УДК 37.034+37.017.92
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
PREPARATION OF STUDENTS FOR USING POTENTIALITIES OF RELIGION IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS
В. И. Павлов V. I. Pavlov
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и методические подходы в подготовке студентов к использованию возможностей религиозной культуры в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Abstract. The article deals with the theoretical and methodological aspects of students' preparation for using potentialities of religion in the spiritual and moral upbringing of students.
Ключевые слова: религия, духовно-нравственное воспитание, религиозная культура, компетентность, принципы, формы, методы, средства воспитания.
Keywords: religion, spiritual and moral education, religion culture, competence, principles, forms, methods, means of education.
Актуальность исследуемой проблемы. Слово «религия» происходит от латинского «religio» - благочестие, святыня, связь. «Религия - это тот образ, каким человек чувствует себя духовно связанным с невидимым миром или с не-миром» [2, 7]. Способность верить является корнем всех религий. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с «чудом», с неожиданным озарением и просветлением, с приобщением к богу. «Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт» [1, 3].
В течение многих десятилетий в нашей стране утверждалось негативное отношение к религии. Она рассматривалась исключительно как орудие духовного угнетения и эксплуатации человека. Эти представления, выработанные атеистической мыслью и закрепленные позже господствующей идеологией советского общества, оказали огромное влияние на сферу науки, культуры и образования в России. Религия как феномен индивидуальной и общественной жизни, обширная область духовной и материальной культуры была практически исключена из содержания общего и высшего образования, тем более из педагогики и психологии. В учебно-воспитательной деятельности использовались лишь
отдельные элементы знаний о религии, отбор и интерпретация которых были подчинены целям атеистического воспитания, задачам выработки у людей непримиримого критического отношения к религии, негативизма к религиозной культуре практически во всех ее проявлениях.
В настоящее время в общественном сознании произошла переоценка роли религии в культуре, истории России, духовно-нравственном развитии человека и его психике. Религия, деятельность религиозных организаций стали фактором, активно воздействующим на социальные процессы, духовно-нравственный облик, психологию современного человека и российского общества в целом. Признается значимость изучения религиозного культурно-психологического наследия, несущего не только узкоконфессиональные, но и общесоциальные, социально-педагогические, психологические, гражданские, этнические, нравственные, художественные, семейные и другие ценности. Пережитые нашим народом в XX веке события показали, что насильственное изъятие элементов национальной культуры нарушает функционирование духовной сферы жизни общества, ведет к ее обеднению и застою. Представление о необходимости включения знаний о религии в содержание обучения и психологического воспитания учащейся молодежи связано как с позитивной оценкой религии существенной частью общества, так и с осознанием того, что значительный пласт исторического и культурного наследия нашего народа и всего человечества не может быть освоен достаточно глубоко без знания истории, психологии, культуры основных мировых религий (христианства, ислама, буддизма, иудаизма).
Российская Федерация является светским государством, в то же время признает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважает другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Согласно Конституции РФ (ст. 14), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания, не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону, обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Вместе с тем, с введением в образовательный процесс современных школ учебного предмета «Основы православной культуры» возникает настоятельная необходимость подготовки будущих учителей к использованию возможностей религиозной культуры в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Материал и методика исследований. В ходе теоретического анализа литературы были рассмотрены различные подходы к организации учебно-воспитательной работы по подготовке студентов к духовно-нравственному воспитанию учащихся, определены принципы содержания этой работы, выделены и рассмотрены средства использования возможностей религиозной культуры в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Результаты исследований и их обсуждение. Подготовку студентов к работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся с использованием возможностей религиозной культуры мы рассматриваем как процесс формирования у них конкретных знаний, умений, качеств и свойств личности на фоне положительного отношения к этому виду деятельности.
Мы исходим из того, что готовность студентов к духовно-нравственному воспитанию формируется в целостном педагогическом процессе вуза, в ходе теоретической и практической подготовки, освоения ими духовных и нравственных ценностей бытия, определения своего духовного идеала и стремления к нему, осознания высоких смыслов своей деятельности, саморазвития и самосовершенствования.
Важным направлением является воспитание веротерпимости, а шире - уважения свободы мировоззренческого самоопределения личности. Содержательное воспитание веротерпимости у молодежи в процессе освоения знаний о религии должно включать два взаимосвязанных направления. Первое - это углубленное изучение религии своего народа, воспитание чувства уважения к религии предков. Второе направление воспитания веротерпимости предполагает знакомство с религиями народов современной России и мира. Взаимоуважение вырастает из понимания роли этих традиций в развитии конкретных этнических культур, в становлении этноса. Православие, ислам, буддизм, иудаизм, языческие формы религии и др. составляют корневое основание культур российских этносов и в качестве мировоззрения определяют иерархию ценностей, образа жизни, психологию народов, их исповедующих. Мы считаем, что оба эти направления необходимы и актуальны. В отрыве от ценностей традиционной духовной культуры, от исторического прошлого и современной жизни народов России не может быть развития духовнонравственного потенциала молодежи нашего общества.
Для решения задач подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию учащихся с нашим участием была разработана система учебно-воспитательной работы, включающая учебную и внеучебную деятельность студентов и преподавателей. Она основывается на интегративном, системном, аксиологическом, компетентностном, культурологическом, деятельностном, синергетическом, этнопедагогическом подходах.
Интегративный подход (В. В. Давыдов, М. К. Енисеев, М. В. Каменева, Н. Д. Ни-кандров, Н. К. Чапаев и др.) позволяет выявить особенности духовно-нравственного воспитания будущих учителей на основе установления взаимосвязи философии, истории, литературы, педагогики, этнопедагогики, психологии, религиоведения и др. Так, при изучении философии студенты имеют возможность знакомиться со взглядами известных ученых многих эпох на вопросы религии и воспитания. При изучении истории Отечества студенты раскрывают роль религии в жизни человека, человечества на различных этапах развития общества. Религиоведение позволяет рассматривать историю происхождения религий, мистические и мифологические предпосылки возникновение религий как отрасли культуры, основные мировые религии - буддизм, христианство, ислам. Особое внимание уделяется моральным аспектам религиозных верований. При изучении же педагогики и психологии рассматриваются формы, методы, средства технологии духовнонравственного воспитания учащихся.
Системный подход (П. К. Анохин, В. П. Беспалько, Э. Г. Юдин и др.) помогает преодолеть одностороннюю педагогическую точку зрения на изучение проблемы воспитания учащейся молодежи, обобщить данные из разных научных областей знаний об ок-
ружающем мире, о существующих религиозных учениях, осуществлять взаимодействие воспитательных сил педагогов, кураторов, руководителей творческих объединений в духовно-нравственном развитии личности.
Согласно аксиологическому подходу (О. Г. Дробницкий, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Л. Н. Столович, П. А. Каган, В. А. Караковский и др.), такие ценности, как Человек, Жизнь, Природа, Знание, Родина, Труд, Мир, Религия, рассматриваются как общечеловеческие, являющиеся ориентиром в воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Этнопедагогический подход (Г. Н. Волков, З. Г. Нигматов, Т. Н. Петрова, М. Г. Тай-чинов, С. Н. Федорова и др.) трактует духовно-нравственное воспитание как этносоциальное явление, раскрытое в истории, произведениях национальной культуры, и обеспечивает синтез национального и интернационального самосознания личности. Согласно данному подходу воспитание строится с учетом языковой среды проживания студентов, вероисповеданий, исторических, культурных традиций народа, региона. Знание богатого наследия национальной истории и культуры народов помогает студентам лучше знать и понимать друг друга, развивать межнациональные отношения.
Деятельностный подход (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.) подразумевает активность самоопределяющейся личности, помогает осуществлять добротворческую деятельность. Согласно этому подходу духовность и нравственность проявляются в активности личности, ее деятельности на благо людям, учебного заведения, района, города, республики.
На основе выделенных подходов нами были определены принципы подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию учащихся: историзма, системности, целостности, структурности, гуманности, вариативности, креативности, открытости, научной обоснованности, диверсификации, учета возрастных особенностей студентов.
В формировании готовности студентов к духовно-нравственному воспитанию учащихся средствами религиозной культуры важное место было уделено спецкурсу «Духовно-нравственная культура учителя», читаемому нами на 3 курсе [3]. Он знакомит студентов с историей мировых религий, духовно-нравственной культурой, традициями православного воспитания, опытом работы педагогов по его осуществлению, объясняет особенности различных вероучений, формирует определенный кругозор, необходимый каждому учителю, претендующему на звание интеллигентного. Акценты в спецкурсе сделаны не на различиях тех или иных концессий, а на общечеловеческих ценностях, которые связывают, объединяют людей. В обучении широко используются межпредметные связи, светская и религиозная литература.
Основными задачами спецкурса являются: овладение студентами совокупностью знаний о сущности, структуре, функциях, принципах духовно-нравственной культуры; формирование позитивного отношения к светской и религиозной культуре, мировым религиям; развитие у будущих учителей умений и навыков использования религиозных заповедей в духовно-нравственном воспитании учащихся. Формами организации учебного процесса являются: проблемные лекции, практические занятия, самостоятельная работа по изучению философской, светской, религиозной литературы, участие в научноисследовательской работе, встречи с деятелями культуры и искусства, экскурсии, мозговой штурм, деловые игры, эвристическая беседа, анализ конкретных жизненных ситуаций и др.
В качестве средств обучения и воспитания выступают: светская и религиозная литература, наглядные пособия (картины, иконы, выполненные живописцами многих поколений, таблицы, схемы, модели), технические средства обучения (телевизор, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор); печатные материалы СМИ, справочная литература; информационные ресурсы сети Интернет, электронные презентации.
При изучении спецкурса студенты знакомятся с Библией, а также с трудами философов, историков, психологов, педагогов, культурологов, богословов Н. А. Бердяева,
С. К. Бондыревой, Г. Н. Волкова, А. А. Горелова, П. В. Денисова, В. Д. Дмитриева, Б. Т. Лихачева, В. И. Мурашова, Т. С. Сергеева, В. С. Соловьева, И. А. Ильина, А. Н. Лосского, Л. И. Михайловой, П. Ф. Симонова, О. В. Киселевой, Иеромонаха Серафима Роуза, игумена Георгия (Шестуна), А. В. Меня, Патриарха Всея Руси Кирилла и др. Полученные на спецкурсе знания, умения и навыки воспитательной работы студенты успешно использовали на педагогической практике в летних детских оздоровительных лагерях, общеобразовательных школах.
Резюме. Как показывает опыт, введение в учебный процесс педагогического вуза спецкурса «Духовно-нравственная культура», использование межпредметных связей в его преподавании, включение студентов в разнообразную добротворческую деятельность способствуют знакомству с историей мировых религий, традициями православной культуры, целенаправленной и успешной подготовке будущих учителей к духовнонравственному воспитанию учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горелов, А. А. История мировых религий : учебное пособие / А. А. Горелов. - 4-е изд. - М. : Флинта ; МПСИ, 2008. - 360 с.
2. Карлейль, Н. Теперь и прежде / Н. Карлейль. - М. : Республика, 1994. - 125 с.
3. Павлов, В. И. Духовно-нравственная культура будущего учителя / В. И. Павлов. - Чебоксары : Новое время, 2010. - 672 с.