Научная статья на тему 'Анализ уровня воспитанности морально-нравственных качеств устудентов вуза'

Анализ уровня воспитанности морально-нравственных качеств устудентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1518
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ / ETHIC AND MORAL EDUCATION / ETHIC VALUES / VALUE ORIENTATIONS / MORAL NORMS / EDUCATION LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимченко Вероника Владимировна

Статья посвящена одной из важнейших проблем на сегодняшний день, стоящих перед обществом и государством, морально-нравственному воспитанию молодежи. Автором раскрывается содержание понятий «морально-нравственное воспитание, «нравственные ценности, «ценностные ориентации, «моральные нормы. Приводятся результаты и анализ диагностики уровня воспитанности морально-нравственных качеств у студентов Хакасского технического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the level of ethic and moral education in higher school students

The article is devoted to one of the most important problems facing society and state nowadays. It is moral and ethic education of young people. The author reveals the essence of notions: «ethic and moral education, «moral values, «value orientations, «moral norms. The results and diagnostics analysis of the ethic and moral education level in Khakas Technical Higher School students are submitted.

Текст научной работы на тему «Анализ уровня воспитанности морально-нравственных качеств устудентов вуза»

Литература

1. Багачук А.В. Гаврилов И.К., Пилипчевская Н.В. Воспитательное пространство педагогического вуза как условие формирования ключевых компе-тентностей // Вестник ТГПУ. - 2008. - Вып. 3 (77).

2. Галкина О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - № 3. Спец. вып.

- С. 231-238.

3. Калмыков С.В. Университеты связуют времена.

- Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - 304 с.

4. Новое поколение: учимся вместе: сб. науч.-метод. материалов / под ред. О.В. Рубцовой. -Копейск: Копейский рабочий, 2009. - 235 с.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 11-е изд., стер.; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1975. - 846 с.

6. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госу. дарственного университета. E-mail: galina.rogaleva@ mail.ru

Rogaleva Galina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy. Buryat State University. E-mail: galina.rogaleva@ mail.ru

УДК 378.034 © В.В. Тимченко

Анализ уровня воспитанности морально-нравственных качеств

у студентов вуза

Статья посвящена одной из важнейших проблем на сегодняшний день, стоящих перед обществом и государством, - морально-нравственному воспитанию молодежи. Автором раскрывается содержание понятий «мо.. рально-нравственное воспитание-, «нравственные ценности-, «ценностные ориентации-, «моральные нормы-. Приводятся результаты и анализ диагностики уровня воспитанности морально-нравственных качеств у студентов Хакасского технического института.

Ключевые слова: морально-нравственное воспитание, нравственные ценности, ценностные ориентации, моральные нормы, уровень воспитанности.

V.V. Timchenko

Analysis of the level of ethic and moral education in higher school students

The article is devoted to one of the most important problems facing society and state nowadays. It is moral and ethic education of young people. The author reveals the essence of notions: «ethic and moral education-, «moral values-, «value orientations-, «moral norms-. The results and diagnostics analysis of the ethic and moral education level in Khakas Technical Higher School students are submitted.

Keywords: ethic and moral education, ethic values, value orientations, moral norms, education level.

На современном этапе развития общества обострилась проблема морально-нравственного воспитания личности в связи с происходящими экономическими и политическими изменениями в стране. Наблюдается снижение воспитательной роли семьи; ориентация молодежи преимущественно на рыночные ценности в ущерб духовно-нравственным; развитие различных форм асоциального поведения детей и молодежи; обесценивание в общественном сознании таких понятий, как «патриотизм», «долг», «совесть», «честность», «порядочность», «ответствен.. ность», «нравственность» и т.д. Не может оставить равнодушным низкий уровень культурных запросов молодежи. У молодежи стали непопулярны театр, классическая музыка, художественная литература. Свободное время многих

учащихся и студентов - это преимущественно пустое времяпрепровождение. В связи с этим государство определяет морально-нравственное воспитание как первостепенный приоритет в образовании, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Следует отметить, что морально-нравственное воспитание личности в России является традиционно значимым на протяжении полутора веков. Еще основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский подчеркивал, что истинное, созидающее человека воспитание - это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание. Именно оно является основой характера человека, личности [1].

В контексте нашего исследования морально-нравственное воспитание понимается как присвоение воспитанником системы нравственных ценностей и моральных норм, которыми руководствуется человек в различных ситуациях общественной жизни, что находит выражение в нравственно ценной, общественно и личностно значимой деятельности, осуществляемой в характерных для данного общества (культуросо-образных) формах. Показателем воспитанности личности является сформированность ее морально-нравственных качеств, которые проявляются через систему ценностных ориентаций и моральных норм [5].

Моральные нормы - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Мо... ральная норма может побуждать личность к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них [3].

Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные ее жизненным опытом, совокупностью ее переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного [4]. Понятие «ценностные ориентации» взаимосвязано с понятием «нравственные ценности». Термин «ценностные ориентации» описывает индивидуальное отношение и выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Разделяя точку зрения И.Н. Шадриной, под нравственной ценностью в своем исследовании понимаем личностно значимые нравственные категории, выступающие в качестве идеала [4].

Существуют различные классификации нравственных ценностей. Например, выделяют

Результаты

ценности, соответствующие потребностям личности - витальные, аффилиативные и духовные (А.Н. Елизаров, В.Б. Швырков); ценности, в которых реализуется смысл жизни человека, -ценности творчества, переживания и отношения (В. Франкл); ценности, проявляющиеся как свойства личности и как наиболее характерные способы поведения личности (С.С. Бубнова); выделяют терминальные ценности (ценности-цели), выражающие представления личности о том, к чему необходимо стремиться в жизни, и инструментальные ценности (ценности-средства), т.е. ориентации на основные способы достижения этих целей (М. Рокич) и т.д.

В своем исследовании мы будем основываться на классификации, данной в работах М. Рокича.

С целью определения терминальных и инструментальных нравственных ценностей студентов нами проведен ряд анкетных опросов [2] студентов с 1 по 5 курс Хакасского технического института (в опросе приняло участие 1100 человек).

Анализ результатов анкетирования (табл. 1) показал, что из 18 терминальных ценностей, представленных для выбора студентам, наиболее важными для них являются:

• здоровье (74%),

• любовь (64%);

наличие хороших и верных друзей

(58%);

• счастливая семейная жизнь (56%);

• материально обеспеченная жизнь (57%).

Таким образом, можно сделать вывод, что

для современного студента приоритетными являются личностные ценности.

Таблица 1

анкетирования

№ п/п % студентов Терминальная ценность

1 73,7 здоровье (физическое и психическое)

2 63,5 любовь (духовная и (или) физическая близость с любимым человеком)

3 58,2 наличие хороших и верных друзей

4 57,1 материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

5 55,9 счастливая семейная жизнь

6 52,5 жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

7 51,4 интересная работа

8 50,9 активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

9 48,2 уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

10 47,2 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

11 46,7 развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

12 41,5 общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

13 40,3 продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

14 40,1 познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

15 35,9 развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

16 29,4 красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

17 28,5 счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

18 25,3 творчество (возможность творческой деятельности)

Также из таблицы видно, что нравственные ценности, связанные с определением своего места в обществе, своими свободами в обществе, обязанностями по отношению к обществу, занимают следующие места в списке ценностей современного студента. Так, независимость в суждениях, свобода занимают в списке ценностей 10 место, то есть почти половина (47%) студентов считают эту ценность важной для себя. А общество в целом, его благосостояние, развитие практически замыкают список ценностей, являясь для студента практически самыми незначимыми ценностями. При обработке анкет встречались подписи в графе с этой ценностью «для моих близких людей». То есть важность, значимость для современного студента имеет только то, что входит в его ближайшее окружение, его личный мир общения. Студент не ощу... щает себя частью социума на уровне страны, народа, человечества.

Можно еще отметить то, что невысокий рейтинг занимает такая ценность, как красота природы и искусства. А ведь это тренировка чувственной сферы человека, что также является важным аспектом морально-нравственного восприятия действительности.

Последнее место в списке ценностей занимает творчество. Видимо, опыт творческой деятельности у студентов настолько мал, что эта ценность для них пока является совершенно чуждой.

Результаты опроса по определению инструментальных ценностей, то есть тех качеств личности, которые бы они хотели в большей степени видеть у себя, представлены в таблице 2. Радует то, что 56% студентов отмечают важность для себя такого качества, как ответственность

(чувство долга, умение держать слово); 54% -чуткость (заботливость); 46% - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) и исполнительность (дисциплинированность). Разочаровывает, что честность занимает лишь 14 место в списке ценностей (41%), широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) - 15 место (40,6%). То есть современный студент не считает важным быть искренним и уважительным по отношению к другим.

Также нами проведена диагностика уровня воспитанности морально-нравственных качеств личности студентов по их самооценке.

Мораль в своей совокупности представляет некоторые правила и нормы поведения человека в обществе, некоторую модель должного и правильного поведения. С другой стороны, мораль трактуется как форма самосознания человека, посредством которого он приходит к постижению своего бытия в качестве человека, своего призвания и предназначения, целей и смысла своего существования. Развитие и изменение человека в нравственном плане происходит в течение всей его жизни. И если он положителен, то нравственный горизонт личности как нечто идеальное отодвигается. И человек, достигая намеченных границ, опять видит перспективы развития. Поэтому по самооценке морально-нравственных качеств личности можно в некоторой степени судить об уровне морально-нравственной воспитанности. Завышенная или заниженная самооценка в совокупности с ранее представленными параметрами свидетельствует о низком уровне морально-нравственного воспитания студента.

Таблица 2

Результаты анкетирования

№ п/п % студентов Инструментальные ценности

1 67,5 воспитанность (хорошие манеры)

2 57,1 аккуратность, чистоплотность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)

3 55,9 жизнерадостность (чувство юмора)

4 55,8 ответственность (чувство долга, умение держать слово)

5 53,6 чуткость(заботливость)

6 52,9 образованность (широта знаний, высокая общая культура)

7 48,6 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

8 47,7 рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

9 46,4 независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

10 46,3 терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

11 45,9 исполнительность (дисциплинированность)

12 45,5 твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

13 44,3 смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

14 41,4 честность (правдивость, искренность)

15 40,6 широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

16 38,7 эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

17 36,6 высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

18 30,1 непримиримость к недостаткам в себе и других

Анализ результатов анкетирования по самооценке студентов уровня воспитанности мо-. рально-нравственных качеств показал, что часть опрошенных дает явно завышенную неадекватную самооценку, а именно: 21% студентов 1 курса; 17% - 2 курса; 18% - 3 курса; 8% -4 курса; 14% - 5 курса; около 16% - в среднем по институту.

При достаточно высоком уровне воспитанности морально-нравственных качеств личности, как отмечалось ранее, человек относится к себе достаточно критично: достигая намеченного уровня, осознает свое несовершенство и устанавливает новые нравственные горизонты. Таким образом, по этому показателю около 16% студентов находятся на низком уровне воспитанности морально-нравственных качеств.

Вышеприведенные результаты исследования позволили оценить уровень воспитанности морально-нравственных качеств у студентов Хакасского технического института. Результаты таковы: большая часть студентов (57,2%) имеет средний уровень; более 34% - низкий; и лишь небольшая часть (8,5%) имеет высокий уровень воспитанности данных качеств, что проявляется в их активном участии в жизни института, города, страны.

Таким образом, результаты исследования подтверждают значимость и необходимость решения обозначенной проблемы. На наш взгляд,

можно выделить некоторые возможности вуза, способствующие морально-нравственному воспитанию студентов:

1) усиление нравственно-ценностного потенциала учебных дисциплин;

2) применение личностно ориентированных образовательных технологий;

3) создание атмосферы духовности;

4) организация процесса самовоспитания студентов;

5) включение студентов в добровольческую и волонтерскую деятельность, в проведение милосердных акций; в работу общественных организаций, а также социально значимых проектов.

Литература

1. Абрямян Н.Ю. Нравственное воспитание студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций: автореферат дис. - канд. пед. наук. - Томск, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992.

3. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985.

4. Шадрина И.Н. Формирование ценностные ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования: автореферат дис. - канд. пед. наук. - Кемерово, 2005.

5. Шефер О.Р. Методика воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности у учащихся в процессе обучения физике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2004.

Тимченко Вероника Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и естественно-научных дисциплин Хакасского технического института. E-mail: [email protected]

Timchenko Veronika Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of mathematics and natural science, Khakas Technical Institute. E-mail: [email protected]

УДК 37.0 © Т.С. Базарова, Н.П. Хинзеева

К проблеме формирования коммуникативной компетенции в образовательном процессе вуза

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранных студентов русскому языку. Приводятся данные опытно-экспериментальной работы, проведенной автором на базе Улан-Баторского филиала «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова-.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативный потенциал, обучение иностранных студентов, межкультурная коммуникация, общение, профессиональная компетентность.

T.S. Bazarova, N.P. Khinzeeva

To the problem of formation of communicative competence in the higher educational institution process

The article considers the issues of formation of communicative competence in the process of teaching the Russian language to foreign students. The data of experimental work are submitted, they have been conducted by the author on the basis of Ulan-Bator Branch of Russian Economic University named after G.V. Plekhanov.

Keywords: communicative competence, communicative potential, teaching foreign students, intercultural competence, communication, professional competence.

Формирующиеся социально-экономические условия в России требуют от экономистов, менеджеров, руководителей производства таких качеств, как предприимчивость, коммуникабельность, готовность адаптироваться к новым условиям работы и регулировать отношения между людьми в процессе совместной деятельности.

Профессионально-ориентированное обучение дисциплинам гуманитарного цикла, в частности иностранному языку, при подготовке специалистов является одним из самых важных и приоритетных направлений современного образовательного процесса. Именно благодаря характеру гуманитарных дисциплин, особенно в процессе изучения иностранного языка, формируются коммуникативная, речевая компетенции; раскрывается коммуникативный потенциал, важный для успешной, творческой, квалифицированной самореализации обучающихся в ситуациях делового партнерства.

В последние годы в психолого-педагогической науке в нашей стране и за рубежом наблюдается увеличение интереса к проблеме потенциала. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, Б.Г. Ананьев, 1968; И.П. Волков, 2001; О.И. Раева, 1999; И.П. Маноха, 1995; Г.Д. Парыгин, 1999; Н.Э. Пфейфер, 1996; В.Г. Нестеров, Л.И. Иванько, 1987 и другие, выявляют, описывают и класси-

фицируют дефиницию потенциала, определяют его структуру и закономерности. Теория коммуникативного потенциала разрабатывались учеными А.А. Брудным, М.С. Каганом, Р.А. Максимовой, В.В. Рыжовым. Понятие коммуникативного потенциала подробно исследовано и в психологической науке, по словам И.В. Мирошниченко, коммуникативный потенциал - это «характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Коммуникативный потенциал - это единство коммуникативных свойств личности - характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения; способностей - включают способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении; компетентности - это знание норм и правил общения, например праздничного, владение его технологией и т.д.» [6].

Обучение студентов-иностранцев проходит в несколько этапов. Сначала определяются уровни владения языком, так как именно от такой дифферинциации зависит выработка компетенций и овладение профессиональной компетентностью. Каждый уровень осуществляется через определенный этап обучения. Такая клас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.