УДК 159.98
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ В ОБЩЕНИИ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ
В.И. Антоненко1, В.И. Антоненко1, М.А. Котляров2 Научный руководитель - Н.А. Антоненко
1Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Красноярский колледж олимпийского резерва" Российская Федерация, 660093, г. Красноярск, остров Отдыха, 15 "А" 2Аэрокосмический колледж Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетне-ва Российская Федерация, 660037, Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
С целью изучения затруднений, возникающих в процессе взаимодействия студентов и преподавателей, проводилось выявление и сравнение манипулятивных приемов, используемых студентами Аэрокосмического колледжа и студентами колледжа олимпийского резерва. Существенные различия не выявлены.
Ключевые слова: манипуляция, прагматические манипулятивные приемы, манипулятивная цель, психологическая защита от манипулирования.
MANIPULATIVE TECHNIQUES USED BY STUDENTS IN COMMUNICATION
WITH TEACHERS
V.I. Àntonenko1, V.I. Аntonenko1, M.A.Kotlyarov2 Scientific supervisor - NA. Аntonenko
1Regional State Autonomous Professional Educational Institution
"Krasnoyarsk College of the Olympic Reserve" Russian Federation, 660093, Krasnoyarsk, Ostrov otdiha, 15 "A" 2College of Aerospace Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In order to study the difficulties arising in the process of interaction between students and teachers, identification and comparison of manipulative techniques used by students of the Aerospace College and students of the College of the Olympic Reserve were conducted. Significant differences were not revealed.
Keywords: Manipulation, pragmatic manipulative techniques, manipulative goal, psychological protection from manipulation.
Манипулятивное общение - такой вид социальной коммуникации, при котором манипулятор оказывает психологическое воздействие на другого человека с целью скрытого побуждения к определенным действиям, приносящее инициатору воздействия односторонние преимущества [1]. Под манипулятивными приемами понимается такая совокупность действий, которая направлена на реализацию манипулятивного намерения [2].
Манипуляция — достаточно распространенное явление в общении вообще, и в общении преподавателей и студентов, в частности. По своим особенностям манипулятивное общение является противоположным доверительному, актуализированному общению, когда человек ценит
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
себя и окружающих как личностей или субъектов с уникальным потенциалом [3]. Манипуляция затрудняет процесс взаимодействия между студентами и преподавателями. Преподаватели, особенно, молодые, отмечают, что манипуляции студентов мешают им выполнять свою работу, а студенты, в свою очередь, отмечают, что преподаватели в ответ на манипуляции студентов - тоже манипулируют. Также студенты манипулируют и друг другом.
Существуют два вида манипуляции: гедонистическая и прагматическая. Прагматическая направлена на достижение определенной цели (заставить адресата что-либо сделать или от чего-либо отказаться). Гедонистическая манипуляция совершается ради той эмоциональной реакции, которую манипулятору удается вызвать у адресата.
С целью описания манипулятивных приемов, которые используют студенты в общении с преподавателями, был проведен опрос 40 студентов Аэрокосмического колледжа (АК) и 20-ти студентов Красноярского колледжа олимпийского резерва (ККОР). Выполнение задания не вызвало затруднений ни у одного студента, что может свидетельствовать о том, что многие студенты осознают, что они используют манипулятивные приемы.
Получились следующие результаты. 95% представленных студентами манипуляций являются прагматическими и достаточно осознанными. Студенты сами называют свои объяснения «небылицами», «байками», «отмазками», отмечают, что они снимают с себя ответственность и переносят ее на внешние обстоятельства.
Оказалось, что часто манипулятивной целью студентов является желание получить положительную оценку или зачет с наименьшими возможными усилиями. В гораздо более редких случаях манипуляция студента может также носить характер «развлечения», «разрядки», «самоутверждения».
Приемы, используемые студентами Аэрокосмического колледжа (АК) и студентами Красноярского колледжа олимпийского резерва (ККОР) практически не различаются.
Выявлены следующие манипулятивные приемы студентов. Границы между данными приемами являются условными, часто студенты используют сразу несколько приемов.
Прием «Отмазки», «Оправдания». Цель - отпроситься с занятий у преподавателя под надуманным предлогом, объяснить свое отсутствие на занятиях, опоздание, неготовность к занятию. Наиболее частые выдуманные причины отсутствия на занятиях и опозданий связаны: с ухудшением состояния здоровья, с семейными обстоятельствами, с плохой работой автотранспорта; с чрезвычайными обстоятельствами и с участием в разных мероприятиях. Отдельно можно отметить большое количество вариантов, представленных студентами АК для того, чтобы уйти на время с занятия и пообедать в столовой без очереди.
Данные приемы являются наиболее часто используемыми, студенты АК описали их 84 раза, т.е. примерно каждый описал по 2 подобных приема. Студенты ККОР описали данные приемы 42 раза, т.е. тоже примерно по 2 приема на каждого студента. Единственное существенное различие состоит в том, что студенты ККОР значительно чаще объясняют причины участием в соревнованиях и спортивных сборах, а студенты АК - плохим состоянием здоровья.
Прием «Надавить на жалость, умолять». Цель - получить более хорошую оценку, не прилагая усилий в учебной деятельности, вызвав у преподавателя чувства жалости, сострадания, рассказывая о проблемах личного, семейного, характера, проблемах учебы, здоровья: «Рассказать про свою трудную жизнь и нелегкую судьбу», «Нужна стипендия, нет денег ездить на учебу», «Это моя единственная тройка или четверка». Данные приемы описали 23 студента АК и 13 студентов ККОР.
Прием «Ложные обещания». Цель — получить оценку лучше, чем та, на которую студент сейчас знает учебный материал, убедить преподавателя, что задание будет сделано позже: «Пообещать исправиться в следующем семестре», «Принесу задание завтра, а оценка нужна сегодня, не допустят к экзамену», «Я отвечу в следующий раз», «Поставьте мне 3, я завтра принесу практическую», «Я вас хоть раз обманывал?» и другое. Данные приемы описали 7 студентов АК и 4 студента ККОР.
Прием «Сделать вид, что хорошо работал весь семестр». Цель - убедить преподавателя, что студент хорошо учился, поэтому ему нельзя поставить плохую оценку. Данные приемы описали 3 студента АК и 2 студента ККОР. Похожий прием - «Приспособиться, выставить себя перед преподавателем в хорошем свете». Цель — понравиться преподавателю, создать себе имидж «хоро-
шего ученика»: «Поддерживать точку зрения преподавателя, поддакивать и внимательно слушать», «Приспосабливаться», «Косить под умного», «Смотреть понимающе на преподавателя во время лекции», «Сделать умное выражение лица», «Сажусь на первую парту» и другое. Данные приемы описали 4 студент АК и 3 студент ККОР.
Прием «Помощь». Цель — оказать или предложить свою физическую помощь в каком-либо деле: «Давайте я схожу за мелом», «Предложить физическую помощь», «Поработать для кабинета», «Предложить купить книгу, какой-то предмет», «Нарисовать плакат». Данные приемы описали 3 студента АК и 1 студент ККОР.
Прием «Комплименты, лесть». Цель — расположить к себе преподавателя, используя комплименты, лесть: «Можно слегка подмазаться», «Несколько комплиментов и шуток, сказанных вовремя», «Как нам нравятся ваши занятия», «Такого классного преподавателя еще не было» и другое. Данные приемы описали 1 студент АК и 1 студент ККОР.
Прием «Презент», «Подкуп». Цель — расположить к себе преподавателя посредством небольшого подарка: «цветы», «конфеты» и другое. Данные приемы описали 2 студента АК и 1 студент ККОР.
Прием «Коллективное давление». Цель — оказывать давление на преподавателя студенческой группой: «Вся группа просит отпустить с занятия», «На первом занятии себя хвалим», «Массовые прогулы». «Договориться всей группой не делать определенное задание», «Вся группа говорит, что домашнего задания не было» и другое. Данные приемы описали 2 студента АК и 1 студент ККОР.
Прием «Угроза», «Шантаж». Цель - напугать преподавателя. Студент говорит, что он пожалуется кому-либо на преподавателя. Данные приемы описали 3 студента АК и 2 студента ККОР.
Прием «Вы обещали». Цель - убедить преподавателя, что он что-то обещал, хотя этого не было: «Вы обещали исправить мне оценку». Данные приемы описали 1 студент АК и 1 студент ККОР.
Прием «Признание своей неспособности». Цель - получить снисходительное отношение преподавателя, так как уже признал свои ошибки: «Самопрезрение при учителе», «Не понял эту тему», «Не нашла нужный материал» и другое. Данные приемы описали 3 студента АК и 3 студента ККОР.
Другие более редко встречающиеся в нашем исследовании манипулятивные приемы: «Заговаривать зубы» — поддерживать разговор на интересующие преподавателя темы, «Осада» -уговаривать преподавателя, назойливо повторять свою просьбу, «Пример» — сравнить себя с более слабыми студентами, «Сам отвечай» — вынудить преподавателя самому сделать задание или ответить на вопрос, «Прессинг интеллектом» — продемонстрировать преподавателю глубокие познания в изучаемом предмете, «исправлять ошибки, описки преподавателя», «Подделка» — «изменение условий задачи», «сделать другое задание и притвориться, что так понял», «Почти друзья» - внедриться в доверие преподавателю.
И совсем эксклюзивные варианты: «Я знаю, но немного забыл, можно я отвечу позже?», «Я старался, вы же не можете мне поставить 2?», «У меня день рождения - поставьте хорошую оценку».
Обычно ближе к сессии частота и интенсивность манипулятивных атак студентов возрастает. Можно сделать вывод о том, что преподавателям, особенно, начинающим, было бы полезно овладеть приемами психологической защиты от манипулирования.
Библиографические ссылки
1. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екатеринбург. 1995, с.136.
2. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. N 4. С.6.; Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996, с.138.
3. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Минск, 1992.
© Антоненко В.И., Антоненко В.И., Котляров М.А., 2017