Научная статья на тему 'Формирование творческой самореализации студентов как основополагающей компетенции будущих специалистов'

Формирование творческой самореализации студентов как основополагающей компетенции будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / COMPETENCE / CREATIVE SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулова Екатерина Александровна

В данной статье отражены основные теоретические положения и результаты проведенного краткосрочного исследования, выполненного по проекту «Методическое обеспечение реализации образовательных стандартов нового поколения в школе и вузе». В публикации теоретически обосновано предположение, что развитие компетенции творческой самореализации студентов является основополагающим фактором для успешной профессиональной деятельности специалиста в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CREATIVE SELF-REALIZATION OF STUDENTS AS A FUNDAMENTAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS

This paper describes the basic theoretical concepts and results of the short-term study carried out under the project “Methodological Support of the implementation of a new generation of educational standards in schools and universities”. The publication theoretically justifies the assumption that the development of students’ creative self-competence is fundamental for a successful career in the professional field of physical culture and sports. The article describes a program by the formation of the desire for creative self-realization of students. The program is based on the principles of the psychological and physical health freedom, responsibility, meaningfulness, spiritual, moral and social values of each person. The program aims to ensure that all the psycho-pedagogical work with students is oriented on the personal growth of the young people, on dialogical communication between pupils and teachers, on speeding up and streamlining the process of creative development of young people. In accordance with the purpose and tasks in the program of formation of the personality of creative students’ self-realization it includes 3 stages: preliminary, which includes seminars, debates, main providing training, and final stage analysis of feedback on the questionnaire. Using the creative assignments in all substantive components of the program contributed to creating a positive emotional background of the students, which is reflected in their creative activity while participating in the training.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой самореализации студентов как основополагающей компетенции будущих специалистов»

www.volsu.ru

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu11.2016.2.7

УДК 159.923 ББК 88.352

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Екатерина Александровна Никулова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма sea_04@mail.ru

Сиреневый бульвар, 4, 105122 г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье отражены основные теоретические положения и результаты проведенного краткосрочного исследования, выполненного по проекту «Методическое обеспечение реализации образовательных стандартов нового поколения в школе и вузе». В публикации теоретически обосновано предположение, что развитие компетенции творческой самореализации студентов является основополагающим фактором для успешной профессиональной деятельности специалиста в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: компетенция, творческая самореализация, профессиональная деятельность, профессиональное развитие.

Введение

ю Введение образовательных стандартов

о нового поколения является важным шагом не

^ только на пути Болонского процесса, но поИ зволяет школе и вузам перейти на конкретно Ц измеримые показатели как процесса обуче-Ц. ния, так и его результата. Однако внедрение щ новых образовательных стандартов наталки© вается на трудности не только субъективно-

го восприятия нового. Новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС НП) декларирует, что оценка результатов образования должна вестись по уровню достигнутых студентом компетенций [1].

Компетенцией называют способность (готовность) к определенной деятельности с применением знаний, умений и навыков, включающих также и личностные качества. Фор-

мирование определенных компетенций лежит в основе приобретения выпускником компетентности в избранной области профессиональной деятельности.

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе новых активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой. Кроме того, переход к новой системе стандартизации основных образовательных программ требует создания новых методов контроля (набора оценочных средств) и управления (элементов обратной связи) процессом обучения студентов. При этом контроль достижения набора универсальных и профессиональных компетенций требует создания новых образовательных технологий.

Переход к обучению в вузе на подготовку профессиональных кадров по государственному стандарту третьего поколения поставил перед научно-образовательным сообществом вопрос о том, каким образом развивать профессиональные компетенции будущих менеджеров физической культуры и спорта, обозначенные в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата. Согласно государственному стандарту, выпускник факультета физической культуры и спорта должен обладать целым рядом общекультурных и профессиональных компетенций: владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладать готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-6); стремлением к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8); уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9); осознавать социальную значимость профес-

сии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня (ОК-10); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-11); владеть приемами общения и умением использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом (ПК-31) [6].

Формирование перечисленных компетенций лежит в основе приобретения выпускником компетентности в избранной области деятельности. Однако основополагающей компетентностью по нашему мнению является стремление личности к самореализации, саморазвитию, самоосознанию. Делая особый акцент на формирование этой компетенции, мы формируем и все остальные.

Таким образом, целью исследования является выявление оптимальных путей формирования творческой самореализации личности студентов как основополагающей компетентности на пути их профессионализации.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов.

Предмет - условия формирования творческой самореализации личности студентов.

В процессе работы мы ставили следующие задачи:

- повысить уровень творческих способностей и возможностей молодых людей, приобщив их к лучшим образцам духовно-нравственной и физической, здоровой жизни человечества;

- развить мотивацию к высшим потребностям человека в самореализации, самосовершенствовании, самоосознании;

- способствовать осознанию студентов своей уникальности, творческой индивидуальности, своей креативности;

- обеспечить выработку способностей к релаксации психологического тонуса, расширение и обогащение эмоциональной сферы, оптимизацию адаптационных механизмов, развитие эстетических потребностей.

Известно, что уровень готовности выпускников к реализации знаний и умений, по-

лученных за время обучения в вузе, обеспечивается как содержательной стороной профессиональной подготовки, так и организационно-психологической культурой общения, сформировавшейся в образовательном учреждении.

Учеными доказано, что система норм, ценностных ориентаций, мотивационно-целе-вых установок, определенных моделей, форм, способов и стилей поведения и взаимоотношений, практикуемых в учебно-воспитательной работе и общении преподавателей и студентов, то есть организационно-психологическая культура общения, оказывает существенное влияние на формирование психологических установок, ценностных ориентаций и деловых качеств личности выпускников, их поведенческих моделей, которые и составляют основу профессиональных компетенций будущих менеджеров.

Комплексный подход к изучаемой проблеме и представлен следующими концепциями и идеями:

- личностно-ориентированный подход (Б.Г Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д. Грэхэм);

- положения психологической теории о единстве деятельности, сознания и личности, разрабатываемой в отечественной психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский, Д.Б. Эльконин);

- достижения современной отечественной и зарубежной психологии в области креативности и творчества, их места в системе способностей, таланта и гениальности (А. Би-не, Д.Б. Богоявленская, Д. Векслер, Т. Вуд-жек, Дж. Гилфорд, Г. Доман, Д. Доман, В.Н. Дружинин, Р. Кеттел, Р.И. Кругликов, Н.С. Лейтес, М.И. Лисина, Ч. Ломброзо, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, Н.Н. Под-дъяков, Дж. Рензулли, Ч. Спирмен, Р. Стерн-берг, Б.М. Теплов, Л. Термен, Л. Терстоун, П. Торрэнс, М. Уаллах, М.А. Холодная, Д.Б. Эльконин, Дж. Фельдхьюсен, В.Д. Шад-риков, В. Штерн и др.);

- диалогическая концепция психологической культуры общения как взаимодействия и сотрудничества (Г.М. Андреева, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, М. Бубер, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев, А.А. Леонтьев, В.В. Рыжов и др.);

- концепции творческой активности в различных сферах: интеллектуальной, художественно-эстетической, словесной, коммуникативной, технической, физически-спортивной, духовной (В.Ф. Биркенблит, П. Вайнцвайг, Л.С. Выготский, Л.П. Гримак, И.А. Ильин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.А. Мелик-Па-шаев, Я.А. Пономарев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн);

- теоретические положения концепций оздоровительного воздействия плавания (Н.Ж. Булгакова, Н.А. Бутович, А.К. Дмитриев, Е.Н. Ильин, Б.Н. Никитский, Г.С. Никифоров, В.А. Парфенов, О.В. Шмерко, T. Bruce, F. Cleland K. Fischer, R.E. McBride);

- положения концепций о взаимосвязи физического, психомоторного и интеллектуального развития (Г.Д. Горбунов, А.В. Запорожец, Л.В. Кольман, В.Т. Кудрявцев, Б. Стамбулова, А.В. Стамбулов, T. Bruce, F. Cleland, K. Fischer, D.L. Gallahue, С. Meggit, R.E. McBride, L.D. Zaichkowsky, L.B. Zaichkowsky) [9].

Основу разработанной нами программы составляет личностно-ориентированный подход, предполагающий высокую степень обращенности на личность студента, степень осознанности, его внутренний потенциал, духовные ценности, рефлексивность мышления будущих менеджеров физкультурно-спортивной сферы.

В качестве основных методов исследования для достижения цели и решения поставленных задач в научно-исследовательской работе использованы методы обзорно-аналитического исследования психолого-педагогической, философской литературы; эмпирические методы - наблюдение и самонаблюдение, анкетирование, беседа, опрос студентов, контент-анализ впечатлений и продуктов творчества после и во время занятий; психодиагностические методики и тесты, моделирование деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, элементы психологического тренинга.

Результаты и их обсуждение

В диагностическом исследовании стремления к творческой самореализации личности использованы: методика определения преобладающего мотива выбора поведения Л. Коль-берга; проективный тест «Круги» Н.М. Пей-сахова [8].

Исследование проводилось на базе института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса РГУФКСМиТ. В нем приняли участие студенты 3-го курса специальности «Менеджмент в сфере рекреации и туризма», «Менеджмент санаторно-курортной рекреации», всего 48 человек в возрасте 20 лет, из них 22 девушки и 26 юношей.

Данные показывают, что исходный уровень творческого развития студентов - участников исследования в целом в виде обобщенного показателя недостаточно высокий, не достигает среднего теоретического уровня и составляет СУП = 1,91, что ниже среднего, хотя статистически не значимо (р < 0,08) (см. таблицу). При этом, например, показатель творческих способностей по тесту «Круги» Н.М. Пейсахова статистически ниже среднего (СУП = 1,78,р < 0,05), а показатель внешней мотивации творческой активности и поведения статистически выше среднего (СУП = 2,16, р < 0,05). Эти данные характеризуют наиболее общие показатели творческого развития всей совокупной выборки учащихся в количестве 48 человек.

Так, например, у наиболее активных студентов на тренинге, чаще встречались конструктивные, эмоционально-окрашенные рисунки, характеризующие стремление передать эмоциональную атмосферу, непосредственное выражение их ощущений, впечатлений (солнце, цветы, улыбающиеся люди, мячи, тарелки), а также абстрактные рисунки, в большей степени связанные с пропагандой спортивного здорового образа жизни. Для выявления показателя гибкости мышления как показателя творческих способностей чаще всего мы рассматривали рисунки категории «Спорт», «Природа», что говорит также о позитивной тенденции в пропаганде здорового образа жизни и оздоровления в

целом. Стоит отметить переключаемость создаваемых образов из одной категории в другую. При выполнении теста «Круги» встречались рисунки, где все круги или несколько кругов были объединены общим содержанием (по дороге в университет, история о проведенном вечере).

Изучая цветность рисунков студентов, мы выяснили, что большинство молодых людей стремятся использовать больше четырех цветов, то есть их изображения «насыщены красками». Известно, что именно хорошо адаптированные и эмоционально не обделенные, эмоционально «здоровые» личности обычно используют больше четырех цветов. Такие личности, по данным наблюдений, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Таким образом, результаты диагностики в целом показали позитивные тенденции в стремлении студентов творчески самореализовываться, хотя у большинства студентов показатели уровня творческого развития не достигают среднего теоретического уровня. Эти выводы стали основанием для разработки программы формирования стремления к творческой самореализации студентов.

Ядром программы явились следующие принципы, разработанные в гуманистической психологии и педагогике.

1. Построение программы основывается на принципах психологического и физического здоровья - обеспечение свободы, ответственности, осмысленности, духовно-нравственной и социальной ценности каждого человека.

2. Построение программы и работы в ней на принципах личностно и духовно ориентированного диалогического общения, разработанных в гуманистической педагогике и психо-

Показатели творческого развития Распределение по уровням СУП

высокий средний низкий

Уровень творческого развития Мотивация творчества внешняя 34 48 18 2,16 *

внутренняя 28 54 18 2,10

Творческие способности 14 50 36 1,78 *

Обобщенный показатель 20 51 29 1,91

Значимость отличий от теоретического среднего: * - р < 0,05

Результаты первичной диагностики уровня творческого развития учащихся всей выборки N = 48, % учащихся, СУП, ц, р)

логии: безоценочность, принятие, поддержка, обеспечение психологической безопасности и личностного роста.

3. Реализация принципа соответствия содержания программы потребностям и возможностям каждого студента.

4. Обеспечение условий эмоционально-личностного творческого самовыражения каждого участника программы в процессе занятий через создание вариативной, жестко не регламентированной и не структурированной системы учебно-воспитательной работы.

5. Всесторонняя поддержка творческой инициативы и активности студентов с использованием ресурсов семьи, педагогического коллектива ВУЗа, активизация потенциалов самих учащихся.

6. Обеспечение программы кадрами творческих преподавателей, педагогов-тренеров с использованием в работе их собственных авторских творческих разработок.

Эти положения составили основу разработки программы по диагностике и формированию творческой самореализации студентов. Данная программа нацелена на то, чтобы всю психолого-педагогическую работу со студентами сориентировать на личностный рост молодого человека; сориентировать преподавателей, тренеров на диалогическое общение со своими учениками; существенно ускорить и оптимизировать процесс творческого развития молодых людей.

В соответствии с целью и поставленными задачами в программу формирования творческой самореализации личности студентов вошло 3 этапа: предварительный, который включает семинары-дискуссии, основной -проведение тренинга и заключительный этап -анализ обратной связи по анкете.

Предварительный этап включал в себя семинары-дискуссии по следующим темам:

- профессионализм менеджера сферы ФКС;

- понятие «самореализации». Саморе-алиация в профессиональной деятельности;

- психологические подходы к пониманию креативности и процессу ее развития;

- особенности творческой личности, основные структурные компоненты одаренности в спортивной деятельности;

- условия, стимулирующие развитие творческого мышления и факторы, препятствующие развитию творческих способностей.

Основной этап включал в себя тренин-говую программу, направленную на развитие творческого потенциала личности студентов, их стремления к творческому самовыражению.

На заключительном этапе после проведенного тренинга, с помощью анкетирования была проведена процедура обратной связи, что является отражением новых требований в системе стандартизации основных образовательных программ. Данная анкета создана как метод контроля (набора оценочных средств) и управления (элементов обратной связи) процессом обучения студентов. Вопросы анкеты составлены таким образом, чтобы выявить тенденции в формировании компетенции в первую очередь стремление к самоосознанию, рефлексии и стремлению к самореализации.

По результатам анкетирования были получены следующие результаты: все 100 % участников оценили программу на «5», практическую ценность преподносимого материала оценили 85 % студентов на «5», общая оценка 30, что говорит о высокой полезности в формировании компетенций при преподнесении материала в такой форме; в категории новизны, преподносимый материал 95 % участников оценили на 32 балла, что говорит о том, что материал как по форме, так и по содержанию излагался впервые, и тем самым вызывал больший интерес, легко запоминался и воспроизводился. Вопрос «Был ли понятен материал?» 80 % молодых людей отметили в 33 балла, что говорит о структурированности предлагаемой программы, ее системности, ясности в изложении материала и опоры на личнос-тно-ориентированный и компетентностный подходы при ее разработке. Принимать участие в программе было интересно 85 % студентов, в силу особенностей проведения данной программы, и как комментировали сами студенты, «любопытно узнать что-то новое», «почему бы не поучаствовать, интересно», «У нас такие формы обучения бывают крайне редко, потому и заинтересовало», «С группой редко собираемся, а тут так здорово, как будто опять 1 курс». Даже 15 % студентов,

которые первоначально не были заинтересованы в участии, по итогам характеризовали программу как «интересную». Опыт участия в творческой деятельности по ответам участников сыграл роль сплочения группы, помог раскрепоститься во взаимодействии друг с другом, хотя участники были все знакомы в течение уже 3 лет, молодые люди в ходе заданий узнали много нового друг о друге, что их приятно порадовало. Лично для себя 80 % участников оценили опыт в творческой деятельности в 32 балла, они говорили о необходимости творческого опыта для их дальнейшей профессиональной деятельности, формировании творческой самореализации.

Лично для себя программу студенты отразили в таких высказываниях: «Я после 2-го дня тренинга подумала и решила пойти на собеседование, на которое долгое время не могла решиться», «Я задумался о модели моего поведения с людьми, понял, что надо менять стратегию», «Я понял, что думал шаблонами и стереотипами, а оказывается можно на любую ситуацию посмотреть иначе...», «Я осознал, что для меня сейчас наиболее ценно и важно...». Основной результат тренинга для себя 70 % студентов определили как необходимый полезный опыт для профессионального и личного становления. Другие 30 % отметили неожиданные для себя творческие способы самовыражения, чего им не хватало во взаимодействии с окружающими, что мешало, какие возникали барьеры. На заключительный вопрос анкеты о пожеланиях 70 % студентов, отметили, что хотели бы поучаствовать в такой программе снова и обязательно посоветуют ее своим друзьям и близким. Данная форма преподнесения материала является, по их мнению, наиболее эффективной и доступной в формировании знаний, умений и навыков.

Выводы

В свою очередь, подчеркнем, что результаты анализа анкеты обратной связи характеризуют проведенную программу формирования творческой самореализации студентов как эффективную и выявляют положительную динамику в развитии выявленных компетенций, в первую очередь компетенцию в стремлении к самореализации.

Стоит отметить, что использование творческих заданий во всех содержательных компонентах программы способствует формированию положительного эмоционального фона у студентов, что нашло отражение в их творческой активности во время участия в тренинге.

Все сказанное позволяет рекомендовать данную программу для расширенного внедрения в практику учебно-воспитательной работы со студентами высших учебных заведений в рамках новых требований в формировании специалиста XXI века.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - С. 121-135.

2. Лубышева, Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №№ 4. - С. 11-17.

3. Рыжов, В. В. Психология творческой личности: креативная личность и сферы ее актуализации / В. В. Рыжов, Г. В. Сорокоумова. - Н. Новгород : ВГИПУ 2006. - С. 134-138.

4. Томилин, К. Г. Креативность и творческие приемы тренера высокой квалификации / К. Г. Томи-лин // Теория и практика физической культуры. -2005.- №> 2. - С. 35-44.

5. Уваров, Е. А. Двигательная активность в игровой форме для психического здоровья / Е. А. Уваров, А. В. Родионов, Д. Л. Беленов // Спортивный психолог. - 2004. - №> 3. - С. 33-36.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Физическая культура и спорт». - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/ fgos/pr_fgos_2009_pv_33b.pdf. - Загл. с экрана.

7. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. -С. 315-316.

8. Шмарева, Е. А. Психологическое сопровождение творческого развития младших школьников средствами оздоровительного плавания : дис. ... канд. психол. наук / Шмарева Екатерина Александровна, 2011. - 190 с.

9. Blanchette, D. M. Aerobic Exercise and Creative Potential: Immediate and Residual Effects

/ D. M. Blanchette, S. P. Ramocki, J. N. O'del, M. S. Casey // Creativity Research Journal. - 2005. -Vol. 17, №> 2 & 3. - P. 257-264.

10. Zachopoulou, E. The design and implementation of a physical education program to promote children's creativity in the early years / E. Zachopoulou, E. Trevlas, E. Konstadinidou // International Journal of Early Years Education. - 2006. - Vol. 14, №> 3. - P. 279-294.

REFERENCES

1. Bozhovich L.I. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Problemy formirovaniya lichnosti [Selected Psychological Works. Issues of Personality Formation]. Moscow, Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya Publ., 1995, pp. 121-135.

2. Lubysheva L.I. Sotsialnaya rol sporta v razvitii obshchestva i sotsializatsii lichnosti [The Social Role of Sport in Society and in the Development of Socialization]. Teoriya ipraktikafizicheskoy kultury, 2001, no. 4, pp. 11-17.

3. Ryzhov VV, Sorokoumova G.V Psikhologiya tvorcheskoy lichnosti: kreativnaya lichnost i sfery ee aktualizatsii [Psychology of Creative Personality: Creative Personality and the Scope of Its Actualization]. Nizhnyy Novgorod, VGIPU Publ., 2006, pp. 134-138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Tomilin K. G. Kreativnost i tvorcheskie priemy trenera vysokoy kvalifikatsii [Creativity and Creative Methods of Highly Qualified Coach]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2005, no. 2, pp. 35-44.

5. Uvarov E.A., Rodionov A.V., Belenov D.L. Dvigatelnaya aktivnost v igrovoy forme dlya psikhicheskogo zdorovya [Physical Activity in the Form of a Game for Mental Health]. Sportivnyy psikholog, 2004, no. 3, pp. 33-36.

6. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki "Fizicheskaya kultura i sport" [Federal State Educational Standard of Higher Professional Education of Profile "Physical Culture and Sport"]. Available at: http://www.edu.ru/db/portal/spe/ fgos/pr_fgos_2009_pv_33b.pdf.

7. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Sotsialno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-Psychological Diagnosis of Personality and Small Groups Development]. Moscow, Izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2002, pp. 315-316.

8. Shmareva E.A. Psikhologicheskoe sopro-vozhdenie tvorcheskogo razvitiya mladshikh shkolnikov sredstvami ozdorovitelnogo plavaniya: dis.... kand. psikhol. nauk [Psychological Support to the Creative Development of Younger Pupils by Means of Healthy Swimming. Cand. psychol. sci. diss.]. 2011.

9. Blanchette D.M., Ramocki S.P., O'del J.N., Casey M.S. Aerobic Exercise and Creative Potential: Immediate and Residual Effects. Creativity Research Journal, 2005, vol. 17, no. 2 & 3, pp. 257-264.

10. Zachopoulou E., Trevlas E., Konstadinidou E. The Design and Implementation of a Physical Education Program to Promote Children's Creativity in the Early Years. International Journal ofEarly Years Education, 2006, vol. 14, no. 3, pp. 279-294.

FORMATION OF CREATIVE SELF-REALIZATION OF STUDENTS AS A FUNDAMENTAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS

Ekaterina Aleksandrovna Nikulova

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism sea_04@mail.ru

Sirenevyy Ave., 4, 105122 Moscow, Russian Federation

Abstract. This paper describes the basic theoretical concepts and results of the short-term study carried out under the project "Methodological Support of the implementation of a new generation of educational standards in schools and universities". The publication theoretically justifies the assumption that the development of students' creative self-competence is fundamental for a successful career in the professional field of physical culture and sports.

The article describes a program by the formation of the desire for creative self-realization of students. The program is based on the principles of the psychological and physical health -freedom, responsibility, meaningfulness, spiritual, moral and social values of each person.

The program aims to ensure that all the psycho-pedagogical work with students is oriented on the personal growth of the young people, on dialogical communication between

pupils and teachers, on speeding up and streamlining the process of creative development of young people.

In accordance with the purpose and tasks in the program of formation of the personality of creative students' self-realization it includes 3 stages: preliminary, which includes seminars, debates, main - providing training, and final stage - analysis of feedback on the questionnaire.

Using the creative assignments in all substantive components of the program contributed to creating a positive emotional background of the students, which is reflected in their creative activity while participating in the training.

Key words: competence, creative self-realization, professional activity, professional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.