Научная статья на тему 'Методика организации духовно-нравственного воспитания молодежи в образовательном учреждении'

Методика организации духовно-нравственного воспитания молодежи в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURAL AND MORAL EDUCATION / STUDENTS / ELECTIVE COURSE / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЁЖЬ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переверзева Ю. С., Филимонюк Л. А.

Авторы делятся опытом организации духовно-нравственного воспитания учащейся молодёжи в образовательном учреждении. В процессе эксперимента, проведённого авторами, в практику воспитания был внедрён авторский курс «Духовно-нравственная культура как ценность», который ориентирован на духовно-нравственное воспитание образа современного, интеллигентного, нравственно здорового, прогрессивно мыслящего, творческого молодого человека. Особенностью курса является его адаптированность для работы в любом образовательном учреждении (организации). Содержание курса позволило обеспечить реализацию интеллектуального, нравственного и творческого потенциала учащейся молодежи за счет сбалансированного распределения мероприятий, бесед и тренингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF ORGANIZING CULTURAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

The authors share their experience in organization of cultural and moral education of students in an educational institution. In the course of the experiment, conducted by the authors, their own course of “Moral culture as a value” was introduced into education. The course focuses on moral education of a modern, intelligent, moral, healthy and creative young man with progressive thinking. A particular feature of the course is its adaptability to work in any educational institution (organization). The course contents ensures the realization of intellectual, moral and creative potential of students through a balanced distribution of activities, talks and workshops. The study was conducted on a basis of educational institutions of Stavropol and Stavropol Region. The adoption of values by students happens through their own activities, pedagogically structured cooperation with teachers and educators, parents, peers and other significant participants.

Текст научной работы на тему «Методика организации духовно-нравственного воспитания молодежи в образовательном учреждении»

рисовальные школы, в задачи которых входит как содействие «художественному развитию местного населения», так и подготовка молодёжи к поступлению в ведущие художественные учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга. В Смоленске в 1896 году также была создана рисовальная школа. Ее на свои средства открывает в губернском центре известный общественный деятель княгиня М.К. Тенишева. Княгине удалось привлечь к созданию и работе Смоленской рисовальной школы крупнейшего русского художника И.Е. Репина.

Многие рисовальные школы второй половины XIX века давали своим ученикам как художественную, так и художественно-промышленную подготовку. Создавая школу, М.К. Тенишева видела главную цель в том, чтобы дать мастеровым «знание рисования, которое в их работе очень ценно». Но губернский Смоленск в 90-е годы XIX века обеспечивал не очень благоприятные условия для реализации планов княгини. Низкий промыш-ленно-экономический уровень развития города и региона в целом приводят к кому, что местные ремесленники не проявляют интереса к начинанию княгини. Основным в Смоленской рисовальной школе становится художественное направление - «дать художественное развитие желающим заняться искусством и подготовить их, смотря по способностям, в Академию художеств» [8, с. 184]. Была разработана специальная программа обучения для подготовки к поступлению в столичные художественные учебные заведения.

Для размещения рисовальной школы в Смоленске было построено новое двухэтажное здание. Благодаря И.Е. Репину и княгине М.К Тенишевой Смоленская рисовальная школа была хорошо оснащена необходимыми наглядными пособиями. Заведовать школой был приглашён ученик И.Е. Репина художник А.А. Куренной. «Будучи в Смоленской рисовальной школе, я был руководим Ильей Ефимовичем, и он никогда

Библиографический список

не отказывал мне в советах лично или письменно», - пишет он в своих воспоминаниях [8, с. 181]. А.А. Куренной вспоминал, что И.Е. Репин постоянно интересовался делами школы и в 1897 году посетил её. Известный художник «остался вполне доволен устройством самой студии и её освещением» [8, с. 186] .

Художник-педагог, руководитель Витебской школы рисунка и живописи Ю.М. Пэн, посетивший Смоленскую рисовальную школу годом позже, отмечал, что она «устроена образцово и отвечает всем требованиям, которые могут быть предъявлены к учебному заведению такого типа», а «успехи учеников не оставляют желать лучшего» [9].

Когда интерес М.К. Тенишевой к работе школы и её финансированию снизился, И.Е. Репин в письме А.А. Куренному от 23 апреля 1898 года посоветовал обратиться за финансовой и методической поддержкой школы в Академию художеств. К сожалению, рекомендации И.Е. Репина об обращении губернатора к Академии художеств не были реализованы, и школа, внесшая заметный вклад в оживление художественной жизни губернии, прекратила свое существование в 1899 году.

Таким образом, во второй половине XIX века на территории Смоленской губернии, как и в других регионах России, идёт активный процесс становления и развития различных организационных форм начального художественного образования. Среди них можно выделить индивидуальные занятия с художником-педагогом на дому ученика или в художественной мастерской; индивидуально-групповые занятия с художником-педагогом, организуемые летом на базе сельского учебного заведения (школа С.А. Рачинского); уроки рисования в учебных заведениях Министерства народного просвещения; воскресные рисовальные классы, организуемые учителями рисования; занятия в рисовальной школе.

1. Концепция художественного образования в Российской Федерации. Available at: http://gzalilova.narod.ru>

2. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX- начале XX века. Москва, 2011; Т. 1.

3. Дело по прошению из вольноотпущенных художника Федотова об определении его в число приготовляющихся к учительскому званию при гимназии по части рисовального искусства и об утверждении его настоящим учителем оного искусства. Свидетельство от 16 февраля 1834 года. ГАСО. Ф. 45; Оп.1; Д. 123; Л. 2.

4. Памятная книжка Смоленской губернии на 1862 год. Смоленск, 1862.

5. Дело о высылке в Академию художеств лучших рисунков учеников Смоленской гимназии на конкурс. Сведения о преподавании изящных искусств в Смоленской мужской гимназии и Смоленской Мариинской женской гимназии. ГАСО. Ф. 45; Оп. 1; Д. 2594; Л. 26.

6. Шперк Ф.Ф. Краткий исторический очерк народного образования в Смоленской губернии. Смоленск, 1899.

7. Переписка с Попечителем Московского учебного округа об открытии воскресного класса черчения и рисования при Смоленской гимназии. Письмо Директора училищ Смоленской губернии Попечителю Московского учебного округа. ГАСО. Ф. 45; Оп. 1; Д. 2356; Л. 5.

8. Талашкино: Сборник документов. Составитель Л.С. Журавлева. Смоленск, 1995.

9. Смоленский вестник . 1898; 37.

References

1. Koncepciya hudozhestvennogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Available at: http://gzalilova.narod.ru>

2. Dneprov 'E.D. Rossijskoe obrazovanie vXIX- nachale XX veka. Moskva, 2011; T. 1.

3. Delo po prosheniyu iz vol'nootpuschennyh hudozhnika Fedotova ob opredelenii ego v chislo prigotovlyayuschihsya k uchitel'skomu zvaniyu pri gimnazii po chasti risoval'nogo iskusstva i ob utverzhdenii ego nastoyaschim uchitelem onogo iskusstva. Svidetel'stvo ot 16 fevralya 1834 goda. GASO. F. 45; Op.1; D. 123; L. 2.

4. Pamyatnaya knizhka Smolenskojgubernii na 1862 god. Smolensk, 1862.

5. Delo o vysylke v Akademiyu hudozhestv luchshih risunkov uchenikov Smolenskoj gimnazii na konkurs. Svedeniya o prepodavanii izyaschnyh iskusstv v Smolenskoj muzhskoj gimnazii i Smolenskoj Mariinskoj zhenskoj gimnazii. GASO. F. 45; Op. 1; D. 2594; L. 26.

6. Shperk F.F. Kratkij istoricheskij ocherk narodnogo obrazovaniya v Smolenskoj gubernii. Smolensk, 1899.

7. Perepiska s Popechitelem Moskovskogo uchebnogo okruga ob otkrytii voskresnogo klassa chercheniya i risovaniya pri Smolenskoj gimnazii. Pis'mo Direktora uchilisch Smolenskoj gubernii Popechitelyu Moskovskogo uchebnogo okruga. GASO. F. 45; Op. 1; D. 2356; L. 5.

8. Talashkino: Sbornik dokumentov. Sostavitel' L.S. Zhuravleva. Cmolensk, 1995.

9. Smolenskij vestnik . 1898; 37.

Статья поступила в редакцию 15.03.16

УДК 378

Pereverzeva Yu.S., teacher (Economics), College of Modern Technology (Izobilny, Russia), E-mail: [email protected] Filimonuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Izobilny, Russia), E-mail: [email protected]

METHODOLOGY OF ORGANIZING CULTURAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION. The authors share their experience in organization of cultural and moral education of students in an educational institution. In the course of the experiment, conducted by the authors, their own course of "Moral culture as a value" was introduced into education. The course focuses on moral education of a modern, intelligent, moral, healthy and creative young man with progressive thinking. A particular feature of the course is its adaptability to work in any educational institution (organization). The course contents ensures the realization of intellectual, moral and creative potential of students through a balanced distribution of activities, talks and workshops. The study was conducted on a basis of educational institutions of Stavropol and Stavropol Region. The adoption of values

by students happens through their own activities, pedagogically structured cooperation with teachers and educators, parents, peers and other significant participants.

Key words: cultural and moral education, students, elective course.

Ю.С. Переверзева, преп. каф. экономических дисциплин, филиал ЧПОУ «Техникум современных технологий», г. Изобильный, E-mail: [email protected]

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Изобильный, E-mail: [email protected]

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Авторы делятся опытом организации духовно-нравственного воспитания учащейся молодёжи в образовательном учреждении. В процессе эксперимента, проведённого авторами, в практику воспитания был внедрён авторский курс «Духовно-нравственная культура как ценность», который ориентирован на духовно-нравственное воспитание образа современного, интеллигентного, нравственно здорового, прогрессивно мыслящего, творческого молодого человека. Особенностью курса является его адаптированность для работы в любом образовательном учреждении (организации). Содержание курса позволило обеспечить реализацию интеллектуального, нравственного и творческого потенциала учащейся молодежи за счет сбалансированного распределения мероприятий, бесед и тренингов.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, учащаяся молодёжь, элективный курс.

Разработка теоретико-методических основ духовно-нравственного воспитания учащейся молодёжи приобретает особое значение в контексте фундаментальных изменений ведущих сфер социально-культурной жизни российского общества. Всё более значимую роль в экономической, политической и культурной жизни начинает играть молодёжь, вырабатывая новые черты культуры и стандарты мышления, проявляя конкурентоспособность, готовность жить и трудиться в новых условиях. Поколение молодых обрело свободу как необходимое условие для плодотворной деятельности, личностного самоутверждения и профессионального самоопределения: свобода политических убеждений, собраний и объединений создала предпосылки для развития «третьего сектора», активизации социально-культурного творчества молодежи; свобода вероисповедания содействует превращению религии в источник духовно-нравственного самосовершенствования личности; свобода научного и художественного творчества открыла новые возможности реализации человеческого потенциала [1].

С другой стороны, реформы породили и обострили целый ряд экономических, политических и социально-культурных проблем: ухудшились «стартовые» условия вступления новых поколений во взрослую жизнь; произошло общее снижение социально-экономического статуса молодежи; вследствие социальной дифференциации ограничивается доступ молодежи к образованию и культурным ценностям, расширяется число социально-уязвимых групп молодёжи на одном полюсе и одновременно искусственно культивируется элитарность на другом, что провоцирует рост индивидуализма, формирует ощущение социальной бесперспективности, стимулирует асоциальные формы протест-ного поведения [2].

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [3]. Т.И. Петракова характеризует духовность как проявление «человеческого в человеке» [3]. Духовность - это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, то, что относится к высшей способности души человека. Духовность -это, то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность, предмет человеческих стремлений к избранным ценностям. Ш.А. Амонашвили отмечал, что «духовность пронизывает все личностные сферы, охватывая эмоционально-чувственную сферу, она рождает особый характер отношений к миру, человечеству, себе самому» [4].

Новое время требует от образовательных учреждений (организаций) содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Принятие учащимися ценностей происходит через их собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для них субъектами. Исходя из понимания того, что духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи в образовательном учреждении - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащейся молодежи к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, особенностью которого является содействие духовно-нравственному становлению человека, а также формирование нравственных качеств, нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения, цель нашего исследования заключалась в выявлении уровня развития духовно-нравственного воспитания учащейся молодёжи в образовательных учреждениях и характеристике особенностей духовно-нравственного воспитания учащейся молодёжи в соответствии с компонентами её развития [5]..

При организации исследования учитывались следующие обстоятельства: низкий уровень формирования у растущего поколения духовно-нравственных ценностей как базисных в жизнедеятельности человека, его самореализации и самоактуализации; возраст учащейся молодёжи, стоящей на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, приобретения жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой. Исследование проводилось на базе образовательных учреждений г. Ставрополя и Ставропольского края.

На констатирующем этапе был использован целый комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической, философской литературы и духовно-нравственного опыта, наблюдение за деятельностью респондентов в ходе педагогического эксперимента, анкетирование старшеклассников и студентов, беседа с учителями школ и студентами, анализ продуктов деятельности и документации, самооценка респондентов. Исходя из того, что универсальной методики духовно-нравственного воспитания в науке не разработано, нами были использованы методы, позволяющие изучить каждый ее компонент в отдельности. Так используя методики М. Рокича, мы установили, что приоритетными терминальными ценностями (по убыванию важности) среди респондентов являются счастливая семейная жизнь, здоровье, наличие хороших и верных друзей, любовь, материально обеспеченная жизнь, свобода, уверенность в себе и продуктивная жизнь. Не важными на сегодняшний момент для опрошенных (по возрастанию) выступают такие ценности-цели, как творчество, счастье других, познание и красота природы и искусства. Нейтральную точку зрения занимают остальные терминальные ценности: активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, интересная работа, общественное признание, развитие и развлечения. Приоритетными инструментальными ценностями (по убыванию важности) среди респондентов являются воспитанность, жизнерадостность, ответственность, образованность, независимость, эффективность в делах и заботливость.

Определив отношение учащейся молодёжи к перечисленным ценностям, нас интересовал вопрос, связанный с особенностями развития уровня патриотизма подрастающего поколения, в связи с чем, мы подготовили интервьюирование-анкетирование «Оценка уровня патриотизма», которое показало неутешительные результаты, только 36,7% опрошенных знают историю и культуру своей страны.

На формирующем этапе эксперимента в практику воспитания был внедрен авторский курс «Духовно-нравственная культура как ценность», который ориентирован на духовно-нравственное воспитание образа современного, интеллигентного, нравственно здорового, прогрессивно мыслящего, творческого молодого человека. Особенностью курса является его адапти-рованность для работы в любом образовательном учреждении (организации).

Наполняемость курса позволяла обеспечить реализацию интеллектуального, нравственного и творческого потенциала учащейся молодежи за счет сбалансированного распределения мероприятий, бесед и тренингов, так:

- Методика «Пословицы», цель - определение уровня нравственной воспитанности учащихся и выявление особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

- Проведение родительского собрания (для старшеклассников) или кураторского часа (для студентов) на тему «Семья как ценность или Воспитание добротой».

- Проведение программы тренингов на общение в молодежном коллективе «Я и мои друзья». Логика программы от простого к сложному. Цель: создать условия для формирования среды общения, являющейся желательной для подростка, для его самоопределения, самореализации и самопознания, а также для психоэмоционального благополучия через общение, которое будет являться фактором оздоровления в коллективе.

- Проведение ролевой игры «Катастрофа на воздушном шаре». Цель: формирование у обучающихся ценностных представлений о смысле жизни, комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности как за себя, так и её место в коллективе в зависимости от ситуации.

- Проведение интеллектуально-творческой игры «Контакт». Цель: научить учащихся самостоятельности, чтобы каждый стремился выиграть, выявить самого активного участника, сплотить учащихся и всех их классных руководителей (кураторов, преподавателей).

- Проведение дискуссионного ток-шоу «Трон здоровья». Основные игровые задачи: представить образы жизни совре-

Библиографический список

менных подростков, обсудить какой из них более всего соответствует здоровому образу жизни, по всеобщему голосованию определить победителя, представившего наиболее здоровый образ жизни.

- Тематический вечер «Атланты держат небо». Цель: формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях родного народа и народов России, об историческом пути и развитии культуры российского народа.

- Лирический вечер «Я люблю. Я люблю? Я люблю!» Цель: рассказать о ценностях жизни, о настоящей любви. Показать, что каждый человек - творец своей судьбы.

Разработанный авторский вариативный курс «Духовно-нравственная культура как ценность» в своей методической основе опирался на следующие принципы: «дойти до каждого», «добровольное участие», «принцип горы», «принцип открытых дверей», «уважай личность каждого», и способствовал накоплению нравственного опыта и обращению к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания учащуюся молодежь.

В результате комплексного междисциплинарного анализа феномена духовно-нравственного воспитания были определены позитивные и негативные социально-культурные факторы, детерминирующие проблемное поле, приоритеты, содержание и направления корректировки педагогики духовно-нравственного воспитания молодежи в современной ситуации; сформулированы принципы оптимизации духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, обеспечивающие его методическую основательность и эффективность; установлены ценностные ориентации учащейся молодёжи в современных условиях, такие как счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, свобода, наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость, общественное признание, а также ответственность, независимость, самоконтроль, воспитанность, жизнерадостность, чуткость, образованность, смелость, аккуратность, исполнительность и рационализм; предложены новые методические аспекты духовно-нравственного воспитания, реализованные через авторский вариативный курс «Духовно-нравственная культура как ценность», направленные на оптимизацию духовно-нравственного воспитания молодежи на основе осуществления потенциала социально-культурной деятельности, опирающейся на понимание особой значимости данной сферы духовного производства, создающего базовые предпосылки для обретения социально-культурной и психологической идентичности, условий целостного становления личности в единстве ее социального, интеллектуального и физического развития.

1. Корсун Д.А., Переверзева Ю.С. Перспективы развития внешней академической мобильности студентов Ставропольского края. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44).

2. Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи: пособие для педагогов и руководителей школ. Минск, 2001.

3. Петракова Т.И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики. Педагогика. 2007; 2: 59-68.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск. 1990.

5. Сазонов В.П. Как воспитать нравственного человека в безнравственных обстоятельствах? Народное образование. 2013; 4: 237-246. References

1. Korsun D.A., Pereverzeva Yu.S. Perspektivy razvitiya vneshnej akademicheskoj mobil'nosti studentov Stavropol'skogo kraya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44).

2. Laptenok S.D. Duhovno-nravstvennyjmir uchaschejsya molodezhi: posobie dlya pedagogov i rukovoditelej shkol. Minsk, 2001.

3. Petrakova T.I. Svyatootecheskoe uchenie i problemy sovremennoj pedagogiki. Pedagogika. 2007; 2: 59-68.

4. Amonashvili Sh.A. Lichnostno-gumannaya osnova pedagogicheskogo processa. Minsk. 1990.

5. Sazonov V.P. Kak vospitat' nravstvennogo cheloveka v beznravstvennyh obstoyatel'stvah? Narodnoe obrazovanie. 2013; 4: 237-246.

Статья поступила в редакцию 13.03.16

УДК 378

Seredintseva A.S., Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Research and International Department, Volzhsky Institute of Humanities (a branch) Federal State Educational Institution of Higher Education "Volgograd State University", Volgograd, Russia, E-mail: [email protected]

Tsybaneva V.A., Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Department of Foreign Languagesand Teaching Methods Volgograd State Academy of Postgraduate Education (Volgograd, Russia) E-mail: [email protected]

MASTERING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS IN MODERN CONDITIONS OF EDUCATION. The article presents specifics of a teacher-training professional program of advanced education in regards to the changes in the modern educational space. The aim of the offered program of the personal-professional development is mastering a foreign language communicative competence by foreign language teachers that is essential for effective implementation of Federal State Educational Standard for the Basic General Education in education. Communicative situation-based language teaching activates the use of external linguistic knowledge of a particular context in an intercultural communication. The situation-based

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.