Научная статья на тему 'Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в системе физического воспитания и спорта'

Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в системе физического воспитания и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2861
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМОБЫТНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ / МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СПОРТИВНАЯ ЭТИКА / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ORIGINAL CUSTOMS AND TRADITIONS / MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES / SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION / SPORTS ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихшабеков Ш.Ю., Магомедов Г.К., Ибрагимова Ш.З.

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодежи в области физической культуры и спорта, а также воспитанию морально-волевых качеств и патриотических чувств в системе физического воспитания средствами физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

The article deals with spiritual and moral education of young people in the sphere of physical culture and sports, as well as cultivation of moral and patriotic values in the system of physical education by means of physical training and sports.

Текст научной работы на тему «Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в системе физического воспитания и спорта»

2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: БЕК, 1996. - 358с.

3. Россия и страны мира / Статистический сборник - М., Госкомстат России. -2015. - С.48 - 64.

4. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2015. - №6. - С.78 - 84.

Literature:

1. Higher and secondary professional education in the Russian Federation. - M., 2002. / NIEVO, Laboratory of statistics of higher education.

2. Davydov, V. V. Theory of developmental education / V. V. Davydov. - M.: BEK, 1996. - 358с.

3. Russia and countries of the world / Statistical book - M., Goskomstat of Russia. -

2015.

4. Feldstein, D. I. Problems of age and pedagogical psychology / D. I. Feldstein // Questions of psychology. - 2015. - No. 6. - P. 78 - 84.

УДК 376

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

И СПОРТА

Шихшабеков Ш.Ю., Магомедов Г.К., Ибрагимова Ш.З. Дагестанский государственный педагогический университет

Аннотация. Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодежи в области физической культуры и спорта, а также воспитанию морально-волевых качеств и патриотических чувств в системе физического воспитания средствами физической культуры и спорта.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, самобытные обычаи и традиции, морально-волевые качества, система физического воспитания, спортивная этика.

PECULIARITIES OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION

AND SPORTS

Shikhshabekov Sh.Yu., Magomedov G.K., Ibragimova Sh.Z. Dagestan State Pedagogical University

Abstract. The article deals with spiritual and moral education of young people in the sphere of physical culture and sports, as well as cultivation of moral and patriotic values in the system of physical education by means of physical training and sports.

Keywords: spiritual and moral education, original customs and traditions, moral and volitional qualities, system of physical education, sports ethics.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - это направление, которое сегодня сама жизнь выдвинула нам в качестве приоритетного в системе образования. [1-3, 6]

Известно, что высшей целью образования является воспитание высоконравственного, творчески развитого и компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. В этой связи, вопросы нравственного воспитания молодежи в системе физического воспитания занимают особое место и сегодня, как никогда, актуальны, ибо нашему обществу необходимы образованные, высоконравственные люди, которые при этом были и физически развиты и здоровы. В связи с тем, что занятия физической культурой и спортом способствуют становлению личности занимающихся, гражданское воспитание через физическую культуру и спорт рассматривается как одно из важнейших направлений государственной политики в области образования. [4]

В наше время представляется чрезвычайно важным воспитание у молодежи благородного отношения к своему Отечеству, к своей малой Родине, к своему народу и его языку, духовным и культурным ценностям, привитие им уважительного отношения ко всем народам нашей страны, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям. С учетом многообразия и единства национальных культур народов нашей страны, следует в процессе воспитания формировать у молодежи толерантность, способность к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомство с культурами других стран мира, где исторически существуют множество народов и национальностей. [5]

Значительное место в этом деле занимает и направление, связанное с религиозными культурами и светской этикой. И здесь в задачи тренера-педагога входит формирование у подопечных мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на уважении культурных и религиозных традиций других народов, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Стратегическую идею формирования подрастающего поколения как потенциала возрождения и развития нашего общества должны составить такие принципы, как нравственность, духовность, патриотизм и гражданственность. [8]

Духовно и физически развитый человек - это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других людей, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но прежде всего - знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык. [7,]

Поэтому духовно-нравственное воспитание молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая задача, которая должна решаться не только государством, но и всем обществом.

Сегодня, к сожалению, фактически исчезают такие жизненные ценности, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья, дружба и целомудрие и другие

нравственные ценности, возвышающие человеческие чувства. В этой связи задача нашего общества, всей системы образования и воспитания, а также системы физического воспитания и спорта- это формирование гармонически развитой с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, духовно развитой и физически здоровой личности.

Нравственное воспитание является одной из основ воспитания человека. Это сложный многофакторный процесс. На нравственное формирование личности оказывают влияние и семья, и школа, и различные коллективы, с которыми человек связан в своей учебной и профессиональной деятельности, и спортивная среда, где он проводит достаточно много времени.

Структура процесса нравственного воспитания определяется его основными задачами и включает в себя формирование нравственного сознания, нравственных чувств, поведения и волевых черт личности. [1]

Формирование нравственного сознания, т.е. нравственных представлений, понятий, взглядов, суждений, оценок, а затем и нравственных убеждений, связано с воспитанием у студентов правильного понимания, что нравственно, а что безнравственно. Руководить формированием нравственного сознания - это значит вооружить воспитанников знанием общей этики, а в спортивной практике, кроме того, и знанием спортивной этики. [9, 10]

Понимание сущности, норм и принципов морали способствует выработке нравственных суждений, при помощи которых люди оценивают как свои, так и чужие поступки. На основе нравственных понятий, оценок, суждений и опыта поведения формируются нравственные убеждения, которые и определяют поступки человека. Нравственно убежденный человек - это человек, глубоко уверенный в справедливости и истинности норм общественной морали, признающий их необходимость и следующий им.

Знание и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе создать прочного убеждения, но являются необходимой предпосылкой к его формированию, особенно если подкрепляются личным примером педагога (тренера), его нравственной убежденностью и мировоззрением. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, пережиты, прочувствованы и глубоко осмыслены.

Формирование нравственных чувств - это процесс переживаний человеком своего отношения к действительности, к людям, к собственному поведению. Они также являются компонентом нравственного сознания.

В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав морально-разумного и морально-чувственного. Моральные знания и чувства - основа нравственных убеждений личности. В свою очередь, нравственные убеждения как бы освещаются нравственными идеалами. Они во многом определяют нравственный облик человека.

Воспитание нравственных чувств - сложная педагогическая задача. Для решения ее необходимо создавать психологические ситуации, которые вызывают эмоциональное отношение воспитанников к действительности, к людям, к своему

поведению. Такими ситуациями богата спортивная практика, где в единоборстве с соперником и в коллективных действиях возникают эмоции.

Очень важной задачей является воспитание у спортсменов гражданских чувств: патриотизм, коллективизм, чувство спортивной чести, спортивного долга и ответственности перед коллективом, командой.

Воспитание нравственного поведения - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок или действие характеризуют отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь и деятельность воспитанников. Это очень трудоемкая работа, требующая большого педагогического мастерства, настойчивости и терпения.

В спортивной практике можно использовать разнообразные средства, стимулирующие нравственное поведение (взаимная помощь, упражнения, требующие согласованных действий, занятия в трудных условиях, различные виды соревнований, игровая деятельность и т.п.)

Однако поступки сами по себе еще не говорят о нравственной воспитанности. Стремление к высоким спортивным достижениям, победе на соревнованиях может быть и результатом тщеславия и личной выгоды. Важно учитывать побудительные силы, мотивы, которые движут поступками. В одних случаях, занимаясь различными видами деятельности, студент может стремиться только к ее результату, безотносительно к тем действиям, с помощью которых он достигается.

т-ч и о

В других, напротив, возникает стремление к самой деятельности, в которой студент находит удовлетворение независимо от ее результатов. Большую роль в мотивации деятельности играет стремление получить ее общественную оценку. Формирование высоконравственных мотивов - важнейшая задача воспитания в спортивной деятельности.

Нравственные мотивы как бы представляют собой мостик, по которому человек переходит от сознания к деятельности, воплощают свои знания и убеждения в поступки.

Моральные мотивы характеризуют активность нравственного сознания, его

поведенческую направленность. Моральный мотив как бы направляет человека на

активную оценку нравственных требований, сложившейся ситуации, своих вози и __т-ч

можностей и последствий самого поступка. В педагогическом процессе очень важно формировать социально значимые мотивы поведения, стремление добиваться успехов в спортивной деятельности не только для себя, но и для того, чтобы поддержать честь коллектива: помогать товарищам в овладении спортивным мастерством, развивать любимый вид спорта, принимая активное участие в общественной деятельности и т.д.

Воспитание морально-волевых качеств личности - это формирование у человека волевых свойств, способствующих достижению определенной цели с помощью преодоления препятствий, трудностей и своеобразного напряжения, переживаемого человеком в этот период.

Конкретные действия и поступки людей не изолированы от общества. Основой их является идеология общества, мировоззрение, мораль, традиции. Волевые

свойства людей, в том числе и спортсменов, формируются на основе высокой идейности и нравственности. Формирование морально направленных волевых качеств, проявление которых в спортивной деятельности совершенно обязательно -одна из важнейших задач спортивной подготовки.

Спортивная этика неразрывно связана с принципами общественной морали и определяется ими. Как и общественная мораль в целом, спортивная этика впитала в себя лучшие общечеловеческие нормы нравственности, выработанные человечеством в ходе его нравственного прогресса.

Спортивная этика, как форма профессиональной этики, является своеобразным выражением норм общественной морали. Ее следует рассматривать, с одной стороны, как совокупность исторически сложившихся норм и правил поведения спортсмена, определяющих его отношение к обществу, коллективу, процессу спортивной борьбы и спортивного совершенствования. С другой стороны, спортивная этика представляет собой круг общих моральных понятий, правил, которые развиваются как определенное теоретическое учение на основе общих закономерностей общественной этики.

Современный спорт предъявляет высокие требования к технической, тактической, моральной и волевой подготовке спортсмена. Спортивные достижения невозможны без напряженного ежедневного тренировочного труда. Однако каждый спортсмен - это по своей профессии служащий, студент или учащийся. Спортивная этика требует от спортсмена и полной отдачи сил на тренировке, и серьезного отношения к своей профессиональной деятельности и учебе.

Такие моральные принципы, как честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни, проявляются в честной спортивной борьбе, образцовом поведении спортсмена в быту, высокой требовательности к себе независимо от спортивных достижений.

Формируя высокие принципы и идеалы, спортсменам необходимо прививать привычку и к элементарным правилам общежития, поведения на тренировке, соревновании, сборе, в коллективе товарищей, в семье.

На спортивных полях и боевых дорожках встречаются люди разных убеждений, рас и национальностей. Спортивная борьба объединяет их на основе общих гуманных принципов уважения друг к другу, солидарности и справедливости. При этом следует иметь ввиду, что нравственное воспитание - это активный процесс. Оно предполагает не только формирование положительных качеств, но и преодоление отрицательных качеств.

Действенность нравственного воспитания определяется эффективностью воспитательной деятельности педагога, тренера и устойчивостью сформированных нравственных качеств личности воспитанника.

Литература:

1. Абдулаева М.А., Омаров О.М. Общепедагогические основы технологического подхода в образовании и его практическая реализация в процессе нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 23. С. 58-68.

2. Абдулгалимова A.M., Раджабова Р.В. Направления патриотического воспитания в российской школе // Студенческая наука XXI века. 2015. №2 (5). С. 5153.

3. Борлакова Б.М. Социально-воспитательная работа в высшей школе: проблемы и перспективы // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2012. №1 (6). С. 18-30.

4. Магомедова З.И., Раджабова Р.В. Патриотическое воспитание детей как важнейшая задача современной семьи // В сборнике: Актуальные проблемы современной семьи: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2016. С. 145-151.

5. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учеб пособие для институтов физической культуры. М., 1977. 271 с.

6. Омаров О.М. Формирование чувства патриотизма у младших школьников в полиэтническом регионе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск: КЧГУ, 2005. 22 с.

7. Проблемы физической культуры, спорта и здоровья в студенческой среде / Под общ. ред. проф: Ш.С. Шихалиева. Махачкала: АЛЕФ, 2013. 76 с.

8. Раджабова Р.В. Социально-педагогические основы подготовки студентов педвузов к интернационально-патриотическому воспитанию в школе (на материале Дагестана): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1991.

9. Спортивные игры в ВУЗе, школе и во дворе / Под общ. ред. проф. Ш.С. Шихалиева. Махачкала: АЛЕФ, 2013. 46 с.

10. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2007. 480 с.

Literature:

1. Abdulaeva M.A., Omarov O.M. General pedagogical principles of technological approach in education and its practical implementation in the process of moral education of pupils of secondary schools // Priority Research Areas: from theory to practice. 2016. No 23, p. 58-68.

2. Abdulgalimova A.M., Radzhabova R.V. Directions of patriotic education in Russian school // Student Science of the 21st century. 2015. No 2 (5), p. 51-53.

3. Borlakova B.M. Social and educational work in higher school: problems and prospects // Proceedings of the Chechen State Pedagogical Institute. 2012. No 1 (6), p. 18-30.

4. Magomedova Z.I., Radzhabova R.V. Patriotic education of children as the most important task of the modern family // In: Actual Problems of the Modern Family: theory and practice. Materials of the All-Russian Research and Practice Conference (with international participation). 2016. P. 145-151.

5. Matveev L.P. The basics of sports training. Textbook for Institutes of Physical Culture. M., 1977. 271 p.

6. Omarov O.M. Cultivation of patriotic values among schoolchildren in polyethnic region: extended abstract of Cand. Sci. (Pedagogics) Dissertation. Karachaevsk: KChSU, 2005. 22 p.

7. Problems of physical culture, sports and health among students / Edited by Prof. Sh.S.Shikhaliev. Makhachkala: ALEF, 2013. 76 p.

8. Radzhabova R.V. Socio-pedagogical principles of training students of Pedagogical Universities for international and patriotic education in school (the case of Dagestan): extended abstract of Cand. Sci. (Pedagogics) Dissertation. Moscow, 1991.

9. Sports games in high school, school and yard / Edited by Prof. Sh.S. Shikhaliev. Makhachkala, 2013. 46 p.

10. Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.C. Theory and methods of physical education and sports: Textbook for Higher Educational Institutions. Moscow, 2007. 480 p.

УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Феталиева Л.П.

ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», г.Дербент,

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы. В настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьника как фундаменте для становления личности гражданина. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Поэтому толерантное воспитание в условиях поликультурной республики Дагестан является актуальной и имеет социокультурную и политическую значимость.

Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность воспитание, младший школьник, поликультурное образование, межнациональные отношения образовательная среда, ценностные ориентиры.

PEDAGOGICAL WORK IN ELEMENTARY SCHOOL, FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE OF STUDENTS

Fatalieva L. P.

CHOO VO «Socialno-pedagogicheskiy institut», Derbent,

Abstract. The article discusses the formation of ethnic tolerance in multicultural space of elementary school. Currently more than ever there is a need to speak about the ethnic tolerance of younger student as a Foundation for development of the individual citizen. Of particular relevance is the issue of tolerance becomes in terms of multination-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.