УДК 378+17
Кокоева Нани Виленовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Северо-Осетин-ского государственного педагогического института, [email protected], г. Владикавказ.
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛьТУРЫ
у будущих специалистов в педагогическом вузе
Аннотация. В основе воспитательной деятельности подготовки специалистов в современном педагогическом вузе лежит формирование требуемой нравственной культуры. В связи с этим, актуальной является необходимость качественной постановки воспитательного процесса в педагогических вузах. Перед преподавателями педагогического вуза стоит важная задача воспитания не только компетентного специалиста, но и духовно развитой личности с устойчивыми моральными взглядами и убеждениями. Современному обществу нужен учитель-специалист, который в своей деятельности будет сочетать профессиональные и нравственные составляющие своей личности.
Ключевые слова: воспитание, нравственные ценности, нравственная культура, воспитательный процесс в вузе
Kokoeva Nani Vilenovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of general and social pedagogy department North-Ossetian State Pedagogical Institute
FORMING MORAL CULTURE OF FUTURE SPECIALISTS IN PEDAGOGICAL INSTITUTE
Abstract: At the heart of educational activity of training of specialists in a modern pedagogical higher education institution there is the formation of demanded moral culture. In this regard, the need of high-quality statement of educational process for pedagogical higher education institutions is actual. Teachers of the pedagogical higher education institution are faced with an important problem of education not only the competent expert, but also spiritually developed personality with steady moral views and belief. The professional teacher who in his activity will combine professional and moral components of the personality is necessary for the modern society.
Keywords: parenting, moral values, moral culture, educational process at institute.
Кризисные явления российской действительности последних лет изменили приоритеты наших граждан, сместив нравственность с приоритетных позиций на второстепенные. Поэтому очевидно, что сегодня профессиональная деятельность учителей и педагогов требует существенных изменений в их духовно-нравственном облике. Неопределенность положения, присущая студенчеству во все времена, сегодня многократно усиливается из-за необходимости преодолевать различные материальные, социальные, житейские препятствия. Психику будущих специалистов травмируют многообразные затруднения: отсутствие надежных учебных умений и навыков, неспособность самостоятельно преодолевать трудности интел-
лектуального характера, скептическое отношение к соблюдению этикета общения и поведения, переживание психологического дискомфорта в условиях социального расслоения студенческого общества на "богатых", "бедных", "новых русских", "новых осетин" и т.д. Эти причины лежат в основе нравственной неустойчивости значительного числа современной студенческой молодежи. Следствиями этого становятся инертное отношение к овладению будущей профессии, к расширению собственного кругозора, повышению культурного уровня, чувство социально-психологической усталости, суицидальные томления, погоня за ложной романтикой самореализации, девиантное поведение и т.д.
Особенно опасно для становления личности студента ощущение им нестабильности собственного сегодняшнего и завтрашнего социально-профессионального положения. Будет ли он после завершения обучения в вузе востребован обществом, сможет ли благополучно трудоустроиться? (Причем, уровень потребностей у современных молодых людей достаточно высок). Эта и многие другие социально-профессиональные проблемы усиливают у современной молодежи своеобразный групповой навык отрицания общечеловеческих моральных ценностей, духовно-нравственных традиций, норм этикетной (поведенческой) культуры. Усиливается угроза развития иждивенческой психологии, которая никак не вписывается в содержание понятия "нравственная культура". Растет число молодых людей, ориентирующихся не на любимую профессию, а на разного рода временные работы. Как показывают наблюдения, мотивом для выбора такого образа жизни является то обстоятельство, что труд для многих современных молодых людей не входит в число базовых нравственных ценностей. Отсутствие у значительной части студентов вуза трудолюбия, чувства долга перед родителями и преподавателями, активной гражданской позиции во многом можно считать следствием утраты веры в традиционные социальные и моральные ценности.
Уровень развития современного общества предъявляет новые высокие требования к образованию в высшей педагогической школе, опираясь на модернизацию образования, его содержательное и структурное обновление, осуществление которого связано и протекает в соответствии с новыми требованиями экономического развития и присоединения России к Болонскому процессу [3; 4].
Учитель-это профессия, которая требует особых духовно-нравственных качеств. Формирование требуемой нравственной культуры лежит в основе воспитательной деятельности подготовки специалистов в педагогическом вузе.
Высшее педагогическое образование стремится к достижению трех взаимообусловленных целей: дать выпускнику вуза знания, умения и навыки на современном научном уровне по важнейшим разделам педагогики: научить постоянному пополнению
знаний, совершенствованию по избранной специальности, навыкам самообразования: создать условия для развития инициативной, творческой всесторонне развитой личности и именно личности учителя.
Для достижения этих целей обучение и воспитание должны представлять органический процесс целенаправленного формирования личности, результаты которого проявляются в единстве демократически-гуманистических, трудовых и культурно-нравственных позиций будущего специалиста. В связи с этим, безусловно, актуальной является необходимость качественной постановки воспитательного процесса в педагогических вузах.
Современный вуз любой категории добивается успеха в формировании у молодежи нравственной культуры тогда, когда делает акцент на стабильные этические категории. Очень важно, чтобы студент воспринимал этику как науку о морали, а мораль - как одну из форм общественного сознания, среди которых еще есть философия, религия, искусство, наука, политика и право.
В качестве основных аспектов нравственной культуры будущих учителей выступают: уровень нравственных знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали: сформированность нравственных качеств личности, высокая степень овладения умениями и навыками соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях: потребность и способность руководствоваться в своих отношениях и деятельности нравственными принципами и нормами.
Проведенный анализ проблем формирования нравственной культуры и опыт работы на факультете физического воспитания Северо-Осетинского государственного педагогического института показали, что воспитательную работу по нравственному воспитанию можно оценить как достаточно сложную, что связано с поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также с тем, что общество переживает всесторонне нравственный кризис.
Для определения и уточнения цели и задач работы по формированию нравственной культуры у будущих учителей физической культуры было проведено анкетирование студентов 1 и 2 курсов, которое позволило определить мотивы, причины, влияющие на
Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2013
151
выбор будущей профессии, степень осознания значимости выбираемой профессии, отношения студентов к ним.
Студентам были заданы следующие вопросы: «Считаете ли вы, что учитель должен быть высоконравственной личностью? «Считаете ли вы, что вам необходимо повысить свой уровень нравственной культуры»?
На первый вопрос положительно ответили 65% студентов, 30 % ответили, что учитель не должен нравственно отличаться от других людей. Они не желают, чтобы общество предъявляло к ним повышенные нравственные требования. На второй вопрос положительно ответили 74 % опрашиваемых. Это свидетельствует о том, что большинство студентов осознают. Что их собственный уровень нравственной культуры недостаточный, и что нравственность должна являться мотивирующей основой, на которой выстраивается учительская деятельность.
Таким образом, перед преподавателями педагогического вуза стоит важная задача воспитания не только компетентного специалиста, но и духовно развитой личности
с устойчивыми моральными взглядами и убеждениями. Современному обществу нужен учитель-специалист, который в своей деятельности будет сочетать профессиональные и нравственные составляющие своей личности. Стержнем такого подхода должен быть духовно-нравственный компонент воспитания студента, будущего учителя. А для этого требуется определенная система подходов воспитания духовно-нравственной культуры.
Библиографический список
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Новая Высшая школа. - 1992. - 72 с.
2. Карнаухова Н. А. К вопросу о воспитательной работе в вузе.: тез. докл. Всеросс. научно-практ. конф. - М.: МПГУ, 2000. - С.123-129.
3. Ромм Т. А. Социальность современного образования // Идеи и идеалы. - 2010. - Т. 1. -№ 1. - С. 80-87.
4. Томина Н. М. Компетентностная модель подготовки специалиста для УИС: науч.-метод. разработка. - Рязань: Акад. права и упр, 2006. -Ч.1. - 60 с.