заповедная природа, экологическое сознание; Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность; Мир во всем мире, многообразие культур и народов, международное сотрудничество;
Таланчук Н.М. (концепция гуманистического воспитания) Личность, неповторимость, самовоспитание, самореализация; «Чувство чести рода», история и традиции семьи ответственность за фамилию; Согласие между людьми, доверие, интерес к общечеловеческим проблемам; Уважительное, бережное отношение к истории своего народа; Экологическое сознание; Сознательное отношение к труду, обязательность, предприимчивость; Покой и согласие между народами и государствами, миротворчество
Караковский В.А. (системно-ролевая теория развития личности) Здоровые духовные и материальные потребности, самовоспитание, самообразование; Чувство долга и ответственности перед родителями, супружеская, родительская культура; Формирование коммуникативной, организаторской и педагогической культуры Патриотизм, классовая-интеркласовая и правовая культура; Экологическая культура; Профессионально-трудовая культура; Геосоциальная и интернациональная культура;
Православные ценности (Основы христианской нравственности [5]) Жизнь как бесценный дар, вера, свобода (право выбора и ответственность за него), совесть, душа, смирение, кротость душевное и физическое здоровье, самоограничение; Любовь к ближнему, почитание родителей, ответственность, забота о близких, сохранение верности и любви, жертвенность, самоограничение; Любовь к ближнему, ценность чужой жизни, свобода, и ответственность, милосердие, служение, смирение, миротворчество, жертвенность; Любовь родной Земле, свобода и ответственность, совесть, почитание истории и традиций предков, служение, жертвенность; Любовь к родной Земле, ответственность, умеренное пользование благами природы; Труд как важная часть земной жизни; Любовь, ответственность, миротворчество, жертвенность, милосердие.
сл сл
со со
¿1 со
I
>
§
<
"О
сг
о
СП
со
0
ш >
1
X
а
СП О)
Данные ценностные ряды не противоречат друг другу, разница лишь в формулировке и их описании. Как видно из таблицы, православные ценности представляют собой универсальную позитивную воспитательную систему, регулирующую все сферы человеческих отношений. Этот вывод подтверждает тысячелетний опыт воспитания детей в России.
Возникает необходимость организации церковно-светского партнерства и поиска эффективных форм взаимодействия государства, семьи, церкви и образования в работе с детьми. Интересным с данной точки зрения является соединение летнего отдыха несовершеннолетних и процесса духовно-нравственного воспитания на досуговых площадках по месту жительства. Особое значение это имеет для детей, которые в каникулярное время остались в городе и в силу определенных обстоятельств, связанных с неблагополучной ситуацией в семье, проблемами в среде сверстников, лишены нравственного общения.
Летняя досуговая площадка по месту жительства - это временное неформальное добровольное разновозрастное объединение детей, где они овладевают конструктивными способами самореализации в духовно-ориентированной общественно полезной, исследовательской, спортивно-оздоровительной, познавательно-развлекательной деятельности.
Автором была проведена опытно-экспериментальная работа в рамках социального проекта «Ребята с нашего двора» на территории города Соликамска и Соликамского района. В течение двух летних месяцев (июль-август) студенты-волонтеры Соликамского государственного педагогического института (филиала) «Пермского государственного национального исследовательского университета», следуя специальной программе, работали с детьми учетных категорий (от 7 до 16 лет) на досуго-
вых площадках по месту жительства. Охват целевой аудитории составил 189 человек.
Содержательной основой совместной деятельности волонтеров и детей «группы риска» стали православные ценности и традиции российской культуры. Выбор в пользу православных ценностей был сделан после опроса о конфессиональной принадлежности семей воспитанников площадки: 80% - относят себя к православию, остальные равнодушны к каким-либо религиозным культурам. На организационном собрании родители были ознакомлены с программой проекта и дали согласие на участие детей в работе площадок.
Главная задача волонтеров - создание условий для получения воспитанниками положительного нравственного опыта самореализации и его осмысления.
Программа совместной деятельности студентов-добровольцев и детей на досуговых площадках включает 5 направлений, каждое из которых предполагает организацию ряда мероприятий с соответствующим ценностным содержанием (смотри таблицу 2).
Ведущими принципами в работе с воспитанниками на досу-говой площадке стали:
• нравственность (все мероприятия должны иметь положительную нравственную основу, транслировать желательные ценности);
• добровольность (воспитанники имеют право выбора в определении собственной позиции в любой деятельности: наблюдатель/зритель, активный участник, организатор);
• диалог (взаимодействие волонтеров и детей досуговой площадки выстраивается в диалоговом режиме, воспитанники могут выразить свое отношение к предлагаемой деятельности, внести конструктивные предложения);
Таблица 2
Содержание деятельности детей и волонтеров на досуговой площадке
№ Направление деятельности Формы и содержание деятельности Ценностная основа
1. «100 вопросов взрослому» (проблемно-диалоговое общение) Беседа-диалог: «Любовь и Дружба», «Что такое семья?», «Для чего нужно детство?» Закрытый показ: «Что такое чудо?», «Гаджетомания»; «Петр и Феврония», «Борис и Глеб - защитники Земли русской»; Вечер легенд: «Загадки пермской Земли» Любовь к ближнему, почитание старших, смирение, забота о близких, верность; Вера в добро, надежда, милосердие; умеренное пользование благами, самоограничение, душевное и физическое здоровье.
2. «Театр самого себя» (ролевые игры) «Гений общения», «Движение - жизнь», «Я в будущем», «Театр самого себя», «Магазин одной покупки», «Как бы поступил ты?» Любовь к ближнему, свобода выбора, ответственность, самоограничение, коммуникативная культура, самопознание;
3. «Наследие » (изучение историко-культурное наследие территории) Экскурсии в Храм г. Соликамска, Соликамского района; Экскурсии в музеи Соликамска, Соликамского района; Историко-краеведческие квест-игры «Искатели», «В поисках утраченной карты», ведение дневников юного исследователя; Почитание старших, любовь к малой родине, ответственное отношение к историко-культурному наследию, истории и традициям своей семьи;
4. «Мыслями и делом» (благотворительные, трудовые и экологические акции) Благотворительные акции «Возьми с собой немного Добра», «Братья наши меньшие» (помощь питомнику «Друг»), «В первый класс» (сбор канцтоваров для первоклассников из малообеспеченных семей); Экологические акции: «Экологический десант», «Дом для маленького друга» «Мой экослед» (сбор и сдача макулатуры, батареек); Трудовые акции: уборка на территории Знаменской церкви (с. Городище), приведение в порядок территории Музея истории соли; уборка двора до-суговой площадки, высадка цветов; Любовь к ближнему, милосердие, сострадание, труд, бережное отношение к результатам труда другого человека, трудолюбие, творчество и созидание;
5. «Праздники» (праздники церковного годового круга, детские дворовые фестивали) Семейный праздник в честь святых Петра и Фев-ронии; Праздник в честь святых Бориса и Глеба; Фестиваль творчества «А у нас во дворе»; Фестиваль «Дом дружбы». Любовь и верность, семья, забота о ближнем; Жертвенность, кротость, смирение, миротворчество; Творческая самореализация, труд
• рефлексия (содержание любой деятельности на площадке и мероприятия должны быть проанализированы участниками при ответе на вопросы: что я почувствовал(а), что узнал(а), что было для меня новым (необычным), что я буду делать с полученным знанием, опытом/ как это отразится на моем отношении к себе, своей жизни, другим людям, миру).
• последействие (по итогам каждого мероприятия волонтеры должны предложить воспитанникам возможные пути для продолжения деятельности, начатой на площадке, мотивировать их на применение полученных знаний в работе над собой, в общении с другими).
Далее более подробно рассмотрим каждое направление и формы, которые могут в себе успешно сочетать летний досуг и процесс духовно-нравственного воспитания детей «группы риска».
Первое направление - «100 вопросов взрослому». Ведущий вид деятельности - проблемно-диалоговое общение, которое представлено в виде беседы-диалога со священнослужителем и мероприятий: «Закрытый показ», «Вечер легенд».
Беседы со священнослужителем о любви и дружбе, о семье и ее роли в жизни каждого человека, о детстве, позволили обратить внимание воспитанников на ценности: любовь к ближнему, верность, почитание старших, смирение и кротость.
Для иллюстрации рассмотрим пример беседы со священнослужителем на тему «Любовь и Дружба».
Мероприятие организуют волонтеры, в качестве ведущего эксперта, приглашается священнослужитель, возможны и другие гости: представители различных конфессий, деятели искусства и культуры, преподаватели гуманитарных дисциплин, это позволит представить воспитанникам многообразие точек зрения на ценность любви и дружбы.
До мероприятия волонтерам необходимо выяснить, как воспитанники определяют данные понятия. Значительной части детей в силу возраста, поведенческих особенностей, уровня развития сложно выразить мысли словами, поэтому следует использовать рисуночную методику. По результатам анализа рисунков для 63% воспитанников любовь - это романтические отношения между молодым человеком и девушкой, нежные чувства. Большинство детей изображает сердца красного, розового цвета, рядом стоящих девушку и юношу. 25% - нарисовали, по их мнению, атрибуты любви: подарки в красивой коробке, цветы, конфеты, воздушные шары, 6% - нарисовали разноцветные узоры и геометрические фигуры, 6% - заштриховали лист темными, холодными цветами (синим, чёрным, коричневым).
Для того чтобы дети сами могли сравнить личные и коллективные представления о любви и дружбе, сделать выводы, волонтеры оформили выставку рисунков, организовали в отряде «комнату откровений», где можно было поделиться своими мыслями по теме перед видеокамерой. Полученные записи были смонтированы и представлены в начале беседы. Воспитанники быстро включились в диалог.
Священнослужитель в процессе беседы задавал детям вопросы, которые позволяли обратиться к их личному жизненному опыту и оценить с позиции православного понимания любви взаимоотношения с родными, близкими и друзьями. Воспитанники узнали, что человек учится любить через дружбу, заботу о ближних, благодарность и прощение. В заключение встречи гость озвучил закон жизни, в котором скрыт секрет любви: «Отдай, прости и уступи» - и предложил попробовать в течение дня придерживаться этого правила, чтобы на следующей встрече рассказать, насколько это было сложно.
После беседы воспитанникам досуговой площадки было предложено закончить предложение: «Беседа о Любви и Дружбе помогла мне понять...» Ответы детей распределились следующим образом: «важно заботиться о родных и друзьях» (30%), «отдай, прости и уступи» (26.1%), «любить - это не так просто, как я думал(а)» (15%), «нужно ценить любовь и дружбу»(10%), «надо делать уборку и помогать маме, она ведь устает» (5%), «меня любят» (3.3%). Воздержались от ответа, поставили прочерк в строке 10.6 % опрошенных. Эти результаты говорят о том, что дети открыты к обсуждению и пониманию ценностей, о которых боятся говорить взрослые.
Второе направление деятельности на досуговой площадке представлено в виде серии ролевых игр под условным названием «Театр самого себя». В процессе игрового общения воспитанники могут взглянуть на себя со стороны, оценить свои мысли, поступки в ситуациях нравственного выбора, получить коллективное одобрение или неодобрение своих действий. Очень по-
лезной стала методика организации духовной деятельности школьников Н.Е. Щурковой, в частности игра «Магазин одной покупки», которая предполагает игровую постановку ситуаций, когда ребёнок должен сделать выбор между желаемым и тем, что необходимо, между ценой и ценностью.
В ходе игры воспитанникам предлагаются карточки с изображением товара: «телефон», «ноутбук», «велосипед», «сладости», «новая одежда» и тому подобное - все, что считается ценным, желанным в детской и подростковой среде. На другой стороне карточки написана цена, чего будет стоить воспитаннику его «покупка»: благополучия и здоровья родных, отношений с друзьями (сверстниками), собственных усилий ребёнка. Каждый участник размышлял, пытался обосновать свой выбор. Таким образом, 74.1% воспитанников, кому пришлось делать выбор между дорогостоящим товаром и благополучием родных, отказались от покупки. Для 39.1% детей отношения с ровесниками, друзьями оказались не столь значимыми, поэтому они готовы долгое время не общаться с близким другом, испортить отношения с соседом по парте ради нового велосипеда и коробки сладостей. Участники, за товар которых необходимо было заплатить собственными усилиями, совершали покупку лишь в том случае, если труд не был длительным. Например, за новые джинсы воспитанники готовы в течение 2-х недель мыть дома посуду каждый день, но отказываются от долгожданной пары фигурных (хоккейных) коньков из-за нежелания помогать по дому в течение 2-х месяцев.
В конце смены во время игры «Я в будущем» детям было предложено представить в виде рисунка самого себя уже взрослого и все то, что будет его окружать к этому моменту жизни (люди, предметы). 64% воспитанников изобразили рядом с собой людей и животных, природные объекты (деревья, цветы, солнце). 28% - нарисовали себя в окружении предметов, свидетельствующих о материальном достатке: машины, дома, деньги, гаджеты. Оставшиеся (8%) изобразили рядом только животных и материально ценные предметы. Таким образом, можно проследить изменения в отношении к своей жизни и увидеть те ценности, которые на данный момент являются ведущими.
Изучение историко-культурного наследия территории, опыта прошлых поколений дает возможность воспитаннику оценить себя, свою семью в контексте значимых исторических событий, почувствовать сопричастность к ним, актуализировать ценностное отношение к малой родине, культурным традициям своего народа. Для этого в программу досуговых площадок было включено направление «Наследие». Дети получили возможность по-новому взглянуть на уже привычные исторические здания и памятники, благодаря обширной экскурсионной программе (экскурсии в храмы и музеи г. Соликамска, Соликамского района), историко-краеведческим квест-играм («В поисках утраченной карты», «Искатели»), ведению дневников юного исследователя.
В рамках данного направления воспитанники смогли попробовать себя в исследовательской деятельности, привлечь к участию своих родных и близких в качестве помощников и информантов, свидетелей исторических событий прошлого столетия. Следуя пошаговым инструкциям дневника юного исследователя, дети вместе с родителями оформили родословное древо своей семьи; по результатам интервью составили картину советского детства своих бабушек и дедушек. На основе анализа документов домашнего архива, фотоматериалов, артефактов узнали, в каких значимых для территории событиях участвовали члены их семьи. По маршруту, предложенному в дневнике, ребята совершили семейную прогулку по городу (поселку, селу) и представили фотоотчет.
За период работы досуговых площадок были оформлены 70 дневников. По итогам исследовательской деятельности воспитанникам было предложено закончить предложение: «Заполняя дневник исследователя, я понял (а), что моя семья.». В опросе приняли участие 170 человек. Ответы детей можно сгруппировать следующим образом: моя семья - «узнал, что большая, т.к. много родственников» (25.9%), «лучшая и любимая» (23.5%), «имеет свою интересную историю»(18.2%), «помогла мне заполнять дневник» (8.8%), «важна для меня» (5.8%), «не знаю/ ничего не понял(а)» (11.2%), оставшиеся (6.6%) напротив предложения поставили прочерк.
Направление «Мыслями и делом» - организация трудовых, благотворительных и экологических акций. Определяющим фактором в данной деятельности является личное желание, «веление сердца» воспитанников досуговых площадок. Детям была предоставлена возможность самостоятельно определить группы нуждающихся в их помощи. Таким образом, из 180 опрошенных
воспитанников в качестве объекта заботы в 65% называют животных (кошек, собак, птиц), 23.3% отмечают, что природа (окружающая среда) требует их участия, 7.2% - считают, что помощь нужна им самим. Задача волонтеров-вожатых - помочь воспитанникам в организации добрых и полезных дел.
Последнее, пятое направление предполагает совместную деятельность воспитанников досуговой площадки, их родителей и волонтеров в организации семейных праздников в честь святых Петра и Февронии (День любви, семьи и верности), в честь святых Бориса и Глеба, а также фестивалей творчества «А у нас во дворе», «Дом Дружбы». Опрос родителей воспитанников площадки показал, что православные праздники, совместный творческий досуг в семьях не проводятся.
Формы и содержание каждого мероприятия были разделены на несколько обязательных блоков. Покажем на примере семейного праздника День любви, семьи и верности. Первый блок -«введение в праздник» (творческая презентация сказания о святых Петре и Февронии: театрализация, выразительное ролевое чтение, «закрытый показ» и т. д.); второй - «творческий» (танцевальные, песенные, театральные номера детей и родителей), третий блок - «игровой» (народные игры и забавы, конкурсы), четвертый - «подарок» (изготовление символа праздника, подарка для родных), заключительный блок - «чаепитие» (знакомство с традицией семейной беседы за чашкой чая, возможность поделиться впечатлениями о празднике). Данная форма работы позволила создать условия для сопереживания родителей и детей исторических событий, связанных с этим праздником; для выхода за рамки бытового взаимодействия; для проведения духовно насыщенного семейного досуга.
В конце мероприятия воспитанникам (93 человека) было предложено закончить предложение: «После праздника в честь святых Петра и Февронии мне захотелось.». Ответы распределились следующим образом: «побольше узнать о святых»(29%), «беречь свою семью» (23.6%), «радоваться/
Библиографический список
веселиться» (20.4%), «делать добрые дела» (14 %), «захотелось быть святым» (4.3%), «сказать маме, что она красивая» (2.1%), «плакать» (1.1%), «ничего/не знаю»(5.4 %). Значительной часть детей оставила положительные отзывы, которые показывают заинтересованность в дальнейшем изучении истории праздника, жития святых, желание признаться в чувствах своим близким и делать добрые дела.
Для оценки эффективности воспитательной работы был подобран диагностический инструментарий: методика изучения ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе, методика изучения социальной компетентности, методика изучения потребности в общении и в достижениях на основе самооценки. Тестирование воспитанников проводилось дважды в начале и конце смены. Таким образом, по итогам сравнительной диагностики мотивацию на выбор созидательной деятельности демонстрируют 76,6 % несовершеннолетних на 25,6% больше, чем в начале смены; выбор желательных ценностных ориентаций показали 64% (приращение 15%). Положительная динамика формирования социальных компетенций наблюдается у 49% детей.
Проведенное исследование подтвердило, что системная работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию может осуществляться с различными категориями детей на досуговой площадке в летнее время по месту жительства. Условиями, которые обеспечивают эффективность воспитательной деятельности, являются: последовательная реализация специальной программы духовно-нравственного воспитания на основе православных ценностей и традиций российской культуры, церковно-светское партнерство в обучении добровольцев, в проведении бесед и православных праздников, экскурсий; совместное духовно насыщенное творчество детей, волонтеров и родителей. Интеграция православных и образовательных ценностей составляет основу дальнейших исследований конкретных форм и методов духовно-нравственного воспитания школьников в различных сферах современного образования.
1. Мы хотели понять, что представляет собой наша молодёжь. Первые итоги исследовательского проекта «Ценностный атлас России». Огонек. № 34 Available at: http://kommersant.ru/Doc/2790455
2. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Available at: http://day-of-culture.narod.ru/ private/Priloj/Koncepcia.htm
4. Метлик И.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. Москва: ПРО-ПРЕСС, 2012.
5. Мекрюков А. Основы христианской нравственности. Москва: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015.
6. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. Москва: Издательство ПСТГУ, 2012.
7. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. Москва: Новая школа, 1998. References
1. My hoteli ponyat', chto predstavlyaet soboj nasha molodezh'. Pervye itogi issledovatel'skogo proekta «Cennostnyj atlas Rossii». Ogonek. № 34 Available at: http://kommersant.ru/Doc/2790455
2. Rozov N.S. Filosofiya gumanitarnogo obrazovaniya (cennostnye osnovaniya bazovogo gumanitarnogo obrazovaniya v vysshej shkole). Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1993.
3. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Available at: http://day-of-culture.narod.ru/private/ Priloj/Koncepcia.htm
4. Metlik I.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie: voprosy teorii, metodologiiipraktiki vrossijskojshkole. Moskva: PRO-PRESS, 2012.
5. Mekryukov A. Osnovy hristianskoj nravstvennosti. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskoj Patriarhii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 2015.
6. Divnogorceva S.Yu. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v teorii i opyte pravoslavnoj pedagogicheskoj kul'tury. Moskva: Izdatel'stvo PSTGU, 2012.
7. Schurkova N.E. Vospitanie detej vshkole: Novye podhody i novye tehnologii. Moskva: Novaya shkola, 1998.
Статья отправлена в редакцию 29.11.16
УДК 378
Mikailov D.A., postgraduate, Department of Theory and Technique of Professional Education, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: alizhanowa@mail.ru
FEATURES OF FORMING OF LEGAL COMPETENCE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The paper studies features of forming of legal competence of the educational environment of higher education institution. There is a necessary requirement of appealing to a question of legal competence of future bachelors of pedagogical education as one of important and obligatory components of professional pedagogical training, for the modern science is directed to creation of new concepts and technologies not only based on sciences of the natural, but also social and humanitarian direction: sociology, psychology, pedagogy, law. The author comes to a conclusion that legal competence characterizes legal education of students, including sense of justice, skills of use of precepts of law and aspiration to proportion the social behavior to the right and another, acting in society, regulations.
Key words: competence, legal competence, educational environment, legal forming of a personality, law training.