УДК 378.
ТЕХНОЛОГИЯ «МЕТАФОРИЧЕСКИЙ РИСУНОК» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
Е Е. Заколодная
Белорусский государственный университет физической культуры, Минск, Республика Беларусь Для связи с автором: e-mail [email protected]
Аннотация:
Технология «метафорическим рисунок» дает уникальную возможность воплощать свои переживания, представления в наглядное изображение. Автор рисунка материализует проблему, «выводит на поверхность» чувства, видение ситуации. В процессе выполнения задания происходит не только поиск художественных средств изображения своего представления о рассматриваемом предмете, но и определение автором своего отношения к нему. Эта технология способствует не только повышению эффективности образовательного процесса, но и более гармоничному и всестороннему развитию личности.
Ключевые слова: образовательный процесс, эффективность, технология, метафора, рисунок, нравственный иммунитет, студенты-спортсмены, средство
TECHNOLOGY "METAPHORICAL PATTERN" AS MEANS OF INCREASING EFFICIENCY OF EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS-SPORTSMEN Zakolodnaya E. E.
Belaruslan State University of Physical Culture, Minsk, Minsk, Belarus Abstract:
Technology "metaphorical pattern" provides a unique opportunity to embody oneself exp?riences into a visual representation of the image. Author of the picture materializes problem, "brings to the surface" feeling, vision of the situation. Task coping process is not only search of artistic means to express oneself understanding of some particular subject but this is also defining of the author's attitude to it. This technology not only helps to improve the efficiency of the educational process, but also provides a more harmonious and comprehensive development of the personality
Key words: educational process, efficiency of technology, metaphor, drawing, moral immunity, athletes, students, facility.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня безусловной ценностью любого государства является способность каждого человека, в том числе через личное мировоззрение, через накопление знания, которые должны опираться на культуру и традиции своего народа, демонстрировать гуманитарный суверенитет, способность собственного выбора, собственной оценки, собственного действия Для безопасности государства это как никогда актуально, потому что сегодня нравственные устои общества подвергаются очень серьезному испытанию Современное оружие — это не только огнестрельное оружие, это не только военная техника, в боль-
шей степени это те технологии, которые позволяют влиять на сознание человека, то есть нарушать тот самый гуманитарный суверенитет, самостоятельность собственного мнения Интервенция — это попытка агрессивного воздействия извне Поэтому, когда. речь идет о гуманитарной интервенции, мы понимаем, что инструменты влияния вроде бы миролюбивые — то есть, когда нам предлагают не собственную культуру, а иную культуру не с точки зрения открытия мира, а с точки зрения принятия ее как свою. Фундаментальная ценность для любого государств* и народа — способность сохранить свои собственные традиции и культуру.
С точки зрения обеспечения безопасности государства воспитание и образование сегодня имеют наивысшую ценность, поскольку защитить от гуманитарной интервенции наш государственный суверенитет способны только они. Пока мы не в полной мере оцениваем значимость того, что дает система воспитания. Сегодня воспитание и образование являются фундаментальной основой безопасности страны
Воспитание — это самая сложная и ответственная миссия, которая есть у родителей, тренеров, школы, общества, СМИ, то есть у всех тех, кто влияет на сознание человека. В беседе со студентами-спортсменами на учебных занятиях выяснилось, что очень многие благодарны своим тренерам за свое становление в качестве спортсмена. Однако в спортивной практике не исключены ситуации, которые могут порождать неприемлемое поведение воспитанников. Наблюдения исследователей за работой тренеров выявили, что планомерному и систематическому духовно-нравственному воспитанию спортсменов в тренировочном процессе не всегда уделяется должное внимание Спортивная деятельность может способствовать, но может и препятствовать духовному развитию человека [1, 2, 4, 7]
Одно из важнейших направлений духовного воспитания заключается в воспитании красоты человеческих отношений, поступков, поведения. Мы можем одного и того же человека осуждать за беспринципность, поощрять за доброту и возмущаться его бесчувственностью по отношению к близким людям. Потому что нельзя быть добрым вообще, так же как отважным и великодушным, можно только в определенной ситуации и по отношению к конкретным людям [8, 9]. Без нравственности любое действие, любой закон превращается в репрессивную машину, поэтому основа нравственности должна быть во всем: и в мыслях, и в поступках, и в действиях каждого члена общества в любой сфере деятельности. Становление личности происходите процессе образования, воспитания На предупреждение негативных проявлений в спорте и борьбу с ними усилия тренера должны быть направлены в первую очередь
Одним из важнейших направлений развитая личности спортсмена должно быть воспитание красоты человеческих отношений, формирование умения сделать верный выбор между двумя одинаково сложными ситуациями. Умение создавать метафорические рисунки позволит будущим специалистам в сфере спорта повысить эффективность учебно-воспитательного и тренировочного процессов, выработать иммунитет к нестандартным педагогическим ситуациям, характерным для спортивной деятельности, связанной с постоянными перегрузками и стрессами.
С самого рождения человек погружен в метафорический мир, который предстает перед ним в виде сказок, сообщающих разнообразные истины реального мира. Пожалуй, именно благодаря рассказанной взрослыми сказке ребенок впервые сталкивается с дилеммой Добра и Зла Чем больше добрых сказок слышит ребенок в раннем детстве, тем прочнее усваивает духовно-нравственные нормы поведения [2, 8]
Метафоры, применяемые отдельно взятым индивидуумом, отражают особенности культуры, в которой он воспитывался, жизненную позицию, восприятие конкретной ситуации, в которой он находится в данный момент, истинное отношение к окружающим его людям
В иносказательных текстах людей часто сравнивают с животными Иногда люди ведут себя хуже животных. Неудивительно, что ленивого человека мы называем трутнем, бестолкового — бараном, упрямого — ослом, самовлюбленного — павлином, непостоянного — хамелеоном Тот, кто опустился нравственно, уподобляется своему прототипу в животном мире. Справедливости ради упомянем и положительные сравнения зоркого именуют соколом, трудолюбивою — пчелой, муравьем, храброго — львом Метафора, сравнение способны более емко объяснить человеку то, что его отличают те качества, которыми на земле не обладает никто, кроме него Это — разум, свобода воли, нравственное сознание, господствующее положение в мироздании, уникальные творческие возмож-
ности. Однако нравственно-размытые ориентиры в обществе осложняют процесс воспитания молодого поколения. Нравственное состояние человека сегодня можно уподобить сложенной подзорной трубе Ее части вставлены друг в друга, поэтому смотреть в нее невозможно Человека можно также уподобить расстроенному музыкальному инструменту, по звукам которого нельзя определить даже его название, не то, что мелодию Многолетнее исследование духовно-нравственного становления студента-спортсмен а убеждает нас, что наиболее успешно воспитывать человека сегодня можно с помощью метафоры. Из уровня словесной реальности можно выделить следующие виды метафор: пословицы и поговорки, басни, притчи, легенды, мифы, истории, поэзию, сказки Из невербальной реальности можно выделить метафорический рисунок. Б настоящей статье мы не будем рассматривать многообразие форм арт-терапевтической работы с различным контингентом клиентов и пациентов, описание техник и технологий арт-терапии как западными, так и отечественными специалистами в области психологии и психотерапии Наша работа заключалась в том, чтобы дать студенту возможность отразить в своем метафорическом рисунке и самостоятельно интерпретировать отраженные в нем современные духовно-нравственные проблемы семьи, формирования коллектива, процессов воспитания, обучения, управления педагогическим процессом.
Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может выразить свои мысли в метафорическом рисунке. Такая работа не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Главное — донести смысл рисунка, который можно заключить в знаки, символы. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл Поэтому метафорический рисунок практически не имеет ограничений в использовании. Метафорический рисунок является средством преимущественно невербального общения Это делает его особенно ценным для тех, кто
недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и н^йти благодаря этому путь к их решению. Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом» между педагогсм и воспитанником. Это особенно ценно е ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в разрешении конфликтных ситуаций.
Метафорический рисунок во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни. Метафорический рисунок является средством свободного самовыражения и самопознания. Он имеет «инсайт-ориентированный» характер, предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений. Изобразительная деятельность в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Изобразительная деятельность основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции. Она отвечает фундаментальной потребности в само актуализации — раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия в мире
Цель исследования заключалась в использовании метафорических рисунков студентов-
спортсменов на занятиях по учебной дисциплине «Педагогика» как средства повышения эффективности образовательного процесса в Белорусском государственном университете физической культуры (БГУФК) Методика, организация исследования: анализ и синтез научно-методической литературы, анализ педагогических ситуаций, отраженных в метафорических рисунках студентов, и их собственной интерпретации представленных рисунков Исследование проводилось в период с 2012 по 2015 годы на учебных занятиях по учебной дисциплине «Педагогика» и «Педагогика и психология высшей школы». Б исследовании приняли участие 4Б0 студентов второго курса и 90 студентов магистратуры БГУФК.
Анализ результатов исследования. Студентам и магистрантам было предложено отразить в метафорическом рисунке проблему, которая сегодня их беспокоит больше всего. Это может быть любое изображение собственный рисунок, фотография, схема и т. д. В статье представлен только один из многочисленных рисунков, выполненных студентами и магистрантами Белорусского университета физической культуры в разные годы их обучения (рисунок 1). Метафорические рисунки студентов — это, по сути, символические невербальные притчи, которые оказывают не меньшее воздействие, чем слово, заключенное в притчу.
Важное правило выполнения рисунка —автор должен дополнить свой рисунок собственной
Рисунок 1 - «Три источника» (автор - студент Олег Чех)
интерпретацией. Предлагаем авторскую интерпретацию рисунка «Три источника» «Есть три главных источника в мире, благодаря которым человек еще сохраняете себе человеческие качества, несмотря на то, что сегодня идет мощная пропаганда потребительского отношения к жизни: «жить в свое удовольствие», «ни в чем себе не отказывать», «брать от жизни все что можно», «после меня хоть потоп..» Эти Три источника Библия — сохранение духовного начала в человеке, педагогика — Боепитание нравственных качеств личности, закон — соблюдение внешних норм и правил поведения человека в обществе».
Технология «метафорический рисунок» дает уникальную возможность воплощать (помещать в плоть) нечто, не имеющее плоти,
— чувства, переживания Эта «картинка» (представление, образ) теперь не только в голове у автора рисунка. Он его наглядно изобразил
— нарисовал, материализовал проблему, «вывел на поверхность» свои чувства, видение ситуации, предмета или явления. В процессе выполнения задания у автора происходит большая внутренняя работа, связанная с поиском не только художественных средств изображения своего представления о рассматриваемом предмете, но также и с исследованием этого предмета, определением своего отношения к нему и порой своего мест?, в нем
В последнее время мы стали пользоваться термином «нравственный иммунитет», понимая под этим способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума [3] Различные метафорические произведения являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». Наряду с различными методиками сочинения, исследования, педагогического анализа сказок, важно научиться работать эффективно со «свободным рисунком», поскольку бессознательное содержащее в себе архаичные черты, с точки зрения психодинамического направления, использует более удачный язык рисунка [10] Кроме того, интересно узнать, что представляет собой иллюстрация в рисунке индивидуального
осмысления основных жизненных ситуаций (а также ценностей), внутренних конфликтов и противоречий автора Для этого вспомним о главном правиле работы с информацией, передаваемой с помощью метафоры Обычно большая часть информации, которая передается через метафору, воспринимается правым полушарием головного мозга, отвечающим за образное мышление и эмоции. Особенно это справедливо для детей до двенадцати лет. Педагогу, работающему с любым метафорическим продуктом, необходимо создать символический мост между полушариями. ©то и есть главное правило работы со сказками, притчами, рисунками Если мы задействуем работу только правого полушария, то сможем воспринять образы, эмоции, энергоинформационное поле метафорического рисунка, но нам будет сложно выделить в нем те структуры, которые помогут глубже понять внутренний мир автора и сформулировать перспективные задачи работы с ним. С другой стороны, если мы будем работать с рисунком, отдавая приоритет левому полушарию, мы рискуем его «прооперировать» аналитическим «скальпелем». Поэтому при работе с метафорическими произведениями необходимо построить «мост» между полушариями, использовать трепет образного восприяшя и качественный логический анализ. Важно сохранять целостное представление о внутреннем мире автора сочиненной им сказки или метафорического рисунка и производить «расшифровку» очень деликатно [3, 5]. Предложенная нами методика создания метафорического рисунка как универсального средства невербального выражения миропонимания и мироощущения
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Заколодная, Е. Е. Духовно-нравственное образование будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта : монография /Е Е Заколодная; Белорус, гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2012.-269 с
2. Заколодная, Е. Е. Дилемма как средство духовно-нравственного становления будущего студента в сфере спорта / Е. Е.Заколодная //Наука и спорт: современные тенденции: научно-теор. журнал / редкол. Ю.Д.Якубов (гл ред.) [и др.]; «ПИК «Идел-Пресс» - № 4 (Том 5). - Казань, 2014 - С. 7-12.
человека включает собственную авторскую интерпретацию рисунка, которая зависит от зрелости сознания наших студентов. Наша интерпретация события зависит от нашего отношенияклюдям,отнаших ценностей, потребностей, от какой-то нашей нужды и важности. Любое событие мы интерпретируем исходя из своей собственной точки зрения Арт-терапия объединяет в себе ргзные области знания психологию, медицину, культурологию, педагогику и т д. Значимой областью практического применения арт-терапии являются различные образовательные учреждения, что определяет естественный интерес педагогов и руководителей системы образования к использованию ее здоровье сберегающего потенциала. Методы арт-терапии не могут быть легко и быстро освоены педагогами, они должны применяться специалистами, прошедшими достаточно пролонгированные программы арт-терапевтического образования [б, 8].
ВЫВОДЫ
Метафорический рисунок позволяет создать целостное представление о внутреннем мире его автора Предложенный нами вариант использования метафорического рисунка в нравственном развитии и совершенствовании человека, предполагающий творческую активность учащихся, вполне можно использовать с детьми любого возраста Эта технология способствует не только повышению эффективности образовательного процесса, но и более гармоничному и всестороннему развитию личности. Образовательные технологам такого рода становятся не областью психотерапии (арт-терапии), а областью педагогических проблем воспитания человека.
5. Зенкевич-Евстигнеева. Т. Д. Проективная диагностика в сказкотерапии /Т.Д Зенкевич-Евстигнеева, Е. А Тихонова. - СПб : Речь, 2 003 - 208 с.
4. Кобринский, М. Е. Духовно-нравственное воспитание будущих специалистов по физической культуре : учеб. пособие / М Е.Кобринский, Е. Е.Заколодная // Белорус, гос. ун-т физ. культуры. -2-е изд. испр. и доп - Минск : БГУФК, 2015 - 265 с.
5. Колошина, Т. Ю. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование Практическое пособие для тренера /Т. Ю Колошина. А.
А Трусь - СПб Речь. 2010.- 189 с.
6 Копытин, Л И. Арт-терапия детей и подростков 2-е стереотип, изд./Л. И. Копытин, Е. Е Свистовская. -М : «Когито - Центр», 2014 - 197 с.
7. Красников А А Спорт, соперничество как фактор формирования личности / А А Красников //Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: матер науч-практ. конф
BIBLIOGRAPHY
1. Zakolodnaya, ЕЕ Spiritual and Moral Education of Future Professionals in the Field of Physical Culture and Sports Monograph / E E.Zakolodnaya; Belarusian State University of Physical Culture Minsk BGUFK, 2012. 269 p.
2 Zakolodnaya, E E Dilemma as a Means of Spiritual and Moral Formation of the Future Student in the Field of Sport / E E Zakolodnaya // Science and Sports: Current Trends Scientific Theory Journal / Editorial Board: Yu.D Yakubov (EIQ [et at]; "PlC'Idel-Press" № 4 (Volume S). Kazan, 2014: 7-12
3 Zenkevich-Yevstigneyeva T.D., Tikhonov EA Projective Diagnostics in Fairy Tale Therapy SPb. Rech, 2003. 208 p
4 Kobrinsky, M.E Spiritual and Moral Education of Future Experts in Physical Training: Study Guide / M.E Kobrinsky, E E Zakolodnaya // Belarusian State University of Physical Culture 2nd ed , cor and rev Minsk BGUFK. 2015. 265 p.
(Минск, 8-9 апреля 2009). -Т. 3. - Минск, 2009. - С. 53-57.
8 Ляшенко В В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия /В. В. Ляшенко.-М. Психотерапия, 2014 - 160 с.
9 Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. -СПб.: Речь, 2007 -296 с
10 Радина, Н. К. Истории и сказки в психологической практике/Н К. Радина - СПб : Речь, 2006 - 208 с.
5 Koloshin T.Yu., Trus, А.А. Art Therapy Techniques in the Training: Characteristics and Application. A Practical Guide for Coaches SPb Rech, 2010.189 p
6 Kopytin, L.I Svistovskaya EE Art Therapy for Children and Adolescents. 2nd sterectype ed. M.: "Cogito - Center", 2014 197 p.
7 Krasnikov, A.A. Sport Competition as a Factor in the Personality Formation / A .A. Krasnikov "Scientific Substantiation of Physical Education, Sports Training and Training Specialists in Physical Culture and Sport" // Materials of Scientific and Practical Conference. (Minsk, 8-9 April, 2009) Vol. 3 Minsk, 2009: 53-57.
8 Lyashenko. V.V. Art Therapy as a Practice of Self-understanding: Presence Art "herapy. M.. Psychotherapy, 2014 160 p
9 Parables, Stories, Metaphors in the Development of a Child /S.F Savchenko (et at.]. SPb Rech, 2007 296 p.
10 Radina, N.K. Stories and Tales in Psychological Practice SPb Rech, 2006.208 p
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Заколодная Елена Евгеньевна - доцент канд. пед наук, заведующая кафедрой педагогики УО «Белорусского государственного университета физической культуры» Республики Беларусь. г.Минск