Научная статья на тему 'К проблеме духовно-нравственного развития личности в условиях поликультурного образования'

К проблеме духовно-нравственного развития личности в условиях поликультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / EDUCATION / POLYCULTURAL EDUCATION / SOCIO-CULTURAL ORIGINS / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Юлия Юрьевна

В данной статье рассмотрена проблема духовно-нравственного развития личности в поликультурном образовательном пространстве. В тексте представлено определение понятия «поликультурное образование» и его цель. Автором определены и проанализированы нормативно-правовые документы федерального уровня, в которых отражена значимость и в то же время проблематичность реализации духовно-нравственного развития личности. Выявлена и обоснована необходимость организации духовно-нравственного развития личности ребенка с учетом его национальной и конфессиональной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF SPIRITUAL-MORAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF MULTICULTURAL EDUCATION

This article discusses the problem of the spiritual and moral development of the individual in a multicultural educational space. The text presents the definition of the concept of "multicultural education" and its purpose. The author identifies and analyzes the regulatory documents of the federal level, which reflect the significance and, at the same time, the problematic character of the implementation of the spiritual and moral development of the individual. The necessity of organizing the spiritual and moral development of the child’s personality with regard to his national and religious affiliation has been identified and substantiated.

Текст научной работы на тему «К проблеме духовно-нравственного развития личности в условиях поликультурного образования»

К ПРОБЛЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Григорьева Ю.Ю. Email: Grigoreva666@scientifictext.ru

Григорьева Юлия Юрьевна - магистрант, кафедра педагогики и педагогического и социального образования, факультет педагогики и психологии, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема духовно-нравственного развития личности в поликультурном образовательном пространстве. В тексте представлено определение понятия «поликультурное образование» и его цель. Автором определены и проанализированы нормативно-правовые документы федерального уровня, в которых отражена значимость и в то же время проблематичность реализации духовно-нравственного развития личности. Выявлена и обоснована необходимость организации духовно-нравственного развития личности ребенка с учетом его национальной и конфессиональной принадлежности. Ключевые слова: образование, поликультурное образование, социокультурные истоки, духовно-нравственное развитие.

TO THE PROBLEM OF SPIRITUAL-MORAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF MULTICULTURAL EDUCATION Grigoreva Yu.Yu.

Grigoreva Yuliya Yurevna - undergraduate student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PEDAGOGICAL AND SOCIAL EDUCATION, FACULTY OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, NIZHNEVARTOVSK STATE UNIVERSITY, NIZHNEVARTOVSK

Abstract: this article discusses the problem of the spiritual and moral development of the individual in a multicultural educational space. The text presents the definition of the concept of "multicultural education " and its purpose. The author identifies and analyzes the regulatory documents of the federal level, which reflect the significance and, at the same time, the problematic character of the implementation of the spiritual and moral development of the individual. The necessity of organizing the spiritual and moral development of the child's personality with regard to his national and religious affiliation has been identified and substantiated.

Keywords: education, polycultural education, socio-cultural origins, spiritual and moral development.

УДК 371.21

В современном мире большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности. Данная тенденция связана, прежде всего с тем, что действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие развитие и воспитание детей, отражают права детей на духовно-нравственное воспитание. При реализации на практике данного вида воспитания, педагоги сталкиваются с множеством трудностей, так как сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важная особенность развития современного сообщества. Исходя из обстановки в обществе возникает термин - поликультурное образование.

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, осуществлять образование с учетом этнокультурного фактора, с другой — создавать условия для познания культуры не только своего народа, но и других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, которые принадлежат к разным расам, конфессиям и этносам [1, с. 43]. Вот почему проблема поликультурного образования привлекает все большее внимание отечественных педагогов. В последние годы было проведено множество семинаров и конференций на данную тему, это связано, прежде всего с растущем интересом педагогов к данной проблеме.

Педагогика формирования культуры межнационального общения занимается вопросами воспитания российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости и видит фундамент подобного воспитания во взаимосвязи местного, национального, общенационального и всечеловеческого компонентов образования.

Закон об образовании в Российской Федерации [5] предполагает изучение основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и раскрывает особенности получения теологического и религиозного образования. На основании данного закона можно сделать вывод о том, что в образовательные программы могут быть включены различные дисциплины и курсы, направленные на получение знаний об основах духовно -нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии.

В соответствии с федеральным государственным стандартом общего образования осуществляется:

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Также стандарт предполагает развитие и воспитание качеств личности на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

В распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" о духовно-нравственном воспитании сказано, что приобщение детей к культурному наследию предполагает [4]:

• создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

• создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

• развитие культуры межнационального общения;

В процессе осуществления поликультурного образования должно осуществляется приобщение ребенка к родной для него культуре, затем к российской и мировой. Ребенку должна быть предоставлена возможность обучения на родном или родственном для него языке.

Таким образом, поликультурное образование - это воспитание и обучение в процессе культурноразнообразного взаимодействия [2, с.19]. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. Главная цель поликультурного образования в такой среде состоит в том, чтобы у ребенка сформировались те навыки, которые необходимы ему для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов [6, с.147]. Развивая ребенка в этнокультурной среде, педагоги и воспитатели делают акцент на приобщении его к красоте и добру, прививают желание видеть неповторимость культур разных народов,

стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей многонациональной Родине.

На сегодняшний день не существует единого подхода к духовно-нравственному развитию личности в поликультурном образовательном пространстве. Необходимо создать такую систему работы, чтоб каждый ребенок, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности мог освоить культурные особенности, традиции, обычаи и языки не только страны и региона, где он живет, но и там, где он родился.

Обобщая проблему поликультурного образования можно сделать вывод о том, что поликультурное образование является инновационным процессом, который направлен на качественные изменения в системе образования в целом, с целью создания максимально комфортных условий для каждого участника образовательного процесса. Поликультурное образование способствует обогащению больших и малых этносов без ущемления последних.

Список литературы /References

1. Зимняя И.А. Новое учебное пособие по педагогической психологии: рецензия на книгу Н.Ф. Талызиной "Педагогическая психология" // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 115.

2. Мамышева З.З. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников в поликультурной образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Мамышева Зуриет Зулькариновна. Майкоп, 2011. 262 с.

3. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста/под ред. В.Н. Вершинина - Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 24.06.2019).

5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.06.2019).

6. Хухлаева О.В. Поликультурное образование: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Э. Р. Хакимов, О. Е. Хухлаев. М.: Издательство Юрайт, 2015. 283 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.