Научная статья на тему 'Применение метода педагогических ситуаций в воспитании нравственно-волевых качеств спортсменов-студентов'

Применение метода педагогических ситуаций в воспитании нравственно-волевых качеств спортсменов-студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
942
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОЛЯ / СИТУАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / СПОРТСМЕНЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ТРЕНЕР / ВИХОВАННЯ / СИТУАЦіЯ / СТУДЕНТИ / СПОРТСМЕНИ / ВИКЛАДАЧ / DEVELOPMENT / VALUES / SITUATION / STUDENTS / ATHLETES / LECTURER / COACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заколодная Елена Евгеньевна

Личность студента характеризуется уже сложившимся мировоззрением, относительно устойчивыми морально-волевыми качествами. В то же время, уровень гражданской зрелости не всегда отвечает требованиям современности. Все это выдвигает задачу использования средств физической культуры и спорта с целью формирования и нравственного сознания, и нравственного поведения, их коррекции и утверждения в процессе педагогической работы вечных человеческих ценностей. На занятиях со студентами общие методы воспитания (убеждения, стимулирования, воспитывающих ситуаций) в органичном сочетании со средствами физической культуры и спорта могут быть эффективными в восстановлении традиций духовности, нравственности, здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of method of pedagogical situations for the development of moral and volitional qualities of students-athletes

The personality of a student is characterized by the existing world outlook, relatively stable moral and volitional qualities. At the same time the level of civic maturity does not always correspond to the modern demands. That is why the idea to use physical culture and sport as a means of developing moral consciousness, moral behaviour, their correction and strengthening during pedagogical activities becomes more urdent. While teaching students the general methods of education (persuading, Stimulating, creating educative situations) together with the means of physical culture and sport can be effective ways to restore the traditional spirituality, morality and healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Применение метода педагогических ситуаций в воспитании нравственно-волевых качеств спортсменов-студентов»

Применение метода педагогических ситуаций в воспитании

нравственно-волевых качеств спортсменов-студентов

Заколодная Е.Е.

Белорусский государственный университет физической культуры

Аннотации:

Личность студента характеризуется уже сложившимся мировоззрением, относительно устойчивыми моральноволевыми качествами. В то же время, уровень гражданской зрелости не всегда отвечает требованиям современности. Все это выдвигает задачу использования средств физической культуры и спорта с целью формирования и нравственного сознания, и нравственного поведения, их коррекции и утверждения в процессе педагогической работы вечных человеческих ценностей. На занятиях со студентами общие методы воспитания (убеждения, стимулирования, воспитывающих ситуаций) в органичном сочетании со средствами физической культуры и спорта могут быть эффективными в восстановлении традиций духовности, нравственности, здорового образа жизни.

Ключевые слова:

воспитание, воля, ситуация, студенты, спортсмены, преподаватель, тренер.

Заколодна Є.Є. Застосування методу педагогічних ситуацій у вихованні морально-вольових якостей спортсменів-студентів. Особистість студента характеризується вже сформованим світоглядом, відносно стійкими морально-вольовими якостями. У той же час, рівень цивільної зрілості не завжди відповідає вимогам сучасності. Все це висуває завдання використання засобів фізичної культури і спорту з метою формування моральної свідомості і морального поводження, їхньої корекції та твердження в процесі педагогічної роботи вічних людських цінностей. На заняттях зі студентами загальні методи виховання (переконання, стимулювання, виховних ситуацій) в органічному сполученні із засобами фізичної культури і спорту можуть бути ефективними у відновленні традицій духовності, моральності, здорового способу життя.

виховання, воля, ситуація, студенти, спортсмени, викладач, тренер.

Zakholodnaya Y.Y. Application of method of pedagogical situations for the development of moral and volitional qualities of students-athletes. The

personality of a student is characterized by the existing world outlook, relatively stable moral and volitional qualities. At the same time the level of civic maturity does not always correspond to the modern demands. That is why the idea to use physical culture and sport as a means of developing moral consciousness, moral behaviour, their correction and strengthening during pedagogical activities becomes more urdent. While teaching students the general methods of education (persuading, Stimulating, creating educative situations) together with the means of physical culture and sport can be effective ways to restore the traditional spirituality, morality and healthy lifestyle.

development, values, situation, students, athletes, lecturer, coach.

Введение.

Физическая культура и спорт, как никакая другая сфера культуры, содержит наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности, в единстве телесного и духовного. В реальной практике учебных заведений как идеальные показатели физического развития в настоящее время все еще рассматриваются физические качества и двигательные умения, и в меньшей степени затрагивается духовная сфера человека, что не вполне оправданно с позиции целостного подхода к человеку, его психосоматического и социокультурного единства.

Существует ряд профессий, где объектом деятельности является человек, его духовный внутренний мир, в связи с чем, общество в праве предъявлять повышенные моральные требования к субъектам этой деятельности - педагогам.

Часто спортивные педагоги, стремящиеся сформировать нравственные убеждения у своих учеников, судят о результатах этой работы по добросовестному выполнению ими учебно-тренировочных заданий, успешному выступлению в соревнованиях, а значит, смешивают нравственные и прагматические аспекты спорта. Вследствие этого спортсмены порой присваивают себе статус исключительности, требуют к себе повышенного внимания, считают, что для них не существует норм и правил. В конечном итоге они тратят больше сил на самоутверждение, чем на спортивную подготовку, что негативно отражается на их результатах в спорте.

Спорт является составной частью педагогической системы общества, включающей воспитание и обучение в семье, школе, сфере профессиональной

© Заколодная Е.Е., 2009

подготовки и т.п. Следовательно, задачи воспитания спортсменов не могут быть ограничены только достижением высоких спортивных результатов, но и направлены на решение проблем нравственного поведения и отношений в коллективе. Задачи воспитания спортсменов отражены не только в научных трудах теоретиков спортивной деятельности, но и известных тренеров, которые подчеркивают решающую роль тренера в воспитании спортсмена [1].

В современных условиях тренер общается со спортсменами 6-8 часов ежедневно и его поведение, культура речи, оценивания, стиль руководства спортивным коллективом оказывает большое, если не решающее влияние на формирование личности воспитанника. Тренер-главная фигура современного спорта. Известный специалист по волейболу В.А.Платонов высказал мысль о том, что тренер в игровых командных видах спорта и в индивидуальных спортивных дисциплинах - это разные профессии. В индивидуальных видах спорта наставник руководствуется в основном «семейной» педагогикой, когда он и ученик составляют маленькую спортивную семью. А в командных видах спорта он должен уметь использовать воспитывающее влияние коллектива команды на личность каждого спортсмена.

Современный спорт часто выступает как конфликтный вид деятельности. Он характеризуется постоянным ростом тренировочных нагрузок, увеличением количества международных соревнований, а также возрастающей профессионализацией и коммерциализацией. Эти тенденции предъявляют дополнительные требования к подготовке спортсменов различных видов спорта. Конфликтная ситуация как разновидность педагогических ситуаций является закономерностью

и при определенных условиях средством, методом и результатом воспитательного процесса [2, 3].

М.М. Ященко считает, что если педагог воспитывает в своих учениках принципиальность, честность, требовательность к себе и другим, чуткость и другие нравственные качества, то на каком-то этапе его работы, столкнувшись в жизни с беспринципностью, приспособленчеством, ложью и другими отрицательными проявлениями, воспитанники не пройдут мимо. Они обязательно вступят с носителями этих качеств в конфликт, выявив тем самым уровень своего нравственного развития и эффективность работы своего воспитателя. Конфликтная ситуация является индикатором нравственной воспитанности личности, раскрывает ее для внешнего психолого-педагогического наблюдения. процесса [2].

Умение конструктивно разрешать конфликт, использовать случайно возникающие и специально создаваемые конфликтные (педагогические) ситуации в решении воспитательных задач - важное качество в профессионально-педагогической подготовке специалиста по физической культуре и спорту, способствующее повышению уровня его педагогического мастерства и общей культуры личности.

Как известно, нравственные качества, являются следствием волевых усилий воспитанника в какой-либо деятельности. Важным средством воспитания воли спортсмена является создание в учебнотренировочном процессе дополнительных трудностей, с помощью которых главным образом и воспитываются волевые качества спортсменов [4-6].

Создание таких трудностей некоторые авторы рассматривают как педагогические ситуации. В то же время при создании таких трудностей, необходимо формировать высоконравственные мотивы действий. Указаний на то, как формировать эти мотивы, в литературе почти нет [7].

Например, в учебно-тренировочном процессе по баскетболу А.Я. Гомельский предлагал включать такие дополнительные трудности на тренировке, как: катание на водных лыжах, прыжки на батуте, походы в горы с элементами риска; превышение тренировочных нагрузок над соревновательными; повышение интенсивности без снижения объема работы; нападение в отдельные моменты игры только через определенного игрока; подбор партнера, оказывающего упорное сопротивление; использование игры в гандбол, и др. [1].

Г.И. Кутков указал следующие приемы, с помощью которых создаются «трудности»: увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок при выполнении упражнений в стадии усталости; игра двух защитников против трех нападающих; игра с сильной командой или старшей по возрасту и др. [8].

В. Аненьков отметил такие «трудности», как наращивание нагрузок по мере наступления утомления; включение спортсменов, физически слабо подготовленных в группу более сильных; проведение спаррингов с командами старшего возраста [9].

Однако в работах указанных авторов ничего не говорится о нравственных аспектах поведения игроков

в представленных ситуациях.

А.В.Родионов дает общие рекомендации по методике воспитания волевых качеств в соответствии со спецификой спортивных игр: широко использовать соревновательные упражнения, любой результат соревнований желательно отмечать (победителей, даже как-то премировать, а проигравших - штрафовать); строго требовать соблюдения техники при прогрессирующем утомлении или намеренно жестком сопротивлении условного соперника; использовать различные гандикапы; действовать в условиях более трудных, чем в соревнованиях (на ограниченной площадке, с препятствиями, при жестком лимите времени); моделировать наиболее сложные условия соревнований (например: команде объявляется, что до конца игры осталось тридцать секунд и она проигрывает очко); проводить тренировочные занятия в условиях утомления с отягощениями; ставить тактические задачи, требующие предельной мобилизации интеллектуальных и физических сил; предлагать спортсмену роль лидера, даже если она ему не свойственна [10].

Однако, несмотря на разнообразие предлагаемых ситуаций, авторы не анализируют возможные нравственные (или безнравственные) последствия, хотя каждая ситуация может иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Что касается штрафов за проигрыш, с воспитательной точки зрения - это вряд ли целесообразно. В настоящее время, эта мера воздействия используется достаточно часто, хотя по признанию самих тренеров она малоэффективна.

Работа выполнена по плану НИР Белорусского государственного университета физической культуры.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования заключалась в изучении возможности применения метода педагогических ситуаций в развитии нравственно-волевых качеств у студентов-спортсменов на учебных занятиях.

Результаты исследований.

Наиболее полно вопрос о воспитывающем влиянии ситуаций на примере баскетбола разработал Ю.Ю. Палайма. Его работы, главным образом, посвящены развитию инициативности, самостоятельности и решительности баскетболистов [11].

Большое внимание, которое уделяется воспитывающим ситуациям как методу нравственного воспитания в педагогической литературе, свидетельствует о необходимости специального исследования возможности применения этого метода в различных видах спортивной деятельности.

В рассмотренных исследованиях предприняты лишь некоторые попытки использования преднамеренных педагогических ситуаций в спортивной деятельности. Как правило, предлагаемые ситуации направлены на решение задач волевого воспитания спортсменов [7].

Некоторые исследования показали, как свойства личности, сформировавшиеся в рамках выполнения ее профессионально-функциональной роли, становятся чертами характера и начинают проявляться во всех других сферах жизнедеятельности данной личности [12].

Личность студента-спортсмена характеризуется уже сложившимся мировоззрением, определившимися взглядами, убеждениями, относительно устойчивыми морально-волевыми качествами. Тренировка, по своей сути представляет собой трудовую деятельность, а потому воспитывает волю и способность к концентрации усилий, а соревновательная деятельность предоставляет возможность самоутверждения личности. Однако, спортсмены за период активного участия в соревнованиях привыкают ориентироваться только на победу, превосходство над другими, на свою уникальность, неповторимость, исключительность, то есть на самих себя. Это важно для побед в спорте, но в профессионально-педагогической деятельности часто не позволяет студентам-спортсменам стать хорошими специалистами, так как педагогу в первую очередь нужно ориентироваться на других (своих воспитанников) [13-14].

Исключить акцентированное внимание спортсменов, будущих педагогов сферы спорта на себе, своих проблемах и переживаниях помогает моделирование педагогических ситуаций на учебных занятиях, предполагающих направленность на других людей.

В исследованиях И.А.Соловцовой представлены пять типов воспитывающих ситуаций: ситуации «встречи с прекрасным», ситуации «встречи с трагическим», ситуации «встречи с необычным», ситуации «выбора» и ситуации «сопротивления негативному» [15].

На занятиях по дисциплине «Педагогика» мы анализировали жизненные ситуации, представленные студентами Белорусского государственного университета физической культуры, которые так же соответствовали пяти типами. Кратко остановимся на каждом типе ситуаций.

Лучше всего знакомы педагогам, и лучше всего разработаны ситуации «встречи с прекрасным». Однако в качестве объекта, с которым происходит встреча, рассматривается чаще всего произведение искусства, хотя можно любоваться природой, миром человеческих поступков и отношений.

К сожалению, вследствие коммерциализации и профессионализации спорта высших достижений, в борьбе за первенство иногда приходится наблюдать проявление негативных эмоций спортсменов по отношению к соперникам, судьям, и даже по отношению к игрокам своей команды, тренеру. Поэтому на занятиях особое внимание уделялось красоте человеческих поступков. Студенты предложили обсудить поведение гимнаста А.Немова на Олимпийских играх 2004 года в Афинах, когда Алексею пришлось успокоить возмущенных болельщиков всего мира (после выставленных ему судьями несправедливо низких оценок) для того, чтобы дать возможность выступить своему сопернику. Красоту такого поступка студенты оценили по достоинству.

Ситуации «встречи с трагическим». Для полноценного духовного воспитания недостаточно ситуаций, в которых переживания человека имеют исключительно позитивную, радостную, мажорную эмоциональную окраску. Важно понять очищающую роль страдания,

оказания помощи человеку в ситуации страдания как своего долга и как способа самосовершенствования. Одна из задач ситуаций «встречи с трагическим» заключается в становлении способности за внешней неприглядностью страданий видеть душу человека, переносящего страдание с достоинством, либо видеть красоту поступков тех, кто помогает страдающему человеку.

В ходе обсуждения страданий, которые сопровождают человека на жизненном пути, студенты сделали выводы, что в жизни бывают ситуации гораздо более трагические, чем несбывшиеся надежды на завоевание медали: смерть молодых спортсменов, потеря здоровья, инвалидность, рождение неполноценных детей у принимавших допинг спортсменов и др.

Содержанием ситуаций «встречи с необычным», может быть использование парадоксальных высказываний. Например, воспитанникам предлагаются сначала привычные и понятные, четко ориентированные на нравственные нормы высказывания, а затем - высказывания, противоположные им по содержанию. Например, сначала анализируются пословицы о добре, где добро однозначно предстает как ценность: «Доброе дело два века живет», «Добрая слава лучше мягкого пирога» и т.п., а затем - необычные с точки зрения ценностей и нравственных ориентиров пословицы: «Не делай добра - не получишь зла», «Добрая слава за печкой сидит, а худая по свету бежит» и т. п. Важно, чтобы спортсмены уяснили противоречивость, неоднозначность влияния соперничества, соревновательной деятельности, составляющих «ядро», специфическую основу спорта на процессы формирования свойств личности. Современный спорт, характеризующийся миллионными гонорарами за победы и допинговыми скандалами, может быть как средством самосовершенствования, так и саморазрушения.

Особую роль в духовном воспитании играют ситуации «выбора» - специально создаваемые педагогом или возникающие спонтанно, но сознательно используемые в целях духовного воспитания. Совершая выбор, человек избирает и реализует одну из этих возможностей, отказываясь тем самым от всех остальных.

Педагогу обязательно следует использовать спонтанно возникающие ситуации выбора, однако нет необходимости ждать, когда возникнет подходящая ситуация. В спортивной деятельности таких ситуаций много: часто перед спортсменом стоит дилемма - помочь сопернику в сложной ситуации или использовать его затруднения в своих целях; поехать на международные соревнования, пользуясь расположением руководства или отказаться, объясняя неготовность показать достойный результат и. т. д. Если выбор совершается осознанно, то субъект выбора принимает на себя ответственность не только за последствия своего выбора, но и за факт отказа от нереализованных возможностей.

Для того, чтобы совершить выбор между нравственным и безнравственным поступком, важно осознавать последствия своего поступка. Не следует списывать ответственность за совершенное на об-

стоятельства, поскольку в одних и тех же жизненных ситуациях люди ведут себя по-разному в зависимости от своей нравственной позиции.

Ситуации «сопротивления негативному». В педагогике разрабатывалось главным образом учение об активном противодействии влияниям социальной среды: преодолении внешних негативных обстоятельств жизни, борьбе с безнравственным, анти-культурным поведением окружающих людей.

В спортивной деятельности создаются благоприятные возможности для воспитания нравственных качеств личности. Однако эти возможности не всегда в полной мере реализуются тренерами из-за отсутствия ясной цели в воспитательной работе со спортсменами.

Иногда спортсмены, тренеры, судьи, болельщики, позволяют себе проявление негативных качеств (грубости, высокомерия, самодовольства и др.) в отношении к соперникам, или сами оказываются в подобной ситуации. Студенты, обсуждая проблемы в сфере спортивной деятельности, пришли к выводу - возглавлять спортивный коллектив должен высококвалифицированный специалист, который личным примером учит сопротивляться негативным проявлениям в спортивной и любой другой деятельности.

Существуют и другие способы борьбы с проявлениями негативного поведения - это наказание, общественное мнение. Однако эти способы нуждаются в серьезном теоретическом обосновании и технологической разработке с учетом современных социокультурных реалий.

Педагогическая ситуация обеспечивает формирование способности ее участников к самоограничению, умения видеть проблему и последствия того или иного ее решения с разных точек зрения, устойчивости взглядов и убеждений, умения отстаивать свою точку зрения, не ущемляя при этом достоинства другого человека, и совершать поступки в соответствии со своими убеждениями.

Выводы.

Создание в учебно-тренировочном процессе дополнительных трудностей за счет преднамеренных педагогических ситуаций, с помощью которых, главным образом, и воспитываются волевые качества спортсменов (целеустремленность, решительность, самообладание, выдержка, терпение, дисциплинированность, мужество, смелость), целесообразно совместить с воспитанием нравственных качеств личности (доброты, порядочности, скромности, вежливости, самокритичности, коллективизма).

Волевые качества и поступки ценны не сами по себе, а лишь на основе нравственной воспитанности человека: смелость хулигана или решительность глупца не могут быть положительными качествами.

Преднамеренные педагогические ситуации помогают правильно построить воспитательный процесс, так как педагог может оценить уровень нравственной воспитанности коллектива и каждого студента на данном этапе. При использовании метода воспитывающих ситуаций, как для целого коллектива, так и для отдельной личности, необходимо учитывать, что ма-

териал, предлагаемый студентам должен быть интересным, личностно значимым. Поскольку именно интерес способствует целенаправленному воздействию на личность с целью воспитания положительных нравственных качеств.

На занятиях со студентами метод воспитывающих ситуаций в органичном сочетании со средствами физической культуры и спорта могут быть эффективными в сохранении традиций духовности, нравственности, здорового образа жизни.

Дальнейшее исследование предполагается провести в направлении изучения применения метафорических средств воспитания в развитии нравственноволевых качеств спортсменов-студентов.

Литература

1. Гомельский, А.Я. Управление командой в баскетболе/А.Я. Го -мельский. - М.: Физкультура и спорт, 1976.- 144 с.

2. Ященко, М.М. Влияние сложных жизненных ситуаций на нравственное становление старшеклассников/М.М. Ященко.- М., 1970. с.187 -213.

3. Зосимовский, А.В. Конфликтная ситуация как средство формирования моральной стойкости у подростков.- В кн.: Вопросы методики нравственного воспитания школьников/А.В. Зосимовский.- Вологда. 1971.-с.116-118.

4. Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учеб. Пособие /А.Ц. Пуни.- Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лес-гафта, 1977.- 48 с.

5. Рудик, П.А. Спорт и воспитание личности. - В кн.: Спорт и образ жизни / П. А. Рудик. - М.: Физкультура и спорт, 1979. -С.173-174.

6. Станкин, М.И. Этика спортивного педагога. / М.И. Станкин. -М.: Знание, 1983. - 63 с.

7. Валанчюс, М.С. Педагогические ситуации в учебнотренировочном процессе по спортивным играм как метод формирования положительного нравственного опыта поведения юного спортсмена (на примере баскетбола): автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.С. Валанчюс. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1986 - 23 с.

8. Кутков, Г.И. Воспитание и перевоспитание трудных подростков в процессе занятий спортом / Г.И. Кутков.- Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1978.

9. Аненьков, В.Г. Тренировать и воспитывать / В.Г Аненьков. // Спортивные игры, 1982, №5, М., 1982. - С. 28-29.

10. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат /А.В. Родионов.- М.: Физкультура и спорт, 1983. -112 с.

11. Палайма, Ю.Ю. Воспитание воли спортсмена /Ю.Ю. Палайма.-Каунас: ЛГИФК, 1976. -25 с.

12. Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов.- М.: Мысль, 1972.- 216 с.

13. Визитей, Н.Н. О социально-культурной миссии спорта высших достижений в современном мире / Н.Н. Визитей.- «Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту» // Матер. науч.-практ. конф. (Минск, 8-9 апреля 2009).- Т.3. -Минск, 2009.- С.20-23.

14. Красников, А. А. Спорт, соперничество как фактор формирования личности / А.А. Красников. - «Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту» // Матер. науч.-практ. конф. (Минск, 8-9 апреля 2009).- Т.3. -Минск, 2009.- С.53-57.

15. Соловцова, И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01. / И.А. Солов-цова. - Волгоград, 2007.- С. 108-110.

Поступила в редакцию 24.09.2009г.

Заколодная Елена Евгеньевна [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.