воспитанников в качестве объекта заботы в 65% называют животных (кошек, собак, птиц), 23.3% отмечают, что природа (окружающая среда) требует их участия, 7.2% - считают, что помощь нужна им самим. Задача волонтеров-вожатых - помочь воспитанникам в организации добрых и полезных дел.
Последнее, пятое направление предполагает совместную деятельность воспитанников досуговой площадки, их родителей и волонтеров в организации семейных праздников в честь святых Петра и Февронии (День любви, семьи и верности), в честь святых Бориса и Глеба, а также фестивалей творчества «А у нас во дворе», «Дом Дружбы». Опрос родителей воспитанников площадки показал, что православные праздники, совместный творческий досуг в семьях не проводятся.
Формы и содержание каждого мероприятия были разделены на несколько обязательных блоков. Покажем на примере семейного праздника День любви, семьи и верности. Первый блок -«введение в праздник» (творческая презентация сказания о святых Петре и Февронии: театрализация, выразительное ролевое чтение, «закрытый показ» и т. д.); второй - «творческий» (танцевальные, песенные, театральные номера детей и родителей), третий блок - «игровой» (народные игры и забавы, конкурсы), четвертый - «подарок» (изготовление символа праздника, подарка для родных), заключительный блок - «чаепитие» (знакомство с традицией семейной беседы за чашкой чая, возможность поделиться впечатлениями о празднике). Данная форма работы позволила создать условия для сопереживания родителей и детей исторических событий, связанных с этим праздником; для выхода за рамки бытового взаимодействия; для проведения духовно насыщенного семейного досуга.
В конце мероприятия воспитанникам (93 человека) было предложено закончить предложение: «После праздника в честь святых Петра и Февронии мне захотелось...». Ответы распределились следующим образом: «побольше узнать о святых»(29%), «беречь свою семью» (23.6%), «радоваться/
Библиографический список
веселиться» (20.4%), «делать добрые дела» (14 %), «захотелось быть святым» (4.3%), «сказать маме, что она красивая» (2.1%), «плакать» (1.1%), «ничего/не знаю»(5.4 %). Значительной часть детей оставила положительные отзывы, которые показывают заинтересованность в дальнейшем изучении истории праздника, жития святых, желание признаться в чувствах своим близким и делать добрые дела.
Для оценки эффективности воспитательной работы был подобран диагностический инструментарий: методика изучения ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе, методика изучения социальной компетентности, методика изучения потребности в общении и в достижениях на основе самооценки. Тестирование воспитанников проводилось дважды в начале и конце смены. Таким образом, по итогам сравнительной диагностики мотивацию на выбор созидательной деятельности демонстрируют 76,6 % несовершеннолетних на 25,6% больше, чем в начале смены; выбор желательных ценностных ориентаций показали 64% (приращение 15%). Положительная динамика формирования социальных компетенций наблюдается у 49% детей.
Проведенное исследование подтвердило, что системная работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию может осуществляться с различными категориями детей на досуговой площадке в летнее время по месту жительства. Условиями, которые обеспечивают эффективность воспитательной деятельности, являются: последовательная реализация специальной программы духовно-нравственного воспитания на основе православных ценностей и традиций российской культуры, церковно-светское партнерство в обучении добровольцев, в проведении бесед и православных праздников, экскурсий; совместное духовно насыщенное творчество детей, волонтеров и родителей. Интеграция православных и образовательных ценностей составляет основу дальнейших исследований конкретных форм и методов духовно-нравственного воспитания школьников в различных сферах современного образования.
1. Мы хотели понять, что представляет собой наша молодёжь. Первые итоги исследовательского проекта «Ценностный атлас России». Огонек. № 34 Available at: http://kommersant.ru/Doc/2790455
2. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Available at: http://day-of-culture.narod.ru/ private/Priloj/Koncepcia.htm
4. Метлик И.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. Москва: ПРО-ПРЕСС, 2012.
5. Мекрюков А. Основы христианской нравственности. Москва: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015.
6. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. Москва: Издательство ПСТГУ, 2012.
7. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. Москва: Новая школа, 1998. References
1. My hoteli ponyat', chto predstavlyaet soboj nasha molodezh'. Pervye itogi issledovatel'skogo proekta «Cennostnyj atlas Rossii». Ogonek. № 34 Available at: http://kommersant.ru/Doc/2790455
2. Rozov N.S. Filosofiya gumanitarnogo obrazovaniya (cennostnye osnovaniya bazovogo gumanitarnogo obrazovaniya v vysshej shkole). Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1993.
3. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Available at: http://day-of-culture.narod.ru/private/ Priloj/Koncepcia.htm
4. Metlik I.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie: voprosy teorii, metodologiiipraktiki vrossijskojshkole. Moskva: PRO-PRESS, 2012.
5. Mekryukov A. Osnovy hristianskoj nravstvennosti. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskoj Patriarhii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 2015.
6. Divnogorceva S.Yu. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v teorii i opyte pravoslavnoj pedagogicheskoj kul'tury. Moskva: Izdatel'stvo PSTGU, 2012.
7. Schurkova N.E. Vospitanie detej vshkole: Novye podhody i novye tehnologii. Moskva: Novaya shkola, 1998.
Статья отправлена в редакцию 29.11.16
УДК 378
Mikailov D.A., postgraduate, Department of Theory and Technique of Professional Education, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF FORMING OF LEGAL COMPETENCE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The paper studies features of forming of legal competence of the educational environment of higher education institution. There is a necessary requirement of appealing to a question of legal competence of future bachelors of pedagogical education as one of important and obligatory components of professional pedagogical training, for the modern science is directed to creation of new concepts and technologies not only based on sciences of the natural, but also social and humanitarian direction: sociology, psychology, pedagogy, law. The author comes to a conclusion that legal competence characterizes legal education of students, including sense of justice, skills of use of precepts of law and aspiration to proportion the social behavior to the right and another, acting in society, regulations.
Key words: competence, legal competence, educational environment, legal forming of a personality, law training.
Д.А. Микаилов, аспирант каф. теории и методики профессионального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
В статье анализируются особенности формирования правовой компетентности в образовательной среде вуза, в связи с этим возникает необходимая потребность обращения и к вопросу правовой компетентности будущих бакалавров педагогического образования как одной из важных и обязательных составляющих профессиональной педагогической подготовки, так как современная наука сегодня направлена на создание новых концепций и технологий не только на базе наук естественного, но и социально-гуманитарного направления: социологии, психологии, педагогики, права. Автор приходит к выводу, что правовая компетентность характеризует правовую образованность студента, включая правосознание, умения и навыки использования правовых норм и стремление соразмерять своё социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами.
Ключевые слова: компетентность, правовая компетентность, образовательная среда, правовое формирование личности, правовая подготовка.
Стратегические цели и задачи модернизации образования, получившие отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и среднего профессионального образования, а также Национальная доктрина образования РФ до 2025 года, коренные изменения образовательной парадигмы (вариативность содержания образования, повышенные требования к формированию и развитию личностных профессионально значимых качеств будущего учителя) позволили по-новому взглянуть на формирование личности выпускника, в будущем профессионально компетентностного работника. Учитель-профессионал должен на современном этапе развития образования обладать таким набором компетенций, которые позволили бы ему в дальнейшем обеспечить высокоуровневое преподавание предмета на основе правового обеспечения профессиональной деятельности.
В связи с этим возникает необходимая потребность обращения и к вопросу правовой компетентности будущих бакалавров педагогического образования как одной из важных и обязательных составляющих профессиональной педагогической подготовки [1].
Модернизация современного общества несет в себе качественные изменения в социокультурной сфере, по сути дела формируя новый тип социума. Можно отметить увеличение степени свободы в отношениях между социальными структурами и социальными агентами в настоящий период, что приводит нас к мысли о растущей индивидуализации. Однако данный процесс чреват рисками, носящими одновременно локальный и глобальный характер, причем производство рисков характерно для всех сфер общества, в том числе образовательного пространства. Модернизация системы образования в Российской Федерации на современном этапе обусловливает возрастание социально-правовой активности педагогических работников, что влечет за собой необходимость развития сознательной основы правомерного поведения участников образовательного процесса с целью снижения вероятности возникновения рисков в данной среде. Динамичное обновление законодательства, постоянные нововведения общественной практики формируют необходимость особого внимания к проблеме правовой подготовки педагогических кадров всех уровней. Правовая компетентность преподавателя высшей школы определяется уровнем его правосознания и правовой активности, проявляемыми в рамках определенного коллектива. Основу такой его компетентности составляют система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними. Поэтому повышение профессиональной компетентности преподавателей - одна из ключевых проблем современного образования.
В современном образовательном пространстве в связи с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возросли требования к уровню правовой подготовки всех участников образовательного процесса, в том числе и к выпускникам педагогического вуза.
Эти требования определяются и Федеральными государственными образовательными стандартами Высшего образования по направлению «Педагогическое образование», в которых установлена новая квалификация (степень) - бакалавр педагогического образования. А правовая компетентность бакалавра педагогического образования является прямым требованием ФГОС к результатам обучения.
В целом, бакалавру педагогического образования крайне сложно определить стратегию компетентной деятельности
в изменяющемся правовом поле образования. Такой прогноз подтверждается анализом материалов школьной практики и СМИ, которые свидетельствуют об увеличении количества конфликтных ситуаций в образовательной среде, уходе молодых педагогов из школы, растущем недовольстве родительского сообщества состоянием общего образования, его напряженном эмоциональном климате. [2].
Мы считаем, что процесс развития правовой компетентности будущего бакалавра педагогического образования должен происходит не только в процессе профессиональной деятельности, а ранее, в учебном процессе вуза. В этом случае бакалавр педагогики приобретает умения самостоятельного правового развития, имеет определенный опережающий опыт разрешения проблемных ситуаций в правовых отношениях в образовании [3].
В этой связи возникает проблема развития правовой компетентности будущего бакалавра педагогического образования, сформированной в вузе для обеспечения статуса студента -будущего бакалавра педагогики как его готовности к решению профессиональных задач в правовом поле, осознанному и ответственному разрешению проблемных ситуаций правового характера, возникающих в профессиональной деятельности. Основываясь на структуре правовой компетентности, включающей специфические знания, умения и отношения необходимо определить сущность процесса развития правовой компетентности будущего бакалавра педагогики и выявить характерные условия такого развития.
Существенным дополнением идей правового компетент-ностного развития будущих педагогов является работа М.П. Коз-ловцева [4]. Исследователь с позиций аксиологического подхода выявил, что юридические знания в традиционном трансляции не обеспечивают в полной мере развития правовой компетентности будущего педагога. Автор доказал, что юридические знания будут способствовать развитию правовой компетентности будущего педагога, если их содержание будет адекватным профессиональной деятельности будущего педагога. Кроме того, в образовательном процессе педагогического вуза будет реализован практико-ориентированный курс с использованием педагогических ситуаций, требующих применения юридических знаний и умений разрешения противоправных конфликтов и предупреждения асоциального поведения обучающихся.
Проведенный нами ретроспективный анализ педагогических исследований, посвященных проблематике правовой компетентности будущих педагогов, позволяет утверждать, что в формировании и развитии правовых компетенций будущих педагогов существуют различные факторы, влияющие на формирование и развитие правовой компетентности будущих педагогов.
Правовая компетентность - совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять своё социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами.
Правовая компетентность предполагает: знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни; умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами; способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учётом состязательности юридических процедур; определение достаточного для решения проблемы минимума
правовой информации; умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий; готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.
Перед современным преподавателем стоит задача освоения прав и свобод человека, перевоспитания самого себя, т.е. осмысления собственных ценностей, идеалов, освоения нравственных правовых норм. Он должен быть готовым к участию в формировании правовой культуры студента, созданию особого правового пространства развития его личности, как свободного человека, последовательно защищающего свои права и не посягающего на права другого.
Очевидно, что в условиях качественных изменений уровня жизни человека, обновления структуры правовых компетенций субъектов образовательной деятельности - система непрерывной правовой подготовки педагогических работников сможет успешно выполнять функции эффективного средства развития профессиональной компетентности педагогов, лишь в том случае, если будет разработана концепция правовой подготовки преподавателя вуза, оптимально сочетающая в себе многообразие и изменчивость, свойственные образовательным системам, и необходимые ограничения, учитывающие традиции правового образования в России. Кроме того, правовая подготовка научно-педагогических работников должна осуществляться поэтапно в рамках специально разработанных учебных программ. В современных условиях крайне необходима оптимизация структуры и содержания правового образования научно-педагогических работников на основе непрерывности образовательного процесса, преемственности учебных программ, разработанных на основе специально отобранных андрагогических технологий.
Таким образом, условия обновления информационной базы образования, интенсивного развития и взаимодействия мирового, федерального и регионального образовательного пространства, смена цивилизационных основ общественного развития, влияющих на подготовку личности, способной не только к творчеству и универсальному общению, но и к тому, чтобы быть носителем социальных функций, адаптироваться в контексте современных цивилизационных процессов, самостоятельно определять содержание собственного правового образования, формируют необходимость непрерывной правовой подготовки педагогических работников.
Библиографический список
Успешность реализации системы непрерывной правовой подготовки педагогов определяется следующими условиями: определение целей, отбор содержания, форм и методов правового образования на каждом уровне профессиональной подготовки; соотнесение построения содержания правовых учебных дисциплин с дисциплинами психолого-педагогической подготовки специалистов на всех этапах их профессионального обучения; планирование и организация этапов правового обучения в соответствии с задачами социализации личности преподавателя; внедрение интерактивных технологий, инновационных методов обучения; создание специальных учебно-методических комплексов по правовым дисциплинам. Система непрерывной правовой подготовки педагогов направлена на формирование и развитие правовой компетентности педагогов, потребности правового самообразования, развитие правовой культуры педагога, создание условий для реализации ими ценностных правовых установок в педагогической практике. Глубокий перелом в системе общественных отношений произошедших в нашей стране в конце века чрезвычайно остро поставил вопрос о создании адекватной правовой системы.
Государственная политика в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, уважения к закону, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства [5].
Педагог в современных условиях становится активным участником правовой политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры учащихся. От самого педагогического работника требуется неукоснительное соблюдение прав участников образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ регулирования общественных отношений. Только в этом случае учащиеся смогут освоить положительный опыт участия в правоотношениях, осознать личностный смысл правомерного поведения, приобрести социально значимые правовые ориентации .Каждая профессия выдвигает особые требования к сущностно-содержательной характеристике формирования правовой компетентности будущего бакалавра педагогического образования.
1. Алижанова Х.А. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовании. Европейский журнал социальных наук. Москва, 2015; № 4 (42); Том 1.
2. Аникина А. С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально-ориентированных правовых задач: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2011.
3. Алижанова Х.А. Применение исследовательского метода в образовательном процессе. European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). Москва, 2012; 7.
4. Козловцев М.П. Юридические знания как фактор развития правовой компетентности будущих педагогов: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2007.
5. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учебное пособие. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.
References
1. Alizhanova H.A. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie innovacionnyh processov v obrazovanii. Evropejskij zhurnal social'nyh nauk. Moskva, 2015; № 4 (42); Tom 1.
2. Anikina A. S. Formirovanie pravovoj kompetentnosti buduschego pedagoga s ispol'zovaniem kompleksa professional'no-orientirovannyh pravovyh zadach: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2011.
3. Alizhanova H.A. Primenenie issledovatel'skogo metoda v obrazovatel'nom processe. European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). Moskva, 2012; 7.
4. Kozlovcev M.P. Yuridicheskie znaniya kak faktor razvitiya pravovoj kompetentnosti buduschih pedagogov: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.
5. Yagofarov D.A. Normativno-pravovoe obespechenie obrazovaniya. Pravovoe regulirovanie sistemy obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: VLADOS-PRESS, 2008.
Статья поступила в редакцию 10.11.16
УДК 62(07)
Pechersky Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Psychology and Elementary
Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ACTIVATION OF CREATIVE WORK OF PUPILS AT TECHNOLOGY LESSONS IN PRIMARY CLASSES. The paper studies a problem of activation of creative work of pupils at technology lessons in primary school. The work is focused on what is most effective for this technology are the lessons and fine arts, which present opportunities for the development of creative activity of pupils. The task of workshop lessons is to involve students into creative work, to give children interest in creative solutions, to help understand and know themselves better, to find their place in life. The focus of the paper is done on characteristics and criteria for activation of