Научная статья на тему 'Педагогические основы воспитания духовности'

Педагогические основы воспитания духовности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДУХ" / «ДУША» / ДУХОВНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СТРУКТУРА / УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Владимир Иванович, Павлов Иван Владимирович

В статье раскрываются сущность и содержание понятия «духовность» в светской и религиозной литературах, выявляются структурные компоненты и условия воспитания духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Владимир Иванович, Павлов Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы воспитания духовности»

УДК 373.034; 371.13(082)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ PEDAGOGICAL BASES OF SPIRITUAL EDUCATION В. И. Павлов, И. В. Павлов V. I. Pavlov, I. V. Pavlov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрываются сущность и содержание понятия «духовность» в светской и религиозной литературах, выявляются структурные компоненты и условия воспитания духовности.

Abstract. The article reveals the essence and contents of the term «spirituality» in the secular and religious literature, the structural components and conditions of spiritual education.

Ключевые слова: «дух», «душа», духовность, религия, нравственность, структура, условия воспитания духовности.

Keywords: «spirit», «soul», spirituality, religion, morality, structure, conditions of spiritual education.

Актуальность исследуемой проблемы. В рекомендациях парламентских слушаний «О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект», утвержденных Решением Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от 11.11.2008 № 3.6-12/25, отмечено, что современная ситуация в области духовно-нравственного состояния российского общества характеризуется сохранением и углублением негативных тенденций в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, увеличением масштабов социальных и духовно-нравственных деформаций в среде несовершеннолетних, что является одной из наиболее значительных угроз национальной безопасности и будущему России [10]. В этих условиях неизмеримо повышается роль педагогических вузов в подготовке будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся. Сегодня усилиями известных ученых А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [4], которая является важной теоретической и методической базой организации педагогического процесса в школах и вузах. Единство и взаимосвязь духовности, культуры и нравственности, рассматриваемые в названной концепции, определили новые направления в современной педагогической науке и практике - духовно-нравственное развитие и духовно-нравственное воспитание.

В Концепции даны определения основных понятий, имеющих отношение к формированию духовно-нравственной личности: нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность), патриотизм, гражданское общество, социализация, базовые национальные ценности, духовно-нравственное воспитание и др. Однако само понятие «духовность» до конца не определено. В характеристике другого понятия - «духовно-нравственное развитие» - четко не прослеживается идея совместной духовной деятельности воспитанника и педагога, в процессе которой осуществляется усвоение социальных ролей, формируется поведение, не раскрыта роль самовоспитания в развитии духовных качеств личности. В связи с этим мы поставили перед собой задачу изучить понятие «духовность», которое вбирает в себя такие компоненты, как «дух», «душа», «нравственность». Уточнив и раскрыв их сущность, как нам представляется, можно обосновать теоретико-методологические основы формирования духовности у будущих учителей.

Материал и методика исследований. Проанализировано большое количество философских, педагогических, психологических исследований, обращенных к выявлению сущности и содержания понятий «дух», «душа», «духовность». Рассмотрены различные подходы к организации учебно-воспитательной работы по подготовке студентов к духовно-нравственному воспитанию учащихся, определены принципы содержания этой работы, выделены и изучены возможности религиозной культуры в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Результаты исследований и их обсуждение. Отметим, что только в англоязычной версии поисковой системы «Гугл» зафиксировано свыше 60 млн ссылок на понятие «духовность», а в русскоязычной версии - свыше 2 млн. Во многих исследованиях понятие «духовность» употребляется по большей части произвольно. Например, под ним понимают и наличие у субъекта возвышенных идеальных устремлений, и приобщенность к искусству, и религиозность - словом, любое свойство души, состоящее в преобладании идеальных интересов над материальными. В современной отечественной философской литературе отсутствует единая целостная концепция духовности, поэтому часто смешивают ее сущность со спецификацией, осуществляющейся через понятия «духовные ценности», «духовное производство», «духовное творчество», «духовная культура», «духовный опыт», «духовная деятельность» и др., в которых проявляются различные грани и стороны духовности.

Большинство ученых придерживается методологической установки на обстоятельное исследование отдельных аспектов и компонентов духовности, сосредоточивая свое внимание на раскрытии ее отличительных черт, роли в общественной жизни и становлении личности, месте в мировоззрении и культуре и др. В результате появляется собирательный образ духовности как способности души ориентироваться на духовные ценности, вырабатывать идеалы, продуцировать духовное творчество.

В теоретическом плане попытки ответить на вопрос «Что есть духовность?» через установление иерархии различных компонентов ее сферы и систематизацию их вокруг избранного «центрального» компонента - знания, веры или убеждения - следует признать все-таки половинчатыми. Подобное обращение к проблеме духовности обычно служит поводом утвердить какой-то из ее компонентов в качестве главного, системообразующего с тем, чтобы впоследствии на этом допущении возвести определенную социально-философскую или социально-политическую конструкцию.

Общепризнано, что изначально дух, духовность были религиозными понятиями, использовались и используются в большей части в религиозных учениях. Так, в православии понятие «дух» в его предельном значении идентично понятию «Бог»: «Дух есть Бог». Бог - это абсолютная чистота, абсолютная любовь. В нем нет зла, греха. Он свят. Поэтому считается, что духовен тот, кто в наибольшей степени воспринимает Бога, кто ему уподобился. Первое условие принятия Бога, воплотившегося, вочеловечившегося Иисуса Христа, - осознанное видение себя: кто я? Каков я на самом деле? Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен и безнравственен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха), постольку у такого человека нет стимулов к самопознанию, самосовершенствованию.

Вопрос о соотношении духа и материи есть основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от которой выступает Дух, является материализмом. Признание Духа первоначалом мира является идеализмом, спиритуализмом. По словам Ф. Энгельса, дух есть «высший цвет» материи [7, 363]. В марксистской философии понятие дух употребляется обычно как сознание.

Основные подходы к пониманию духовности в истории религиозно-философских учений наиболее полно представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные подходы к пониманию духовности в истории религиозно-философских учений

Период и основные направления Вклад Основные положения

1 2 3

Античность (Сенека, Г ераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Диоген, стоики, Аврелий, Плотин и др.) Обозначены основные линии понимания и исследования духовности, получившие дальнейшее развитие в философии и психологии: этическая, гуманистическая, антропологическая, теологическая Духовность - поиск смысла жизни, проявление усилий по определению и совершенствованию себя, реализации своей сущности, внутренний опыт, способ организации бытия, сверхфизиче-ское, метаэмпирическое начало, путь к добродетели, восхождение к Богу

Средние века - Новое время (ХУП-ХГХ вв.) (Т. Кампанелла, Б. Теле-зино, Спиноза, Лейбниц, французские материалисты Абарбанель, Фечино, Декарт, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) Укрепление антропологической, теологической и гуманистической точек зрения. Развитие взглядов на природу духовности в связи с формированием гражданина Духовность - стремление к познанию и реализации заложенного в человеке, проявление высокоактивного и самосовершенствующегося существа, направленного на поиск смысла жизни через самопознание и самосовершенствование. Достижение нравственных и общественных идеалов. Реализация особой сущности человека. Духовность - мудрость, достижение Бога, трансценденция, самоопределение

Неклассическая философия Х1Х-ХХ вв. Экзистенциализм. (Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер, Сартр, Гартман, Бергсон, Шеллер) Упрочение гуманистической линии исследования. Экзистенциальный подход. Философская антропология Духовность - цель и смысл человеческой жизни, ответственность, сопричастность к бытию других, способ самосозидания, моральные и эстетические ценности, уровень самосознания, позволяющий возвыситься над собственным бытием

1 2 3

Христианство Идеи единства человека и Бога, божественной сущности человека. Разработка системы духовного воспитания Духовность - стремление к совершенству (добрые дела), истине и любви, возврат к Богу, содержание духа, обусловленное понимание конечной и высшей цели жизни

Православие. Католицизм Идеи единства человека и Бога, божественной сущности человека. Разработка системы духовного воспитания Духовность - заданность от Бога, сопереживание страданиям Христа и соблюдение заповедей

Ислам Расширение и обогащение представлений о духовности, путях ее формирования через различные ступени образования Преклонение перед всевластием Бога. Духовность - просветление, законность и самосовершенствование

Суффизм Совершенствование и обогащение представлений о духовности и путях ее воспитания через различные формы включенности в социальную жизнь Духовность - любовь к другим, достигаемая самовоспитанием, самопознанием, ответственностью

Йога Разработка психотипической шкалы, характеристика последовательности духовного развития, четкая система путей и средств воспитания духовности, идея духовной эволюции, принцип активной деятельности Духовность - особое состояние просветления, постижение смысла жизни, следование долгу, реализация свободы духа через подчинение ему тела и достижение чистоты мыслей

Буддизм Исследование духовности в связи с единством поведения, речи, ума. Учение о факторах сознания Духовность - просветление и непривязанность к материальному

Современная западная философия Уточнение и конкретизация основных направлений в исследовании феномена духовности Духовность - стремление к познанию, высокий уровень развития культуры и нравственности, поиск смысла бытия, реализуемый в самопознании и самосовершенствовании в соответствии с высшими нравственными ценностями

Современная восточная философия Идея сущности и личности, классификация уровней развития человека Духовность - стремление к более высокому уровню развития, свобода в поисках истины и право на ошибку

Теософия Принцип единства, мудрости и сострадания на пути духовного развития Духовность - высший уровень развития сознания

Как видно из табл. 1, все религии учат человеколюбию, смирению [5]. На основе учений Христа православие сформировало в России нравственную педагогическую систему воспитания [8], в которой духовность понимается как фундаментальное качество человека. В ее структуру входят потребность, знание, понимание, намерение, отношения, категориями являются альтруизм (добро) и эгоизм (зло).

В современной отечественной литературе категория духовности определяется как свойство души, отражение ценностей, чувств и убеждений человека, связанных с его самопознанием, самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием, стремлением к идеалу, постановкой и достижением жизненных целей на основе добра, истины, красоты, любви, гармонии с окружающим миром (В. И. Андреев, Е. И. Артамонова, В. П. Без-духов, С. К. Бондырева, С. И. Гессен, А. Я. Данилюк, В. В. Зеньковский, А. И. Кочетов,

Н. А. Коваль, Л. В. Кондрашова, Д. В. Колесов, Б. Т. Лихачев, Г. В. Мухаметзянова, Н. Д. Никандров, Н. А. Пархоменко, В. В. Пустовойтов, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, Н. П. Шитякова, Н. Е. Щуркова, иеромонах Киприан Ященко и др.).

Как подчеркивают С. К. Бондырева и Д. В. Колесов [2], [3], В. И. Мурашов [9], В. Д. Шадриков [13], развитие и воспитание духовности - это, прежде всего, саморазвитие и самовоспитание, которое начинается с когнитивного осмысления реальности, в том числе и реальности человеческого бытия. Следовательно, это осмысление достигает наивысшей интенсивности при знакомстве с соответствующей информацией, т. е. самоактуализация, самосовершенствование субъекта возможны только при осмыслении им определенного экзистенциального содержания, диалектики обыденного и возвышенного, низменного и высокого, необходимости думать не только о текущем, актуальном, но и безвременном, вечном. Духовность формируется и при условии организации жизни человека в разных масштабах времени. «Духовность определяется богатством мыслей, силой чувств, убеждений, широким кругозором как в науке, так и в культуре» [1]. Культура (гуманитарная, художественная, техническая, технологическая, экономическая, правовая, политическая, нравственная и др.) есть высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность, его духовность (В. С. Библер, Г. Н. Волков, Б. С. Гершунский, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, И. Д. Лушни-ков, Л. А. Попов, Э. В. Соколов, М. Г. Тайчинов, В. И. Троицкий). Реальная жизнь показывает, что она может быть позитивной и негативной. Негативная духовность - это безнравственная общественная реальность. Можно привести множество примеров того, что индивиды с большими интеллектуальными культурными запросами способны проявлять себя бесчеловечно, особенно когда у них есть оправдание безнравственных поступков столь высоким проявлением духовности, приверженностью идее. Подлинная духовность должна быть тесно связана с нравственной культурой, под которой понимается совокупность знаний, чувств, отношений и поведения, воплощающихся в нравственном идеале, этических ценностях и нормах, оценках, моральной мотивацией.

Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для становления человека культуры, который стремится жить в согласии со своей совестью, осознанно соблюдая нормы права и морали. Учитель выступает основным организатором духовнонравственного воспитания учащихся, и его деятельность направлена на формирование у учащихся ответственного отношения к:

- Родине (патриотизм, национальная гордость, любовь к родному краю, потребность его охранять, сохранять и приумножать);

- обществу (уважение к общественному строю, знание правовых основ общества и его законов, межнациональная толерантность, взаимопонимание и сотрудничество; чувство долга, ответственность, такт, честность, правдивость, справедливость, милосердие, терпимость, умение принимать человека таким, какой он есть, уважение к людям разного возраста и вероисповедания);

- труду (дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, ответственность, трудоспособность, компетентность, умение сотрудничать);

- себе (гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самокритичность).

Результатом нравственного воспитания является сформированное нравственное

сознание, нравственные чувства, нравственное поведение.

С целью успешного осуществления учебно-воспитательного процесса педагогу необходимо овладеть методологической культурой, основными признаками которой являются [12, 82-83]:

• представление о методологии как системе принципов и способов построения не только теоретической, но и практической (продуктивной) деятельности;

• овладение принципами диалектической логики;

• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и методов;

• потребность воспроизводить практику образования в понятийнотерминологической системе педагогики;

• рефлексия по поводу собственной познавательной деятельности;

• понимание мировоззренческих, гуманистических функций воспитания и др.

В своем опыте духовно-нравственную культуру будущего учителя мы определяем как развивающуюся совокупность духовно-нравственных ценностей, норм, установок, знаний, убеждений, регулирующих его жизнедеятельность в группе, вузе, обществе, мире и обеспечивающих его духовно-нравственную и социальную устойчивость. При подготовке учителей к воспитательной работе по духовно-нравственному воспитанию мы рассматриваем студента как представителя разных объединений: моно-, полинациональной семьи, малой (студенческой) и большой социальной (национальной, этнической) групп. Хотя принадлежность к определенной национальной (этнической) группе не всегда совпадает с культурой, с которой соотносит себя студент, рассмотрение его личности в различных аспектах позволило выделить определенные модели поведения в процессе взаимодействия с другими членами групп. Современное студенчество представляет собой сложную социальную систему, отличающуюся однородностью состава по возрасту, высокой степенью самоуправления, единством цели, социально-этнической характеристикой. Например, в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева учатся чуваши, русские, татары, марийцы, мордва, башкиры, евреи, немцы, украинцы, азербайджанцы, буряты, грузины, казахи, американцы, казахи, чеченцы и представители других народов. Полиэтничность студенческой группы позволяет знакомиться и изучать не только культуру «титульной» нации, но и других народов, проживающих в республике.

Для решения задач формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов, подготовки их к духовно-нравственному воспитанию учащихся нами была разработана система учебно-воспитательной работы в образовательном пространстве педагогического вуза [6]. Она строится на уровне ректората, факультетов, кафедр, творческих объединений студентов, основывается на интегративном, системном, аксиологическом, компетентностном, культурологическом, деятельностном, синергетическом, этнопедаго-гическом и других подходах. Рассмотрим некоторые из них.

Интегративный подход (В. В. Давыдов, М. К. Енисеев, М. В. Каменева, Н. Д. Ни-кандров, Н. К. Чапаев и др.) позволяет выявить особенности духовно-нравственного воспитания будущих учителей на основе установления взаимосвязи философии, истории, литературы, педагогики, этнопедагогики, психологии, религиоведения и др.

Системный подход (В. Г. Афанасьев, П. К. Анохин, Л. В. Байбородова, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, Б. З. Вульфов, А. В. Гаврилин, О. С. Газман, В. А. Караков-ский, Л. И. Новикова, М. И. Рожков, Н. Л. Селиванова, В. П. Сергеева, Ю. П. Сокольников, П. Т. Фролов, Н. Е. Щуркова, Э. Г. Юдин) помогает преодолеть одностороннюю педагогическую точку зрения на изучение проблемы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, обобщить данные из разных научных областей знаний об окружающем мире, о существующих религиозных учениях, осуществлять взаимодействие воспитательных сил педагогов, кураторов, руководителей творческих объединений в духовнонравственном развитии личности.

Деятельностный подход (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.) подразумевает активность самоопределяющейся личности, помогает осуществлять добротворческую деятельность. Согласно этому подходу духовность и нравственность проявляются в активности личности, ее деятельности на благо людям, села, района, города, республики.

В настоящее время наиболее популярным в сфере образования является компе-тентностный подход. Компетентность учителя или воспитателя - владение ими необходимой суммой методологических, теоретических, методических знаний, практических умений и навыков, определяющих их готовность к педагогической деятельности, совокупность знаний, умений и гибкого владения педагогическими технологиями, оптимальными средствами воздействия на ученика с учетом его потребностей и интересов, прав и способов деятельности и поведения.

На основе выделенных подходов нами были определены принципы построения педагогического процесса по формированию духовно-нравственной культуры будущих учителей, подготовки их к духовно-нравственному воспитанию учащихся: гуманизации, духовности, системности, профессиональной направленности, воспитывающего обучения, этнопедагогизации, полисубъектности, добровольности, стимулирования, индивидуализации и др.

Факторами развития духовно-нравственной культуры у студентов выступают внутренние (потребность студента в общении, самопознании, самосовершенствовании, интерес к своему внутреннему миру и миру других людей) и внешние (духовно-нравственная атмосфера образовательно-воспитательного пространства вуза в целом, деятельность профессорско-преподавательского состава, кураторов, обучающихся).

При формировании духовно-нравственной культуры будущего учителя и его готовности к духовно-нравственному воспитанию учащихся в целостном педагогическом процессе вуза выделяются три взаимосвязанных блока: общекультурный, психологопедагогический и предметный. Каждый из них включает ряд модулей. Так, общекультурный блок призван обеспечить развитие мировоззрения будущего учителя, создать условия для его жизненного и профессионального самоопределения, овладения практической педагогикой, которая в своей основе имеет общую образованность учителя. Погружение студента в культуру, систему различных языков, видов искусств, способов деятельности во всем их своеобразии требует разработки таких элементов общекультурного блока, как мировоззренческо-методологический, аксиологический, историко-культурный, социально-экономический, естественно-научный, коммуникативный. Например, при изучении философии у студентов формируется мировоззрение, их взгляд на природу и общество. На занятиях по социологии они основательно изучают общечеловеческие и националь-

ные ценности, моральные и правовые нормы, обычаи, традиции, учатся лучше ориентироваться в системе современного общества. Религиоведение знакомит их с религиозной культурой, различными конфессиями, психологическими аспектами религии, взглядами на нее выдающихся мыслителей.

Предметы педагогического и психологического циклов призваны обеспечить теоретическую и методическую подготовку будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Углубление понимания, усвоение содержания духовно-нравственной культуры различных народов происходит при изучении предметов регионально-национального компонента образования: «История и культура родного края», «Родной язык и литература», «Чувашская национальная культура», «Чувашская народная педагогика», «Яковлевове-дение», «Этническая география чувашского народа» и др., при прохождении спецкурсов «Духовно-нравственная культура будущего учителя», «Инновационные педагогические технологии» и др.

В реальной педагогической деятельности технологическая цепочка действий преподавателя в работе со студентами выглядит следующим образом:

1) диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, межличностного и группового взаимодействия);

2) целеполагание - постановка целей (обучения, воспитания) и их конкретизация в системе задач;

3) выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия;

4) организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспитывающего);

5) обратная связь, оценка текущих результатов деятельности и их коррекция;

6) итоговая диагностика, анализ и оценка результатов педагогического взаимодействия;

7) постановка новых целей и задач.

Резюме. Как показывает опыт, формирование духовно-нравственной культуры будущих учителей успешно осуществляется при соблюдении следующих организационнопедагогических условий:

- утверждении духовно-нравственных отношений в учебно-воспитательном пространстве вуза; адекватности знаний, переживаний и поведения будущих учителей духовно-нравственным идеалам современного общества;

- обмене духовно-нравственной информацией в ходе диалогического общения в системе «преподаватель - студент», «куратор - студент», «студент - студент». В учебно-образовательном процессе обеспечивается диалог культур в нравственно-этическом, культурно-историческом, этнокультурном аспектах;

- обеспечении индивидуально-психологической поддержки личности студента с учетом его потребностей в духовно-нравственном развитии;

- интеграции духовно-нравственных отношений путем осознания и переживания их;

- участии будущих учителей в разнообразной социально ценной деятельности в вузе и вне его;

- включении студентов в социокультурное проектирование, в процессе которого у них формируется целостная гуманитарная картина мира; происходит становление гуманистического мировоззрения и гуманитарной грамотности, развитие ответственности, гражданственности, патриотизма, милосердия, способности к различению добра и зла; развивается готовность к преодолению в процессе общения языковых, религиозных, расовых, национальных барьеров, жизненных испытаний, к служению людям, Отечеству, проявлению доброй воли; создаются условия для самопознания, саморазвития и самореализации в системе «открытого диалога» и цивилизованно значимой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Е. И. Артамонова. - М. : МПГУ, 2000. - 39 с.

2. Бондырева, С. К. Духовность (психология, социология, семантика) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. -М. ; Воронеж : МОДЭК, 2007. -144 с.

3. Бондырева, С. К. Матрица духовности / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - М. : МПСИ, 2008. - 192 с.

4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М., 2008. - 22 с.

5. Ильичева, И. М. Введение в психологию духовности / И. М. Ильичева. - М. : МПСИ, 2006. - 350 с.

6. Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева на 2011-2012 гг. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. -246 с.

7. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. Т. 20 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2 изд. - М. : Госполитиздат, 19551981. - 363 с.

8. Маслов, Н. В. Основы русской педагогики / Н. В. Маслов. - М. : Самшит-издат, 2007. - 544 с.

9. Мурашов, В. И. Идея духовности / В. И. Мурашов. - М. : Геликос АРВ, 2000. - 158 с.

10. О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект. - М. : Изд-во Госдумы, 2008.

11. Павлов, В. И. Духовно-нравственная культура будущего учителя / В. И. Павлов. - Чебоксары : Новое время, 2010. - 689 с.

12. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М. : Школа-Пресс, 1998. - 567 с.

13. Шадриков, В. Д. Происхождение человечности / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 1999. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.