Научная статья на тему 'Основные манипулятивные тактики в академическом дискурсе'

Основные манипулятивные тактики в академическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
805
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION / МАНИПУЛЯТИВНАЯ ТАКТИКА / MANIPULATIVE TACTICS / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ACADEMIC DISCOURSE / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Диана Руслановна

Данная статья посвящена изучению тактик языкового манипулирования, успешно применяемых в академическом дискурсе в учебных заведениях. В статье приводится наиболее полное определения понятия «языковое манипулирование». В тексте анализируются выделенные манипулятивные тактики, а именно: тактика переакцентуации, тактики умолчания и искажения, тактика поощрения, а также опосредованные манипулятивные тактики, в частности привлечение современных технологий как источника интереса подрастающего поколения. Эффективность тактик языкового манипулирования оценивалась после их применения на учащихся, которые являлись представителями разных возрастных групп: учениками младших классов (6 11 лет), старших классов (15 16 лет) и студентами университета (20 21 год). В результате практического применения приведенных манипулятивных тактик в процессе обучения, мы могли увидеть степень продуктивности относительно учащихся определенных возрастных категорий. Так, данные приемы манипулятивного воздействия являются распространенными и активно применяются учителями и преподавателями для максимально эффективной работы с учениками и студентами и достижения наилучших результатов учащимися. Нами была предпринята попытка выделить наиболее действенные тактики языкового манипулирования, применяемые в учебном процессе, и отследить образ их действия на учащихся. Предложенные тактики языкового манипулятивного воздействия могут применяться как в академическом дискурсе, так и за его пределами: при общении с учениками на темы, не связанные с учебным материалом или учебным процессом, при личном взаимодействии с учащимися, например, во время проведения воспитательной работы и внеклассных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN MANIPULATIVE TACTICS IN ACADEMIC DISCOURSE

The following article is devoted to the examination of tactics of verbal manipulation, which are successfully used in the academic discourse in educational organizations. The most complete definition of the phenomenon “verbal manipulation” is given in the article. Particular manipulative tactics are analyzed in the text: the tactics of reaccentuation, the tactics of omission and misrepresentation, the tactics of incentive as well as indirect manipulative tactics: the usage of high technology as it is the source of interest of the rising generation, in particular. The efficiency of the tactics of verbal manipulation was evaluated after the use of them in the process of communication with the students of different age groups: primary school students (6 11 y.o.), high school students (15 16 y.o.) and students of the university (20 21 y.o). In the result of practicing the given manipulative tactics in the educational process, we traced the level of efficiency of certain manipulative tactics relative to the students of different age groups. So, these manipulative techniques are quite wide-spread and actively used by teachers in schools and universities for getting the best results. The attempt of picking out the most effective tactics of the verbal manipulation, used in the educational process, as well as tracing the way they influence on the students was made. The tactics of the verbal manipulation may be used in academic discourse as well as out of it: during the communication with the students about something, that is not connected with the educational material, and during the personal interaction between a teacher and students, for example: during the carrying out educational works and extracurricular events.

Текст научной работы на тему «Основные манипулятивные тактики в академическом дискурсе»

О. К. Данилюк

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНЫХ ..

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧН1 ОСОБЛИВОСТ1 НАРОДНИХ НАЗВ НА ПОЗНАЧЕННЯ П1ДВИЩЕНОГО РЕЛЬбФУ В ЗАХ1ДНОПОЛ1СЬКИХ

ТА ВОЛИНСЬКИХ ГОВ1РКАХ

© 2015

О. К. Данилюк, кандидат фшолопчних наук Сх1дноевропейський нацюнальний утверситет 1мен1 Лес Украгнки, м. Луцьк (Украгна)

Анотащя. Проанал1зовано географ1чш термши для позначення гори, на основ1 яких було утворено синошм1чний ряд; шдвищення на матер1ал1 полюьковолинських гов1рок. Зазначена низка семантично-близьких ств до наведених апелятив1в. Визначено структурно-семантичш особливосл дослвджувано! групи лексики. Особлива увага надаеться виявленню вузько локальних термшв.

Ключовi слова: термш, номен, номенклатура, лексема, семантичне мжрополе.

STRUCTURAL AND SEMANTIC CHARACTERISTICS OF NATIONAL NAMES FOR DESIGNATION OF INCREASED IN RELIEF ZAHIDNOPOLISKYH AND VOLYN DIALECT

© 2015

O. K. Danyliuk, candidate philology sciences

Lesya Ukrainka East European National University, Lutsk (Ukraine)

Abstract. Analyzed geographical terms to denote the mountains, on the basis of which was created synonymic line; an increase of the material pasikowski dialects. The specified number of semantically-related words in the above apellation. Defined structural-semantic peculiarities of the studied group vocabulary. Special attention is given to identifying narrowly local terms.

Keywords: term, nomen, nomenclatura, lexeme, semantic microfield. УДК 37.064.2

ОСНОВНЫЕ МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТАКТИКИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

© 2015

Д. Р. Дроздова, аспирант

Кубанский государственный университет, Краснодар (Россия)

Аннотация. Данная статья посвящена изучению тактик языкового манипулирования, успешно применяемых в академическом дискурсе в учебных заведениях. В статье приводится наиболее полное определения понятия «языковое манипулирование». В тексте анализируются выделенные манипулятивные тактики, а именно: тактика переакцентуации, тактики умолчания и искажения, тактика поощрения, а также опосредованные манипулятивные тактики, в частности привлечение современных технологий как источника интереса подрастающего поколения. Эффективность тактик языкового манипулирования оценивалась после их применения на учащихся, которые являлись представителями разных возрастных групп: учениками младших классов (6 - 11 лет), старших классов (15 - 16 лет) и студентами университета (20 - 21 год). В результате практического применения приведенных манипулятив-ных тактик в процессе обучения, мы могли увидеть степень продуктивности относительно учащихся определенных возрастных категорий. Так, данные приемы манипулятивного воздействия являются распространенными и активно применяются учителями и преподавателями для наиболее эффективной работы с учениками и студентами и достижения наилучших результатов учащимися. Нами была предпринята попытка выделить наиболее действенные тактики языкового манипулирования, применяемые в учебном процессе, и отследить образ их действия на учащихся. Предложенные тактики языкового манипулятивного воздействия могут применяться как в академическом дискурсе, так и за его пределами: при общении с учениками на темы, не связанные с учебным материалом или учебным процессом, при личном взаимодействии с учащимися, например, во время проведения воспитательной работы и внеклассных мероприятий.

Ключевые слова: манипуляция; манипулятивная тактика; академический дискурс; преподавание.

Образование - это роскошь доступная всем. ными и иностранными ученными (Е. В. Денисюк [1],

Возможность получения школьного образования защи- О.Н. Быкова [2], Л.Ю. Иванов [3], Франке Г. [4]), мы

щена Конституцией Российской Федерации, а высшее сформулировали наиболее полную дефиницию. Итак,

учебные заведения располагают как бюджетными, так языковое манипулирование - это вид языкового воздей-

и договорным местами, чтобы дать возможность мак- ствия, используемый для скрытого внедрения в психику

симальному количеству желающих получить професси- адресата целей, желаний, намерений, отношений или

ональное образование. Его эффективность зависит не установок, не совпадающих с теми, которые имеются у

только от студента, но и от преподавателя. В настоящее адресата в данный момент. При этом манипулятор скры-

время академический дискурс представляет интерес в вает подлинные цели языкового воздействия на реципи-

силу распространенности получения образования. Так, ента. С его помощью осуществляются манипулятивные

проблема не только межличностного, но и профессио- тактики. В отношении академического дискурса язы-

нально направленного взаимодействия является чрез- ковое манипулирование применяется преподавателем

вычайно актуальной. Ученых интересуют механизмы очень часто, начиная от налаживания работы на занятии,

взаимодействия и взаимовлияния учителя и ученика, и заканчивая влиянием на отстающих учащихся с целью

преподавателя и студента, научного руководителя и повышения успеваемости.

исследователя. С психологической, педагогической и Языковое манипулирование располагает широким

лингвистической точек зрения интересен процесс ока- арсеналом манипулятивных тактик. Целью нашего ис-

зания языкового воздействия в рамках академического следования является выделение наиболее эффективных

дискурса, а также степень восприятия и эффективности манипулятивных тактик, применяемых в процессе об-

производимых манипулятивных тактик на реципиента. учения в современных учебных заведениях. В научной

Основываясь на определениях понятия «языковое литературе данный вопрос рассмотрен неполно, иссле-

манипулирование», сформулированных отечествен- дователи уделяли большее внимание методике обучения

Д. Р. Дроздова

ОСНОВНЫЕ МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТАКТИКИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ...

какому-либо предмету, а не технике наиболее эффективного привлечения учащихся к науке через использование некоторых манипуляций. Некоторые манипу-лятивные тактики освещены в труде В.П. Шейнова [5], которые представляют собой приемы, негативно сказывающиеся на учебном процессе, например, тактика снижения оценки по предмету за ненадлежащее поведение в отношениях «учитель - ученик», пресечение вопросов учащихся из-за незнания некоторых аспектов преподаваемой темы, а также, когда власть и возможность оказывать воздействие является главной целью, преподаватель наделяет себя безграничными правами в общении со студентом и демонстрирует необъективность к знаниям учащихся, руководствуясь субъективным мнением. Зарубежные исследователи (М. Андесен [6], У. Кидд и Дж. Чернявски [7], С. Соннтаг [8]) разделяют позитивный настрой и предлагают обратить внимание на продуктивные тактики, например, способы стать нужным ученикам и обращать внимание на позитивные моменты в обучении, активно взаимодействуя с учащимися, а иногда даже соревнуясь с ними, предлагая им тем самым улучшить свои знания.

Нами было проведено исследование, в ходе которого мы выявили представленные ниже манипулятивные тактики. Они были опробованы на учащихся нескольких возрастных групп: учащиеся младшего школьного возраста (6-11лет), старшеклассники (15-16 лет) и студенты (20-21год). Итак, одна из самых эффективных - это переакцентуация. Суть ее заключается в том, что на первый план выдвигаются акценты, которые тем или иным образом связаны с объясняемым материалом. Переакцентуация в академическом дискурсе подразумевает резкую смену темы в ходе урока с целью повышения внимательности и эффективности восприятия учащихся. Так, например, если ученик или студент отвлекается, то вопрос, направленный на его видение разбираемой проблемы, привлечет его внимание. В процессе выполнения упражнений учащимися, определенный процент ошибок неизбежен, в этом случае манипулятивная тактика переакцентуации будет также полезна. Учащемуся следует предложить разобрать его неправильный вариант ответа, привести примеры с использованием его варианта (использовать выбранное слово, если это касается переводных упражнений), в ходе чего учащийся сам, что немаловажно, придет к нужному правильному ответу. Данная тактика эффективна у старшеклассников и студентов, в силу их более глубокого знакомства с изучаемым предметом, в то время как учащиеся младшего школьного возраста (6-11 лет) лучше воспринимают информацию несколько раз проговоренную, и иногда не могут быстро реагировать на задаваемые вопросы.

Манипулятивные тактики умолчания и искажения, выделяемые Г.А. Копниной [9, с. 53], занимают особое место в академическом дискурсе, так как они связаны не с преподаваемым учебным материалом, а с так называемыми организационными моментами в отношениях между преподавателем и учащимися. Итак, манипуля-тивные тактики умолчания (утаивание информации от собеседника) и искажения (привнесение эмотивного компонента: преуменьшение, преувеличение, нарушение пропорций) могут помочь преподавателю в активизации учащихся. Например, школьники младшего школьного возраста (6-11 лет) активно реагируют на тактику умолчания в ситуациях, когда учитель ставит перед учениками определенный план, выполнив который они получат некоторый бонус. Так, рассчитывая время, учитель предлагает быстрее завершить выполнение предлагаемого задания и оставшееся время посвятить игре, эффективно занимаясь с учениками, например, 90% учебного времени. С учащимися постарше эффективна тактика искажения, когда, например, преподаватель оценивает объемы выполненные в ходе занятия, преувеличивая их с целью поощрить хорошие темпы работы учащихся, или уменьшая их, чтобы таким образом под-

стегнуть учеников.

Опосредованное манипулятивное воздействие через использование современных технологий на занятии очень действенно для всех возрастных групп. Осведомленность в прогрессе безусловно привлекает учеников и пробуждают интерес к занятиям, на которых используется компьютерная техника. Так, выполнение заданий с использованием компьютера (создание презентаций, просмотр, обучающего видео, использование обучающих программ, рассылка домашнего задания на электронные адреса учеников) повышают интерес к предмету со стороны продвинутой, в смысле технологий, молодежи.

Тактика поощрения также очень действенна. В природе человека заложена тяга быть признанным, по достоинству оцененным. Учащиеся в рамках учебных заведений могут получить «признание», отличаясь успехами в учебе. Но не у всех это легко получается. Так, ученик, демонстрирующий прогресс, который отмечает и поощряет учитель, настраивается позитивно по отношению к материалу, и готов предпринимать дальнейшие усилия в учебе. Эта манипулятивная тактика действенна для всех представленных возрастных категорий.

Чтобы успешно применять эти манипулятивные тактики на практике в профессиональной деятельности, преподавателю следует наладить контакт с учащимися. Для этого нужно стать частью этой аудитории. С. Кара-Мурза отмечает, что гибкость - это ключевое качество в оказании успешной манипуляции, а также это одно из главных качеств (помимо профессиональной компетенции), отличающих хорошего педагога [4]. Внимание к личности учащегося и направленность на его индивидуальность увеличивает интерес к предмету со стороны ученика. Если говорить о работе с группой или классом, то следует помнить, что всех их объединяют некоторые моменты по причине которых они находятся здесь и сейчас. Если говорить о школьниках или студентах, то в одной группе учащиеся примерно одного возраста и имеющие схожие интересы, именно так можно объяснить, что они выбрали определенный предмет или специальность. Чтобы успешно взаимодействовать с учащимися, преподавателю вовсе не следует раскрывать всю свою подноготную или полностью разделять их интересы, наоборот, некоторая туманность в изложении своей позиции при осведомленности о позиции собеседника-учащегося поможет в успешном применении манипулятивных тактик.

Как мы заметили, преподавательское искусство предполагает гораздо более широкие объемы навыков и умений, чем просто знания в определенной научной сфере. Плодотворное взаимодействие с учащимся предполагает осведомленность и способность применения на практике основ педагогики, методологии, психологии и даже суггестии. Таким образом, предложенные манипу-лятивные тактики являются неотъемлемой частью учебного процесса. Дальнейшее изучение методологической и психолингвистической составляющих позволит выделить наиболее эффективные тактики, которые будут работать в соответствующих учебных ситуациях, а также найти способ максимально продуктивного привлечения ученика к работе и повышения его успеваемости в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Денисюк Е.В. Феномен манипуляции: речедеятель-ностная интерпретация // Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий: Тезисы докладов и сообщений Всерос. науч.-методич. конференции; Екатеринбург, 19 - 21 марта 2000 г./ Под ред. И.Т. Вепревой. Екатеринбург, 2000. С. 66-68.

2. Быкова О.Н. Языковое манипулировнаие: Материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» // Теоретические и прикладные аспекты

Д. Р. Дроздова

ОСНОВНЫЕ МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТАКТИКИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ..

речевого общения: Вестник Российской риторической ассоциации. Вып. 1(8). Красноярск, 1999. С. 99-103.

3. Иванов Л.Ю. Пиар есть пиар - примеры речевой манипуляции в новом российском политическом дискурсе // Sprach. Literate. Politik. Ost- und Sudosteuropa im Wandel (hgg. B. Symanzik, G. Birkfellner, A. Sproede). Hamburg, 2004. С. 33-62.

4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием (Электронный ресурс)/ С.Г. Кара-Мурза. - Режим доступа: www.URRL:http://lib.ru/POLITOLOG/karamurza.txt (дата обращения: 15.09.2014)

5. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. Психология манипулирования. М.: АСТ, Харвест, 2006. 357 с.

6. AndersenM. The Well-Balanced Teacher. How to Work Smarter and Stay Sane Inside the Classroom and Out. Alexandria VA: ASCD, 2010. 125 с.

7. Kidd W., Czerniawsky G. Teaching Teenagers. London: SAGE, 2011. 178 с.

8. Sonntag S. Teaching, the Hardest Job You'll Ever Love! Plymouth: Rowman & Littlefield Education, 2010. 167 с.

9. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М.: Флинта, 2008. 176 с.

10. Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004.

232 с.

11. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

12. Зелинский С.А. Манипулирование личностью и массами. Спб.: СКИФИЯ, 2008. 240 с.

13. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ, 2008. 288 с.

14. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2003. 287 с.

15. Оптимизация речевого воздействия. Под ред. Котова Р.Г. М.: Наука, 1990. 240 с.

16. Страхов И.В. Психология педагогического такта. Изд-во Саратовского университета, 1966. 280 с.

17. Хутыз И.П. Актуальные коммуникативные практики: контекст реальности в прагматике современного дискурса. Краснодар: Кубанский гос. ун-т; Просвещение-Юг, 2010. 139 с.

18. Hyland K. Academic Discourse: English in a Global Context. London: Continuum, 2009. 215 c.

19. Leibling M., Prior R. The A-Z of Learning: Tips and Techniques for Teachers. New York: RoutledgeFalmer, 2005. 170 c.

20. Westwood P. What Teachers Need to Know about Teaching Methods. Camberwell, Vic.: ACER Press, 2008. 105 c.

THE MAIN MANIPULATIVE TACTICS IN ACADEMIC DISCOURSE

© 2015

D.R.Drozdova, postgraduate student

Kuban State University, Krasnodar (Russia)

Abstract. The following article is devoted to the examination of tactics of verbal manipulation, which are successfully used in the academic discourse in educational organizations. The most complete definition of the phenomenon "verbal manipulation" is given in the article. Particular manipulative tactics are analyzed in the text: the tactics of reaccentuation, the tactics of omission and misrepresentation, the tactics of incentive as well as indirect manipulative tactics: the usage of high technology as it is the source of interest of the rising generation, in particular. The efficiency of the tactics of verbal manipulation was evaluated after the use of them in the process of communication with the students of different age groups: primary school students (6 - 11 y.o.), high school students (15 - 16 y.o.) and students of the university (20 - 21 y.o). In the result of practicing the given manipulative tactics in the educational process, we traced the level of efficiency of certain manipulative tactics relative to the students of different age groups. So, these manipulative techniques are quite wide-spread and actively used by teachers in schools and universities for getting the best results. The attempt of picking out the most effective tactics of the verbal manipulation, used in the educational process, as well as tracing the way they influence on the students was made. The tactics of the verbal manipulation may be used in academic discourse as well as out of it: during the communication with the students about something, that is not connected with the educational material, and during the personal interaction between a teacher and students, for example: during the carrying out educational works and extracurricular events.

Key words: manipulation; manipulative tactics; academic discourse; teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.