Научная статья на тему 'Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в вузе'

Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднева Е. Н., Козлова Е. А.

В статье рассматриваются: состояние воспитания студентов в системе высшей школы, направление нравственно-этического воспитания, вопросы профессиональной этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в вузе»

обучаемый полагает, что у него более высокие возможности, которые преподаватель не отметил в ходе эксперимента.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов предназначена для организации как личностно-ориентированного обучения, так и учебно-воспитательного процесса на базе новых технологий обучения, активизирующих творческое мышление студентов и стимулирующих рост профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава.

Построенная таким образом рейтинговая система дает объективную оценку знаний студентов и не уступает традиционной системе сдачи экзамена в период сессии, когда зачастую велика роль случая. Студент постоянно работает над изучением курса на протяжении всего семестра, более равномерно распределяет нагрузку, что в конечном итоге положительным образом сказывается на качестве подготовки специалистов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шадриков В.Д. Подготовка учителя математики: инновационные подходы / В.Д. Шад-риков. - М., 2002. - С. 40.

2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань, 2000.

- С. 236.

Поступила в редакцию 9/II/2009; в окончательном варианте - 24/III/2009.

UDC: 37.013.75

DESIGN AND IMPLEMENTATION OF RATING

MONITORING AND EVALUATION SYSTEM OF STUDENTS' KNOWLEDGE

L. G. Volkova, N. V. Okhtya Samara State Technical University 244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100 E-mail: podgk@samgtu. ru

Ways to improve the quality of mathematical training of students of technical universities and the role of independent work in this process are shown. The role of the rating system of evaluation and monitoring of knowledge in the intensification of educational process, enhancing the cognitive function and development of creative thinking of students in mentioned.

Key words: evaluation, rating system of evaluation, criteria of evaluation.

Original article submitted 9/II/2009; revision submitted - 24/III/2009.

Lidiya G. Volkova Senior Lecturer, Dept. Higher Mathematics and Applied Informatics. Nico-lay V. Okhtya (PhD, Associate Professor), Associate Professor, Dept. Higher Mathematics and Applied Informatics

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ Е.Н. Руднева1, Е.А. Козлова

Самарский государственный технический университет,

4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: Rudneva2005@ya.ru

1 Елена Николаевна Руднева, ст. преподаватель, каф. психологии и педагогики. Екатерина Анатольевна Козлова, ведущий инженер кафедры социологии, политологии и истории Отечества.

В статье рассматриваются: состояние воспитания студентов в системе высшей

школы, направление нравственно-этического воспитания, вопросы профессиональной

этики.

Ключевые слова: нравственное воспитание, профессиональная этика, формирование

мировоззрения.

Важнейшей функцией образования в системе высшей школы является воспитание молодежи. Воспитание молодого поколения, как общественный процесс, оказывает существенное влияние на жизнедеятельность общества и его развитие, содействует:

— сохранению, воспроизводству и развитию национальной культуры;

— реализации преемственности поколений в социокультурной сфере;

— созданию условий для свободного развития личности, владеющей новейшими знаниями в области будущей профессиональной и социальной деятельности.

Становление и развитие воспитания, категорий и понятий, которыми общество оперирует при анализе содержания и реализации воспитательной деятельности, объективно связано с общественно-исторической практикой. В этом смысле суть воспитания основана на таких формах общественного сознания, как политика, мораль, наука, искусство, право, религия.

Воспитание как органическая часть образовательной системы создает условия для развития личности, ее жизненного становления и самоутверждения. Такая трактовка позволяет рассматривать воспитание как процесс управления развитием личности через создание благоприятной воспитательной среды, ее наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать способности и дарования каждой личности. Управление развитием личности содействует формированию жизнеспособности молодого человека, ориентированного на преобразование общественной и природной среды.

Понимание целей и задач современного общественного развития является важнейшей предпосылкой для реализации высшей школой функции воспитания, поскольку она включает в себя в качестве главных такие два взаимосвязанных процесса, как:

— овладение знаниями, умениями и навыками, позволяющими личности реализовать в практической деятельности и в различных жизненных ситуациях выбранные основополагающие ценности;

— социализация, которая ставит своей целью усвоение прав и обязанностей, связанных с обладанием ценностями (общечеловеческими, национальными, личностными).

В этой связи необходимо четко представлять, что в целях эффективной реализации воспитательной деятельности в этот процесс должны быть включены все существующие ресурсы высшей школы. В воспитании должна быть использована не только сфера учебно-воспитательного процесса, но и вся совокупность внеучебной жизнедеятельности вуза. Воспитание студентов должно осуществляться на основе органического взаимодействия учебного и воспитательного процессов, а также в ходе реализации образовательных программ и программ целенаправленного воспитания во внеучебное время.

Воспитание личности в период ее обучения в вузе - важнейший и предельно сложный этап воспитательного процесса. Это не означает, что личность остается навсегда абсолютно неизменной и застывшей. Но следует учитывать, что изменения в мировоззрении взрослого человека носят более локальный характер по сравнению с

теми, которые возникают в период становления личности, в студенческие годы. В послевузовский период общество практически не стремится организовывать профессиональное воспитательное воздействие на личность.

В вузе в основном завершается институциональное воспитание как заключительный этап осуществляемой обществом системы воспитания. Одновременно этот период является и началом того времени в жизни личности, когда она сама берет на себя практически полную ответственность за свою воспитанность, культурность и переходит к осознанному и целенаправленному самовоспитанию.

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связана с резким ухудшением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.

Воспитание нравственности непосредственно связано с профессиональной этикой будущего специалиста. Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу, нравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

— отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

— нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

— взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

— особенности профессионального воспитания.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до нашей эры христианская библейская книга «Мудрость Иисуса, сына Сирахова», в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: «корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою - и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы». В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самом последнем месте. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порожда-

ло два типа нравственности: хищнически-грабительскую нравственность капиталистов и коллективистки - освободительную рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс: « ... Каждый класс и даже профессия имеют свою мораль».

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей; здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сферы услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения, и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида определяются в первую очередь его деловой характеристикой, отношением к труду, уровнем профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые затрагивают непосредственно человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность и, конечно же, патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности родине.

Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей

Человечество живет сейчас в мире, в котором смешались самые фантастические технические достижения и откровенное шарлатанство. Информационный бум и легкий доступ к сомнительной информации через электронные средства связи, глобальную систему Интернета, электронные и печатные СМИ содействуют распространению квази- и псевдонаучных идей. В этих условиях полученное в высшей школе образование не всегда может обеспечить иммунитет личности по отношению к названным теориям. Молодой человек может приобрести собственный образ мыслей и сформировать свою разумную позицию только через систему научных знаний, получаемых в вузе и самостоятельно. Лишь в этом смысле можно говорить о мировоззрении личности как базовой системе норм и ценностей по отношению к миру и жизни в нем. Если мировоззрение - это кредо, убеждение, то оно есть продукт интеллектуальной самостоятельной деятельности.

На современном этапе развития российского общества научное мировоззрение -это только часть миропонимания. Свобода совести, наметившийся союз государства и церкви делают религию полноправной компонентой современной жизни, так же, как и науку. Значительная часть молодежи, в том числе и вузовской, проявляет интерес к религии, различным религиозным концессиям.

В сложившейся ситуации не только гуманитарные науки, но и естественнонаучные дисциплины способны оказывать положительное воздействие как на профессиональную компетентность и интеллектуальный потенциал, так и на миропонимание и мироощущение молодежи.

Традиционно считается, что одним из значимых результатов изучения мира природы является формирование рационального мышления, основанного на логически выдержанной и экспериментально доказательной базе. Изучение естественнонаучных дисциплин само по себе не может сформировать мировоззрение личности. Мировоззрение - это целостная категория, распространяющаяся на весь духовный мир человека. Оно включает в себя рациональную, т.е. научную компоненту, уверенность в том или ином знании, доверие к нему. Следовательно, убеждением может стать только то знание, достоверность которого для человека бесспорна.

Естественнонаучные знания о мире могут стать средством освоения действительности при существовании особого уровня духовной деятельности. В связи с этим человек должен не только изучать природу, но и учиться у нее на основе модельного знания о ней. Такой подход к содержанию естественнонаучного знания дает возможность перенести определенные особенности природного мира на мир общественный.

Для построения научной картины мира, освоения методологии ее изучения в высшей школе необходима разработка системы учебных курсов и спецкурсов, которые в совокупности создадут основу для полноценного развития личности. В связи с этим при изучении в вузах гуманитарных и естественнонаучных дисциплин одной из основных целей должно стать принятие молодежью разнообразия идей и мнений, но при этом она не должна потерять способности мыслить самостоятельно.

На фоне разнообразия культур и народов, географических и экологических условий существования человека необходимо формировать у молодежи культуру мышления, понимания происходящего с позиций толерантности и учета окружающей природной и общественной реальности. Именно эти позиции естественнонаучных и гуманитарных дисциплин позволяют формировать у личности систему представлений о взаимодействии природы, общества и человека, ориентированных на синтез философской (интегральной) картины мира и интегрального сознания человека.

Воспитание нравственности является важной задачей становления личности и выступает одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе. Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности составляет основу процесса социализации молодого поколения и служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности. Нравственность - это не природное, а приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям социальной жизни.

В условиях современной России система нравственности имеет достаточно динамичный характер, поскольку здесь сочетаются моральные нормы, традиции и обычаи прежней эпохи и зарождающиеся нормы, соответствующие требованиям нового этапа развития. В этом проявляется одна из основных трудностей разработки идеалов, принципов и целей системы нравственного воспитания, а также выявления критериев и показателей эффективной деятельности этой системы. Создавая систему воспитания, важно определить нормы социальной жизни общества в качестве целей и задач нравственного воспитания с тем, чтобы сформировать у молодого человека соответствующие черты характера и моральные установки, согласующиеся с функционирующей в данном обществе моралью.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования должны выступать: уровень знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Ориентация общества на духовные ценности является одним из показателей уровня развития этого общества. В настоящее время можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом и в еще большей степени нарастание бездуховности среди молодежи. Оно проявляется в негативном отношении к истории своего отечества, его культуре и традициям, в преклонении перед западной культу-

рой и образом жизни, в потере смысла жизни и жизненных ценностей. Однако более всего бездуховность молодежи проявляется в негативных личностных качествах, таких как эгоизм, цинизм, агрессивность, стремление к насилию и утрате положительных моральных качеств и ценностей: честности, порядочности, милосердия, доброты, любви к ближнему и т.п.

Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В процессе эстетического воспитания происходит формирование эстетического сознания, что проявляется в создании у молодого человека идеальных базовых образцов высокого искусства, установок на положительное восприятие ценностей отечественного, национального искусства и критическое отношение к насаждаемым образцам массовой западной культуры.

В результате эстетического воспитания должны быть сформированы способности к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, пониманию их содержания и сущности через приобщение студента к миру искусства во всех его проявлениях, что можно рассматривать в качестве показателей эффективности воспитательной деятельности в данной сфере. Более конкретно в качестве показателей сформированное™ эстетического сознания можно выделить: объем знаний произведений художественной культуры, понимание различных видов искусства, умение противостоять влиянию массовой культуры низкого эстетического уровня.

Выводы:

1. Студенческая молодежь, обучающаяся в высших профессиональных учебных заведениях, обладая значительным инновационным, адаптационным, интеллектуальным и духовным потенциалом, должна стать одной из реальных движущих сил общественного прогресса. В связи с этим вузы России имеют полное право на всестороннюю поддержку государственных органов. Невостребованность в последние годы этой части интеллектуального и духовного потенциала нации привело к определенным потерям в развитии российской экономики, культуры и образования.

2. В условиях социальной трансформации общества студенческая молодежь вузов составляет одну из частей индивидуального ресурса, поскольку ее включенность в общественные отношения и структуры может способствовать наличию в молодежной субкультуре двух противоположных тенденций: углубления конструктивных или деструктивных форм активности, саморазвития или саморазрушения личности и социума, социальной интеграции или дезинтеграции. Преобладание в общественной деятельности одной из этих тенденций может привести к «выпадению» из социальной системы преемственности с прошлым, что способно привести к нарушению внутренней связи между прошлым, настоящим и будущим. В связи с этим определенное значение могут приобрести нетрадиционные ориентации и способы индивидуальной самореализации.

3. С целью формирования этических норм необходимо создание условий для социальной востребованности личностного потенциала молодежи, наличие общественной идеологии и концептуального обоснования молодежной политики - как общей, так и для различных социальных групп (школьники, студенты средних профессиональных учебных заведений, студенты вузов). Объектом такой политики должны стать конкретные программы воспитания и условия их осуществления, средства и методы реализации профессионального и духовного потенциала студенческой молодежи высших учебных заведений, востребованности ее интеллектуальных и духовных возможностей.

4. Важным фактором развития образования и воспитания, сохранения и умножения интеллектуального и духовного потенциала молодежи являются инвестиции государства в образовательную сферу, которые позволят ускорить и оптимизировать приоритеты развития общества.

5. Государственная молодежная политика должна учитывать оптимальное сочетание регуляции и самоорганизации, прямых и обратных связей, оптимальное соотношение социальных, экономических и духовных факторов развития общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

6. Абрамова Л.П. Курс лекций по этике / Л.П. Абрамова.- С-Пб.: Северо-Западная Академия гос. службы, 2001.

7. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2000.

8. Мир Г. Критериология. Потоки сознания / Г. Мир. - Тула: ИАМ, 2001.

9. Кагерманьян В.С. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студента / В.С. Кагерманьян. - М.:НИИВО,2005.

Поступила в редакцию 12/II/2009; в окончательном варианте - 15/III/2009.

UDC 378

FEATURES OF THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH

IN HIGH SCHOOL INSTITUTION

E.N. Rudneva, E.A. Kozlova

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: Rudneva2005@ya.ru

This article discusses the state of education of students in higher education, the direction of moral and ethical education, issues of professional ethics.

Key words: moral education, professional ethics, formation of world outlook.

Original article submitted 12/II/2009; revision submitted - 15/III/2009.

Elena N. Rudneva Senior Lecturer, Dept. Psychology and Pedagogy. Ekaterina A. Kozlova Leading Engineer, Dept. of Sociology, Political Science and History of the Fatherland.

УДК 37.013.75

ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ Е.Н. Рябинова, 1Б.А. Титов2

1 Самарский государственный технический университет,

4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244,

2Самарский государственный аэрокосмический университет им ак. С.П Королева.

443086, Самара, Московское шоссе, 34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail:ssau@ssau.ru

1 Рябинова Елена Николаевна (к.т.н.), доцент кафедры высшей математики и прикладной ин-

форматики. Титов Борис Александрович (к.т.н.), декан факультета логистики, профессор каф. логистики в авиационном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.