Научная статья на тему 'Эмоциональное выгорание педагогов дошкольного образования'

Эмоциональное выгорание педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
818
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / BURNOUT SYNDROME / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PROFESSIONAL DEFORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савенкова Евгения Сергеевна

В течение последних трех десятилетий проблема исследования синдрома эмоционального выгорания встала особенно остро. Актуальность этой проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога и его роли в воспитательном процессе, так как профессия педагога обладает огромной социальной важностью. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию феномена эмоционального выгорания. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. В статье анализируются, что стремительные темпы развития современного общества накладывают отпечаток и на осуществление труда, предъявляя новые требования к различному роду профессий. Также было обозначено, что педагогическая деятельность находится в зоне риска возникновения синдрома эмоционального выгорания. Проведено исследование на базе одного из детских садов города Ставрополя. Статья раскрывает состояние эмоционального выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сделаны выводы о связи длительности профессиональной деятельности, ее субъективных и предметных условий с возникновением и генезом состояния эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL DECLINATION OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION

Over the past three decades, the problem of burnout syndrome has become particularly acute. The urgency of this problem is due to the increasing demands from society on the personality of the teacher and his role in the educational process, since the profession of a teacher has great social importance. Numerous studies show that the pedagogical profession is one of those that is more susceptible to the effects of the emotional burnout phenomenon. This is due to the fact that the professional work of a teacher is distinguished by a very high emotional workload. The article analyzes that the rapid pace of development of modern society imposes an imprint on the implementation of labor, presenting new requirements for different types of professions. It was also indicated that pedagogical activity is at risk of developing a burnout syndrome. A study was conducted on the basis of one of the kindergartens of the city of Stavropol. The article reveals the state of emotional burnout in teachers in the context of the profile of professional activity in a preschool educational institution. The conclusions are made about the relationship of the duration of professional activity, its subjective and objective conditions with the emergence and genesis of the state of emotional burnout.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное выгорание педагогов дошкольного образования»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Савенкова Е.С. Email: Savenkova664@scientifictext.ru

Савенкова Евгения Сергеевна-магистр, кафедра практической и специальной психологии, Северо-Кавказкий федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в течение последних трех десятилетий проблема исследования синдрома эмоционального выгорания встала особенно остро. Актуальность этой проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога и его роли в воспитательном процессе, так как профессия педагога обладает огромной социальной важностью. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию феномена эмоционального выгорания. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

В статье анализируются, что стремительные темпы развития современного общества накладывают отпечаток и на осуществление труда, предъявляя новые требования к различному роду профессий. Также было обозначено, что педагогическая деятельность находится в зоне риска возникновения синдрома эмоционального выгорания. Проведено исследование на базе одного из детских садов города Ставрополя. Статья раскрывает состояние эмоционального выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сделаны выводы о связи длительности профессиональной деятельности, ее субъективных и предметных условий с возникновением и генезом состояния эмоционального выгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, педагогическая деятельность, профессиональная деформация.

EMOTIONAL DECLINATION OF TEACHERS OF PRESCHOOL

EDUCATION Savenkova E.S.

Savenkova Evgenia Sergeevna - Master, DEPARTMENT OF PRACTICAL AND SPECIAL PSYCHOLOGY, NORTH CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY, STAVROPOL

Abstract: over the past three decades, the problem of burnout syndrome has become particularly acute. The urgency of this problem is due to the increasing demands from society on the personality of the teacher and his role in the educational process, since the profession of a teacher has great social importance. Numerous studies show that the pedagogical profession is one of those that is more susceptible to the effects of the emotional burnout phenomenon. This is due to the fact that the professional work of a teacher is distinguished by a very high emotional workload.

The article analyzes that the rapid pace of development of modern society imposes an imprint on the implementation of labor, presenting new requirements for different types of professions. It was also indicated that pedagogical activity is at risk of developing a burnout syndrome. A study was conducted on the basis of one of the kindergartens of the city of Stavropol. The article reveals the state of emotional burnout in teachers in the context of the

profile of professional activity in a preschool educational institution. The conclusions are made about the relationship of the duration of professional activity, its subjective and objective conditions with the emergence and genesis of the state of emotional burnout. Keywords: burnout syndrome, pedagogical activity, professional deformation.

УДК 331.225.3

Стремительные темпы развития современного общества, которые касаются всех без исключения сфер жизнедеятельности человека, несомненно, откладывают отпечаток и на осуществление труда, предъявляя новые требования к различному роду профессий. Указанные тенденции прямо пропорционально связаны с тем, что в настоящее время многие специалисты испытывают тяжелые нагрузки: все больше приходится тратить на выполнение трудовых обязанностей, которые увеличиваются изо дня в день; необходимо постоянно переобучаться или повышать квалификацию, чтобы соответствовать занимаемой должности, которую в любой момент может занять более квалифицированный специалист с инновационными взглядами; непрестанно повышается трудовая ответственность работников, так как перед ними стоит важная задача -своевременно, качественно и результативно выполнить возложенную на них работу. Все это и многое другое может привести к такому негативному последствию, как возникновение синдрома эмоционального выгорания. На сегодняшний день данный синдром - это один из наиболее существенных и сложных феноменов профессиональной деформации [2]. Зачастую он является следствием систематических профессиональных стрессов. Считаем интересным отметить, что в марте этого года в Министерстве труда и социальной защиты РФ был вынесен на обсуждение вопрос о возможности доплачивать за эмоционально-интеллектуальное напряжение на рабочем месте. На указанную доплату могут рассчитывать правоохранители, медики, бухгалтеры, журналисты, педагоги и представители некоторых других профессий. Также секретарем ФНПР Виталием Трумелем было отмечено: «Известно, что перегрузки, негативные состояния и эмоции имеют накопительный эффект и отражаются на здоровье. Поднимается давление, начинается бессонница, падает производительность труда. Это просто необходимо учитывать» [1]. Указанная точка зрения отражает, насколько губительным для человека является эмоциональное выгорание на рабочем месте.

Опираясь на изложенное выше, следует отметить, что синдром эмоционального выгорания характерен для любой профессиональной деятельности, и он крайне негативно отражается как на здоровье человека, так и на его производительности труда. Не обошла стороной данная проблема и педагогических работников.

Осуществляемый педагогами труд всегда был подвержен различным стрессогенным факторам: непрерывное общение с учениками и их родителями, коллегами, которое зачастую характеризуется высокими эмоциональными напряжениями, необходимость постоянного совершенствования своих умений и навыков, частые изменения в учебных планах и требованиях к педагогам, несоразмерно низкая заработная плата и др. В связи с этим для педагогической деятельности всегда существует риск развития синдрома эмоционального выгорания, который с увеличением рабочего стажа может только обостряться, если вовремя не принять профилактические меры. Таким образом, обозначенные выше положения определяют актуальность исследуемой темы, так как педагогические работники находятся постоянно под влиянием довольно стрессогенных трудовых условий в своей профессиональной деятельности [4].

Отметим, что проблема как эмоционального выгорания в целом, так и эмоционального выгорания педагогов в частности, уже долгое время привлекает внимание психологов теоретиков и практиков. Так, вопросы, касающиеся указанной проблемы, нашли свое отражение в трудах российских и зарубежных исследователей: В.В. Бойко, П.А. Сорокина, Б. Пельмана и Е. Хартмана, А. Пайнса, В. И. Ковальчука и других. Необходимо обратить внимание, что сам термин «синдром эмоционального выгорания» возник сравнительно недавно: в 1974 году американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг

совместно с Г. Нортоном определили синдром эмоционального выгорания как «постепенный процесс утраты человеком эмоциональной, когнитивной и физической энергии, сопровождающийся симптомами эмоционального и умственного истощения, частого физического утомления, личной отстраненности и отсутствия удовлетворения выполненной работой». Отметим, что, по мнению Х.Дж. Фрейденберга, зачастую синдрому эмоционального выгорания подвержены люди, которые начиная свою трудовую деятельность, предъявляют к себе неоправданно высокие требования или же ожидают от выполнения ими той или иной работы чрезмерно высокого результата, что в дальнейшем может привести к психоэмоциональному расстройству, апатии, разочарованию в выбранной профессии [3]. Однако, по мнению того же автора, люди, устойчивые к синдрому эмоционального выгорания, отличаются позитивным мышлением, оптимизмом, умением преодолевать трудные жизненные ситуации и оставаться «на плаву».

Итак, целью нашего исследования явилось изучение эмоционального выгорания педагогических работников.

Исследование проводилось на базе детского сада города Ставрополя. В нем приняли участие педагоги, у которых рабочий стаж был от 1 года до 25 лет.

Для реализации поставленной цели автором статьи был применен опросник В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания». Автор данной методики понимает под синдромом эмоционального выгорания механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами и учениками.

С помощью указанной методики является возможным диагностировать основные симптомы синдрома эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития они имеют отношение: «напряжения» (А), «истощения» (С) или «резистенции» (В) и где наибольшее количество доминирующих симптомов.

В ходе исследования была составлена таблица, в которой отражены значения по каждой из трех шкал опросника, полученные при диагностировании педагогических работников.

Таблица 1. Результат диагностирования педагогических работников (опросник В.В. Бойко)

Группа А Группа В Группа С

низкая средняя высокая низкая средняя высокая низкая средняя высокая

Педагоги 32% - - - 50% - - - -

Из приведенной таблицы видно, что педагогические работники в зависимости от симптоматики синдрома эмоционального выгорания и степени ее выраженности были разделены на три группы. В группе «А» находились педагоги в фазе «напряжения» (32%). В обозначенной фазе был отмечен низкий уровень эмоционального напряжения, что является предвестником формирования синдрома эмоционального выгорания. Фаза «резинстентности» наблюдалась в группе «В» (50%). В этой фазе отмечен средний уровень выраженности «резинстентности», что говорит нам о том, эти люди психологически устойчивы, обладают сопротивляемостью к внешним негативным факторам воздействия на психику. В группе «С» (фаза «истощения» соответствует синдрому эмоционального выгорания) никого из сотрудников не оказалось. Итак, исходя из полученных результатов по методике В.В. Бойко, можно сделать вывод о том, что в одном из детских садов г. Ставрополя у педагогов не был отмечен сидром эмоционального выгорания, большая часть работников психологически устойчива, однако у некоторых из лиц был обнаружен низкий уровень эмоционального напряжения, что является предвестником формирования синдрома эмоционального выгорания. Данный факт является сигналом к тому, чтобы проводить профилактические мероприятия по его предупреждению и устранению.

Подводя итог проведенному исследованию, хотелось бы отметить, что для предупреждения и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогам следует придерживаться следующих рекомендаций:

- использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

- профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией);

- эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным) и т.д [5].

Итак, подведем итоги:

- на сегодняшний день синдрому эмоционального выгорания подвержены многие специалисты различных профессий, не являются исключением и педагогические работники, так как последние испытывают большие психоэмоциональные нагрузки и зачастую находятся в стрессогенных условиях трудовой деятельности;

- исходя из полученных результатов по методике В.В. Бойко, можно сделать вывод о том, что в одном из детских садов г.Ставрополя у педагогов не был отмечен сидром эмоционального выгорания, большая часть работников психологически устойчива, однако у некоторых из лиц был обнаружен низкий уровень эмоционального напряжения, что является предвестником формирования синдрома эмоционального выгорания.

- для предупреждения и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогам следует придерживаться различного рода рекомендациям: использование «тайм-аутов»; овладение умениями и навыками саморегуляции; профессиональное развитие и самосовершенствование; эмоциональное общение и т.д.

Список литературы /References

1. Газета.Ru «Новый закон: накричал на работника - увеличь зарплату» // Отдел «Бизнес» 29.03.2019 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2019/03/29/12272294.shtml (дата обращения: 20.05.2019).

2. Кондратьева О.Г., Садовников А.С. Влияние механизмов психологической защиты на уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания у педагогов // АНИ: педагогика и психология. 2017. №1 (18). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/nMiyanie-mehamzmov-psihologicheskoy-zaschity-na-uroven-sformirovannosti-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov (дата обращения: 20.05.2019).

3. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособие для студ. факультета психологии. / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. - Куйбышев, 2012. 96 с.

4. Паутова В.В. Профессия «Педагог» и синдром профессиональгного выгорания // Инновационная наука. 2016. №11-3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professiya-pedagog-i-sindrom-professionalgnogo-vygoraniya (дата обращения: 20.05.2019).

5. Полищук Е.А., Крылова Н.Н. Психолого-педагогическое исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов // Вестник ПензГУ. 2016. №3 (15) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/psihologo-pedagogicheskoe-issledovanie-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov (дата обращения: 20.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.