ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
С.В. Кузьмина
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА C ПОЗИЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
Ключевые слова: профессионал, психологическая готовность, организационная культура.
Keywords: the professional, psychological readiness, organizational culture.
На протяжении практически всей истории перед человечеством стоит задача воспитания профессионалов. При этом каждая историческая эпоха предъявляет свои требования к уровню профессионализма, его содержанию. Эти требования обусловлены социально-экономическими и социокультурными реалиями конкретной эпохи [2].
До начала периода перестройки в нашей стране профессия рассматривалась как целенаправленная деятельность, посредством которой человек участвует в жизни общества и которая служит для него главным источником материальных средств к существованию [5, с. 9]. Обусловленность этой трактовки профессии особенностями политической жизни общества в советский период отражает общественное отношение к труду как к возможности участия в решении общенародных задач развития государства и единственному законному способу получения материальных благ.
Современное состояние российского общества в условиях рыночной экономики раскрывает перед человеком более широкие возможности достижения социального положения в обществе, приобретения материальных благ, самореализации и самоактуализации в профессиональной деятельности. Это порождает необходимость определения подхода к основной научной категории акмеологии — профессионализму и факторам, оказывающим влияние на его формирование, в новом социально-экономическом контексте.
На современном этапе развития науки понятие «профессионализм» расширяется за счет переноса акцентов от деятельностного аспекта к личностному, от значения профессиональной деятельности, обеспечивающей удовлетворение преимущественно потребностей общества, к деятельности, обеспечивающей удовлетворение потребностей и личности. Личность посредством профессии включается в сферу социально-экономического, духовного взаимодействия с трудовым коллективом. Профессия способствует осуществлению целей личности, формирует ее мотивационную сферу, ценностные ориентации, расширяет ее возможности, вплоть до самосовершенствования, самореализации и самоактуализации, что в свою очередь, ведет за собой творческое преобразование самой профессии [6].
Одним из факторов, обуславливающих формирование профессионализма различных сторон личности специалистов, является организационная культура образовательного учреждения, в условиях которого начинается становление профессионализма. Организационная культура (ОК) ВУЗа, определяющаяся как система ценностей, идей, обычаев, философии и идеологии управления, норм и правил, лежащих в основе отношений и взаимодействия внутри организации и за ее пределами, выступает как один из элементов системы воспитания, тем самым является носителем ценностей, усваиваемых студентами в процессе обучения в ВУЗе. ОК ВУЗа оказывает влияние на развитие профессионально важных качеств будущих работников, определяет формирование способов поведения на рабочем месте.
Таким образом, организационная культура является системным фактором становления профессионализма личности выпускников ВУЗа.
Этап становления профессионализма за время обучения в ВУЗе представляет собой двухуровневую модель, включающую в себя уровень подготовки специалиста, и уровень
подготовки профессионала. Как показала в своем диссертационном исследовании доктор психологических наук, профессор Л.Н. Захарова, при всем многообразии подходов к вопросу качества профессиональной подготовки большая их часть реализуется через целенаправленное развитие знаний и умений, развитие определенных способностей и психологических качеств. Набор, подлежащий усвоению, развитию, формированию заранее определен, и будущие выпускники включаются в строго детерминированный процесс профессионального обучения, решают уже сформулированные задачи. Этот уровень профессиональной подготовки предполагает качественное решение узко профессиональных задач, освоение алгоритмов деятельности, что, безусловно, необходимо для овладения деятельностью на уровне специалиста.
Подготовка субъектов профессиональной деятельности на уровне профессионалов предполагает наличие умения решать задачи с видением их в широком контексте жизни данного человека, организации и человечества в целом, ориентации на поиск, видение, формулировку проблемы, самостоятельную организацию и реализацию профессиональной деятельности. У профессионала личностные характеристики выступают на первый план, поскольку только мотивированная личность может решать задачи стратегически. В компетентности специалиста на первом плане стоят умения решать задачи, осваивать и правильно использовать алгоритмы [3].
Для работы в современных условиях на рынке физкультурно-спортивных услуг, безусловно, требуются и специалисты, и профессионалы. Вместе с тем, очевидно, что в динамичных условиях ведения спортивного бизнеса особую ценность имеют люди, действующие как профессионалы, способные оценить ситуацию, определить проблему, принять на себя ответственность за решение, спрогнозировать самые разные последствия принятых решений.
В целом, становление профессионала — процесс достаточно сложный и длительный. А.К. Маркова включает в него несколько этапов: этап адаптации человека к профессии, этап самоактуализации человека в профессии и этап свободного владения человеком профессией, проявляющийся в форме мастерства [7]. Профессиональная подготовка в образовательном учреждении не может обеспечить становление профессионала полноценно. Причин тому много. Профессиональное становление в образовательном учреждении, выражающееся в относительно коротком этапе адаптации к профессии в форме практики или стажировки, а также частичном освоении содержания учебных дисциплин, ограничивается началом формирования профессионализма деятельности будущих работников, которое продолжается уже на рабочих местах. Профессионализм личности за достаточно короткий период обучения в ВУЗе также проходит только начальный этап своего формирования, который, в свою очередь, является очень важным для дальнейшего становления профессионализма. Задача ВУЗа состоит в том, чтобы обеспечить оптимальность условий для формирования данного этапа профессионализма личности, который выражается в сформированности определенного уровня психологической готовности будущих работников, создании установок, ценностных ориентаций у выпускников как активных, деятельных, инициативных, творческих субъектов профессиональной деятельности, что актуально для сегодняшнего времени. Оптимальность этих условий обеспечивается, прежде всего, организационной культурой образовательного учреждения.
С целью выявления соответствия характеристик ОК физкультурно-спортивного факультета ВУЗа и коммерческих организаций, в которых происходит дальнейшее становление профессионализма кадров физкультурно-спортивной сферы было проведено исследование. В нем приняли участие 50 менеджеров высшего и среднего уровня коммерческих физкультурно-спортивных организаций г. Нижнего Новгорода, 50 студентов дневного отделения старших курсов факультета Физической культуры и спорта (ФКС), 30 преподавателей того же факультета.
В качестве методов исследования использовались: - методика диагностики актуального и предпочтительного типов ОК К. Камерона и
Р. Куинна [4];
- беседы с менеджерами высшего и среднего уровня физкультурно-спортивных организаций, преподавателями факультета ФКС, направленные на выявление содержательных характеристик ОК;
- наблюдение проявлений ОК по Ф. Харрису и Р. Морану [1, с. 57]. Интерпретация результатов осуществлена на основе «рамочной конструкции конкурирующих ценностей» К. Камерона и Р. Куинна [4]. Авторы выделяют два главных измерения в организационной культуре: стабильность, контроль — гибкость, динамичность; вешний фокус, интеграция — внутренний фокус, дифференциация. Эти измерения образуют четыре квадранта, каждый из которых представляет группу критериев, по которым выносится суждение об организационной культуре. Четыре стержневые ценности, являющиеся базисным допущением каждого типа ОК, являются попарно противоположными. Клан характеризуется ценностью человеческих отношений, рынок — ценностью успеха; адхократия — ценностью творчества, бюрократия — ценностью порядка.
Результаты исследования представлены в табл. 1.
Т а б л и ц а 1. Структура состояния ОК ВУЗа и деловых организаций спортивного профиля
Тйп культуры Актуальное состояние ОК деловых организаций (в %) Желаемое состояние ОК деловых организаций (в %) Уровень значимости (р) Актуальное состояние ОК ВУЗа по оценке преподавателей (в %) Актуальное состояние ОК ВУЗа по оценке студентов (в %)
Клан 47,8 37,758 0,001** 32,13 25,458
Адхократия 17,296 26,406 0,001** 18,66 17,874
Рынок 14,43 16,84 0,01** 19,757 19,986
Бюрократия 20,724 18,998 0,002** 29,257 36,298
Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01.
Результаты показывают, что в целом тип ОК коммерческих физкультурно-спортивных организаций (ФКСО) оценивается менеджерами как кланово-бюрократический, при этом значительно выделяются клановые характеристики (табл. 1).
Эти характеристики выявляют представления менеджеров о сотрудничестве, сплоченности в коллективе, общности и преданности делу, клиентоориентированности всех сотрудников, командного духа в организации работы, цель которой — успех на рынке физкультурно-спортивных услуг. При этом большое значение имеет контроль за проведением тренировок, исполнением договоров, должностных инструкций, что характеризует бюрократический тип ОК. В результате бесед с руководителями ФКСО и наблюдений проявлений ОК установлено, что в конечном итоге эти характеристики являются выражением конкурентных преимуществ данных организаций, что отражает нацеленность коллективов на рыночный тип ОК. Это подтверждают результаты исследования предпочтений в изменении ОК ФКСО.
Возможность повышения успешности деятельности ФКСО руководители связывают с существенным ростом адхократического и рыночного компонентов ОК. Для более успешной работы в современных условиях успех деятельности ФКСО менеджеры видят в необходимости увеличения активного, творческого отношения сотрудников к работе, поиску конкурентных преимуществ.
В свою очередь, ОК ВУЗа оценивается студентами и преподавателями тоже как кланово-бюрократическая. Преобладание кланового компонента раскрывает представления студентов о зависимости оценок по учебным предметам, и соответственно, выплаты стипендии, от установившихся взаимоотношений между студентами и преподавателями. Большинство преподавателей являются одновременно и тренерами этих студентов. Как известно, взаимоотношения между тренером и спортсменом отличаются своими особенностями, характеризующимися особым доверием, близостью, пониманием. В тоже время, в отличие от коммерческих ФКСО, это доверие во взаимоотношениях нередко используется не для достижения целей
обучения — формирования и развития грамотного специалиста, а достижения собственных целей студентов — сдачи зачета или экзамена без особых усилий.
При описании ОК ВУЗа преподаватели отмечают, что эффективность работы ВУЗа зависит от осуществления множества формальных процедур: контроля посещаемости учебных занятий студентами, регулярного контроля и оценки их знаний, контроля деятельности преподавателей (написания учебных планов, конспектов физкультурных занятий, отчетов о работе), что является характеристиками бюрократического компонента ОК и занимает достаточно много рабочего времени.
Таким образом, несмотря на то, что характеристики реального состояния ОК ВУЗа и коммерческих ФКСО соотносятся друг с другом по доминированию типов ОК, говорить о соответствии организационных культур достаточно сложно, так как описание этих характеристик отражает принципиально разное содержание.
Следует отметить, что в различных типах ОК такие составляющие профессионализма, как психологическая готовность выпускников и их профессиональные качества будут различными. Анализ основных аспектов психологической готовности будущих профессионалов сферы ФКС в различных типах ОК представлен в табл. 2.
Т а б л и ц а 2. Психологическая готовность в различных типах ОК
Компоненты психологической готовности Аспекты формирования в
кланово-бюрократической ОК адхократическо- рыночной ОК
Мотивационный компонент Уровень притязаний Возможен достаточно высокий Достаточно высокий
Уровень самооценки Возможен достаточно высокий Скорее всего, высокий
Преобладающие мотивы профессиональной деятельности Реализация потребности в принадлежности и любви, потребности в уважении. Реализация потребности в самоактуализации
Личностные смыслы поведенческих проявлений Ориентация на структурность и порядок, на нахождение, установление и поддержание личностных связей, внешние обстоятельства Ориентация на собственные силы, способности, возможности саморазвития, самосовершенствования и самоактуализации
Ценности Порядок, власть и влияние, либо межличностные взаимоотношения, признание Стремление к достижению успеха, креативность, разнообразие и перемены.
Жизненная позиция Скорее всего, пассивная Активная
Целевой компонент (концептуальная модель) представления о целях управленческой деятельности, миссии и целях конкретной организации Сохранение стабильности, неизменности, гуманности развития организации. Поддержание рентабельности, контроля и плавности всех операций, высокого доверия в коллективе, сплоченности, открытости, соучастия. Победа на рынке на основе конкурентных действий и достижений, обретения новых ресурсов и решения новых проблем.
представление о конечной и промежуточных результатах деятельности Определенный уровень власти, либо четко упорядоченная структура организации труда с надежными поставками и низкими производственными затратами, либо коллектив с доброжелательными отношениями. Обладание уникальной новейшей технологией или продукцией в области ФКС, лидерство на рынке физк.-спортивных услуг. Определенный уровень заработков как для менеджера, так и для членов его коллектива.
представления о фоновых показателях Представления о должностях, дающих власть в сфере ФКС (напр, председатель комитета по ФКиС, директор спортивного сооружения), вакансиях на эти должности, способах их достижения, должностных обязанностях. Представления о должностях, дающих возможность самореализоваться и заработать, их должностных обязанностях.
представления о значимых факторах социально-экономического, социокультурного и др. контекстов Теоретические представления об особенностях экономики, юридического права, менеджмента, психологии управления в сфере ФКС. Кроме теоретических знаний, представления об особенностях рынка физкультурно-спортивных услуг конкретного города, в котором студент собирается работать, конкурентных преимуществах различных физкультурно-спортивных организаций.
представления о себе как личности и профессионале Преставления о наличии у себя: 1) качеств, дающих возможность легко устанавливать контакты с людьми: коммуникабельность, открытость, лояльность, вежливость, неконфликтность, конформизм и т.д.; 2) качеств, дающих возможность идти к власти: авторитарность, сила личности, волевые качества (настойчивость, самостоятельность, целеустремленность) и т.д.; 3) организаторских способ- ностей; 4) интеллектальных качеств: определенный уровень интеллекта, гибкость мышления, легкая обучаемость и т.д. Преставления о наличии у себя качеств, позволяющих быть успешным в конкурентной среде: 1) интеллектальных качеств: определенный уровень интеллекта, гибкость мышления, креативность, склонность к риску, умение прогнозировать легкая обучаемость и т.д.; 2) волевых качеств: настойчивость и стремление к успеху, самостоятельность и ответственность за принимаемые решения, целеустремленность и т.д.; 3) организаторских способностей; 4) коммуникативных качеств: способность к групповой работе, сотрудничеству, сила убеждения, контактность, общительность, обаяние, готовность к обсуждению, эмоциональный контроль и т.д.
представления о структурной и процессуальной стороне управленческой деятельности Представления о формальной структуре управления, порядком ведения процесса управления. Представления о разных типах структур управления.
представления о психологических механизмах, действие которых обеспечивает изменения состояния субъектов профессиональной деятельности Представления о стилях управления Представления о стилях управления, теориях и приемах мотивации сотрудников. Знания особенностей постановки целей, задач перед сотрудниками в зависимости от типа личности. Представления о приемах формирования сплоченности коллектива.
представления о средствах достижения конкретных результатов Представления о способах достижения власти, а также способах формирования доверительных взаимоотношений в коллективе. Представления о способах ведения бизнеса оказания физкультурно-спортивных услуг, сплочения коллектива на основе цели- стремления к победе на рынке, естественной конкуренции.
Операциональный компонент: проектирование Умение диагностировать, анализировать и интерпретировать конкретную рабочую ситуацию, а также проектировать (определять качественные и временные параметры) свою деятельность в соответствии с поставленной целью, адекватно обстоятельствам с помощью имеющихся в арсенале алгоритмов решения профессиональных задач. Владение этими алгоритмами. Умение диагностировать, анализировать и интерпретировать конкретную рабочую ситуацию, а также проектировать (определять качественные и временные параметры) свою деятельность в соответствии с поставленной целью, адекватно обстоятельствам не только с помощью имеющихся алгоритмов, но и креативно.
исполнение Осуществляется, скорее всего, в рамках автократической и патерналистской моделях организационного поведения. Осуществляется, скорее всего, в рамках поддерживающей и коллегиальной моделях организационного поведения.
контроль Оперативная оценка соответствия содержания и эффективности процесса выбранным стандартам Оперативная оценка соответствия содержания и эффективности процесса выбранным стандартам
Регуляционный компонент Высокая степень предметной и процессуальной рефлексии. Высокая степень личностной (ценностно-смысловой) и процессуальной рефлексии.
Таким образом, существующая кланово-бюрократическая модель ОК ВУЗа спортивной направленности в современных рыночных условиях, которые обуславливают важность личностно-деловых качеств, определяет формирование уровня подготовки специалиста, а не профессионала. В этой связи, переход к усилению адхократическо-рыночного компонента в ОК ВУЗа может способствовать повышению уровня подготовки кадров сферы физической культуры и спорта для работы в рыночных условиях до ступени профессионала.
В тоже время нельзя игнорировать тот факт, что в условиях образовательных учреждений спортивной направленности ценятся личностные качества и установки, формируемые в условиях клановой ОК. Поэтому очевидно, что выбор оптимального вида ОК ВУЗа зависит от сферы деятельности будущих профессионалов.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Содержание понятия профессионализма определяется конкретной исторической эпохой, ее политическими, экономическими и социальными реалиями жизни. Современное состояние российского общества в условиях рыночной экономики определяет рассмотрение понятия профессионализма работников сферы физической культуры и спорта в ключе личностного развития.
Формирование профессионализма в условиях вузовской подготовки представляет собой двухуровневую модель, включающую в себя уровень подготовки специалиста, способного решать профессиональные задачи с помощью алгоритмов, и уровень подготовки профессионала, способного творчески подходить к постановке и решению профессиональных задач.
Системообразующим фактором, обеспечивающим уровень подготовки профессионалов в ВУЗе, является организационная культура, от доминирующего типа которой зависят особенности психологической готовности и профессиональных качеств выпускников.
Литература
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2004.
2. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001 (вып. 5). С.46-56.
3. Захарова Л.Н. Организационная культура университета в контексте проблем диагностики и формирования готовности студента к работе в условиях современного предприятия // Университетское управление: практика и анализ. 2006 № 2.
4. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001.
5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
6. Климов Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). М., 2006.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма М., 1996.
© Кузьмина С.В., 2009
И.В. Мирчук
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиограмма, психограмма, профессионализм, компетентностный подход, повышение квалификации, контрольная группа, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент
Keywords: professional competence, professiogram, psychogram, professionalism, competent approach, improvement of a professional skill, a control group, an ascertaining experiment, a forming experiment.
Проблема повышения квалификации, а также развития профессионализма государственных гражданских служащих, в частности специалистов налоговых органов, остается актуальной и значимой для многих отраслей современной науки. Эти вопросы активно изучаются в рамках психологии, педагогики, экономики, социологии, политологии. Вопросы повышения профессионализма в системе государственной гражданской службы занимают заметное место в психологии развития, акмеологии и педагогической психологии (О.С. Анисимов, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Р.Л. Кричевский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, И.Н. Семенов, С.И. Съедин, Е.А. Ябло-кова и др.). Вопросы подготовки, профессионального становления находятся в центре внимания менеджмента (Н.А. Волгин, Ю.И. Иванов, А.А. Модин), социологии (В.Н. Воронин, В.Н. Князев, Ю.Д. Красовский, Б.К. Лисин, В.П. Горянов), психологии управления (А.А. Деркач, А.Л. Журавлев, В.Г. Зазыкин, В.И. Лебедев, Г.И. Марасанов, Ю.В. Синягин, А.В. Филиппов и др.). Процесс профессионализации изучается не только отечественными учеными, в рамках социального подхода данный вопрос исследуется зарубежом (K. Ebner, G. Heinz, P. Kline).
Развитие профессионализма специалиста возможно только в условиях профессиональной деятельности. Такая возможность представляется допустимой и в системе дополнитель-