Образование и наука. 2015. № 6 (125)
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 37.034:378
Ходько Аксана Федоровна
аспирант кафедры педагогики Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шемякина, Мозырь (Республика Беларусь). E-mail: aksana-shurpach@mail. ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Цели статьи - рассмотреть педагогическое обеспечение и особенности формирования нравственного сознания студентов, его основные компоненты и принципы; охарактеризовать составляющие профессиональной культуры преподавателя; определить педагогические условия развития нравственности студентов на основе реализации принципа воспитывающего обучения современного специалиста.
Методы, использованные в работе, - сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников, анализ документов, систематизация и обобщение теоретического материала, логико-исторический, причинный, функциональный и системно-структурный анализ.
Результаты. Показано, что глобальной целью современной высшей школы является формирование созидательной, творческой личности, олицетворяющей собой высококвалифицированного специалиста, добропорядочного семьянина, сознательного гражданина и патриота своей Родины, ответственного за ее настоящее и будущее. Сегодня существенно возрастает значимость идеологической и воспитательной функций преподавателя, направленных на актуализацию мировоззренческой позиции студента, его профессионально-трудовое, гражданское и духовно-нравственное становление. Нравственное развитие личности представляет собой процесс становления и изменения индивида как субъекта морали, предполагающий выработку на основе усвоения нравственного опыта человечества индивидуальной системы моральных ценностей, которая свидетельствует о целостности личности. Современные социокультурные условия требуют обновления содержания, форм и методов воспитания в учреждении высшего образования на основе использования активных (интерактивных) педагогических средств. При этом важным требованием к эффективной организации воспитательного процесса студентов является реализация обоснованных организационных и психолого-педагогических условий. Грамотно построенный процесс воспитания является неотъемлемым элементом образования человека в целом, способствует выбору молодого человека собственного жизненного пути и развития. Эффективность воспитательной работы во многом зависит от уровня подготовленности педа-
гога, его владения современными воспитательными технологиями психолого-педагогического взаимодействия в социокультурном образовательном и информационном пространстве.
Научная новизна работы заключается в конкретизации и систематизации педагогического инструментария формирования нравственного сознания студентов.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности кураторов, преподавателей, сотрудников отдела идеологической и воспитательной работы, специалистов психолого-педагогической службы по выявлению и корректировке ценностных ори-ентаций личности, созданию наилучших условий для ее саморазвития и самореализации.
Ключевые слова: педагогическое обеспечение, индивидуальное сопровождение, нравственно-ценностная сфера сознания, ценностные ориентации.
DOI:10.17853/1994-5639-2015-6-143-153
Hodko Aksana F.
Postgraduate Student, Department of Pedagogy, Mozyr State Pedagogical University named after I. P. Shamyakin, Mozyr (Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF MORAL AWARENESS OF STUDENTS
Abstract. The purpose of this article is to consider the features of pedagogical support of the formation of moral awareness of students, its main components and principles, to describe the components of the professional culture of the teacher, to determine the pedagogical conditions of development of moral awareness of students on the basis of the realization of the principle of the educative training of modern specialists.
Methods. Methods involve comparative analysis of literary sources, analysis of documents, systematization and generalization of theoretical material, logical-and-historical analysis, causal analysis, functional analysis, system-and-structural analysis.
Results. It is shown that the global goal of modern high school is the formation of a constructive, creative personality, embodying a highly qualified specialist, a good family man, a conscious citizen and patriot of his/her homeland, responsible for its present and future. The importance of ideological and educational functions of the teacher significantly increases and is aimed at updating the ideological position of student, his professional, civic, and spiritual-and-moral formation. Moral development of personality is a process of the formation and changing of the individual as the subject of morality, involving the development of individual systems of moral values on the basis of the adoption of moral experience of mankind, which is the evidence of moral self-affirmation and personal integrity. Modern social-and-cultural conditions require updating the content, forms
and methods of education in an establishment of higher education with the reorientation from the traditional educational work to personal-oriented educational process based on the use of active (interactive) pedagogical tools. An important requirement for effective organization of educational process of students is the realization of proved organizational and psycho-pedagogical conditions. Well-organized process of education is an integral element of the education of the person as a whole and it contributes to the choice of the person's own life and development. The effectiveness of educational work depends largely on the level of preparedness of a pedagogue to a realization of the goals and objectives of education, possession of modern educational technologies of psycho-and-pedagogical interaction in the social-and-cultural educational environment, personal development in the conditions of information society.
Scientific novelty. The paper gives valuable information on the concrete definition and systematization of the features of pedagogical support of the formation of moral awareness of students.
Practical significance. Research materials can be used in the practice of curators, teachers, employees of the Department of ideological and educational work, workers, psycho-and-pedagogical service for the identification and correction of value orientations of the individual, for the creating the best conditions for their self-development and self-realization, for the creation of a favorable educational environment at the establishment of higher education.
Keywords: pedagogical maintenance, individual support, moral-and-value sphere of awareness, value orientation.
DOI: 10.17853/1994-5639-2015-6-143-153
Проблемы нравственного воспитания личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом внимания философии, педагогики, психологии. Актуализация этих проблем в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, утратой ценностно-смысловых ориентиров жизни людей в кризисном обществе. Помощь молодому поколению в нравственном становлении - в настоящее время приоритетное направление образования, которое должно способствовать становлению личности, обладающей гражданским и правовым самосознанием, умеющей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, способной к успешной социализации.
Большое значение в формировании нравственного сознания студентов имеет педагогическое сопровождение, под которым понимают процесс тесного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (преподавателей-предметников, кураторов, воспитателей, администрации и сотрудников, студентов, представителей общественных молодежных организаций).
Классики педагогической мысли отмечают, что воспитание требует терпения, врожденных способностей, умений и определенных навыков, ко-
торые приобретаются при заинтересованном отношении воспитателя к судьбе своих учеников и стремлении овладеть педагогическим мастерством.
К. Д. Ушинский утверждал, что искусство воспитания почти всем кажется делом знакомым и понятным, а иным даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически [12].
И. Кант в своих работах писал, что в педагогическом процессе логично выделить два направления - научение и дисциплинирование [4]. Важно в студенческие годы у человека сформировать привычку подчиняться разумной дисциплине, порядку и ответственности.
А выдающийся русский философ И. А. Ильин полагал, что образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самонадеянных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; развивает и поощряет в человеке волка [2].
Тем не менее если обратиться к анализу современных учебников и лекционных курсов, то в них преобладает знаниецентризм. Однако сегодня, когда нарастает шквал новой информации, а старая быстро устаревает, в подготовке будущих специалистов на первый план следует выдвигать не знаниевый, а культурологический подход. Культура человека, которая поможет ему оставаться успешным в постиндустриальном информационном обществе, шире комплексного понятия «знания, умения, навыки», которые человек получает в системе образования. [3].
Принципиальные изменения претерпевает содержание деятельности вузовского преподавателя. Он уже не может ограничиваться только трансляцией студентам профессионального, духовно-нравственного и культурного опыта, а обязан стимулировать у них потребность в самовоспитании. Педагог поддерживает личностное становление студентов посредством совместной продуктивной деятельности. Меняется воспитательная функция кураторов в учебном процессе. Им отводится роль консультантов, советчиков и помощников студента в обретении последним своей активной жизненной позиции. Преподаватель обязан поддержать и подвести студента к правильному выбору стратегии вузовской жизнедеятельности и очертить пространство возможного выбора жизненных целей. Он должен иметь не только специальную научную подготовку, но и психолого-педагогическую, знать людей, обладать коммуникативной культурой, проявлять разумный конформизм, педагогическую гибкость и такт, служить своим подопечным примером для подражания в профессиональном и моральном планах. «Только личностью можно воспитать личность, только характером можно воспитать характер», - писал К. Д. Ушинский [11].
В общем виде педагогическую деятельность характеризуют две составляющие: объективная - набор методов и приемов работы, которые преподаватель традиционно использует; и личностная - индивидуальные
качества и способности. Чаще всего мастером своего дела является преподаватель, обладающий своим особым стилем [13].
Исходя из гуманистической парадигмы современного образования Л. И. Шумская выделяет следующие основные функции преподавателя: обучающе-исследовательскую, дидактическую, воспитательную, психодиагностическую, коммуникативную, организаторскую, функцию самосовершенствования. В совокупности они отражают культуру педагогического труда, проявляющуюся в установке на студента как на партнера по созидательному взаимодействию, вере в его возможности, индивидуально-личностный потенциал и в активном содействии его профессиональному, гражданскому и духовно-нравственному становлению [14].
Исследователь Техасского университета (США) П. Уильямс перечисляет роли, в которых может выступать преподаватель: административный менеджер, инструктор, методист, технолог, сотрудник поддержки, библиотекарь, специалист по оценке, издатель (редактор), лидер (руководитель) - и отмечает, что наиболее важны во всех данных ипостасях навыки межличностного общения [17, с. 149]. К числу наиболее значимых личностных характеристик преподавателя ученый относит:
• общительность и способность устанавливать межличностные взаимоотношения, способность к сотрудничеству и работе в коллективе, искусство задавать вопросы;
• способность управлять курсами, их планированием и организацией;
• обладание знаниями и умениями, связанными с поддержкой студентов, а также знаниями, связанными с защитой интеллектуальной собственности, авторских прав;
• владение навыками подачи материала: способностями к сотрудничеству, созданию комфортной для студентов атмосферы обучения [17].
В западных вузах куратора, работающего со студенческой группой, принято называть «тьютором». Г. Гиббс и Н. Дербридж к положительным качествам тьюторов относят отличное знание предмета, общие навыки преподавания, хорошие коммуникативные и социальные навыки, организованность, гибкость, терпение, способность мотивировать/воодушевлять, приверженность программе и студентам [15, с. 96].
Для разработки педагогического сопровождения процесса формирования нравственного сознания студентов нами было проведено комплексное изучение подготовки студентов в Белорусском торгово-экономическом университе потребительской кооперации. Развитие нравственного сознания обучающихся по экономическим специальностям предполагает создание соответствующего контекста предстоящей им торгово-экономической деятельности - демонстрацию ее моральных ориентиров и ценностей, образующих содержание личностной и корпоративной сфер сознания студентов. Данный элемент содержания образования специфичен, ибо ценности, во-первых, не есть собственно знания; во-вторых, они не
есть опыт. Освоенные и осмысленные студентами ценности лишь одно из условий успешного приобретения ими опыта профессиональных и межличностных отношений.
Вербальное раскрытие смыслов общечеловеческих ценностей и соотнесение их с явлениями социально-нравственной жизни и торгово-экономической деятельности - необходимое, но недостаточное условие для становления нравственного сознания будущих специалистов. Важно не столько предъявлять студентам общепринятые ценности, сколько организовывать деятельность по их присвоению, не только декларировать нормы морали, но и добиваться того, чтобы студенты научились самостоятельно распознавать те или иные ценности, осуществлять их выбор, «видеть» альтернативные ценности, которые приняты, возможно, далеко не всеми.
Развитие способности студентов к обнаружению значимых общих социально-профессиональных и частных альтернативных ценностей возможно, если преподаватель предлагает многообразие ориентиров их идентификации, включает в ориентационное поле не только актуальные, но и потенциальные (еще не принятые, но имеющие значение) стимуляторы нравственного роста.
Таким образом, для закрепления опыта ценностных отношений необходимо задействовать механизм оценки ценностей. Студенты должны быть способны с моральной точки зрения взвешивать результаты собственной деятельности и определять продуктивность взаимодействия с другими субъектами торгово-экономического сектора [7].
Ценности как аксиологическая форма культуры являются важным источником формирования специфического компонента содержания образования, освоение которого студентами связано с решением следующих задач:
• приобщением к признанным социальным и профессиональным ценностям;
• формированием у них представлений о понятиях морали;
• выработкой способности оценивать результаты собственной деятельности и взаимодействия с людьми по критерию ценности;
• развитием способности к выбору ценностей.
Безусловно, на становление нравственности молодых людей оказывает влияние ценностная система образовательного учреждения, где в течение нескольких лет студенты не только получают профессию, но и формируются как личности. Мировоззренческие и моральные элементы должны пронизывать всю учебную деятельность учащейся молодежи. Воспитание нравственно-ценностного сознания следует сопровождать вычленением соответствующих содержательных аспектов в различных учебных дисциплинах и научном материале. Усилия подобной работы должны быть направлены на содействие социально-психологической адаптации студентов. Необходимо активно помогать учащимся в определении своего соци-
ального статуса, в укреплении веры в духовные ценности общества. В конечном счете цель такой помощи - активизация личностного потенциала молодого человека, развитие его самостоятельности, самоопределения.
Эффективное воспитание возможно лишь в том случае, когда сами педагоги обладают позитивными деловыми, моральными, интеллектуальными качествами. Это обязывает людей, работающих с молодежью, постоянно повышать собственный творческий и образовательный уровень, непрерывно самосовершенствоваться, пополнять свой духовный «запас».
Успешность учебно-воспитательного процесса в вузе в значительной степени обусловлена четким выполнением функциональных обязанностей всеми его участниками: кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, заместителями деканов по воспитательной работе, психологами, социальными педагогами университета, студенческими формированиями, общественными организациями и др.
Важно создавать положительный психологический климат в каждой учебной группе. Одним из главных условий формирования адекватной системы ценностных ориентаций студентов является искренняя дружба между сокурсниками, которая располагает к появлению таких качеств, как способность к взаимопомощи, эмпатия, чувство коллективизма [8].
Большое воспитательное значение в учебной группе имеет открытость межличностного общения, основанная на доверии и взаимопонимании. Взаимная заинтересованность, возникающая в результате совместной учебной деятельности, проведения досуга, постоянное и тесное общение молодых людей выявляют реальный нравственный облик каждого члена учебной группы, высвечивают его слабые и сильные стороны. Искренность, доверие и правдивость, цементирующие общность людей, делают коллектив действенным средством формирования у каждого его члена адекватных жизненных ориентиров и целей [9].
Студенты - одна из наиболее уязвимых социальных категорий граждан. У многих из них, в связи с бытовыми и психологическими трудностями, отмечается повышенная тревожность, нестабильность эмоционального фона, быстрая смена настроения. Поэтому преподаватель-куратор, работающий со студентами, должен быть корректен, толерантен и эмоционально устойчив.
С. Л. Братченко в книге «Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты)» к критериям эффективности воспитательной деятельности относит блок инвариантных психологических характеристик личности преподавателя:
• эмпатию как «вчувствование» в студента без какой-либо оценки и принятие любого его переживания независимо от способа выражения;
• конгруэнтность как полное соответствие самому себе, гармонию в самопроявлении, в том числе профессиональном;
• креативность - способность преподавателя к творческому проникновению в мир студента, обеспечивающую возможность максимально высоко оценить потенциальные ресурсы его личности;
• суггестивность - способность воздействовать на эмоциональную сферу студента;
• рефлексивность - готовность помочь студентам в осмыслении того, что происходит с ними в процессе жизнедеятельности [1, с. 145].
Круг проблем, которые обязан решать преподаватель-куратор академической группы, - ситуативные и систематические конфликты в учебной группе; проблемы, связанные с проживанием студентов в общежитии; низкая успеваемость; непосещаемость занятий и т. д. Контроль учебной деятельности является одним из направлений педагогического сопровождения. Куратор должен составить план работы с академической группой на учебный год, прописывая мероприятия по месяцам; вести социальный паспорт учебной группы; заполнять личную карту студента, в которой отражается академическая успеваемость по рейтингам на контрольных точках, количество пропусков, участие в общественных мероприятиях, характер досуговой деятельности. Руководство учебной группой предполагает и содействие развитию межличностных взаимоотношений студентов.
В Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации накоплен определенный опыт нравственного воспитания студентов. Преподаватели кафедр социально-гуманитарных дисциплин используют различные методы и формы развития гармоничной личности учащихся. С момента поступления в университет со студентами ведется интенсивная воспитательная работа, которая имеет особое значение на первом курсе при адаптации вчерашних школьников к обучению в вузе. Для них меняются обстановка, привычный уклад жизни, круг общения, поэтому они более всего нуждаются во внимании педагогов.
Развитие интереса к проблемам морали достигается с помощью конкретных приемов стимулирования ценностного отношения студентов к ним. Побуждение к размышлениям по нравственным вопросам на семинарах, убедительная аргументация научного знания о нормах морали и наведение на идею во время лекционных занятий приобщают молодых людей к общечеловеческим и профессиональным этическим ценностям.
Студенты участвуют в межвузовских научно-практических конференциях, в работе методологических семинаров других вузов, готовят выступления на межвузовских студенческих конференциях, что значительно повышает уровень социального партнерства между отдельными «индивидуальными субъектами» образовательного процесса. Возможность выступить с научным докладом в другом вузе - существенный элемент мотивации к более глубокому освоению учебной программы по общественным дисциплинам.
Особую роль в формировании духовно-нравственного потенциала студентов играют религиозные духовные ценности, которые являются неотъем-
лемой частью историко-культурного наследия. Необходимость в нашем случае православного просвещения молодежи сегодня очевидна. Не зная основ христианства, его истории, догматики, морали, невозможно понять мировую классическую культуру в целом. Поэтому социальными партнерами вуза являются религиозными организациями республики [10].
Для учащихся организуются посещения Областного драматического театра, художественной галереи им. Ващенко и других социально-культурных объектов города. Всегда в теплой атмосфере проходят встречи студентов с ветеранами Великой отечественной войны, которые часто проводятся как беседы-концерты при активном участии обеих сторон. У преподавателей истории стало традицией при изучении темы «Великая отечественная война» проведение экскурсий для студентов в Гомельском областном музее военной славы, экспозиции которого позволяют осознать трагедию целого поколения людей, не жалевших жизни в годы войны во имя спасения Родины.
Вся воспитательная работа в университете направлена на осмысление и присвоение студентами «золотого правила нравственности», универсальность которого проявляется в уважении к конкретному лицу. Следование этому правилу выводит молодых людей на понимание того, что отношение к Другому оборачивается адекватным соответствующим отношением к ним самим.
Таким образом, педагогическое сопровождение - заинтересованное личное участие преподавателей в решении проблем учащейся молодежи, оперативное консультирование, поощрение открытого общения и максимальной самостоятельности студентов - рассматриваются как помощь в их нравственном росте. Это особая сфера деятельности педагогов, направленная на приобщение учащихся к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития. Такое педагогическое сопровождение требует:,
• наличия нравственно-этической культуры педагога;
• нравственно благоприятной среды в образовательном учреждении, позитивного взаимодействия между преподавателем и студентом;
• актуализации нравственного потенциала личности;
• педагогической поддержки потребности в нравственном самосовершенствовании.
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. Н. В. Зайцевой
Литература
1. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). Москва: Мысль,1999. 432 с.
2. Ильин И. А. Путь к человечности. Москва: Республика, 1993. 430 с.
3. Кадол Ф. В. Честь и личное достоинство старших школьников: теория и методика формирования. Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2002. 282 с.
4. Кант И. Критика практического разума. С.-Петербург: Наука, 1995. 528 с.
5. Личность. Ценности. Изменяющийся мир / под ред. Ю. Н. Кулютки-на. С.-Петербург: ИОВ РАО, 1998. 75 с.
6. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н. Б. Крылова. Москва: Российский фонд фундаментальных исследований, 1995. 113 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
8. Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX - 90-е гг. XX вв.) / под ред. З. И. Равкина. Москва: Институт теории образования и педагогики РАО, 2000. Т. 2. 377 с.
9. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэр-баха. С.-Петербург: Питер, 2006. 1096 с.
10. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: материалы III-V симпозиумов. Москва: Ось-89, 2001. 336 с.
11. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: в 6 т. Москва: Педагогика,1988. Т. 2. С. 27-58.
12. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва: Педагогика, 1990. Т. 5. 528 с.
13. Ходько А. Ф. Самореализация преподавателя как важнейшего компонента развивающей образовательной среды // ТехноОбраз-2011. Роль и место образовательной среды в непрерывном развитии и саморазвитии личности обучающихся: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. Гродно, 17-18 марта 2011 г.: в 4 ч. Гродно: ГрГУ, 2011. Ч. 4. С. 206-209.
14. Шумская Л. И. К вопросу об оценке качества воспитательной работы вуза // Вышэйшая школа. 2004. № 3. С. 8-15.
15. Gibbs G., Durbridge N., Gibbs G. Characteristics of Open University tutors. Teaching at a Distance. Vоl. 7. 126 p.
16. Moore M. G., Kearsley G. Distance Education: A Systems View. Wadsworth Publishers, 1996. Р. 146-151.
17. Williams, P. E. Defining distance education roles and competencies for higher education institutions: A computer-mediated Delphi study. Dissertation Abstracts International, 61(04), 1325A.
References
1. Bratchenko S. L. Vvedenie v gumanitarnuyu ekspertizu obrazovaniya (psi-hologichesckie aspekty). [Introduction to education humane expertise (psychological aspects)]. Moscow: Publishing House Mysl'. [Idea]. 1999. 432 p. (In Russian)
2. Ilyin I. A. Put k chelovechnosti. [Way to humanity]. Moscow: Publishing House Respublika. [Republic]. 1993. 430 p. (In Russian)
3. Kadol F. V. Chest' i lichnoe dostoinstvo starshih shkolhikov: teoriya i meto-dika formirovaniya. [Honour and personal dignity of senior schoolers: teoryfnd teaching techniques]. Gomel: Gomel'skij gosudarstvennyj universitet im. Franciska Skoriny. [Francisk Skorina Gomel State University]. 2002. 282 p. (In Russian)
4. Kant I. Critic of practical reason. St. Petersburg: Publishing House Na-uka. [Science]. 1995. 528 p. (In Russian)
5. Lichnost: Cennosti. Izmenyayushchiysya mir. [Personality. Values. Changing world]. St.-Petersburg: Publishing House IOV RAO, 1998. 75 p. (In Russian)
6. Novye cennosti obrazovaniya: tezaurus dlya uchiteley I shkol'nyh psi-hologov. [New educational values: thesaurus for teachers and school psychologists]. Moscow: Rossijskij fond fundamental'nyh issledovanij. [Russian Foundation for Basic Research]. 1995. 113 p. (In Russian)
7. Pedagogicheskiy enciklopedicheskiy slovar. [Pedagogical encyclopaedic dictionary]. Ed. by B. M. Bim-Bad. Moscow; Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija. [Great Russian Encyclopedia]. 2003. 528 p. (In Russian)
8. Problemy obrazovanija i vospitanija v kontekste gumanisticheskoj para-digmy pedagogiki (konec XIX - 90 e gg. XX vv.). [Teaching and education problems in the context of pedagogic humanistic paradigm (the end of 19 cen.-90-s of 20 cen.)] Moscow: Institut teorii obrazovanija i pedagogiki RAO. [Institute of Education Theory and Pedagogics of Russian Academy of Education]. 2000. Vol. 2. 377 p. (In Russian)
9. Psihologicheskaya enciclopediya. [Psychological encyclopedia]. St.-Peter-sburg: Publishing House Piter, 2006. 1096 p. (In Russian)
10. Psihologichesckie, filosofskie i religioznye aspekty smysla zhizni; Materi-aly 3-5 simpoziumov. [Psychological, philosophical and religious aspects of meaning of life; Materials of 33-5-th Symposia]. Moscow: Publishing House Os'-89, 2001. 336 p. (In Russian)
11. Ushinsky K. D. O nravstvennom elemente v russkom vospitanii. [About moral component in Russian education]. In 6 volumes. Moscow: Publishing House Pedagogika. [Pedagogy]. 1988. Vol. 2. R 27-58. (In Russian)
12. Ushinsky K. D. Pedagogicheskie sochineniya. [Pedagogical works]. Vol. 5. Moscow: Publishing House Pedagogika. [Pedagogy]. 1990. 528 p. (In Russian)
13. Hodko A. F. Samorealizacija prepodavatelja kak vazhnejshego kompo-nenta razvivajushhej obrazovatel'noj sredy. [Teacher's self-actualization as the most important component of developmental educational sphere]. Trudy 8 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Rol' i mesto obrazovatelnoy sredy v nepreryvnom razvitii i samorazvitii lichnosti obuchayushchihisya». [Proceedings of 8th International Research and Practice Conference «Part and place of educational sphere in students' development and self-actualization»]. Grodno: GrGU. [State University of Grodno]. 2011, Р. 206-209. (In Russian)
14. Shumskaya L. I. K voprosu ob ocenke kachestva vospitatel'noj raboty vuza. [Revisiting the quality diagnostic of educational work in higher educational institution]. Vysheishaya shkola. [The Higher school]. 2004. № 3. Р. 8-15. (In Russian)
15. Gibbs G., Durbridge N., Gibbs G. Characteristics of Open University tutors. Teaching at a Distance. Vоl. 7. 126 p. (Translated from English)
16. Moore M. G., Kearsley G. Distance Education: A Systems View. Wadsworth Publishers, 1996. Р. 146-151. (Translated from English)
17. Williams, P. E. Defining distance education roles and competencies for higher education institutions: A computer-mediated Delphi study. Dissertation Abstracts International, 61(04), 1325A. 2000. (Translated from English)