Научная статья на тему 'Проблемы этизации образования и профессионально-педагогической деятельности'

Проблемы этизации образования и профессионально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Л. В.

Освещены проблемы этизации вузовского образования и профессионально-педагогической деятельности, философии нравственного воспитания молодежи. Определены факторы, влияющие на значение духовно-нравственного развития молодого поколения, градации профессиональной деятельности, исключительно важная роль ценностно-прогматического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы этизации образования и профессионально-педагогической деятельности»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМЫ ЭТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.В. Михайлова

ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Освещены проблемы этизации вузовского образования и профессионально-педагогической деятельности, философии нравственного воспитания молодежи. Определены факторы, влияющие на значение духовно-нравственного развития молодого поколения, градации профессиональной деятельности, исключительно важная роль ценностно-прогматического образования.

Сегодня важнейшее направление в развитии высшей школы, определенное Законом РФ «Об образовании», - гуманитаризация образования. Центральной идеей этого процесса является формирование нравственной личности, независимо от её профессиональной ориентации. Воспитание у студенческой молодежи высоких моральных качеств, чувства ответственности и долга, патриотизма и человечности становится в современном российском обществе актуальной целью образования, необходимым условием для реализации полученных специальных знаний и деловых качеств профессионала в сложной среде социальных и межличностных отношений. В этой связи можно вспомнить слова французского мыслителя-гуманиста времен Ренессанса Мишеля де Монтеня: «Человеку, не познавшему, что такое добро, все другие науки бесполезны». Эту же мысль (несколько в другой форме) по отношению к высшему образованию предельно четко выразил президент Брауновского университета (США) Фрэнсис Уэйланд: «Самая главная конечная цель образования - это нравственная личность».

Гуманитаризация образования — это не только повышение внимания к наукам, изучающим человеческие и общественные проблемы, а прежде всего, процесс насыщения нравственным содержанием всех дисциплин, видов и форм учебных занятий, обретение ими морального смысла, развитие гуманистического стиля отношений в студенческой аудитории и в вузе в целом.

Новые проблемы в духовно-нравственном развитии молодежи, появившиеся в связи с глубокими переменами социального, духовного и научно-технического характера, требуют принципиальных перемен в мировоззренческих основах и методологии воспитательного процесса в высшей школе. В этой связи можно говорить о необходимости философского подхода к анализу теории и практики воспитания, целесообразности появления своеобразной метатеории воспитания. Проблема формирования нравственного воспитания начинает активно обсуждаться в европейской общественной мысли с 70-х гг. XX столетия. В ряде университетов США и Англии создаются специальные кафедры по философии воспитания.

Возникает интерес к исследованиям Дж. Дьюи, впервые разработавшего специальную философию воспитания на основе принципов прагматизма.

Следует отметить, что философия воспитания имеет свой предмет исследования, отличный от традиционной теории воспитания. Теория воспитания непосредственно ориентирована на практическую помощь преподавателю, поэтому в центре её внимания находятся вопросы, связанные с «технологией» процесса воспитания, с выбором для этой цели рациональных средств и методов. Философия воспитания ориентирована на решение более фундаментальных задач. Прежде всего, она должна представить философские, мировоззренческие предпосылки, которые могли бы обосновывать необходимость, цели и средства нравственного воспитания. Это особенно актуально в период крутых социальных преобразований, когда происходит переоценка основных духовно-нравственных ценностей на фоне моральной опустошенности, растерянности общества и разгула нигилизма. У Гегеля встречается малопонятная, на первый взгляд, фраза: «Сова Минервы вылетает в сумерках». Минерва, как известно, - богиня мудрости, а сова - её атрибут. Известный немецкий философ имеет в виду, что именно тогда, когда опускаются сумерки и не ясна дорога, особенно необходимо глубоко осмысливать свой путь и поступки. Воспитатель должен иметь ясное и четкое представление о том, какую систему нравственных ценностей он стремится сформировать у молодежи и какие воспитательные средства адекватны этой системе.

Философия нравственного воспитания должна показать, каким образом этика выступает в качестве методологии морального развития личности, как влияет понимание природы, сущности, содержания морали на характер и направление нравственно-воспитательного процесса. Существенную роль философия воспитания может сыграть и в разработке понятийного аппарата, используемого в области формирования нравственной культуры, путем воспитания и самовоспитания.

В начале нового тысячелетия, как в нашей стране, так и в мире в целом, во всех сферах человеческого бытия возникли такие проблемы, от которых зависит не просто будущее людей, а сама возможность их биологического и социального выживания. Их решение во многом связано с новым подходом к подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Сегодня стоит вопрос о формировании профессионала нового типа, обладающего и определенным мировоззрением, и специальными знаниями, позволяющими осмысливать кризисные ситуации общественного развития и преодолевать их на основе гуманистических принципов. Можно выделить несколько качественно различных факторов, актуализирующих значение духовнонравственного развития молодежи: национальный, общечеловеческий,

информационный, теоретический, профессиональный.

Национальный фактор. Это, прежде всего, затяжной системный кризис, из пучины которого Россия с трудом выбирается до сих пор. Рельефно обнаруживается его деструктивная сущность и разрушительная поступь во всех областях общественной жизни (национальной безопасности, духовной, экономической, демографической, этнической и т.д.), в личных трагедиях и судьбах людей. Эпицентр этого рукотворного общенационального бедствия проходит через духовную сферу общества, опустошая моральное сознание

нации, сокрушая её нравственные устои и ценности. Причем, по предположениям некоторых аналитиков, проводивших исследование среди молодых людей, «моральный кризис и даже, может быть, катастрофа у нас как раз впереди». Те, кто несколько старше, воспитаны в обществе, которое, может быть, было больным и несовершенным, но имело систему нравственных норм, на которые люди могли ориентироваться. Сейчас в головах людей - и, прежде всего, молодых - это представление о норме абсолютно разрушено.

В России сложилась ситуация, когда старые ценности и нормы в силу различных причин, в том числе и обоснованных, утратили свое значение, перестали соответствовать происходящим переменам, а новые ещё не сформировались. Дегуманизация общественных и межличностных отношений особенно пагубно влияет на молодых людей, не имеющих большого жизненного опыта и часто неспособных провести четкую грань между добром и злом. Молодежь - основной потребитель массовой информационной субкультуры, насаждающей инстинкты насилия, вседозволенности, пошлости, культ потребления, выдавая это за стиль жизни продвинутой, преуспевающей молодежи.

Положение усугубляется ещё и тем, что традиционные институты воспитания - семья, средняя и высшая школа - испытывают огромные материальные трудности, сковывающие их возможности в области воспитания и образования, а СМИ, имея такие возможности, значительно чаще культивируют не мораль и духовные ценности, а их антиподы, видя в этом высшее проявление свободы и демократии. Известный социолог, профессор Гарвардского университета Питирим Сорокин говорил, что в период крутых социальных перемен действует закон поляризации масс, когда одни хватаются за оружие идеализма и моральности, а другие мечтают только о том, чтобы освободиться от всякой культуры, от всякой морали и существовать на уровне инстинктов. В современной России, к сожалению, преобладает вторая тенденция - стремление освободиться от всяких моральных и духовных ценностей и навязать идеологию силы и вседозволенности.

Россия не единственная страна, оказавшаяся в тяжелом и затяжном кризисе. В этой связи стоит обратить внимание на опыт выхода из подобного кризиса других стран, имея в виду духовно-нравственный аспект преодоления этой общественной драмы. Обратимся к признанному лидеру Запада -Америке. Даже в такой прагматически ориентированной стране кризис в начале второй половины прошлого века, разгул антиобщественных явлений, свидетельствующий о глубокой деморализации населения, особенно молодежи, заставил многих общественных деятелей, представителей культуры и науки выдвинуть в качестве необходимого и важнейшего элемента антикризисной программы идею оздоровления морального состояния общества. Эта верная идея основывалась на трех важных положениях. Во-первых, на том, что противостоять деструктивным силам, вызывающим кризисные процессы в социальном развитии, может только общество с основательными нравственными устоями и социальным оптимизмом. Во-вторых, невозможно преодолеть духовно-нравственный кризис общества только экономическими, политическими и организационными средствами, необходимо одновременно восстанавливать морально-психологические ресурсы общества. В-третьих, основным объектом нравственно-воспитательного воздействия должна быть

молодежь, наиболее восприимчивая как к хорошему, так и к плохому - часть общества, с которой связано его недалекое будущее.

Ведущая роль в нравственном развитии молодежи уделялась школам и университетам. В этот период в ведущих высших учебных заведениях США (а также в Англии) открываются специальные кафедры по философии воспитания. В то же время правительство Соединенных Штатов выделяет несколько миллиардов долларов на рекламу здорового образа жизни, борьбу с алкоголизмом и наркоманией. В сознание американской нации внедряется идея о том, что алкоголизм, употребление наркотиков, негативное отношение к общественным ценностям так же, как и антипатриотизм, не модны, не современны. Они не отвечают имиджу «настоящего американского парня» и идентифицируют человека с низшими слоями общества. Совершенно по-другому обстоит дело у нас: осуществляется открытое, агрессивное

навязывание нездорового образа жизни.

В России оздоровление моральной атмосферы общества во многом будет зависеть от осмысления и обоснования новой шкалы нравственных ценностей, новых моральных принципов и идеалов, соответствующих как современным позитивным изменениям, так и нравственным национальным традициям, определения на этой основе новых мировоззренческих принципов и новых путей нравственного развития молодёжи. Ведущую роль в этом призваны сыграть высшие учебные заведения. Может быть, самая важная задача современной высшей школы, её высокая гражданская миссия и состоит в том, чтобы путем создания эффективной системы духовного развития молодежи изменить моральную ситуацию в стране к лучшему, помочь ей выбраться из обвального кризиса. Эта задача решается не в государственных инстанциях, административных учреждениях и исследовательских центрах, а в студенческих аудиториях, на кафедрах и факультетах, в процессе непосредственного педагогического общения с будущей интеллектуальной элитой общества.

Общечеловеческий фактор. На воспитание молодежи нарастающее воздействие оказывают глобальные процессы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности и, прежде всего, переход человечества к новой парадигме цивилизации. Предвестники этой цивилизации отчетливо обнаруживают себя и в развитии мировых информационных технологий, и в совместной политической борьбе мирового сообщества против общего зла - мирового терроризма, и в коммуникабельности и толерантности различных идей и культур.

Техногенная цивилизация не смогла решить основные человеческие проблемы - избавить людей от войн, массовой бедности и нищеты, голода, эпидемий и т.п. Более того, она породила новые губительные проблемы: мировой терроризм, мировые войны, угрозу термоядерного уничтожения человечества, опустошение естественного жизненного пространства, усиливающуюся эксплуатацию природных и людских ресурсов бедных стран и др. Во многом эта ситуация предопределена дефицитом духовности, исключением из политики и экономики нравственных, гуманистических начал. Как никогда человечество нуждается сегодня в духовном возрождении, нравственных ценностях и доброй воле. Справедливо заметил академик Д. Сахаров: «Научно-технический прогресс не принесет счастья, если не будет

дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества».

Духовно-нравственное развитие вступающего в самостоятельную жизнь поколения молодых людей является категорическим императивом нового века. По сути дела, уже сегодня высшая школа должна готовить специалиста пост-технократической цивилизации с пониманием того, что сами по себе, автоматически, наука, техника и бизнес не ведут к социальному прогрессу. В них заложена не только огромная созидательная, но и разрушительная сила. Каким образом она будет использована, во многом зависит от духовного фактора, нравственной культуры политической, деловой элиты, художественной интеллигенции, всего человеческого сообщества в целом. В свое время известный русский писатель И.А. Гончаров отметил, что все народы должны прийти «к общему идеалу человеческого конечного здания через национальность, то есть каждый народ должен положить в его закладку свои умственные и нравственные силы, свой капитал». Национальное самосознание, умственные и нравственные силы народа во многом определяются отечественной системой воспитания и обучения.

Фактор информационной революции. Актуальность нравственного воспитания связана и с вступлением человечества в эпоху новых информационных технологий. Процесс информатизации общества рассматривается сегодня как третья социально-техническая революция, наступившая после аграрной и индустриальной революций. Её важнейшей чертой является тотальный, всеобъемлющий характер, затрагивающий все без исключения стороны общественной жизни и в первую очередь - сферу науки и образования. В настоящее время идет процесс осмысления того, что может внести в педагогику использование информационных и коммуникационных технологий, как связаны между собой теоретическое знание и информация, каким образом формировать научное мышление и познавательные способности человека в информационном поле, как может повлиять компьютер на содержательный процесс обучения и воспитания. Решение этих вопросов является необходимым условием для включения в учебный процесс не только новой техники, но и адекватных образовательных программ, направленных на выполнение педагогических задач воспитания и образования. Самая современная технология без соответствующей теории обучения и воспитания не принесет позитивных результатов. Напротив, непродуманное внедрение компьютерных технологий в учебные заведения способно разрушить классическое образование, нивелировать присущие ему процессы познания мира и социализации личности.

Применение компьютерных технологий в учебном процессе ставит ряд проблем морально-этического характера. Прежде всего, это проблема непосредственного, «живого» общения между преподавателем и обучаемыми, при котором передаются не только знания, но и нравственные ценности, проблема возможного вытеснения из системы образования основного субъекта нравственного воспитания студентов - самого преподавателя и передача его функций «интеллектуальной» технике. Если рассмотреть самую распространенную схему информационного образования, то её суть состоит в опосредовании отношения «преподаватель-студент», по крайней мере, двумя звеньями - компьютером и технологической группой, переводящей идущую от

преподавателя информацию на язык компьютера. При такой схеме возможности нравственно-воспитательного воздействия преподавателя на учебный процесс в значительной степени ограничиваются, если при этом не использовать новые педагогические методы работы с обучаемыми в информационной среде. В экстремальном варианте первичная информация преподавателя может быть вовсе заменена компьютерной «саморазрабатывающейся» программой.

Кроме того, в эту схему обучения могут легко вмешаться два нежелательных фактора для учебно-воспитательного процесса - прагматизм и идеология. С прагматической точки зрения, при вложении средств в технику (в компьютерное обеспечение обучения), всегда существует соблазн сэкономить «на людях», на преподавателях, заменив их машиной. А в идеологическом плане компьютерные технологии создают благоприятную среду для манипулирования учебным процессом в определенных политических целях. Уже сегодня возникает проблема информационной безопасности человека, связанная с возможностями агрессивного, деструктивного давления на его морально-психологическое состояние, мировоззрение, жизненные ценности. Учеными установлено, что в виртуальном мире люди в большей степени, чем в реальном, подвержены внушению и гипнозу. Разумеется, это далеко не все опасные рифы на пути внедрения компьютерного обучения в систему образования.

Вместе с тем, если компьютер не может заменить преподавателя, особенно в нравственно-воспитательном процессе, то и современная школа (а в более широком смысле - культура) не может обойтись без компьютера. Здесь надо искать оптимальное сочетание традиций и новаций.

Теоретический фактор. Повышение внимания к нравственному воспитанию студентов связано и с преодолением негативного отношения к самой необходимости этого процесса, существующего не только в прагматических, утилитарных взглядах, но и в теории. Скептицизм по отношению к процедуре формирования личности - явление далеко не новое и имеет как биологическое, так и социальное обоснование. Негативное отношение к теории воспитания сторонники биологического подхода к пониманию морали объясняют тем, что нравственность, с их точки зрения, заложена в природе человека и воспитание мало что может изменить.

Социальные причины негативного отношения к организованному процессу нравственного развития личности выдвигаются на том основании, что воспитание навязывает определенную систему ценностей и стандартные формы поведения. Тем самым оно якобы подавляет свободу личности и превращает человека в конформиста. Наиболее характерен этот взгляд для философии экзистенциализма.

Следует отметить, что идеи «свободного», «автоматического» воспитания под стихийным воздействием жизни, природных (в том числе и возрастных) и социальных факторов нередко встречается в суждениях родителей и преподавателей. В современных условиях появилась еще одна опасность для теории и практики нравственного воспитания - подмена его генетическим, физиологическим, медицинским и психологическим контролем над поведением человека. И эти операции нередко выдаются за самый современный научный подход к воспитанию.

Профессиональный фактор. Актуальность нравственного воспитания связана с тем, что все большее значение приобретают моральные качества в конкретной практической деятельности специалистов. Не случаен поэтому усиливающийся интерес к изучению нравственных аспектов в профессиональной деятельности педагога, ученого, юриста, руководителя, делового человека и т.д. Все более актуальной становится идея об органической взаимосвязи профессиональной и нравственной подготовки специалистов.

Повседневная деятельность преподавателя конкретной учебной дисциплины ориентирована, в основном, на проведение очередного занятия, т.е. на частные результаты; однако каждый преподаватель должен осознавать, что результат его труда воплощается не только в знаниях, умениях и навыках, возникших у студента после занятия: каждое занятие, каждый акт общения преподавателя со студентом осуществляется в конечном счете именно ради главного системного результата. Осознание этого факта, понимание глубинных результатов своей деятельности наполняет повседневную, порой рутинную деятельность преподавателя особым смыслом, преобразует его, образно говоря, из простого каменщика, кладущего очередной кирпич, в строителя прекрасного дворца. Однако далеко не всегда преподаватели задумываются над этим конечным результатом, иногда они считают, что это осознание происходит интуитивно, по мере накопления собственного опыта преподавательской деятельности.

Привыкнув к тому, что главная цель высшей технической школы -подготовка специалистов, часто забывают о том, что бескультурный специалист - это безнравственный специалист, который опасен не только для общества, но и для человечества.

Несмотря на осваиваемую специальность технического профиля, выпускник вуза в XXI веке должен быть прежде всего субъектом современной культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности. Только на фоне приобщения к современной культуре осваиваются необходимые для успешной деятельности выпускника профессиональные качества, поскольку специалист без высоких нравственных качеств, без осознания общечеловеческих и культурных ценностей может стать социально опасным.

Инженер должен осознавать социальный эффект от применения созданных им технических объектов. Правда, нельзя исключить, что самая мирная машина, например, строительный бульдозер, может применяться во зло другим людям. Важно не творить зла самому и не создавать условий специально для творения зла другими. Конечно, логика познания и создания нового может привести к открытиям и созданию проектов, которые умножают зло. В этом случае моральным является прекращение работы в этом направлении или воздержание от обнародования сообщений о полученных результатах. Конечно же, нельзя прекращать работу над совершенствованием военной техники для защиты Отечества: в этом плане нужно рассматривать и диалектику активности А. Д. Сахарова. Создавая ядерное оружие, он осознавал, что это необходимо для обеспечения защиты Родины в период холодной войны и гонки вооружений. Последующее участие ученого в разработке ядерного оружия и его испытаниях «сопровождалось все более острым осознанием порожденных этим моральных проблем». Именно это осознание и привело Сахарова к инициативам по запрету испытаний и сокращению арсеналов

ядерного оружия. В 1988 г. за статью «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» он был отстранен от секретной работы. «Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо из них, пренебрегая другими». Эти слова написаны в начале его Нобелевской лекции.

Оценивая направленность деятельности любого инженера в этических категориях, можно принять три градации:

интеллектуал-прагматик, использующий свой интеллект для зарабатывания денег, не задумываясь о моральных аспектах создаваемого;

технический специалист, инженер, знающий свое дело, ориентирующийся в своей деятельности на существующие правовые нормы;

- технический интеллигент, воплощающий в себе идеал сочетания высоких общекультурных, гражданских и профессиональных качеств выпускника втуза. Такой специалист руководствуется в своей деятельности не только правовыми, но и этическими нормами, тем, что «гуманизм - не благостное любование некими античными или классическими идеалами, но напряженный творческий поиск ради человека и для человека».

Общеизвестно, что образование позволяет максимально действенно включить индивида в культуру человечества как единого целого. Желаемого пытаются достигнуть предложением обучаемым некоторой матрицы дисциплин. Этика включается в неё крайне редко. Если же она изучается, то, как правило, вниманию обучаемых предлагается не научная этика, а тот или иной набор неосновных этических теорий и квазиценностей, эрзац-этика. Существующее в образовании положение дел, кстати, свидетельствующее о его кризисности, сложилось не случайно: отсутствует ясное понимание содержания и смысла образования и прежде всего - его этического аспекта. Необходимость этизации образования видят и в России, и в Европе, и в Америке. Пафосные призывы к этизации образования, пониманию его как ответственности сменяются растерянностью, робкими надеждами то на гуманитариев, то на техников, а порой и на священников, и последующими разочарованиями. Не приходится удивляться, что абсолютное большинство выпускников вузов и других учебных заведений имеют об этике вообще, а тем более о научной этике, весьма смутное представление.

В свете всего вышеизложенного суть программы по этизации образования очевидна: всемерное культивирование единства практической (моральной) философии с ценностно-ориентированными нефилософскими науками. Существенно, что предлагаемый проект перестройки образования не имеет сколько-нибудь заметной альтернативы. Особенно важно, что его осуществление вполне возможно, причем силами преподавателей самых различных учебных дисциплин, от которых не требуется ничего другого, кроме эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей на привычном рабочем месте, в учебной аудитории, лаборатории, на конференции и т.д.

Что касается философии, то ее преподавание целесообразно осуществлять уже с первых классов школы. Это ясно из того, что без моральной философии этизация образования существенно теряет в силе, резко снижается его теоретический уровень. Сведущие должным образом в педагогике и дидактике люди знают, что обучать первоклассника и аспиранта

следует по-разному, но в рамках нравственно насыщенной науки. Первокласснику сообщают простейшее знание, но опытный учитель всегда вкладывает в него именно научный, а не какой-либо иной смысл.

Итак, существенный вклад в этизацию образования должно внести преподавание философии, придание ей не только гносеологической, но и прагматической формы. Часто бывает так: аспиранты изучают философию, но преподносится она им в таком виде, что об этике речь если и заходит, то лишь по случаю. Ослабленная в моральном отношении философия - это мировоззренческий суррогат.

После философии второй составляющей этизации образования является изложение всех прагматических наук на языке ценностей. Выше уже отмечалось, что подмена прагматического метода семантическим искажает содержание прагматических наук и наносит непоправимый вред моральному состоянию общества. Следовательно, насущной задачей становится ценностное осмысление тех явлений, которые входят в компетенцию прагматических наук. Моральная сила общества существенным образом зависит от состояния технических, экологических, общественных и других прагматических наук. Придание прагматическим наукам не понятийной, а ценностной формы представляется нам необычайно трудным делом исключительной важности. В современных системах образования назрел ценностно-прагматический поворот. Ясно и что делать, и как делать, а именно: поступать строго в соответствии с этикой ответственности.

Итак, одним из главных условий достижения образцовой моральности является соответствующим образом настроенное образование. Актуально не любое, а только морально ориентированное образование. Заметим также, что суть дела остается одной и той же, как при обучении, так и при воспитании. В моральном отношении и обучение, и воспитание являются привитием определенной, согласующейся с этикой, ответственности ценностной культуры.

Выдающийся немецкий физик, а также философ К. фон Вейцзеккер утверждал, что 5 % учебного времени должно быть отдано этике. Он имел в виду, что на изучение этики должно еженедельно отводиться около двух часов учебного времени. Своим предложением маститый ученый оказывал делу морали существенную поддержку (ведь, как правило, этика в учебных заведениях вообще не изучается). Тем не менее, мы вынуждены возразить Вейцзеккеру. Неужели 95 % учебного времени возможно лишить этического содержания? Разумеется, нет. Вейцзеккер не принял во внимание, что все прагматические науки насквозь пронизаны этическим содержанием. При правильной постановке, например, технического образования этике отводится не 5, а может, 50 % или еще большая доля учебного времени. Но, к сожалению, можно техническое образование осуществлять и таким образом, что этическое начало будет элиминировано едва ли не полностью. В таком случае введение дополнительно к техническим дисциплинам специального курса этики моральному делу если и поможет, то лишь в незначительной степени. Этика будет фигурировать в форме, чуждой техническим дисциплинам, как экзотическая добавка к действительно актуальной части образования.

Простая, но актуальная истина состоит в том, что во всех сферах своей деятельности, будь то образование, деловая активность или же досуг, человек остается существом моральным. Суть дела состоит не в том, что человек

сдерживает себя моральными узами. Посредством этики он осознает свои возможности как достойного представителя человечества, определяет ценностное содержание своих поступков. В качестве морального существа человек свободен внутри человечности. Покидать эту область ему нет резона. Моральный человек дорожит гуманной свободой и не уподобляет ее бездумному произволу. Этический призыв к человеку гласит: стань морально богатым настолько, чтобы ты мог считать себя действительно свободным. Сложность состоит в том, что быть существом моральным совсем не просто. А раз так, то человек всегда стоит перед угрозой навредить и себе, и другим. Это особенно актуально в сфере профессиональной деятельности человека, т.е. там, где он действует, запускает в ход подчас весьма грозные природные силы.

Актуальная этика для любой профессиональной деятельности - это все та же этика ответственности (этика ценностей). Отклонения от нее чреваты нежелательными, а порой по-настоящему катастрофическими последствиями. Однако простой констатацией необходимости следования этике ответственности ограничиваться нельзя. Дело в том, что в профессиональной деятельности человека отношение ответственности всегда представлено некоторой организационной схемой. Огромное значение приобретает моральная согласованность субъектов профессиональной деятельности, в том числе отдельных личностей и институций.

Задача этизации профессиональной деятельности все та же - научиться быть во всеоружии этики ответственности. К сожалению, это обстоятельство часто недопонимается. Многие руководители различного уровня, не говоря уж о простых рабочих, даже не знают, как подступиться к этике ответственности. Живая этика подменяется ее суррогатами, например, сугубо административными отношениями. Без ценностного мышления нет полноценной этики ни для рабочего, ни для руководителей предприятий.

В наши дни мало кто сомневается в том, должны или не должны ученые и инженеры быть ответственными за свою деятельность. Любой поступок имеет ценностное содержание и, следовательно, должен осмысливаться в рамках этики ответственности. На первый взгляд создается впечатление, что за получение нового знания никто не достоин порицания. Действительно, если исходить только из научных идеалов семантической науки, то проблема ответственности не возникает. Но достижения науки и техники используются практически, и, следовательно, приходится обращаться к идеалам прагматической науки. В таком случае проблема ответственности встает во весь рост. А дальше вступает в силу самая обыкновенная этика ответственности: исчисляются ценности, по величине оценок определяется наказание или поощрение. Так, если инженер отдал свое изобретение в руки преступников или же не сохранил государственную тайну, то он может быть сурово наказан. В цивилизованном обществе все его члены, осуществляющие профессиональную деятельность, попадают под сферу действия этики ответственности.

Итак, этизация профессиональной деятельности - насущнейшая задача. Попытки подмены полновесной этики ответственности разновидностями нормативной этики несостоятельны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.