Научная статья на тему 'Модель педагогической деятельности волонтеров по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних по месту жительства'

Модель педагогической деятельности волонтеров по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРЫ / ДЕТИ "ГРУППЫ РИСКА" / ЛЕТНЯЯ ДОСУГОВАЯ ПЛОЩАДКА / РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / MODEL OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PEDAGOGICAL ACTIVITY / VOLUNTEERS / CHILDREN OF "RISK GROUP" / SUMMER RECREATIONAL AREA / WORK WITH CHILDREN IN THE COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Мария Игоревна

В статье актуализируется проблема ценностной дезориентации подрастающего поколения. В качестве варианта решения данной проблемы автор предлагает объединение ресурсов студенческого добровольчества и различных социальных институтов, ресурсов места проживания несовершеннолетних для создания пространства духовнонравственного воспитания. В статье автор подробно описывает теоретическую модель педагогической деятельности волонтеров по духовнонравственному воспитанию детей и подростков по месту жительства. Модель представляет собой единство целевого, субъектного, процессуального, содержательного и диагностико-результативного компонентов, которые определяют специфику организации свободного времени детей разных возрастов и различных групп («группа риска», группа «норма», дети с ограниченными возможностями здоровья) через участие в ценностно-насыщенной духовно-ориентированной, общественно-полезной, культурно-творческой деятельности на досуговой площадке в летний период, а также комплекс диагностических процедур, позволяющий выявить положительную динамику в изменении поведения и деятельности воспитанников. Разработанная автором модель была реализована на пяти досуговых площадках в летний период 2016, 2017 гг. на территории Верхнекамского региона Пермского края. Предложенные в статье материалы могут быть использованы педагогами дополнительного образования, волонтерскими центрами, студенческими педагогическими отрядами для организации процесса духовно-нравственного воспитания детей и подростков по месту жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article actualizes the problem of the value disorientation of the younger generation. As an option for solving this problem, the author suggests combining the resources of student volunteerism and various social institutions, the resources of the place where minors live, to create a space for spiritual and moral education. In the article the author describes in detail the theoretical model. The model represents the unity of the target, subject, procedural, informative and diagnostic-effective components that determine the specifics of the organization of leisure time for children of different ages and different groups (the "risk" group, the "norm" group, children with disabilities) through participation in the value system -saturated spiritual-oriented, socially useful, cultural and creative activity on a leisure area during the summer period, as well as a set of diagnostic procedures, positive dynamics in changing the behavior and activities of pupils. The model developed by the author was implemented on five leisure areas in the summer period 2016, 2017 of the Perm region. The materials proposed in the article can be used by teachers of additional education, volunteer centers, student pedagogical units for organizing the process of spiritual and moral education of children and adolescents in the place of residence.

Текст научной работы на тему «Модель педагогической деятельности волонтеров по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних по месту жительства»

УДК 376 +379.81

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-190-201

ЛЯШЕНКО Мария Игоревна Пермский государственный национальный исследовательский университет Соликамский государственный педагогический институт (филиал) г. Соликамск, Россия mariya852@mail.ru

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Maria I. LYASHENKO Perm State National Research University Solikamsk State Pedagogical Institute (branch)

Solikamsk, Russia mariya852@mail.ru

MODEL OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF VOLUNTEERS ON SPIRITUAL-MORAL TRAINING OF MINORS IN RESIDENCE

В статье актуализируется проблема ценностной дезориентации подрастающего поколения. В качестве варианта решения данной проблемы автор предлагает объединение ресурсов студенческого добровольчества и различных социальных институтов, ресурсов места проживания несовершеннолетних для создания пространства духовно-нравственного воспитания. В статье автор подробно описывает теоретическую модель педагогической деятельности волонтеров по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков по месту жительства. Модель представляет собой единство целевого, субъектного, процессуального, содержательного и диагностико-результативного компонентов, которые определяют специфику организации свободного времени детей разных возрастов и различных групп («группа риска», группа «норма», дети с ограниченными возможностями здоровья) через участие в ценностно-насыщенной духовно-ориентированной, общественно-полезной, культурно-творческой деятельности на досуговой площадке в летний период, а также комплекс диагностических процедур, позволяющий выявить положительную динамику в изменении поведения и деятельности воспитанников. Разработанная автором модель была реализована на пяти досуговых площадках в летний период 2016, 2017 гг. на территории Верхнекамского региона Пермского края. Предложенные в статье материалы могут быть использованы педагогами дополнительного образования, волонтерскими центрами, студенческими педагогическими отрядами для организации процесса духовно-нравственного воспитания детей и подростков по месту жительства.

Ключевые слова: модель духовно-нравственного Keywords: model of spiritual and moral education, воспитания, педагогическая деятельность, волон- pedagogical activity, volunteers, children of "risk теры, дети «группы риска», летняя досуговая group", summer recreational area, work with children площадка, работа с детьми по месту жительства in the community

The article actualizes the problem of the value disorientation of the younger generation. As an option for solving this problem, the author suggests combining the resources of student volunteerism and various social institutions, the resources of the place where minors live, to create a space for spiritual and moral education. In the article the author describes in detail the theoretical model. The model represents the unity of the target, subject, procedural, informative and diagnostic-effective components that determine the specifics of the organization of leisure time for children of different ages and different groups (the "risk" group, the "norm" group, children with disabilities) through participation in the value system -saturated spiritual-oriented, socially useful, cultural and creative activity on a leisure area during the summer period, as well as a set of diagnostic procedures, positive dynamics in changing the behavior and activities of pupils. The model developed by the author was implemented on five leisure areas in the summer period 2016, 2017 of the Perm region. The materials proposed in the article can be used by teachers of additional education, volunteer centers, student pedagogical units for organizing the process of spiritual and moral education of children and adolescents in the place of residence.

Цель статьи - представить модель педагогической деятельности волонтеров по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних по месту жительства.

В работе использованы методы теоретического моделирования, анализа, синтеза и обобщения. Заключение сформулировано на основе анализа педагогических исследований в сфере духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних, изучения воспитательного потенциала места жительства, форм организации летнего досуга разновозраст-

ного детского объединения. Эффективность разработанной модели подтверждена опытом ее реализации на досуговых площадках по месту жительства на территории Верхнекамского региона Пермского края в 2016, 2017 гг.

Кризис нравственности подрастающего поколения и связанный с этим процесс его духовной деградации говорит о необходимости поиска эффективных форм и средств духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних. Особенную актуальность данная проблема приобретает в летний период, когда дети максимально свободны от педагогического и родительского контроля. Вариантом решения обозначенной проблемы может стать организация духовно-нравственного воспитания детей и подростков в летний период с использованием ресурсов студенческого добровольчества и воспитательного потенциала места жительства. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России задают направленность воспитательной работы волонтеров в сторону духовно-нравственного развития на основе ценностей российского общества и традиционной религиозной культуры.

Отечественный (тимуровское и коммунарское движения) и зарубежный опыт работы детско-молодежных добровольческих объединений позволяет нам предположить, что организацией духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних по месту жительства могут заняться студенты-добровольцы, которые в силу своего возраста способны понять и принять жизненные устремления своих подопечных.

Однако при значительном внимании исследователей к феномену добровольческой деятельности нет работ, которые рассматривают педагогическое волонтерство как средство духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних по месту жительства.

Духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних автором статьи определяется как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие духовности и нравственности как качеств личности в специально-организуемой совместной, духовно-ориентированной, культурно-творческой, общественно-полезной деятельности детей и взрослых.

На основе анализа научных исследований В.А. Андреева, С.Ю. Дивногорцевой, И.В. Метлика, С.В. Пашкова, И.Т. Петраковой, Н.Е. Щурковой; О.Л. Янушкявичане и др., которые посвящены целям, задачам, содержанию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в образовательных организациях, и работ С.И. Абрамова, Г.И. Веденеевой, Е.Е. Игнатьевой, И.Ю. Кожевниковой, где рассматриваются аспекты организации духовно-нравственного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования, были выделены специфические особенности рассматриваемого процесса и разработана педагогическая модель.

Педагогическая модель позволяет исследовать духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних и организовать его по месту жительства в специфической форме - досуговой площадки как временного неформального разновозрастного объединения детей, где они овладевают конструктивными способами самореализации в различных видах деятельности. Модель дает представление о содержательном и процессуальном наполнении педагогической деятельности волонтеров. Автором статьи были выделены следующие компоненты модели: целевой, субъектный, организационный, содержательный и диагностический (см. табл.). Далее раскроем содержание каждого компонента.

Таблица. Модель педагогической деятельности волонтеров по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних по месту жительства

Table. Model of the pedagogical activity of volunteers for the spiritual and moral education of minors in the place of residence

Компоненты модели

Целевой

Стратегическая цель: принятие и усвоение, распространение воспитанником гуманистических ценностей и общепринятых норм морали на деятельность и поведение, потребность личности к духовным усилиям

Тактические цели (задачи):

развитие представлений воспитанника о духовности и духовных ценностях, духовной и душевной жизни человека, путях обретения духовности; формирование нравственных понятий (добро, любовь, забота, совесть, долг, ответственность), соответствующих суждений, чувств и убеждений; усвоение привычек духовного и нравственного поведения, проявляющихся во взаимоотношениях со своей семьей, с ближайшим окружением, социумом и природой; привитие навыков делать нравственный выбор в различных жизненных ситуациях, отстаивать свой духовный идеал и следовать ему; воспитание ответственности за сделанный выбор, за свои поступки; развитие потребности в постоянном самопознании, самосовершенствовании и саморазвитии духовного мира_

Организационно-педагогические цели: специальная подготовка добровольцев к педагогической деятельности на летних досуговых площадках; постановка волонтерами целей духовно-нравственного воспитания с учетом характеристики контингента несовершеннолетних на площадке и воспитательных возможностей микрорайона; разработка программы смены, планов и сценариев с соответствующим ценностным содержанием; организация совместной духовно-ориентированной, общественно-полезной, культурно-творческой деятельности детей и волонтеров; вовлечение воспитанников в исследовательскую деятельность по изучению истории своей территории, края, своей семьи; анализ и оценка эффективности промежуточных и конечных результатов духовно-нравственного воспитания детей и подростков по данным входящей, текущей и итоговой диагностик_

Субъектный

Студенты-волонтеры как субъекты педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних на досуговых площадках Несовершеннолетние (дети учетных категорий, дети группы «норма», дети с ограниченными возможностями здоровья) как объекты и субъекты процесса духовно-нравственного воспитания Разновозрастный детский коллектив как объект и субъект педагогического взаимодействия Социальные партнеры как субъекты духовно- нравственного воспитания несовершеннолетних по месту жительства

Организационный

Нормативно-правовое обеспечение Научно-методическое обеспечение Пространственно-временное обеспечение

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», ФГОС, ФЗ N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон Пермского края «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае»; ФЗ № 135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года». Локальные нормативные акты образовательных организаций, на базе которых работают площадки Сборник методических материалов «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков на досуговых площадках по месту жительства в летний период», «Дневник волонтера», «Дневники юного исследователя» Досуговая площадка по месту жительства несовершеннолетних. Использование педагогического потенциала ближайшего социального окружения, культурно-просветительских учреждений, объектов историко-культурного наследия, природных объектов. Местонахождение досуговых площадок на базе образовательных и иных организаций, предоставляющих помещение на безвозмездной основе. Время функционирования площадок - летний период.

_Содержательный_

Ценности, обеспечивающие единство, целостность совместной деятельности волонтеров и воспитанников:

жизнь как бесценный дар, почитание родителей, за предков, свобода и ответственность,честь и достои ды, созидательный труд, миротворчество и милосе бота о близких, почитание истории и традиций нство, умеренное пользование благами приро-дие

Направления деятельности «100 вопросов взрослому» «Театр самого себя» «Наследие» «Мыслями и делом» «Праздники»

Ценностно-смысловое содержание деятельности Духовность и нравственность в повседневной жизни человека Самосовершенствование как жизненный ориентир Культурные образцы жизнедеятельности человека в конкретном социуме Благодела-ние как смысл жизни человека Духовно-насыщенная форма организации досуга детей и взрослых

Формы педагогического взаимодействия Проблемно-диалоговое общение Тренинги, ролевые игры Исследовательская, экскурсионная деятельность Трудовые, экологические, благотворительные акции Праздники церковного годового круга, фестивали творчества

Совместная духовно-ориентированная, культурно-творческая, общественно-полезная деятельность детей и взрослых

Диагностико-результативный

Уровни Критерии

Информационно-познавательный Ценностно-ориентационный Мотивированно-деятельностный (поведенческий)

Примитивно- деятельностный (поведенческий) Знание средств, способов выполнения действия, решения задач с опорой на правила и нормы поведения, сформирванность конкретных представлений об элементах культуры места проживания, общезначимых ценностях, которые определяют смысл и направление деятельности каждого воспитанника Ценностно-смысловое отношение к деятельности, ее значимость для личности, способность к адекватной оценке ситуации, ее смысла, целей, способов поведения с точки зрения собственных и общезначимых ценностей, общепринятых норм морали Адекватная постановка и эффективное выполнение целей, задач и норм в конкретной ситуации, эмоционально-волевая регуляция поведения, деятельности, социального взаимодействия

Эмоционально- деятельностный (поведенческий)

Регулятивно-деятельностный (поведенческий )

Виды диагностики: входная, текущая, итоговая

Целевой компонент определяет процедуру целеполагания в сфере духовно-нравственного воспитания. Методика целеполагания основана на различении трех видов целей: идеальной, стратегической, тактической и организационно-педагогической [1]. Идеальная цель - некий образ личности воспитанника, который соответствует идеальным представлениям о Человеке в обществе. Стратегическая цель - это конечный результат взаимодействия педагога и воспитанника в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми отбираются и соотносятся между собой все другие компоненты воспитательной процесса. Тактическая цель - промежуточный результат, определенный сдвиг в развитии воспитанника, который находит отражение в той или иной деятельности, поведении. Организационно-педагогическая цель - это конкретные действия волонтеров, относящиеся к сфере их педагогических функций.

Идеальная цель духовно-нравственного воспитания по месту жительства - воспитание духовности и нравственности как качеств личности. Эта цель в условиях кратковременного пребывания детей на площадке недостижима. Она является ориентиром педагогической деятельности. Стратегическая цель - это усвоение, принятие и распространение воспитанником гуманистических ценностей и общепринятых норм морали на деятельность и поведение. Данная цель может быть достигнута в течение длительного времени. На досуговой площадке мы можем проследить динамику в восприятии, усвоении, приня-

тии, распределении гуманистических ценностей на деятельность и поведение. Во время летнего отдыха возможно решение отдельных тактических задач, которые реализуются через специфические содержание и формы духовно-нравственного воспитания на досу-говой площадке.

Субъектный компонент определяет характеристики основных субъектов духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних по месту жительства. Субъектами процесса духовно-нравственного воспитания являются студенты-волонтеры, дети и подростки различных категорий, разновозрастный детский коллектив. Каждый субъект обладает своими особенностями и выполняет свои функции в процессе духовно-нравственного воспитания.

Специфика волонтерского труда определяется наличием идеалистических, альтруистических, социальных и прагматических мотивов в структуре личности; сформирован-ностью педагогических компетенций для работы с детьми учетных категорий; наличием модельного и реального опыта проектирования процесса духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних; принятием требований к качеству и условиям труда добровольца на досуговых площадках. Для того чтобы педагогическое волонтерство стало средством духовно-нравственного воспитания, добровольцы должны пройти специальное обучение, разработать собственные проекты совместной деятельности детей и взрослых, осознать личностный смысл своего участия в воспитательной работе.

Организация духовно-нравственного воспитания по месту жительства предполагает взаимодействие студентов-добровольцев с несовершеннолетними различных категорий (детьми «группы риска» и группы «норма», детьми с ограниченными возможностями здоровья). Основной контингент воспитанников площадок в летний период - это дети и подростки «группы риска», не занятые организованных отдыхом. Л.Я. Олиференко и Т.И. Шульга отмечают, что «риск» связывается с наличием негативных факторов, которые могут оказать (или не оказать) влияние на становление личности ребенка, подростка, на его психическое и физическое здоровье, дальнейшую жизнь в целом. К детям «группы риска» относят детей с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клини-ко-патологической характеристики; несовершеннолетних, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; детей из неблагополучных, асоциальных семей; несовершеннолетних из семей, нуждающихся в социальной, экономической и социально-психологической помощи и поддержке; детей с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации [2].

Категория несовершеннолетних «группы риска» неоднородна, неблагоприятные факторы по-разному влияют на их поведение и деятельность. Поэтому при осуществлении процесса духовно-нравственного воспитания необходимо учитывать специфические особенности таких детей.

Дети учетных категорий требуют к себе особого внимания, индивидуальной работы с каждым; мы считаем, что объединение таких детей в разновозрастный коллектив с ребятами других групп несет в себе положительный воспитательный эффект. В школе несовершеннолетние замкнуты в рамках объединения ровесников, а взаимоотношения с учителем носят формально-ролевой характер. Однородный коллектив, по мнению А.С. Макаренко в большей мере подходит для организации обучения, а для воспитания требуется коллектив разновозрастный [3]. Взаимодействие воспитанников в неоднородной группе формирует опыт разносторонних отношений и непредвиденных практик, способствует передаче опыта одного поколения другому. Н.Э. Политнева в своем исследовании выделяет механизмы, способствующие межвозрастному взаимодействию, взаимовлиянию, взаимообогащению разных возрастов в совместной деятельности: механизм подражания для младших ребят, механизм социальной общности для детей среднего возраста и механизм самоутверждения, самоактуализации для старших ребят [4]. Таким образом, выстраивается структура взаимного влияния.

Важно правильно использовать потенциал разновозрастного коллектива в процессе духовно-нравственного воспитания. Доброволец демонстрирует положительные образцы поведения «старшего» по отношению к младшим (своим подопечным), проявляет

заботу, при необходимости оказывает помощь, поддерживает, объясняет. Старшие воспитанники, помогая волонтеру, выполняя его просьбу, поручение, могут примерить на себя роль старшего брата/сестры, почувствовать свою значимость, ответственность за другого, младшие, в свою очередь, начинают подражать и принимают способы и образцы поведения старших.

Решение задач духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних исключительно силами студентов-волонтеров невозможно. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России отмечено, что при организации процесса духовно-нравственного воспитания необходимо «выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации» [5]. Наиболее вероятными социальными партерами могут быть: родители (законные представители) несовершеннолетних, представители образовательных организаций, специалисты отдела по делам несовершеннолетних, представители религиозной организации, органы местного самоуправления, музейные работники, благотворительные и общественные фонды. Партнерское взаимодействие выстраивается на основе заинтересованности сторон в решении вопросов духовно-нравственного воспитания детей и осуществляется на добровольной основе. Каждый партнер имеет свою сферу ответственности и «уникальные» ресурсы для решения общих задач.

Организационный компонент - это совокупность обеспечивающих процессов, управленческих решений, специально создаваемых для достижения запланированных результатов.

Первый обеспечивающий процесс реализации духовно-нравственного ния - это формирование нормативно-правовой базы для педагогической деятельности волонтеров.

Работа волонтеров по организации процесса духовно-нравственного воспитания детей и подростков регламентируется нормативно-правовыми документами, которые определяют направленность воспитательной работы на досуговой площадке, ее содержание; регулируют отношения, возникающие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; подтверждают статус волонтера, определяют их сферу деятельности и основные ее принципы. Локальные нормативные акты образовательных организаций, на базе которых работают площадки, регламентируют режим работы волонтеров, а также определяют сферу материальной ответственности добровольцев при использовании помещений и материально-технического оборудования организации.

Второй процесс - научно-методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних по месту жительства. Для эффективной организации работы волонтеров должны быть разработаны методические материалы, дающие конкретное представление о содержательном и технологическом наполнении деятельности добровольцев на площадке. Сборник методических материалов «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков на досуговых площадках по месту жительства в летний период» включает сценарные разработки воспитательной деятельности, краткие статьи рекомендательного характера, практические задания для самостоятельной подготовки бесед, тренинговых занятий, историко-краеведческих игр, благотворительных, трудовых и экологических акций, дворовых фестивалей, праздников церковного годового круга, дополнительную литературу по направлениям воспитательной работы. Это позволяет каждому волонтеру пройти путь от усвоения алгоритма к творческой деятельности, созданию собственных продуктов.

«Дневник волонтера» содержит план работы досуговой площадки, циклограмму деятельности добровольца, схему ежедневного планирования и анализа деятельности, комплект диагностических методик и таблицы для фиксации результатов входной, текущей и итоговой диагностики.

Для организации рациональной, интересной исследовательской деятельности воспитанников площадки с учетом их особенностей, которые связаны со сложностью осуществления систематической работы интеллектуального характера, сопоставлять и ана-

лизировать большой объем информации, разрабатываются специальные «Дневники юного исследователя». В дневниках содержатся задания разного уровня сложности, предписывающие последовательность шагов в получении информации посредством общения с информантами (родными и близкими) о прошлом своей семьи и истории родной территории. Для волонтера - это инструмент управления исследовательской деятельностью, для воспитанника - инструкция по осуществлению определенной последовательности действий и результатирующий акт, свидетельствующий о его способности к проведению исследования и публичному предъявлению итогового продукта. Предложенный комплект методических материалов является необходимым организационным условием для осуществления эффективного духовно-нравственного воспитания.

Пространственно-временное обеспечение - это своеобразный способ нормирования активности участников досуговой площадки во времени и пространстве.

Летняя досуговая площадка по месту жительства, по нашему мнению, наиболее оптимальный и целесообразный вариант для организации процесса духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних различных групп. Прежде всего, это связано с временным периодом - летние каникулы. По результатам исследования М.Н. Стриханова., Ф.Э. Шереги, четверть детей школьного возраста в России летом лишена организованного отдыха и оздоровления [6]. Отсутствие занятости, способности самостоятельно найти для себя позитивные формы досуга и самореализации создают опасную ситуацию в среде несовершеннолетних и приводят к организации детьми всевозможных самодеятельных объединений. Деятельность некоторых из них имеет деструктивный характер. «Точкой» сбора неформальных детско-подростковых групп является улица, территория микрорайона, двор рядом с местом проживания. А.В. Егорова отмечает, что «место жительства - это ближайшая семейно-бытовая микросреда с ее окружением, являющаяся наиболее стабильной и значимой для несовершеннолетних» [7, с. 141]. Первый жизненный опыт, ценности, модели поведения и деятельности, навыки взаимодействия с людьми ребенок получает в семье. В общении с соседями-ровесниками и взрослыми дети усваивают позитивные и негативные нормы, стереотипы, предрассудки, лексику, стиль полового поведения и др. Мы видим, что место жительства - это пространство свободного общения, взаимного влияния (позитивного и негативного) и со-бытия детей и взрослых. Поэтому имеющиеся ресурсы микрорайона, как наиболее значимого, близкого и привычного места жизни и деятельности для несовершеннолетних, могут быть использованы для его преобразования в пространство духовно-нравственного развития и воспитания. Данный вывод также подтверждается многолетним опытом работы с детьми и подростками в районах, где наблюдается высокий процент девиации общественного центра «Социальная справедливость» (США) [8].

На основе анализа литературы мы выделили ряд социально-педагогических возможностей места жительства.

Во-первых, это свобода от формализации, принуждения и регламентированной деятельности, которые являются характеристиками школьного воспитания.

Во-вторых, отсутствие регламентации со стороны образовательных структур, стандартов дает возможность для свободного выбора детьми интересующих их сфер и направлений деятельности.

В-третьих, место жительства как пространство со-бытия детей и взрослых позволяет удовлетворить потребности несовершеннолетних в познании особенностей мира взаимоотношений, в общении, расширении социальных контактов, в самоутверждении и самореализации.

В-четвертых, воспитательный потенциал пространства определяет архитектурно-планировочные особенности микрорайона - расположение и состояние зданий, домов, дворов; социальный состав его жителей, культурно-рекреационная инфраструктура: парки, скверы, кинотеатры, библиотеки, музей, памятники истории и культуры и др.; наличие рядом природных объектов: рек, озер, лесного массива. Обозначенные особенности места жительства несовершеннолетних необходимо учитывать при организации духовно-нравственного воспитания, для того чтобы пусть частично, но компенсировать его

негативные потенции и максимально использовать положительные [9, с 32]. Несмотря на то, что велико влияние стихийных, неконтролируемых факторов за пределами организованного воспитательного пространства площадки по месту жительства (семья, СМИ, Интернет и др.), характер и сам процесс воспитательного взаимодействия на площадках в той или иной мере определяют и корректируют его организаторы, студенты-волонтеры.

Содержательный компонент определяет логику выбора форм и содержания духовно-нравственного воспитания. При отборе содержания мы опирались на аксиологический (Б.Т. Лихачев, В.А. Караковский, И.В. Метлик, Н.Е. Щуркова и др.) и культурологический (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман и др.) подходы, при выборе форм деятельности на площадке - событийный подход (Н.М. Борытко, В.И. Слободчиков, Г.Е. Соловьев и др.).

Ценностное содержание духовно-нравственного воспитания предполагает традиционные для культуры конкретного социума ценности. Важно делать акцент на ценностях, которые понятны всем вне зависимости от возраста, национальной принадлежности, уровня интеллектуального развития, на ценности, которые актуальны для детей, для их жизнедеятельности. Также при выборе ценностной основы необходимо учитывать возможность наблюдать проявление этих ценностей в поступках, поведении и деятельности воспитанника, на наличие конкретного эмпирического материала, которым можно оперировать в презентации ценностей. Принимая во внимание обозначенные выше положения, для совместной деятельности волонтеров и воспитанников на досуговой площадке исследователем был сделан выбор в пользу следующих ценностей: жизнь как бесценный дар, почитание родителей, забота о близких, почитание истории и традиций предков, свобода и ответственность, честь и достоинство, умеренное пользование благами природы, созидательный труд, миротворчество и милосердие.

Согласно культурологическому подходу воспитание личности ребенка невозможно без включения его в контекст мировой, интегральной российской культуры и культуры места проживания. Культура представляет собой средоточие духовных и материальных ценностей, традиций народа. Таким образом, духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних по месту жительства - это введение воспитанников в мир культуры через совместное переживание детьми и волонтерами ценностей, носителями которых являются объекты окружающей жизни.

Наиболее эффективным для организации воспитательного взаимодействия, введения ребенка в мир культуры, по словам С.И. Абрамова, будет использование сферы досуга [10]. Традиционно детский досуг определяют как свободное от учебы и сопутствующей ей деятельности время. Однако современная педагогическая наука досуг рассматривает как элемент культуры. Его важной характеристикой является деятельность, осуществляющаяся в контексте определенной культурной традиции на основе свободного выбора. Досуг, таким образом, становится периодом духовного и нравственного развития личности ребенка. Особую роль приобретает деятельностная, событийная сторона свободного времени, участие в нем взрослых, способных помочь детям в выборе форм и содержания досуга.

Взаимодействие волонтеров и вожатых на площадке по месту жительства длится недолгое время - от трех до шести недель. Для получения эффектов духовно-нравственного воспитания необходимо обеспечить максимальную событийность детского досуга. Событийность рассматривается нами с двух позиций. Событие как важное явление, крупный факт личной или общественной жизни. Это событие, к которому воспитанники готовятся вместе с волонтерами, осуществляют определенную деятельность, ожидают конкретного момента. Другое значение - со-бытие, согласно словарю И.В. Даля, «событность, пребывание вместе в одно время, современность» [11, с 576]. Иными словами, со-бытие - совместное переживание значимых событий в жизни воспитанника, совместное открытие, осмысление содержания культуры, традиционных ценностей, истории, содружество, сотворчество.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание становится специально организуемой, целесообразной последовательностью воспитывающих событий, которые представляют собой совместное переживание, освоение субъектами его содержания.

В условиях кратковременного взаимодействия волонтеров и разновозрастного коллектива детей различных категорий по месту жительства мы условно обозначили следующие направления работы: «100 вопросов взрослому», «Театр самого себя», «Наследие», «Мыслями и делом», «Праздники». Каждое направление представляет собой цикл событий, с соответствующим ценностным содержанием, которое актуализируется в ближайших месту проживания культурных объектах и ситуациях повседневной жизни воспитанников. Далее раскроем содержание каждого направления.

Направление «100 вопросов взрослому» предполагает организацию содержательного общения детей и взрослых с использованием диалоговых форм взаимодействия. Это могут быть этические, проблемные беседы с приглашенными гостями (священнослужители, деятели культуры, спорта, ветераны войны и др.), просмотр и обсуждение сообразного разновозрастному характеру коллектива документального или художественного видеоматериала с выраженным ценностным наполнением. Темы встреч должны затрагивать личный опыт детей, способствовать его оцениванию и осмыслению.

Духовное и нравственное развитие, самосовершенствование личности невозможно без постоянного упражнения, переживания ситуаций, событий, опыта проблемного выбора, оценки себя и своих мыслей, поступков. Мероприятия направления «Театр самого себя» позволят в форме игрового тренинга, сюжетно-ролевой игры моделировать волонтерам различные жизненные ситуации и совместно с детьми искать пути выхода из них приемлемыми способами, ориентируясь на культуру и традиционные ценности российского общества. Важно, чтобы воспитанники узнали, почувствовали, поняли, что свобода выбора всегда сопряжена с ответственностью за него.

Организация деятельности разновозрастного объединения детей по месту жительства дает возможность использовать для воспитательной работы ресурсы окружающей среды. Особую роль в данном случае играют объекты историко-культурного наследия территории, прошлое семьи каждого воспитанника, вписанное в исторический контекст города (села, поселка). Поэтому было выделено направление деятельности «Наследие». Экскурсии, историко-краеведческие игры и ведение дневника исследователя - основные формы работы с детьми. В рамках направления волонтерам важно погрузить детей в прошлое их семьи и территории, создать ситуации для эмоционального переживания событий, произошедших с другими людьми, в другое время, и показать связь этих событий с настоящим и жизнью каждого воспитанника в частности. Главная задача данного направления - актуализировать ценностное отношение воспитанников к своей семье и ее традициям, малой родине, к культурно-историческому наследию территории.

Следующее направление совместной деятельности волонтеров и воспитанников площадки - «Мыслями и делом». Реализуется в форме общественно полезного труда: экологических, трудовых и благотворительных акций. Задача волонтеров - «одухотворить детский труд», раскрыть его ценностную сторону, сделать его созидательным. Особое значение в данном случае имеет личная инициатива воспитанника. В.А. Караковский отмечает, что совместный труд учит детей бескорыстию, милосердию, добровольчеству [12]. Пробудить интерес детей учетных категорий к общественно полезному труду можно через игровую деятельность.

Последнее направление работы с детьми по месту жительства - «Праздники» - яркая, эмоциональная и насыщенная воспитательными ситуациями форма освоения культуры, традиций и ценностей. Направление предполагает участие воспитанников и членов их семей в народных праздниках, праздниках церковного годового круга, дворовых фестивалях и др. Подобные праздники демонстрируют всем субъектам воспитательного процесса культурные образцы организации совместного досуга. Выбранные направления духовно-нравственного воспитания дают возможность наполнить события информацией, фактами, способными вызвать эмоциональный отклик у воспитанников, повлиять на духовно-нравственную сферу личности. Факты и информация должны затрагивать знакомые сферы жизни и деятельности воспитанников в конкретном социуме, актуальные для их возраста вопросы. Все формы общения и совместной деятельности нацелены на то, чтобы вызывать положительное переживание со-бытия, утверждать сильные сто-

роны личности, показывать ее возможности и значимость в преобразовании окружающего мира, в благих делах. Все направления деятельности предполагают создание условий для достижения каждым воспитанником положительных результатов, успеха, для открытия новой жизненной траектории.

Диагностико-результативный компонент дает представление о критериях и показателях, средствах диагностики, эффективности процесса духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних по месту жительства.

Процесс духовно-нравственного воспитания носит длительный характер, требует систематичной, целенаправленной работы с детьми и подростками. Поэтому проследить и зафиксировать его результаты за столь короткое время посещения досуговых площадок - сложная задача.

При определении критериев духовно-нравственного воспитания мы опираемся на идеи Н.Е. Щурковой о восхождении воспитанника к культуре, согласно которым результатами процесса воспитания являются освоенные знания о мире, усвоенный набор культурных умений, необходимых для жизни в данной культуре, и отношения, то есть присвоенные ребенком ценности, открытые культурой [13]. Ориентируясь на представленную логику, мы выделили три критерия, по которым волонтеры будут оценивать результаты духовно-нравственного воспитания детей и подростков на досуговых площадках по месту жительства: информационно-познавательный, ценностно-ориентационный и ре-гулятивно-деятельностный.

Для определения технологии сбора и анализа результатов процесса духовно-нравственного воспитания по выбранным критериям нами была принята за основу методология уровневого подхода, согласно которому духовно-нравственное воспитание - это многоуровневая структура. Логика обозначенного подхода позволила выделить соответствующие уровни духовно-нравственного воспитания: примитивно-деятельностный (поведенческий), эмоционально-деятельностный (поведенческий), ре-гулятивно-деятельностный (поведенческий). Переход личности ребенка с одного уровня на другой свидетельствует о положительной динамике в духовно-нравственном развитии.

Для получения достоверных результатов исследования рекомендуется использовать три вида диагностики: входную, текущую и итоговую. Каждое средство диагностики построено на одном из методов оценивания изменений в личности воспитанника: самооценка, экспертная оценка, взаимооценка.

В представленной модели педагогическая деятельность добровольцев становится позитивным средством воспитания, так как имеется психолого-педагогическое обоснование и инструментовка целеполагания, организации, содержательного наполнения, педагогической диагностики процесса духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних. Модель показывает, что педагогическая деятельность на досуговой площадке обеспечивает наглядную опору детям при изучении явлений жизни - личный пример волонтеров, знакомство с культурой во всех ее проявлениях и ипостасях, она инициирует духовную активность, мыслительную деятельность в осмыслении ценностей и проблем жизни, обеспечивает воспитанникам самостоятельное взаимодействие с предметами и явлениями окружающей жизни, оценку их с точки зрения значимости для себя и других людей. Все эти характеристики педагогической деятельности волонтеров говорят о том, что она может быть отнесена к ключевому средству воспитания. Педагогическая модель дает представление о деятельности волонтеров как средстве решения стратегических задач духовно-нравственного воспитания развивающейся личности в условиях досуговой площадки по месту жительства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ССЫЛКИ

1. Лебедева Г.А. Педагогическое проектирование / Г.А. Лебедева. - Соликамск: СГПИ, 2004. - 280 с.

2. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Академия, 2002. - 256 с.

3. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / сост. и авт. вступ. статьи В.В. рин. - М.: Академия, 1972. - 185 с.

4. Политнева Н.Э. Социализация школьников в разновозрастном коллективе учреждения дополнительного образования детей / Н.Э. Политнева. - Пенза: Партнер-ДелКон, 2009. - 84 с.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков [Электронный ресурс] - URL: http://www.ipk74.ru/files/projects/fgos/fgos3.pdf (дата обращения 19.11.2017).

6. Стриханов М.Н., Шереги Ф.Э. Детский отдых и оздоровление: проблемы организации, содержание, воспитательный эффект / М.Н. Стриханов, Ф.Э. Шереги. - М.: ЦСП и М, 2015. - 221 с.

7. Егорова А.В. Дополнительное образование детей: воспитание по месту жительства / А.В. Егорова // Омский научный вестник. - 2009. - № 6. - С. 140-142.

8. Pickles Ch. Breakthrough Britain: Dying to Belong. Centre for Social Justice. - London, 2009. - 300 p.

9. Лебедева Г.А., Русинова О.А. Изучение воспитательного потенциала среды / Г.А. Лебедева, О.А. Русинова. - Соликамск: СГПИ, 2003. - 134 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Абрамов С.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города / С.И. Абрамов // Педагогика. - М., 2009. - № 8. - С. 2737.

11. Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - Т. 4. - М., 2014. - 650 с.

12. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. - М.: Педагогика, 1993. - 80 с.

13. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

REFERENCES

1. Lebedeva, G.A. Pedagogicheskoe proektirovanie [Pedagogical Design]. Solikamsk: SGPI, 2004. Pp.280. [ru]

2. Oliferenko, L. YA., SHul'ga, T. I., Dement'eva, I. F. Social'no - pedagogicheskaya podderzhka detej gruppy riska [Social and pedagogical support of children at risk]. Moscow: Izdatel'skij centr «Akad-emiya», 2002. 256 p. [ru]

3. Makarenko, A. S. Kollektiv i vospitanie lichnosti [Team and education of personality]. Moscow: «Akademiya».1972.185 p. [ru]

4. Politneva N.EH. Socializaciya shkol'nikov v raznovozrastnom kollektive uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Socialization of schoolchildren in an uneven age group of the institution of additional education for children]. Penza: OOO KF «Partner-DelKon». 2009. 84 p. [ru]

5. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia]. Available at: http://www.ipk74.ru/files/projects/fgos/fgos3.pdf , (accessed 09 .10. 2017). [ru]

6. Strihanov, M.N., SHeregi, F.EH. Detskij otdyh i ozdorovlenie: problemy organizacii, soderzhanie, vospitatel'nyj ehffekt [Children's rest and health improvement: problems of organization, content, educational effect]. Moscow: CSP i M. 2015. 221 p. [ru]

7. Egorova, A.V. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: vospitanie po mestu zhitel'stva [Additional education of children: upbringing in the community]. Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. 2009. № 6. Pp. 140 - 42. [ru]

8. Pickles Ch. Breakthrough Britain: Dying to Belong. Centre for Social Justice. London. 2009. 300 p. [en]

9. Lebedeva, G.A., Rusinova O.A. Izuchenie vospitatel'nogo potenciala sredy [Studying the educational potential of the environment].Solikamsk: SGPI. 2003. 134 p. [ru]

10. Abramov, S.I. Duhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyah malogo goroda [Spiritual and moral education of schoolchildren in the system of additional education in the conditions of a small town] Pedagogika [Pedagogy]. Moscow. 2009. №8. Pp. 27-37. [ru]

11. Dal', V.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. T. 4. Moscow. 2014. 650 p.

12. Karakovskij, V.A. Stat' chelovekom. Obshchechelovecheskie cennosti-osnova celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa [Become a man. Human values - the basis for a holistic educational process] Moscow: Pedagogika. 1993. 80 p. [ru]

13. SHCHurkova, N.E. Pedagogicheskaya tekhnologiya [Pedagogical technology] Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii. 2002. 224p. [ru]

Информация об авторе:

Ляшенко Мария Игоревна, ассистент, кафедра педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал), г. Соликамск, Россия mariya852 @mail.ru

Получена: 12.10.2017

Для цитирования: Ляшенко М.И. Модель педагогической деятельности волонтеров по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних по месту жительства. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 6. Часть 1. с.190-201. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-190-201.

Information about the author:

Maria I. Lyashenko, Assistant, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State National Research University, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch), Solikamsk, Russia mariya852 @mail.ru

Received: 12.10.2017

For citation: Lyashenko M. I. Model of pedagogical activity of volunteers on spiritual-moral training of minors in residence. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.6 Part. 1. Pp. 190-201.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-190-201. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.