Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2014. Вып. 2 (33). С. 18-24
Беляева Валентина Александровна, д-р пед. наук, РГУ имени С. А. Есенина (Рязань) [email protected]
Вопросы высшего педагогического образования в современной России
В статье рассматриваются вопросы модернизации высшего педагогического образования России в начале XXI в. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи в условиях продолжающегося роста духовного кризиса общества представлено как приоритетная задача в осуществляемых преобразованиях. В то же время автор отмечает неэффективность воспитательных систем в современных вузах, о чем свидетельствуют данные исследований становления и развития у выпускников ценностных ориентаций как в сфере отечественной культуры, так и в сфере профессиональной и личностно значимой жизнедеятельности. Основными причинами существующего положения являются: недостаточность подготовки преподавателей высших учебных заведений к выстраиванию системы духовно-нравственного воспитания студентов, как в условиях академической группы, так и в образовательном пространстве вуза в целом; отсутствие в содержании общекультурных компетенций, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом для магистратуры, компетенции духовно-нравственного воспитания. Практически все дело духовного и нравственного воспитания в вузе находится в зависимости от мировоззренческих установок и профессиональной направленности самого преподавателя.
Рассматриваемые в статье вопросы фрагментарного внедрения религиозных знаний в высшее образование; осмысления обучающимися иерархии духовных и нравственных ценностей жизнедеятельности человека во всей ее полноте; значимости феномена духовности и духовного идеала в становлении и развитии личности; определения цели воспитания в аспекте идеи «свободного воспитания» анализируются автором через контекст философско-педагогических идей ученых-богословов, светских ученых и реальной практики воспитания в образовательном процессе высшего учебного заведения. Материалы статьи могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, а также при организации в вузах Научно-образовательных центров духовно-нравственной культуры и воспитания, создающих благоприятную психологическую атмосферу для духовно-нравственного самовоспитания будущих специалистов.
Роль и значимость отечественной культуры в воспитании национального достоинства гражданина России обсуждаются практически на всех форумах правительственного уровня и общественного движения за духовно-нравственное возрождение российского общества. Необходимость воспитания духовности в человеке, его души стала очевидной для всех. В то же время «состояние системы
В. А. Беляева
образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца XX века»1 и его продолжением во всей системе непрерывного образования в начале XXI в. Как никогда обострилась задача создания в образовательных учреждениях различного ранга воспитательной системы, способной к организации целенаправленного и активного содействия становлению и развитию у обучающихся духовно-нравственных ценностей. Актуализируется задача подготовки педагога вуза, для которого обычаи, традиции и правила жизни, выраженные в вековой культуре своего народа, являются основополагающими ориентирами в осуществлении воспитательной деятельности. Учитывая эти обстоятельства, содержательная сторона такого воспитания должна быть достаточно емко и определенно прописана как в законе об образовании, так и в государственном образовательном стандарте высшего образования.
Однако в Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения для педагогических вузов ведущей методологической основой модели и содержания образования выступает компетентностный подход, определяющий набор «знать», «уметь», «владеть», формирование которых предполагает общекультурную (ОК), общепрофессиональную (ОПК) и профессиональную (ПК) подготовку будущего выпускника. Казалось бы, все правильно, но где же здесь жизненно важные традиции народа и, следовательно, каждого отдельного человека? Где ценности служения Отечеству, семейному и профессиональному долгу и многое другое, свойственное менталитету народов России (приоритет духовного над материальным). Как же в процессе образования содействовать системно воспитанию и самовоспитанию гражданина и патриота страны? Вывод здесь может быть только один: во главу угла следует ставить воспитание духовно-нравственных ценностей, которые будут служить базисной основой воспитания всех других сторон личности будущих педагогов.
В настоящее время во многих вузах в основу мировоззренческого фундамента образования последовательно и постепенно вводятся системные знания педагогических идей светской и религиозной культуры. Целью при этом является воспитание ценностно-смыслового отношения к культуре своего народа во всех ее проявлениях, осмысление глубины и незаконченности знаний человечества о мироздании, сущности самого человека и его призвании к постоянному поиску в познании окружающего мира и самопознании личностных жизненных смыслов (семья, дети, родители, общество, государство). В данном отношении В. П. Зинченко напоминает, что «в науках о человеке материальности достаточно, даже с избытком, а целостность утрачена, поэтому человек кажется призрачным, почти как ангел, хотя явно не ангел...»2. Только вариативность знаний в области различных мировоззренческих представлений о сущности личности, ее целостности и значимости духовной сферы в системе человеческих отношений может создавать предпосылки становления и развития у будущих специалистов
1 Руденко В. А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ. Автореф. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2007. С. 4.
2 Зинченко В. П. Живое Знание. Самара, 1998. С. 39.
ценностно-смысловых ориентиров как в самостроительстве личной жизни, так и в организации профессиональной деятельности. Без этого проблема целостного воспитания личности в единстве ее составляющих (социальной, психической, биологической и духовной сфер жизнедеятельности) разрешена быть просто не может. Все усилия педагогов, не завершающиеся включением личности в самосозидание, уходят в никуда: «личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия»3.
Не менее важным вопросом в развитии высшего педагогического образования является вопрос об иерархии духовных и нравственных ценностей жизнедеятельности человека, чтобы они в своем понятийном выражении могли быть не только правильно осмысленными, но и ощутимыми в повседневном жизненном опыте. Такими ценностями могут выступать, прежде всего, те прошедшие суровые жизненные испытания на протяжении вековой истории жизни народа ценности, которые не только сохранились, но и приумножились родственными им ценностями народной культуры. Приоритет здесь однозначно принадлежит ценностям христианской культуры, поскольку в них очень понятно отражена глубина бытия человека в мире. Например, если сопоставить такую ценность бытия, как «самоценность личности», которая в иерархии христианских ценностей находится на самом верху, с ценностью «ненасилие», представляемой в светской культуре среди множества других (миролюбие, забота об экологии и т. д.), то можно увидеть, что в первом случае происходит осмысление бытия человека в этом мире (как себя, так и любого другого) с позиций смысла жизни (Что есть человек? В чем его ценность? Каков смысл жизни?), а во втором — другое осмысление отношения к человеку: на уровне правил и законов жизни в обществе. Высокая духовная ценность бытия — свобода выбора служения идеалам добра и справедливости и готовность нести неизбежную ответственность за свой выбор — не имеет явно выраженного аналога в светской педагогической культуре (в ней представлены право выбора профессии, самоопределения в окружающей жизни, что не имеет должного ценностного выражения на духовном уровне).
Как известно, мир образования не совпадает с миром науки и миром жизни. Образование должно выработать собственную систему ценностей, целей и средств обучения и воспитания. «В ценностных ориентациях объективируется не только опыт личности, но прежде всего исторический опыт, накопленный человечеством. Воплощенный в систему критериев, норм, эталонов, ценностных ориентаций, он становится доступным каждому человеку и позволяет ему определиться в культурных параметрах деятельности. ... Ценностные идеалы отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации проявления личности. ... Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем»4. Ценности воспитания — это духовные и нравственные ценности отечественной культуры. Опыт воспитания в истории России показывает, что все реформы образования
3 Зинченко В. П. Указ. соч. С. 10.
4 Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1997. С. 231.
и порождаемые ими ценности перманентны, а ценности народной культуры бытия вечны. Здесь возникает еще вопрос о том, что понимать под сущностью духовного и нравственного бытия человека. В философии, психологии и педагогике наблюдаются два различных (диаметрально) подхода к их представлению. Согласно религиозному подходу «духовность» есть общение человека с Богом. В светском понимании «духовность» — это делание человеком добра другим людям. Если в первом случае общение выражается в следовании заповедям христианского бытия человека в мире, то во втором случае это определение трактуется очень широко и нередко противоречиво (лучшими намерениями вымощена дорога в ад). Часто для примирения разночтений данного понятия используют сложное образование: духовно-нравственное воспитание. Однако суть вопроса от этого не меняется.
Феномен духовности может и должен быть признан как высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия, как творческая сила и источник созидания ценностей совместной жизни людей и самосозидания в стремлении к духовной сущности бытия. Например, такая явно выраженная духовная ценность, как «самоценность личности», является системообразующей для нравственных критериев. Производными от нее будут нравственные ценности, определяющие заботу о другом человеке, готовность помочь ему, служение своей семье и другие. Все это требует серьезной научной разработки в области отечественной аксиологии и привнесения иерархии духовных и нравственных ценностей в теорию и практику целенаправленного воспитания гражданина своей страны. Иначе так и будем блуждать в наборе проводимых воспитательных мероприятий, не имеющих необходимой целевой установки и системы в воспитании ценностей отечественной культуры, значимых не только для государства, но и для личной жизни каждого гражданина.
Проблема определения цели воспитания осложняется идеей свободного воспитания. Вера современных педагогов в творческие силы личности и внутренний фактор ее саморазвития предполагает обеспечение свободного воспитания посредством создания педагогических условий для самоопределения и самореализации личности. Все это, безусловно, ценно в деле воспитания, но настораживает то, что внимание здесь акцентируется на саморазвитии тех способностей, которые обеспечивают прежде всего личностный успех человека в обществе, мерилом которого выступают материальные ценности. За пределами внимания остаются душа человека, средоточие его внутренней жизни. Воспитание, таким образом, сосредотачивается в основном на периферии содержательной сущности личности, ее эмпирике. В то же время подготовить человека к самоопределению, дать свободу его творчеству в саморазвитии становится в современной педагогике главной задачей. Для ее решения нужны духовные и нравственные ценностные ориентиры воспитательной деятельности педагога.
В философско-педагогическом творчестве Н. И. Пирогова, И. А. Ильина, В. В. Зеньковского и других русских ученых отмечается, что «свобода ставит нас неизменно и неотвратимо перед дилеммой добра и зла — и как часто свобода, подлинная, глубокая, блистающая всеми дарами человеческой души — уводит нас на путь зла и разрушения — себя и других! Если нельзя ставить задачей вос-
питания развитие начала личности вне связи со сферой смыслов, то еще менее можно развивать свободу, не обеспечивая ее связи с добром»5. При этом существует опасность понимания данной задачи лишь в аспекте привития личности привычки добрых поступков вне связи с воспитанием свободы их выбора. «Не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, обеспечение связи добра и свободы должно составлять цель воспитания: приспособление (функциональное, социальное и т. д.) к жизни имеет ведь чисто инструментальный характер. Добро в душе не рождается ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни от развития творческих сил: оно также невыводимо из периферии души, как ныне в психологии мышления признается сознание идей (в актах так называемой идеации), невыводимых из чувственного материала знания»6. Возникает вопрос: Как же можно обеспечить в воспитании связь свободы и добра, чтобы «свобода внутренне и подлинно была связана с добром?» (В. В. Зеньковский). Ответа на этот вопрос в современных учебниках по психологии и педагогике нет.
Тенденция разрастания свободы выбора возможностей и самоопределения студентов в духовно-нравственном саморазвитии и в самовоспитании в поливариативном образовательном пространстве вуза создает проблему обеспечения условий для эффективной самостоятельной работы обучаемых над собой. Наиболее результативное развитие личности будущего специалиста происходит при условии свободного определения им способов осуществления самостоятельной деятельности в приобретении опыта духовной жизни (бескорыстное служение ближним, готовность отвечать за свои поступки и др.). Как правило, личность осуществляет активный поиск своего достойного идеала, развивает потребность самопознания своего духовного мира, выявления наличия у себя высоких ценностных ориентаций жизни.
Духовный идеал есть образ (образец) организации духовно-нравственной сферы жизнедеятельности человека. В современном российском обществе сложилась ситуация, в которой прежние духовные идеалы разрушены, а новые не сложились. Попытки педагогов создать собирательный образ духовного идеала или заменить его конкретной личностью не приводят к успеху. Высокий духовный идеал должен быть «над человеком», быть выше него и служить образцом выбора поступка, действий независимо от какой-либо причины и ситуации. Основной смысл и ценность этого духовного образа заключается в приверженности личности приоритету высоких духовных ценностей бытия над материальными ценностями. Все вышеизложенное свидетельствует о многомерности процесса духовно-нравственного становления и развития личности, о том, что процесс воспитания в высшей школе может и должен иметь соответствующую системную направленность в контекстной взаимосвязи духовных и нравственных ценностей в содержании гуманитарных дисциплин светской и религиозной культуры.
5 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С. 31.
6 Там же. С. 34.
Выход профессиональной культуры на технологический уровень порождает тенденцию обогащения и расширения знаний и умений будущих специалистов в вопросах технологии процесса субъектной познавательно-практической профессиональной деятельности с оцениванием ее эмоционально-ценностного компонента с позиций духовности и нравственности. Здесь очень важным является создание соответствующей окружающей атмосферы, психологического климата, когда рядом находятся единомышленники, готовые поддержать тебя в стремлении к духовно-нравственному саморазвитию. Организация исследовательской деятельности студентов в условиях соответствующих лабораторий, Центров духовной культуры, курсов по выбору, спецсеминаров и других форм образовательной деятельности создает условия общения всех участников на уровне взаимопонимания и взаимодействия, что обеспечивает благоприятную психологическую атмосферу для становления духовно-нравственного саморазвития и самовоспитания личности.
Рассмотренные вопросы развития высшего педагогического образования не охватывают весь круг проблем, существующих в этой сфере, но они актуализируют проблематику приоритетов в воспитании будущих специалистов, вне которых укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, обеспечение духовной безопасности личности, государства и общества невозможно.
Ключевые слова: образование, высшее образование, педагогическое образование, религиозное образование, воспитание, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, культура, отечественная культура, ценностные ориентиры, ценностно-смысловые отношения, феномен духовности, духовный идеал.
Questions of spiritual and moral education
OF STUDENTS IN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF MODERN RUSSIA
V. A. Beliaeva
The article deals with the modernization of higher pedagogical education in Russia at the beginning of the XXI century. Spiritual and moral education of students in the continued growth of the spiritual crisis of the society is represented as a priority task in the ongoing transformations. At the same time, the author says about the lack of efficiency in educational systems in modern universities, it is evident from studies of formation and development of national culture value orientations of the graduates both in professional and personal life. The main reasons for the current situation are: insufficiency of training teachers of higher educational institutions to form the system
of spiritual and moral education of students, both in the conditions of the academic group, and in educational space of higher education institution as a whole; absence in the maintenance of the common cultural competences determined by the Federal state educational standard for a magistracy, competence of spiritual and moral education. Practically all affairs of spiritual and moral education in higher education are dependent on the worldview and professional orientation of the teacher.
Questions considered in this paper : the fragmented implementation of religious knowledge in higher education , understanding the hierarchy of spiritual and moral values of human life in all its fullness, the significance of the phenomenon of spirituality and spiritual ideal in the development of personality , the determination of the aim of education in terms of the idea of «free education" analyzed by the author from the viewpoint of the context of philosophical and pedagogical ideas of theologians , secular scholars and the actual practice of education in the educational process of higher educational establishment.
The materials of the Article may be used in the research and development of teachers and students, as well as in the organization of scientific and educational centers of spiritual and moral culture and education in the higher educational institutions, creating a favorable psychological atmosphere for spiritual and moral self -education of future specialists.
Keywords: education, higher education, teacher education, religious education , upbringing, spiritual and moral education, moral and spiritual values, culture, national culture, valuable reference points, value- semantic relations, the phenomenon of spirituality, spiritual ideal.
Список литературы
1. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
2. Зинченко В. П. Живое Знание. Самара, 1998.
3. Руденко В. А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ. Автореф. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2007.
4. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1997.