84
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2009
уровня, что в совокупности способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению.
В заключение следует отметить, что решение проблемы индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации учебного процесса в национальной начальной школе будет успешным, если развивать по-
знавательные способности учащихся посредством практической деятельности; разработать комплекс разноуровневых заданий; целенаправленно, педагогически обоснованно осуществлять индивидуальный подход и внедрить в практику технологию внутриклассной индивидуальной самостоятельной работы.
Примечания
1. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М. : Академия, 2002. 2. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. 1997. №4. 3. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. М. : РИПКРО, 1996. 4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1997. 5. Туча-лаев C.T. Национальное образование России: методология, теория и практика (на примере содержания национально-регионального образования Дагестана): Монография. Ростов на/Д., 2004. 330 с. 6. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. : Педагогика. 1990. 7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.
Статья поступила в редакцию 25.07.2009 г.
УДК 371. 035.6
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВ ПАТРИОТИЗМА И ВЕРОТЕРПИМОСТИ В СИСТЕМЕ ДУХОВНОЙРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
©2009 Омарова П.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматривается проблема формирования чувства патриотизма и веротерпимости в системе духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. Актуальность данной проблемы определяется, во-первых, необходимостью повышать нравственные устремления молодого поколения, формировать культуру межнационального общения, во-вторых, тем, что духовноконфессиональные ценности на сегодняшний день занимают важное место в сфере интересов и стремлений молодежи, на которые адекватно должен откликнуться образовательный процесс.
The author of the article considers the problem of the forming of the patriotic and tolerant feeling in the system of students’ spiritual and moral education. The urgency of the problem is caused first of all by the necessity of improving the young generation’s moral aspirations, forming the culture of the interethnic relations, secondly, by the fact that the spiritual confessional values are very important today in the sphere of young people’s interests and aspirations, on which the educational process must react adequately.
Психолого-педагогические науки
• ••
85
Ключевые слова: патриотизм, веротерпимость, духовно-
конфессиональные ценности, духовно-нравственное воспитание.
Keywords: patriotism, toleration, spiritual and confessional values, spiritual and moral education.
Для российского общества, являющегося неоднородным в этническом и конфессиональном плане, все более актуальной становится задача формирования чувства патриотизма и веротерпимости, которые выступают неотъемлемыми компонентами структуры личности. В государственной политике патриотизм рассматривается как основополагающая часть общенациональной идеи, в связи с чем важнейшей задачей системы образования на современном этапе выступает использование всего арсенала патриотического воспитания молодежи, существующего в педагогической науке. Следует отметить, что богатый научный потенциал в сфере воспитания патриотизма был выработан педагогической наукой советской эпохи, в которой чувство патриотизма, по мнению В. А. Сухо-млинского, рассматривалось как долг перед Отечеством и каждый юный гражданин обязан был им дорожить, как честный человек своим честным именем, достоинством своей семьи [5. С. 217].
Воспитанника уже в детстве должно было волновать настоящее и будущее Отчизны, и это рассматривалось как одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов в годы отрочества, а гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность выступали основой человеческого достоинства.
Большое значение для воспитания чувств патриотизма и веротерпимости имеет духовно-конфессиональный потенциал уникальной и многоголосой российской культуры, которой всегда была свойственна такая особенность, как духовность, своеобразно прояв-
ляющаяся в специфических традициях народов.
Традиции и ценности народов России выступают крепким фундаментом, на котором выстраивается прочное здание российского сообщества, патриотически настроенного и имеющего перспективы для дальнейшего роста и прогресса.
Следовательно, традиционные конфессии могут оказать большую помощь в формировании высокодуховной целостной личности с развитым чувством патриотизма и веротерпимости при условии приемлемого взаимодействия со светским образованием, ориентированным на становление у подрастающего поколения чувств патриотизма, гражданственности и веротерпимости.
Результаты проведенного нами исследования позволяют определить несколько приемлемых направлений сотрудничества современной системы образования с духовнокультурологической сферой в аспекте воспитания культуры межнационального общения учащихся. Среди них:
- изучение учебных дисциплин культурологического характера, где процесс обучения желательно построить в форме диалога культур, представляя учащимся широкую картину культурологического знания на основе терпимости и плюрализма мнений;
- разработка и внедрение факультативных курсов, кружков, лекториев при светских образовательных учреждениях, посещаемость которых зависит от желания самих учащихся, определившихся в своих конфессиональных мировоззренческих позициях;
Известия ДГПУ, №3, 2009
86
- продуманная организация внеклассных мероприятий с использованием спектра методов и приемов, в которых ставится цель дополнительно обогатить не только интеллектуальный, но и нравственноэтический опыт учащихся.
Исследование взаимоотношений светской школы и духовнорелигиозной культуры в аспекте нравственного воспитания старшеклассников позволило нам вывести модель системы интерпретации и осмысления нравственных понятий, на основе которой сопоставлялись элементы родной культуры с элементами иных культур. Модель представляет собой поуровневую систему, имеющую схематическую цепочку: этническое —► национальное —► общенациональное —► религиозное —► общечеловеческое. При этом старшеклассники приобщаются:
- к этнонациональному через религиозное, поскольку религиозные традиции имеют своеобразное отражение в национальных культурах различных народов;
- к общенациональному, так как религия является неотъемлемой частью духовного наследия народов, где прослеживается направленность к сохранению единства, согласия и целостности российского общества;
- к общечеловеческому, потому что религиозные нравственные ценности не противоречат общечеловеческим, а дополняют их своей общегуманистической направленностью.
С этих позиций такая нравственная ценность, как патриотизм, интерпретируемая, через призму религиозного понимания позволяет проводить параллели на национальном, общенациональном (общероссийском) и общечеловеческом уровнях.
Анализ нравственно-религиозных ценностей показал, что патриотизм как ценность является неотъемлемым компонентом морального учения, общность понимания которого проявляется в таких положениях, как защита Отечества и интересов госу-
дарства, забота о его безопасности и т.д. При этом приведенное положение выступает как одна из важнейших обязанностей человека перед Богом, благородное и достойное настоящего мужчины дело. Ислам проповедует воспитание сильной личности, формирование в мужчине духа борца, воина, защитника тех, кто слабее. Поэтому в своих проповедях, фетвах исламские лидеры уделяют большое внимание патриотическому воспитанию верующих, чему свидетельством высказывание «Любовь к Родине - часть твоей веры» [2. С. 38].
В отечественной истории для борьбы с внешним агрессором народы России вставали на защиту отчизны и демонстрировали подлинный героизм. И сегодня готовность молодежи к защите родины, служба в рядах Вооруженных сил выступает долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
При ведении войны категорически запрещается использовать боевые действия для наживы, грабежа, захвата заложников. Запрещается причинять зло женщинам, детям, старикам и больным, а также ломать деревья и наносить вред сельскохозяйственным припасам и угодьям. Священная война в исламе называется «джихад», которая отвергает агрессивные и амбициозные войны, пограничные столкновения, межнациональную рознь и клановые неурядицы, любые попытки завоевания, угнетения, колонизации и эксплуатации, насильственное склонение людей к принятию чужой для них веры.
Истинное ежедневное усердие мусульманина характеризуется соблюдением чистоты духа и отвержением зла, чему свидетельством аят, в котором говорится, что «если они будут склоняться к миру, то и ты склонись к нему и возложи упование на Бога; истинно, Он слышащий, знающий» [1. С. 339].
Следует отметить, что в христианстве понятие «нравственная правда»
Психолого-педагогические науки •••
в международных отношениях опирается на следующие основные принципы:
- «любовь к своим ближним, к своему народу и отечеству,
- понимание нужд других народов,
- убеждение в том, что благу своего народа невозможно служить безнравственными средствами» [3. С. 58].
Анализ этических систем традиционных религий указывает на общность присущих им нравственных ценностей: проявление любви к
ближнему, сострадание, милосердие, целомудрие, трудолюбие, добротворчество, праведность, ненасилие, здоровый образ жизни, крепкая семья, почитание родителей, уважение старших, патриотизм, веротерпимость, дружелюбие, которые обладают возможностями в духовнонравственном воспитании подрастающего поколения. Нравственное воспитание рассматривается нами как процесс становления у воспитуе-мых положительных личностных черт и качеств под воздействием различных факторов (педагогических, социальных, психологических, идеологических), при наличии у них интереса и активного стремления к развитию нравственно значимых характеристик.
Традиционные религии (буддизм, иудаизм, христианство, ислам) насыщены нравственным содержанием. Анализ нравственно-религиозных ценностей позволяет сделать вывод о специфике подачи этических воззрений каждой из них и в то же время об общности их нравственных исканий и устремлений. Религиям свойственно стремление к консолидации общества, что проявляется не только в нравственных предписаниях этих религий, но и в ритуально-обрядовой стороне, в практике религиозных действий, в стремлении к сохранению стабильности в обществе, повышению нравственного уровня как отдельной личности, так и общества в целом.
87
Современная российская общеобразовательная школа должна обеспечить возможность подрастающему поколению воспринять, понять и прочувствовать эти нравственнорелигиозные ценности, благодаря которым можно избежать несчастий и бездумных конфликтов. Важно, чтобы учащиеся сумели оценить их и увидеть в них богатство своей родной национальной и общенациональной культуры, своей ментальности.
Следует подчеркнуть, что реализация данной педагогической задачи сложна ввиду того, что российское образование носит светский характер в многонациональном и поликонфессиональном государстве, где государственная политика в области образования в соответствующих документах обосновывает невозможность введения обязательного изучения той или иной религии. При этом не отрицается роль религиозной культуры в освоении школьниками российского культурного наследия [4. С. 245].
Для старшего школьного возраста мы предлагаем использовать такие формы и приемы воспитательной работы, как диспуты, встречи с духовными лицами, интеллектуальные игры, научные конференции, брифинги; самостоятельные творческие работы (сочинения, стихи, доклады); конкурсы знатоков религиозноэтических положений; экскурсии в храмы, мечети; включение в благотворительную деятельность и помощь инвалидам, ветеранам войны, престарелым, детям-сиротам, младшим и т.д.; классные часы на темы нравственного поведения и т.п., которые во взаимосвязи с духовноконфессиональным опытом способствуют становлению духовно-нравствен-ной личности.
Составной частью нравственного воспитания является формирование чувства веротерпимости у подрастающего поколения в системе образования, призванное регулировать
Известия ДГПУ, №3, 2009
88
конфессиональные взаимоотношения народов, укреплять единство и стабильность общей для всех Родины. В процессе воспитания чувства веротерпимости важно обеспечить преемственность исторически сложившихся традиций толерантных отношений между религиями, сосуществующими на протяжении многих столетий, и оградить молодежь от деструктивного влияния тоталитарных сект, выявивших свое экстремистское начало.
Практически никогда между православными и мусульманами не происходило воин на межрелигиозной почве, не было и преследования мусульман со стороны империи.
С этих позиций все более значимой становится необходимость отражения в системе образования сложившихся в России толерантных отношений между традиционно мировыми конфессиями, с целью содействия дальнейшему развитию плодотворного межконфессионального диалога и сохранения богатейших национально-культурных традиций народов России. Такой диалог предполагает уважительное и спокойное отношение к факту наличия множества религиозных конфессий и к самим представителям различных конфессиональных воззрений, признание права за ними так же, как и за собой, в исповедовании своей религии, в основе своей способствующей сохранению нравственной стабильности и целостности общества.
Уважительное отношение к множеству конфессиональных воззрений необходимо формировать сегодня у подрастающего поколения. Было проведено анкетирование старшеклассников (300 чел.). Ответы распределились таким образом. На вопрос «знакомы ли вы с основами законодательства о свободе вероисповедования» - 86% респондентов ответили отрицательно; «интересно ли вам узнавать что-нибудь о других религиях» - 59% респондентов ответили отрицательно, 30% - положи-
тельно и 11% не определись в этом плане; «как вы относитесь к представителям других религий» - 34% относятся с уважением, 35% - игнорируют и 31% - не знают в точности о своем отношении к другим верованиям.
Анализ данных ответов указывает на неустойчивость позиций молодых людей, что, прежде всего, говорит об отсутствии широкой картины культурологического познания. Значит, в этом направлении необходимо обеспечить взаимопроникновение различных культур и традиций, что в конечном итоге приведет к взаимопониманию и укреплению чувства дружбы народов и веротерпимости. Следует обеспечить широкую пропаганду основ законодательства о свободе совести, позитивных традиций веротерпимости, свойственных исторически российским народам, а также перейти от декларации к их практическому использованию в целях дальнейшего сохранения стабильности и целостности Российского государства.
Мы полагаем, что в процессе формирования чувства веротерпимости у старшеклассников информативная сторона представляемого учащимся культурно-исторического материала о мировых религиях должна способствовать:
- выявлению исторических особенностей становления мировых религий в Российском государстве;
- укреплению традиции толерантных отношений между религиями, сосуществующими в нашем государстве в течение многих столетий;
- ограждению молодежи от негативного воздействия деструктивных сект, имевшего место в России и повлекшего за собой разрушительные процессы в сознании российского населения.
Педагогическая задача состоит в том, что при формировании чувства веротерпимости следует использовать весь позитивный исторический потенциал и опыт умелого сосущест-
Психолого-педагогические науки •••
вования в одном поликонфессиональном и многонациональном регионе самых различных религиозных миропониманий и национальных культур в целом. В процессе образования и воспитания в этом направлении необходимо обеспечить проникновение и понимание иных культурологических ценностей. Однако в условиях беспрерывного информационного потока нужно воспитать чуткое избирательное отношение к поступающим извне идеям.
Как показывают реалии нынешней жизни, Россию, особенно в момент ее кризисного состояния, заполнили чуждые ей идеи, толкающие ее в еще более беспросветную пропасть. Поэтому более важным становится сегодня для российского образования и воспитания закрепление в мировоззрении старшеклассников традиционных культурологических ценностей и развитие умений противостоять негативным, чуждым для России идеям.
Более полному обеспечению этой цели, на наш взгляд, будет способствовать введение в учебный план таких дисциплин, как: «История и философия мировых религий», «Историческое религиоведение» или «Мировые религии», также можно изучать историю религий в составе близких к ней учебных предметов: «История родного
края», «Родная литература», «Мировая культура» и т.п. Вполне оче-
Примечания
89
видно, что нельзя говорить о серьезной гуманитарной подготовке вне рассмотрения вопросов истории религий, религиозных сюжетов и традиций.
Учитывая возрастные особенности непосредственно старшеклассников, соответственно их уровню целесообразно было бы ввести в школах курс «История и философия мировых религий», где изучение философии различных религий желательно было бы осуществлять в форме диалога культур, предполагающей реализацию демократического и гуманистического принципов образования.
Процесс преподнесения религиозной культурологической картины мира учащимся в современной школе, во всяком случае, должен обеспечить свободный осознанный выбор понравившейся учащемуся религии или отказ от всех ее разновидностей. Но уже в процессе целенаправленного, организованного ознакомления учащихся со всем культурным достоянием у них возникнет способность выработать в себе толерантное, лояльное отношение к любому другому религиозному или нерелигиозному мировоззренческому подходу, а определенные нравственные ценности будут ориентировать молодежь на проявление в жизни чувств патриотизма, гражданственности и веротерпимости.
1. Коран. Перевод с арабского языка Г. С. Саблукова. 3-е изд. Казань : Центральная типография, 1907. 1178 с. 2. Основные положения социальной программы российских мусульман. Совет муфтиев России. Ярославль : ДИАпресс, 2001. 43 с. 3. Основы социальной концепции русской православной церкви. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. М.: ОВЦС МП, 2001. 128 с. 4. Решение комитета по образованию и науке в ГД «О предложениях по введению учебного предмета «Православная культура» в общеобразовательной школе» // Народное образование. 2003. №4. С. 245. 5. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1982. 270 с.
Статья поступила в редакцию 11.11.2009 г.