Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования профессионально-коммуникативной направленности студентов юридического профиля'

Моделирование процесса формирования профессионально-коммуникативной направленности студентов юридического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА / PROCESS MODELLING / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONALLY-COMMUNICATIVE ORIENTATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / PEDAGOGICAL MODEL / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНО-ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / INTERDISCIPLINARY / ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / TEXTSENTENCE APPROACH / PARTICIPATORY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Икрина Я.Г.

В статье представлена структурно-функциональная модель формирования профессиональнокоммуникативной направленности студентов юридического профиля в процессе изучения иностранного языка в вузе. За основу построения модели приняты главные положения из теории педагогического моделирования, учтены методологические предпосылки формирования профессионально-коммуникативной направленности. В проектируемой автором модели представлена организация учебной деятельности субъекта обучения по овладению профессионально ориентированной иноязычной речевой деятельностью при помощи дидактических средств иностранного языка. Ядром учебного процесса является субъект учебной деятельности студент, то есть происходит смещение акцента с деятельности преподавателя на учебную деятельность обучающегося. Рассмотрена методологическая основа модели, которая включает в себя два теоретико-методологических подхода: междисциплинарно-партисипативный и текстоцентрический. Автор обосновывает значимость этих подходов в формировании профессионально-коммуникативной направленности. Представленная модель включает в себя три взаимосвязанных блока: целевой, практико-организационный, оценочно-результативный. В рамках практико-организационного блока кратко описана методика формирования рассматриваемого качества. Приведена количественная оценка результатов педагогического эксперимента в виде таблицы и гистограммы, подтверждающая со статистической достоверностью эффективность разработанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of professional-communicative orientation’s formation process for students ofjuridical profile

This article contains structure and functional model of juridical students’ professional-communicative orientation formation in the process of foreign languages’ studying. As a base for this model formation the main states from pedagogic modeling theory were borrowed; this work also takes into account the methodological preconditions of professional and communicative orientation’s formation. The model by the author exposes educational activity of a subject organization for learning of professionally-oriented foreign vocal activity by means of didactic materials of foreign language. The core of educational process is a subject of studying activity; it is a student, it means a transition of focus from lecturer to studying activity of student. The article considers a methodological basis of the model which includes two theoretic and methodological approaches: interdisciplinary-participative and text-oriented. The author substantiates the significance of these approaches in formation of professional and communicative orientation. The model consists of three interrelated parts: special-purpose, practice-organizational and evaluation-effective. In the frames of practice-organizational part the author has described a methodology of the considered quality formation. There is a quantitative evaluation of the pedagogic experiment’s results in a form of table and histogram which prove with statistics the efficiency of this model.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования профессионально-коммуникативной направленности студентов юридического профиля»

Я.Г. Икрина, ст. преподаватель,

кафедра иностранных языков,

Челябинский государственный университет

физической культуры,

г. Челябинск, Россия,

kost2911@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье представлена структурно-функциональная модель формирования профессионально-коммуникативной направленности студентов юридического профиля в процессе изучения иностранного языка в вузе. За основу построения модели приняты главные положения из теории педагогического моделирования, учтены методологические предпосылки формирования профессионально-коммуникативной направленности. В проектируемой автором модели представлена организация учебной деятельности субъекта обучения по овладению профессионально ориентированной иноязычной речевой деятельностью при помощи дидактических средств иностранного языка. Ядром учебного процесса является субъект учебной деятельности — студент, то есть происходит смещение акцента с деятельности преподавателя на учебную деятельность обучающегося. Рассмотрена методологическая основа модели, которая включает в себя два теоретико-методологических подхода: междисциплинарно-партисипативный и тек-стоцентрический. Автор обосновывает значимость этих подходов в формировании профессионально-коммуникативной направленности. Представленная модель включает в себя три взаимосвязанных блока: целевой, практико-организационный, оценочно-результативный. В рамках практико-организационного блока кратко описана методика формирования рассматриваемого качества. Приведена количественная оценка результатов педагогического эксперимента в виде таблицы и гистограммы, подтверждающая со статистической достоверностью эффективность разработанной модели.

Ключевые слова: моделирование процесса, профессионально-коммуникативная направленность, педагогическая модель, междисциплинарно-партисипативный подход, текстоцентри-ческий подход.

Современной системе образования необходим студент с установкой на активную профессионально-познавательную деятельность. Приоритетными задачами будущей профессиональной деятельности большинства профилей являются:

— обмен профессионально значимой информацией в устной и письменной формах;

— работа с литературой (в том числе на иностранном языке), самостоятельный поиск, накопление и расширение объема

профессионально значимой информации в процессе прямого и опосредованного общения;

— оказание необходимого воздействия на участников общения.

При подготовке студентов к профессиональной деятельности необходимо знать структуру качеств личности специалиста и последовательность их формирования. Среди профессиональных качеств юриста, согласно ФГОС ВПО третьего поколения, коммуникативность, то есть умение слушать,

говорить, убеждать, проводить переговоры, координировать свои действия с действиями своих партнеров и клиентов является наиболее значимым. Коммуникативная способность является основным орудием воздействия на людей, важнейшей составляющей профессиональной деятельности юриста1.

Данный факт подтверждает, что важную часть юридической работы составляют консультации, деловые контакты, в ходе которых профессионал должен проявлять не только поисково-познавательные, но и коммуникативные способности, иметь развитую речь. Следовательно, в большинстве профессиональных ситуаций юридической сферы лежит умение общаться.

Согласно вышеуказанному федеральному стандарту высшего образования в рамках занятий по изучению иностранного языка обучающийся должен:

— знать лексико-грамматический минимум по юриспруденции в объеме, необходимом для работы с иноязычными текстами в процессе профессиональной (юридической) деятельности;

— уметь читать и переводить иноязычные тексты профессиональной направленности;

— владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке2.

Таким образом, в процессе обучения в вузе студенты учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, налаживать контакты с другими людьми, то есть овладевают умениями общаться, в том числе на иностранном языке.

Специфические возможности иностранного языка заключаются в способности к развитию интересов в профессиональной области, развитию навыков логично излагать свои мысли, в подготовке студентов

Профессионально-коммуникативная направленность будущего

юриста предстает движущей силой для приобретения ключевых компетенций специалиста,

которые составляют лишь фундамент профессионального образования и в дальнейшем, в ходе практической деятельности, наращиваются за счет системы повышения профессионального уровня и самообразования.

к участию в межкультурном и профессиональном общении.

Данные положения подтверждают, что средствами дисциплины «Иностранный язык», можно формировать профессионально-коммуникативную направленность будущего юриста в образовательном процессе. Данная направленность предстает движущей силой для приобретения ключевых компетенций специалиста, которые составляют лишь фундамент профессионального образования и в дальнейшем, в ходе практической деятельности, наращиваются за счет системы повышения профессионального уровня и самообразования.

Формирование профессионально-коммуникативной направленности будущих юристов в условиях высшей школы может осуществляться эффективнее на междисциплинарной основе, то есть когда знания, полученные по одному предмету (иностранный язык), обучающийся способен самостоятельно использовать для решения задач по другому профилирующему предмету, например международному праву, в той или иной профессиональной ситуации.

Процесс формирования профессионально-коммуникативной направленности будущих юристов характеризуется следующими закономерностями: целенаправленностью и необратимостью данного процесса; взаимно оптимальным взаимодействием его субъектов. Учитывая эти закономерности и возможности иностранного языка, необходимо создать искусственный образец в виде схемы, который будет подобен исследуемому объекту и поможет определить стратегию формирования профессионально-коммуникативной направленности.

В настоящее время в педагогической науке широко используется метод моделирования, который позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования. Однако практика показывает, что многообразие педагогических моделей приводит к разнообразию мнений специалистов

в определении их сущности. Так, М. Вар-тофский определил следующий перечень существенных функций модели: воссоздание и умножение знаний об оригинале, конструирование его основных свойств, управление им и развитие его3.

Анализируя особенности моделирования, Л.В. Абдалина раскрывает его как процесс представления, имитирования существующих систем на основе построения, изучения и преобразования их моделей, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этих систем4.

Важнейшей характеристикой педагогической модели, в соответствии с точкой зрения А.Н. Дахина, является ее внутренняя и внешняя открытость. Внутренняя открытость представляет собой гибкое и оптимальное сочетание в процессе обучения и воспитания различных педагогических систем, технологий, концепций, ни одна из которых не может претендовать на абсолютную завершенность. Внешняя открытость подразумевает быстрое реагирование образовательной системы на меняющиеся социально-экономические и социокультурные условия, на выполнение социального заказа на подготовку высококвалифицированных кадров и коммуникативную интеграцию в мировое информационное пространство5.

Обобщая вышеизложенные взгляды исследователей, можно предположить, что

модель выполнит в фор- _

мировании професси-онально-коммуника-тивной направленности очень важные функции:

— представит исследователю аналог педагогического процесса, доступный для манипулирования, даст дополнительные возможности для экспериментирования;

— подскажет новые гипотезы, поисковые и проверочные эксперименты;

— будет динамична и актуальна благодаря своей внутренней и внешней открытости, несмотря на меняющиеся социально-экономические и социокультурные условия.

В современных условиях реформирования образования становится очевидным необходимость поиска такого концептуального

подхода, который позволил бы студентам стать равноправными участниками образовательного процесса, активно в нем участвовать, с полной ответственностью принимать совместные решения, эффективно используя при этом междисциплинарные связи различных учебных дисциплин.

При построении модели формирования профессионально-коммуникативной направленности будущих юристов мы учитывали следующие методологические предпосылки:

— профессионально-коммуникативная направленность не только обусловливает успешность их профессионального становления, но и сама является результатом развития студентов как субъектов профессиональных отношений;

— профессионально-коммуникативная направленность будущих юристов способствует стремлению личности к профессионально-коммуникативной самореализации в условиях образовательного процесса в вузе;

— профессионально-коммуникативная направленность содержит в себе потенциал к развитию жизненного опыта студентов в виде совокупности общенаучных и профессиональных знаний, умений, навыков и привычек.

В проектируемой нами модели процесса формирования профессионально-коммуникативной направленности представлена организация учебной деятельности субъекта обучения по овладению профессионально ориентированной иноязычной речевой деятельностью при помощи дидактических средств изучаемого языка. Ядром учебного процесса является субъект учебной деятельности — студент, а не субъект педагогиче-

_ ской деятельности —

преподаватель. Смещение акцента с деятельности преподавателя на учебную деятельность обучающегося предполагает что все методические решения учитывают интересы, потребности, способности студентов в формировании данного качества.

С учетом изложенных выше положений представлена структур-но-функциональная модель формирования профессионально-коммуникативной направленности студентов юридического профиля в процессе изучения иностранного языка (рис.1).

Ограничение темы исследования Формирование ПКН студентов юридического профиля

Г

Цель: формирование ПКН у студентов средствами дисциплины «Иностранный язык»

* с

ч

1С J5 с к

О)

ч

Задачи: 1. реализовать педагогические условия формирования ПКН;

2. сформировать у студентов эмоционально-мотивационное отношение к коммуникативному процессу в образовательной и будущей профессиональной деятельности;

3. обеспечить студентов системой профессионально-коммуникативных знаний на основе разработанного учебно-методического сопровождения в процессе изучения иностранного языка

Методологическая база: междисциплинарно--партисипативный, текстоцентрический подходы

X

X

Принципы обучения:

- положительная мотивация и благоприятный климат обучения;

- межпредметные связи;

- профессиональная направленность;

- активность и сознательность

Методы обучения:

- по источнику знаний;

- по дидиктической цели;

- по характеру познавательной деятельности;

- методы интерактивного обучения: ролевые игры, метод проектов, кейс-метод, jigsaw, метод Ильи Франка

Средства обучения:

- общие: ФГОС ВПО; программы дисциплин «Иностранный язык». «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Деловой иностранный язык»; учебно-методическое обеспечение;

- специальные: учебное пособие для самостоятельной работы; тестово-контролирующие материалы. балльно-рейтинговая оценка знаний студентов

Организационные формы:

- практические занятия;

- консультации;

- самостоятельная работа;

- зачет;

- экзамен;

- олимпиада

Педагогические условия формирования ПКН студентов юридического профиля в процессе изучения иностранного языка:

- актуализация профессионально ориентированного обучения иностранному языку;

- интенсификация внедрения интерактивных методов в сопровождение учебной деятельности студентов;

- реализация субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе

Этапы формирования ПКН

диагностический формирующий результативный

1 1

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования профессионально-коммуникативной направленности студентов юридического профиля в процессе изучения иностранного языка

Модель формирования профессионально-коммуникативной направленности будущих юристов в процессе изучения иностранного языка в вузе включает в себя совокупность взаимосвязанных блоков: целе-

вого, практико-организационного, оценочно-результативного.

Целевой блок модели включает цель исследования, задачи по ее достижению и методологическую основу модели.

В современных условиях реформирования образования становится очевидным необходимость поиска такого концептуального подхода, который позволил бы студентам стать равноправными участниками образовательного процесса, активно в нем участвовать, с полной ответственностью принимать совместные решения, эффективно используя при этом междисциплинарные связи различных учебных дисциплин (иностранный язык и юридические дисциплины). Таким подходом может быть меж-дисциплинарно-партисипативный подход.

Профессия юриста требует знания юриспруденции с учетом международного законодательства, а также умения работать с юридическими документами на иностранных языках. Овладевая теоретическими и практическими знаниями по специальности в рамках юридических дисциплин, совершенствуя свои знания по иностранному языку, студенты могут соединять на практике полученные знания по разным дисциплинам. Опыт применения знаний по одним дисциплинам при изучении других формируется при условии, если содержание обучения отражает междисциплинарные связи.

Таким образом, междисциплинарные связи способствуют формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов, развитию у студентов способности к синтезу знаний иностранного языка и юридических дисциплин, преодолевают замкнутость учебных дисциплин, создают у обучающихся целостную профессиональную картину мира.

Изучение дисциплин гуманитарного, социального, экономического и профессионального циклов взаимосвязано и в высшей школе выступает в единстве. Ослабление связи какой-либо общетеоретической дисциплины с ведущими профилирующими может привести к утрате целесообразности ее изучения и ослабить ценность в глазах студентов. Поэтому важно обеспечить междисциплинарную основу для решения основной исследовательской задачи — фор-

мирования профессионально-коммуникативной направленности.

Определив значимость междисциплинарных связей, необходимо рассмотреть идею партисипатив-ности и возможность ее экстраполяции в формировании профессио-нально-коммуникатив-ной направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так Е.Ю. Никитина в теории и методике профессионального образования будущих учителей выделяет характерные черты партисипативного подхода, на которые мы опираемся в своем изыскании:

— влияние студентов на разрешение значимых профессиональных проблем;

— совместное принятие и исполнение решений преподавателем и будущим специалистом;

— диалогическое взаимодействие преподавателя и студента, основанное на паритетных началах;

— достижение консенсуса при решении проблемы;

— добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса;

— компетентность участников образовательного процесса;

— коллективная ответственность6.

Партисипативный подход позволяет:

— осуществлять субъект-субъектное взаимодействие, основанное на равноправии и заинтересованности участников педагогического процесса;

— реализовать более открытые и насыщенные коммуникации в области профессионального общения, где разногласия считаются жизненно необходимыми для эффективного решения существующих проблем;

— обратиться к личному опыту обучающихся, поощрить творчество и самостоятельность студентов; обеспечить им помощь и поддержку для более высокой результативности формирования у них профессионально-коммуникативной направленности.

Основываясь на вышеизложенных рассуждениях, мы не можем не согласиться с О.Ю. Дьяковой в том, что междисциплинарно--партисипативный подход предусматривает научный синтез различных областей

Овладевая теоретическими и практическими знаниями по специальности в рамках юридических дисциплин, совершенствуя свои знания по иностранному языку, студенты могут соединять на практике полученные знания по разным дисциплинам.

знания в виде упрочнения связей между отдельными элементами содержания учебных дисциплин, когда участники образовательного процесса решают все проблемы на основе открытого взаимодействия и сотрудничества, самостоятельно организуя совместную деятельность и управляя ею с целью повышения профессиональной мобильности специалистов нового типа7. =

Руководствуясь результатами проведенной опытно-экспериментальной работы, мы констатируем, что междисципли-нарно-партисипативный подход является метод о логическим основанием для формирования профессионально-коммуникативной направленности будущих юристов, которое обеспечивает эффективность данного процесса при коллективной межпредметно ориентированной активности в ходе использования современных средств обучения. Данная стратегия способствует становлению субъектности студента, его самореализации и саморегуляции, создает условия для общения с преподавателями на паритетных началах.

С позиций текстоцентрического подхода (М.М. Бахтин, А.А. Веряев, Т.М. Дридзе, Н.В. Елухина, О.И. Кучеренко, Е.Ю. Никитина) процесс формирования профессионально-коммуникативной направленности предполагает развитие коммуникативных умений в профессиональной деятельности через текст, который является основным инструментом и продуктом коммуникации.

Профессиональный (юридический) текст сообщает информацию юридического характера. Тексты такого вида отличает высокая степень информативности. Познавательную информацию несут прежде всего юридические термины, под которыми обычно понимаются слова, группы слов, имеющие в данной отрасли конкретный и единственный смысл, исключающий всякую возможность иного, отличающегося от предусмотренного автором понимания или толкования. Профессиональный юридический текст является фундаментом, на основе которого осуществляется коммуникация между работниками юридической сферы.

Каждая последующая дисциплина обеспечивает возможность для нового витка формирования профессионально-коммуникативной направленности будущего юриста.

Практическая деятельность автора в качестве преподавателя высшей школы позволяет сделать следующий вывод. Опираясь на знания различных видов профессио-- нально ориентированных текстов (законы, нормативно правовые акты, статьи, учебные тексты), мы можем добиться более качественного осмысления будущей профессиональной деятельности и составления собственных речевых высказываний, что порождает самостоятельное речевое произведение, то есть новый текст.

Текстоцентрический подход является способом кодирования и декодирования личностно ценной вербальной и невербальной информации. Таким образом, студент включается в активный процесс приобретения знаний и опыта профессионального взаимодействия.

Процесс формирования профессионально-коммуникативной направленно -сти строится в соответствии с принципами, методами, средствами, организационными формами обучения, содержания деятельности преподавателя и студента, которые составляют практико-организационный блок нашей модели. Реализации данного блока способствуют следующие педагогические условия: актуализация профессионально ориентированного обучения иностранному языку, интенсификация внедрения интерактивных методов в сопровождение учебной деятельности студентов, субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе. Перечисленные условия нашли свое отражение в методике формирования профессионально-коммуникативной направленности. Особенность нашей методики заключается в преемственности этапов обучения и включает в себя три дисциплины: «Иностранный язык», «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Деловой иностранный язык». Каждая последующая дисциплина обеспечивает возможность для нового витка формирования профессионально-коммуникативной направленности будущего юриста.

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в процессе

изучения трех вышеперечисленных дисциплин при субъект-субъектном взаимодействии преподавателя и студентов успешно осуществлялось с использованием следующих интерактивных методов: анализа конкретных ситуаций (case-study); проектов; профессионально ориентированных творческих презентаций как в рамках метода проекта, так и за его пределами; игрового моделирования, метода Jigsaw.

Важное место отводилось также организации самостоятельной деятельности студентов при чтении дополнительных профессионально ориентированных текстов на английском языке на основе текстоцентрического подхода с применением метода Ильи Франка (полиглота и действующего преподавателя немецкого языка, а также ведущего образовательный проект Learnbyskype.ru).

Этапы исследования, представленные в модели, характеризуют последовательность действий в ходе опытно-экспериментального исследования. На первом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, проводилась диагностика исходного уровня сформированности профессионально-коммуникативной направленности студентов, на втором — реализована авторская методика по формированию данного качества, а на третьем этапе проведена повторная диагностика с целью выявления дина-

мики формирования профессионально-коммуникативной направленности.

Оценочно-результативный блок содержит критерии и оценки уровня сформированности профессионально-коммуникативной направленности будущих юристов. К критериям формируемого качества относятся: мотивационный, когнитивный, рефлексивный, деятельностный компоненты.

Достигнутый уровень сформирован-ности профессионально-коммуникативной направленности в результате применения разработанной модели определяется на трех уровнях: высоком — уверенное владение профессионально-коммуникативными навыками общения, среднем — достаточная степень владения, низком — минимальная степень владения.

Прогнозируемый результат модели — это становление юриста с высоким уровнем сформированности профессионально-коммуникативной направленности, обладающего иноязычной коммуникативной компетентностью в сфере профессиональной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа по апробации сконструированной модели формирования профессионально-коммуникативной направленности будущего юриста проводилась в течение пяти лет на базовых площадках Уральского государственного

Рис. 2. Уровень сформированности профессионально-коммуникативной направленности студентов в экспериментальных и контрольной группах на начало и конец проведения опытно-экспериментальной работы (в % от общего количества студентов)

университета физической культуры и Южно-Уральского государственного университета. В ней были задействованы две экспериментальные группы и одна контрольная, в состав которых входили 29, 31 и 30 студентов юридического профиля первого и второго курсов.

Содержательная наполненность учебной деятельности студентов контрольной группы ничем не отличалась от привычной им. Учебная деятельность экспериментальной группы была спланирована в соответствии с проектируемой моделью и разработанной авторской методикой формирования профессионально-коммуникативной направленности.

Количественная оценка результатов педагогического эксперимента проводилась методом соотношения оценки уровня сформированности профессионально-коммуникативной направленности в начале эксперимента и в ходе экспериментальной работы.

Результаты проведенной работы подтвердили со статистической достоверностью эффективность разработанной модели и продемонстрировали положительную динамику по формированию профессионально-коммуникативной направленности (рис. 2).

Таким образом, сконструированная нами модель формирования профессионально-коммуникативной направленности будущих юристов показала оптимальное соотношение связи личности, учебной деятельности и будущей профессии. Она является динамичной, способной развиваться и совершенствоваться в процессе своего функционирования.

Предложенная модель обеспечила: организационную интеграцию учебного процесса, в рамках которого осуществлялась скоординированная стратегия деятельности преподавателя и студента на паритетных началах, при широком использовании интерактивных методов обучения; ориентацию на базовые ценности и мотивацию студентов к будущей профессиональной деятельности; выход на более высокий уровень сформированности профессионально-коммуникативной направленности. ^

Литература

1. ФГОС ВПО 030900-2010 Юриспруденция. Бакалавр от 4 мая 2010 г. № 464. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_10/m464.html (дата обращения: 14.01.2015).

2. Там же.

3. Вартофский М. Модели: репрезентация и научное понимание / пер. с англ. М.: Прогресс, 1998. С. 506.

4. Абдалина Л.В. Акмеологический подход в условиях дополнительного профессионального образования // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 49—52.

5. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21-26.

6. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография. М.: МАНПО, 2006. С. 154.

7. Дьякова О.Ю. Подготовка будущего учителя к управлению коррекционно-развивающим образованием: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Чита, 2008. С. 23.

MODELING OF PROFESSIONAL-COMMUNICATIVE ORIENTATION'S FORMATION PROCESS

FOR STUDENTS OF JURIDICAL PROFILE

Y.G. Ikrina, senior lecturer, the department of foreign languages, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia, kost2911@mail.ru This article contains structure and functional model of juridical students' professional-communicative orientation formation in the process of foreign languages' studying. As a base for this model formation the main states from pedagogic modeling theory were borrowed; this work also takes into account the methodological preconditions of professional and communicative orientation's formation. The model by the author exposes educational activity of a subject organization for learning of professionally-oriented foreign vocal activity by means of didactic materials of foreign language. The core of educational process is a subject of studying activity; it is a student, it means a transition of focus from lecturer to studying activity of student. The article considers a methodological basis of the model which includes two theoretic and methodological approaches: interdisciplinary-participative and text-oriented. The author substantiates the significance of these approaches in formation of professional and communicative orientation. The model consists of three interrelated parts: special-purpose, practice-organizational and evaluation-effective. In the frames of practice-organizational part the author has described a methodology of the considered quality formation. There is a quantitative evaluation of the pedagogic experiment's results in a form of table and histogram which prove with statistics the efficiency of this model.

Key words:process modelling, professionally-communicative orientation, pedagogical model, interdisciplinary, participatory approach, textsentence approach.

References

1. Federal state educational standard of higher professional education 030900-2010 Law. Bachelor of 4 may 2010, No. 464. State educational standards of higher professional education. (in Russian). Available at: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m464.html (accessed 14.01.2015).

2. Federal state educational standard of higher professional education 030900-2010 Law. Bachelor of 4 may 2010, No. 464. State educational standards of higher professional education. (in Russian). Available at: http://www.edu.ru/ db/mo/Data/d_10/m464.html (accessed 14.01.2015).

3. Vartofskii M. Modeli: reprezentatsiia i nauchnoe poni-manie [Models: representation and the scientific understanding]. Moscow, Progress Publ., 1998. 506 p.

4. Abdalina L.V. Akmeologicheskii podkhod v usloviiakh dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia [Acmeo-logical approach in terms of additional professional edu-

cation]. Voprosy obrazovaniia — Education matters, 2006, no. 3, pp. 49-52.

5. Dakhin A.N. Pedagogicheskoe modelirovanie: sushch-nost', effektivnost' i neopredelennost' [Teaching modeling: the nature, effectiveness and uncertainty]. Pedagogi-ka — Pedagogy, 2003, no. 4, pp. 21-26.

6. Nikitina E.Iu., Afanas'eva O.Iu. Pedagogicheskoe up-ravlenie kommunikativnym obrazovaniem studentov vuzov: perspektivnye podkhody: monografiia [Teaching management communication education students: promising approaches: monograph]. Moscow, MANPO Publ., 2006. 154 p.

7. D'iakova O.Iu. Podgotovka budushchego uchitelia k up-ravleniiu korrektsionno-razvivaiushchim obrazovaniem: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk [Preparing future teachers to the management of correctional education. Abstract of candidate of pedagogical sci. diss.]. Chita, 2008. 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.