ТЕМА 2.
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАКТИКЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ И ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-СТУДЕНТОВ
Заколодная Е. Е.
Белорусский государственный университет физической
культуры, Минск, Республика Беларусь
THE EDUCATIONAL SITUATION IN THE EDUCATION MORAL-VOLITIONAL QUALITIES OF PERSONALITY
ATHLETES-STUDENTS
Zakolodnaya E. E.
Belarusian state University of physical of culture, Minsk, Republic of Belarus
Аннотация. Педагогические ситуации в воспитании нравственно-волевых качеств личности спортсменов-студентов. Личность студента характеризуется относительно устойчивыми морально-волевыми качествами, но уровень гражданской зрелости не всегда отвечает требованиям современности. Воспитывающие ситуации в сочетании со средствами физической культуры и спорта могут быть эффективными в восстановлении традиций духовности, нравственности, здорового образа жизни.
Summary. Pedagogical Situations for the Development of Moral and Volitional Qualities of personality Students-Athletes. The personality of a student is characterized by the relatively stable moral and volitional qualities. But the level of civic maturity does not always correspond to the modern demands. Creating educative situations together with the means of physical culture and sport can be effective ways to restore the traditional spirituality, morality and healthy lifestyle.
Ключевые слова. Воспитание, воля, ситуация, студенты, спортсмены, преподаватель, тренер.
Keywords. Development, values, situation, students, athletes, lecturer, coach.
Физическая культура и спорт, как никакая другая сфера культуры, содержит наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности, в единстве телесного и духовного. В реальной практике учебных заведений как идеальные показатели физического развития в настоящее время все еще рассматриваются физические качества и двигательные умения, и в меньшей степени затрагивается духовная сфера человека, что не вполне оправданно с позиции целостного подхода к человеку, его психосоматического и социокультурного единства [1, 2].
Существует ряд профессий, где объектом деятельности является человек, его духовный внутренний мир, в связи с чем, общество в праве предъявлять повышенные моральные требования к субъектам этой деятельности - педагогам.
Часто спортивные педагоги, стремящиеся сформировать нравственные убеждения у своих учеников, судят о результатах этой работы по добросовестному выполнению ими учебно-тренировочных заданий, успешному выступлению в соревнованиях, а значит, смешивают нравственные и прагматические аспекты спорта. Вследствие этого спортсмены порой присваиваю себе статус исключительности, требуют к себе повышенного внимания, считают, что для них не существует норм и правил. В конечном итоге они тратят больше сил на самоутверждение, чем на спортивную подготовку, что негативно отражается на их результатах в спорте [2].
Спорт является составной частью педагогической системы общества, включающей воспитание и обучение в семье, школе, сфере профессиональной подготовки и т. п. Следовательно, задачи воспитания спортсменов не могут быть ограничены только достижением высоких спортивных результатов, но и направлены на решение проблем нравственного поведения и отношений в коллективе. Задачи воспитания спортсменов отражены не только в научных трудах теоретиков спортивной деятельности, но и известных тренеров, которые подчеркивают решающую роль тренера в воспитании спортсмена [3].
Как известно, нравственные качества, являются следствием волевых усилий воспитанника в какой-либо деятельности. Важным средством воспитания воли спортсмена является создание в учебно-тренировочном процессе дополнительных трудностей, с помощью которых главным образом и воспитываются волевые качества спортсменов. Создание таких трудностей некоторые специалисты рассматривают как педагогические ситуации. В то же время при создании дополнительных трудностей, необходимо формировать высоконравственные мотивы действий. Указаний на то, как формировать эти мотивы, в литературе почти нет.
В учебно-тренировочный процесс по спортивным играм можно включить такие дополнительные трудности, как : превышение тренировочных нагрузок над соревновательными; повышение интенсивности без снижения объема работы; игра двух защитников против трех нападающих; игра с сильной командой или старшей по возрасту; моделирование сложных условий соревнований (например: команде объявляется, что до конца игры осталось тридцать секунд, и она проигрывает очко); исполнение роли лидера, даже если она не свойственна спортсмену; оценивание любого результат соревнований (победителей, как-то премировать, а проигравших -штрафовать) и др. [1, 4].
Однако, несмотря на разнообразие предлагаемых ситуаций в работах указанных авторов ничего не говорится о нравственных аспектах поведения игроков, не анализируются возможные нравственные (или безнравственные) последствия, хотя каждая ситуация может иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Что касается штрафов за проигрыш, с воспитательной точки зрения - это вряд ли целесообразно. В настоящее время, эта мера воздействия используется достаточно часто, хотя по признанию самих тренеров она малоэффективна.
Цель исследования заключалась в изучении возможности применения метода педагогических ситуаций в развитии нравственно-волевых качеств у студентов-спортсменов Белорусского государственного университета физической культуры на учебных занятиях.
Наиболее полно вопрос о воспитывающем влиянии ситуаций на примере баскетбола разработал Ю.Ю. Палайма. Его работы, главным образом, посвящены развитию инициативности, самостоятельности и решительности баскетболистов, т.е. волевых качеств личности спортсменов.
Большое внимание, которое уделяется воспитывающим ситуациям как методу нравственного воспитания в педагогической литературе, свидетельствует о необходимости специального исследования возможности применения этого метода в различных видах спортивной деятельности [5, 6].
Тренировка, по своей сути представляет собой трудовую деятельность, а потому воспитывает волю и способность к концентрации усилий, а соревновательная деятельность предоставляет возможность самоутверждения личности. Однако, спортсмены за период активного участия в соревнованиях привыкают ориентироваться только на победу, превосходство над другими, на свою уникальность, неповторимость, исключительность, то есть на самих себя.
Это важно для побед в спорте, но в профессионально-педагогической деятельности часто не позволяет студентам-спортсменам стать хорошими специалистами, так как педагогу в первую очередь нужно ориентироваться на других (своих воспитанников). Исключить акцентированное внимание спортсменов, будущих педагогов сферы спорта на себе, своих проблемах и переживаниях помогает моделирование педагогических ситуаций на учебных занятиях, предполагающих направленность на других людей.
В исследованиях И.А. Соловцовой представлены следующие пять типов педагогических ситуаций: ситуации «встречи с прекрасным», ситуации
«встречи с трагическим», ситуации «встречи с необычным», ситуации «выбора» и ситуации «сопротивления негативному» [7].
На занятиях по дисциплине «Педагогика» мы анализировали жизненные ситуации, представленные студентами Белорусского государственного университета физической культуры, которые так же соответствовали пяти типами. Кратко остановимся на каждом типе ситуаций. Лучше всего знакомы педагогам, и лучше всего разработаны ситуации «встречи с прекрасным».
Однако в качестве объекта, с которым происходит встреча, рассматривается чаще всего произведение искусства, хотя можно любоваться природой, миром человеческих поступков и отношений. К сожалению, вследствие коммерциализации и профессионализации спорта высших достижений, в борьбе за первенство иногда приходится наблюдать проявление негативных эмоций спортсменов по отношению к соперникам, судьям, и даже по отношению к игрокам своей команды, тренеру. Поэтому на занятиях особое внимание уделялось красоте человеческих поступков.
Студенты предложили обсудить поведение гимнаста А.Немова на Олимпийских играх 2004 года в Афинах, когда Алексею пришлось успокоить возмущенных болельщиков всего мира (после выставленных ему судьями несправедливо низких оценок) для того, чтобы дать возможность выступить своему сопернику. Красоту такого поступка студенты оценили по достоинству.
Ситуации «встречи с трагическим». Для полноценного духовного воспитания недостаточно ситуаций, в которых переживания человека имеют исключительно позитивную, радостную, мажорную эмоциональную окраску. Важно понять очищающую роль страдания, оказания помощи человеку в ситуации страдания как своего долга и как способа самосовершенствования.
В ходе обсуждения страданий, которые сопровождают человека на жизненном пути, студенты сделали выводы, что в жизни бывают ситуации гораздо более трагические, чем несбывшиеся надежды на завоевание медали: смерть молодых спортсменов, потеря здоровья, инвалидность, рождение неполноценных детей у принимавших допинг спортсменов и др.
Содержанием ситуаций «встречи с необычным», может быть использование парадоксальных высказываний. Например, воспитанникам предлагаются сначала привычные и понятные, четко ориентированные на нравственные нормы высказывания, а затем - высказывания, противоположные им по содержанию. Например, сначала анализируются пословицы о добре, где добро однозначно предстает как ценность: «Доброе дело два века живет», и т.п., а затем - необычные с точки зрения ценностей и нравственных ориентиров пословицы: «Не делай добра - не получишь зла», и т. п. Важно, чтобы спортсмены уяснили противоречивость, неоднозначность влияния соперничества, соревновательной деятельности, составляющих «ядро», специфическую основу спорта на процессы формирования свойств личности.
Современный спорт, характеризующийся миллионными гонорарами за победы и допинговыми скандалами, может быть как средством самосовершенствования, так и саморазрушения. Особую роль в духовном
воспитании играют ситуации «выбора» - специально создаваемые педагогом или возникающие спонтанно, но сознательно используемые в целях духовного воспитания.
Совершая выбор, человек избирает и реализует одну из этих возможностей, отказываясь тем самым от всех остальных. Перед спортсменом часто стоит дилемма - помочь сопернику в сложной ситуации или использовать его затруднения в своих целях; поехать на международные соревнования, пользуясь расположением руководства или отказаться, объясняя неготовность показать достойный результат. Если выбор совершается осознанно, то субъект выбора принимает на себя ответственность не только за последствия своего выбора, но и за факт отказа от нереализованных возможностей.
Для того, чтобы совершить выбор между нравственным и безнравственным поступком, важно осознавать последствия своего поступка. Не следует списывать ответственность за совершенное на обстоятельства, поскольку в одних и тех же жизненных ситуациях люди ведут себя по-разному в зависимости от своей нравственной позиции. Ситуации «сопротивления негативному».
В педагогике разрабатывалось главным образом учение об активном противодействии влияниям социальной среды: преодолении внешних негативных обстоятельств жизни, борьбе с безнравственным, антикультурным поведением окружающих людей. В спортивной деятельности создаются благоприятные возможности для воспитания нравственных качеств личности. Однако эти возможности не всегда в полной мере реализуются тренерами из-за отсутствия ясной цели в воспитательной работе со спортсменами. Иногда спортсмены, тренеры, судьи, болельщики, позволяют себе проявление негативных качеств (грубости, высокомерия, самодовольства и др.) в отношении к соперникам, или сами оказываются в подобной ситуации.
Студенты, обсуждая проблемы в сфере спортивной деятельности, пришли к выводу возглавлять спортивный коллектив должен высококвалифицированный специалист, который личным примером учит сопротивляться негативным проявлениям в спортивной и любой другой деятельности. Педагогическая ситуация обеспечивает формирование способности ее участников к самоограничению, умения видеть проблему и последствия того или иного ее решения с разных точек зрения, устойчивости взглядов и убеждений, умения отстаивать свою точку зрения, не ущемляя при этом достоинства другого человека, и совершать поступки в соответствии со своими убеждениями.
Создание в учебно-тренировочном процессе дополнительных трудностей за счет преднамеренных педагогических ситуаций, с помощью которых, главным образом, и воспитываются волевые качества спортсменов (целеустремленность, решительность, самообладание, выдержка, терпение, дисциплинированность, мужество, смелость), целесообразно совместить с воспитанием нравственных качеств личности (доброты, порядочности, скромности, вежливости, самокритичности, коллективизма).
Волевые качества и поступки ценны не сами по себе, а лишь на основе нравственной воспитанности человека: смелость хулигана или решительность глупца не могут быть положительными качествами.
При использовании метода воспитывающих ситуаций, как для целого коллектива, так и для отдельной личности, необходимо учитывать, что материал, предлагаемый студентам должен быть интересным, личностно значимым, поскольку именно интерес способствует целенаправленному воздействию на личность с целью воспитания положительных нравственных качеств. На занятиях со студентами метод воспитывающих ситуаций в органичном сочетании со средствами физической культуры и спорта могут быть эффективными в сохранении традиций духовности, нравственности, здорового образа жизни.
Сп
^ Список литературы
Q
W
1. Визитей, Н.Н. О социально-культурной миссии спорта высших достижений в современном мире /Н.Н. Визитей. - «<Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту» // Матер. науч.-практ. конф. (Минск, 8 - 9 апреля 2009). - Т. 3. - Минск, 2009. - С. 20 - 23.
2. Красников, А. А. Спорт, соперничество как фактор формирования личности / А.А. Красников. - «<Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту» // Матер. науч.-практ. конф. (Минск, 8 -9 апреля 2009). - Т. 3. - Минск, 2009. - С. 53 - 57.
3. Гомельский, А.Я. Управление командой в баскетболе / А.Я. Гомельский. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 144 с.
4. Родионов, А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат /А.В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 112 с.
5. Палайма, Ю.Ю. Воспитание воли спортсмена / Ю.Ю. Палайма. -Каунас: ЛГИФК, 1976. - 25 с.
6. Валанчюс, М. С. Педагогические ситуации в учебно-тренировочном процессе по спортивным играм как метод формирования положительного нравственного опыта поведения юногоспортсмена (на примере баскетбола): автореф. дис. ... канд. пед.наук/ М.С. Валанчюс. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1986 - 23 с.
7. Соловцова, И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. /И.А. Соловцова. - Волгоград, 2007. С. 108 - 110.
_Q
^ References
1. Visit, NN On the socio-cultural mission in the modern world of high performance sport / NN Visit. - "Scientific substantiation of physical education, sports training and training in physical culture and sport" // Mater. scientific-practical. Conf. (Minsk, 8 - 9 April 2009). - T. 3. - Minsk, 2009. - P. 20 - 23.
2. Krasnikov AA Sport, competition as a factor in identity formation / AA Krasnikov. - "Scientific substantiation of physical education, sports training and training in physical culture and sport" // Mater. scientific-practical. Conf. (Minsk, 8 -9 April 2009). - T. 3. - Minsk, 2009. - P. 53 - 57.
3. Gomel, AJ The management team in basketball / AY Gomel. - M .: Physical Education and Sports, 1976. - 144 p.
4. Rodionov, AV The impact of psychological factors on athletic performance / AV Rodionov. - M.: Physical Education and Sports, 1983. - 112 p.
5. Palayma, JJ Education will athlete / YY Palayma. -Kaunas: LGIFK, 1976. - 25
p.
6. Valancius, MS Pedagogical situation in the training process of sports games as a method of creating a positive experience of moral behavior yunogosportsmena (for example, basketball): Abstract. Dis. ... Cand. ped.nauk / MS Valancius. GDOIFK them. PF Lesgafta. - L., 1986 - 23.
7. Solovtsova, IA Spiritual education in the Orthodox and secular pedagogy: dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.01. /IA Solovtsova. - Volgograd, 2007, pp 108 - 110.