педагогические науки
Медведев Андрей Сергеевич, Постельняк Александра Игоревна ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ...
УДК 378:77.29.53
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ
СПОРТИВНОГО ТАНЦА
© 2017
Медведев Андрей Сергеевич, мастер спорта, чемпион мира, преподаватель кафедры
спортивного и эстрадного танцев Постельняк Александра Игоревна, заслуженный мастер спорта РФ, преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменский государственный институт культуры (625003, Россия, Тюмень, ул. Республики, 19, e-mail: [email protected])
Аннотация. Спортивные танцы являются не только набирающим популярность видом спорта, но также эффективным спортивно-педагогическим средством, оказывающим существенное влияние на всестороннее развитие личности. Формирование гармоничности занимающихся достигается посредством развития физических качеств, улучшения физиологических показателей, развития воображения и творческого мышления, воспитания морально-нравственных черт личности. В современных условиях российского общества формирование духовно-нравственного компонента личности является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед педагогической наукой. В этой связи анализ существующих подходов психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки спортсменов спортивных танцев представляет собой важный этап на пути к поиску способов развития данного направления. Ключевая роль в становлении специалиста нового типа, сочетающего профессиональную компетентность с высокой личной культурой, принадлежит тренеру. С целью формирования духовно-нравственных качеств, тренер-преподаватель должен придерживаться определённых технологий и работы с воспитанниками. Так, граж-данско-патриотическое воспитание может осуществляться посредством эмоционально положительно окрашенных по форме и содержанию танцевальных образов с использованием, в том числе, исторических примеров и биографий выдающихся личностей. Трудовое воспитание может осуществляться в ходе системного и последовательного выполнения рутинных обязанностей, связанных с тренировочным процессом. Воспитание толерантности и коммуникабельности необходимо формировать в процессе контакта с партнёрами по паре и коллективу, а эстетическая составляющая должна «пронизывать» весь учебно-тренировочный процесс. Сегодня формулировка актуальных вызовов общественному развитию и поиск педагогических способов их решения остаётся важнейшим направлением педагогических исследований. Очень важно чтобы работа в этом направлении продолжалась, а сфера спортивных танцев оставалась в центре исследовательского внимания.
Ключевые слова: образование, спортивные танцы, духовно-нравственное развитие, патриотическое воспитание, трудовое воспитание, толерантность, коммуникабельность, эстетическое воспитание.
SPIRITUAL-MORAL QUALITY EDUCATION BY MEANS OF SPORTS DANCE
© 2017
Medvedev Andrey Sergeevich, Master of Sports, World Champion, teacher of the Department
of Sports and Variety Dancing Postelnyak Alexandra Igorevna, Honored Master of Sports of the Russian Federation, teacher of the Department of Sports and Variety Dancing Tyumen State Institute of Culture (625003, Russia, Tyumen, street Republic, 19, e-mail: [email protected])
Abstract. Sports dances are not only a popular sport, but also an effective sports and pedagogical tool that has a significant impact on the all-round development of the individual. Formation of harmony involved is achieved through the development of physical qualities, improving physiological indicators, the development of imagination and creative thinking, education of moral and moral personality traits. In the modern conditions of Russian society, the formation of the spiritual and moral component of the individual is one of the most urgent tasks facing pedagogical science. In this regard, the analysis of existing approaches of psychological and pedagogical support of the process of training athletes in sports dancing is an important stage on the way to finding ways to develop this aspect. A key role in the formation of a specialist of a new type, combining professional competence with a high personal culture, belongs to the coach. With the purpose of forming spiritual and moral qualities, the trainer-teacher must adhere to certain technologies and work with pupils. So, civil-patriotic education can be carried out through emotionally positively colored by the form and content of dance images, using, among other things, historical examples and biographies of outstanding personalities. Labor education can be carried out in the course of systematic and consistent fulfillment of routine duties associated with the training process. The education of tolerance and sociability must be formed in the process of contact with partners in the couple and the team, and the aesthetic component must "permeate" the entire training process. Today, the formulation of urgent challenges to social development and the search for pedagogical methods for their solution remains the most important direction of pedagogical research. It is very important that the work in this direction continues, and the sphere of sports dances remains at the center of research attention.
Keywords: education, sports dances, spiritual and moral development, patriotic education, labor education, tolerance, sociability, aesthetic education.
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Являясь древнейшим способом самовыражения, танец представляет собой одну из наиболее естественных для человека форм двигательной и психоэмоциональной активности [1]. Положительные изменения в организме человека, в ходе занятий танцами, связаны с равномерным распределением физической нагрузки на отдельные части тела, улучшением кровообращением и обменом веществ во время выполнения танцевальных движений. Занятия танцами способствуют развитию не только развитию физических качеств и улучшению физиологических показателей. При соответствующем педагогическом подходе и правильном выстраивании учебно-тренировоч-
ного процесса танцы наиболее полно раскрывают потенциал человека, оказывают комплексное влияние на становление гармонично развитой личности. К неполному списку качеств, которые могут быть сформированы в результате систематических занятий можно отнести развитое воображение, интуитивное творческое мышление, развитие эстетического вкуса.
Основным институтом, призванным формировать указанные качества, является система образования. Воспитательная функция образования, нацеленная на подготовку личности к быстрым социальным изменениям, наряду с гуманистической, консолидирующей, адаптивной, является одной из основных [2]. Сказанное в полной мере касается и сферы танцевального спорта.
Medvedev Andrey Sergeevich, Postelnyak Alexandra Igorevna pedagogical
SPIRITUAL-MORAL QUALITY EDUCATION BY MEANS ... sciences
В настоящее время элементы танцевальной подготовки включены в программу по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы, а российские государственные вузы осуществляют специализированную подготовку по различным хореографическим направлениям. Специфика бальных танцев позволила им стать массовым видом спорта, который в последнее десятилетие пользуется возрастающим вниманием Международного олимпийского комитета и других международных спортивных организаций. Ежегодно только в России региональные федерации и клубы проводят около 400-450 соревнований различного ранга и уровня [3]. В этой связи влияние танцевального спорта на развитие общедуховных качеств личности является важной научно-практической задачей.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешённых раньше частей общей проблемы. Сегодня одним из наиболее актуальных вопросов остаётся проблема духовно-нравственного состояния российской нации. Данная проблема неоднократно поднималась на самом высоком уровне. Так, ещё, академик Д. С. Лихачёв отмечал, что Россия вынуждена, с одной стороны, преодолевать кризис культурно-цивилизацион-ной идентичности и формирование российской идеи, с другой - утверждать своё место в мире [4]. Президент В.В. Путин в послании к Федеральному собранию РФ в День Конституции России 12 декабря 2012 года также обозначил данную проблему, назвав главной причиной «дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи» [5]. Политические, экономические, экологические, технологические и другие глобальные вызовы, стоящие в современный период исторического развития нашей страны требуют общественной консолидации, что невозможно без общей духовно-нравственной основы. Формирование государственности возможно лишь при условии таких ключевых установок, как гражданственность, патриотизм, толерантное отношение людей друг к другу, высокие моральные ценности и нормы.
В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт следующее определение духовности: «Духовность - состояние духовного. Духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий... все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [6]. «В словаре русского языка» С.И. Ожегова «духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [7]. Н.А. Бердяев в основе духовного становления видел индивидуальную свободу личности. Философ отмечал что человек сам ответственен за созидание в самом себе добра, за своё духовное восхождение, но при этом не отрицал роли воспитания [8]. B.C. Соловьёв был первым отечественным философом, который в основу своей философской системы положил учение о нравственности. Понятия «нравственность» и «духовность» в его работах синонимичны [9]. Таким образом, под духовно-нравственным воспитанием можно понимать формирование высших, жизненных ценностей человека, его отношения к себе и другим людям. Применительно к духовно-нравственному воспитанию А.Г. Адамова различные уровни высших духовных ценностей:
- индивидуально-личностные (жизнь и права человека, честь, достоинство);
- семейные (родительский дом, взаимоотношения в семье, родословная семьи, её традиции);
- национальные (святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
- общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т. д.) [10]. 108
Формирование целей статьи (постановка задания). Духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её: нравственных чувств, облика, позиции, поведения. Становление и развитие духовно-нравственного компонента личности молодёжи актуализирует задачу разработки программ оптимального психологического сопровождения этого процесса. Формирование специалиста нового типа, сочетающего профессиональную компетентность с высокой личной культурой, требует достижения высокого качества психолого-педагогического сопровождения. Такое сопровождение носит обучающий, воспитывающий и формирующий характер, а важнейшая роль в этом процессе принадлежит тренеру. В связи со сказанным представляется необходимым рассмотреть существующие практики в духовно-нравственном воспитании личности средствами спортивных танцев.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Педагогическая деятельность тренера является основой работы с подрастающим поколением. Распространено ошибочное мнение, что основной функцией тренера является только физическое совершенствование спортсмена, а целью - высокие спортивные показатели. Фактически тренер должен постоянно помнить, что психологическая подготовка спортсмена - это в первую очередь подготовка к преодолению трудностей, которые возникают не только на соревнованиях, но и повседневной жизни. Именно в процессе подготовки к преодолению трудностей и формируются многие черты характера спортсмена (интерес, уверенность в своих силах, стремление к победе и др.).
Тренер в процессе своей педагогической деятельности неизбежно вступает в близкий контакт со своими воспитанниками. Это вынуждает его погружаться в социально-психологические особенности личности спортсменов, нравственные отношения в коллективе. Руководитель должен хорошо знать занимающихся, интересоваться их бытом, условиями жизни, состоянием здоровья, учёбой. Прежде всего, тренер - это хороший товарищ, который сможет помочь своим ученикам советом и практической помощью. Воспитанники должны не только приучаться выполнять тренировочное задание, но и понимать, для чего это делается. Если предъявляемые требования будет справедливыми и обоснованными, то тренер будет пользоваться уважением у занимающихся. В силу педагогических особенностей учебно-тренировочного процесса юные спортсмены почти всегда видят в тренере пример для подражания, что накладывает на него определённую ответственность.
Как и в любом другом виде деятельности, тренер-преподаватель должен придерживаться определённых технологий и работы с воспитанниками. Из существующих в настоящее время методик воспитательной работы тренера-преподавателя спортивных танцев можно выделить ряд направлений, формирующих духовно-нравственные качества личности.
1. Гражданско-патриотическое воспитание призвано формировать особое отношение к Родине и активную гражданскую позицию человека. К элементам данного направления можно отнести создание тренером эмоционально-положительно окрашенных по форме и содержанию танцевальных образов. Такие образы способны формировать как у воспитанников, так и у зрителей положительные патриотические эмоции, и убеждения, а также пробуждать мотивацию к соответствующему поведению. С целью реализации патриотического воспитания целесообразно использование исторических примеров, биографий выдающихся личностей.
2. Трудовое воспитание направлено на формирование положительных установок к трудовой деятельности в ходе учебно-тренировочного процесса, выработку ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Проблема трудового воспита-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Медведев Андрей Сергеевич, Постельняк Александра Игоревна ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ...
ния детей поднималась, в том числе, Министром образования России Ольги Васильевой, которая в настоящее время ведёт политику усиления трудового воспитания в школах. Об этом она заявила она на Общероссийском родительском собрании 2016 года [11].
Для юных спортсменов важно формирование привычных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Главная задача педагогов в рассматриваемом контексте - превратить учёбу и тренировки в осознанный труд. Трудовое участие детей в спортивных танцах должно начинаться с игры. Ребёнку необходимо прививать ответственность за сохранность тренировочной одежды, аксессуаров и инвентаря, привычку содержать личные вещи и окружающее пространство в чистоте и порядке. В более старшем возрасте важно формировать такие качества, как системность, последовательность, привычку доводить любую работу до конца. Этой цели может помочь тщательное ведение дневника тренировок, анализ побед и неудачных выступлений на соревнованиях, критическое отношение к пропущенным тренировкам.
3. Воспитание толерантности и коммуникабельности является неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса. Эти качества формируются в процессе обучения и в процессе формирования взаимоотношений полов, а так же развития личности ребёнка в смешанном коллективе. Проигравший спортсмен испытывает гамму отрицательных эмоций, выражающихся в фрустрации, суть которой заключена в нереализации планируемых целей. Воспитание фрустрационной толерантности -необходимая и важная задача, стоящая перед тренером в процессе психологической подготовки танцевальных пар. Рассматриваемые социальные навыки нужны и важны в будущей жизни детей. Они позволяют впоследствии адаптироваться в социальной среде. Данная проблема подробно рассматривалась А.А. Безиковой в диссертационном исследовании «Гармонизация взаимодействия партнёров в спортивных бальных танцах» [12]
4. Сущность эстетического воспитания средствами спортивных бальных танцев заключается в развитии духовных и творческих качеств человека: от способности чувствовать и правильно оценивать общепринятые эстетические ценности до возможности создавать и действовать по законам высокой нравственности. Эстетическое воспитание в ходе занятий спортивными бальными танцами способствуют решению многих жизненных задач, помогают стабилизировать эмоциональное и психологическое состояние человека, помогая при этом достигать поставленных целей.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Духовно-нравственное воспитание личности в спортивных танцах - это не только декларируемые принципы и намерения. Это, в первую очередь, конкретный результат, который можно продемонстрировать на примере команды формейшн «Вера», существующей уже почти 20 лет в г. Тюмени. Ансамбль является неоднократным чемпионом России, Европы и Мира, а его спортивно-педагогическая деятельность вносит огромный вклад в развитие танцевального спорта в России. Существование такой команды - это результат длительной и системной работы по развитию сферы спортивных танцев в Тюменской области, а применяемые подходы к воспитанию духовно-нравственных качеств личности в профессиональном сообществе заложены в основу работы со спортсменами любых возрастов. Это касается всех этапов достижения целей и задач обучения, включая разделы хореографической подготовки, общефизической и специализированной подготовки, воспитательной работы и психологической подготовки, восстановительных мероприятий, инструкторской и судейской практик.
Наши наблюдения за биографиями бывших и настоящих участников Федерации танцевального спорта Тюменской области показывают, что, как правило, это
люди с высокими морально-нравственными ориентирами, достигающие успеха в жизни. Среди них значительно реже встречаются проявления негативных девиаций по сравнению со среднестатистическими показателями. Даже если профессиональная карьера человека, посвятившего значительную часть своей жизни спортивному танцу, не связанна с этой сферой, он пользуется уважением и достигает высокого статуса в избранной области, является достойным гражданином нашей страны.
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности должно осуществляться с учётом времени [13]. Формулировка актуальных вызовов общественному развитию и поиск педагогических способов их решения остаётся важнейшим направлением педагогических исследований [14-18]. Хочется надеяться, что сфера спортивного танца в данном аспекте будет находиться в поле внимания современных исследователей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Монахова Е. Г. Социальная функция танца // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. №9-10. - С.186-190
2. Мухамед Т. В. Основные функции образования в системе современной культуры // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2015. №2 (17). С.54-59
3. Волхонская Г. П. Окунева А. Г. Танцевальный спорт России: история становления и развития // ОНВ. 2015. №1 (135). С.25-28
4. Бычкова О. И. Д. С. Лихачев о взаимосвязи ценностей, экономики и культуры // Наследие веков. 2016. №3 (7). С.24-30
5. Послание Президента Федеральному Собранию. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. Раздел: Новости, Выступления и стенограммы. Дата публикации: 12 декабря 2012 г. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/17118
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2 тт. Т. 1: А-О. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 1280 с.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. 1200 с.
8. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.
9. Соловьев В.С. Оправдание Добра. Нравственная философия, 1990
10. Адамова, А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник университета российской академии образования. 2008. №1 2008. С. 26-27.
11. Сухорукова А.. Уроки трудового воспитания и ритмики появятся в школах России [Электронный ресурс] // Сайт общероссийской еженедельной газеты «Собеседник. ru» URL: https://sobesednik.ru/ obshchestvo/20160830-uroki-trudovogo-vospitaniya-i-ritmiki-poyavyatsya-v-shkolah
12. Безикова Анна Александровна. Гармонизация взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах: На материале подростковых групп : дисс. ... канд. пед. наук.- Тюмень, 2006. 171 с.
13. Пилипенко Л.М., Фарахутдинов Ш.Ф., Дейнеко С.В. Духовно-нравственное развитие общества: состояние и проблемы // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 4. С. 81-83.
14. Тахохов Б.А. Духовно-нравственное воспитание -актуальная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 207-210.
15. Гущина А.В. Нравственный опыт: педагогический аспект // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 174-178.
16. Агапова Э.И. Социально-философское понимание духовных практик // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 10-13.
17. Сильнова Ю.А. Формирование духовно-нрав-
Medvedev Andrey Sergeevich, Postelnyak Alexandra Igorevna SPIRITUAL-MORAL QUALITY EDUCATION BY MEANS ..
pedagogical sciences
ственной установки в образовательном процессе начальной школы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 147-151.
18. Буравлева Н.А. Роль духовно-нравственного развития личности в современном образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 1 (16). С. 30-33.
Статья поступила в редакцию 28.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
110
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)