УДК 154.4 ББК 88.4
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ УЧИТЕЛЕМ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS WITH DIFFERENT TYPES OF ECONOMIC SELF-DETERMINATION
Сафукова Надежда Николаевна
Доцент кафедры психологии, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь эмоционального выгорания учителей с различными типами экономического самоопределения, удовлетворенности своим профессиональным выбором и его результатами, отношением к экономическим обстоятельствам собственной жизни, к материальным благам и их источникам. В результате сравнительного и корреляционного анализа выявлено, что существует взаимосвязь между уровнем проявления синдрома эмоционального выгорания у учителей и типами экономического самоопределения.
Ключевые слова: эмоциональное (профессиональное) выгорание, экономическое самоопределение, учителя.
Safukova Nadezda N.
Assistant Professor at the Department of Psychology, Ulyanovsk state pedagogical University named after I. N. Ulyanov, PhD in Psychology
E-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the issue of correlation between the teachers' emotional burnout and different types of economic self-determination, as well as satisfaction with their professional choice and its results and the attitude to the economic circumstances of their lives, to material benefits and their sources. As a result of the comparative and correlation analysis it has been revealed that there is a relationship between the level of manifestation of the emotional burnout syndrome in teachers and the types of the economic self-determination.
Keywords: emotional (professional) burnout, economic self-determination, teachers.
Введение
В связи с усложнением и изменчивостью экономической среды, в которой живет и работает современный человек, растут требования, предъявляемые к уровню профессионализма работников образовательной сферы - педагогов. Современный учитель осуществляет значительное число профессионально-социальных функций. Это «роли», складывающиеся на основе тех «систем ожидания», которые предъявляют учителю родители, администрация школы, государство. Есть четко определенный общественный спецзаказ на педагога, складывается новый образ педагога. Это экспериментатор, воспитатель, эксперт, «психолог», руководитель проектов; деликатный, внимательный и восприимчивый к интересам учащихся, «открытый к открытиям»1. Встает вопрос - не слишком ли велика ноша для одного человека?
Поэтому далеко не каждый педагог может успешно адаптироваться и максимально продуктивно осуществлять свою профессиональную деятельность лично для себя и общества, а потому увеличивается вероятность развития неблагоприятных психических состояний у представителей помогающих профессий системы «человек-человек» [1-3]. А так как деятельность учителя принадлежит к специальностям подобного вида, одним из интенсивных отрицательных проявлений у представителей вышеназванной классификации считается явление «профессионального или эмоционального выгорания».
На всем протяжении жизненного пути человека и на всех этапах его профессионального становления (на этапе выбора профессии, профессионального обучения и последующей профессиональной деятельности, в профессиональных кризисах) принимаемые им жизненные решения и его отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру обусловлены в том числе результатами его экономического самоопределения [4-7].
В наиболее общем плане самоопределение личности трактуется как «поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых и формируемых им во временной перспективе базовых отношений к миру, к себе, к другим людям и обществу в целом» [4].
Содержание и результат этого процесса составляют система жизненных смыслов личности, ее идеалов и принципов, внутренне принятых правил и норм, ее притязаний и ожиданий, система целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.
Профессиональное самоопределение личности (как один из аспектов ее жизненного самоопределения в целом и как вид самоопределения, имеющий свою специфику) - это поиск своего места и смыслов в мире профессий, собственного способа функционирования в этом мире.
Содержанием экономического самоопределения выступает поиск оптимальной позиции в системе экономических отношений и собственного способа функционирования в экономическом пространстве бытия (в соответствии с внутренними принципами, смыслами, ценностями и идеалами, притязаниями и целями). Содержательные результаты
1 http://akvobr.ru/uchitel_v_sovremennoi_sisteme_obrazovanija_rossii.html
экономического самоопределения личности - это отношение человека к собственности и к экономическим благам, к их источникам и способам их приобретения, к богатству и бедности, к различным видам экономической активности, к себе как ее субъекту. Это и экономическая идентичность личности, и ее субъективное экономическое благополучие/ неблагополучие, удовлетворенность материальными обстоятельствами собственной жизни [4-6].
Исследования последних лет показывают, что одним из негативных и частых проявлений профессиональной деформации у представителей социономических профессий является синдром эмоционального выгорания. Однако в научной литературе и практической сфере исследований недостаточно изучена проблема эмоционального выгорания у специалистов системы «человек-человек» с различными типами экономического самоопределения.
Вышесказанным определяется цель описанного ниже эмпирического исследования, в ходе которого проверялось предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем проявления синдрома эмоционального выгорания у учителей и типами экономического самоопределения.
Материалы и методы исследования
Методологическую основу исследования составили труды В. В. Бойко [8], А. Л. Журавлева и А. Б. Купрейченко [4], Е. С. Картавой [2], Т. Н. Ронгинской [9], Т. Г. Хащенко [7].
В качестве методов исследования выступили анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, математико-статистическая обработка данных и интерпретация полученных результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
Диагностика особенностей синдрома эмоционального выгорания у учителей с различными типами экономического самоопределения проводилась при помощи следующих методик: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, опросник «Нравственная оценка денег» Е. И. Горбачевой и А. Б. Купрейченко, анкета «Объяснение богатства/бедности людей».
Выбор первой методики был очевиден, а выбор последующих двух требовал объяснения. Итак, как же расшифровывается понятие «экономическое самоопределение?
Под экономическим самоопределением понимается «поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в системе экономических отношений (трудовых, обменных, имущественных, распределительных, потребительских и др.) на основе его представлений о социально-экономических условиях и их динамике, собственных притязаниях, ожиданиях и потенциальных возможностях как динамично развивающихся во времени психологических образованиях, а также на основе жизненных смыслов и принципов, целей и идеалов» [5].
То есть экономическое самоопределение - это отношение человека к собственности и к экономическим благам, к их источникам и способам их приобретения, богатству и бедности, различным видам экономической активности, к себе как субъекту (Person).
Опросник «Нравственная оценка денег» Е. И. Горбачевой и А. Б. Купрейченко позволяет выявить существующую в сознании респондентов связь понятия «деньги» как с позитивными (основными жизненными и нравственными ценностями), так и с негативными явлениями. Для этого, по данным многочисленных исследований, были отобраны 25 категорий, наиболее тесно связанных с понятием «деньги»: «свобода», «власть», «здоровье», «средство существования», «любовь», «зависимость», «конфликт». В основу методического приема был положен принцип расщепленной шкалы. Он позволяет выявлять амбивалентную и противоречивую нравственную оценку денег, то есть оценить степень восприятия денег одновременно и как добра, и как зла.
Выборку исследования составили учителя Ульяновской области в количестве 70 человек. 90% респондентов - женщины. Это доказывает популярность и традиционность при выборе данной профессии.
По возрастному признаку респонденты распределились следующим образом: 15% -в возрасте 18-25 лет, 40% - в возрасте 26-45 лет, 25% - в возрасте 46-55 лет и 20% - в возрасте старше 56 лет.
По уровню образования 75% учителей имеют высшее образование и 25% - среднее специальное. Это позволяет сделать вывод о том, что согласно уровню образования имеются различия в оплате труда. А значит, есть и различия в экономическом самоопределении респондентов.
После обработки полученных данных опросника «Нравственная оценка денег» была сделана сводная таблица с общими суммами по оценке степени связи важных жизненных понятий с понятием «деньги» (таблица).
Из таблицы видно, что такие понятия, как «правдивость», «принципиальность», «комфорт» и «развлечения», тесно связаны с понятием «деньги», по мнению учителей. Среднюю степень связи с понятием «деньги» имеют «достижения», «здоровье», «зависимость», «информация», «конфликт» и «безопасность», и самую низкую связь с «деньгами» имеет такое понятие, как «любовь». Это обусловлено тем, что профессия «учитель» основывается на высоких моральных принципах, любви к детям, ответственности за них. И все
Таблица
Самые популярные категории и самые высокие оценки понятия «деньги»
Высокая степень Средняя степень Низкая степень
правдивость достижения любовь
принципиальность здоровье
комфорт зависимость
развлечения информация
конфликт
безопасность
качества, которые должны быть у учителя для выполнения своих профессиональных обязанностей, уже в нем заложены независимо от оплаты его труда.
Из 70 опрашиваемых 20 респондентов обозначили данную связь как низкую, 40 респондентов - как среднюю и 10 респондентов - как высокую.
Опрос по анкете «Объяснение богатства/бедности людей» позволяет выявить типы экономического самоопределения личности, исходя из объяснения богатства или бедности.
Для наглядности результаты представлены графически на рисунке. Показано распределение типов экономического самоопределения по показателям. У 45% респондентов преобладает социально-экономический тип, у 35% - фаталистический тип, и лишь у 20% -индивидуалистический тип экономического самоопределения.
Это значит, 45% учителей объясняют отношение к экономическим благам, способам и источникам их приобретения посредством внешних факторов, то есть причины богатства и бедности людей объясняют следствием нестабильности в стране; тем, что материальное благополучие граждан напрямую зависит от государственной политики, от действий местных властей. Многие люди оказываются за чертой бедности из-за неразумно проведенных экономических реформ. Бедность - следствие плохой работы социальной службы.
35% учителей объясняют причины богатства и бедности людей следствием счастливого случая; бедность - испытание Божье; богатство - благословение Божье; богатство или бедность - это судьба; богатство часто достается тем, кто его не заслуживает.
20% учителей объясняют богатство и бедность людей внутренними факторами: материальный достаток - это следствие упорного труда, честности и сбережения; материальный достаток зависит только от самого человека, его усилий и способностей; ленивый человек вряд ли сможет стать богатым; знания и хорошее образование дают возможность обеспечить себя и свою семью.
Распределение типов экономического самоопределения: 45%-социально-экономический, 35% - фаталистический, 20% - индивидуалистический
Рис. Распределение показателей типов экономического самоопределения
Исследование степени выраженности симптомов эмоционального выгорания проводилось с помощью «Методики диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко. На опрос отводилось 45 минут. Далее заполненные анкеты были собраны и результаты обработаны при помощи программы Excel. Выявилось, что в зоне особого риска находятся 10 учителей, из которых у 6 сформировалась стадия резистенции, у 5 - стадия истощения, а 24 учителя физической культуры находятся на стадии напряжения.
Таким образом, исследование показало, что наибольшее количество учителей в первой фазе эмоционального выгорания - напряжение и во второй фазе - резистенции - сопротивления. При этом учитель, который находится на фазе резистенции, может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания при проведении определенной коррекционной работы.
Для проверки предположения о том, что существует взаимосвязь между уровнем проявления синдрома эмоционального выгорания у учителей и типами экономического самоопределения, провели корреляционный анализ Спирмена. В результате выяснилось, что существует положительная взаимосвязь между социально-экономическим, фаталистическим типами экономического самоопределения и фазой напряжения синдрома эмоционального выгорания. То есть чем больше выражена ориентация на экономические блага, способы и источники их приобретения посредством внешних факторов, тем больше у учителей растет напряжение, которое может перерасти в самую сложную фазу синдрома эмоционального выгорания - истощения.
Заключение
Таким образом, гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем проявления синдрома эмоционального выгорания у учителей и типами экономического самоопределения, нашла подтверждение. Что делать дальше? Следствием взаимообусловленности процессов эмоционального выгорания и экономического самоопределения личности могут быть принятое решение о выходе из сферы наемного труда в сферу предпринимательства как возможности самостоятельно создавать материальные условия своей профессиональной самореализации или, напротив, своеобразный «дауншиф-тинг» в сфере профессионального выбора, когда стесненный в материальных средствах здоровый и работоспособный человек отказывается от высоко прибыльной, но напряженной и полной стрессов работы в пользу занятости с низким доходом, но психологически комфортной.
Список литературы
1. Белозерова Л. А., Сафукова Н. Н. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации личности специалистов социономических профессий // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. - 2014. -№ 2 (17). - С. 25-27.
2. Картавая Е. С. Специфика структуры психического выгорания в профессиях субъект-субъектного и субъект-объектного типа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2009. - 25 с.
3. Сафукова Н. Н., Белозерова Л. А. Проявление синдрома эмоционального выгорания у специалистов системы человек с различным трудовым стажем // Уч. зап. Орловского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 4 (54). - С. 423-426.
4. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Феномены экономического самоопределения: социально-психологические механизмы действия // Психология в экономике и управлении. - 2012. - № 2. - С. 7-17.
5. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. - 480 с.
6. Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения современных российских руководителей // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2011. - Т. 8, № 2. - C. 40-58.
7. Хащенко Т. Г., Болтунова С. В., Чернова Ю. А. Психологическое сопровождение экономического самоопределения личности в период профессионализации в вузе: моногр. - Ульяновск: Ульяновская ГСХА им. П. А. Столыпина, 2015. - 254 с.
8. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб., 1999. - 105 с.
9. Ронгинская Т. Н. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23, № 3. - С. 85-96.
10. Орёл В. Е. Синдром психического выгорания личности. - М., 2005.
11. Сафукова Н. Н. Проблема профессиональной деформации и эмоционального выгорания личности практического психолога // Тр. молодых ученых Ульяновского гос. ун-та. Сб. докл. и тез. докл. студентов и аспирантов на XIV ежегодной науч.-практ. конф. - 2004. - С. 103-105.
12. Шибанова Е. С., Хащенко В. В. Представление о богатом и бедном человеке в различных социально-экономических группах // Современная психология: состояние и перспективы исследований / под ред. А. Л. Журавлева. - Ч. 2. - М.: ИП РАН, 2002. - С. 332-345.
References
1. Belozerova L. A., Safukova N. N. Emotsionalnoe vygoranie kak forma profession-alnoy deformatsii lichnosti spetsialistov sotsionomicheskikh professiy. Vektor nauki Tolyattinskogo gos. un-ta. Ser.: Pedagogika, psikhologiya. 2014, No. 2 (17), pp. 25-27.
2. Kartavaya Е. S. Spetsifika struktury psikhicheskogo vygoraniya v professiyakh sub-yekt-subyektnogo i subyekt-obyektnogo tipa. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, 2009. 25 p.
3. Safukova N. N., Belozerova L. A. Proyavlenie sindroma emotsionalnogo vygoraniya u spetsialistov sistemy chelovek s razlichnym trudovym stazhem. Uch. zap. Orlovsk-ogo gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye i sotsialnye nauki. 2013, No. 4 (54), pp. 423-426.
4. Zhuravlev A. L., Kupreychenko A. B. Fenomeny ekonomicheskogo samoopredele-niya: sotsialno-psikhologicheskie mekhanizmy deystviya. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii. 2012, No. 2, pp. 7-17.
5. Zhuravlev A. L., Kupreychenko A. B. Ekonomicheskoe samoopredelenie: Teoriya i em-piricheskie issledovaniya. Moscow: Izd-vo "In-t psikhologii RAN", 2007. 480 p.
6. Kupreychenko A. B. Nravstvenno-psikhologicheskaya determinatsiya ekonomicheskogo samoopredeleniya sovremennykh rossiyskikh rukovoditeley. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2011, Vol. 8, No. 2, pp. 40-58.
7. Hashchenko T. G., Boltunova S. V., Chernova Yu. A. Psikhologicheskoe soprovozhdenie ekonomicheskogo samoopredeleniya lichnosti v period professionalizatsii v vuze: monogr. Ulyanovsk: Ulyanovskaya GSKhA im. P. A. Stolypina, 2015. 254 p.
8. Boyko V. V. Sindrom emotsionalnogo vygoraniya v professionalnom obshchenii. St. Petersburg, 1999. 105 p.
9. Ronginskaya T. N. Sindrom vygoraniya v sotsialnykh professiyakh. Psikhologicheskiy zhurnal. 2002, Vol. 23, No. 3, pp. 85-96.
10. Orel V. E. Sindrom psikhicheskogo vygoraniya lichnosti. Moscow, 2005.
11. Safukova N. N. Problema professionalnoy deformatsii i emotsionalnogo vygoraniya lichnosti prakticheskogo psikhologa. In: Tr. molodykh uchenykh Ulyanovskogo gos. un-ta. Proceedings of the XIV annual scientific-practical conference. 2004, pp. 103-105.
12. Shibanova E. S., Hashchenko V. V. Predstavlenie o bogatom i bednom cheloveke v razlichnykh sotsialno-ekonomicheskikh gruppakh. In: Zhuravlev A. L. (ed.) Sovre-mennaya psikhologiya: sostoyanie i perspektivy issledovaniy. Part 2. Moscow: IP RAN, 2002. Pp. 332-345.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3
Статья поступила в редакцию 15.01.2019 The article was received on 15.01.2019