Научная статья на тему 'Гражданственность и патриотизм: основа духовно-нравственного развития и воспитания личности'

Гражданственность и патриотизм: основа духовно-нравственного развития и воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1901
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / CITIZENSHIP / PATRIOTISM / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корниенко Н. А.

Предлагается концепция духовно-нравственного развития и воспитания чувств как основы гражданственности и патриотизма. Концепция базируется на формировании социально зрелой личности посредством актуализации соответствующих ценностных ориентиров и установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITIZENSHIP AND PATRIOTISM: BASIS OF SPIRITUALLY -MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF PERSONALITY

Proposed the concept of spiritual and moral development and education of the senses as the basis of citizenship and patriotism. The concept is based on the formation of socially mature personality through updating appropriate values and attitudes.

Текст научной работы на тему «Гражданственность и патриотизм: основа духовно-нравственного развития и воспитания личности»

поколением в информационно-психологическое пространство общества посредством разработанной в диссертации акмеологической программы.

Таким образом, в исследовании разработана крупная социально значимая научно-педагогическая проблема развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий на акмеологической основе, отражающей с одной стороны — ее междисциплинарный характер (работа выполнена на стыке психологии развития, акмеологии, педагогики, социальной психологии, педагогической психологии, психологии личности), и содержание, связанное с философией, педагогикой, социологией, этнографией, историей и науками, изучающими информационно-коммуникативные процессы; с другой стороны -фиксирующей двойственный характер изучаемого процесса, определяемый как акмелогическими законами и закономерностями развития человека, умножения его личностного потенциала, так и педагогической организацией указанного процесса, относящейся как к его содержательной, так и формальной сторонам, где последняя представлена развернутой технологией.

Сформулированные научные выводы делают в целом необходимым приведение социальных институтов России в соответствие с закономерностями, механизмами и тенденциями становления информационно-психологического пространства общества и развития в нем подрастающего поколения.

© Цымбаленко С.Б., 2011

Н.А. Корниенко

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ: ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ЛИЧНОСТИ

N.A. Kornienko

CITIZENSHIP AND PATRIOTISM: BASIS OF SPIRITUALLY-MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION

OF PERSONALITY

Предлагается концепция духовно-нравственного развития и воспитания чувств как основы гражданственности и патриотизма. Концепция базируется на формировании социально зрелой личности посредством актуализации соответствующих ценностных ориентиров и установок.

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, духовно-нравственное развитие личности, воспитание личности

Proposed the concept of spiritual and moral development and education of the senses as the basis of citizenship and patriotism. The concept is based on the formation of socially mature personality through updating appropriate values and attitudes.

Key words: citizenship, patriotism, spiritual and moral development of the personality, personality

В современной России складывается система новых общественных отношений. Характер процессов, развернувшихся на пространствах бывшего СССР, свидетельствует об определенной фазе существования Российского государства как самостоятельного субъекта политических процессов. В связи с этим возрастает роль патриотизма как фактора становления гражданского общества и Российского государства. Практика общественно-политической жизни по-новому обозначила необходимость обеспечения преемственности в развитии теории патриотизма, с одной стороны, а с другой -потребность в научном критическом анализе всего того, что влияет на формирование и развитие патриотизма [15].

Патриотизм представляет собой особо значимую ценность, так как является духовной основой единения, гармонизации современного российского общества, сохранения его самобытности и своеобразия в многоликом мире. Патриотизм - это идеология и психология, политика и деятельность, выражающие особое, любовно-возвышенное, преданное отношение человека к Отечеству. Этот подход позволяет по-новому оценить роль патриотизма как консолидирующего начала в сложных, противоречивых и неоднозначных процессах, вызванных изменением системы общественных отношений в нашей стране.

Патриотизм в России имеет целый ряд характерных черт, обусловленных неповторимостью ее исторического развития, самой судьбы русского народа, его культуры, образа жизни, менталитета, национального самосознания, богатством этносов, необъятностью территории, многообразием природы, климата и т.д. Следует отметить, как закономерность, неравномерный характер исторического развития патриотизма в нашем Отечестве: за небывало высоким всеобщим подъемом, как правило, следуют спад, депрессия и даже депатриотизация общества. Поэтому на протяжении последних столетий, и особенно последнего десятилетия, российский патриотизм был вынужден отстаивать свое право на существование и выживание, что не может не восприниматься как парадоксальное явление, непостижимое для большинства стран мира.

В этой связи есть основания выделить некоторые противоречия, негативно воздействующие на патриотизм. Наиболее типично они проявляются между обострением национальных чувств и стремлением к сохранению многонационального общества; между выражением любви к Родине на словах и отсутствием конкретных действий для ее блага, индифферентным отношением к действиям, несущим урон Отечеству.

В новых исторических условиях идет длительный и противоречивый процесс становления практически всех компонентов России как нового Отечества. Этот процесс вызывает к жизни новое явление - патриотизм российского общества. Рождение его, безусловно, будет сложным и противоречивым, поскольку, с одной стороны, он является наследником патриотизма Российской империи и советского патриотизма, с другой -представляет собой новое явление.

Необходимость в духовности и патриотизме особенно велика в современной России, находящейся на крутом историческом переломе. Успешный ход реформ и реализация национальных проектов вряд ли возможны, если система формирования и

развития нашего подрастающего поколения будет лишена духовно-нравственных основ, особенно любви к своему Отечеству.

Любовь к Отечеству, как верно подчеркивает Н. С. Михалков, воспитывается не патриотическими выкриками, а глубоким чувством и знанием родной истории. В том числе «близкой истории»: истории области, города, района, улицы, дома, в котором мы живем, в котором до нас жили предки, а после нас будут жить потомки [24].

Любовь к Отечеству требует от каждого из нас ежедневного ученичества, личного труда познания нашей Родины. Всякий нормальный человек любит Родину и почитает Отечество.

Александр Сергеевич Пушкин в своем письме к Петру Яковлевичу Чаадаеву выразил это чувство просто и ясно: «Я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, как нам Бог ее дал». Примечательно и то, что написал Пушкин эти слова по-французски...

Просвещенному консерватизму чужд патриотизм квасной, который так же далек от патриотизма истинного, как и национальное беспамятство. Истерика национальной исключительности, крикливый шовинизм в лучшем случае - глупость, в худшем -провокация.

Не монополизируя право на патриотизм, мы твердо заявляем о равном неприятии как чувства пролетарского интернационализма, ведущего к «казарменной дружбе народов», так и «слепой привязанности» к космополитическим ценностям, порождающей у человека черствость и равнодушие к своей Родине.

Истинный просвещенный патриотизм является нормой, принципиальной мужественной позицией, показателем душевного здоровья и зрелости человека и гражданина, для которого любовь к своей земле не означает неприязни к загранице, ведь патриотизм - это общность любви, а не ненависти.

Мы объединяемся вокруг созидающего «да», а не вокруг разрушающего «нет»

[24].

Именно в условиях современного развития идея патриотизма может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются высокие, значимые чувства, убеждения, позиции, устремления каждого человека, его готовность и способность к активным действиям для блага Отечества.

В переломные эпохи, когда идет смена ценностных ориентиров, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого группируются здоровые силы общества. Именно он придает смысл жизни и деятельности людей, помогая им объединяться. Нынешний всплеск патриотизма как реакции, с одной стороны, на негативные изменения в обществе, а с другой - обращение к патриотизму как важнейшему средству, способному мобилизовать все слои населения на выход из кризиса во имя служения Отчизне, на наш взгляд, является закономерным.

Сам патриотизм, как ценность, может стать той основой, вокруг которой сплотятся силы российского общества. Тенденции развития духовной жизни современной России говорят о реальности такой возможности [15].

Великий русский мыслитель и педагог М.В. Ломоносов считал, что воспитание человека-гражданина, человека-патриота должно быть главной целью педагогического процесса, реализуемого посредством изучения языка и традиций, воспитывающего любовь к родному Отечеству. Именно М. В. Ломоносову принадлежит идея о воспитательном значении русского языка в формировании патриотизма, распространении грамотности и развития науки. Революционно-демократическое обоснование чувств патриотизма и служения Отечеству было высказано А.Н. Радищевым, отмечавшим, что «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», «тот есть, прямо благороден, которого сердце не может не

трепетать от нежной радости при едином имени Отечества». Взросление личности подрастающего человека понимается в контексте жизненной позиции, которая в новых меняющихся условиях приобретает следующие черты: преданность делу Отечества; проявление социальной и трудовой активности; этнической толерантности и непримиримости к национальным предрассудкам [1; 2; 3; 5; 8; 10; 13; 16; 23; 26].

С момента принятия государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 [11], 2006-2010 годы» сделано немало - создана система патриотического воспитания граждан, способная обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации. Программа стала реальной перспективой нравственного возрождения в обществе. Государственные и общественные деятели, ученые, представители религиозных конфессий предлагают пути сплочения российского общества после почти полной девальвации понятия «патриотизм» в 90-х годах прошлого века, утраты нашим обществом традиционно сильного российского патриотического общественного сознания [4, 6, 9, 12, 14, 22]. В их выступлениях и статьях подчеркивается необходимость укрепления российского государства, признается тот факт, что реформы, проводимые в стране, нуждаются в четком идеологическом обосновании. А оно может базироваться, как правило, на одном из главных факторов -гражданственности и патриотизме [20].

Как следует из положений Программы, «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время» [11, с.2]. В условиях средней образовательной школы проблема патриотического воспитания лежит в плоскости создания целевых программ, направленных на формирование у школьников адекватных социальных установок, активной жизненной позиции, готовности к защите завоеваний Отечества. Такими педагогическими технологиями могут выступать реально моделирующиеся условия взаимодействия школы и других социальных институтов - военных, милиции, частей пожарной охраны и др., в деятельности которых отмечается реализация основных принципов профессионально-патриотического долга перед гражданами России и государством.

Учащиеся средних и старших классов общеобразовательной школы, воспринимая и усваивая технологии педагогического воздействия, как особенности установления отношений между субъектами педагогического взаимодействия -учителем и учащимися, - используемые при этом психолого-педагогические приемы воздействия на учащихся в процессе обучения и воспитания [28], которые несут в себе тематику воспитания гражданственности и патриотизма, обретают стиль жизненных ориентиров профессионально-педагогической деятельности, интегрируются в своей непосредственной учебной деятельности, которая становится для них и профессиональным интересом, и мотивационным побуждением к овладению учебой как профессией в будущей трудовой деятельности. Условия образовательной среды, которые рассматриваются в контексте потребностно-мотивационных ориентиров учащихся, определяющих особенности их поведения, как субъектов учения, оказывают существенное влияние на организацию учебной деятельности учащихся, а навыки учебной деятельности служат детерминантами успешной адаптации и обучаемости школьников в связи с определением гражданско-патриотической позиции в обществе.

Таким образом, актуальность проблемы разработки концепции гражданственности и патриотизма - основы духовно-нравственного развития и воспитания, определяется необходимостью обновления содержания воспитания и

обучения учащихся общеобразовательной средней школы в новых социальных условиях и в связи со следующим:

1) существующими противоречиями в системе образования на место и роль психолого-педагогического воздействия на личность учащегося в связи с формированием его мировоззрения по отношению к себе и Отечеству.

2) отсутствием педагогически обоснованных подходов в воспитании чувств гражданственности и патриотизма у школьников с учетом специфики муниципального образования;

3) недостаточной преемственностью во взаимодействии школы и других социальных институтов - военно-патриотических организаций, внешкольных молодежно-общественных организаций по вопросам воспитания подрастающего поколения.

В то же время проблема разработки концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданственности и патриотизма, понимания сущности воспитания в современных условиях, развитие психолого-педагогической составляющей формирования качеств гражданственности у молодежи имеет также актуальное практическое значение - без воспитания любви к Отечеству, пропаганды исторических традиций, без акцента на защиту интересов России, без привития молодежи чувства уважения к истории России, качеств патриота и гражданина невозможно укрепить духовные силы народа, возродить сильное государство [20].

Итак, гражданско-патриотическое воспитание учащихся и студентов - это взаимодействие учащихся и учителей, студентов и преподавателей, направленное на становление молодого человека как гражданина демократического государства, действующего на основе ценностей демократии, государственных законов, религиозных основ и этики рыночной экономики, ориентированного на идеалы служения Отечеству при уважении ко всем народам, населяющим Россию и другие страны [7].

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности, имеющая непреходящее значение, приобретает особую актуальность в переломные моменты истории. Сегодня становится очевидным тот факт, что никакие социально-экономические и политические преобразования в нашей стране не могут быть успешно осуществлены без учета Интеллектуального потенциала личности и общества

[27].

С этой целью в 4-х классах образовательных учреждений Новосибирской области в 2009 году начата апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Департамент образования Новосибирской области потребовал от руководителей органов управления образования муниципальных районов и городских округов Новосибирской области включить все общеобразовательные учреждения Новосибирской области в апробацию комплексного учебного курса в 2009-2011 годы.

Современное же состояние общества неукоснительно требует обращения к проблемам духовности и нравственности. Тем не менее, очевидно, что в сфере воспитания и образования в наши дни существует ряд противоречий, затрудняющих решение данной проблемы, важнейшими из которых являются социальные и этико-педагогические.

Социальные противоречия можно рассматривать как рассогласование между должным (нравственно-ценным) и реально существующим. Под должным [27] понимается заложенная в нормативных документах Федерального агентства по образованию Российской Федерации концепция воспитания подрастающего поколения на основе общечеловеческих моральных ценностей.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000 г.) ведущим принципом государственной образовательной политики выдвигается воспитание человека-гражданина, уважающего права и свободы других людей, формирование активной, творческой, критически мыслящей личности, способной приносить пользу обществу, что признается необходимым условием успешной реализации демократических реформ и гуманизации общественных процессов.

Однако в реальном общественном опыте часто наблюдаются противоположные тенденции. В современной России, прошедшей через многие кризисные явления в политической, общественной и экономической областях жизни, среди значительной части учащихся общеобразовательных и профессиональных школ, училищ, обостряются межличностные конфликты, как, например, в конце 2010 года в г. Москве на Манежной площади, проявляется бездуховность, жестокость, отсутствие доброты, человечности, чуткости в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственных чувств, в особенности таких, как совесть, долг, ответственность, гуманные чувства [27].

Этико-педагогические противоречия - это рассогласование между социальной потребностью в нравственно-воспитанной личности и невысокой результативностью процесса воспитания в практике современной школы. Они обусловлены тем, что длительное время в педагогике советского периода во главу угла ставилось идейно-политическое воспитание школьников с позиций господствующей идеологии. Нравственные идеалы и ценности в воспитании определялись «Кодексом будущего строителя коммунизма», и воинствующий атеизм был главным их условием. Итогом эпохи господствующего материализма явилось почти полное забвение национальных духовных святынь, определяемых, прежде всего историческими православными корнями русского народа. А ведь именно эти корни питали изначально чувство самосознания, патриотизма и гражданственности, что находило отражение в Отечественной литературе, искусстве, культуре [27].

Теоретические исследования помогают осмыслить вопросы гражданско-патриотического воспитания и социальной активности молодежи. Но в связи с коренными преобразованиями в российском обществе - изменение политического строя, экономического уклада, возможностей государства по отношению к системе образования, переход от плановой к рыночной экономике и, как следствие, резкое расслоение и деклассация общества, возникновение и развитие конфликтов на национальной почве, изменение сознания людей, объективно состоявшийся разрыв связи между поколениями показывают, что требуется разработка соответствующей современным требованиям научно-обоснованной системы гражданско-патриотического воспитания - основы духовно-нравственного развития и воспитания личности [7].

Вопросы гражданственности и патриотизма рассматривались представителями философской и художественной мысли. Внимание к вопросам воспитания гражданственности и патриотизма было обострено в начале ХХ века, особенно с началом Первой мировой войны. Победы немецкой армии объяснялись тем, что у Германии есть национальная школа, а в России её нет. Безусловным признавалось стремление развить в молодых людях любовь и уважение к стране, к которой он принадлежит, в то же время педагогами осознавалась опасность чрезмерным увлечением формирования понятия исключительности своей нации. Предлагался средний путь - культивируя положительное отношение к своему государству, истории, культуре, религиозной основе, не игнорировать достижения других наций

Вся система гражданско-патриотического воспитания в советской стране была основана на единой марксистско-ленинской идеологии.

В настоящее время воспитание гражданина и патриота определяется задачами подготовки молодежи к жизни в демократическом обществе и правовом государстве. При этом интересы общества должны включать совокупность интересов отдельных личностей и групп населения. Одновременно интересы личности должны быть интегрированы в интересы общества и государства и способствовать их развитию и укреплению [7].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» основными направлениями воспитания провозглашены: воспитание гражданственности и патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к своей Родине, семье. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования [17; 18].

Она представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [17, с. 6].

Концепция определяет:

1) характер современного национального воспитательного идеала;

2) цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

3) систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

4) основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

(продолжение следует)

© Корниенко Н А. 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.