удК 37.034
воспитательный потенциал дисциплины «иностранный язык» в медицинском вузе
И. И. Торубарова
Воронежская государственная медицинская академия
Поступила в редакцию 1 сентября 2011 г.
Аннотация: в статье обсуждается проблема усиления воспитательных функций образовательных учреждений высшей школы и роль дисциплины «иностранный язык» в образовательном процессе медицинского вуза. Приводятся примеры использования воспитательного потенциала занятий по иностранному языку с целью развития морально-нравственных и этических начал личности будущего врача.
Ключевые слова: воспитательное пространство высшей школы, гуманистическая педагогика, культурные ценности, гуманизм, мораль, духовно-нравственный человек, иностранный язык в высшей школе, воспитательный потенциал.
Abstract: the article discusses problems connected with the role foreign languages as a teaching subject play in higher medical education. It is claimed that within the framework of modern educational context in Russia it is ofprimary importance to develop learners ’personality, their moral and ethical traits. A number of examples to prove these ideas are being shown.
Key words: Higher Medical Education, foreign languages, educational context, humanistic pedagogical approaches, personal and cultural development.
Перед российским образованием на сегодняшний день стоит очень важная задача - войти в мировую образовательную систему, сохранив специфику и лучшие черты отечественного образования. Формирование единого образовательного пространства в рамках Болонского процесса, по мнению В. Д. Нечаева и А. А. Вербицкого, будет способствовать решению очень сложной задачи - наследованию и «расширенному воспроизводству» мировой и отечественной культуры [1].
В ходе реформ 1990-х гг. в разных сферах жизни в стране чуть было не была утрачена воспитательная функция высших образовательных учреждений, которую они призваны выполнять наряду с просветительской функцией. Многие исследователи (И. В. Ба-бурова, Н. Н. Моисеев, В. А. Руденко, С. В. Федорова. Е. В. Цыганова, Н. Н. Шиховцова) характеризуют сложившуюся в настоящее время ситуацию как «духовный кризис». Более того, в современной России наблюдается нивелирование основных институтов воспитания - семьи, образовательных учреждений,
- и в этих условиях все более актуальной становится проблема оптимизации воспитательного пространства высшей школы. По мнению ученых, воспитание
- одна из наиболее сложных проблем современной системы образования, являющаяся результатом сложившейся в обществе ситуации, которую отличает
© Торубарова И. И., 2011
отсутствие в современной России системы национальных и социальных ценностей, а также нравственных ориентиров, как для отдельного человека, так и для общества в целом [1].
С другой стороны, необходимость решения проблем воспитания в начале XXI в. обусловлена и происходящей в настоящее время модернизацией образования, в ходе которой:
• происходит обновление системы образования, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса;
• возникает необходимость осмысления обучающимися процессов, протекающих в обществе;
• усиливается гуманизация общества и образования;
• образовательные учебные заведения входят в систему международных отношений [2].
Все это свидетельствует о необходимости усиления внимания к вопросам воспитания.
На нынешнем этапе развития общества особенно актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на принципах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признает своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития. Именно поэтому в процессе реформирования образования важно и необходимо
использование «гуманистических обучающих моделей» (А. А Вербицкий), способных обеспечить не только профессиональное, но и морально-нравственное становление личности. «Достижение целей гуманитарного образования посредством системы инновационных педагогических технологий в органическом единстве с продуктивными традиционными технологиями предполагает вхождение обучающихся в конкретный контекст гуманитарной жизни общества» [3, с.16].
Современная социокультурная и образовательная ситуация характеризуется возрастанием воспитательных функций вуза. Педагогическая теория и образовательная практика в вузе немыслимы без воспитательного процесса, который приобретает все более гуманистический характер, что означает изменение ролевых функций и увеличение «меры свободы» всех его участников. Воспитательный процесс в вузе направлен на создание гуманистического воспитательного пространства - обеспечение «продуктивных, психологически комфортных отношений между его субъектами» [4, с.14].
Воспитательный процесс в вузе, участниками которого являются преподаватели и студенты, включает в себя три компонента:
• внутренний: самовоспитание, самоанализ, самоконтроль;
• учебный: учебная деятельность;
• внеучебный: внеучебная совместная и индивидуальная деятельность преподавателей и студентов [4].
По словам С. И. Архангельского, главной задачей преподавателя высшей школы «является учебновоспитательная деятельность, но в непрерывном сочетании с глубокой научной деятельностью, с высоким творческим потенциалом» [5, с. 49]. Процесс обучения в вузе рассматривается как процесс воздействия на интеллект студентов, на их волю, эмоции, эстетическое чувство и мораль. В литературе по проблемам воспитания в вузе указывается, что он должен строиться на принципах целостности; вариативности; активности субъектов воспитания; учета индивидуальных особенностей субъектов воспитания; гуманизации воспитательного процесса, что предполагает отношение к субъекту процесса как самоценности, свободной и ответственной одновременно; комфорта воспитательного пространства; культуросообразности (нацеленность на организацию воспитания на основе общечеловеческих ценностей в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям); толерантности (внимательное отношение к мнению других людей, культур, традиций, религий).
Для становления творческой личности, способной работать самостоятельно и нестандартно (а
именно это требуется от выпускников вузов), необходимо создание специальным образом организованной среды, когда проявление «творчества» является реакцией на внешнее воздействие, которое должно быть многосторонним, системным. Данное воздействие характеризуется рядом свойств: широким внедрением элементов дистанционного и открытого образования, базирующимся на инновационных технологиях образования; предоставлением обучаемым возможности работать по индивидуальному плану; свободным общением с педагогом посредством современных компьютерных технологий (электронная почта, электронные конференции). Все эти характеристики должны быть присущи учебно-воспитательному процессу в высшей школе.
Стимулированию и развитию творческой активности способствует:
1) тесное взаимодействие между преподавателем и студентом;
2) инновационные технологии образования, расширяющие возможности образовательной среды посредством применения разнообразных программных продуктов, а также методов развития творческих способностей обучаемых (моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные, обучающие экспертные системы, программы для проведения деловых игр и др.);
3) новое содержание образовательной среды, создающее дополнительные возможности для стимулирования любознательности студентов.
Значимая роль в развитии личности обучающегося принадлежит процессам информатизации. Информатизация образования углубляет гуманизацию образовательного процесса, создавая условия для развития системы знаний и навыков конкретной личности. Основным смыслом информатизации в образовательном процессе является саморазвитие личности каждого субъекта «при условии саморазвития информационной образовательной среды и образовательного процесса в целом как взаимосвязанных подсистем, образующих единую образовательную систему высшей школы» [3, с. 19]. Таким образом, общество получает не просто профессионально компетентную личность, но и нравственного человека, стремящегося постоянно совершенствовать свои знания, навыки и умения.
«Результаты качественного высшего образования
- это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии, а нечто большее, чем натаскивание на профессию. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования» [6, с. 312].
В образовательной среде медицинского вуза формируются личностные и профессиональные компетенции будущих врачей. Профессиональную компетентность можно понимать как способность быть и специалистом, и профессионалом, и - в широком смысле - личностью. Профессиональная компетентность имеет два аспекта. В узком смысле (применительно к конкретной профессии) профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы их реализации в деятельности, общении и саморазвитии личности. В широком - профессиональная компетентность означает уровень успешности взаимодействия с социальной средой [7; 4]
По мнению ряда исследователей [8; 6], в современных условиях имеет место снижение качества подготовки выпускаемых специалистов-медиков. Поэтому наиболее актуальной проблемой для высшей медицинской школы является такая модернизация учебно-воспитательного процесса, которая была бы нацелена на формирование личности будущего врача, его гражданской ответственности, правовой культуры, духовности, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной деятельности в обществе, стремление к постоянному совершенствованию профессиональной компетентности. Основными компонентами профессионально-личностной культуры врача являются: профессиональные знания, умения и навыки; опыт творческой деятельности; культурные ценности; наличие эмоциональных и волевых качеств личности. Культура как образовательная ценность в развитии и воспитании сту-дентов-медиков должна проявляться в культуре быта, мышления, досуга, в отношениях, общении, в мировоззренческой культуре, в эстетической деятельности. Приобщение к профессионально-личностной культуре студентов в образовательном процессе медицинского вуза происходит путем усвоения духовно-нравственных ценностей на основе принципов гуманизма и гуманизации [2].
Общество всегда предъявляло к представителям медицинской профессии повышенные моральные требования. Были времена, когда гуманитарное образование было обязательным для врача, он допускался к медицинской деятельности, лишь имея степень бакалавра искусств. По словам В. В. Вересаева, «при всех прочих равных условиях врач на голову в моральном отношении выше представителей других специальностей» (цит. по: [8, с. 1]). Врач должен быть и высококлассным специалистом, и человеком, несущим ответственность за пациента. Поэтому он не может быть односторонне развитым. «Тонкий и просвещенный ум, обширное знание всех наук, основы которых он изучал с самой ранней юности, глубокое знание своего искусства - вот что является и должно являться основным достоинством лекаря и врача.
Ничего не должно быть грубого ни в его обхождении, ни в его разговоре, нрава ему надлежит быть исключительно кроткого, а главное - ему следует усвоить ту любезность и вежливость, искреннюю и простую, которые должны господствовать во всяком хорошем обществе и быть главной его привлекательностью. Ему должно быть свойственно приличное, безукоризненное поведение, являющееся плодом того удачного воспитания, которое он получал с самых ранних пор, и, как бы ни была долга его жизнь, он не должен ни на шаг уклоняться с этого пути. Одним словом, он должен быть воплощением порядочного человека. Таковы должны быть качества, господа, которыми, безусловно, следует обладать человеку, желающему посвятить себя изучению медицины...», - писал Д. С. Самойлович, характеризуя качества, которыми должен обладать человек, посвятивший себя изучению медицины (цит. по: [8, с. 1]).
Медицина как одна из наук о человеке на протяжении всего периода своего существования имела гуманитарный контекст. Она сочетает в себе естествознание и «человековедение» - социально-гуманитарное знание. В гуманитарную составляющую профессиональной деятельности врача входят проблемы взаимоотношений с пациентами, членами их семей и коллегами, вопросы медицинского права, проблемы целостного подхода в профилактике и лечении заболеваний, аспекты влияния научных открытий на безопасность и улучшение здоровья человека, проблемы обмена передовым профессиональным опытом и др. Именно поэтому современное российское высшее медицинское образование ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого врача. Таким образом, нравственная культура врача - это качество, определяющее его профессионализм. Другими словами, понятие профессионализма врача, помимо знаний и умений в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний, включает систему понятий и представлений, основанных на моральных принципах.
Моральные нормы, в отличие от правовых, имеют абстрактные, не всегда единые для всех требования к поведению человека, они всегда апеллируют к чувствам. «Моральные требования связаны с сознанием самого человека, самоограничением и чувством долга» [9, с. 12]. Соблюдение морально-нравственных норм будущего врача формируется под влиянием общества, традиций, религиозных убеждений человека, в том числе и в процессе его обучения в медицинских вузах.
Иностранный язык (ИЯ) как гуманитарная дисциплина имеет огромное значение для решения проблем воспитания в вузе. Образовательная составляющая подготовки по ИЯ в вузах предполагает изучение языка «как средства межкультурного общения»
[7, с. 5], что означает расширение кругозора студента, повышение уровня его общей культуры. При этом учитываются «личные потребности, интересы и индивидуальные особенности обучаемых, а также общее интеллектуальное развитие личности студента» [там же]. Немаловажно, что воспитательный потенциал предмета «иностранный язык» позволяет развивать также чувство патриотизма, формировать уважительное отношение к материальным ценностям других стран и народов, совершенствовать нравственные качества личности студента.
Социокультурная ориентация данной обязательной учебной дисциплины предполагает ознакомление обучающихся с элементами конкретной культуры; это повышает уровень общей культуры будущего специалиста. В ходе обучения ИЯ учитываются интересы студентов как представителей современного молодого поколения: используются современные технологии обучения, средства multimedia и Internet, для работы предлагаются оригинальные тексты на профессиональные и общекультурные темы, применяются активные формы и виды учебной деятельности (тематические заседания клуба любителей иностранного языка, просмотры фильмов на ИЯ, участие в ролевых играх «Международная конференция по проблемам...», работа экспериментальной лаборатории «Наша электронная газета», встречи с иностранными студентами - носителями языка и т.п.). Тексты профессиональной направленности, которые предлагаются студентам для чтения и последующего обсуждения, содержат описание конкретной проблемной ситуации, для решения которой необходимо обратиться к собственному жизненному опыту, апеллировать к морально-нравственным принципам и нормам поведения. Так, например, при изучении темы «Прием по направлению» на первом курсе лечебного факультета вниманию студентов предлагался диалог пациента и врача в приемном отделении, в котором (на английском языке) большое внимание уделяется таким фразам, как: «мне важно знать о.», «Напомните мне, пожалуйста, .», «Мне необходимо знать. », «Могу я спросить, почему. » и др. В ходе занятия, пытаясь сравнивать данную ситуацию с российской действительностью и обращаясь к своему жизненному опыту, студенты - участники дискуссии отметили полное отсутствие соответствующих «вежливых фраз» в диалогах на приеме у врача в поликлинике или в стационаре в современной России. При этом студенты почти единогласно высказали свое негативное отношение к подобной российской практике (97 %) и лишь 3 % студентов остались индифферентны к ней.
Другим примером использования воспитательного потенциала занятий по ИЯ является работа с тек-
стом для чтения «Этика и поиск новых лекарств» по теме «Фармакология». Для обсуждения представлена проблема клинических испытаний новых лекарств на животных и различных категориях людей (заключенные, добровольцы), а именно, морально-этический аспект этой проблемы: следует ли испытывать лекарства на животных, нужно ли информировать испытуемых о возможных последствиях или тесты должны проходить «вслепую», и т.д. Студенты активно участвуют в дискуссии и проявляют к ней неподдельный интерес, высказывая крайне противоположные мнения. Например, при обсуждении этой проблемы в пяти учебных группах 99 % участников обсуждения высказали свое полное согласие с участием заключенных в клинических испытаниях новых лекарственных средств; 50 % допускали участие в испытаниях добровольцев; 70 % студентов полагали, что испытуемые должны быть проинформированы о всех возможных последствиях; 90 % высказались положительно в отношении испытаний новых лекарств на животных. В ходе дискуссии был сделан общий вывод о том, что положительный эффект испытаний намного важнее, чем вред, наносимый здоровью отдельных людей, принимающих участие в испытаниях, но испытуемые должны быть обязательно проинформированы о последствиях; участники также отметили проблему ответственности медицинского персонала, работающего с испытуемыми.
Рассмотрение вопроса о воспитательных возможностях, которые предоставляет ИЯ как учебная дисциплина в медицинском вузе, позволяет заключить, что процесс обучения, организованный подобным образом, способствует:
• формированию нравственной позиции студента
- будущего врача;
• воспитанию его личной ответственности за свой труд, результатом которого будет сохранение жизни человека, профилактика болезней и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях;
• становлению личности специалиста, являющегося примером в соблюдении общественных и профессиональных этических норм, т.е. формированию нравственно и духовно развитого человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нечаев В. Д. О концепции современного гуманитарного образования / В. Д. Нечаев, А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2011. - № 3. - С. 14-22.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4.
- С. 3-31.
ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЖГУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2011. № 2
24. Заказ 1545
iS5
3. Игнатьева Е. Ю. Совершенствование образовательного процесса в современном вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Великий Новгород, 2009. - 46 с.
4. РезниченкоМ. Г. Формирование воспитательного пространства вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. Г. Резниченко. - М., 2009. - 38 с. - Режим доступа: www.vak.ed.gov.ru/img...2009/10...ReznichenkoMG.doc
5. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы : учебнометодическое пособие / С. И. Архангельский. - М. : Высшая школа, 1980. - 368 с.
6. Парахонский А. П. Проблема обеспечения качества образования / А. П. Парахонский // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 7. - С. 310-312.
- Режим доступа: www.rae.ru/snt/?section=content&op =show_artide&artide_id=6303
7. Методические рекомендации по преподаванию иностранных языков в медицинских и фармацевтических вузах / Л. А. Татаринова, Т. Л. Бухарина, Т. П. Щедрина, В. И. Наролина, И. Ю. Марковина и др. - М. : ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2007. - 61 с.
8. Микиртичан Г. Л. Гуманитарная составляющая высшего медицинского образования / Г. Л. Микиртичан // Интернет-сайт : профессиональное сообщество медицинских руководителей, МЦФЭР, 2010. - Режим доступа: www.zdrav.ru/library/publications/detail.php?ID =1906
9. Акопов В. И. Медицинское право в вопросах и ответах / В. И. Акопов. - М. : ПРИОР, 2000. - 189 с.
Воронежская государственная медицинская академия
Торубарова И. И., преподаватель кафедры иностранных зыков
E-mail: irinatа[email protected] Тел.: 8-915-587-71-79
Voronezh State Medical Academy Torubarova 1.1., Lecturer at the Dept. of Foreign Languages
E-mail: [email protected] Tel.: 8-915-587-71-79