Научная статья на тему 'К проблеме нравственно-этического воспитания студентов (из опыта работы)'

К проблеме нравственно-этического воспитания студентов (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Посох Анна Васильевна, Веннер Алевтина Николаевна

Статья исследует некоторые проблемы нравственно-этического образования и воспитания студентов высших технических учебных заведений. Нравственно-этическое воспитание рассматривается как одно из основных направлений образовательно-воспитательного процесса, поскольку помогает каждому студенту определить ценностные основания своей жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Подчеркивается, что аспект нравственного становления личности приобретает все большую важность в связи с тем, что реализация нравственного содержания в социальной и государственной сферах взаимоотношений между людьми станет основой гуманизма в обществе. Смысл гуманизации состоит в создании такой образовательной системы, которая гарантирует развитие творческих способностей личности, ее интеллектуально-нравственной свободы и делает студента субъектом образовательно-воспитательного процесса. Очерчиваются некоторые задачи и способы организации этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме нравственно-этического воспитания студентов (из опыта работы)»

УДК 378:37.033

А. В. Посох, доцент; А. Н. Веннер, ст. преподаватель

К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

(из опыта работы)

The paper dwells upon some problems of moral education and up-bringing of students at higher technical educational institutions. Moral education is viewed as one of the main directions of the educational process as it helps every student to determine prior values of life, to obtain sense of ability and responsibility to preserve moral principles of society. It emphasizes that the aspect of moral formation of the personality is becoming more and more important as realization of the moral essence in social and state spheres of relations between people will serve as the basis for humanism in society. The essence of humanization consists in creation of such an educational system which guarantees development of active creative abilities of the person, his intellectual-moral freedom, makes the student an active subject of the educational process. It outlines some tasks and ways of organizing this process.

Введение. В современной Беларуси приоритет воспитания провозглашен в сфере государственной политики, и следовательно, проблема приоритета ценностных ориентации в жизни представляется чрезвычайно актуальной. Важна она и в определении ценностных оснований педагогической модели образования и воспитания. Нравственно-этическое основание вуза приобретает ведущее значение, что дает возможность помочь каждому студенту определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство солидарности с другими людьми и разделить ответственность за сохранение моральных основ общества.

Основная часть. Мораль (от лат. тогаНв) -нравственность, правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, другим людям; одна из основных форм культуры и идеологии; любовь к родине, подчинение личных интересов интересам общества, уважение к человеческому достоинству; бережное отношение к собственности [1]. Нравственность означает правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил [2].

Аспект нравственного становления личности приобретает все большее значение, поскольку только реализация нравственного начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей станет фундаментом гуманизма в обществе. Гуманизация предполагает приоритет человека в любой сфере деятельности, постановку человека в центр всей системы образования и воспитания. Смысл гуманизации состоит в создании такой воспитательной системы, которая гарантирует развитие активно-творческих возможностей студента, его интеллектуально-нравственной свободы, возвращает ему роль активного субъекта педагогического процесса.

Главным содержанием гуманистической модели воспитания становятся:

• насыщение содержания воспитания проблемами человека и организация воспитания

как гуманитарной практики, направленной на оказание помощи личности в ее духовно-нравственном становлении, на востребованность ее культурного потенциала и разрешение конкретных жизненных проблем;

• возвращение к индивидуальности и самобытности молодого человека, что означает решительный отказ от общего подхода в воспитании и признание каждой личности высшей ценностью воспитания; развитие субъективных свойств, творческого потенциала, поддержка самобытных черт характера как главная забота воспитателя;

• возвращение воспитания в контекст культуры как среды, питающей духовное и нравственное развитие молодого поколения [3].

Педагогический опыт свидетельствует о том, что гуманизация социальной среды, развитие гуманитарной культуры и усиление нравственных основ воспитания представляются наиболее надежными и эффективными направлениями образовательно-воспитательного процесса в вузе. Создавая систему воспитания, важно определить нормы социальной жизни общества в качестве целей и задач нравственного воспитания, чтобы формировать у студента соответствующие черты характера и моральные установки, согласующиеся с функционирующей в данном обществе моралью.

Нравственно-этическое (от лат. е1Ыса — философское учение о морали, нравственности как одной из форм идеологии, а также сама система норм нравственного поведения людей) воспитание выступает одним из главных условий жизнеспособности человека в обществе. Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности составляет основу социализации молодого поколения и служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности.

Каждая личность стремится найти и утвердить свое место в жизни. Этот процесс длится на протяжении всей жизни человека. Но особенно ярко социализация происходит в раннем

юношеском возрасте, когда человек входит в мир взрослых, обучаясь на младших курсах вуза. В этот период стремление к утверждению своей индивидуальности становится центральным моментом его личности. Исследования и наблюдения показывают, что именно в этом возрасте создаются наиболее благоприятные возможности и условия для нравственного воспитания человека и его нравственного самосовершенствования .

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования должны выступать: уровень знания и убежденности в необходимости соблюдения норм морали, сформирован-ность моральных качеств личности, развитость умений и навыков соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности, который должен проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Модель целостной системы нравственно-этического воспитания вуза включает воспитание непреходящих человеческих ценностей, гуманизма, трудолюбия и чувства ответственности, правовой культуры, культуры общения, чувства собственного достоинства.

Нравственно-этическое воспитание — это важнейшая составляющая в формировании личности, ибо мораль является регулятором взаимоотношений между людьми, проникая во все сферы жизни, формируя сознание и определяя поведение людей. Общая задача нравственно-этического воспитания — сформировать у человека убеждения, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о близких.

Современная философия образования и воспитания, формулируя цели и задачи воспитания, обосновывает всевозрастающую роль национальных и общечеловеческих ценностных приоритетов, важнейшее место среди которых занимает формирование гражданина, личности, патриота. Воспитательный процесс в высших учебных заведениях призван обеспечить формирование системы гуманистических ценностей личности:

• ценностей, связанных с уважением прав человека, достоинства;

• социокультурных, отражающих отношения к культуре, науке, образованию, искусству, этике, морали, национальным и межэтническим особенностям;

• социальных, позволяющих адекватно оценивать политическую структуру общества, правовую и экономическую культуру;

• экологических, формирующих гуманное отношение к природной среде [4].

В качестве базового компонента нравственно-этического воспитания должна выступать гуманизация личности в контексте ее духовно-

го развития, освоения общечеловеческих ценностей. Это требует направленности процесса воспитания на интеграцию мысли воспитуемо-го, ее нравственного знания и чувства переживания с действием. С этой целью кураторы учебных групп первого курса прежде всего должны провести со студентами тест для определения состояния их нравственного воспитания и потенциала его совершенствования.

На кафедре иностранных языков проводится тест «Ценностные ориентации». Испытуемому предлагается проранжировать карточки с наименованием ценностей и обозначением на оборотной стороне «Т» или «И», ранжируются последовательно терминальные, затем инструментальные ценности [5].

Список «Терминальные ценности»: активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); здоровье (физическое и психическое здоровье); интересная работа; красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); любовь (духовная и физическая близость); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и верных друзей; общая хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); равенство (братство, равные возможности для всех); самостоятельность как независимость в суждениях и оценках; свобода как независимость в поступках и действиях; счастливая семейная жизнь, творчество (возможность творческой деятельности); уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).

Список «Инструментальные ценности»: аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах); воспитанность (хорошие манеры, вежливость); высокие запросы (высокие притязания); жизнерадостность (чувство юмора); исполнительность (дисциплинированность); независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); непримиримость к недостаткам; образованность (широта знаний, высокая общая культура); ответственность (чувство долга, умение держать слово); рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения); самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; твердая воля (умение настоять на своем, не отступать

перед трудностями); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать им ошибки и заблуждения); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные обычаи, вкусы, привычки); честность (правдивость, искренность); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); чуткость (заботливость).

Анализ материалов тестирования помогает куратору определить дальнейшее направление работы. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей — средств или представлений о нормах выполнения, которые человек рассматривает в качестве эталона. В большинстве случаев результаты показывают, что среди терминальных ценностей выше всего студенты ценят любовь, материально обеспеченную жизнь, самостоятельность, счастливую семейную жизнь, уверенность в себе, свободу и удовольствия, а среди инструментальных ценностей — независимость, жизнерадостность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения. Полученные результаты дают общее представление о нравственном облике современного молодого человека и свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по организации нравственного воспитания.

Ведущая роль в организации этой работы принадлежит куратору академической группы, который хорошо знает психологопедагогичес-кие особенности студентов группы и может учитывать их в своей работе. Именно куратор помогает студентам наладить взаимоотношения на основе дружбы, сотворчества и партнерства. Важно также, чтобы воспитательное воздействие на студентов осуществлялось системно и целенаправленно и опиралось на силу положительного примера.

Огромное значение в формировании нравственно-этического облика студентов имеет студенческое самоуправление. Оно способно реализовать универсальный воспитательный механизм, основанный на свободном волеизъявлении и внутреннем осознании студентами необходимости работы по самосовершенствованию. Оно может рассматриваться как инструмент молодежной политики государства для реализации воспитательных программ.

Процесс нравственного воспитания и самовоспитания в значительной мере зависит от уровня развития коллектива, в котором обучается человек. Совместная грамотно организованная деятельность студента в коллективе в

значительной мере способствует его нравственному воспитанию и совершенствованию. Коллектив помогает ему осмысливать и критически воспринимать свои слова и поступки, анализировать противоречивые идеи, самостоятельно искать правильное решение.

Основными формами работы по формированию нравственной ориентации студентов младших курсов на кафедре являются: философские столы - дискуссии, сократовские беседы — коллективные раздумья над какой-либо важной нравственной проблемой, круглые столы, диспуты, лекции — рассуждения, экскурсии в музеи, посещение выставок, театров и кинотеатров, нравственно-воспитательные часы и часы общения. Проводимая работа направлена на формирование нравственных качеств личности, которые согласуются с функционирующей в обществе моралью и свойственны человеку как гражданину и патриоту своей страны, специалисту-интеллигенту, носителю передовой культуры.

Заключение. Повышению эффективности работы по нравственно-этическому воспитанию содействует мониторинг качества воспитания, который способствует своевременному выявлению проблем и совершенствованию организации работы.

Литература

1. Локшина, С. Н. Словарь иностранных слов / С. Н. Локшина, Б. Ф. Корицкий. - М.: ГИИНС, 1995. - С. 462,463, 823.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Советская энциклопедия, 1973.-С. 384.

3. Кагерманьян, В. С. Мониторинг и оценка воспитательной деятельности в вузе / В. С. Кагерманьян, А. В. Пономарев, Н. А. Маркова // Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - М.: ФИРО, 2006. - Вып. 5. - С. 92.

4. Кагерманьян, В. С. Современная система воспитания студентов вузов: концептуальные основы и программа развития / В. С. Кагерманьян // Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. — М.: ФИРО, 2006. - Вып. 4. - С. 68.

5. Мониторинг качества системы воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования: метод, рекомендации. - Минск: РИПО , 2005. - С. 342.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.