Научная статья на тему 'Коррекция морально-психологических установок обучающихся среднего профессионального образовательного учреждения'

Коррекция морально-психологических установок обучающихся среднего профессионального образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НИГИЛИСТИЧЕСКИЕ НРАВЫ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ETHICAL-CULTURAL DEBATE / MORAL VALUES / MORALS / NIHILISTIC / THE MORAL AND PSYCHOLOGICAL ATTITUDES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Ольга Петровна

Рассматриваются особенности нравственной культуры современного российского общества. Раскрывается сущность понятия «нигилизм», представлено понимание этого явления в европейской и российской действительности. Описаны проявления нигилизма у студентов среднего профессионального учебного заведения. Обосновывается необходимость коррекции нигилистических проявлений посредством воспитания. Изложена возможность коррекции морально-психологических установок средствами этико-культурологической дискуссии. Дана характеристика дискуссии как метода коррекции нигилистических установок у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF MORAL ATTITUDES OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses the features of the moral culture of the modern Russian society. The essence of the concept of nihilism, the understanding of this phenomenon is presented in the European and Russian reality. The author described manifestation of nihilism in students of secondary vocational school. The necessity of correcting nihilistic manifestations through education is proved. There was demonstrated the possibility of correcting the moral and ethical attitudes by means of cultural discussion. The author gives characteristics of the debate as a method of correcting the nihilistic attitudes in students.

Текст научной работы на тему «Коррекция морально-психологических установок обучающихся среднего профессионального образовательного учреждения»

УДК 37.015.4+377.034:371.334

О. П. Белкина

КОРРЕКЦИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Рассматриваются особенности нравственной культуры современного российского общества. Раскрывается сущность понятия «нигилизм», представлено понимание этого явления в европейской и российской действительности. Описаны проявления нигилизма у студентов среднего профессионального учебного заведения. Обосновывается необходимость коррекции нигилистических проявлений посредством воспитания. Изложена возможность коррекции морально-психологических установок средствами этико-культурологической дискуссии. Дана характеристика дискуссии как метода коррекции нигилистических установок у студентов.

Ключевые слова: этико-культурологическая дискуссия, нравственные ценности, нигилистические нравы, морально-психологические установки.

Во все времена и для всех народов существуют вечные нравственные ценности, такие как добро, благо, смысл жизни, совесть, честь, достоинство. Но нельзя не учитывать и того, что представления людей о нравственности с течением времени могут меняться. Каждый период развития общества характеризуется установлением определенных правил поведения, предпочтением людьми определенных систем нравственных ценностей. То, что признавалось правильным и приемлемым для общества одной эпохи, может быть не совсем допустимым для социума в другой исторический отрезок времени.

В числе особенностей современного российского общества следует отметить обострение противоречий между жизненными установками людей разных поколений, различных слоев общества, существенное ухудшение уровня жизни значительной части населения, элементы духовного кризиса, что создает проблемы в осуществлении воспитывающего обучения молодого поколения.

Эти и другие особенности повседневной нравственной жизни современного российского общества, а также проблемы воспитания проявились в том, что смысл социальной активности в современном обществе рассматривается значительным числом наших сограждан не столько в достижении духовного благополучия, сколько в достижении личной выгоды. Снижение значимости традиционных нравственных норм и идеалов в представлениях многих граждан имеет тенденцию перерасти в нигилистическое предпочтение разрушительных норм поведения.

Понятие «нигилизм» происходит от латинского nihil, которое переводится как «ничто». В этике оно обозначает отрицание известных всем созидательных нравственных ценностей. На наш взгляд, наиболее глубоко значение этого понятия в сфере нравственности сформулировано Л. Н. Толстым, который понимает его как состояние человека, ха-растеризующееся «неверием ни во что» [1].

В качестве «положительного» героя нашего времени в средствах массовой информации все опреде-

леннее представляется индивидуалист, пренебрегающий моральными требованиями, стремящийся к наибольшей выгоде и к получению всевозможных удовольствий. Крайняя степень разрыва связей человека с обществом и нравственной культурой - отрицание не только социальных норм и ценностей, но и реальности как таковой: уход в мир наркотических иллюзий, болезненные формы увлечения компьютерными играми и порновидео. Крайние проявления разрушительного аморального отношения некоторых граждан к себе имеют в современной России достаточно широкое распространение [2].

Нигилистические нравы представляют собой разрушающие окружающий мир привычки поведения людей, основанные на их нигилистических ориентациях, сложившихся, в свою очередь, на основе нигилистической идеологии. Первым поведал миру об особенностях нигилистического отношения к жизни И. С. Тургенев в известном романе «Отцы и дети». Как отмечал Ги де Мопассан, И. С. Тургенев «впервые обратил внимание на то новое состояние умов, на тот своеобразный кризис распространенного душевного недуга, на то неведомое и дотоле не замеченное политическое и философское брожение, которое должно было всколыхнуть всю Россию» [3].

Наиболее подробно явление нигилизма исследовано в докторской диссертации культуролога А. С. Франц, где показаны различия в российском и европейском его проявлении. А. С. Франц обращает внимание на то, что в России употребление этого понятия означает отрицание и разрушение групповым субъектом нигилистической нравственной культуры всего того, в чем им отмечаются какие-либо элементы зла. В европейском же понимании нигилизм означает освобождение человеком себя от тех моральных запретов, которые мешают осуществлению им интенсивной предпринимательской деятельности [3].

В качестве объективных условий формирования нигилистического мировосприятия российских ин-

дивидов А. С. Франц рассматривает совокупность взаимодополняющих друг друга обстоятельств. Этими обстоятельствами названы импульсивность российского этнического характера, отсутствие навыков гражданского поведения в условиях проведения государственных экономических реформ, распространение среди российской молодежи с середины XIX в. атеизма и др. В качестве субъективных предпосылок появления и воспроизводства нигилистической нравственной культуры в работе отмечены наличие у индивидов, приобщающихся к нигилистической культурной группе, душевного дискомфорта и доминирование среди социальных потребностей нигилистов потребности в абсолютном уничтожении зла во всех сферах жизни.

Нравы нигилистов XIX в. имеют ряд особенностей. Отмечается уверенность субъектов нигилистической нравственной культуры в собственной гениальности, привычка рассматривать себя в качестве благодетеля презираемой ими толпы, отсутствие рефлексии, бесцеремонность, утрата чувства благодарности по отношению к кому бы то ни было, конфликтность, цинизм, упрощение языка, присутствие в нем милитаристской и ненормативной лексики. Несмотря на наличие у нигилистов добрых намерений, А. С. Франц оценивает нигилистические нравы как аморальные, ибо характерные для них средства реализации намерений разрушают как общественные отношения, так и личность нигилиста.

Объективные условия (интенсивная социокультурная трансформация общества, распространенность атеистического мировосприятия среди индивидов и др.) и субъективные предпосылки (наличие у индивидов душевного дискомфорта, недостаточная развитость личностных задатков к осуществлению органичных для индивида способов деятельности и др.) воспроизводства нигилизма продолжают сохраняться в современной российской реальности [4].

Задача педагогического сообщества заключается в том, чтобы найти способы минимизировать предпосылки воспроизводства нигилистической нравственной культуры, которые встречаются у обучающихся в среднем специальном профессиональном учебном заведении. Речь молодых людей засорена ненормативной лексикой. Причем они даже не замечают ее использования, так как она применяется при недостатке слов, ради усиления эмоциональности в передаче сообщения.

Отсутствие вежливости и даже хамство стали у многих обучающихся признаками «хорошего тона». Большинство молодых людей не желают служить в армии, боятся дедовщины. Но и во время обучения в колледже это позорное явление наблюдается, когда унижению подвергаются наиболее образованные и хорошо воспитанные юноши.

Нигилистически настроенные студенты обесценивают свою жизнь, разрушая здоровье употреблением алкогольных напитков, табакокурением. В настоящее время остается недостаточно высокой успеваемость обучающихся, посещаемость ими учебных занятий, что ведет к ухудшению профессиональной подготовки выпускников колледжей. Преподаватели обращаются к родителям, чтобы совместными усилиями мотивировать студента учиться, но те не в силах помочь, так как взаимоотношения родителей и детей разрушены.

Каждый преподаватель по-своему ищет выход из создавшегося положения, так как задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь обучающемуся «освободиться от упрощенно-пренебрежительного видения мира и обрести уважительновдумчивое отношение к миру и людям» [5]. На наш взгляд, прежде всего преподаватели могут помогать студентам постоянно осуществлять коррекцию их морально-психологических установок, пересматривать критерии нравственных оценок с тем, чтобы подвести обучающихся к ослаблению и отказу от нигилистических идеалов и привычек. Роль морально-психологической установки в организации поведения человека очень велика, так как «обеспечивает устойчивый, последовательный, целенаправленный характер поведения человека, выступает как механизм его стабилизации, позволяющий сохранить гуманистическую направленность поведения индивида в непрерывно изменяющихся ситуациях» [5].

Эффективным способом помощи обучающимся в этом, на наш взгляд, является этико-культурологическая дискуссия. Дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы отношения человека к миру и к самому себе, когда сопоставляются различные позиции, идеи, мнения и предложения. Дискуссия протекает наиболее результативно при условии избрания острой и актуальной проблемы, возможности высказывания обучающимися различных личностных позиций, относительно которых не существует однозначных оценок. Этико-культурологическая дискуссия как форма диалогического взаимодействия между преподавателем и обучающимися представляет собой обсуждение вопросов этической направленности. Ее результатом может оказаться коррекция морально-психологических установок обучающихся посредством их ознакомления с более привлекательными и убедительными культурологическими знаниями. Этико-культурологическая дискуссия, как правило, облагораживает мировоззрение студентов. Именно ее особенности позволяют преподавателю наиболее оптимально доносить до обучающихся ценность здорового образа жизни и других нравственных ценностей и помогать им освобождаться от разрушительного нигилистического мировосприятия.

В организации этико-культурологической дискуссии важнейшую роль играет интерес обучающихся к духовно-нравственной информации, их готовность к нравственному самоизменению. Духовно-нравственную информацию мы предлагаем в качестве ответа на возникающие у обучающихся вопросы. Этико-культурологическая дискуссия знакомит обучающихся с таким образом мыслей и поведения, при которых нравственное самовоспитание и их жизнедеятельность, имеющая нравственные цели и нравственные средства их достижения, становятся естественной потребностью многих молодых людей. В этом нас убедило совместное обсуждение рассказов нравственной тематики, просмотр видеофильмов: «Как наше слово отзовется» (режиссеры В. В. Московкин, Г. Чеурин), «Алкогольный и наркотический терроризм в России» (лекции В. Г. Жданова).

Темы дискуссий могут быть следующими:

1. В чем смысл жизни?

2. Проблема отцов и детей. Существует ли она в современной жизни?

3. Как избавиться от плохого настроения?

4. Что делать, если у тебя нет друзей?

5. Как научиться не конфликтовать?

6. Является ли опасным курение?

7. Алкоголизация подростков. Есть ли способы решения проблемы в будущем?

8. Личное достоинство. Что это значит?

Педагогическая практика организации этикокультурологических дискуссий дает свои положительные результаты. У многих студентов появилось желание устранить из своих морально-психологических установок освоение дурных привычек и стремиться к восстановлению установок на достижение внутренней чистоты. Целями проводимых нами этико-культурологических дискуссий являлось стремление помочь обучающимся сформировать требовательное отношение к самому себе, создать потребность индивидуальной деятельности по самовоспитанию, так как «юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для формирования ценностных орииентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии, т. е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей, выбору своего пути в жизни» [6]. Дискуссия помогает обучающимся найти ответы на многие не ясные для них вопросы. Нами было установлено, что данный способ педагогического воздействия в группе наиболее успешен для личностного роста студентов, имеющих негативные установки, поскольку в ходе дискуссии они получают возможность сравнить собственные пред-

ставления с мнениями однокурсников, анализировать жизненные позиции сверстников из своей социальной среды.

Этико-культурологическую дискуссию целесообразно организовывать таким образом, чтобы удовлетворять потребность студентов в самоуважении, что возможно лишь при доверии и положительном эмоциональном фоне межличностного общения. В процессе организации и проведения этико-культурологической дискуссии жизнь обучающегося вовлекается в контекст вопросно-ответных смысловых отношений. При этом обычно обучающиеся стремятся защитить свой привычный взгляд на мир и свое поведение в нем. Дискуссия вносит сомнения в повседневные представления, у многих из ее участников рождаются первые аргументированные личностные выстраданные изменения взглядов. Этико-культурологическая дискуссия способна пробуждать внутренние духовные силы человека: в ком-то из студентов актуализировалось знание моральных норм, в других начинала пробуждаться совесть, в-третьих вдруг обнаруживалась духовная интуиция, в-четвертых просыпалось необычное внимание к слову.

Этико-культурологическая дискуссия призвана помочь студенту с негативными наклонностями разобраться в себе, обогатить его соответствующими знаниями и умениями, расширить кругозор и границы самовосприятия, пересмотреть понимание смысла жизни. Этико-культурологическая дискуссия помогает студентам выбирать способы предотвращения и устранения конфликтов в сфере межличностных отношений, помогает им воспитывать в себе самоконтроль, обогащает их нравственный потенциал, она обновляет, углубляет и совершенствует имеющиеся духовно-нравственные знания, формирует самостоятельность.

Главным в этико-культурологической дискуссии является постепенное осознание студентом высшего смысла жизни, собственной ценности и своего назначения в мире. Актуализация ценности его собственного существования, взаимоотношения с людьми, свободы, как правило, оказывает благотворное влияние на молодых людей, помогает преодолевать жизненные трудности, соблазны и искушения. Результаты проводимых этико-культурологических дискуссий заключаются в повышении уровня духовно-нравственной грамотности обучающихся, развитии потребности в нравственном самосовершенствовании, зарождении нравственной рефлексии, приобретении уверенности в успешном преодолении негативных наклонностей. Результатом дискуссии является и осмысление таких нравственных ценностей, как смысл жизни, совесть, свобода, стимулирующие у студентов умение не допускать негативных эмоций, адекватно

реагировать на социальную действительность, формировать оптимистичный взгляд на мир.

Систематическое проведение этико-культурологических дискуссий способствовало уменьшению у студентов девиантного поведения, возникшего в процессе алкоголизации, сквернословия, табакокурения и т. д. И проявилось это в процессе наблюдения за поведением студентов: не слышно сквернословия в кулуарах учебного заведения, студенты в анкетах выражают свою неприязнь к людям, использующим ненормативную лексику, осознают вред бранной лексики и в том, какое впечатление о них складывается у окружающих людей. Если раньше 73 % студентов не видели ничего дурного в том, что их речь засорена ненормативной лексикой, и оправдывали ее применение, то сейчас доля таких студентов сократилась до 49 %. Проблема полностью, естественно, пока не решена, но путь ее решения определен. Отношение к употреблению алкоголя поменялось. Обучающиеся уже не считают безобидным пиво, и родители с одобрением отмечают, что их дети уже не приходят «под

хмельком» домой. С удовлетворением преподаватели отмечают, что уменьшилась численность студентов, выходящих на перемене курить. Отрицательное отношение к вредным привычкам прослеживается и в мнениях студентов в письменных размышлениях - эссе.

Этико-культурологическая дискуссия как один из способов развенчания молодежных мифов о приверженности посредством проявления нигилизма к взрослой жизни, «быть своим» в сомнительных компаниях чрезвычайно полезна для студентов. Она эффективна прежде всего тем, что общение осуществляется среди сверстников, без морализации со стороны взрослых, но с корректирующими ход обсуждения вопросами преподавателя.

Поэтому мы считаем целесообразным осуществление рассмотренной выше формы педагогической деятельности, так как с помощью этико-культурологической дискуссии можно корректировать ценности молодежи, разубеждать студентов в негативных установках, оптимизировать их жизненные ориентиры.

Список литературы

Франц А. С. Нравственная культура: стратегия исследования идеального образа. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.167 с.

Франц А. С. Российские нравы: истоки и реальность (Азбука этического плюрализма): учеб. пос. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 336 с.

Франц А. С. Российская нравственная культура: поливариантность эмпирических моделей: автореф. дис. ... д-ра культурологии. Екатеринбург, 2005 . 27 с.

Тоторкулова М. М. Нигилизм в культуре современного российского общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2002. 11 с. Белкина О. П. Ослабление нигилистических ориентаций обучающихся средствами этической дискуссии // Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности: сб. ст. V Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, РГППУ, 2008. С. 457-462. Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 124-129.

Белкина О. П., преподаватель, соискатель.

Российский государственный профессионально-педагогический университет.

Ул. Машиностроителей, 11, Екатеринбург, Россия, 620012.

E-mail: oi5437@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 25.02.2013.

O. P Belkina

CORRECTION OF MORAL ATTITUDES OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses the features of the moral culture of the modem Russian society. The essence of the concept of nihilism, the understanding of this phenomenon is presented in the European and Russian reality. The author described manifestation of nihilism in students of secondary vocational school. The necessity of correcting nihilistic manifestations through education is proved. There was demonstrated the possibility of correcting the moral and ethical attitudes by means of cultural discussion. The author gives characteristics of the debate as a method of correcting the nihilistic attitudes in students.

Key words: ethical-cultural debate, moral values, morals, nihilistic, the moral and psychological attitudes.

Russian State Vocational Pedagogical University.

Ul. Mechanical Engineers, 11, Ekaterinburg, Russia, 620012.

E-mail: oi5437@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.