УДК 378.147.227
А. М. Романова
Белорусский государственный технологический университет
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
В статье поднимается проблема обеспечения эффективности учебного процесса по иностранному языку посредством формирования профессионально-творческой направленности (ПТН) студентов: приводится анализ требований к навыкам и умениям студентов неязыковых вузов согласно Образовательному стандарту Республики Беларусь, описание педагогических средств и условий формирования данной направленности, показателей ее сформированности. Рассмотрено формирование ПТН студентов неязыкового вуза в процессе обучения иностранному языку на принципах системности, проблемности, учебно-поисковой деятельности, мотивации, индивидуализации учебной деятельности. Описаны этапы педагогической модели формирования ПТН студентов неязыкового вуза. Рассмотрено необходимое для ее реализации комплексное применение ряда подходов (интегратив-ный, компетентностный, синергетический, личностно-развивающий, междисциплинарный) и средств (организация учебно-познавательной деятельности студентов как учебно-творческой, обучение студентов самостоятельному решению и составлению учебных задач) организации учебного процесса. Применение данного комплекса предполагает постепенное вовлечение студентов в учебную деятельность, варьировавшуюся от узконаправленной (при которой обучаемые ограничиваются изучением основной иноязычной учебной литературы по специальности) к широко направленной (при которой обучаемые проявляют владение способами и приемами учебной деятельности, стремятся к активному и творческому проявлению своих знаний иностранного языка в учебном процессе).
Ключевые слова: профессионально-творческая направленность студентов, компетентностный и междисциплинарный подходы к обучению иностранному языку.
A. M. Romanova
Belarusian State Technological University
THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND CREATIVE DIRECTIVITY OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY
The article raises the problem of ensuring the effectiveness of the educational process in a foreign language through the formation of professional and creative directivity (PCD) of students: the analysis of requirements to the skills and abilities of students according to the Educational standards of the Republic of Belarus, the description of the educational means and conditions of formation of the given field, description of pedagogical tools and conditions for the formation of PCD, indicators of its formation. The formation of high school students PCD in the process of teaching a foreign language on the principles of the system, problem, educational and exploratory activity, motivation, individualization of educational activity. The author gives description of stages of pedagogical model of the PCD formation in the process of teaching a foreign language. Also she considers necessary for its implementation complex application of approaches (integrative, competence, synergistic, learner-paced, multi-disciplinary) and tools (organization of educational and cognitive activity of students as educational and creative teaching self-making and learning tasks) of the educational process.
Key words: professional and creative direction of the students, competence and interdisciplinary approaches to teaching a foreign language.
Введение. Подготовка неязыковыми вузами специалистов в соответствии с современными требованиями общества диктует необходимость создания условий раскрытия творческого потенциала будущих инженеров, раскрытия их творческих способностей и навыков уже в период обучения в вузе посредством активного привлечения к ведению научных исследований на базе университета. Поэтому формирование профессиональной и творческой направленности личности, как одной из ее подструктур, нами рассмотрено в комплексе, применительно
к студентам неязыкового вуза. Профессионально-творческую направленность (ПТН) студентов мы определяем как совокупность ведущих мотивов профессиональной деятельности (побуждающих к достижению максимально высоких результатов в процессе ее осуществления, определяющих характер ее профессионального бытия, систему ценностей), рефлексивных навыков, творческой активности, способствующих творческой самореализации личности в профессии. В качестве средства формирования данной направленности в ходе изучения
Филология
193
дисциплины «Иностранный язык» выступает процесс педагогического стимулирования сознания студентов к творческой самореализации [1].
Основная часть. Формирование ПТН студентов неязыкового вуза в процессе обучения иностранному языку базируется на принципах системности (рассмотрение процесса формирования в целостном виде с многообразными типами связей в ней), проблемности (наличие учебных проблемных ситуаций и соответствующих проблем, преднамеренно созданных и поставленных с определенной педагогической целью), учебно-поисковой деятельности («открытие» студентом новых знаний, способов действий, новых приемов и способов приложения знаний к практике), мотивации, индивидуализации учебной деятельности (выявление индивидуальных особенностей обучаемых, проявляющихся в процессе творческой деятельности); задействованы такие интеллектуальные способности, как способность наблюдать, сравнивать, анализировать, комбинировать, импровизировать, обобщать, систематизировать, делать выводы и заключения; задействованы такие интеграционные механизмы, как анаксима-ция, перенос, эмерджентность [2].
Показателями сформированности ПТН студента выступают: наличие у студента положительной мотивации учебно-исследовательской деятельности; проявление творческой активности и активно-преобразующей творческой позиции при выполнении профессионально-ориентированных заданий; проявление навыков рефлексии; потребность в творческой самореализации в профессии.
Разработанная и экспериментально апробированная нами на базе Белорусского государственного технологического университета педагогическая модель формирования ПТН студентов неязыкового вуза включает три этапа: начальный, продвинутый и целевой.
Целью начального этапа формирования ПТН студентов (I курс) было стимулирование рефлексивной и творческой активности в рамках учебно-познавательной деятельности по иностранному языку посредством: 1) постепенного ввода учебного материала (согласно поставленным практическим, образовательным, развивающим и воспитательным задачам); 2) использования комплекса педагогических технологий обучения иностранному языку на основе активизации и интенсификации деятельности студентов: развивающей технологии (в силу ее ведущего принципа проблемности обучения), развивающих игр (в силу их направленности на формирование мотивации учебной деятельности: формирование речи, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, творческих способностей, эмпа-
тии, рефлексии, умения находить оптимальные решения); 3) применения эвристических методов учебно-творческой деятельности как системы эвристических правил, разработанной с учетом закономерностей и принципов педагогического управления деятельностью обучаемых в решении творческих задач.
Целью продвинутого этапа формирования ПТН явилось формирование у студентов творческой активности и умений самостоятельного расширения навыков иностранной коммуникации по специальности, максимального использования полученных на данный момент знаний по предмету, ведения активной самостоятельной работы на этой основе посредством: 1) введения в выделенный ранее комплекс технологии проблемного обучения с целью активизации и интенсификации учебной деятельности студентов, формирование у студентов навыков активной самостоятельной деятельности по разрешению проблемных ситуаций на иностранном языке, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и формирование мыслительных способностей; 2) разработки дидактического материала таким образом, чтобы он представлял собой цепь исследовательских заданий; 3) построения учебной деятельности студентов как учебно-продуктивной, привнесение в нее элементов научной и исследовательской деятельности на изучаемом языке по специальности, способствующей формированию и проявлению навыков научной рефлексии студентов; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; рассмотрение студентами описываемого в текстовом материале явления с позиции их будущей профессии; осуществление студентами сравнений, обобщений, выводов из ситуации, сопоставление фактов; выполнение заданий, требующих обобщения, обоснования, конкретизации и проявления логики рассуждения; поиск способа разрешения предложенного преподавателем противоречия; 4) включения в академический процесс деловой игры как системы ролевых функций и установок для экспериментального моделирования и проигрывания различных ситуаций, отражающих сложность профессиональных явлений и вариативность решения профессиональных проблем на иностранном языке, с целью обеспечения включенности студентов в специфику будущей профессии, возможности творчески проявить себя, применить навыки рефлексии).
Целью целевого этапа формирования ПТН явилось включение всех полученных студентами знаний по иностранному языку, связанных с их будущей профессиональной деятельностью, в ведение учебно-исследовательской работы по специальности в рамках дисциплины;
совершенствование умений и навыков ведения исследовательской, творческой деятельности студентов во взаимосвязи с курсовым проектированием систематически и целенаправленно посредством: 1) на основе принципа активности студентов в процессе обучения организации их самостоятельной работы как основного фактора становления и формирования целей и мотивов исследовательской деятельности студентов, включенной в учебный процесс; 2) выполнения студентами творческих заданий исследовательского характера, ведения учебно-исследовательской деятельности, способствующих формированию профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач с началом трудовой деятельности, расширению сведений для успешного разрешения студентами профессиональных, организаторских и других проблемных ситуаций, стремлению студентов к научному поиску и проявлению высокого профессионально-ориентированного уровня коммуникативной компетенции в процессе решения практических и научных проблем.
Реализация педагогической модели предполагает комплексное применение следующих подходов и средств организации учебного процесса по формированию ПТН: 1) подходы (ин-тегративный - эффекты взаимодействия иноязычной и профессиональной подготовки специалистов - обогащение аксиосферы, профессионально-речевой культуры, опыта рефлексивной профессиональной деятельности; компетент-ностный - профессиональная, иноязычная коммуникативная компетенции; синергетический -междисциплинарный подход к организации
учебного процесса; личностно-развивающий как важное условие образовательного процесса в современном вузе; междисциплинарный подход при решении проблем) и 2) средства (организация учебно-познавательной деятельности студентов как учебно-творческой с целью формирования интеллектуальных способностей студентов - наблюдать, сравнивать, анализировать, комбинировать, импровизировать, обобщать, систематизировать, делать выводы и заключения; обучение студентов самостоятельному решению и составлению учебных задач с целью формирования профессионального инженерного мировоззрения посредством выполнения самостоятельной исследовательской работы творческого характера, требующей владения умениями профессиональной иноязычной коммуникации) [2, с. 65].
Заключение. Таким образом, активное применение данного комплекса предполагает постепенное вовлечение студентов в учебную деятельность, варьировавшуюся от узконаправленной (при которой обучаемые ограничиваются изучением основной иноязычной учебной литературы по специальности и получением положительных оценок) к широконаправленной учебной деятельности (при которой обучаемые проявляют владение способами и приемами учебной деятельности, стремятся к активному и творческому проявлению своих знаний иностранного языка в группе, на олимпиадах и конференциях), с последующим переходом к творческой учебной деятельности (при которой студентов отличает самостоятельность при изучении учебного материала, оригинальные выступления на семинарах).
Литература
1. Фейдимен Д. С. Личность и личностный рост: пер. с англ.: в 4 вып. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992. Вып. 2. 136 с.
2. Романова А. М. Формирование профессионально-творческой направленности студентов технического вуза: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 165 с.
References
1. Fejdimen D. S. Lichnost' i lichnostnyj rost: per. s angl.: v 4 vyp. [Personality and Personal Growth: tr. From English: in 4 vol.]. Moskow, Izd-vo Ros. otkrytogo un-ta, 1992. Vyp. 2. 136 p.
2. Romanova A. M. Formirovanie professional'no-tvorcheskoj napravlennosti studentov tehnicheskogo vuza: dis. kand. ped. nauk [The Formation of Professional and Creative Directivity of Students of Technical University: dis. candidate. ped. sc.]. Moskow, 2010. 165 p.
Информация об авторах
Романова Анна Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Romanova Anna Mihajlovna - Ph. D. Pedagogics, assistant professor of the Department of Foreign Languages. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 20.02.2015