Научная статья на тему 'Индивидуальная психотерапия как эффективный способ профилактики эмоционального выгорания педагогов Аэрокосмического колледжа'

Индивидуальная психотерапия как эффективный способ профилактики эмоционального выгорания педагогов Аэрокосмического колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / TEACHERS OF THE AEROSPACE COLLEGE / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / WAYS OF PREVENTING EMOTIONAL BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антоненко Н.А.

На примере работы психолога с преподавателями Аэрокосмического колледжа предложен способ профилактики эмоционального выгорания педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PSYCHOTHERAPY AS AN EFFECTIVE METHOD TO PREVENT EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF AEROSPACE COLLEGE

The research proposes a method to prevent emotional burnout of teachers on the example of the of psychologist work with teachers of the Aerospace College.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная психотерапия как эффективный способ профилактики эмоционального выгорания педагогов Аэрокосмического колледжа»

Решетневские чтения. 2017

УДК 159.98

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Н. А. Антоненко

Аэрокосмический колледж Сибирского государственного университета науки и технологий

имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: antonenko.nataa@gmail.com

На примере работы психолога с преподавателями Аэрокосмического колледжа предложен способ профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Ключевые слова: преподаватели Аэрокосмического колледжа, синдром эмоционального выгорания, способы профилактики эмоционального выгорания.

INDIVIDUAL PSYCHOTHERAPY AS AN EFFECTIVE METHOD TO PREVENT EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF AEROSPACE COLLEGE

N. A. Antonenko

Aerospace College of Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: antonenko.nataa@gmail.com

The research proposes a method to prevent emotional burnout of teachers on the example of the of psychologist work with teachers of the Aerospace College.

Keywords: teachers of the Aerospace College, emotional burnout syndrome, ways ofpreventing emotional burnout.

Реализация преподавателя в профессиональной деятельности требует больших интеллектуальных, эмоциональных и психических ресурсов, что в полной мере относится и к деятельности педагогов Аэрокосмического колледжа по подготовке специалистов в ракетно-космической отрасли. Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции, одним из которых является эмоциональная устойчивость педагога, необходимая для преодоления негативных изменений, в том числе и синдрома эмоционального выгорания [1].

В последние годы выросли требования со стороны родителей и администрации к личности преподавателя Аэрокосмического колледжа, его роли в образовательном процессе, приветствуется индивидуальный подход к работе, новаторство, проектная деятельность, использование новых педагогических технологий.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению преподавателей, известному как «синдром эмоционального выгорания». Этот феномен обусловлен ярко выраженными отрицательными последствиями, которые проявляются в постепенном развитии негативных социально-психологических установок в отношении себя, близких людей, коллег, работы. Это переживание чувства собственной несостоятельности, безразличие к профессиональной деятельности, утрата прежде значимых жизненных ценностей, приводящих к снижению внутриличностных ресурсов специалиста, развитие

психосоматических нарушений [2], что однозначно препятствуют эффективной реализации в профессиональной деятельности.

По наблюдениям педагога-психолога Аэрокосмического колледжа признаки синдрома эмоционального выгорания разной степени сформированности ярко проявляются в поведении достаточного количества преподавателей Аэрокосмического колледжа, в их отношении к своей профессиональной деятельности, коллегам, студентам.

Используемые в настоящий момент специалистами способы профилактики эмоционального выгорания разнообразны [3-5], но, по сути, представляют набор малосвязанных друг с другом приемов снижения эмоционального напряжения без учета индивидуально-психологических особенностей человека, который их использует.

Кроме того, популяризация способов профилактики эмоционального выгорания часто вызывает их некорректное использование и формирование стойкой отрицательной установки по отношению к ним, особенно у тех педагогов, у которых уже сформирован синдром эмоционального выгорания. В самоотчетах преподавателей это представлено следующим образом: «Мне все равно уже ничего не поможет». Также при работе с эмоциональным выгоранием не дают стойкого профилактического эффекта самые популярные способы работы в данном направлении - тренинги.

Наблюдения и анализ работы педагога-психолога Аэрокосмического колледжа по оказанию индивиду-

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

альной психологической помощи обратившимся преподавателям показывают, что применение индивидуальной психотерапевтической работы вызывает стойкое снижение признаков эмоционального выгорания. Предполагается, что в таких случаях на фоне достаточно высокой мотивации к изменениям у самих педагогов в процессе работы с психологом происходит изменение, переформулирование глубинных установок, которые ранее способствовали накоплению эмоционального напряжения и развитию синдрома выгорания.

Библиографические ссылки

1. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/psikholo-giches-kie-usloviya-preduprezhdeniya-sindroma-emotsio-nalnogo-vygoraniya-u-prepodavate#ixzz4segj2bud (дата обращения: 14.09.2017).

2. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/psikholo-giches-kie-usloviya-preduprezhdeniya-sindroma-emotsion-alnogo-vygoraniya-u-prepodavate#ixzz4segj2bud (дата обращения: 14.09.2017).

3. Водопьянова Н. Е., Страченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб. : Питер, 2008. 336 с.

4. Воробейчик Я. Н., Минкович М. Я. Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе, детям и близким). Одесса, 2006.

5. Никифоров Г. С. Практикум по психологии профессиональной деятельности / СПГУ. 2000. С. 220-222.

References

1. Electronic textbook StatSoft. Available at: http:// www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-usloviya-preduprezhdeniya-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-prepodavate#ixzz4segj2bud (accessed: 14.09.2017).

2. Electronic textbook StatSoft. Available at: http:// www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-usloviya-preduprezhdeniya-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-prepodavate#ixzz4segj2bud (accessed: 14.09.2017).

3. Vоdоp'yanova N. Е., Strаchеnkоvа Е. С. [Burnout syndrome. Diagnosis and prevention]. 2nd ed. SPb. : Peter, 2008. 336 p.

4. Vоrоbеchik Ya. N., Minkovich M. Ya. [Self-teacher on psychotherapeutic help (how to help yourself, children and loved ones)]. Odessa, 2006.

5. Nikiforov G. S. [Workshop on the psychology of professional work] / SPbGU. 2000. P. 220-222.

© Антоненко Н. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.