scientific environment. Competence approach and its role in the forming of the secondary linguistic personality: materials of scientific conference in memory of Professor S. S. Solovey / responsible for the issue M. N. Malahova. Omsk, 2012. Р. 92-94. (In Russian)
7. Shadchin I. V. Methods of assessment of students' readiness for research level. Problems and prospects of education development: materials of international scientific conference. Perm': May, 2012. Perm': Mercury, 2012. Р. 170-173. (In Russian)
УДК 377.034
А. С. Франц, О. П. Белкина
АКТИВИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЭТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме нравственного воспитания молодежи. Показано, что особенно остро эта проблема стоит в системе средней профессиональной подготовки, где учащиеся более самостоятельны, чем школьники, но еще не достигли определенной стабильной стадии взрослости. Описаны психолого-педагогические трудности формирования нравственных норм, принципов поведения, жизненной позиции в юношеском возрасте, когда простое декларирование нравственных истин и морализаторство не могут принести положительного результата.
Исходя из возрастных психологических особенностей студентов средних профессиональных учебных учреждений, авторы статьи считают, что при организации воспитательной работы на этой ступени образования наиболее целесообразно использовать активные методы диалогического взаимодействия. Предлагается система этико-культурологического просвещения, методологической основой которой является дифференцированное осмысление специфики отечественной нравственной культуры и аксиологический анализ преподавателями ее образовательного потенциала.
Нравственные нормы в современной России отличаются разнообразием и поливариантностью функционирования - сосуществованием традиционного, аристократического, прагматического типов ценностей, знакомство с которыми может стать основой содержания цикла образовательных этико-культурологических дискуссий на занятиях в колледже. Перечислена примерная тематика таких дискуссий, показана их специфика и действенность в побуждении каждого из участников к постоянной моральной самооценке собственных жизненных позиций и поступков. Нравственные ценности, осмысленные студентами, станут основой для их достойного поведения как во время обучения, так и в дальнейшей трудовой деятельности.
Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственная культура, возрастные психологические особенности, просвещение, дискуссия, этика, культурология.
Abstract. The paper considers the problem of young people's moral education with the reference to the system of secondary vocational education; the relevance of the study being enhanced by the greater independence of vocational college students compared to their high school peers. In addition, the paper describes the psychological and pedagogical difficulties in developing the moral norms, behavior principles, and life position in adolescence, when a mere moral declaration has little effect.
Taking into consideration the students' psychological and age characteristics, the authors suggest the active methods of dialogical interactions and recommend the system of ethical education and culture studies based on a differentiated understanding of specificity of the domestic moral culture, and axiological analysis of its educational potential.
The multi-variant moral norms coexisting in modern Russia include the traditional, aristocratic, pragmatic and other types of values; all of them can be introduced in the series of educational discussions. The paper lists the approximate topics for such ethical and cultural debates, and demonstrates the expected effect of students' moral self-assessment related to their life position and behavior patterns. The recognized moral values are likely to make a foundation for the students' proper behavior both in college and in their future work.
Keywords: moral education, moral culture, age, psychological characteristics, education, discussion, ethics, culture studies.
Сегодня образование - стратегически важная сфера человеческой деятельности, значимость которой по мере развития общества, его институтов, бесконечно увеличивающегося объема информации, появления сложных наукоемких технологий неуклонно возрастает. Вместе с тем мало кто будет оспаривать утверждение о том, что образование не сводится исключительно к передаче знаний. Обучаясь, молодые люди проходят важнейший этап социализации, осознают и принимают духовные и нравственные ценности. Так, профессиональное образование, кроме основной своей задачи - подготовки квалифицированного, компетентного в определенной области специалиста, должно выполнять функции формирования социально-личностных качеств обучающихся: их стремления к самопознанию, объективной самооценке, совершенствованию гуманитарного мышления, морально-психологических установок на сотрудничество, гражданственности и интеллигентности. Проблема заключается в том, какими способами достигаются эти цели. Нередко педагоги ограничиваются «чтением морали», морализирование же приводит к тому, что обучающийся, стараясь избавить себя от переживаний, избегая ситуации выбора, личной ответственности, внешне принимает декларируемые правила, однако они не становятся его внутренними убеждениями.
В повседневной реальности нормы поведения усваиваются интенционально, посредством воздействия на молодого человека общественного мнения, критериев оценок, используемых близкими людьми, их привычек, образцов поведения, предлагаемых художественной литературой, телевидением, Интернет и проч. Одобрение или осуждение окружающих, личный или групповой пример, наглядные образцы поведения помогают ориентироваться в пространстве возможностей и запретов. Личность формируется всем окружающим ее миром, причем не только культурой прошлого (обучаясь, человек осваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями), но, прежде всего и главным образом, культурой настоящего.
Особенно остро в силу ряда причин проблема формирования нравственных норм, принципов поведения, жизненной позиции стоит в системе среднего профессионального образования. В юношеском возрасте осознаются и развиваются социальные потребности, усиливается рефлексия, самоанализ, происходит превращение моральных императивов во внутренние регуляторы поведения. Все эти процессы осуществляются на фоне характерной для этого возрастного периода неуравновешенности и потребности в волевых проявлениях, в стремлении к завоеванию авторитета среди сверстников [4, с. 59].
Учащиеся колледжей - это уже не школьники, они более самостоятельны. Самостоятельность в повседневной жизни ведет к независимости в суждениях, выборе, поступках, а иногда сопровождается самоуверенностью, эпатирующими высказываниями по поводу общечеловеческих ценностей [1, с. 37].
Студенты, с одной стороны, восприимчивы к опыту старших, доверчивы; с другой - критично относятся ко всему традиционному. Они стремятся к новому, желают переделать мир, но поверхностно воспринимают многие проблемы, склонны к разочарованию, в их поступках проявляется максимализм и недостаток практических умений и навыков культуры поведения. В эмоциональной сфере своеобразие юношеского возраста проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной заражаемости и в то же время в будничном отношении к необычному, восприятии многих фактов без анализа.
Исследователи и практики отмечают, что у молодежи возрастает тревожность, склонность к изменчивости настроения, подверженность внешним влияниям, нередки проявления слабоволия и т. д. Конечно, внутреннее состояние молодых людей со временем, по ходу взросления стабилизируется. Однако помощь в преодолении нравственных метаний должно оказать и учебное заведение [4, с. 26].
Как уже говорилось выше, декларирование нравственных истин не дает положительного результата. На наш взгляд, наиболее
эффективны личностно-ориентированные методы воспитания, реализующиеся через дискуссии, диспуты, беседы, на которых студенты получают возможность определиться с собственной точкой зрения и обосновать ее.
Активные методы диалогического взаимодействия студентов колледжа и преподавателей со студентами целесообразно применять при организации классных часов. Такие занятия следует проводить регулярно, выстроив систему этико-культурологического просвещения.
Под просвещением в словаре С. М. Вишняковой понимается «распространение знаний и иных достижений культуры, отвечающих запросам времени и способствующих правильному пониманию жизни в целом или ее отдельных сторон, а также пропаганда тех или иных идей, их внедрение в сознание людей в целях привлечения к участию в их воплощении» [3, с. 260]. Далее сказано, что процесс просвещения осуществляется посредством лекций, проповедей, бесед, диспутов.
В нашем случае речь идет о конкретном этико-культурологи-ческом направлении просвещения. Этика в «Педагогической энциклопедии» определена как «наука о морали», содержание которой «составляет учение о происхождении и природе морали, а также обоснование определенных нравственных принципов и норм» [8, с. 812]. Если для морали характерны простота и однозначность требований, то нормы нравственности необыкновенно разнообразны в пространстве и времени.
Культурология - наука, «формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия» [5, с. 371]. Предмет культурологии -объективные закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры.
Представив составляющие понятия «этико-культурологичес-кое просвещение» системно, можно интерпретировать его как про-
цесс распространения знаний о нравах, нормах и нравственных ценностях людей, живущих в обществе.
Ранее одним из авторов данной статьи было выделено несколько характерных для современной России типов нравственной культуры: традиционный, аристократический, прагматический, нигилистический [9]. У каждого типа свой набор ценностей, знакомство с которыми может стать основой системы этико-культуро-логического просвещения в колледже. Кратко изложим суть каждого типа культуры.
Традиционная нравственная культура сформировалась в условиях необходимости выживания человечества на первоначальных этапах его развития. Для нее характерны следующие нормы и принципы: требование «быть как все», милосердие, ответственность, сочувствие, сострадание, послушание, терпеливость, бескорыстие, трудолюбие, жертвенность, сдержанность и др. [10, с. 66].
Аристократическая нравственная культура в качестве смысла жизни человека выдвинула принцип познания, преобразования и облагораживания мира посредством созидательных интеллектуально-творческих занятий. Здесь превыше всего ценятся собственная индивидуальность и способность восхищаться индивидуальностью собеседника, получение удовольствия от интеллектуально-творческой деятельности, оберегающее отношение к жизни и достоинству любого человека, такт, оптимизм, вера в человеческие возможности и т. п. [10, с. 128].
Основой прагматической нравственной культуры стали нравственные ценности, оптимальные для организационно-предпринимательской деятельности. К наиболее значимым принципам и нормам поведения относятся бережное отношение к чужому и своему времени, недопустимость чувства обиды, оберегающее отношение к своему здоровью, умение сохранить высокую трудоспособность, воспитание в себе навыков самообладания, умение мобилизовать себя в трудных ситуациях, умение быть предусмотрительным, способность к достижению компромиссов [10, с. 183].
Нигилистические поведенческие ориентиры (вульгарный гедонизм) сложились на основе стремления определенной социальной группы к уничтожению всех явлений, содержащих в себе, по мнению представителей этой группы, какие-либо элементы зла. Формы проявления российского нигилизма - достижение целей любыми средствами, культ силы и подавления, неблагодарность, раздражительность по любому поводу, привычка возмущаться, нетерпимое отношение к чужому мнению, если оно не совпадает с твоим, бескомпромиссность [10, с. 250].
Приобщая обучающихся к нравственной культуре, необходимо помочь им по достоинству оценить потенциал традиционного, аристократического, прагматического типов нравственной культуры и убедить их в отрицательном, разрушительном воздействии нигилистических нравов. Знание и понимание различных систем нравственных ценностей позволит студентам глубже осмыслить свои собственные задатки для максимальной самореализации, установления взаимопонимания в профессиональной деятельности и личных отношениях. Кроме того, приобретение нравственной культуры будет способствовать укреплению сотрудничества и взаимодоверия, поможет в поиске позитивных компромиссов, повысит эффективность любого созидательного вида деятельности и работоспособность.
Одним из наиболее эффективных диалогических методов усвоения этико-культурологических знаний является дискуссия. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» она трактуется следующим образом:
1) спор, обсуждение какого-либо вопроса в беседе, на собрании, в печати и т. п.;
2) способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы;
3) метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины [7, с. 72].
Хотелось бы обратить внимание на не совсем уместное слово «спор», с которого начинается первое толкование дискуссии.
Во-первых, в споре каждая из сторон стремится навязать собеседникам свою точку зрения. Предназначением же дискуссии является поиск истины, выхода из ситуации и наилучшего ее разрешения.
Во-вторых, цель спора - достижение скорой победы каждого из собеседников над оппонентом, а дискуссия - это процесс постижения истины, который может быть длительным. Ход дискуссии может меняться под влиянием новых аргументов, вследствие появления свежей информации. Поскольку каждый из оппонентов может оказаться правым лишь частично, то в процессе дискуссии возможно достижение компромисса.
В-третьих, предметом спора, как правило, является конкретный и не очень существенный вопрос, в то время как в качестве темы дискуссии обычно избирается значимая, а иногда и глобальная проблема.
В системе этико-культурологического просвещения при организации дискуссий, конечно, должна учитываться специфика этических аспектов. Темы дискуссий тем не менее могут быть самыми разнообразными:
• «Имеет ли смысл жить, когда человек не такой, как все?»;
• «Имеют ли родители право вмешиваться в мою личную жизнь, если мне уже исполнилось 18 лет?»;
• «Стоит ли избегать службы в армии?»;
• «Все ли средства хороши для достижения цели?»;
• «Взгляды на целомудрие, честь и достоинство»;
• «Возможна ли дружба в современном мире?»;
• «Поразмышляем об идолах и идеалах (на основе обзора молодежных телепрограмм)»;
• «Любое ли дело может быть интересным и творческим?»;
• «Есть ли в наше время место подвигу?»;
• «Что значит быть интеллигентным?»;
• «Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу?»;
• «В чем смысл жизни?»;
• «Человек по своей природе - эгоист или альтруист?»;
• «За что я люблю свой край?».
Существенную трудность в подготовке дискуссии представляет разработка вопросов, стимулирующих обсуждения. От того, как будут поставлены эти вопросы, во многом зависит успех предстоящего разговора. Для того чтобы аудитория проявила заинтересованность, вопросы могут носить провокативный характер, их формулировки могут содержать далеко не бесспорные мнения или положения, противоречащие фактам, отличные от общепринятой трактовки и т. п. Главное, что подобные приемы активизируют мыслительные процессы студентов, позволяют аудитории включиться в активный обмен точками зрения. Иначе говоря, формулировка любого вопроса должна предполагать возможность становления различных позиций, быть поводом для размышления участников дискуссии.
Экспериментальное этико-культурологическое просвещение студентов осуществлялось в Екатеринбургском электромеханическом колледже, Екатеринбургском колледже транспортного машиностроения, Уральском колледже строительства и архитектуры на протяжении трех лет и дало свои положительные результаты. Целью этико-культурологических дискуссий было стремление помочь обучающимся сформировать требовательное отношение к самому себе, создать мотивацию индивидуальной деятельности по самовоспитанию, Проводимые нами дискуссии помогали и помогают студентам осознать ценность, значимость и привлекательность вежливости, скромности, трудолюбия, взаимопомощи и других нравственных качеств человека. Педагоги колледжей по мере протекания занятий с удовлетворением отмечали уменьшение конфликтов в сфере межличностных отношений студентов. Нами было установлено, что данный способ педагогического воздействия в группе наиболее успешен для личностного роста студентов, имеющих аморальные установки, поскольку в ходе дискуссии они получают возможность сравнить собственные представления с мнениями однокурсников, проанализировать жизненные позиции сверстников.
Преподавателю рекомендуется начинать дискуссию вопросом или комментариями к поднимаемой проблеме и приглашением присутствующих высказать свое мнение. Педагог может задавать вопросы участникам разговора, но ему не следует прерывать обсуждение собственными высказываниями, препятствовать изложению неугодного ему мнения. Можно использовать специальные приемы для возбуждения активности аудитории: подбадривать «противников»; заострять противоположные суждения; использовать противоречия, разногласия выступающих для доказательства аудитории собственных взглядов; обращать доводы дискутирующего против него самого.
К наиболее действенным приемам относится создание ситуации затруднения. Суть его заключается в том, что преподаватель описывает проблему, содержащую противоречивые данные, которые затрудняют решение и делают возможным появление различных точек зрения, будят мысль присутствующих. Примером может служить ситуация «лжи во спасение», в которой учащийся, например, скрывает от родителей свою неуспеваемость, чтоб не вызвать их недовольства, а тем временем постепенно нарастает угроза его отчисления из колледжа. Бурное обсуждение и несовпадение мнений студентов по поводу «целесообразности» или недопустимости лжи, как правило, заканчивается выводом об опасности ее допущения. Ситуация затруднения в определении критериев добра и зла позволяет студентам в процессе дискуссии вскрыть и сформулировать эти критерии.
Педагогу следует поощрять участников спора, используя такие реплики, как «интересная мысль», «хорошая постановка вопроса», «давайте разберемся, подумаем» и т. п. Он должен помочь выступающему точно сформулировать свою мысль, подобрать нужное слово. Преподавателю не следует уходить от неожиданного вопроса, отказываться от обсуждения частной проблемы, ссылаясь на то, что это не соответствует плану, структуре дискуссии. Не стоит бояться различного рода «отклонений» в речах ораторов, ведь для того и проводится обсуждение, чтобы с опорой на аргументированные доказа-
тельства показать их несостоятельность. Ни о какой дискуссии не может быть и речи, если нет свободы, возможности высказаться всем желающим. Публичный спор - это творческое обсуждение, а не осуждение. Об этом не следует забывать [6].
Активизации выступлений способствует деление группы на небольшие подгруппы (2-4 человека), которым можно предварительно раздать задания с высказываниями великих людей (писателей, ученых, философов и т. д.) либо описания жизненных ситуаций по обсуждаемой теме. Студенты интерпретируют смысл предложенных текстов, выражают свое согласие или несогласие с их содержанием, а после обсуждения внутри подгруппы любой желающий публично выражает обобщенное мнение своих товарищей. Подбор текстов для интерпретации лучше связать с часто возникающими у студентов проблемами.
К сожалению, не все студенты обладают дискуссионной культурой. Поэтому перед началом полемических высказываний преподавателю следует напоминать о необходимости дожидаться окончания ответа предыдущего оратора, не выражать язвительного, обидного отношение к чужому мнению, быть терпимыми, проявлять великодушие. В таком виде дискуссии соответствуют целям нравственного просвещения, обогащают студентов новыми знаниями, формируют ценностные понятия, представления и убеждения, корректируют морально-психологические установки. Роль данных установок очень велика, так как она «обеспечивает устойчивый, последовательный, целенаправленный характер поведения человека, выступает как механизм его стабилизации, позволяющий сохранить гуманистическую направленность поступков индивида в непрерывно изменяющихся ситуациях» [9, с. 26].
Нравственные понятия становятся руководством к действию лишь в том случае, когда они не просто заучены, а хорошо осмыслены и прочувствованы [2, с. 257]. Достоинство дискуссий и в том, что во время их проведения общение осуществляется среди сверстников, без избыточного морализаторства со стороны взрослых. В результате рефлексии многие студенты начинают более адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
Наша практика организации цикла этико-культурологических дискуссий показала, что нравственные представления и привычки студентов заметно облагораживаются. Примером тому служит обсуждение вопросов нигилистического отношения к здоровью среди подрастающего поколения, а именно представлений подростков о вредных привычках. Приверженцам здорового образ жизни бывает нелегко отражать нападки любителей табака и алкогольных напитков. Приходится основательно готовиться, чтобы иметь сильные аргументы для развенчания сомнительных взглядов. Так, обсуждая вопрос о курении девушек, юноши, сами употребляющие табачные изделия, сначала одобряют эту привычку, говорят, что с такими сверстницами интереснее общаться, нежели с теми, кто не курит, а «все свободное время проводит в библиотеках». Но в ходе беседы постепенно выясняется, что разговоры молодых людей за сигаретой пусты и примитивны, поддерживаются лишь бодрящими друг друга мажорными утопическими настроениями. После веских доводов, исходящих от их же ровесников, о безответственном отношении к собственному здоровью, демонстрации нелепости желания выглядеть «своим» в сомнительных компаниях, развенчании мифа, что негативные привязанности приобщают к взрослой жизни, медленно, но все же происходит перевес в сторону отказа от вредных привычек, все меньше появляется желающих оправдать их.
Этико-культурологические дискуссии побуждают каждого из участников к постоянной моральной самооценке собственных жизненных позиций и поступков. Нравственные ценности, осмысленные студентами колледжа, становятся основой для их достойного поведения как во время обучения в колледже, так и в дальнейшей трудовой деятельности.
Литература
1. Белкина О. П. Этико-культурологическое просвещение как элемент нравственного воспитания молодежи // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования: материалы Международной конференции, 25-26 февраля 2010 г. Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2010. С. 36-38.
2. Белкина О. П. Этическая дискуссия как путь нравственного совершенствования обучающегося / / Акмеология профессионального образования: сб. статей IV региональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2007. С. 255-259.
3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: словарь. М.: НМЦСПО, 1999. 538 с.
4. Кибардина М. П. Воспитание нравственной культуры студентов во внеучебной работе колледжа: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2006. 188 с.
5. Культурология. XX век: энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 1. 447 с.
6. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвеще-ние,1991. 124 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. 528 с.
8. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И. А. Каиров, М.: Советская энциклопедия, 1968. Т. 4. 912 с.
9. Франц А. С. Нравственная культура: стратегия исследования идеального образа. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. 167 с.
10. Франц А. С. Российские нравы: истоки и реальность (азбука этического плюрализма): учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 336 с.
References
1. Belkina O. P. Ethical-cultural education as an element of moral education of young people. Actual problems of the sociology of youth, culture and education: Proceedings of the International Conference, 25-26 February 2010. Ekaterinburg. USTU, 2010. Р. 36-38. (In Russian)
2. Belkina O. P. The ethical debate as a way to improve student moral. Akmeology professional education: Sat. Article IV Region. Scientific-practical conference. Yekaterinburg, 2007. Р. 255-259. (In Russian)
3. Vishnjakova S. M. Vocational education: Glossary. Key concepts, terms, current vocabulary. Moscow: NMTSSPO, 1999. 538 p. (In Russian)
4. Kibardina M. P. Educating moral culture students in extracurricular activities of college: diss.... сandidate. ped. science. Kirov, 2006. 188 p. (In Russian)
5. Cultural Studies. XX vek: Encyclopedia. SPb.: Universitet-skaja kniga. 1998. T. 1. 447 p. (In Russian)
6. Pavlova L. G. The debate, discussion, polemika. M.: Pros-veshhenie, 1991. 124 p. (In Russian)
7. Pedagogical Encyclopedia. M.: Great Russian Encyclopedia, 2003. 528 p. (In Russian)
8. Educational Encyclopedia. Chap. Ed.: IA Cairo (glav. red.), FN Loop operators (glav. red.) [And others], vol. 4, M.: Soviet encyclopedia, 1968. 912 p. (In Russian)
9. Franc A. S. Moral Culture: research strategy of the ideal image. Ekaterinburg: Ekaterinburg: Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2005. 167 p. (In Russian)
10. Franc A. S. Russian customs: the origins and reality (ABC ethical pluralism): Manual. allowance. Ekaterinburg: UrGU, 1999. 336 p. (In Russian)