Научная статья на тему 'Интеграция дисциплин «Русский язык» и «Литература» как средство развития духовно-нравственной культуры учащихся старших классов'

Интеграция дисциплин «Русский язык» и «Литература» как средство развития духовно-нравственной культуры учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУША / ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнева Елена Владимировна

Духовно-нравственная культура учащихся старших классов рассматривается как интегральное качество личности и ее устремленность к духовно-нравственному саморазвитию. Раскрывается роль интегрированных уроков русского языка и литературы в развитии духовно-нравственной культуры старшеклассников, приобщения их к общечеловеческим ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция дисциплин «Русский язык» и «Литература» как средство развития духовно-нравственной культуры учащихся старших классов»

УДК 37.034+37017.92

ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА»

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

INTEGRATION OF DISCIPLINES «RUSSIAN LANGUAGE» AND «LITERATURE» AS A MEANS OF DEVELOPING SPIRITUAL AND MORAL CULTURE

OF SENIOR PUPILS

Е. В. Селезнева E. V. Selezneva

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. Духовно-нравственная культура учащихся старших классов рассматривается как интегральное качество личности и ее устремленность к духовно-нравственному саморазвитию. Раскрывается роль интегрированных уроков русского языка и литературы в развитии духовнонравственной культуры старшеклассников, приобщения их к общечеловеческим ценностям.

Abstract. Spiritual and moral culture of senior pupils is considered to be an integral characteristic of an individual and aspiration for spiritual and moral self-development. The article reveals the role of integrated lessons of Russian language and Literature in the development of spiritual and moral culture of upperclassmen and in making them understand and share the universal values.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, духовные ценности, душа, духовный подвиг.

Keywords: spiritual and moral culture, spiritual values, soul, spiritual endeavor.

Актуальность исследуемой проблемы. В национальной доктрине образования в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751), определяющей цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г., обозначено, что общеобразовательные школы призваны заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся, особенно старшеклассников, так как именно в этом возрасте происходит формирование основных духовно-нравственных категорий.

Вместе с тем содержание подготовки учащихся к решению данной задачи в этом базовом документе не получило должного отражения. Дидактические единицы курсов по русскому языку и литературе не отражают значимости формирования духовнонравственной культуры ученика, его формирования как духовно-нравственной личности. Так, в учебных дисциплинах «Русский язык», «Литература», «История», «Обществозна-ние» и др. не отражены такие важные категории, как дух, духовность, духовные и нравственные ценности, свобода выбора, самосовершенствование, духовно-нравственная куль-

тура учащегося. Использующиеся сегодня программы по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, А. И. Власенкова и по литературе под редакцией В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, А. Г. Кутузова совершенно не отражают крайне актуальные вопросы духовно-нравственного развития старшеклассников.

Следует отметить, что учащиеся, изучая мировую художественную культуру, об-ществознание, литературу, русский язык, получают основные сведения о культуре, человеке, нравственных ценностях и нормах, свободе и ответственности, смысле бытия, истине, добре и зле. Вместе с тем, как показывает практика, эти знания еще не формируют потребности учащегося старших классов в духовно-нравственном развитии. Из обследованных нами 127 учащихся 10-11-х классов МОУ «СОШ № 2» и МОУ «СОШ № 12» г. Алатыря 87,0 % затруднялись в ответах на вопросы из области духовно-нравственной культуры: что означают такие понятия, как гуманизм, патриотизм, долг, ответственность, милосердие, нравственный выбор и т. п.

Безусловно, данные вопросы находят свое отражение в курсе «Основы православной культуры», введенном в школах Чувашской Республики в 2009-2010 гг. Однако нам представляется правильной мысль о том, что заниматься проблемами духовно-нравственного воспитания сегодня должны быть призваны все предметы гуманитарного цикла. В этом отношении несомненными преимуществами обладают интегрированные курсы различных гуманитарных дисциплин, в первую очередь, русского языка и литературы. Нам представляется крайне актуальным сегодня интегративный подход к преподаванию данных учебных дисциплин, поскольку названные предметы настолько взаимосвязаны, что их изучение в отдельности имеет по сути искусственный характер, в то время как на протяжении XIX -начала XX вв. именно принцип интегративного подхода находил свое воплощение в таком школьном курсе, как «Русская словесность». Данный курс перестал существовать в качестве отдельного школьного предмета в двадцатые годы прошлого столетия, в связи с чем школа, на наш взгляд, во многом утратила возможности духовно-нравственного воспитания учащихся. В современной практике преподавания русского языка и литературы если и происходит взаимопроникновение этих дисциплин, то на весьма примитивном уровне -уровне межпредметных связей, являющемся самым низким интегративным уровнем. Нам же представляется правильной мысль о том, что в современную школьную практику преподавания следует вернуть средний и высший уровни интеграции русского языка и литературы не только как возможности комплексного повторения каких-либо тем из данных дисциплин, но и как средство духовно-нравственного развития учащихся.

Говоря о возможностях использования потенциала интеграции русского языка и литературы для духовно-нравственного воспитания старшеклассников, можно выделить ряд противоречий между:

- необходимостью духовно-нравственного воспитания школьника и недостаточным использованием потенциала уроков русского языка и литературы для его развития;

- углублением интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования и неразработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне;

- развитием теоретических представлений о формировании целостности мировоззрения школьника и несогласованностью воздействий учебных предметов в школе в целом и русского языка и литературы в частности.

Таким образом, как показало изучение научной литературы и школьной практики, в реальном педагогическом процессе существует противоречие между необходимостью

формирования духовно-нравственной личности учащегося старших классов и недостаточной разработанностью научно обоснованных условий решения этой проблемы в образовательном пространстве школы. На разрешение данного противоречия направлено наше исследование.

Материал и методика исследований. Духовность выступает как системообразующий фактор человеческой личности, является ведущей силой в построении собственной жизни, главным условием и итогом духовно-нравственного становления человека. Духовно-нравственную культуру учащегося старших классов мы рассматриваем как интегральное качество личности и ее устремленность к саморазвитию, духовнонравственному росту. Духовно-нравственная культура старшеклассника проявляясь через иерархическую систему общечеловеческих и национальных ценностей, упорядоченную идеалом, является «ядром» самосозидательной деятельности. Это ядро интегрирует целостность личности выпускника школы. Интериоризованные личностью духовные ценности, выступая в роли идеала и целей жизни, являются ценностными ориентациями. Ценность - это категория красоты, категория эстетическая. Главная цель духовнонравственного воспитания учащихся старших классов - формирование будущего человека культуры, способного к принятию ответственных решений, проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации [2], [3].

Проводя исследование, мы исходили из того, что духовно-нравственная культура учащегося не усваивается автоматически, а вырабатывается в процессе деятельности, зависит от определенных условий: нравственно-психологического климата в коллективе, высоконравственной среды учебного заведения, стимулирования самовоспитания и активной позиции, диалогового открытого общения, взаимопонимания педагогов и учеников, характера ценностных ориентаций.

Для целенаправленного развития духовно-нравственной культуры учащихся старших классов нами был разработан и внедрен в учебный процесс школы элективный интегрированный курс для 10, 11 классов «Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности». Важной частью этого курса стало изучение и повторение трудных случаев орфографии и пунктуации на материале произведений русской классики в единстве с текстами святоотеческой литературы. Такой подход дает возможность целенаправленной и систематической работы по формированию духовно-нравственной личности выпускника школы. Программой предусмотрены различные типы уроков (урок-исследование, урок-семинар, урок-поиск, урок-открытие); написание творческих и исследовательских работ; участие в научно-практических конференциях, фестивалях творчества, творческих конкурсах, работе Алатырского центра православной культуры; выступления перед учениками воскресной школы; организация экскурсий в различные музеи и православные храмы во внеурочное время; встречи с деятелями науки, культуры и искусства, священниками.

Результаты исследований и их обсуждение. Решая задачи формирования духовно-нравственной культуры учащихся старших классов, мы придавали важное значение урокам-исследованиям. Тема одного из таких уроков в 10 классе звучит следующим образом: «Жизнь и творчество А. С. Грибоедова как могучее проявление русского духа (И. А. Гончаров об А. С. Грибоедове)».

Задачами урока являлись:

1. Повторение сведений о жизни и творчестве А. С. Грибоедова, характеризующих его как высокодуховного человека.

2. Формирование и закрепление представлений о том, что считается гражданским подвигом человека.

3. На материале текста комедии «Горе от ума», воспоминаний современников о личности писателя, критических статей повторение орфографических и пунктуационных тем («Правописание гласных и согласных в корне слова», «Однородные члены предложения», «Знаки препинания в сложном предложении»).

4. Развитие связной речи учащихся (комментирование афоризмов комедии «Горе от

ума»).

5. Знакомство с произведением святоотеческой литературы «Урок о приобретении» (автор - кандидат филологических наук, протоирей, настоятель храма Иконы Иверской Божией матери в г. Алатыре отец Олег Востриков).

6. Написание творческих работ, демонстрирующих степень сформированности у учащихся таких понятий, как честь, долг, Отечество, духовный подвиг.

Каждый урок по разработанной нами программе строго структурирован и включает следующие учебные ситуации: письмо наизусть (раздел «Мудрые мысли»), повторение орфографии и пунктуации (раздел «Надо помнить»), работа с критической статьей (раздел «Автор об авторе»), работа над языком произведения (раздел «Художественные средства и приемы»), святоотеческая литература (раздел «Ценности православной литературы»). Такое единообразное построение всех уроков дает возможность учащимся осознать важность комплексного подхода в изучении русского языка и литературы, обобщить уже имеющиеся у них знания в области этих наук, выработать свое мнение относительно важнейших нравственных категорий.

При подготовке к уроку на тему «Жизнь и творчество А. С. Грибоедова как могучее проявление русского духа» учащиеся получили задание перечитать уже известный им из курса литературы 9 класса текст комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний», статью С. Рассадина «Рассказы о литературе», «Урок о приобретении» О. Вострикова, вспомнить ранее выученную наизусть мудрую мысль о человеке чести.

При проведении уроков-исследований в старших классах значительное время отводится на аналитическую работу самих учащихся. Роль учителя в этом случае не только не снижается, но становится еще более ответственной: преподаватель направляет ход мыслей своих учеников, стремится подвести их к правильным нравственным решениям.

Занятие всегда начинается с письма наизусть какого-либо изречения на тему урока. С 5 класса ученики ведут словари-справочники, один из разделов называется «Мудрые мысли». Он включает в себя следующие подразделы: 1) высказывания о русском языке; 2) писатели и философы о чести, правде, справедливости; 3) мысли о дружбе и любви; 4) представления о счастье; 5) природа и человек и т. п. За годы обучения такой словарь становится незаменимым пособием в области русского языка и, безусловно, помогает сделать правильный акцент при проведении уроков данного элективного курса.

Первая учебная ситуация «Письмо наизусть». Ученики записывают наизусть одно из известных им высказываний и получают задание: ответить, можно ли записанную мысль отнести к А. С. Грибоедову или к его герою Александру Андреевичу Чацкому? Приводим примеры высказываний и ответы учеников: «Я всякую беду согласен пере-несть, но я не соглашусь, чтоб пострадала честь» (Пьер Корнель), «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему» (Платон), «Не покидайте никогда дороги чести и долга -

это единственное, в чем мы почерпнем счастье» (А. Колчак). Ольга К. говорит: «Честь -самое высокое, что есть у человека», Александр Ф.: «Мечтаю стать офицером. Для меня честь будет дороже жизни».

Вторая учебная ситуация «Надо помнить». Один из учеников за несколько дней до урока получил задание: из текста статьи С. Рассадина «Рассказы о литературе» выписать 10-15 сочетаний слов на правило «Правописание гласных в корне слова». Выполненная работа проецируется на экране мультимедийной установки. Ученики получают задание для работы в группах по 4-5 человек: вставить в словах словарной работы буквы, обозначить орфограммы, выписать сочетания слов, характеризующих человека долга и чести.

«Погл...щенный своей идеей, разр...дить обстановку, несмотря на см...рение, обл...чает пороки, продв...жение по общественной лестнице, присп...с...бленцы, сп...шит с докладом; хамелеон, м...няющий окраску, отл...чается от современников, век м...нувший, одиночество героя, противопоставил себя, первое впечатление, бл...женствует, г...в...рят с сож...лением, пытается вт...лковать, раздр...жает больше всего, обличительные речи, возвр...тясь домой, ст...лкновения с фамусовским обществом, неут...хающие споры, стали м...няться взгляды, д...рогаразочарований».

Маша М. говорит: «Часто человек долга и чести, каким был А. С. Грибоедов, идет дорогой разочарований, но не отступает от правильного пути ни на шаг». Наталья Ч.: «О Чацком говорят с сожалением, не понимая того, что он единственный, кто живет по правилам чести».

Третья учебная ситуация «Автор об авторе». Учащиеся еще в 9 классе на уроке литературы составляли опорный конспект статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Сейчас им предлагается отрывок из статьи без знаков препинания. Задание: работая в группах, расставить знаки препинания; назвать пунктуационные правила, которые пришлось при этом применить; письменно сформулировать идею отрывка.

«Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим творениям мирового искусства которые не теряют, а как бы набирают силу от эпохи к эпохе... Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни ... Великий создатель «Г оря от ума» - наш союзник в борьбе со всем отживающим, отсталым, что встречается еще в нашей жизни. Образ же Чацкого с неувядающей силой говорит нам о любви к родине о непримиримости ко всему низкому и косному о честности и гуманности как необходимых качествах настоящего человека» (И. А. Гончаров).

Елизавета З. пишет: «Идея отрывка из статьи И. А. Гончарова заключается в страстном призыве автора к служению своему Отечеству, к непримиримости ко всему бесчестному, лживому. Честность и гуманность, по мнению Гончарова, являются важнейшими качествами духовно богатого человека».

Четвертая учебная ситуация «Художественные средства и приемы». Задание: на экране проектора вы видите афоризмы из комедии «Горе от ума». Вспомните, еще А. С. Пушкин говорил, что «половина из них должна войти в пословицу». Работая с текстом произведения, дополните данный перечень такими изречениями, которые могли бы считаться кодексом порядочного человека.

«Счастливые часов не наблюдают»; «Прямой был век покорности и страха»; «Прошедшего житья подлейшие черты»; «Что хуже в них - душа или язык»; «А судьи кто?»; «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»; «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож».

Дополнения учеников:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»; «.кто служит делу, а не лицам.»; «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».

Пятая учебная ситуация «Ценности православной литературы». После домашнего прочтения «Урока о приобретении» отца О. Вострикова напишите размышление-миниатюру на одну из тем (в качестве тем даются выдержки из текста «Урока»): «Нет избранных от Бога, есть избранные от людей.», «Приобретая вещи - теряешь духовную суть.», «Приобретая власть, лишаешься того, что дороже власти. Лишаешься чести».

Отрывки из работ: «Нет людей избранных. Все люди одинаковы. Титулы не дают права пользоваться большими благами, чем отведено человеку», «Кто думает, что счастье во власти, а не в следовании законам чести, тот многое теряет: уважение людей, гордость, достоинство», «Если человек оценивает свою жизнь только на уровне приобретения вещей, грош ему цена. Надо иметь в жизни необходимое, надо ценить комфорт только как жизненное удобство. Нельзя приобретательство делать целью жизни».

Домашнее задание после таких уроков имеет два уровня: обязательный и творческий. Выполнение первого строго обязательно и оценочно; выполнение второго возможно только тогда, когда ученик полностью разделяет нравственные выводы урока. Обязательное задание включает выполнение задания из сборника тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ, творческое - написание сочинения-размышления на тему «Человек долга и чести».

Сочинения учеников на тему чести стали победителями многих городских и республиканских творческих конкурсов: «Учитель будущего» (республиканский конкурс эссе), «Звезда по имени Мария» (городской конкурс, посвященный Дню матери), «Солдат России» (городской конкурс, посвященный Дню Победы), «И все это о ней. Моя духовная матушка» (городской конкурс творческих работ «Твои люди, город»), «Д. С. Лихачев - жизнь, отданная людям» (городская научно-практическая конференция «Человек. Гражданин. Ученый»).

Резюме. В результате проведения интегрированного урока русского языка и литературы учащиеся, самостоятельно исследовав художественные тексты, повторили важнейшие правила русской орфографии и пунктуации, углубили свои знания по таким понятиям, как честь, достоинство, дух, душа, духовный и гражданский подвиг, духовное величие, духовный облик, духовная жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова, Н. А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе : учебно-методическое пособие / Н. А. Белова. - Саранск : Мордов. гос. ун-т, 2008. - 212 с.

2. Ильичева, И. М. Введение в психологию духовности : учебное пособие / И. М. Ильичева. - М. : МПСИ, 2006. - 349 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1973. - 423 с.

4. Селезнева, Е. В. Работа с текстом на уроках словесности / Е. В. Селезнева // Педагогический процесс в школе и вузе : сборник научных статей ; отв. ред. И. В. Павлов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. - С. 119-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.