Научная статья на тему 'Дилемма как средство духовно-нравственного становления будущего специалиста в сфере спорта'

Дилемма как средство духовно-нравственного становления будущего специалиста в сфере спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СПОРТСМЕН / СТУДЕНТ / ДИЛЕММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заколодная Е. Е.

В спортивной практике не исключены ситуации, которые могут порождать неприемлемое поведение воспитанников. Наблюдения исследователей за работой тренеров выявили, что планомерному и систематическому духовно-нравственному воспитанию спортсменов в тренировочном процессе не всегда уделяется должное внимание. Цель исследования заключалась в выявлении наиболее эффективных средств, способствующих верному выбору в ситуации решения духовно-нравственной проблемы. На предупреждение и борьбу с негативными проявлениями в спорте должны быть направлены, в первую очередь, усилия тренера. Одним из важнейших направлений развития личности спортсмена должно быть воспитание красоты человеческих отношений, формирование умения сделать верный выбор между двумя одинаково сложными ситуациями. Умение работать с дилеммами позволит будущим специалистам в сфере спорта повысить эффективность учебно-воспитательного и тренировочного процессов, выработать иммунитет к нестандартным педагогическим ситуациям, характерным для спортивной деятельности, связанной с постоянными перегрузками и стрессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дилемма как средство духовно-нравственного становления будущего специалиста в сфере спорта»

УДК 796.011.1/2

ДИЛЕММА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СПОРТА

Е.Е. Заколодная

Белорусский государственный университет физической культуры, Минск, Республика Беларусь Для связи с автором: [email protected]

Аннотация:

В спортивной практике не исключены ситуации, которые могут порождать неприемлемое поведение воспитанников. Наблюдения исследователей за работой тренеров выявили, что планомерному и систематическому духовно-нравственному воспитанию спортсменов в тренировочном процессе не всегда уделяется должное внимание. Цель исследования заключалась в выявлении наиболее эффективных средств, способствующих верному выбору в ситуации решения духовно-нравственной проблемы. На предупреждение и борьбу с негативными проявлениями в спорте должны быть направлены, в первую очередь, усилия тренера. Одним из важнейших направлений развития личности спортсмена должно быть воспитание красоты человеческих отношений, формирование умения сделать верный выбор между двумя одинаково сложными ситуациями. Умение работать с дилеммами позволит будущим специалистам в сфере спорта повысить эффективность учебно-воспитательного и тренировочного процессов, выработать иммунитет к нестандартным педагогическим ситуациям, характерным для спортивной деятельности, связанной с постоянными перегрузками и стрессами. Ключевые слова: культура, духовность, нравственность, становление, личность, спортсмен, студент, дилемма.

DILEMMA AS A MEANS OF SPIRITUAL-MORAL PERSONALITY BECOMING OF A FUTURE EXPERT IN SPORTS E.E. Zakolodnaya

Belarusian State University of Physical Culture, Minsk, Belarus Abstract:

In a sports practice there might be situations that generate unacceptable behavior of pupils. Researchers' observations over trainers' work have revealed lack of due attention to a regular and systematic spiritual-moral education of athletes.

The purpose of the investigation was to identify the most effective means which can help to take a right decision in situation of solving spiritual and moral problems.The coach's efforts should be aimed, first of all, at prevention and control under negative manifestations in sport. At the present stage the most important aspects of an athlete's personality development are: nurture of the beauty of human relations, creating the ability to make the right choice between the two equally complex situations Ability to work with dilemmas will allow future professionals in the field of sport to increase the effectiveness of the educational and training process, develop immunity to non-standard pedagogical situations typical for sports-related activities with constant congestion and stress.

Key words: culture; spirituality; morality; formation; identity; athlete; student; dilemma.

ВВЕДЕНИЕ

Дилемма, которую как род человеческий, так и каждый индивид должны решить, состоит в том, чтобы родиться. Рождение в общепринятом значении слова - это только начало рождения в более широком смысле. Вся жизнь индивида -это процесс превращения человека природного в Человека духовного. Спортивная деятельность может способствовать, но может и препятство-

вать духовному развитию человека. Выбор между славой, материальным благополучием (которые достигаются не всегда честным путем) и желанием оставаться Человеком в любой ситуации (но, возможно, при этом лишаясь золотой медали, материальной выгоды) для многих спортсменов является сложным испытанием. В любом случае становление личности происходит в процессе образования, воспитания.

Вырабатывая определенный набор регулирующих и регламентирующих свое поведение норм и правил и передавая их из поколения в поколение путем воспитания и образования, человечество руководствовалось желанием сделать свою жизнь более комфортной и безопасной. С другой стороны, необходимо создание определенных гуманистических ценностей и ценностей совместного бытия, основная задача которых заключается в обеспечении относительной стабильности сосуществования людей. Создание гуманистических ценностей необходимо во избежание хаоса, а затем и гибели человеческой общности, во время которого абсолютно каждый будет считать возможным решать свои жизненно необходимые задачи за счет физического существования других людей [1-3]. В контексте вышесказанного необходимо осознавать, что многие из нас способны предвидеть основное направление собственной жизни, могут с большой долей уверенности сказать, что они поступят определенным образом в каких-то жизненных ситуациях, опираясь на свой жизненный опыт. Однако достаточное число людей приходят к осознанию того факта, что не все в их жизни подвластно им, и они не в состоянии утвердительно говорить о перспективах и направлении своей деятельности до наступления конкретных жизненных условий. В таких жизненных обстоятельствах человек вынужден делать выбор, к которому часто не готов. Не всегда в трудных ситуациях человек способен сохранить достоинство, не поддавшись своей биологической сути, как, например, инстинкту самосохранения [4]. Обычно в экстремальных обстоятельствах как раз и проявляется то, насколько у конкретного человека сформировано его ценностное поле, насколько оно устойчиво или являет собой только то, что нанесено как слой социальной пыли на его биологическую сущность. Экстремальные ситуации являются нормой жизни в сфере спортивной деятельности, спортсмену постоянно приходится решать дилемму (например, ударить соперника-боксера в рассеченную бровь и победить или провести честный бой, но проиграть).

Цель исследования заключалась в выявлении наиболее эффективных средств, способствующих верному выбору в ситуации решения духовно-нравственной проблемы. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ и синтез научно-методической литературы и опыта решения названной проблемы, анкетирование, анализ и решение дилемм. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось в период с 2012 по 2014 годы на учебных занятиях по учебной дисциплине «Педагогика». В исследовании приняли участие 450 студентов БГУФК. Студентам предлагались моральные дилеммы, стимулирующие и побуждающие их принять активное участие в обсуждении, подойти к выбору определенного решения осознанно. Необходимо было учитывать имеющийся жизненный опыт воспитанников, чтобы материал дилемм был посильным и значимым для них. Темы предлагались реальные или вымышленные, взятые из курса обучения или личного опыта учащихся, из литературных произведений или созданные студентами. Объем описываемой дилеммы не превышал 1/4 страницы. Оптимальное время работы по обсуждению дилеммы 90 минут, раз в две недели. Метод моральных дилемм эффективен для разных возрастных групп, как в больших, так и в малых группах. Анализ и обсуждение материала на следующем занятии способствовали накоплению воспитанниками опыта нравственного поведения в различных жизненных ситуациях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Изучение философии Китая позволяет убедиться, что мастера слова или живописи (как правило - великие мудрецы) были еще и выдающимися мастерами единоборств. Они утверждали, что духовное развитие должно идти параллельно с физическим развитием. Тело нужно упражнять, поскольку оно является инструментом постижения мира. В Японии в воинах воспитывают осознанность, бдительность с помощью фехтования, стрельбы из лука. Отечественные педагоги также считают, что одним из эффективных средств решения задач духовно-нравственного воспитания под-

растающего поколения являются занятия физической культурой и спортом. Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно-волевых качеств личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный и здоровый должен быть терпимым, уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, направлять свои умения только на добрые поступки.

Одно из важнейших направлений духовного воспитания заключается в воспитании красоты человеческих отношений, поступков, поведения. Мы можем одного и того же человека осуждать за беспринципность, поощрять за доброту и возмущаться бесчувственностью по отношению к близким людям. Потому что нельзя быть добрым вообще, так же как отважным и великодушным, можно только в определенной ситуации и по отношению к конкретным людям [4, 3]. Наблюдения исследователей за работой тренеров выявили, что планомерному и систематическому духовно-нравственному воспитанию спортсменов в тренировочном процессе не всегда уделяется должное внимание [1, 2,

5].

Методы воспитания (убеждение, стимулирование, воспитывающие ситуации) в органичном сочетании со средствами физической культуры и спорта могут быть эффективными в восстановлении традиций духовности, нравственности, здорового образа жизни [14].

Существуют различные средства и методы нравственного воспитания. Одним из действенных средств нравственного воспитания является применение моральных дилемм в учебно-воспитательном процессе. Дилемма (от гр. di - дважды и lemma - посылка) - двойное предположение; мучительное положение, в котором находится тот, кто обязан сделать выбор между двумя одинаково неприятными ситуациями. Такую ситуацию часто называют «попасть в переплет». Анализ психолого-педагогической литературы отечественных авторов (Ю.В. Ан-тюхов, О.С. Гребенюк, М.И. Рожков, А.А. Хвостов, М.Г. Яновская, ) позволяет сделать

вывод о том, что влияние моральных дилемм на нравственное воспитание изучено недостаточно и представлено лишь методиками проведения занятий по граждановедению, внеклассной работой, психологическими тренингами. Некоторые российские ученые считают моральные дилеммы методом воспитания [6].

Использование моральных дилемм в нравственном просвещении учащихся весьма продуктивно. В процессе деловой игры учащиеся, принявшие на себя различные роли, учатся быть справедливыми. Применение дилемм на занятиях способствует повышению интереса к предмету, формирует у учащихся определенные ценностные ориентиры. Важно использовать моральные дилеммы в ходе преподавания как общественных, так и естественных наук, поскольку дилеммы оказывают значительное воздействие на учащихся, ибо заставляют размышлять, искать ответы на вопросы моральных проблем. Учащиеся включаются в ситуацию выбора, обсуждают моральные дилеммы, что способствует их нравственному развитию [6-9]. Исходя из собственного опыта работы со студентами вуза физкультурного профиля, используя моральные дилеммы, связанные с умением поступать по совести с учетом общечеловеческих идеалов и принципов независимо от жизненных обстоятельств, можно предложить свой вариант работы на занятиях. Диагностика поведения в различных ситуациях наиболее эффективна в том случае, если на вопросы дилеммы будут получены анонимные ответы (в письменной форме). Не каждый человек может и хочет представить свое видение решения проблемы перед аудиторией из страха быть осмеянным, наказанным презрительным отношением к себе окружающих.

Примером, как тяжело сделать выбор в некоторых ситуациях, может служить дилемма Гайнца [6].

В одной из европейских стран женщина умирала от рака. Существовало единственное средство, которое, по мнению врачей, могло ее спасти. Это был препарат радия, незадолго до происходящего открытый аптекарем,

живущим в том же городе. Приготовление лекарства стоило достаточно дорого самому аптекарю, но он просил за него в десять раз больше реальной стоимости. Муж больной женщины обошел всех своих знакомых, занимая у них деньги, но это составило лишь половину требуемой суммы. Он рассказал аптекарю о том, что жена при смерти, и просил продать лекарство дешевле или отсрочить выплату денег. Аптекарь ответил отказом: «Я создал это лекарство и собираюсь делать из этого деньги». Гайнц, отчаявшись, взломал замок и влез в аптеку, для того чтобы достать лекарство для своей жены. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

1. Было ли у Гайнца право красть это лекарство?

2. Если в аналогичной ситуации находится чужой ему человек, должен ли он в этом случае красть лекарство?

3. Важно ли для человека сделать все, чтобы спасти жизнь другого человека?

4. Воровство - это акт противозаконный. Является ли он одновременно безнравственным?

Эта дилемма не вызвала разногласий у студентов, практически в каждой группе все студенты ответили, что поступили бы так же. И только в конце занятия, после напряженного обсуждения, большинство студентов начинали осознавать, что нельзя достичь хорошей цели плохими средствами. В работах ряда исследователей (В.А. Винник, Т.Ю. Дельцова, В. А. Пономарчук, Н.У. Хай-рутдинова и др.) показано, что спортсмены входят в сферу реальной трудовой деятельности уже в 10-14 лет. При этом ранняя профессиональная ориентация и специализация приводит к тому, что, еще не овладев богатствами общей культуры, подросток овладевает вполне определенной социальной ролью. Происходит сужение круга интересов и круга общения. Для жизненных ориентаций спортсменов, как показали исследования В.А. Винник, Т.Ю. Дельцовой, характерно преобладание статусных моментов, а человеческие качества и креативность отходят на второй план [2].

Современный спорт является одним из наиболее важных социальных институтов, который дает человеку возможность оценить свое отношение к социуму и через эти отношения оценить свое положение в обществе. В условиях коммерциализации и профессионализации спорта на первый план выходят проблемы влияния спортивной деятельности на становление ценностных ориентаций подрастающего поколения [1, 2, 5]. Все спортсмены, которые защищают честь своей страны на Олимпийских играх, тренируются по 8-10 часов в день. У них просто нет времени на другую работу, а у студентов - на учебу. По причине невозможности получения полноценного образования в период подготовки к ответственным стартам спортсмены не всегда могут быть образцом для подражания. Да и руководство НОК, принимая те или иные решения, часто способствует неверным представлениям о нравственности. Например, на Лондонской Олимпиаде ливанские бойцы отказались тренироваться в одном зале с израильтянами. Олимпийский комитет должен был бы сказать: «Ваше требование противоречит духу Олимпиады, мы вас исключаем из соревнований». Вместо этого комитет... разделил стенкой зал для тренировок, чтобы не обидеть чувства ливанских расистов. Еще пример: на Лондонской Олимпиаде выступали две спортсменки из Саудовской Аравии, Воджан Али и Сара Ат-тар. Гражданки отказались выступать без хид-жаба. Логика Олимпийского движения очень проста: если вы не принимаете стандарты участия на Олимпиаде, то участие невозможно. Вместо этого Олимпийский комитет разрешил спортсменкам выступать в хиджабе. Можно вспомнить и Олимпиаду 2010 года в Канаде. В финальном поединке сборная Канады обыграла извечных соперниц из США со счетом 2:0. Спустя полчаса после вручения наград хоккеистки сборной Канады в игровой форме вернулись на лед, где начали курить сигары и распивать шампанское прямо из бутылок. Как заявил исполнительный директор МОК Джилберт Фелли, публичное распитие алкогольных напитков на одном из объектов Олимпиады недопустимо и негативно влияет

на имидж спорта. Однако наказания хоккеисток не последовало.

В связи с обострением борьбы на международной арене все большее значение приобретает вопрос о спортивной этике, то есть о нравственных правилах, которые вытекают из идеи здорового, честного соперничества. Поэтому решение дилемм в учебно-тренировочном процессе будет способствовать накоплению опыта нравственного поведения спортсменами различного возраста.

Нравственность можно измерить только поступками человека. «Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своими духовными началами, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира» [5; с. 121].

Как писал знаменитый бегун Владимир Куц, «Спорт тем и велик, что противники на беговой дорожке, загнавшие себя до полуобморочного состояния, после финиша обнимают друг друга, а едва стоящие на ногах боксеры после боя никогда не забывают обменяться рукопожатиями» (Предисловие В.Куца к кн.: Гиллюр Г., Снела П. Без труб, без барабанов. - М. : ФиС, 1976, С. 8).

В спортивной деятельности много случаев, когда спортсмены проявляют благородство, прервав состязание, спешат на помощь сопернику, получившему травму во время крупных международных соревнований. Таких примеров можно было бы привести много. Однако дух бизнеса, проникший в профессиональный спорт, часто отрицательно влияет на формирование нравственных черт личности спортсменов.

Мы сейчас видим множество примеров того, как мораль утверждается с помощью бомб и ракет. Силовые методы создания счастливого пространства существуют и между отдельными людьми, и между государствами. Спорт - посол мира, важно, чтобы и сегодня он оставался таковым. Важно также, чтобы люди не только видели негативные проявления в спорте, но и не забывали о поступках спортсменов, которые можно считать нравственными ориентирами поведения для подрастающего поколения.

Формирующаяся в таких условиях спортивная культура, ее особенности и перспективы определяются сочетанием негативных и позитивных факторов.

Негативно сказывается на социализации спортсменов ограничение влияния других социальных институтов общества - института образования и института семьи (спортсмены часто и на длительное время уезжают на сборы). Это приводит к усилению влияния на подростков средств массовой информации, которые если не отрицают нормы общественной морали и права, то снижают их значимость, что, в свою очередь, становится предпосылкой потери нравственного стержня и асоциального, и даже антисоциального, поведения в повседневных условиях [4, 5, 10]. К позитивным факторам можно отнести возможность приобщения к трудовой деятельности. Тренировка, по своей сути, представляет собой трудовую деятельность, а потому воспитывает волю и способность к концентрации усилий, а соревновательная деятельность предоставляет возможность самоутверждения личности.

Связь между нравственностью и отношением людей друг к другу была известна еще с зарождения мировых религий. Главная заповедь всех религий:

«Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Иисус Христос);

«Не делай другому того, чего не хочешь себе» (Конфуций);

«Никто из вас не правоверен, пока вы не возжелаете для ближнего того, что желаете для себя» (Мухаммед);

«Не уязвляй других тем, что уязвляет тебя самого» (Будда);

«Не делай другим того, что ненавистно тебе самому» (Равви Гиллель, иудейский учитель веры). В контексте духовно-нравственного воспитания будущего педагога в процессе личностно-профессионального развития целесообразным представляется организация тесных междисциплинарных связей в процессе обучения, которые будут способствовать формированию целостного мышления как студентов, так и педагогов, постижению взаи-

мосвязи и взаимозависимости мироздания и человеческой жизнедеятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование моральных дилемм в нравственном просвещении будущих педагогов в сфере спортивной деятельности весьма продуктивно. В процессе деловой игры студенты, принявшие на себя различные роли, учатся делать выбор. Применение дилемм на занятиях способствует повышению интереса к предмету, формирует у учащихся определенные ценностные ориентиры. Важно использовать моральные дилеммы в ходе преподавания как общественных, так и естественных наук, поскольку дилеммы оказывают значительное воздействие на учащихся, ибо заставляют размышлять, искать ответы

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Визитей, Н.Н. Основные тенденции влияния спорта на личность / Н.Н. Визитей // Нравственный потенциал современного спорта : Материалы 4 Всесоюзного методического семинара (г Суздаль, 10—12 марта 1988 г.). - М. : ANALYTIC - BOOK, 1989. - С. 7-15.

2. Винник, В.А. Субкультурные ценности института спорта в современном обществе / В.А. Винник. // Проблемы методологии социогуманитарного познания: диалектика и герменевтика : материалы Международного коллоквиума, посвященного 80-летию Д.И. Широканова. - Минск : БГУФК. - С. 157-160.

3. Голикова, Т.В. Применение моральных дилемм в нравственном воспитании подростков / Т.В. Голикова. - Йошкар-Ола : МГПИ им. Н.К. Крупской, 2006. -192 с.

4. Духовность. Спорт. Культура / сост. и ред. В. Столяров, А. Егоров. - Вып. 4.- Ч. II: Проекты, программы, технологии (отечественный и зарубежный опыт). -М. ; Смоленск : Рос. акад., образования, Гуманитар. Центр «СпАрт» РГАФК, Смоленская олимп. акад., 1997. -195 с.

5. Заколодная, Е.Е. Духовно-нравственное образова-BIBLIOGRAPHY

1. Aspinall, T. Advanced Master Class. Student's book /T.Aspinall, A.Caspel. Oxford University Press. 2002. P. 206.

2. Gibbs, J.C. Moral maturity: Measuring the development of socio-moral reflection / J.C.Gibbs, K.S.Basinger, D.Fuller. Hillsdale (New-York) etc.: Lawrence Erlbawm association, 1992.XII. 218 p.

3. Golikova,T.V.Application of moral dilemmas in moral education of adolescents / TV. Golikova. - Yoshkar-Ola : Moscow State Pedagogical Institute. Krupskaya, 2006- 192 p.

на вопросы моральных проблем. Учащиеся включаются в ситуацию выбора, обсуждают моральные дилеммы, что способствует их нравственному развитию. Диагностика поведения в различных ситуациях наиболее эффективна в том случае, если на вопросы дилеммы будут получены анонимные ответы (в письменной форме). Практическая работа с дилеммами способствует усвоению норм человеческого общежития. Умение работать с дилеммами позволит будущим специалистам в сфере спорта повысить эффективность учебно-воспитательного и тренировочного процессов, выработать иммунитет к нестандартным педагогическим ситуациям, характерным для спортивной деятельности, связанной с постоянными перегрузками и стрессами.

ние будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта : монография / Е.Е. Заколодная; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2012. - 269 с.

6. Красников, А.А. Спорт, соперничество как фактор формирования личности / А.А. Красников // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : Матер. науч.-практ. конф. (Минск, 8 - 9 апреля 2009).-Т. 3.- Минск, 2009.-С. 53 - 57.

7. Кобринский, М.Е. Духовно-нравственное воспитание будущих специалистов по физической культуре : учеб. пособие / М.Е. Кобринский, Е.Е. Заколод-ная. - Минск : БГУФК, 2010- 215 с.

8. Хвостов, А.А. Типология морального сознания студенческой молодежи / А.А. Хвостов // Развитие личности. - № 3. - 1999. -С. 121-151.

9. Aspinall, T. Advanced Master Class. Student's book / T.Aspinall, A.Caspel- Oxford University Press, 2002 -P. 206.

10.Gibbs, J.C. Moral maturity: Measuring the development of socio-moral reflection / J.C.Gibbs, K.S.Basinger, D.Fuller. Hillsdale (New-York) etc.: Lawrence Erlbawm association, 1992. XII. 218 p.

4. Hvostov,A.A. Typology of the moral consciousness of students / A.A.Hvostov // Personality Development-№ 3- 1999- P. 121-151.

5. Kobrinski, M.E. Spiritual and moral education of future specialists in physical culture: studies. Benefit / ME Kobrinski, EE Zakolodnaya. - Minsk : BGUFK, 2010- 215 p.

6. Krasnikov, A.A. Sports, competition as a factor in the formation of personality / AA KRASNIKOV. -"Scientific substantiation of physical training, sports training and training in physical education and sport" // Mat. scientific and practical. Conf. (Minsk, 8 -

April 9, 2009). -T. 3. - Minsk, 2009.- P. 53 - 57.

7. Spirituality. Sports. Culture / Comp. and ed. V.Stolyarov, A.Egorov. - M; Smolensk: Ros. Acad., education, humanities. Center "Sparta" RGAFK, Smolensk Olympus. Acad., 1997. - Vol. 4, Part II: Projects, programs, technologies (domestic and foreign experience). - 195 p.

8. Vinnik, V.A. Subcultural values Institute of Sport in contemporary society / V.A. Vinnick. // Proceedings of the International Colloquium "The problems of the methodology of socio-humanitarian knowledge: Dialectics and Hermeneutics", dedicated to the 80th

anniversary of DI Shirokanova. Minsk, BGUFK. - P. 157-160.

9. Vizitei, N.N. Major trends influence of sport on personality. / Vizitei NN. ANALYTIC - BOOK- 1989 // moral potential of modern sports: Proceedings of the All 4 Methodological Seminar (Suzdal, March 1012, 1988.) - Moscow, 1989. - P. 7-15.

10.Zakolodnaya, EE. Spiritual and moral education of future professionals in the field of physical culture and sports: monograph / E.E.Zakolodnaya; Belarusians. gos. Univ Phys. culture. - Minsk: BGUFK, 2012 - 269 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Заколодная Елена Евгеньевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики Белорусского государственного университета физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.